Описание картины Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства». Три царевны картина васнецова


Васнецов В.М. «Три царевны подземного царства». Описание картины

1884 г. Холст, масло. 164 х 297 см. Государственный музей русского искусства

Описание картины Васнецова В.М. «Три царевны подземного царства» 

В 1880 году В. Васнецов получает заказ от мецената Саввы Мамонтова на написание трех картин для украшения вокзала Донецкой железной дороги. Художник, чье творчество неразрывно с былинами, легендами и сказками, и в этот раз остановил выбор на сказочных сюжетах. Вскоре были готовы картины «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами» и «Три царицы подземного царства».

Картина «Три царицы…» была написана последней и предназначалась для украшения кабинета Правления железной дороги. По замыслу мастера, картина должна была стать олицетворением несметных богатств, хранимых в земле Донбасса. Воплощением этих сокровищ стали героини народной сказки – подземные царевны. По сказке их было всего две – царевны Золота и Драгоценных камней. Но в угоду промышленникам художником была написана и третья – Угольная царевна.

Три девушки, сияющие ослепительной красотой лица и нарядов, и стали главными персонажами картины. В центре изображена царевна Драгоценный камней. Величественная и гордая, она стоит с высоко поднятой головой, демонстрируя свое благородное происхождение. Несказанно красив ее наряд: расшитое причудливым орнаментом дорогое платье приковывает взгляд, завораживая изумрудными, розоватыми, бирюзовыми, красными и желтыми переливами драгоценных камней, составляющих узор. Тяжелые бусы на груди и венец из самоцветов на голове дополняют образ хранительницы подземного клада. Ее лицо красотой не уступает притягательности камней: алые губы, горящий румянец и соболиные брови – истинная царевна.

Слева от царицы Драгоценный камней стоит столь же величественная царевна Золота, которую легко узнать по сверкающему золотому одеянию. Замысловатый узор золоченой ткани дополняется россыпью самоцветов, украшающих рукава, пуговицы и подол платья. Сияет блеском драгоценных камней и корона-кокошник на царственной голове, и бусы на шее царицы. Но красивое лицо ее грустно и печально, тоска скрывается в ее опущенных глазах.

Несколько в стороне от величественных сестер зритель увидит робкую Угольную царевну. В ее наряде нет вычурности и пышной царственности, как нет и надменности в ее лице. Скромное, но изысканное черное парчовое платье, красивые черные волосы, свободно ниспадающие на плечи, открытые, бессильно опущенные руки, печаль на белоснежном лице – такой создал Васнецов младшую из царевен. Выделяющаяся на фоне сестер своей простотой и скромностью, она кажется более милой, родной, близкой и человечной.

Прекрасные царевны опечалены. И причину их грусти можно увидеть здесь же, на полотне. В правом нижнем углу художник написал двух братьев Ивана-царевича, героя сказки, вдохновившей художника на создание картины. По сюжету, царевичи предали брата: похитив подземных красавиц и вызволив свою матушку, они перерезали веревку и оставили его погибать под землей. В их руках можно увидеть и веревку, и нож, которым она была обрезана. Оба брата показаны в момент, когда они, пораженные красотой и статью царевен, в оцепенении склонились пред ними в земном поклоне.

Монументальности придает картине и красное закатное небо, и глыбы черных скал. Контрастное сочетание неба и земли, на пересечении которых показаны похищенные девушки, подчеркивает их тревогу и волнение.

Несмотря на красоту полотна, железнодорожники отказались выкупать картину, сославшись на чуждый промышленности сказочный сюжет. В итоге работа великого художника была приобретена коллекционером и меценатом И. Терещенко.

Лучшие картины Васнецова В.М.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства»

Описание картины Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства»

Эту картину Виктор Михайлович Васнецов писал под заказ Саввы Мамонтова, который на тот момент занимал должность председателя правления Донецкой железной дороги. Сюжет полотна аллегоричен. Сказочные царевны – это воплощение богатств, срытых в толще земли. В преданиях русского народа царевен было всего две – золота и драгоценных камней (в некоторых источниках ее называют медной). Специально для заказчиков-железнодорожников Васнецов вводит в сюжет угольную царевну.

Задний фон картины поделен по диагонали на две практически равные части. Внизу изображена земля, скалы и огромные валуны, а верхняя часть отдана под изображение вечернего неба. Цвета земли и неба образуют между собой резкий контраст. Это создает ощущение тревожного предчувствия, волнения и напряжения.

На переднем плане мы видим три женские фигуры. Это и есть царевны подземного царства. По их позам и выражению лица можно определить, как девушки относятся к людям и земному миру. Золотая царевна строга и надменна, ее взгляд опущен. Медная царевна более благосклонна, она с любопытством осматривает новую для себя обстановку. Старшие сестры одеты в богатые наряды, соответствующие их высокому статусу. Их тела чуть повернуты друг к другу, образуя единую группу. Словно бы царевны заодно в своем отношении к происходящему.

А вот младшая сестра, угольная царевна, выглядит испуганной, бледной, робкой и от этого более человечной. Видно, что ей тяжелее всего расстаться с родным домом. Костюм угольной царевны более незатейлив, в нем нет почти ничего от роскоши одежды ее сестер. Руки девушки бессильно опущены вдоль тела. Другие царевны величаво скрестили руки перед собой. В левом нижнем углу картины изображены фигуры двух мужиков, угодливо склонившимися перед подземными владычицами. Известно, что этих персонажей Васнецов дорисовал намного позже, когда основной замысел картины был уже воплощен на холсте.

opisanie-kartin.com

Виктор Васнецов. «Три царевны» / Культура / Лента.co

   Читать оригинал публикации на culture.ru   

Когда в начале 1880-х годов Виктор Васнецов впервые выставил свою работу «Три царевны подземного царства», публика не поняла замысла художника. Какова история этих персонажей, где находится подземное царство и почему царевны такие разные? Если даже современники Васнецова задавали эти вопросы, ничего удивительного, что зрителю XXI века сложно расшифровать это полотно.

Разбираемся в сюжете малоизвестной сказки с Елизаветой Боровиковой.

Предыстория

Савва Иванович Мамонтов (1841–1918)

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов.

Мамонтов, один из самых богатых людей Москвы, страстно любил искусство. Он был владельцем усадьбы Абрамцево, одного из важнейших центров русской художественной жизни 1870–1910-х годов. Там гостили и работали Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие художники.

В 1882 году Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу. Кабинет правления нового предприятия меценат решил украсить картинами молодого талантливого художника Виктора Васнецова.

Сын Мамонтова Всеволод вспоминал об этих картинах: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ передвижения и третья — царевен золота, драгоценных камней и каменного угля — символ богатства недр пробужденного края».

Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли.

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1881. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.

Виктор Васнецов. Битва скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сюжет

Сюжет картины восходит к русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое», известной современному читателю в нескольких вариантах под редакцией Александра Афанасьева. В сказке Иван-царевич спускается в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, похищенную злодеем Вороном Вороновичем. По дороге царевич встречает пленниц (в некоторых редакциях сказки — дочерей) Ворона — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказывают Ивану, как освободить мать, и в благодарность царевич, возвращаясь из подземного царства, берет их с собой. Вернувшись домой, он женится на Золотой царевне, а младших ее сестер выдает замуж за своих старших братьев.

Автор

Три картины, написанные для Мамонтова, во многом определили дальнейшее творчество Виктора Васнецова — с этого момента он часто обращается к сюжетам русских народных сказок и былин.

Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных современному человеку образах. Неслучайно именно ему поручили спроектировать пристройку главного входного зала к зданию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея. Художник работал в неорусском стиле, переосмысляя мотивы традиционного русского зодчества.

Автопортрет. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). 1873. Государственная Третьяковская галерея

Проект пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, совместно с В.Н. Башкировым. 1899–1901. Москва, Лаврушинский переулок.

Золотая царевна

Согласно русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое», на сюжет которой опирался художник, Золотая — самая красивая из царевен подземного царства. Когда Иван побеждает Ворона Вороновича, он освобождает всех его пленниц и женится на девушке. Из сказки Васнецов заимствует только этого персонажа, два других образа царевен в русском фольклоре не встречаются.

Золотая царевна изображена одетой в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна — головной убор, который могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо). Обычно коруна была элементом свадебного наряда.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея

Северорусская (Новгородская, Архангельская губернии) коруна. XIX век. Собрание Натальи Шабельской

Царевна Драгоценных камней

Художник хотел воплотить в образах девушек богатства недр Донецкого края, поэтому он создает новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. Как и Золотая царевна, девушка одета в ферязь, под которой — длинная шелковая рубаха. На руках у нее опястья — элемент русского национального костюма, а на голове — невысокий венец, который в средней полосе России называли «девичьей красой».

Вторая половина XIX века — это эпоха историзма, когда русские художники тщательно изучали народный быт, традиционные костюмы, фольклор своей страны. Хотя живописцам не всегда удавалось добиться исторической достоверности в деталях, они стремились как можно точнее передать в произведениях колорит эпохи.

Три царевны подземного царства (фрагмент). Виктор Васнецов. 1881. Государственная Третьяковская галерея

Утро стрелецкой казни. Фрагмент. Василий Суриков. 1881. Третьяковская галерея. Москва. Стрелецкая жена одета в традиционную для Руси ферязь, а солдаты Петра I — в европейские костюмы. Так Суриков противопоставляет уходящую в прошлое Древнюю Русь пришедшей ей на смену Петровской эпохе.

Царевна Каменного угля

Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов счел нужным изобразить царевну Каменного угля — «черное золото» в то время обеспечивало движение поездов.

Старшие царевны одеты в русские народные костюмы, но на младшей — более современное приталенное платье с коротким рукавом (древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой). Противопоставляя одежды царевен, художник подчеркивает, что полезные свойства каменного угля человечество открыло лишь недавно, это полезное ископаемое относится к настоящему и будущему, а золото и драгоценные камни — к прошлому.

Три царевны подземного царства. Виктор Васнецов (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея

Вход в подземное царство

Васнецов совмещает разные трактовки сказки, в одной из которых Иван встречает царевен в горах, а в другой — спускается в подземелье по веревке, фрагмент которой изображен в правом нижнем углу картины. Братья Ивана ждали его на поверхности и по сигналу подняли царевича, свою мать и освобожденных пленниц.

В 1883–1884 годах по заказу землевладельца и мецената из Киева Ивана Терещенко была написана еще одна версия картины, на которой художник изображает братьев Ивана-царевича, пораженных красотой царевен.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1883–1884. Киевский национальный музей русского искусства

Колорит

Колорит картины необычен: черные скалы резко контрастируют с оранжевым закатным небом. Царевну Каменного угля художник выделяет колористически и композиционно: она стоит в отдалении от других девушек и отделена от них контуром скалы, которая находится позади нее. Эти художественные приемы, наряду с различиями нарядов, подчеркивают разницу между персонажами и их принадлежность к разным эпохам.

Отзывы современников

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933)

Брат Виктора Васнецова Аполлинарий, тоже живописец, писал ему о XII Передвижной выставке, где был представлен второй вариант картины:

«…Привелось ознакомиться с тем, как относится к твоей картине публика. Производит, несомненно, впечатление и нравится многим, но затрудняются содержанием, и мне привелось несколько раз вступить в объяснения сюжета. Что же касается меня лично, то я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности...» (Виктор Васнецов. «Письма. Дневники. Воспоминания»).

lenta.co

Сочинение по картине Васнецова Три царевны подземного царства 3, 5 класс описание

Три царевны подземного царства

Эта картина похожа больше на иллюстрацию к сказке, которую я не знаю. На фоне гор, камней, которые больше похожи на черепа, с засохших черных веток стоят три девушки. Три девицы! Они красивы, но совсем без улыбок. У них очень красивые и дорогие наряды – все в драгоценных камнях. Это русские-народные одежды: сарафаны, кокошники… Две в золотистых цветах, одна (самая молодая) – в черном.

Справа вижу двух героев, которые склонили колени, будто моля о пощаде. Один совсем приуныл – уронил голову на руки. У него красная рубаха, подвязанная красивым поясом. Второй смотрит на волшебных девушек напряженно. Кажется, что они неумолимы.

Кстати, второй богатырь (бородатый) тянется к своему ножу. Возможно, что он решил взять одну из них в заложницы, пригрозить всем. Или просто решил их, несмотря ни на что, рискнуть ограбить. Такие уж у них всех украшения богатые!  

Видно, что эти «разбойники» (у одного в руках кнут, а у другого – длинный кривой нож) нарушили что-то. Например, они зашли на территорию волшебного царя. Тот приказал их казнить! И спасти их могли бы лишь волшебницы-дочки царя. Но сделают они это, если богатыри достучатся до их сердец. 

Я надеюсь, что добры молодцы, даже если они и разбойники, спасутся. Кстати, лишь одна из сестер смотрит совсем надменно. И руки скрестила. Вторая (ближе к центру) тоже руки скрестила, но не так «плотно». У младшей, которая в черном, руки, вообще, опущены.

Думаю, что на картине вечер – такие приятные розовые отблески на небе. Справа даже видны летучие мыши! Волшебницы, они ведь не совсем феи, им лучше появляться с наступлением темноты. И разбойникам тоже!

Вся картина сделана в довольно темных красках. Разбойников в углу не сразу заметишь. Между камней пробивается то ли туман, то ли такое облако, если уж это высоко в горах происходит.

Красивая, хотя и немного мрачная картина, как раз она подходит на Хэллоуин, отлично передаёт дух этого праздника.

Описание настроения картины Три царевны подземного царства

Чувства картины Три царевны подземного царства

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Осень. Веранда Жуковского 6 класс

    На картине изображен один из дней уходящей золотой осени. Тихо и почти безветренно. Светит яркое солнце, но оно уже не такое теплое, как летом. В центре картины – большая, просторная и ухоженная веранда с белым столом

  • Сочинение по картине Мика Морозов Серова 4 класс

    Серов Валентин Александрович, был превосходным мастером живописи. Его работы вызывали бурю эмоций у зрителя. Совсем недавно, я нашла работу Серова под названием «Мика Морозов».

  • Сочинение по картине Серебряковой Карточный домик 6 класс

    Зрителю известно, что картины талантливой художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой полностью описывают ее жизнь. Так и картина «Карточный домик», которая написана в 1919 году.

  • Сочинение по картине Первая зелень Никонова 7 класс

    Первая зелень – очень красивая картина известного во всём мире художника Никонова Владимира Глебовича. Эта картина как – будто веет свежестью, весной

  • Сочинение по картине Серебряковой За туалетом. Автопортрет 6 класс

    Зинаида Евгеньевна Серебрякова, поразила меня своими работами. Я очень много знаю талантливых художников - мужчин, но женщину встречаю впервые. Особенно мне понравилась ее работа под названием «За туалетом. Автопортрет».

sochinimka.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства» Картины художников

Описание картины Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства»

Ответ:

Описание картины Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства»

Эту картину Виктор Михайлович Васнецов писал под заказ Саввы Мамонтова, который на тот момент занимал должность председателя правления Донецкой железной дороги. Сюжет полотна аллегоричен. Сказочные царевны – это воплощение богатств, срытых в толще земли. В преданиях русского народа царевен было всего две – золота и драгоценных камней (в некоторых источниках ее называют медной). Специально для заказчиков-железнодорожников Васнецов вводит в сюжет угольную царевну.

Задний фон картины поделен по диагонали на две практически равные части. Внизу изображена земля, скалы и огромные валуны, а верхняя часть отдана под изображение вечернего неба. Цвета земли и неба образуют между собой резкий контраст. Это создает ощущение тревожного предчувствия, волнения и напряжения.

На переднем плане мы видим три женские фигуры. Это и есть царевны подземного царства. По их позам и выражению лица

можно определить, как девушки относятся к людям и земному миру. Золотая царевна строга и надменна, ее взгляд опущен. Медная царевна более благосклонна, она с любопытством осматривает новую для себя обстановку. Старшие сестры одеты в богатые наряды, соответствующие их высокому статусу. Их тела чуть повернуты друг к другу, образуя единую группу. Словно бы царевны заодно в своем отношении к происходящему.

А вот младшая сестра, угольная царевна, выглядит испуганной, бледной, робкой и от этого более человечной. Видно, что ей тяжелее всего расстаться с родным домом. Костюм угольной царевны более незатейлив, в нем нет почти ничего от роскоши одежды ее сестер. Руки девушки бессильно опущены вдоль тела. Другие царевны величаво скрестили руки перед собой. В левом нижнем углу картины изображены фигуры двух мужиков, угодливо склонившимися перед подземными владычицами. Известно, что этих персонажей Васнецов дорисовал намного позже, когда основной замысел картины был уже воплощен на холсте.

Прислал: Миронова Алина . 2017-10-08 21:38:28

opisanie-kartin.iusite.ru

Три царевны подземного царства. Описание картины Васнецова

На репродукции картины Васнецова изображены девушки.Это царены. Они стоят высоко в горах-на скалах.Все девушки совсем разные.Они по разному одеты,по разному выглядят,разного телосложения.Слева-роскошная барыня.Она одета в золотой наряд до пола.На голове блестит и переливается золотая корона.В руке у дамы белый платок.Весь наряд покрыт стразами.Её взгляд очень умен и спокоен.Вторая (по середине) девушка,одета в аляпистый наряд.На ее платье переливаются разных цветов стразы.На голове у девушки корона покрытая также стразами.

vasnetsovtritsarevni

На наряде красные свисающие рукава.Обувь у нее бордового цвета.Эта девушка пристально смотрит вдаль.

Третья(с краю)девушка стоит совсем грустная.На ней обычное черное платье в пол,на котором весит стразовый пояс.По моему мнению,она дочь одной из девушек,либо младшая сестра.Она также смотрит вдаль.

В правом углу иллюстрации можно заметить мужчин,которые стоят на коленях.Возможно они просят прощения,возможно предполагают женитьбу.

Но девушки пристально смотрят на них,и не обращают на это никакого внимания.Небо мутное,сквозь него пролезает свет закатившегося солнца.

Сзади,за скалами летают птицы,и стоит забор.У каждого произведения исскуства есть свой смысл,который что то должен донести до смотрителя.

Если быть честной,я не поняла смысл нарисованного.

Может эта картина показывает величественность женского характера. Либо это фрагмент какой либо сказки.

Но меня очень все это заинтересовало.И сама картина потрясающая,величественные эскизы.И в ближайшее время,я постараюсь понять смысл это картины,который хотел передать художник!

Автор сочинения: Кира К.

Похожие записи

design-kmv.ru

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА ВАСНЕЦОВА ТРИ ЦАРЕВНЫ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА — Философия

Просмотров: 874

Картина русского художника Васнецова Три царевны подземного царства, а точнее первый ее вариант, была написана в 1881 году. И снова сказочный сюжет, и снова обращение к прошлому Руси и народному былинному творчеству, которое так волнует живописца. Для живописца, его мятежной творческой души, сказочные образы представляют собой нечто реальное, связанное с действительностью, они не оторваны от его дня сегодняшнего, и это вовсе не метафора. Для мастера Царевны подземного царства представляют собой персонифицированные богатства русской земли.

Картина Васнецова Три Царевны подземного царства – характеры героинь

Перед зрительской публикой на полотне предстают гордые царевны – каждая со своим нравом, своим темпераментом. Но даже самому гордому характеру ведома печаль об утраченном отчем доме.  Картина живописца Васнецова Три Царевны подземного царства показывает нам непокорные русские души, покорить которые силой невозможно. У 3 царевен судьбы похожи – они утратили то, что любили. Но вот отношение к своей судьбе разнится.

Золотая царевна холодна и горда, ее лицо подобно маске, изображающей презрение. Под ней золотая царевна умело скрывает свои эмоции. Иначе реагирует на окружающий мир медная царевна. В ее красивом лице читается и надменность сестры, и в то же время любопытство, и желание открыться этому миру, познать его. Младшая сестрица, угольная царевна смущена, печальна, она не в силах поднять глаз, все ее мысли летят к утраченному дому. Растерянная, на новый мир она не может даже смотреть, он вселяет в нее ужас. Это живописное полотно полно символов и сакральных знаков. В интерпретации живописца, в написанной им картине Три царевны подземного царства старая сказка приобретает совершенно новое звучание и иной смысл.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

Краткое описание картины художника Васнецова – кто эти три царевны?

Насколько разные характеры трех цариц на картине Васнецова, настолько отличаются они и внешне. Две старшие сестры, олицетворяющие золото и медь, одеты в богато украшенные наряды царевен и цариц Древней Руси. На третьей царевне простое черное  платье, руки обнажены, а волна темных волос свободно лежит на плечах. В ней нет надменности, лишь бесконечная печаль и ощущение какой-то беззащитности. И это делает юную царевну особенно привлекательной. Ее руки свободно расположены вдоль тела, и это еще более подчеркивает ее растерянность и ранимость. Руки других девушек сомкнуты спереди, что придает их фигурам в картине 3 царевны подземного царства величавость.

Три Царевны на картине живописца окружены темными грудами скал, а над ними на заднем плане полотна полыхает  закатное небо с застывшими мрачными облаками. Первый вариант картины Три Царевны подземного царства , выполнен на жестком контрасте: угольно-черные оттенки и яркая желто-оранжевая палитра. Однако в полотне 1884 года краски насыщенные, тревожные, палитра смещается от черных к красным тонам. Заказчиком известного полотна был известный промышленник Савва Мамонтов, который активно поддерживал любые виды творческой деятельности. В 1880 и 1881 годах Мамонтов заказал русскому художнику Виктору Васнецову сразу три полотна. И живописец заказ выполнил, написав, помимо картины Три царевны подземного царства, еще полотна Ковер-самолет и Битва скифов со славянами.

Смотреть на видео рассказ про сказочные картины художника Васнецова

filosofia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта