Картина «Масленица» – праздник радости, смеха и веселья. Картина васнецова сжигание чучела


Из истории Масленицы в Москве

На дворе сейчас масленичная неделя, которая в этом году проходит в 11 до 17 марта. Масленица любима в России еще с дохристианских времен и всегда отмечалась, даже в советское время.

Москва же всегда любила отметить Масленицу с размахом, с особым шиком.

Сегодня мы расскажем и покажем, как же отмечалась Масленица в старой Москве —>

Для начала немного общей информации про праздник. Культ проводов зимы дошёл до нас ещё с языческих времён, тогда он назывался Комоедицей – это неделя до и после начала весны. После крещения Руси это преобразовалось в православный церковный праздник с понедельника по Прощёное воскресенье, она сначала называлась церковной сырной седмицей, потом уже стала масленицей. Эта неделя и сопровождалась большими весёлыми гуляниями. Светское празднование Масленицы учреждено царским указом Петра I по образу и подобию европейских карнавалов.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — «заигрыши». На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Скорее всего отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В «широкий четверг» происходили самые людные катания на санях. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Причем первые три дня назывались «узкой масленицей», народ ещё занимался хозяйственными делами, а гуляли и веселились в основном дети и молодожёны, с четверга же начиналась «широкая масленица», работать в эти дни запрещалось.

Масленица в Коломенском.

Теперь же перейдём к тому, что происходило в Москве. В XVII и XVIII веках. Много отзывов о праздновании масленицы в Москве оставили иностранцы. Эти свидетельства показывают, что в праздновании масленицы москвичи не знали меры, что порой было губительно. К примеру, англичанин С. Коллинс, который в середине XVII века служил врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: «На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем». Коллинс также писал, что после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. «Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста», — писал Коллинс.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: «В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности». Кроме этого, москвичи Шлейссингеру напомнили итальянцев: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется».

Картина из серии «Масленица» Бориса Кустодиева, 1910-е годы.

Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, «кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися». Так то, ведь качели для многих, особенно после водки или пива, становились причиной членовредительства, а то и гибели.Но грозные царские указы и наставления патриарха на деле не смогли ничего изменить. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам бурно веселился, и качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Аполлинарий Васнецов. «Сжигание чучела Масленицы».

Масленица не прошла и мимо секретаря австрийского посольства И. Г. Корба, приехавшего в это время в Россию: на масленице «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Корб был крайне удивлён происходящим, и стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный дворец Лефорта в Немецкой слободе освящал на масленицу шутовской патриарх, «князь-папа», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор». Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а «патриарх» благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжавшийся двое суток: «Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представителям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы».Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Василий Суриков. «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского», 1900.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и «князь-папа» со своей шутовской свитой: «В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином». За ним следовал Нептун: «Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен». Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы). Берхгольц рассказывал: «Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль».Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

Жерар Делабарт. Вид ледяных гор в Москве во время Сырной недели (Масленица), 1795 год.

Традиции празднования масленицы петровских времён продолжились и при Екатерине II , которая, по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, которые, правительница намеревалась уничтожить. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника.

Картина Сергея Смирнова.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам Москвы наперегонки неслись разномастные упряжки. Наиболее популярно было катание на санях на реке Неглинной. Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: «Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд — предмет соперничества Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня — четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину».

Главное угощение на масленице — блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.Был очень популярен Воронинский трактир в Охотном ряду, где на вывеске «Здесь Воронины блины» была изображена ворона с блином в клюве.

Фотография 1900-х годов. Масленичные гуляния на Девичьем поле.

Даже в разоренной французами Москве 1813 года о празднике не забыли. По воспоминаниям современника, уличные торговцы в тот год были одеты живописно: «Мужик в медвежьей гусарской шапке… Деревенская баба во французской шинели… Мальчик в лохмотьях продавал «блины горячие», для свежести прикрытые кавалерийским чепраком с иностранными гербами…» Еще лет 150 назад масленичное обжорство, как правило, сопровождалось баталиями — «стенка на стенку».

Это действие называлось «пойти блины вытряхнуть». И вытряхивали, чаще всего не без крови. Обычай этот попробовали воскресить в 1928 году, когда, как писала «Вечерка», «на льду Москвы-реки собрались любители кулачных развлечений». Но бойцов разогнала конная милиция…

Народное гулянье на Девичьем поле на Масленице. 1913. А. Рыбников.

Перед гуляниями в короткий срок сооружались качели, карусели, цирковые и театральные балаганы, палатки, чайные и рестораны. Места гуляний менялись, в XVIII и XIX веках ими успели побывать и Воскресенская площадь, и Пресненские пруды, и Неглинная, как уже писалось выше. Гуляния также проводились на месте срытого земляного вала, в районе Новинского бульвара. В 1861-62 годах гулянье было перенесено на Девичье поле.

Вот что писали в одной из газет от 28 февраля 1903 года: «Широкая масленица в полном разгаре. На Девичьем поле стоит гул голосов, многотысячной толпой переходящей от балагана к балагану, с каруселей на французско-русские горы. Публика в большинстве серая: солдаты, мастеровые, их жены и дети.»

 

Отмечали масленицу даже и в советское время. Правда, часто называлось это действо «проводы зимы».

Фотография 1980-х годов. Масленица в Измайлово.

 

Всех с Масленицей и не забудьте хорошо погулять в эти особенные выходные!

 

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Пятница, марта 15, 2013 в 09:00 в теме: ГОРОД, Праздники, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

moscowwalks.ru

Сжигание масленицы — картинки, что символизирует

Масленица считается одним из самых древних праздников, ведь она существовала на Руси еще в языческие времена. Именно с той поры сохранились некоторые обряды, такие как выпекание блинов, сжигание чучела на масленицу и прыжки через костер.

Несмотря на то что часть ритуалов имеет некий языческий подтекст, традиции современного торжества плотно переплелись с религиозными канонами. Зачем и когда жгут масленицу, и какой смысл вкладывается в данный ритуал?

Истоки традиции

Сжигание чучела на масленицу — обряд очень важный, смысловой, напрямую относящийся к плодородию. Много веков назад верили, что через жертвоприношение можно избавиться от любых бед и невзгод. Именно поэтому само чучело изготавливалось по образу и подобию человека. К тому же, масленицу обожали обряжать в разнообразные женские платья, ассоциируя ее с уходящей зимой.

Сжигание чучела на масленицу

По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности?

  1. Люди верили, что вместе с гибелью масленичного чучела из жизни уходят все печали и невзгоды.
  2. Также подобный обряд был символом проводов зимы.
  3. У сжигания чучела было и еще одно важное назначение: улучшение плодородности земли, ведь через ритуальную смерть масленичного чучела к жизни возвращались плодоносные земли.

Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста.

сжигание чучела масленицы на празднике

Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла. Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит.

Особенности создания масленичного чучела

Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, — о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам:

  • чучело выполнялосьчучело масленицы из соломы либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели;
  • данному объекту традиционно придавались черты женского тела;
  • также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду;
  • чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города.

Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне.

Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов. 

Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы.

У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности.

При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию.

Подробный сценарий обряда сжигания

История чучела на масленицу берет свое начало еще в языческие времена, когда у данного обряда был четкий религиозный подтекст. Тогда сжигать огромную фигуру было принято рано утром в воскресенье.

  1. Гигантское чучело водружалось на сани, а рядом с ним садилась красивая девушка, одетая примерно так же, как и символ масленицы.Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы.
  2. Повозка с соломенной фигуркой и девушкой двигалась к центральной площади поселка, а за ней выстраивалась настоящая процессия. Люди ехали колонной на лошадях или шли за чучелом, попутно напевая колядки и танцуя.
  3. Как только чучело пребывало на место сжигания, его устанавливали, а люди принимались веселиться вокруг. Не стоит забывать, что у праздника был религиозный подтекст, а значит, жителям деревни необходимо было полностью повторить обряд, унаследованный от предков. Песни и пляски здесь символизировали религиозное погружение в транс.
  4. Спустя пару часов происходило поджигание фигуры. Факел к соломенному чучелу обычно подносил глава поселения, ведь миссия эта была почетной и важной.поджигание фигуры масленицы Все остальные люди продолжали петь и плясать, попутно бросая в костер оставшуюся после масленицы еду. Считалось, что блины и лепешки, оставшиеся после масленицы, должны быть уничтожены, ведь впереди людей ждал долгий пост. Такую еду обычно сжигали, но иногда раздавали беднякам и малоимущим.
  5. Гулянье происходило до тех пор, пока главный символ торжества не прогорал полностью. После этого жителям поселка оставалось лишь собрать пепел и сжечь его. Оставлять пепел после религиозной процедуры было дурной приметой, поскольку считалось, что тогда урожай будет плохим, а внезапные холода смогут уничтожить посевы. Зарывался такой пепел на полях, где выращивалась большая масса урожая. Вместе с пеплом также могли захоронить остатки еды и крошечные фигурки из соломы.

В некоторых губерниях существовала и традиция сжигания маленьких соломенных фигурок. Такие фигурки изготавливались в нескольких экземплярах, и каждая из них означало нечто, с чем человек желает попрощаться. Так, например, сжигая маленькие чучела, человек мог пожелать избавиться от хвори или от несчастья в любви.

маленькие соломенные фигурки масленицы

Интересные обряды, связанные с масленичным чучелом

Поскольку праздник был поразительно популярным, его сценарий порой заметно видоизменялся. Так, например, в некоторых губерниях не сжигали чучело, а символом торжества становились люди, наряженные на манер соломенных фигурок. Обычно символом торжества делали красивую девушку, но могли нарядить и старуху или же местного уважаемого человека.

Повозив этого наряженного в специальный костюм человека по всей деревне, люди бросали его в снег и вываливали там в течение нескольких минут.

Также видоизменялся и обряд сжигания самого чучела. В костер бросали все подряд, начиная от маленьких фигурок и заканчивая деревянными поленьями. Что же могло отправиться в такое кострище вместе с фигурой из соломы?

  • В некоторых губерниях проводили религиозное сжигание колеса из дерева, которое было символом солнца.
  • Также люди могли кинуть в костер бумажки с пожеланиями и просьбами.
  • Зачастую религиозному сожжению подвергались и старые вещи, например лапти или рубахи, и с их помощью люди пытались избавиться от напастей.

В Костромскойфигура «соломенного мужика» губернии существовала традиция сжигания «соломенного мужика». Каждый житель деревни брал небольшой пучок соломы и кидал в общую кучу, под ноги фигуры из соломы. Когда набиралось достаточное количество легко воспламеняющего материала у ног мужика, его поджигали, символизируя таким образом проводы мороза и холода. Также в Костромской губернии многие мужики отправлялись путешествовать на повозках по городу в специальных соломенных колпаках. В наступлением вечера эти колпаки сжигались, как символ наступления весны и прощания с зимой.

Сразу же после сжигания подобного чучела люди отправлялись домой или же в церковь. С последними проблесками костра заканчивался и праздник, а значит наступало время Великого поста. Считалось, что ритуальное сожжение очищало душу каждого человека, и теперь люди могли жить в ожидании чего-то светлого и памятного.

Современный смысл традиции

Зачем сжигают масленицу сейчас — вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. В течение целой недели люди обильно потребляют блинчики, а сжигание соломенного чучела становится скорее развлечением, нежели неким ритуалом с особым смыслом.

  • Само чучело не изготавливается в первый день празднеств в каждом доме, а делается на заказ к воскресенью.чучело делается на заказ к воскресенью
  • Ритуальное сожжение происходит лишь на главных площадях да в местах, где были организованы специальные мероприятия.
  • Пепел, оставшийся после соломенного чучела, не развевается по полям и не закапывается в землю.
  • Также отпала традиция сжигания старой одежды или остатков праздничной еды.

Традиции празднования масленицы постоянно изменялись и трансформировались из-за того, что служители церкви выступали за отмену торжества. И Екатерина II, и Петр I ратовали за отмену праздника, но для простого народа масленица уже давно стала не символом языческих традиций, а важной частью будущих религиозных торжеств. 

Именно поэтому, несмотря на все усилия монархов и служителей церкви, праздник со всеми его ключевыми обрядами дошел до наших дней.

Сейчас сжигание чучела масленицы — это уже не такой важный обряд, но его продолжают повсеместно проводить в воскресенье этой праздничной недели. Для простых людей данный ритуал стал символом окончания торжеств и приближения великого поста, и без него сложно представить Масленицу.

Видео по теме:

Loading...Loading...

kapushka.ru

Вэшечки: Масленичная неделя

Воскресенье — проводы

К. Крыжановский. Прощеный день в крестьянской семье. XIX в. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших[34], ходили на кладбище прощаться с своими родственниками[39]. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы[40], полученный пепел рассыпали по полям[36]. В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки — «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают — «сжигают соломенного мужика»[41]. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице»[42].

Проводы Масленицы

Масленица, подготовленная к сожжению, 2010 год В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах[44]. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды.

lekbz.blogspot.ru

Картина «Масленица» – праздник радости, смеха и веселья :: ashanet.ru

В дохристианской Руси было принято весело провожать уходящую зиму. В Православной церкви нет Масленицы, которую по сей день любит почти каждый русский человек. В ней имеется Сырная седмица, которая проходит в одно и то же время с Масленицей, но несёт иной сакральный смысл.

Смысл древнего праздника

На эту тему написана не одна картина «Масленица» разными живописцами. На каждой из них – снег, солнце, толпы нарядно одетого народа, тройки, запряженные в сани, их азартные гонки.

картина масленица

Но какой смысл несёт этот праздник? Все семь дней недели перед Великим постом имели несхожее значение. Картина Масленицы разворачивалась перед людьми так:

  • Встреча Масленицы – так назывался понедельник. Она происходила с горячими блинами. В этот же день делали чучело Масленицы, которое стояло на всеобщем обозрении всю неделю.
  • Вторник, заигрыш, отдавали молодёжи. На морозце все катались на горках, санях и каруселях.
  • В среду приглашали в дом гостей, которым на стол выставляли пироги, блины, медовые пряники. Этот день называли лакомкой. Обязательно тесть и тёща звали зятьёв на блины. Угостившись, все выходили на улицу, чтобы поучаствовать в кулачных боях и конных бегах.
  • «Разгуляй» – это четверг. Все уже «разошлись», и начинают широкую Масленицу. Вспомним картину В. Сурикова «Взятие снежного городка». Идут игры в снежки, все катаются на санках, водят хороводы и поют песни.
  • По пятницам зятья приглашали тёщу на блины. Дочь готовилась весь день, который так и назвали: тёщины вечёрки.
  • Никого из родственников не забывали. По субботам невестки звали в свой дом сестёр мужа. На золовкиных посиделках велись разговоры, подносились подарки, а стол был уставлен блинами.
  • И вот неделя подошла к концу. Наступило Прощеное воскресение. Все просят друг друга забыть об обидах, которые копились целый год. Под смех и шутки сжигают чучело Масленицы.

Что значил этот обряд

Картина Масленицы не полна без костра. Само чучело делали женщины из соломы, на лице углем рисовали глаза с бровями и нос, а губы красили свеклой. Её обряжали в старое тряпье. Так она «красовалась» всю неделю. Перед тем как разжечь огонь, танцевали, водили хороводы, угощались блинами. Когда разводили костёр, чтобы Масленицу сжечь, то это означало, что зиме приходит конец. В ярком огне исчезал холод. Все ждали весны и обновления. В горячую кучу сучьев и хвороста бросали все непригодное, чтобы она уничтожила всё грешное и печальное. Считалось, что чем сильнее костёр, тем раньше придет долгожданная весна. Когда оставалась груда пепла, то молодежь с шутками и прибаутками перепрыгивала через него. Пепел от костра разбрасывали по полям для хорошего урожая.

И в наши дни ставят высокую Масленицу в центральном месте, огораживают и при скоплении зрителей сжигают.

Художник Б. Кустодиев

Известный живописец неоднократно, не менее 7 раз, возвращался к празднику проводов русской зимы. Он всегда на своих полотнах на тему русской Масленицы картину представлял так, что зритель ощущал морозную свежесть, радость и яркость этого события. Одна из первых работ написана в 1916 году.

описание картины масленица

Картина «Масленица», о которой сейчас пойдет речь, создана в 1919 году. Никому не может прийти в голову, что над ней работал тяжелобольной человек, у которого после операции были совершенно недвижимы ноги, но сохранены только руки, которые держат кисть. Он пишет этот праздник, забывая о своей болезни, противопоставляя её всем удовольствиям и радостям жизни.

Сама природа, а не только народ, радуется празднику. Нежным колоритом окрашено высокое небо, которое играет и переливается весёлыми зеленовато-оранжевыми и золотистыми красками. Заходящее солнце последними вечерними лучами освещает город, укрытый белоснежной пеленой снега, высокие шпили его церквей. Внизу, вдали на площади, расположились разноцветные балаганы, качели и карусели, которые, поскрипывая, вращаются. Там сосредоточилась большая толпа народа. Даже к первому плану картины, на котором отображены гонки расписных упряжек, долетает весёлый гул ярмарки.

С давних времён и до наших дней русские любят быструю езду. Соревнование на картине «Масленица» захватывает всех. Каждому хочется показать своё молодечество, быстроту коней, ловкость управления и удаль. Сказка, явленная нам художником, создала весёлое гулянье, погрузила в атмосферу карнавала.

Б. М. Кустодиев: описание картины «Масленица» (1920 год)

Художник увлекательно рассказывает о многовековой традиции, которая корнями уходит в язычество. Его многофигурная композиция окрашена идиллическим настроением, восхищением и лёгкой иронией. Ярмарочные балаганы расположились неподалёку от высокой церкви. Рядом с ней неспешно прогуливаются одетые в дорогие шубы состоятельные люди.

картина русская масленица

Мальчишки на санках катаются с горок. За ними с лаем радостно бегают собаки. Бойкая торговля идет у лоточника только что выпеченными горячими пирогами. Мчится тройка саврасых коней под алой дугой. Её догоняет покрытый синей расписной попоной вороной конь под золотой дугой с бубенцами. Не только город разукрашен белыми сугробами. Но и деревья все покрылись инеем и парят, как облака, над всеобщим беззаботным весельем.

Картина Васнецова «Сжигание чучела Масленицы»

На полотне в черно-белых тонах изображено, как весь городской люд собрался вокруг круглолицей Масленицы и уже развёл огонь. Дым вихрем взметнулся в небо, но костёр ещё только разгорается. Вокруг него собравшийся народ пританцовывает, кто-то даже встал от восторга на голову. Взрослые всё подходят и подходят, пришли и дети с санками, чтобы посмотреть, как исчезнет зима.

картина васнецова сжигание чучела масленицы

Вдали за частоколом спрятался древний город с церквями и высокими домами. Там веселятся на свой лад: катаются с горок на санях.

Так издавна проводился этот радостный и весёлый праздник.

ashanet.ru

Широкая масленица | МУЗА НАШЕГО ДВОРА

Сущность обрядов празднования

File:Kmakovs 41.jpg

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков.

Некоторые исследователи считают, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннемуравноденствию, которое у многих народов является началом нового года[3]. В данном случае к обрядам начала нового годового цикла может относиться сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. С воспоминаниями о создании «нового мира» может быть связана и обрядовая борьба (кулачные бои, взятие снежного городка), направленная на преодоление инертности первобытного хаоса. В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Ожидание Весны достигает своего пика позже, во время Благовещенья, когда, по народным представлениям, Весна уже действительно приходила и вступала в свои права.

Масленичная неделя

Масленица на почтовой марке Украины, 2003

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье[20]. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица[21]. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.

[править]Понедельник — встреча

Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

[править]Вторник — заигрыш

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, наКрасную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

[править]Среда — лакомки

Другое название: полес. Скоромная середа[22].

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

[править]Четверг — разгул
File:SurikovSnowFortress.jpg File:Сычков Пляска.jpg File:Третьяков В-деревне 1873.jpg Смотрины молодых (А. Н. Третьяков. В деревне. 1867) File:Сычков Праздничная-забава.jpg Ф. В. Сычков. Праздничная забава

Другие названия: Разгуляй , Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг[23], Разгульный четверток[24]; полес. Влас, Власы, Власье, Волосий, Колодка, Коляда масленая, Колядуха масленая, Кривый четверг, Масленый четверг, Тлустый четверг[6].

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои[25], различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка[26]. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми[27].

Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. «На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають. Мы вот вали (валежник) насобираем и поём:

Яко середу на масленую, на жидовские заговеньяВоробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали,А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится — сукин сын»[28].

В Ярославле с четверга поют коляду. В этот день народ ходит по домам с бубнами, балалайками и другими народными инструментами, поздравляют хозяев с праздником и «просят дозволения пропеть коляду», в чем им обычно не отказывают.

Колядская песня:

Уж как шли ребята колядовщики,   Виноград, красно зелёная моя![29]Колядовщики, все фабричники,Мы искали двора господина своего,Господинов двор на семи верстах,На семи верстах, осьми столбах.Посреди двора, посреди широка,Стоят три терема,Три терема златоверхие.

В первом терему красно солнушко,Во втором терему часты звёздочки,Сам хозяин в дому, господин в терему,Хозяйка в дому, госпожа в высоком,Млады девушки в дому, как орешки в меду,   Виноград, красно зелёная моя!

По окончании песни хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином. При прощании колядовщики поют хозяину благодарность:

Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье.   Виноград, красно зелёная моя!Накормил, напоил, со двора пустил,   Виноград, красно зелёная моя![30]

[править]Пятница — тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

[править]Суббота — золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок[31].

Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов[32].
[править]Воскресенье — проводы
File:Крыжановский Прощеный-день.jpg К. Крыжановский. Прощеный день в крестьянской семье. XIX в.

Также называется: Целовальник, Прощёный день[33], Заговенье, Прощёное воскресенье[34]; полес. Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка[6], Чорна недиля (полтав.)[35].

Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших[31], ходили на кладбище прощаться с своими родственниками[36]. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы[37], полученный пепел рассыпали по полям[33].

В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки — «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают — «сжигают соломенного мужика»[38].

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице»[39].

По свидетельству С. В. Максимова: «...Чрезвычайно твёрдо держится обычай прощаться с покойниками... Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10–12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьёт по три поклона, причём со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имя рек), забудь всё, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой также молча, как и пришли»[40].

[править]Проводы Масленицы

File:Васнецов Сжигание-чучела-Масленицы.jpg File:Прощёное воскресенье Масленицы.JPG Масленица, подготовленная к сожжению, 2010 год

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах[41]. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). ВПоволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды[42].

В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался.

Наиболее архаичным является обряд, при котором действия участников носят эротическую окраску:

maxpark.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта