Художник русских Советов. Васнецову предрекали, что его картины умрут. Мнение о картинах васнецова
Художник русских Советов. Васнецову предрекали, что его картины умрут | Искусство | Культура
Честь сомнительная - среди 36 действительных членов этого общества не найти сколько-нибудь громких имён. Но общество это, созданное «сверху» (генерал-губернатором Москвы), явно в них нуждалось. Выбор был сделан верный - Васнецов и есть отечественная историческая живопись как таковая.
Считается, что те, кто родился в мае (а он появился на свет именно в этом месяце), будут всю жизнь маяться. И в данном случае прислушаться к народному поверью стоило. Не то чтобы Виктору Васнецову так уж не везло. Однако маета началась с детства. Рано умерла мать - Аполлинария Ивановна. Отец Михаил остался одиночкой, и это при шестерых (!) детях. Хозяйство, скот, покосы… Единственная возможная карьера для Виктора - стать священником. Четыре года духовного училища, потом Вятская духовная семинария, где преподают иконопись. Знакомство со ссыльным польским живописцем Эльвиро Андриолли. И жгучее желание: «Хочу стать художником!»
Священный трепет
Купцы, мещане и даже дворяне решению своих детей стать художниками противились яростно: «Все они пропойцы и никчёмные людишки!» Какими именно словами приветствовал желание своего сына отец Михаил - неизвестно, но можно процитировать его тёзку, священника отца Михаила из повести Куприна «Юнкера»: «Ну, что же? Живопись - дело благое, если Бог сподобил талантом. Вон святой апостол Лука. Чудесно писал иконы Божией Матери». Виктор Васнецов и впрямь отправился учиться живописи с благословения ректора семинарии и своего отца. Между прочим, в русских сказках такое благословение - залог успеха во всех начинаниях.
Одно из первых полотен молодого живописца - «С квартиры на квартиру» - больше всего напоминает блокаду Ленинграда, до которой оставалось 65 лет. Её встретили с восхищением, ещё бы - сплошная «боль за людей, которые под гнётом самодержавия вынуждены влачить…». И быть бы Васнецову ещё одним «печальником горя народного», которые всегда были популярны в России. Этаким Юрием Шевчуком в живописи. Но Васнецов выбрал другую, национальную правду, и она катастрофически не понравилась.
«Есть на выставке ещё три картины работы Васнецова - «Алёнушка», «Бой скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства». Эти лубочные картины ничего общего с искусством не имеют, их безобразие до такой степени очевидно, что доказывать его совершенно излишне…» - таким был отзыв журнала «Русь» о новом направлении в творчестве Васнецова.
Виктор Васнецов, «Три царевны подземного царства». РепродукцияБогатырская сила
А дальше были знаменитые «Богатыри». Вечная тема школьных сочинений «по картине». Я, помнится, сравнил богатырей с мушкетёрами. И получил «пару». Несправедливо. Потому что впоследствии писатель Александр Генис отозвался о картине так: «...анекдот сталкивает трёх богатырей с их галльскими братьями - тремя мушкетёрами: Илью Муромца - с могучим простаком Портосом, Добрыню Никитича - с изящным Атосом, Алёшу - со смазливым Арамисом, который тоже был своего рода поповичем».
По мнению многих исследователей, в образе Ильи Муромца на картине Васнецова изображён сам император Александр III. А в качестве «хитреца ростовского» Алёши Поповича - один из сыновей мецената и покровителя искусств Саввы Мамонтова: «Помню, как мы завидовали моему брату Андрею, на которого походил лицом Алёша Попович в этой картине…»
Как же Виктора Васнецова обзывали… «Плохой живописец, беспомощный рисовальщик и очень условный колорист» - эти слова принадлежат Сергею Маковскому, сыну известного художника. Стало модным считать, что Васнецов - это что-то типа провинциального богомаза. А тут ещё подоспело известие: дескать, Васнецов сочувствует и даже помогает деньгами небезызвестной общественной организации - «Союзу русского народа». Впрочем, чаще их называли черносотенцами.
Такие штуки не прощались. Ни тогда, ни сейчас. «Картины Васнецова умрут» - каково это вам? А «вульгарность общего тона»? А то, что Васнецова вообще признавали только декоратором? Вот тот же Маковский: «Васнецов обладал наитиями декоратора-фантаста. Это чувствуется даже в его неудачных работах. Он создал курьёзный стиль…»
Ну что ж, пусть будет курьёз. Есть легенда, что Васнецов задолго до революции разработал дизайн будёновок и длинных шинелей. И ещё по мелочи - кожаные тужурки с крагами, брюки и картузы для моточастей. Но было это не до революции, а после неё. Васнецов принял участие в конкурсе на дизайн новой униформы для армии, который объявил нарком Троцкий в 1918 г. И победил. И будёновки стали символом русской армии. И с этим уже ничего не поделать.
Как ничего не поделать с тем фактом, что картины Виктора Васнецова есть во всех крупных музеях мира. А также с тем, что он работал и для Российской империи, и для молодого государства рабочих и крестьян. В 1912 г. ему и его потомкам было присвоено дворянское звание. А спустя 12 лет, в 1924 г., уже Наркомпросом РСФСР была назначена персональная пенсия в размере 1,5 (!) ставки ответственных партийных работников.
www.aif.ru
О чём расскажут картины Виктора Васнецова
"Аленушка", "Три Богатыря", "Иван-царевич на Сером Волке" – в России эти картины известны каждому буквально со школьной скамьи. Вообще можно сказать, что работы Виктора Васнецова – это квинтэссенция живописи русского модерна, в котором изысканность и утонченность языка сплелись с мотивами народной культуры. Сюжеты его картин широко используются для оформления книг, открыток, плакатов и даже марок или конфетных коробок.В Международный День музеев портал Москва 24 решил вспомнить истории самых известных работ живописца, со дня рождения которого 15 мая прошло 170-лет.
"Аленушка" (1881, Государственная Третьяковская галерея)
Эта картина была признана критиками одним из лучших произведений русской школы живописи. Работу Васнецов начал с пейзажных зарисовок: сохранилось несколько этюдов. Художник говорил, что "Аленушка" как будто давно жила в его голове, но реально он увидел ее в Ахтырке на Украине. Там он встретил одну простоволосую девушку, поразившую его воображение. Впоследствии он вспоминал, что столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что от нее веяло каким-то особым русским духом.
Он закончил картину зимой 1881 года и отправил ее на выставку Передвижников. И хотя в Аленушке совсем нет ничего сказочного, а скорее напротив, она невероятно реалистична и по-взрослому грустна, со временем в восприятии зрителей этот образ переплелся со сказкой про сестрицу Аленушку и брата Иванушку.
Росписи Владимирского собора в Киеве
Васнецов посвятил работе над росписями собора десять лет. Одной из главных целей он видел преодоление раскола между народом и интеллигенцией в отношении к традиционной русской иконописи. Он стремился создавать искусство "большого стиля", вернувшегося в народ из замкнутого мира частных коллекций. Основной идеей внутренней росписи Владимирского собора, возведенного к 900-летней годовщине крещения Руси, было осмысление истории русской веры.
Виктор Васнецов расписывал центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Росписи были завершены в августе 1896 года и на рубеже веков были скопированы во многих храмах на территории России, а Васнецова стали называть "гениальным провозвестником нового направления в peлигиозной живописи".
"Иван-царевич на Сером Волке" (1889, Государственная Третьяковская галерея)
Эта картина несомненно входит в число самых любимых иллюстраций к русским народным сказкам. Пожалуй, сложно найти человека, который бы не знал ее с детства. За основу сюжета картины был взят отрывок сказки "Иван-Царевич и Серый Волк": Иван-царевич с похищенной Еленой Прекрасной спасаются от погони на верном Сером Волке.
Вся картина наполнена каким-то загадочным мерцанием. Васнецов работал над ней параллельно с созданием росписей Владимирского собора в Киеве. В 1889-м она была представлена на Передвижной художественной выставке, а сегодня находится в Третьяковке.
"Гамаюн, птица вещая" (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Махачкала)
Это еще одна картина Виктора Васнецова, на которой изображен сказочный персонаж, позаимствованный из древних славянских легенд. В русской книжности Гамаюн – это вечнолетающая мифическая райская птица, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей. В исполнении Васнецова картина дала толчок к развитию нового образа Гамаюна как вещей птицы.
Композиция подчеркнуто декоративна и изыскана: на тонкой ветви сидит фантастическая птица с женским ликом. По мнению критиков, картина получилась не совсем "васнецовской": слишком фантастической и символистской, по стилю близкой к работам современников Виктора Васнецова, например, Михаила Врубеля или даже иностранных мастеров – Густава Климта и Альфонса Мухи.
Картина соответствовала своему времени, наполненному тревожными предчувствиями, и приобрела широкую известность с момента написания. В оперении птицы сочетаются иссиня-черные и золотистые перья с выраженным красноватым отливом, как будто на них запеклась кровь (а вообще, использование багряно-красного цвета характерно для более поздних работ Васнецова).
Сейчас "Гамаюн, птица вещая" хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале.
"Богатыри" (1898, Государственная Третьяковская галерея)
Картина "Богатыри" считается народным достоянием и символом русского искусства. Работа над ней с момента рождения идеи до завершения полотна заняла в общей сложности почти 30 лет. Первый карандашный набросок картины появился еще в 1871 году: Васнецов подарил его своему близкому другу, художнику Василию Поленову. Но тот отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину.
23 апреля 1898 года она была завершена и вскоре куплена Третьяковым для своей коллекции (собственно, с тех пор она и украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве). На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – герои народных былин. Сам Васнецов описывал картину так: "Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?" Их исполинские фигуры символизируют силу и мощь всего русского народа. Впечатление производят и внушительные размеры картины – 295х446 сантиметров.
В центре изображен Илья Муромец. Будучи реальным историческим персонажем, он в действительности совершил множество ратных подвигов. Слева от него – Добрыня Никитич. По народным преданиям, он был очень образованным и благородным воином. Предание одарило его заговоренной броней и волшебным мечом-кладенцом (по мнению некоторых исследователей, чертами лица Добрыня напоминает самого художника).
Ну а справа на коне сидит совсем молодой богатырь, Алеша Попович. Помимо лука и стрел, у него есть гусли, что говорит о том, что он не только бесстрашный воин, но и музыкант-песенник. Кстати, в картине присутствует множество мелких деталей, взятых Васнецовым из исторических источников, которые и дополняют образы.
wi-fi.ru
О жанровых и исторических картинах Виктора Васнецова
Виктора Михайловича Васнецова сегодня все знают по картинам «Три богатыря», «Иван-царевич», «Аленушка». Однако художник был поистине универсалом. Он работал в разных жанрах, оставив огромное наследие в живописи, графике, архитектуре.В. Васнецов. Богатыри. 1898
Окончив Академию художеств, Васнецов начинал как жанрист, бытописатель, мастер рассказа, показывая свои полотна на передвижных выставках художников. Его работы «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма» и другие имели успех у публики и похвальные отзывы коллег.
В. Васнецов. Военная телеграмма. 1878
В. Васнецов. Нищие певцы. 1873
В. Васнецов. Преферанс. 1879
Однако вскоре Васнецов оставил жанровую живопись, в которой преуспел, и обратился к исторической картине, написав полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Во время его создания он работал с литературными источниками, изучал костюмы и вооружение.
В. Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» осталась незамеченной на передвижной выставке, на которой демонстрировалась, потому что все тогда были увлечены бытовой живописью. Однако эта работа Васнецова была необычной, интересной. Николай Николаевич Третьяков говорил о ней в 1980-х годах на лекциях в Суриковском институте: «Картина не имеет драматургического действия: все ее лица показаны погибшими. Самой битвы, в отличие от картин Сурикова, который изображал баталии, события, драмы, здесь нет… Картина является интересной композицией, поэтически, романтически раскрывающей военный сюжет, битву. Причем Васнецов очень близко подходит к поэзии «Слова о полку Игореве», к его образам, что оценил Павел Чистяков, увидевший в авторе живописной работы будущего поэта русской истории».Еще одна работа Васнецова – «Витязь на распутье».
В. Васнецов. Витязь на распутье. 1882В конце XIX столетия, в одно время с репинской работой «Иван Грозный убивает своего сына», Виктор Васнецов показал свою картину «Царь Иван Васильевич Грозный». Если у Репина показана психологическая драма, то работа Васнецова строится в форме исторического портрета, вертикального по композиции. Иван Грозный изображен в момент, когда он спускается по лестнице.
В. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897М. Герасимов. Иван Грозный. Портрет-реконструкция
Иван Грозный. Титулярник
Композиция картины Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» интересна тем, что художник показывает портрет с разных точек зрения: снизу, сбоку, сверху, что совершенно необычно. Николай Николаевич Третьяков говорил: «Компоновка очень высокого уровня! Так не компоновали в XIX веке, потому что художниками тогда бралась какая-то одна точка зрения. Любопытно, что «Портрет Ермоловой», сделанный Валентином Серовым позже, построен на том же приеме. Серов тоже дает разные точки зрения на стоящую фигуру, что композиционно обогащает работу. В кинематографических источниках говорится, что киномонтаж начинается в живописи с серовской «Ермоловой». Так, например, считал Сергей Эйзенштейн, который, на самом деле, просмотрел «Грозного» Васнецова, где впервые был дан в картине монтажный синтез! Потом подобный прием повторял Андрей Рябушкин, а Валентин Серов использовал много позже, может быть, и независимо от Васнецова, хотя вряд ли, поскольку Васнецов был популярен, а его открытия не могли не повлиять на развитие искусства».
В. Серов. Портрет М.Н. Ермоловой. 1905.В. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897Интересны созданные Васнецовым образы князей Владимира и Вещего Олега. Эти картины-иллюстрации сегодня незаслуженно забыты.
marina-klimkova.livejournal.com
Урок русского языка в 4-м классе "Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером волке"
Урок русского языка в 4-м классе "Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером волке"
Ход урока
Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы научимся писать сочинение по картине.
3 Осн. материал. Для этого мы должны провести подготовительную работу. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в темный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, - цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира. Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова “ Иван – царевич на Сером волке”
В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец , священник , страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами, одна из них сейчас перед нами. Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).
Для написания сочинения нам помогут подготовительные упражнения:
Рассмотрите картину, определите ее тему.
Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.
Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
Опишите ситуацию, изображенную на картине.
Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
Выразите свое отношение к героям, к картине.
Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.
При написании сочинения по картине вам помогут вопросы:
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?
Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?
Как интерьер характеризует героев?
Какое значение имеет фон картины?
Как художник относится к своим героям? Почему?
Много ли на картине света, воздуха?
К какому жанру вы отнесете эту картину?
Как художнику удалось изобразить природу?
Какова основная мысль картины?
Все вопросы у вас на столе вам в помощь.
Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим.
План:
1. Художник-сказочник.
2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства.
3. Тайны волшебного леса.
4. Вера в счастливый конец.
Какие образы мы видим на картине? (Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста, Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник, Серый волк, лес, чащоба, чаща)
Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.
Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.
Скачка: быстрая, стремительная.
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.
Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.
После подробного разбора приступаем к работе.
Примерное сочинение
В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
Композиция картины передаёт ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.
4. Письмо сочинения. Подведение итогов.
Там чудеса: там леший бродит...
А. С. Пушкин
Картину В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» я помню с раннего детства. Она висела в комнате бабушки и волновала мое детское воображение. Я часто приходила слушать сказки бабушки, а иллюстрацией к ним служила эта прекрасная картина талантливого русского художника. От картины невозможно оторвать взора, она притягивает и завораживает. Этот дремучий лес полон чудовищ и злых духов, деревья-великаны скрывают страшные тайны. Может быть, это заколдованные богатыри или лешие, стремящиеся удержать беглецов. Серый волк в мощном прыжке устремился вперед. Веришь, что он преодолеет любые трудности, выполнит тот договор, который заключил с царевичем. Иван-царевич уверенно сидит на могучей спине волка, крепко обнимает спасенную царевну. Она испугана, боится смотреть по сторонам, но надеется на своего спасителя и защитника. Мы вместе с героями картины верим в их счастливое возвращение — ведь там, впереди, перед ними забрезжил свет — конец опасного путешествия. Я верю, что художник уготовил своим персонажам благополучный исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают и мучаются, преодолевают огромные трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же жизнеутверждающую силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на сером волке».
Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста, Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник, Серый волк, лес, чащоба, чаща
Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.
Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.
Скачка: быстрая, стремительная.
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.
Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.
В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу.
Композиция картины передаёт ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя. Красный цвет папки героя и его сапог помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, хорошего конца. Образом цветущей яблони художник показывает на картине свою веру в справедливость жизни.
Я верю, что художник приготовил своим персонажам благополучный исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают и мучаются, преодолевают огромные трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на Сером волке».
infourok.ru