Описание картины Ивана Шишкина «Корабельная роща». Картина корабельная роща шишкина
"Корабельная роща", Шишкин И. - описание картины
Великий художник-пейзажист Иван Шишкин занимает особое место среди русских художников. Никто не писал природу так бескомпромиссно красиво и с реализмом, способным по обилию любви и души в произведении поспорить с любым романтическим полотном.
Практически весь многолетний опыт в изображении родного края воплощен в полотне «Корабельная роща». Шишкин сумел передать светлое спокойствие летнего леса благодаря богатой палитре оттенков.
Пейзаж в русской живописи
В русской живописи пейзажи стали появляться в конце XVIII века; среди пионеров жанра были С. Щедрин и А. Венецианов. Основными характеристиками первых русских пейзажей были классицизм и реалистичность изображаемой природы.
В XIX веке пейзаж как жанр изобразительного искусства приобрел необычайную популярность у русских художников и, соответственно, у публики. Этот период знал многих выдающихся пейзажистов, таких как Левитан, Лагорио, Айвазовский, Васильев и другие художники-передвижники. Однако особое место в русской пейзажной живописи, как и в сердцах публики, занимает Иван Шишкин. Первое общественное признание художник получил за виды пригородов Санкт-Петербурга, а полотном «Корабельная роща» Шишкин завершил свой творческий путь.
Биография художника
Шишкина считают исконно русским художником не только потому, что пейзажист, как никто другой, умел изобразить природу родного края, но и потому, что он любил ее более всего на свете. По иронии судьбы, звание академика принесло Шишкину творение «Вид на окрестности Дюссельдорфа».
Шишкин родился в местечке Елабуга и вырос в купеческой семье. Бросив гимназию, молодой Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи и, с отличием окончив его, продолжил обучение в Императорской Академии Художеств. За заслуги и отличия во время учебы Шишкин получил право выезда за границу за счет Академии.
Он провел несколько лет в Мюнхене, Цюрихе, Женеве и затем в Дюссельдорфе, где изучал тонкости не поддававшегося ему анималистического жанра и написал работу на соискание звания академика. Шишкин провел за границей 5 лет, с 1861 по 1866 год, и, истосковавшись по родному краю, вернулся в Россию раньше окончания своей стипендии и после этого редко выезжал за пределы империи.
Шишкин являлся одним из передвижников и во время проводимых товариществом выставок заинтересовался гравюрой. В 1973 году Императорская Академия присудила Ивану Шишкину звание профессора за картину «Лесная глушь», и короткое время художник руководил пейзажной мастерской в стенах академии. Последней законченной картиной великого пейзажиста стала «Корабельная роща». Шишкин скончался в своей мастерской, за мольбертом, на котором стоял чистый холст.
Пейзажи Шишкина
Несмотря на романтический характер пейзажей, написанных Шишкиным, в его творчестве нет попыток «приукрасить» природу, наоборот — автор пишет ее такой, какая она есть, и любит ее именно такой. Именно эта любовь, любознательность и восхищение передается законченным работам и дарит им дух романтизма.
Даже в самых ранних работах чувствуется тонкое знание растительных форм, их характерных черт и отличий. Работы Шишкина выглядят чрезвычайно реальными и исполнены с уникально высокой техникой изображения и точностью воспроизведения. Даже с появлением пейзажей Левитана и Серова, Шишкин всегда оставался авторитетом для русских пейзажистов.
История картины
Среди самых сложных работ особенно выделяется картина Шишкина «Корабельная роща» — последнее, почти предсмертное полотно художника. Многие критики и искусствоведы называют ее «причесанным» «Сосновым Бором» не только потому, что сосны на картине прямые, а больше из-за того, что в своей последней картине Шишкин прекрасно использовал 40-летний опыт рисовальщика и знатока растительности.
Картину «Корабельная Роща» Шишкин написал в год своей смерти, и ею представлен финальный этап его творческого пути. На большом холсте художник решил изобразить свой любимый сосновый лес — сюжет, который в каждой его картине раскрывается по-новому, играет свежими красками и не перестает удивлять.
Иван Шишкин, «Корабельная роща»: описание картины
На холсте изображена роща близ Елабуги — родного места художника. В записке автора к картине указано, что это «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». Этот лес был знаком Шишкину с детства, и кажется символичным, что именно его автор изобразил на своей последней картине.
Простой сюжет картины позволяет зрителю углубиться в идеальное сочетание цветов и общую атмосферу летнего леса, не смущенного ветром и дождем. Непрерывный сорокалетний опыт изучения русской природы проявил себя в каждом дереве и каждой травинке, изображенной на картине.
Палитра картины
Лес купается в солнечном свете и утопает в многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Палитра этого полотна, при детальном рассмотрении, поразила бы художников импрессионистов своим богатством и разнообразием. Однако Шишкин со свойственным ему чувством меры не позволяет палитре нарушать естественную красоту пейзажа, а наоборот, использует цвета, чтобы подчеркнуть ее.
Небесная лазурь смешивается на холсте с розоватыми оттенками заката, темной зеленью леса и фиолетово-черными мазками глубоких теней. Голубые или местами откровенно синие цвета на стволах высоких сосен говорят о замшелости древних исполинов, а выжженная солнцем зелень опушки напоминает об эстетических предпочтениях художника — Шишкин всегда предпочитал неброскую, почти тусклую прелесть летнего леса северо-западной России.
Детальный анализ
Характерной чертой художника в пейзажной живописи было умение всегда держать лес в главном фокусе зрителя, при этом выводя его на второй план. Картина Шишкина «Корабельная роща» лишь подтверждает правило.
На переднем плане перед зрителем предстает солнечная опушка и ручей с коричневатой от обилия железа водой, за опушкой молодые сосенки, позади которых возвышаются сосны-исполины, согретые лучами летнего солнца, чьи кроны оставляют всего несколько сантиметров для летнего неба.
«Корабельная роща», Шишкин: какие деревья изображены на полотне?
Художник не раз писал виды именно этого леса. Афанасьевская корабельная роща также была предметом изображения другого знаменитого полотна — «Сосновый бор», которое ранее написал Шишкин. «Корабельная роща», описание картины и ее анализ получаются чрезвычайно схожими с описанием «Соснового бора».
Картина недаром называется «Корабельная роща» — сосны, изображенные на ней, не обычные, а корабельные — возрастом от 80 до 100 лет, высокие и легкие, до полуметра в диаметре. Доски из этих сосен использовались для строительства кораблей, а стволы-бревна отлично служили корабельными мачтами.
Простота сюжета картины с лихвой восполнена мелкими деталями, точностью воспроизведения каждого элемента флоры, а также глубиной и богатством оттенков — всем тем, чем полюбился зрителю Иван Шишкин. «Корабельная роща» по праву считается вершиной творчества великого художника-пейзажиста.
fb.ru
Картина «Корабельная роща» И. Шишкина. Описание картины
С 18 века Корабельная Роща недалеко от Нижнего Афанасово была известна тем, что тут заготавливались сосны для мачт суден, которые сплавляли по течению реки Камы. По сути, сосновый бор обеспечивал деревом весь российский флот. Это теперь, спустя столетия, тут есть дома отдыха, гостиницы, теннисные площадки, сауны и даже дискотеки. А все благодаря тому, что И. Шишкин прославил это место, написав картину «Корабельная роща близ Елабуги».
Этот художник был достаточно популярен среди своих современников. Слово «Шишкин» в то время значило очередной пейзажный «хит», вывешенный в провинциальной столовой или в роскошном доме мещанина.
Он умел обходить требования академического пейзажа, где необходимыми были благородство живописи или отождествление ее с идеальным искусством. Если посмотреть на природу, которую изображают полотна Шишкина – это абсолютная природа, где нет «Я» художника. Его голос един с голосом соснового бора или одинокой сосны, или ржи. Кстати, о соснах. Они присутствуют в каждой картине, как, впрочем, и ели с вылезающими из-под земли корнями. А еще мир Шишкина наполнен камнями-валунами, обросшими мхом, кустами и валежниками, травой и папоротниками с огромными листьями.
Это полотно – завершение всего творческого пути живописца, его прощальная песнь, где он в который раз обратился к излюбленной теме хвойных деревьев. Тонкая поросль молодых сосенок словно показывает, что на смену ему придут новые, но не менее талантливые мастера кисти.
Он пропагандирует «Корабельной рощей» и мысль о круговороте и вечности жизни, в которой вековые сосны будут освещаться солнцем и скрываться в тени заката, давая возможность наслаждаться их созерцанием многим поколениям. Эта картина является и своеродным гимном родной земле, ее вечной красоте и неиссякаемой силе.
При словосочетании «русский пейзаж» мы тут же представим именно этот хвойный бор, с опушкой, залитой летним солнцем. Его свет золит листву и зажигает настоящий фейерверк бликов, сияний и вспышек от лучей небесного светила. Каждый, кто хоть раз видел картину «Корабельная роща», непременно скажет, что ощутил запах сосны – такой терпкий и родной.
Солнце на картине греет все. Его золотисто-желтые, охристые и даже ржавые оттенки наполняют ручей с небольшой кладкой через него. Причем последняя – единственное свидетельство присутствия человека на картине. Присмотритесь к почве, выглядывающей из родника – просто мечта калифорнийского золотоискателя: каждую песчинку пронизывает золотистый свет.
На первый взгляд кажется, что на картине лишь тусклые оттенки, ведь на самом деле корабельные рощи не славятся буйством красок. Тоже самое можно сказать и про растительность – только сосны, но это и есть основным признаком соснового бора.
Но присмотритесь к полотну повнимательней: оно настолько величаво и одновременно повседневно, что вполне может стать эталоном русской природы. Здесь абсолютно нет места низменным и мелким деталям – насыщено-зеленые сосны просто поглощают их своим могучим видом.
Если рассматривать колористику «Корабельной рощи», то можно увидеть зеленые мазки травы на фоне рыжеватых пятен песчаного грунта, причем таких же, как и высохшая растительность. Стволы сосен яркие, золотистые – от них веет теплотой, гармонию в которую вносят сизо-лиловые переливы коры. Сочная зелень сосен словно манит к себе охристыми, умбристыми и бирюзовыми тонами. А идеально чистый оттенок голубого неба! Он словно подталкивает к звучанию красновато-рыжие оттенки земли. Посмотрите на ручей: в нем нет отражения неба, что нисколько не является недостатком мастерства художника – это то, что сегодня называют трехмерным обзором.
«Корабельная роща» умиротворяет и несет невозмутимость, спокойствие и положительные эмоции. Оно и неудивительно: художник не ищет переливов рассветного утра, играющего дождя, таинственного тумана – он отошел от этих привычных деталей.
Эту картину часто сравнивают и часто путают с «Сосновым бором», не замечая истинной разницы. А она присутствует и заключается в том, что «Сосновый бор» - это изображение деревьев, которые сливаются с небом, а «Корабельная роща» несколько сдвигает композиционный план. Исчезают кусты и деревья, которые художник обычно располагал в левой части полотна, заменив их на центральные стволы, которые словно двигаются к зрителю. Сосны теперь растут ровнее, нет такого привычного контраста близких и дальних объектов. Шишкин заменяет детализацию на другой прием привлечения внимания – он противопоставляет несколько групп, которые несут различную смысловую нагрузку.
К примеру, в левой части он акцентирует внимание на нескольких соснах, которые освещает солнце. Деревья чуть левее будто пытаются спрятаться в роще, то показываясь на свету, то убегая в тень. В правой стороне полотна – зеленый массив, который вполне мирно уживается в вековыми деревьями. Молодые побеги словно пытаются дотянуться до древних сосен, ветви которых тянуться далеко за верх полотна – им будто не хватает места. Еще один пример антитезы в «Корабельной роще» - это хрупкий мост из тоненьких жердочек, перекинутый через ручей.
«Корабельную рощу» называют самой крупной по размеру среди всех полотен И. Шишкина и говорят, что именно оно является символом богатырской силы русских просторов. Замысел этой картины – один из самых монументальных в отечественной живописи и, вместе с тем, самый многозначный. Полотно стало лебединой песней художника, который известен и в сегодняшнее время. Многим пейзажистам наших дней вряд ли удастся дотянуться до его уровня и стать одним из отечественных символов.
С 18 века Корабельная Роща недалеко от Нижнего Афанасово была известна тем, что тут заготавливались сосны для мачт суден, которые сплавляли по течению реки Камы. По сути, сосновый бор обеспечивал деревом весь российский флот. Это теперь, спустя столетия, тут есть дома отдыха, гостиницы, теннисные площадки, сауны и даже дискотеки. А все благодаря тому, что И. Шишкин прославил это место, написав картину «Корабельная роща близ Елабуги».
Этот художник был достаточно популярен среди своих современников. Слово «Шишкин» в то время значило очередной пейзажный «хит», вывешенный в провинциальной столовой или в роскошном доме мещанина.
Он умел обходить требования академического пейзажа, где необходимыми были благородство живописи или отождествление ее с идеальным искусством. Если посмотреть на природу, которую изображают полотна Шишкина – это абсолютная природа, где нет «Я» художника. Его голос един с голосом соснового бора или одинокой сосны, или ржи. Кстати, о соснах. Они присутствуют в каждой картине, как, впрочем, и ели с вылезающими из-под земли корнями. А еще мир Шишкина наполнен камнями-валунами, обросшими мхом, кустами и валежниками, травой и папоротниками с огромными листьями.
Глядя на полотна этого художника, каждый из нас видит ту самую природу, о которой рассказывали русские сказки или которая представляется традиционной русской. Если рассматривать колористические особенности картин Шишкина, то невозможно не заметить буйство зеленых оттенков, органично сочетаемые с ними коричневые стволы сосен и елей, переливы закатов, рассветов и полудней. Талант Шишкина исследователи ставят в один ряд с Рембрандтом, Да Винчи и Веласкесом, а о картине «Корабельная роща» каждый знает с самого детства.
Это полотно – завершение всего творческого пути живописца, его прощальная песнь, где он в который раз обратился к излюбленной теме хвойных деревьев. Тонкая поросль молодых сосенок словно показывает, что на смену ему придут новые, но не менее талантливые мастера кисти.
Он пропагандирует «Корабельной рощей» и мысль о круговороте и вечности жизни, в которой вековые сосны будут освещаться солнцем и скрываться в тени заката, давая возможность наслаждаться их созерцанием многим поколениям. Эта картина является и своеродным гимном родной земле, ее вечной красоте и неиссякаемой силе.
При словосочетании «русский пейзаж» мы тут же представим именно этот хвойный бор, с опушкой, залитой летним солнцем. Его свет золит листву и зажигает настоящий фейерверк бликов, сияний и вспышек от лучей небесного светила. Каждый, кто хоть раз видел картину «Корабельная роща», непременно скажет, что ощутил запах сосны – такой терпкий и родной.
Солнце на картине греет все. Его золотисто-желтые, охристые и даже ржавые оттенки наполняют ручей с небольшой кладкой через него. Причем последняя – единственное свидетельство присутствия человека на картине. Присмотритесь к почве, выглядывающей из родника – просто мечта калифорнийского золотоискателя: каждую песчинку пронизывает золотистый свет.
На первый взгляд кажется, что на картине лишь тусклые оттенки, ведь на самом деле корабельные рощи не славятся буйством красок. Тоже самое можно сказать и про растительность – только сосны, но это и есть основным признаком соснового бора.
Но присмотритесь к полотну повнимательней: оно настолько величаво и одновременно повседневно, что вполне может стать эталоном русской природы. Здесь абсолютно нет места низменным и мелким деталям – насыщено-зеленые сосны просто поглощают их своим могучим видом.
Если рассматривать колористику «Корабельной рощи», то можно увидеть зеленые мазки травы на фоне рыжеватых пятен песчаного грунта, причем таких же, как и высохшая растительность. Стволы сосен яркие, золотистые – от них веет теплотой, гармонию в которую вносят сизо-лиловые переливы коры. Сочная зелень сосен словно манит к себе охристыми, умбристыми и бирюзовыми тонами. А идеально чистый оттенок голубого неба! Он словно подталкивает к звучанию красновато-рыжие оттенки земли. Посмотрите на ручей: в нем нет отражения неба, что нисколько не является недостатком мастерства художника – это то, что сегодня называют трехмерным обзором.
«Корабельная роща» умиротворяет и несет невозмутимость, спокойствие и положительные эмоции. Оно и неудивительно: художник не ищет переливов рассветного утра, играющего дождя, таинственного тумана – он отошел от этих привычных деталей.
Эту картину часто сравнивают и часто путают с «Сосновым бором», не замечая истинной разницы. А она присутствует и заключается в том, что «Сосновый бор» - это изображение деревьев, которые сливаются с небом, а «Корабельная роща» несколько сдвигает композиционный план. Исчезают кусты и деревья, которые художник обычно располагал в левой части полотна, заменив их на центральные стволы, которые словно двигаются к зрителю. Сосны теперь растут ровнее, нет такого привычного контраста близких и дальних объектов. Шишкин заменяет детализацию на другой прием привлечения внимания – он противопоставляет несколько групп, которые несут различную смысловую нагрузку.
К примеру, в левой части он акцентирует внимание на нескольких соснах, которые освещает солнце. Деревья чуть левее будто пытаются спрятаться в роще, то показываясь на свету, то убегая в тень. В правой стороне полотна – зеленый массив, который вполне мирно уживается в вековыми деревьями. Молодые побеги словно пытаются дотянуться до древних сосен, ветви которых тянуться далеко за верх полотна – им будто не хватает места. Еще один пример антитезы в «Корабельной роще» - это хрупкий мост из тоненьких жердочек, перекинутый через ручей.
«Корабельную рощу» называют самой крупной по размеру среди всех полотен И. Шишкина и говорят, что именно оно является символом богатырской силы русских просторов. Замысел этой картины – один из самых монументальных в отечественной живописи и, вместе с тем, самый многозначный. Полотно стало лебединой песней художника, который известен и в сегодняшнее время. Многим пейзажистам наших дней вряд ли удастся дотянуться до его уровня и стать одним из отечественных символов.
5sec.info
Корабельная роща (картина) — Циклопедия
Художник Иван Шишкин. «Корабельная роща», 1898«Корабельная роща» — последняя картина русского художника И. И. Шишкина.
Дата создания: 1898 год.
Материал: холст, масло.
Размеры: 165 х 252
Современное местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург[1][2][3][4].
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) вошел в историю мировой живописи как выдающийся художник-пейзажист. Природа для художника — само благородство уже по своей сути[5]. Его полотна-пейзажи — это не просто зарисовки окружающей природы, не просто воспевание красот мира; это попытка проникновения в самую суть природы, попытка выявления Божественной сути ее, это преклонение перед ее могуществом и силой. И еще это всегда отображение души и настроений самого художника. Природа была с ним всегда — и в радости, и в тяжелом горе. И. Шишкин не воспевал природу — он ощущал себя частью ее, а ее — частью себя. И отделить эти части друг от друга в его творчестве немыслимо.
«Человек-школа, но живая школа», — сказал о Шишкине И. Н. Крамской в своем письме к другому художнику-пейзажисту Ф. А. Васильеву (И.Шишкин был женат первым браком на сестре Ф. Васильева). Этими словами идейный вождь передвижничества как бы подчеркивал непреходящее значение творчества И. Шишкина[4].
Историк искусства и художественный критик А. В. Прахов отметил творчество И. Шишкина такими словами: «Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью, и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством»[6].
Критик Дмитрий Успенский писал про И. Шишкина: «Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей, сочетания стеблей листьев в букетах трав. Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы»[7].
Стихией И. И. Шишкина была природа северной Европы — эта неброская, неяркая красота мужества и сумрака привлекала его[8], в ней он находил черты, сходные со своим характером. Он рисовал леса Европы, северной ее части — писал пейзажи Германии, Швейцарии, много работал в Финляндии, куда переехала после замужества его старшая дочь Лидия от первого брака (потом за ней туда же уедет и младшая дочь Ксения от второго брака художника)[9]; он живописал и дорогую его сердцу природу средней полосы России. Это и подвело. Имя великого художника Ивана Шишкина использовали полуграмотные псевдопатриоты-националисты как «своего» русского художника. Как его только ни называют: и «певец великого русского духа», и «художник величественной русской природы», и «символ мощи русского леса», и «гордость России», и «богатырь русского леса»[6][1][10][11][12] (заодно проводится и экологическая лекция о необходимости сохранности лесов в Центральной части Российской Федерации[1][4])… А фразы «Шишкин много сделал для развития русского пейзажа» и «Глубокое проникновение в мир природы, сосредоточение на ее жизни, понимание ее суровой и величественной красоты привели Шишкина к эпическому пейзажу, воплощению в своем творчестве возвышенного образа Родины»[6], безусловно, должны войти в историю русской художественной критики. Правда, этому способствовала и стилистика того времени, в том числе слова В. В. Стасова: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный»[6]. Но Стасов произносил эти слова в 19 веке, когда русское искусство еще не столь давно зародилось как национальное, самобытное и как часть мировой культуры. Ах, как мешает человечеству идеология, помноженная на безграмотность! Имя художника оказалось жертвой в цепких руках псевдопатриотов, даже не желающих знать и изучать истоки родной русской культуры. А ведь Шишкин часто не перерисовывал, а конструировал свои произведения, объединяя собственные этюды, созданные им в разное время и в разных местах: на его полотнах обретали единение швейцарские, финские и русские зарисовки. Кстати, И. Шишкину принадлежит авторство множества крымских пейзажей, уж никак не относящихся к северу Европы. Да не воспевал никогда И.Шишкин русскую природу, он сливался с ней, осознавал себя частью ее — только не слово «русский» главное здесь — а «природа»! — через которую — не воспевал — олицетворял себя. Не воспевал — а передавал полотну собственные страдания и боль. А боли и тоски в его жизни было много — художник был дважды вдовцом, дважды хоронил любимых, а еще дважды хоронил детей — два его сына умерли совсем маленькими. Его надежды на возрождение счастья и семьи во втором браке обернулись лишь еще одной трагедией и еще одной смертью близкого и любимого человека. Пожалуй, это один из самых лирических художников, отобразивший в своих произведениях собственную душу, собственную покорность судьбе, покорность всему выпавшему на его долю.
Хотя, конечно же, никому в голову не придет отрицать «русскость» художника.
Иван Шишкин. Корабельная роща. ВидеообзорПоследняя картина И. Шишкина «Корабельная роща» — это действительно картина русской природы. Она была создана под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах[4][10]. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги»[5]. А Большая Советская Энциклопедия, в очередной раз радуя читателей, даже дала эту запись в качестве названия картины, только в современном написании: «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги»[3].
Корабельная сосна — это определённый вид сосны. Смолистая древесина корабельной сосны отличается прочностью, упругостью и лёгкостью. Это деревья, достигшие 80—100 лет, высотой до 40 метров и около полуметра в диаметре. Именно такие деревья с давних пор шли для строительства судов. Высокий легкий ствол очень годился на мачты кораблей[13].
Картина «Корабельная роща» — это картина-завещание. Она написана в год кончины художника. В этом полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни[1]. Мотивы, рассеянные по прежним работам Шишкина, слагаются здесь воедино[4]. Да и по размерам это полотно превосходит все остальные, созданные великим художником[10].
Сюжет картины — как обычно у Шишкина — прост. Художник, как всегда, придает огромное значение деталям, четко выписывая чуть ли не каждый стебель и каждую травинку[1]: все в природе знает свое собственное место, здесь нет лишнего и все покорно могуществу создателя. Огромные сосны образуют целую сосновую рощу. Впереди, перед зрителем, поляна, залитая солнцем. А дальше, постепенно — полотно всё более поглощается сумраком. Это сумрак леса, через который никаким солнечным бликам уже не пробраться. Сосны, сосны… Магическая красота природы — и всё[2]… Ограда, сплетенная из веток, покосилась и позабыта теми, кто ее когда-то ставил… А может быть, тех, кто ее ставил, уже и нет на этом свете…
Картина «Корабельная роща» впервые была выставлена на XXVI передвижной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге 22 февраля — 29 марта 1898 г., и вызвала всеобщую похвалу коллег-художников и посетителей[2][4]. А художник К. А. Савицкий тут же отозвался восторженным письмом И. Шишкину: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная — поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..»[4][10].
Еще за несколько лет до того, в 1893 г., Шишкин давал интервью «Петербургской газете» и тогда так отвечал на вопросы:
— Мой идеал счастья? — Душевный мир. — Величайшее несчастье? — Одиночество. — Как бы я хотел умереть? — Безболезненно и спокойно. Моментально[14].Выставка еще не успела закончиться, когда 8 (20) марта 1898 года Иван Иванович Шишкин скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство»[10] (по другим источникам — «Краснолесье»[14]). Д. Успенский писал по этому поводу («Неделя», 1898, 22 марта, № 12, с. 395—396): «XXVI передвижная выставка — в трауре: вскоре после ее открытия скончался на 67 году Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник»[7].
Вплоть до нынешнего времени картина «Корабельная роща» считается одной из самых популярных в творчестве И. И. Шишкина и широко репродуцируемой — и на почтовых открытках и марках, и на футболках, и на коврах, и на обоях для обклейки стен[2][15][16][17]… Иными словами, душа художника на волне патриотизма хорошо идет в продажу[5].
- ↑ 1,01,11,21,31,4 И. И. Шишкин (1832—1898). Корабельная роща
- ↑ 2,02,12,22,3 Корабельная роща И. И. Шишкин
- ↑ 3,03,1 Иллюстрация «Шишкин И. И. „Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги“» в Большой Советской Энциклопедии
- ↑ 4,04,14,24,34,44,54,6 Танаис Галерея // Иван Шишкин. Корабельная роща
- ↑ 5,05,15,2 Шишкин И. «Корабельная роща»
- ↑ 6,06,16,26,3 Богатырь русского леса. Межмузейная художественная выставка
- ↑ 7,07,1 ПЕТЕРБУРГСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ (1898)
- ↑ В Рыбинском музее-заповеднике состоялось открытие выставки И. И. Шишкина
- ↑ В Финляндии найдены прямые потомки живописца Ивана Шишкина
- ↑ 10,010,110,210,310,4 Корабельная роща
- ↑ Описание картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя»
- ↑ Иван Иванович Шишкин — певец русского леса
- ↑ Почему говорят корабельная сосна?
- ↑ 14,014,1 Иван Иванович Шишкин (1832—1898)
- ↑ Репродукция картины И.Шишкина «Корабельная роща» на ткани. 1981 г.
- ↑ Вышивка крестом
- ↑ ОБОИ ДЛЯ РАБОЧЕГО СТОЛА // Обои Иван Шишкин — Корабельная роща
cyclowiki.org
Картина Шишкина, Корабельная роща. 1898 г. Краткое описание
В этой последней своей работе Шишкин продемонстрировал в 1898 году все свое нажитое за многие годы мастерство, которое ни сколько не угасло к концу жизни, доказывая многим молодым твердую стать и пыл художника, талант, которого неиссякаем и в старости.
Картина корабельная роща это заключительный этап в творчестве великолепного художника, мастера лесных пейзажей Ивана Шишкина. Этот живописный шедевр написан с потрясающим лесным колоритом, утреннее время, гордые сосны великаны с заплесневелыми стволами, освещенные солнцем прогибаются от веса своих ветвей.
Подобный наработанный годами стиль художник всегда предпочитал в своих лесных полотнах в которых старался отразить таинственную и лирическую красоту леса, как всегда раскрывая в пейзаже магическое великолепие соснового бора.
Очень красиво прописан ручей с легким отражением стволов деревьев в воде, через ручей проходит оградка сплетенная из веток, правый берег ручья местами покрыт где травой, а где плесенью, выразительно отражая прелесть восприятия. На переднем плане две небольшие елочки говорящие о начале новой жизни.
Корабельная роща впервые была выставлена на передвижной выставке, и вызвала всеобщую похвалу и восхищение коллег художников и посетителей. Картина навеяна лиризмом и любви художника к лесу с его неиссякаемым богатством, она легко воспринимается всеми любителями лесной природы, даже детьми, которые очень хорошо знакомы по репродукциям с этой сказочной красоты работой, что в наследство оставил великий маэстро.
Сегодня Корабельная роща Шишкина также популярна ее репродукции распечатывают на подарочных упаковках, открытках и календарях, а оригинал можно увидеть в Государственном Русском музее в Петербурге.
www.art-portrets.ru
Описание картины Ивана Шишкина «Корабельная роща»
Данная картина показывает зрителю настоящий глубокий русский пейзаж, где густо и буйно поросло хвоей. Опушка леса, озаренная лучами летнего теплого солнца, радуется этому бесконечному теплу и свету. Золотой свет солнца коснулся крон, и, медленно уводя лучи, проник в глубь темноты леса.
Когда смотришь на полотно, хочется сделать глубокий вдох, чтобы всей грудью ощутить этот терпкий и благоуханный аромат хвойного бора. Немного отвлекшись от леса, можно рассмотреть ручей, вытекающий из-за деревьев. Вода в нем прозрачная и теплая до самого дна. Этим всепоглощающим теплом пронизана каждая песчинка в ручье, каждая живая душа в лесу.
Все в картине передано с максимальной точностью, так, что даже нет ярких образов или пятен, или места, на которое автор хотел бы обратить внимание зрителя. Это не каприз художника, это его реальность. Он считает, что природа должна изображаться в подлинных ее тонах и красках, потому что природа не терпит лжи и фальши. Зачем приукрашивать то, что от начала уже было идеальным?
Ничего не дорисовывая, ничего не придумывая, автор просто передал увиденное, чтобы каждый сам мог дополнить или «дорисовать» картину в своем сознании. Такое ощущение создается, будто картина не завершена. Не присутствует разнообразие растительности, ведь ее и на самом деле нет в сосновом бору.
При этом картина привлекает своего зрителя особенностями национального русского пейзажа. Своей не покоряемой мощью и величием, своим безграничным стремлением к высоте и простору. Гигантские размеры настоящего русского хвойного леса своей величиной поглощает все, что мельче или ниже.
Глядя на картину, чувствуется невозмутимое спокойствие и тишина. Однако, немного она напоминает прежние его работы – «Сосновый бор» к примеру. Только в этой работе он не отвлекался на контрасты и детализацию, он внес в жизнь зрителя силу и непреклонность русского пейзажа, путем выдвижения стволов сосен на передний план.
opisanie-kartin.com
Шишкин "Корабельная роща" описание картины, анализ
Полотно «Корабельная роща» Ивана Ивановича Шишкина представляет собой прекрасный образчик русского пейзажа, с изображением густых хвойных лесов. Художник изобразил опушку соснового леса в очень теплый и солнечный день. Макушки сосен просто залиты светом, который нежно убегает в гущу бора и там теряется среди огромных стволов. Глядя на картину, каждый зритель невольно чувствует летнее тепло и чарующий запах сосновой смолы и хвои. А когда взгляд падет на неприметный ручеек, так и слышится журчание и плеск воды. Вода в нем кристально чистая, освежающая, и, скорее всего, тёплая. Всё ликует от нежного тепла: каждая иголочка, каждая травинка и песчинка.
В своей работе И. Шишкин всё очень детально и тщательно прорисовал, не делая никаких ярких акцентов и пятен. Это не прихоть автора, а его эстетические и философские взгляды. Художник считал, что природу нет нужды приукрашать, так как она и без этого идеальна – достаточно всё только перенести на холст в естественных тонах и красках.
Зная убеждения художника, особенно веришь, что когда он писал данное полотно, именно так и выглядела сосновая роща, без всяких купюр и дорисовок. На первый взгляд может показаться, что картина неполная и незавершенная из-за скудной растительности, но её и не может быть в густой тени величественных шишкинских сосен. Огромное по своим размерам полотно излучает спокойствие и умиротворение, при этом передает силу и мощь сосен, которые стремятся к небу, к солнцу. Картина «Корабельная роща» — это одна из вариаций на тему русского пейзажа, который так любил изображать Иван Шишкин.
Год написания картины: 1898.
Размеры картины: 165 x 252 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: пейзаж
Стиль: реализм.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Другие картины художника:
opisanie-kartin.ru
Картины, описание картин — Корабельная роща. 1898
Редкая популярность Ивана Шишкина у современников и особенно у последующих поколений имела и свою оборотную сторону. Многочисленные копии его картин вывешивались обычно в провинциальных привокзальных залах ожидания и столовых, воспроизводилис ь на конфетных обертках, и все это, конечно, способствовало широкой известности художника. Но истинное значение его в русском искусстве от этого порой тускнело, суживалось.Шишкин не облагораживал натуру в соответствии с эстетическими требованиями академизма. Природа для художника - само благородство, именно она может облагородить человека и непосредственно , и в воспроизведении ее искусством. Все современники и последующие поколения искусствоведов отмечали, что личность самого художника растворялась в природе в восторге от нее. Шишкин не смотрел в себя, не прислушивался к своему «я», он обозревал мир восторженно, в полном от себя отвлечении, уничижая себя перед творениями прекрасной природы.
С именем Ивана Шишкина у зрителя связано представление о неторопливом и величественном повествовании о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоенных запахом смолы и преющего бурелома. Его огромные полотна были как бы обстоятельным рассказом о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В этих рассказах художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на зеленой траве-мураве... Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Все на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники.
Шишкин, половину жизни проведшего в лесу, даже внешностью своей напоминал старика-лесовик а. Творчество художника - это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало».
Колорит пейзажей Шишкина отличается изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав.
Картина «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника, была написана в 1898 году. На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем соснового бора.
Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла.
Казалось, в этой картине нет особенно ярких красок, как нет их в сосновом лесу в действительност и - с его однообразной окраской зеленого убора деревьев и их стволов. Нет в картине и разнообразия растительных форм, как не встречается это и в сосновом бору, где царит только одна порода деревьев. Много еще чего нет, казалось бы... А между тем картина сразу покоряет зрителя национальными особенностями русского пейзажа - величавой своей красотой, силой и крепостью. Конкретные земные силы природы у Шишкина кажутся по-неземному мощными, поглощающими все случайное, низменное и мелкое.
Первое впечатление от картины - это величавое спокойствие и невозмутимость. Это полотно как будто напоминает «Сосновый бор», но разница между ними очень многозначительн а. Если деревья в «Сосновом бору» изображались целиком - полностью с небом над ними, то в «Корабельной роще» кусты и деревья слева полотна исчезли, а другие надвинулись на зрителя и заняли весь холст. Строй сосен выровнялся, и контраст близкого и удаленного отсутствует. Взамен прежней детализации Шишкин находит другой прием - привлечь внимание зрителя, противопоставля я то сходные, то разнородные мотивы.
В центре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Левее сосны уходят в глубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. По другую сторону полотна показан сплошной массив зелени. Рядом с могучими деревьями, живущими уже сотни лет, Шишкин изображает молодую поросль, идущую на смену старым великанам - тянутся кверху, говоря о молодой жизни, тонкие сосенки. Вершины огромных деревьев скрываются за рамой картины, как будто им не хватает места на полотне, и наш взор не может охватить их целиком. Тут же на первом плане тонкие жердочки переброшены через мелкий ручеек, растекающийся по песку слоем прозрачной воды.
«Корабельная роща» была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.
www.art-drawing.ru