Описание картины Василия Сурикова «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Княгиня ольга картина васнецова


Описание картины Василия Сурикова «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря»

Описание картины Василия Сурикова «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря»

Работа «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря» не закончена и считается лишь эскизом. Данная картина написана Суриковым Василием Ивановичем на историческую тематику. Мы видим здесь весьма известный и узнаваемый сюжет из истории Древней Руси. В X веке князь Игорь отправился со своей дружиной взимать дань с древлян, но непокорные подданные взбунтовались и убили князя. Его бездыханное тело привезли к овдовевшей княжне.

Знание истории этого события помогает понять данную работу Сурикова. Здесь изображено княжеское войско. Все мужчины вооружены. У каждого на поясе висит оружие, на спинах или в руке солдаты держат щиты. Некоторые воины вооружены копьями и пиками. Одежда на мужчинах не совсем военная: некоторые раздеты по пояс, на некоторых – лишь легкое платье. Позади виднеются воины на конях.

Перед воинами расположились женщины. Такая расстановка фигур очень символична. Для женщины в те года потерять мужа – большое горе. Вдова не сможет сама прокормить ни себя, ни детей, она обречена на жалкое существование. Поэтому все женщины изображены на коленях, как бы в позе молящихся. На лицах видна скорбь и сожаление. Также художник хотел показать нам, что убийство князя – это не только утрата для княжны Ольги. Все женщины, образно говоря, теперь остались без покровителя.

Несмотря на то, что работа не закончена и многие фигуры, и лица не прорисованы, нам понятен настрой людей. Художник показал не только скорбь, но еще и бушующую страсть, жажду отмщения, злость. Центральная фигура полотна – княгиня Ольга. Одной рукой она придерживает своего малолетнего сына. Вторая же ее рука – это призыв начать кровавую войну.

На переднем плане изображено тело убитого князя Игоря. Мужчину положили на узорчатый ковер и накрыли светлой простыней. Задний план работы не прорисован.

opisanie-kartin.com

Правнучатая племянница Виктора Васнецова: "Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи...

90 лет назад перестало биться сердце знаменитого художника

Миллионам ценителей прекрасного известны картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Эти работы сегодня хранятся в Москве в Третьяковской галерее.

Шедевры же иконописной живописи Васнецова можно увидеть в санкт-петербургском храме Спаса-на-Крови, в киевском Владимирском соборе, церквях Германии, Польши и Болгарии. В Киеве Виктор Михайлович работал более десяти лет — с 1885-го по 1896 год. Расписывая Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси, на освящении которого, кстати, присутствовали Николай II и его супруга, создал 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост. Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения князя Владимира, княгини Ольги, Александра Невского, Нестора Летописца…

О судьбе знаменитого прадеда рассказала живущая в Москве правнучатая племянница художника Ольга Васнецова, доктор химических наук, профессор, почетный председатель Фонда Васнецовых (на фото).

— Ольга Алексеевна, на Введенском кладбище в Москве Виктору Васнецову установлен весьма необычный памятник…

— Да, это так. На могиле три больших камня, каждый из них повторяет камень на картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Под самым большим камнем покоится прах Виктора Михайловича, под двумя другими — членов его семьи: жены и детей. Автор этого памятника — внук Виктора Михайловича Андрей Васнецов. К слову, Андрей Владимирович был последним председателем Союза художников СССР.

Картину «Витязь на распутье» Виктор Васнецов написал в родной Вятке в 1870 году, когда умер его отец. Шестеро братьев (Николай, Виктор, Петр, Аполлинарий, Аркадий и Александр) остались сиротами, ведь за четыре года до этого не стало и их мамы. В момент написания картины Виктору было 22 года. Он думал, как жить дальше. Выбрав стезю художника, не ошибся.

— Что касается памятника, думаю, Виктор Васнецов создал его себе уже при жизни — своими работами. Одна из них — роспись Владимирского собора.

— Знаете, каждый раз, когда бываю в Киеве, обязательно иду в этот храм. Когда в 1970 году зашла во Владимирский собор впервые, на глазах выступили слезы. Это неописуемое чувство, когда святые на васнецовских произведениях смотрят на тебя глазами твоих родных. В нашем роду ведь насчитывается тринадцать поколений священников.

Расписать Владимирский собор Виктору Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович был с ним давно знаком. Но на предложение согласился не сразу, так как считал дело чрезвычайно ответственным и не был уверен, что готов взяться за это. Считал: трудно сказать что-то свое в этой области — слишком уж большая конкуренция, и «чуть что, критики сразу укажут на сходство с Рафаэлем или Мурильо».

Первый раз Прахову не удалось уговорить прадеда. Разговор происходил в подмосковном Абрамцево, где летом жила семья Васнецова. Но, поразмыслив, Виктор Михайлович отправил Прахову телеграмму. Писал: в случае, если Суриков, которому Прахов сделал такое же предложение, откажется, пусть Адриан оставит работу за ним, за Васнецовым. Ответ последовал незамедлительно: «Приезжайте». В результате прадед едет в Киев, где раньше никогда не был, вместе с Праховым осматривает здание Владимирского собора, знакомится с фресками Софийского собора и Кирилловской церкви.

А потом на месяц поехал в Италию. Посетил Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим, Неаполь и Палермо. В заграничное путешествие отправился поездом Москва — Варшава. Добирался через Вену… О своих приключениях писал родным: как намучился в пути из-за незнания иностранных языков — однажды даже сел не в тот поезд. В письме жене рассказывал, что впечатление от Венеции ни с чем не сравнимо. Одна церковь святого Марка чего стоит! В Равенне его потрясли огромные мозаики в базилике святого Аполлинария, во Флоренции — шедевры Микеланджело, а в Ватикане — Рафаэля. Вернувшись из путешествия, начинает писать эскизы к росписи Владимирского собора.

— Существует предание, что прообразом Богоматери с младенцем стали жена Виктора Михайловича Александра Владимировна и сын Михаил…

— Первый эскиз Богоматери с младенцем Виктор Михайлович написал еще в 1870 году, когда не был женат. Чаще всего Богородицу на иконах изображают так, что она прижимает к себе младенца. Виктор Михайлович же изобразил маленького Иисуса протягивающим миру ручонки. До него так никто не писал. А когда Васнецов работал над эскизом к Владимирскому собору, жена вышла на крыльцо с новорожденным сынишкой Михаилом (который, к слову, потом стал священником), и Виктор Михайлович снова увидел это движение ручонок, запечатлел его и выражение лица своей супруги. Хотя портретного сходства в работе нет.

*Васнецовская Богоматерь с младенцем имеет удивительную историю создания

— Ваш троюродный брат Михаил Васнецов, живущий в Киеве, рассказывал мне о чуде. В 1885 году Адриан Прахов и вице-губернатор Баумгартен, возглавлявший комиссию по сооружению Владимирского собора, вместе посетили храм. Неожиданно на только что оштукатуренной стене увидели проступивший чудесный лик Богородицы с младенцем на руках. Впоследствии Прахов даже сделал набросок видения. Когда же Васнецов показал ему свои эскизы образа Богоматери, Адриан Викторович протянул свою зарисовку. Васнецов был поражен сходством образов.

— «Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи Владимирского собора в Киеве. Так вспоминал Прахов. К слову, происходил Виктор Михайлович из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии. Господь его хранил, когда однажды, расписывая Владимирский собор, Виктор Васнецов чуть не разбился, упав с лесов. Увлеченный работой, оступился, но чудом зацепился за металлический крюк холщовой курткой, в которой работал. «Меня сохранил Господь!» — сказал тогда.

— Одна из самых потрясающих работ в храме — «Христос-Вседержитель». Кажется, смотреть на нее можно целую вечность.

— Удивительно, как васнецовский Христос-Вседержитель похож на моего брата Мишу в молодые годы. Он стал профессором, доктором физико-математических наук. Когда же прадед писал образ Христа, разумеется, Миши еще и в «проекте» не было…

— Читала, что свою работу по росписи Владимирского собора Васнецов называл «путь к свету»…

— Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим. Как мне рассказывала его дочь Татьяна Викторовна, он в церковные праздники никогда не писал на светские темы. Только на религиозные.

*Виктор Васнецов был человеком глубоко верующим

— Как Васнецовы праздновали Рождество и Пасху?

— На Рождество дети (их было пятеро: Татьяна, Борис, Алексей, Михаил и Владимир) ставили спектакли. Часто сами писали пьесы. Особенно любил это делать сын Виктора Васнецова Владимир, родившийся в Киеве в период росписи Владимирского собора. Девочки и мальчики шили костюмы, рисовали декорации. Все это было интересно. А на Пасху расписывали кисточкой яйца, пекли куличи. Готовили по известной книге Елены Молоховец. До сих пор в нашей семье печем «васнецовские» пироги с капустой.

И знаете, что интересно: эти пироги с поджаристой корочкой нарезались крупно и подавались горячими. И обязательно с маслом и красной икрой!

«Васнецовский» пирог с капустой

Для его приготовления понадобятся: килограмм муки, 50 граммов дрожжей, пол-литра молока и столько же воды, четыре яйца, пять столовых ложек растительного масла, 100 граммов растопленного сливочного масла, четыре с половиной чайные ложки соли и три чайные ложки сахара. А для начинки — небольшой кочан капусты, 6 вареных яиц, 150 граммов сливочного масла, соль и перец по вкусу.

Замесить дрожжевое тесто. Когда оно начнет отставать от рук, раскатать корж и разделить его на две части — одну побольше, вторую — поменьше. Большую выложить на смазанный растительным маслом противень. Поместив на корж начинку из капусты и мелко нарезанных отварных яиц (предварительно капусту нарезать не очень мелко, отварить до полуготовности, отжать от влаги, добавить нарезанные яйца, сливочное масло, соль и перец по вкусу), накрыть второй его частью, защипнув со всех сторон. На верхнем слое теста надрезать ножницами «галочки». Смазать пирог яйцом. Печь в духовке при температуре 200 градусов до готовности.

— По нынешним временам весьма недешево.

— А в то время, когда жил Виктор Михайлович, красная икра стоила не так дорого. В книге рецептов Елены Молоховец писалось, что черная паюсная (прессованная. — Ред.) икра… для прислуги.

Вообще же Виктор Васнецов в быту был очень скромным, аскетичным человеком. Любил дом. Его не тянуло в путешествия. Кроме поездки в Италию накануне росписи Владимирского собора, он побывал лишь в Париже — полгода там учился после окончания Академии художеств.

— Со своей женой Виктор Михайлович прожил всю жизнь. Как они познакомились?

— Александра Владимировна была первой в Вятке женщиной, получившей высшее медицинское образование. Познакомились они, когда плыли на пароходе из Петербурга, где учились, в родной город.

— Правда, что живопись Виктора Михайловича очень нравилась царской семье?

— Это так. Николай II и члены его семьи не раз покупали картины Васнецова. Правда, известный меценат и коллекционер Третьяков всегда старался опередить царскую семью, приобретая полотна для выставок. К слову, фасад Третьяковской галереи был создан по эскизам Виктора Михайловича.

— Читала, что Виктор Васнецов был приглашен на торжества, связанные с коронацией Николая II…

— Да, так и было. Васнецов писал иконы для царской семьи. Но парадных портретов ее членов никогда не создавал. К слову, царь собирался посетить дом Виктора Васнецова в Москве, где сейчас находится музей художника. Дом особенный. По проекту Виктора Васнецова он сделан в виде терема. И вся мебель в нем создана по его эскизам. Она словно сказочная. В этом доме находится и эскиз росписи Владимирского собора «Богоматерь с младенцем». Терем в Москве Виктор Михайлович построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора — работу оплатили очень хорошо.

Более того, совершенно неожиданным образом Васнецов получил деньги за сами эскизы. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, которые укладывали вещи на сани, свертки взяли с собой в Москву, где Виктор Васнецов показал работы Третьякову, с которым дружил, и тот приобрел их. За вырученные средства художник купил имение Ваньково под Москвой.

— Какая из картин Виктора Михайловича у вас любимая?

— Прадед был многогранным художником. Мне очень нравятся портреты его детей. А из известных полотен любимое — пожалуй, «Витязь на распутье».

— От чего умер Виктор Васнецов?

— 23 июля 1926 года в доме были гости, пили чай. Когда Виктор Михайлович пошел их провожать, неожиданно ему стало плохо с сердцем. Упал и умер. Ему было 78 лет.

fakty.ua

Картина Святая великая княгиня Ольга

Кто автор: Н. А. Бруни

Как называется картина: Святая великая княгиня Ольга

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1901
  • Холст, масло.
  • 40 на 40 см.
  • Русский музей

Описание картины "Святая великая княгиня Ольга"

«Святая величавая княгиня Ольга» — оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Выручил на Крови) в Санкт-Петербурге, выполненный русским художником Николаем Александровичем Бруни в 1901 году. Иконы в королевских воротах храма отчеканены из серебра на фабрике Хлебникова и исполнила из мозаики по наброскам Н. А. Бруни в мастерской Фроловых.

Согласно большинству источников, Ольга приняла крещение под именованием Лены в 957 году (хотя в «Повести временных лет» упоминается 955 год) в Константинополе. Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому ритуалу. Её внук князь Владимир I Святославич Креститель перенес (1007) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Вероятнее всего, в княжение Владимира (970—988) княгиня Ольга начала почитаться как святая. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.

Бруни не был единственным, кто обратился к виду княгини Ольги на рубеже XIX—XX веков. В то время повсеместным было романтическое увлечение древнерусской историей. Изображение Ольги встречается в работах многих узнаваемых мастеров, включая Виктора Михайловича Васнецова, Миши Васильевича Нестерова и Николая Константиновича Рериха. Н. А. Бруни в отличие от других живописцев того периода, нередко привносивших в образ княгини Ольги стилевую утончённость модерна, был более консервативен и придерживался обычных академических форм.

§Галерея

М. В. Нестеров «Святая княгиня Ольга», 1892

В. М. Васнецов «Княгиня Ольга», 1885—93

Н. К. Рерих «Святая Ольга», 1915

В. И. Суриков «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», 1915

§

peresvetovgallery.ru

Великая Княгиня Ольга Александровна Романова

   Для нас, современников, личность Ея Императорского Высочества Великой княгини Ольги Александровны Романовой заслуживает особого внимания. И не только потому, что она дочь и сестра Императоров России. А прежде всего потому, что она была удивительной женщиной, значительную часть Своей сознательной жизни посвятившей подвигу благотворительности и милосердия. Вместе с высоким рождением Господь даровал Великой княгине и талант художника. Его она пронесла через всю жизнь, не растратив и не предав.

     Великая княгиня Ольга Александровна, младшая дочь императора Александра III, родная сестра последнего царя Николая II, родилась в Петергофе 1 (14) июня 1882 г. Художественные способности начали проявляться у Великой княжны в возрасте 4-5 лет. Увлечение царских детей искусством приветствовалось и поддерживалось отцом. Император приглашал к детям преподавателей живописи: одним из первых ее учителей был художник-передвижник Карл Лемох, затем она училась у таких прекрасных мастеров, как В. Е. Маковский, К. Я. Крыжицкий,   С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский. Ольга Александровна оказалась одаренным художником, она много работала как живописец, акварелист. Еще в 1900-е годы Великая княгиня устраивала в Гатчинском дворце вернисажи, на которых были представлены не только ее работы, но и картины молодых художников. Деньги, вырученные от продажи полотен, шли на благотворительность. В 1912 г. основала Общество помощи нуждающимся художникам в память академика К. Я. Крыжицкого.

     Помимо живописи и акварели, как глубоко верующий православный человек, Великая княгиня увлекалась иконописью. Образами своего письма она благословляла своих близких, приюты и воинские части, больницы и школы.

   Ольга Александровна с ранних лет лично покровительствовала и шефствовала над множеством Богоугодных учреждений и организаций. В основном она благодетельствовала детским домам, больницам, богадельням, женским курсам. Большую помощь оказывала неимущим талантливым художникам. Многие русские люди, оказавшись в бедственном положении, обращались к ней лично. Она старалась помочь каждому нуждающемуся, насколько хватало её личных сил и средств.

   В годы Первой Мировой войны на свои личные средства оборудовала госпиталь, где служила простой сестрой милосердия.

   После революции, в 1920 г., Ольга Александровна с семьей уехала в Данию. Здесь августейшая художница продолжала писать и часто устраивала выставки в Копенгагене, Париже, Лондоне, Берлине.

   Ее любимой техникой стала акварель. Водяные краски было удобно брать в дорогу, а ведь Великой княгине часто приходилось переезжать из одной страны в другую. После революции она жила в Дании. Но в 1948 г. вынуждена была уехать в Канаду, так как советское правительство предъявило Дании ноту из-за того, что Ольга Александровна много помогала русским изгнанникам.   Несмотря на удары судьбы, августейшая художница не утратила жизнерадостность. Она по-прежнему находила красоту в прозаических вещах: сельская дорога, чайный стол, праздничный пирог – все становилось в ее руках предметом искусства. Здесь она продолжала много рисовать и успешно продавала свои картины, что служило источником существования семьи. Из Канады она отсылала работы для выставок в Данию, где ее не забывали и откуда постоянно приходили письма с новыми заказами.

   Множество акварелей Ольги Александровны посвящены цветам, которые она очень любила, с ее живописных работ дышат ароматной свежестью ирисы, незабудки, розы, анютины глазки, сирень… Биограф Великой княгини Йен Воррес так описывает первую встречу с Ольгой Александровной: «Пол уставлен горшками с цветами и растениями, кипами бумаги для рисования, усеян кистями и тюбиками краски. Вскоре я узнал, что живопись и садоводство - главные занятия Великой княгини…»   Канадская природа напоминала Ольге Александровне любимую Россию. В письме к подруге она сообщала: «В окрестностях я обнаружила свои любимые весенние цветы - голубые анемоны. Какое это было счастье - ведь я обожаю их и думала, что никогда больше не увижу эти цветы. Я с такой радостью жду, когда они зацветут, тогда я в еще большей степени почувствую, что в Канаде я, словно у себя дома... У меня на родине леса весной были покрыты ковром таких же голубых цветов…»    Еще один фрагмент: «Был чудный вечер, все благоухало - в лесах пахло, как в России, - березой и цветущими деревьями всякими… И мы, проезжая мимо дома и сада одних друзей, увидали их - и вышли. Такой чудный сад! Ландыши, сирень и все пахло, и обошли мы дом…»

     Великая Княгиня скончалась 24 ноября 1960 года и была похоронена на кладбище Норт Йорк г. Торонто в Канаде рядом со своим горячо любимым мужем Николаем Александровичем Куликовским, умершим всего на два года раньше нее.

 

cliparti.jimdo.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта