Краткая биография Виктора Васнецова. Биография васнецова и картины


Краткая биография Виктора Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, - 23.7.1926, Москва], русский живописец.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий (“Народная азбука” Столпянского, издавалась в 1867; “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя, издавалась в 1874).

В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (“С квартиры на квартиру”, 1876, “Военная телеграмма”, 1878, – обе в Третьяковской галерее).

В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Аленушка” (1881), проникнутая искренней поэтичностью, “Иван-царевич на сером волке” (1889), “Богатыри” (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897, все в Третьяковской галерее).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке “Снегурочка” А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, – пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, – оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 – начале 20 вв.

Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия (“Аленушка”), то эпические по характеру (“После побоища Игоря Святославича с половцами”), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно “Каменный век” для Исторического музея в Москве, в 1885-96 – большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.

Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль “модерн”. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба – в Третьяковской галерее), иллюстрации к “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).

По его рисункам сооружены церковь и сказочная “Избушка на курьих ножках” в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами (“Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, 1918; “Кащей Бессмертный”, 1917-26; обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

citaty.su

Биография Васнецова В.М.

Обогатив реалистическую живопись сказочно‑легендарной тематикой, Васнецов прославил свой народ, его силу, чувство добра и красоты, живописную пластичность его поэтического творчества.

«Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки, – писал о Васнецове знаменитый певец Федор Шаляпин. – Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом, богатыри…»

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова. Вскоре после рождения Виктора семья перебралась в село Рябово, где и прошли детские годы будущего художника.

«Я жил в селе среди мужиков и баб, – вспоминал впоследствии художник, – и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины».

Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника, именно здесь у него проявился интерес к народному творчеству.

С 1858 по 1862 год мальчик учится в духовном училище в Вятке. После этого он продолжил учебу в духовной семинарии. Учась в семинарии, Виктор одновременно брал уроки у гимназического учителя рисования Н.Г. Чернышева, с увлечением рисовал с литографий и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры, помогал художнику Э. Андриолли в росписи только что отстроенного вятского собора.

В 1866 году он подготовил шестьдесят рисунков к сборнику «Русские пословицы и поговорки» Н. Трапицына. Васнецов не стал священником, как мечтал отец: в 1867 году он, не завершив учебу, ушел с предпоследнего философского класса. Он решает ехать в столицу и поступать в Академию художеств.

Исполнив жанровые картинки «Молочница» и «Жница» (1867), разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург. Не попав сразу в академию, он год занимался в школе Общества поощрения художников, в числе преподавателей которой был И.Н. Крамской, поддержавший талантливого юношу. В 1868 году Виктор становится учеником академии. Здесь он будет заниматься (с перерывами) до 1876 года. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания, сотрудничает в иллюстрированных журналах и дешевых народных изданиях. Большое влияние оказал на молодого Васнецова в академии П.П. Чистяков. Здесь же он сближается с И.Е. Репиным.

С 1874 года молодой художник начинает выставляться на передвижных выставках. Уже в первых своих работах Васнецов предстает как художник‑жанрист, примкнувший к демократическому направлению. Ранние произведения художника проникнуты интересом к окружающей действительности, сочувствием к обездоленным. Их отличает наблюдательность и меткость характеристики персонажей: «Нищие певцы» (1873), «В чайной» (1874), «Книжная лавочка» (1876), «С квартиры на квартиру» (1876).

23 ноября 1876 года Васнецов женится на Александре Владимировне Рязанцевой. Брак оказался удачным: у Васнецовых родились четыре сына. В том же году художник отправляется за границу в Париж. Результатом наблюдений в столице Франции стала картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877).

На события Русско‑турецкой войны 1877–1878 годов на Балканах художник откликнулся эмоциональной картиной «Чтение военной телеграммы» (1878). Мастерски написаны фигуры и передана средствами тональной живописи дождливая погода, пейзаж города.

В 1878 году Васнецов возвращается на родину. «Когда я приехал в Москву, – писал он, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным».

Мастером занимательного живописного «рассказа», сложившимся художником‑жанристом выступает Васнецов в картине «Преферанс» (1879). Эта картина вызвала восторженные похвалы И.Н. Крамского.

В это время Васнецов обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории: «Противоположения жанра и истории в душе моей никогда не было, а стало быть, и перелома или какой‑либо переходной борьбы во мне не происходило… Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

В 1880 году художник завершает первую историческую картину – «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), которая экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Эта картина была встречена публикой и критикой недоброжелательно. Рецензент в «Московские ведомостях» писал: «Картина производит с первого раза отталкивающее впечатление, зрителю нужно преодолеть себя, чтобы путем рассудка и анализа открыть полотну некоторый доступ к чувству. Это потому, что в нем слишком много места отведено «кадаверизму» (то есть воспеванию трупов)».

Только самые проницательные из друзей разгадали, что представляло собой новое искусство Васнецова. «Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт‑художник. Таким далеким, таким грандиозным, – по‑своему самобытным русским духом пахнуло на меня», – писал Чистяков. «…Для меня – это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких еще не бывало в русской школе», – писал о той же картине Репин. Нестеров, поначалу жалевший об отказе Васнецова от жанровой живописи, спустя некоторое время сказал: «…Узнав и полюбив Васнецова, я стал душевно богаче, увидел обширное поле красоты. Мне стали понятны помыслы художника‑мечтателя… весь тот мир, в коем столь радостно, так полно, неограниченно жил и творил тогда Виктор Михайлович, несмотря ни на нападки на него, ни на материальную нужду…»

Очень значительна была в то время поддержка С.И. Мамонтова. При его посредничестве Васнецов получил заказ на декоративные картины‑панно для зала заседания правления Донецкой железной дороги. В этих трех картинах – «Ковре‑самолете» (1880), «Битве славян со скифами», «Трех царевнах подземного царства» (1884) – Васнецов и начал осуществлять новую программу своего творчества. В 1881 году Васнецов создает свое наиболее проникновенное и целостное в поэтичности и искренности чувства произведение – картину «Аленушка». Художник долго не мог найти модель для нее. Ни одна из девочек, по мнению художника, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки, которую он так ясно представлял себе. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой. И он тут же переписал лицо заново, попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно.

А. Жданова пишет: «В слиянии настроения человека с состоянием природы и заключается сказочное очарование «Аленушки». Ритм и цветовой узор, пронизывающие картину, вызывают в памяти узорочье русских вышивок, звонкие присказки и ритмичные приговорки русских сказок. Поет, как песня, как расписные хоромы, картина и уводит нас в царство волшебно ожившей природы, в которой сказки рождались. Учит нас картина понимать, близко принимать к сердцу печаль русской осины и горе обиженной девочки».

В 1883–1884 годах Васнецов пишет большое панно «Каменный век» для украшения зала открывавшегося в Москве Исторического музея. В изображении сцен охоты на мамонта и последующего пиршества Васнецов создает впечатляющие образы и картины реконструируемого далекого прошлого. «Впечатление, произведенное на современников «Каменным веком», – писал И. Грабарь, – пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда‑то «Помпеей» К. Брюллова».

Высокое профессиональное художественное мастерство проявил художник в грандиозных росписях Владимирского собора в Киеве. Здесь Васнецов работал с 1885 по 1896 год.

«В таких сюжетах, как «Рай», Васнецов вводит в церковную роспись черты светской картинности и характерной для него повествовательности, – отмечает А.А. Федоров‑Давыдов. – Васнецов выступает здесь таким же рассказчиком‑сказочником, как, например, в «Иване‑царевиче на сером волке» (1889) – картине, которую художник писал одновременно с росписями, как бы для отдыха от них».

И все‑таки не церковные росписи, а светская живопись определила выдающееся место Васнецова в истории русской живописи.

В 1891 году работы во Владимирском соборе в основном были закончены, и художник с семьей возвращается в Москву. К этому времени его материальное положение позволило осуществить давнюю мечту – приобрести небольшую усадьбу близ Абрамцева и построить в Москве скромный дом с просторной и светлой мастерской.

В 1897 году художник пишет картину «Иван Грозный».

«Иван Грозный у Васнецова в отличие от образов, созданных его современниками (Шварцем, Антокольским, Репиным), не только деспот‑мученик, но личность убежденная и сильная. Именно так – с уважением к уму, силе и вместе с тем с удивлением и страхом перед непомерной жестокостью – изображался Грозный в народных преданиях о нем.

Близость к фольклору ощущается не только в трактовке образа, но и в особенностях стилевого решения картины. Нетрудно заметить, как много внимания уделено в ней орнаменту. Нарядная орнаментальность картины придает ей оттенок фольклорности, рождая ассоциацию с поэтическим произведением, расцвеченным узором народных эпитетов, сравнений и метафор, подобно лермонтовской «Песне о купце Калашникове», которую любил и иллюстрировал художник и которая, несомненно, оказала воздействие на характер стилевого и образного решения картины».

Еще через год был завершены «Богатыри» – центральное, наиболее известное и прославленное произведение Васнецова. Картина «Богатыри» была почти готова в 1882 году.

«Как это ни кажется, может быть, на первый взгляд удивительным, – сказал однажды художник, – но натолкнули меня приняться за «Богатырей» мощные абрамцевские дубы, росшие в парке. Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами… А уже как дубы превратились в «Богатырей», объяснить не могу, должно быть, приснилось!»

В одном из писем он выразил идею картины, назвав ее «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович – на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

В 1899 году «Богатырями» Васнецов открывает в Москве свою первую персональную выставку. Высокую оценку картине дал В.В. Стасов. «Эти «Богатыри»… – писал он, – выходят словно pendant, дружка, к «Бурлакам» Репина. И тут и там – вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там – угнетенная и еще затоптанная, обращенная на службу скотинную или машинную, а здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

В начале века имя Васнецова приобрело широкую известность. Росло количество его подражателей, и создался так называемый «васнецовский стиль», мало имеющий общего с истинным направлением художника и глубоко его огорчавший.

С 1898 по 1911 год Васнецов работает над эскизами мозаик и росписей церквей городов Гусь‑Хрустальный, Петербург, Варшава, Дармштадт и других.

«В последний период жизни Васнецов был занят созданием семи больших картин на темы русских сказок, – пишет А. Амшинская. – Одновременно он продолжал писать портреты. Портреты всегда занимали особое место в творчестве художника, он не был в строгом смысле портретистом и писал только близких ему людей. Очень скромные, без малейшей аффектации портреты эти поражают сходством с оригиналом. Портреты Е. Мамонтовой, М. Антокольского, В. Полетаевой, детей художника и многие другие всегда предельно просты, однако решение их никогда не повторяется – поза, посадка фигуры, выражение лица, живописный строй их вытекают из характера самой натуры, они объективны в самом хорошем смысле этого слова, они глубоко реалистичны».

После революции 1917 года семья художника оказалась разрозненной, он тяжело это переживал. Однако саму революцию Виктор Михайлович воспринял просто и естественно, видя в ней, по его собственным словам, «проявление воли народа».

Народное искусство остается для Васнецова источником вдохновения. Он продолжает разрабатывать сюжеты народных сказок и в картинах, написанных уже после Октябрьской революции: «Царевна‑лягушка» (1918–1926), «Змей Горыныч» (1918–1926), «Сказка о спящей царевне» (1900–1926), «Кащей Бессмертный» (1917–1926) и «Бой Ивана‑царевича со змием» (1917–1926).

Художник продолжал неустанно работать вплоть до самой смерти 23 июля 1926 года.

Источник: http://ohudognikah.ru/content/vasnetsov 

Похожие записи

design-kmv.ru

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

Виктор Васнецов родился в семье сельского священника в сельской глубинке. Деревня наполовину была русская, наполовину марийская и носила название Лопьял. В переводе с марийского языка означает - деревня в низине.

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

Он учился в духовной семинарии, но почувствовав непреодолимую тягу к рисованию продолжил свое образование в рисовальной школе под руководством Крамского. Он был передвижником и по началу рисовал жанровые сцены из жизни простых людей. Мифологичность заданная самой атмосферой жизненного уклада семьи Васнецовых подкрепленная устным деревенским фольклором легла в основу всего творчества художника. К слову сказать, марийский устный фольклор тесно переплетен с силами природы, с поклонением природе. Да что уж говорить если сама фамилия Васнецов звучит сказочно.

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

Талант художника Виктор и его брат Аполлинарий получили от своего отца Михаила Васильевича и бабушки Ольги Александровны Васнецовой, которая тоже была художницей. Вот что пишет об этом сам Виктор

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

В этой удивительной семье с детства прививалась любовь к природе. Частенько вся семья Васнецовых ходила в лес просто послушать птиц, полюбоваться растениями, вдохнуть свежесть хвои. Они также любили ходить по окрестностям с разговорами и размышлениями, примечая удивительную переменчивость времен года. Не удивительно что другие братья Аркадий и Николай и Александр также связали свою жизнь с искусством и краеведением.

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

Разумеется, что и моделей для своих картин он находил среди простых людей. Илья Муромец это извозчик Иван Петров, а вот Алеша Попович это Андрей Саввович Мамонтов, добрыне же Виктор Михайлович quot;подарилquot; свое лицо и немного quot;подмешалquot; черт от своего отца. Причем это он сделал и в другой своей картине Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем. На картине мы видим Добрыню с картины quot;Три Богатыряquot;, но со спины. Аллегорически это бой самого художника с жизненными перепитями, ибо творить ему пришлось в революционные годы. Стоит отметить что творчество Васнецова до 17 года и после отличается по настроению. После революции в его картинах исчезает тема победы духа, воли. Появляется тоска, безысходность, желание уйти, улететь из ситуации которая легко читается даже в названиях картин: quot;Царевна-лягушкаquot; (оборотень, пир во время чумы), quot;Кощей Бессмертныйquot; (совращение, соблазнение нехорошим), quot;Ковер-самолетquot; (безысходность, желание уйти), quot;Царевна-несмеянаquot; (тоска,деперссия), quot;Спящая царевнаquot; (желание остановить нежелательный ход событийquot;, quot;Царевна у окнаquot; (тяжелые думы). Виктор по порыву души своей вступил в quot;Союз Русского Народаquot;, но тем черносотенцом, которые оставили ужасный след в истории он не стал. Поэтому совершенно неправильно было бы называть его, не смотря на личное знакомство с Тихомировым членом этой партии. Дальше формального членства отношения художника с этими людьми не пошли. Его отношение к Родине разтиражировано и стало афоризмом:

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

Тяжелое время начала 20 века не прошло мимо, Россию Василий Михайлович искренне любил, страдал за нее и век свой окончил в тяжелый июль 1926 года.

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

С семьей Мамонтовых его связывают долгие годы дружбы. Мамонтовы были известные меценаты в России. Их дом посещали многие известные художники того времени, среди которых частыми гостями были Поленов, Репин, Серов.

Если картину quot;Три богатыряquot; Васнецов вынашивал долгих 20 лет,то картину quot;Аленушкаquot; или quot;Дурочка Аленушкаquot;, как изначально называл эту работу сам художник он нарисовал быстро. Повстречал в деревне девчушку с дикой тоской в глазах и родился визуальный сюжет по русской народной сказке. Однако в последний момент перерисовал глаза Аленушке, и сделал их такими как у Верочки Мамонтовой - quot;девочки с персикомquot;.(на фото этюд, написанный с деревенской девочки)

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

Виктор Васнецов обожал музыку. Он часто слушал Моцарта, Баха, Бетховена. Музыка звучит с его картин: мы чувствуем движение воздуха, шелест травы, крики птиц в небе. Он часто ходил к в семью к Третьяковым, где стараниями жены Павла Михайловича - Веры Николаевны Мамонтовой проходили музыкальные вечера.

Картины на исторические темы показывают глубокое знание прошлого, не только костюмы, но и постановка людей, соответственно их социальному положению играют важную роль в передаче правдивости событий. Жесты и эмоции подобно сложному музыкальному произведению передают огромную гамму чувств на зрителя. Однако картины его подвергались критике за quot;кадаверизмquot; (от слова кадаверин - трупный яд)- увлечению изображений трупов. Васнецов будучи человеком застенчивым (или просто с заниженной самооценкой)болезненно воспринимал критику, переживал. Особенно не понимание картины В.В. Стасовым. Успокоили Виктора Михайловича его друзья- художники: Чистяков, Репин, Поленов сказав что расчувствовались так, глядя на картину quot;После побоища Игоря Святославича с половцамиquot; что тихонько quot;слезку ронилиquot; и не было еще в истории живописи ничего подобного.

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

Как и многие художники того времени Виктор Васнецов расписывал храмы а также проектировал архитектурные объекты среди которых собственный дом, церковь в Абрамцево, фасад Третьяковской галереи и другие.

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

Не все задуманные проекты были осуществлены, к сожалению, однако интересно было бы увидеть воочию реализованный проект русского павильона для Парижской выставки.

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

Сегодня можно посетить дом-музей Виктора Васнецова где оно прожил почти 50 лет со своей женой Александрой Владимировной Рязанцевой, где они выпестовали своих пятерых детей. Дом где стоит quot;волшебный шкафquot;, подойдя к которому Александра Владимировна прежде чем открыть говорила заклинания. И-о,чудо! Открытая дверца взору представляла кушанья, подобно скатерти-самобранке. Секрет фокуса был в том, что у шкафа задняя стенка открывалась на кухне, повар же услышав quot;сигналquot; метал в него обед и закрывал стенку. Простое волшебство придумал для своих детей Виктор Михайлович, а сколько радости и магии было в нем!

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

На винтовой деревянной лестнице прикреплены настоящие доспехи и кольчуга. Они были подарены Историческим музеем в благодарность за картину quot;Каменный векquot;.

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

Известный российский художник Виктор Васнецов

(1848-1926 гг.)был вторым из шестерых сыновей провинциального священника.Не окончив духовной семинарии, талантливый юноша, с благословения отца отправляться Ст-Петебург,чтобы обучаться живописи.Два года он провел в Рисовальной школе общества поощрения художеств, обучаясь у Ивана Крамского. С 1868г по 1875 изучал живопись в Академии художеств.С 1969 Васнецов начал выставляться сначала на академических выставках, а потом на выставках Передвижников.С 1893 художник стал действительным членом Академии Художеств.

Биография и известные картины художника Виктора Васнецова, когда родился?

Васнецов работал, как в стартовой живописи, так и в монументальной. Его любимыми жанрами были исторический,сказочно-былинный и бытовой. Самыми плодотворным для художника были 1880-1890 е годы. В этот период были написаны самые известные его работы:

Алнушка (1881), Богатыри (18811898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897) и др.С 1885 г Васнецов,принимал участие в росписи собора Св.Владимира в Киеве.Им был создан величественный запрестольный образ Богоматери и много других композиций.После 1917г художник продолжал разрабатывать любимые сказочные сюжеты.

info-4all.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта