Картины Васнецова старой Москвы. Картина васнецова основание москвы
Древняя Москва XII - XV веков
(Основание Кремля. Сооружение стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. Картина А. Васнецова)
В древние времена XII века нынешняя территория города была покрыта по левому берегу Москвы-реки густым лесом, прорезаемым многочисленными речками и ручьями, притоками реки Москвы, из которых наиболее значительными были: река Пресня на западе, река Неглинная с рекой Напрудной в центре и река Яуза с притоками на востоке.
На правом же берегу реки Москвы, в черте, Замоскворечья, притоков не было. Берег представлял собой большую поляну, окаймленную по краям лесом.
На высоких берегах рек в XII веке уже жили люди в "городищах" - небольших селениях, окруженных земляным валом и рвом. Жители этих городищ занимались земледелием, скотоводством и охотой, а также торговлей с купцами, проезжавшими по реке Москве с Волги в Балтийское море. Об этом говорят найденные здесь старые восточные монеты. Принадлежали жители к племени славян-вятичей.
1147 г. - Первое летописное упоминание о Москве.
Основанием Москвы считается первое упоминание города в древних русских летописях. Одна из таких летописей Лаврентьевская (1377 года) хранится в Государственной публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Указывается точная дата, когда суздальский Князь Юрий Долгорукий пригласил на встречу Князя Черниговского Святослава Олеговича со словами: "Приде ко мне брате, в Москов". По некоторым подсчетам встреча русских князей произошла 4 апреля 1147 года. Этот год поныне считается официальным годом основания Москвы.
Судя по тому, что приглашенным князьям встреча понравилась "учинен был обед силен", город уже имел достаточного, для столь широкого гостеприимства, хозяйства и был уже сложившимся древнерусским городом, укрепленный крепостным валом и рвом с расположенными по округе деревнями и селами. А спустя ещё несколько лет вокруг него уже была возведена деревянная стена, ставшая будущем Кремлем.
1156 г. - Построена первая деревянная крепостная стена — Московский Кремль.
(Строительство деревянных стен Кремля. XII век. Картина А. Васнецова)
Местоположение Москвы было удобным, от нее можно было держать путь и в Ростов - на север, и во Владимир - на восток. Здесь же пересечение сухопутных и водных путей было благоприятно для установления торговых связей Москвы с соседними княжествами. Юрий Долгорукий построил на этом мысу небольшую деревянную крепость, в 1331 году впервые названную Кремлём. После возведения крепости значение посада ещё больше возросло. Он стал расширяться на север и к востоку от крепости.
Кроме речной дороги, в XII веке через Москву проходили и сухопутные дороги из других городов: Рязани, Смоленска, Новгорода, Владимира, Суздаля. С северо-запада шла дорога из Великого Новгорода через город Волоколамск и потому называвшаяся Волоцкой. С запада к городу подходила дорога из Смоленска.
У брода на месте будущего Большого Каменного моста, где эта дорога пересекалась с Волоцкой, уже в XII веке начинался посад - дворы и лавки ремесленников и торговцев, обслуживавших проезжавших по этим дорогам. Позже посад протянулся к востоку. Таким образом, здесь появилась первая известная улица Москвы, названная в 1468 году Великой или Большой.
1238 г. - Нашествие Батыя, пожар Москвы и разорение города монгол-татарами.
1326 г. - Закладка в Кремле первого каменного Успенского собора.
(Кремль при князе Московском Иване Калите. XIV век. Картина А. Васнецова)
1339—1340 гг. - Вокруг Кремля возводятся новые крепостные стены из дубовых бревен.
После постройки дубовых стен Кремля, охвативших его территорию с востока между современными Ср. Арсенальной и 2-й Безымянной башнями, посад был оттеснен восточнее, но ещё в пределах современного Кремля. Через Москву был построен первый москворецкий деревянный мост, вероятно, "живой" - из лежавших прямо на воде связанных между собой брёвен.
1367—1368 гг. - Постройка первых каменных (из белого камня) кремлевских стен.
(Кремль при князе Московском Дмитрии Донском. XIV век. Картина А. Васнецова)
Постройка белокаменых стен Кремля, дошедших на востоке до Красной площади, вытеснила посад на современную территорию последней и дальше в сторону современных улиц Варварки, Ильинки, Никольской. Сюда повернула и Волоцкая дорога, почему северо-восточный угол крепости и не был застроен белокаменными стенами.
1380 г. - На Куликовом поле русские войска под водительством московского князя Дмитрия Донского громят монгол-татарскую рать Мамая.
1480 г. - В Москве строится первый жилой каменный дом.
1475—1479 гг. - Постройка нового каменного Успенского собора в Кремле.
1485—1495 гг. - Сооружение новых кирпичных стен и башен Кремля, существующих и поныне.
1487—1491 гг. - Сооружение Грановитой палаты в Кремле.
(Московский Кремль, со знакомыми и поныне стенами, при Великом князе Московском Иване III в конце XV века. Картина А. Васнецова)
Когда Иван III строил новые стены из кирпича, сохранившиеся до нашего времени, он захватил ими тот не застроенный белокаменными стенами северо-восточный участок крепости и Волоцкая дорога ещё раз переместилась. Также был передвинут в связи с этим и Москворецкий мост ниже по реке.
moscowchronology.ru
Московский Кремль в картинах Аполлинария Васнецова.
Московский Кремль вдохновлял многих художников, в числе которых был мастер исторической живописи Аполлинарий Васнецов — младший брат Виктора Михайловича Васнецова
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.
Кремль при Иване III
Площадь Ивана Великого в Кремле, XVII век.
Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.
Кремль при Иване Калите.
Кремль в конце XIV века
Книжные лавки на Спасском мосту, XVII век
Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы».
historicaldis.ru
Картины Васнецова старой Москвы - MicroArticles
"Основание Москвы"
В его картине "Основание Москвы" изображено введение на Боровицком холме деревянного тына будущего города. Он огораживал небольшое пространство всего 300 шагов из конца в конец. Но в нем художнику удалось досконально изобразить все знания, полученные им из исторических источников. Отсюда мы видим достоверность изображения одежды, предметов быта того времени. Прорисовывая все детали городской застройки - крепостных стен, домов, лабазов и используя художественную особенность - высокую линию горизонта, позволило художнику вместить в малое пространство листа множество подробностей, как архитектурного, так и бытового плана. Его особенность манеры исполнения этой картины - акварельные краски нанесены фиксированного угольного или карандашного рисунка. Поэтому звучная яркость цвета, его плотность делает картину очень эмоциональной.
… Год 1147-й, когда суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий писал своему союзнику и другу Новгород - северскому князю Святославу Олеговичу: "Приди ко мне, брате , в Москов, " навсегда вошел в русскую историю -это год первого летописного упоминания о Москве.
Через 9 лет, в 1156 году Юрий построил первый Московский Кремль "Князь Юрий, - свидетельствует летопись, - взыда на гору и обозре с нее очима своима семо и овамо по обе стороны Москвы - реки и за Неглиною, возлюби села оные и повеле вскоре сделати град мал, деревяни нарече его Москва- град." Кто бы мог подумать тогда, что эта маленькая сторожевая крепость вставшая на пути из Суздаля в Киев, станет огромным городом, лицей могучего государства.
"Московский Кремль при Иване Калите"
В работе над акварелью, изображающей Кремль Ивана Калиты, А.М. Васнецов на этот раз использовал не графический материал, а архитектурный: остатки Якутского острога 1683 года, древние стены старого Тихвинского монастыря в Новгороде. Их формы, по мнению художника, гораздо древнее 16 века - времени их создания. Традиционно переходившие почти без изменений из поколения в поколение, они донесли до нас архитектурный облик древнейших построек. Княжеские хоромы стоят на том же месте, что и при Юрии Долгоруком. По - прежнему огорожены частоколом. Чтобы никакая шальная отравленная стрела воинственного кочевника не залетела случаем на княжеский двор. Частокол поставлен там, где были первые стены Москвы. Отмечает глаз нашего путешественника деревянную церковку: составлена из трех срубов с двускатными кровлями. Это церковь Рождества Иоанна Предтечи. Но не эта древняя предревняя церковка, не устройство великокняжеского двора - главные кремлевские приметы, а белостенные однонглавые каменные рамы. Первым был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Он виднеется слева из- за княжеского терема. А тот, что справа, в лесах, - архангельский собор. В нем будет погребен Иван Калита.
Внимание любознательного художника привлекает и многолюдная пристань с торговыми судами и плотами. Замечает он странный сруб на берегу - без крыши. Дым валит из щелей и даже из открытой двери. Это по- черному топится баня. Значит, сегодня суббота, банный день у русских. Из реки подают воду в банные желоба длинношеии журавцы, хитроумное народное изобретение.
Художник изобразил Кремль Ивана Калиты со стороны Москвы - реки, там, где впадает в нее мелкая речка Неглинка. Голубовато- коричневый колорит акварели созвучен настроению серенького дня поздней осени, когда снег уже покрыл землю, но река еще судоходна. На пристани стоят баржи, расшивы. Берег завален строительным материалом: бревнами, белым камнем.
"Московский Кремль при Дмитрии Донском"
Следующий гордый взлет- Кремль при внуке Ивана Даниловича Калиты, великом князе Дмитрии Донском.
В то время Московский Кремль много значил не только для москвичей и жителей, окрестных сел. Услышав о приближении врага, люди из ближних и дальних городов, из Можайска, Звенигорода со сем своим имуществом и живностью укрывались за его могучими стенами. На акварели А.М. Васнецова изображен как раз такой эпизод: "Взято время перед нашествием Тохтамыша, - писал, объясняя свой рисунок, художник - на ладьях и парусных лодках население Коломны, Рязани и других местностей на юге Москвы стремится укрыться в "осадное сиденье " под защиту крепких каменных стен Кремля. Время дня - к вечеру, август месяц, собираются грозовые тучи, символизируя для Москвы приближающиеся грозу татарских полчищ.
Не красота и изящество, а мощь и крепость присущи Кремлю на акварели А.М.Васнецова. Массивные угловые башни с бойницами, высокие стены нового Кремля - символ возросшего могущества русского государства. Но как же выглядели стены и башни Кремля в то время? Мастера каменного дела были собраны отовсюду. Если работали, руководили каменотесы с севера, псковские или новгородские, то их и приемы известны. Строгие, простые, белые стены и башни - "герои" этой картины.
Белоснежные церкви на холме, белые паруса, уютные домики, зелень травы, синь воды - все говорит о мире, гостеприимстве. Но сам облик Кремля строг, суров, неприступен.
Каменный Кремль стал героем картины Васнецова.
"Московский Кремль при Иване 111"
На холме - стройные громады каменных дворцов и храмов. Как хороши Набережные палаты! Вместо глухого подклета легкие белые аркады, по-русски "кружала". Округлые стены вновь отстроенных храмов -Благовещенского, пятиглавого Успенского, нарядного Архангельского собора - он снова в лесах. Художник смотрит на Кремль с другого берега Москвы- реки, из Замоскворечья. Кремль как на ладони, белый, золотистый, красный - вот теперь его цвета. Кирпичные стены и башни блещут новизной.
Об этом Кремле Васнецов знает, пожалуй, все.
Заезжие иностранцы не раз рисовали виды поразившего их города, составляли подробнейшие планы. Да к тому же кремлевские храмы, стены и башни как были построены в 15 веке, так и строят, на тех самых местах - великие памятники русской старины. Москвичам оказался по душе новый Кремль, сооруженный итальянскими мастерами. Все было в нем крепко построено и по-русски красиво отделано. А деревянным частоколом все-таки москвичи окружили каменную твердыню. Васнецов в своем рисунке не преминул это отметить. Глаз художника зорок, цепок. Дождь окропляет Кремль, белые облака осветляют холм. Черные предгрозовые тучи, набегая, тревожно оттеняют уверенную мощь исполина. Строительство в Кремле продолжается.
www.microarticles.ru
Васнецов основание москвы — Отзыв о картине А.Васнецова «Основание Москвы»… — 22 ответа
В разделе Живопись, Графика на вопрос Отзыв о картине А.Васнецова "Основание Москвы"... заданный автором OgLocK лучший ответ это Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) младший брат Виктора Васнецова, творчество его самобытно, развивается по своему руслу.На рубеже веков из любви к русской истории, красоте старого быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр - особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытается возродить облик и самую жизнь допетровской Москвы. В решении этой задачи органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь. Как знаток старинной русской архитектуры Васнецов не знал себе равных. При этом научная информация помогала художнику не создавать иллюстрации, а передавать живые образные представления, в которых воскрешалась жизнь наших предков.С наслаждением погружается художник в почти сказочную необычность и красочность этой архитектуры. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Вот «Основание Москвы. Построение первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году» (1917) - немного наивнопростодушное изображение строительства деревянных стен крепости, где какие-то указания дает толпе простого люда сам князь.Более убедительно выглядит акварель 1903 года «Город строится. Строительство деревянных стен Кремля. XII век» .
Ответ от 2 ответа[гуру]Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Отзыв о картине А.Васнецова "Основание Москвы"...
Ответ от Ольга Емельянова[гуру]тут в дополнениеhttp://referatiya.ru/referaty/show_referat.php?referat=38810
Ответ от 2 ответа[гуру]Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Ответить на вопрос:
22oa.ru