Рожь (картина Шишкина). Картина рожь шишкина


Описание одного шедевра: картина Шишкина «Рожь»

Искусство и развлечения 23 января 2014

И. И. Шишкин – один из лучших представителей русской школы живописи, мастер реалистических пейзажей. Как отмечали его современники, собратья по кисти и критики, художник тонко чувствовал психологию, характер природы и удивительно точно умел их передать, выразить в своём творчестве. Замечательное полотно «Рожь» - яркое тому подтверждение.

картина Шишкина рожь

Рожь, рожь, дорога полевая…

Картина Шишкина «Рожь» - классическое отражение русского национального хронотопа. Что представляет он собою? Гладь полей или степи и уходящую вдаль дорогу. Пространство расширено, его не ограничивают ни горы, ни какие-либо строения. А над ним – такое же широкое, бескрайнее небо, белесо-голубоватое, с плывущими задумчиво облаками. И как соединяющие обе стихии – земли и воздуха – звенья-деревья, вздымающие вверх свои кроны. Именно так и выглядит картина Шишкина «Рожь». Написана она была в 1878 году, после очередной поездки в родную Елабугу. Зрители увидели полотно на 6-й  выставке передвижников – и были покорены его незамысловатой величавой красотой и искренностью. Что же увидели они? Идущую от зрителя вперёд неширокую, заросшую травой дорогу, проложенную крестьянскими обозами меж золотого ржаного поля. Нива колосится по правую и левую стороны, невысокая, густая, кажется, так и слышно шорох колосьев под дуновением ветерка.

Видео по теме

Описание живописного полотна

Шишкин рожь описание картиныТак выглядит картина Шишкина «Рожь» на переднем плане. Кроме поля, зрителей словно обступает, окутывает со всех сторон небо. Кажется, что оно впускает в себя: шагни через раму, окажись внутри полотна – и будешь внутри него тоже. Поле и небо простираются далеко, куда хватает глаз, и прячутся за горизонтом. А по обеим сторонам нивы, вдоль её кромки, высятся одинокие рослые сосны. И это не случайно. Хоть и названа картина Шишкина «Рожь», но художник не мог удержаться, чтобы не нарисовать своё любимое дерево. Оно по праву считается символом всего его творчества. Сосны высокие, с белесыми, слегка изогнутыми стволами. Их ветви опущены вниз и напоминают роскошный естественный шатёр. Деревья, словно могучие богатыри-часовые, стоят на страже зреющего урожая. Иван Шишкин «Рожь» свою писал, восхищённый искренне не только размахом русских полей, их чистым, свежим дыханием, но и величавостью, гордостью колючих великанов.

Настроение картины

Иван Шишкин рожьРассматривая художественное полотно, проникаясь его очарованием, нельзя не обратить внимания на то особое состояние предгрозовья, в котором находится природа. Она словно замерла в ожидании, в предвкушении разгула стихии, такой же своенравной и неуправляемой, безграничной, как и русский дух. В этом, пожалуй, весь Шишкин! «Рожь» (описание картины помогает это понять) – полотно-настроение, полотно-ощущение. Автор подмечает, как пробегают по колосьям одиночные порывы ветра, как покачиваются вершины сосен, как кивают из стороны в сторону их огромные лапы. Изображение насыщено скрытой экспрессией, выразительно и динамично. Особое оживление придают полотну летающие низко над землёй ласточки. Они стрелами прочерчивают воздух, подчёркивая тревожное ожидание природой очистительной грозы. Просёлочная дорога лентой вьётся вперёд. На заднем плане высятся силуэты одиночных деревьев. Совсем далеко виднеется зубчатая полоска леса. Там же и небо потемнее, облака сгустились плотной массой. А в центре картины они более светлые, с лёгким розоватым оттенком. Что чувствует зритель, остановившись перед работой Шишкина, созерцая её? Наверное, непреодолимое желание оказаться там, в этом жарком полуденном краю, подставить лицо солнцу, вдохнуть от души пахучий тёплый воздух и почувствовать себя частичкой этой великолепной, вечной природы.

Такова она, живительная сила настоящего искусства!

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Шедевры русских живописцев: описание картины Шишкина «Зима»
Искусство и развлечения Шедевры русских живописцев: описание картины Шишкина «Зима»

Русский пейзаж был всегда предметом восхищения и любования истинных знатоков и почитателей красот природы. Непритязательная прелесть, тонкий психологизм, живые мягкие краски, гордая мощь – всё это притягивает к ...

Искусство и развлечения "Лунная ночь" (картина, Крамской Иван). Описание романтичного шедевра

Талантливый художник Иван Крамской создал большое количество прекрасных полотен. Одной из его шедевральных работ по праву считается картина, написанная в романтическом стиле под названием «Лунная ночь». Ка...

Автомобили "Мерседес-212": технические характеристики и описание одного из самых красивых немецких автомобилей

«Мерседес-212» – это четвертое поколение знаменитого Е-класса, которое было предоставлено вниманию всего мира в 2009 году на автосалоне в Детройте. 212-й действительно выглядит шикарно. Было решено с...

Как завязать модно шарф? Различные способы и описание одного из вариантов
Дом и семья Как завязать модно шарф? Различные способы и описание одного из вариантов

Шарфом, просто обмотанным вокруг шеи, сейчас никого не удивишь. Совершенно по-другому смотрится этот аксессуар в виде замысловатых и стильных узлов. Для создания экстравагантного образа нужно научиться тому, как модно...

Швейцарские наручные часы Givenchy - роскошь и искусство в одном шедевреДом и семья Швейцарские наручные часы Givenchy - роскошь и искусство в одном шедевре

Производитель Givenchy уже довольно давно завоевал свое признание в мире моды как пример не только умения сочетать роскошь и искусство в одном шедевре, но и способ позволить любому желающему почувствовать себя ценител...

Как сделать подставку для гамака? Описание одного из простейших вариантовДомашний уют Как сделать подставку для гамака? Описание одного из простейших вариантов

С приходом теплых весенних деньков дачники стараются проводить максимум времени на своих участках. Но ведь после изнурительной физической работы не помешало бы и отдохнуть. К сожалению, далеко не у всех имеется в прид...

Рене Магритт: картины с названиями и с описанием. Искусство и развлечения Рене Магритт: картины с названиями и с описанием. "Сын человеческий" картина Рене Магритта. Картина "Влюбленные" Рене Магритта

Алогизм, абсурд, сочетание несочетаемого, парадоксальная зрительная изменчивость образов и фигур – это основа основ сюрреализма. Основателем этого направления считается Андре Бретон, который в основе сюрреализма...

Картина Искусство и развлечения Картина "Зимний вечер" Крымова: описание, сочинение по картине

Как давно вы смотрели на картину? Именно на рисунок, выполненный кистью и красками? Картина «Зимний вечер» пейзажиста Николая Петровича Крымова – простенькая, казалось бы, вещь с незамысловатым сюжет...

Каждая картина Шишкина - точное воспроизведение красоты природыИскусство и развлечения Каждая картина Шишкина - точное воспроизведение красоты природы

Знаменитый русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин оставил после себя несколько сотен картин, воспевающих красоту русской природы. На выбор тематики большое влияние оказала местность, где он вырос. Это Вятская...

О великих русских художниках: картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»Искусство и развлечения О великих русских художниках: картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Русские художники-пейзажисты всегда отличались особым трепетным отношением к родной природе. Их картины полны нежного любования, тонкого психологизма, умения передать сущность национального колорита. Достойным примеро...

monateka.com

Рожь (картина Шишкина) - это... Что такое Рожь (картина Шишкина)?

«Рожь» — картина русского художника Ивана Шишкина.

История

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств.

Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Экспозиция

Могучее дерево

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Предгрозье

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Засохшая сосна

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Дорога

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Музыка поля

Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Ржаной простор

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

« Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор! »

Литература

Ссылки

dik.academic.ru

Рожь (картина Шишкина) — ALL

«Рожь» Художник И. И. Шишкин, 1878 г.

(▲)

У автора данной статьи нет уверенности, что данный видеоролик соответствует пониманию творчества художника и данного произведения

«Рожь» — картина художника И. И. Шишкина.

Время создания: 1878 г.

Холст, масло

Пазмеры: 107×187 см

Жанр: пейзаж.

Современное местонахождение: Третьяковская галерея, Москва (Российская Федерация)[1][2][3][4][5]

Картина «Рожь» — одна из самых знаменитых в творчестве И. Шишкина[3][6][7] и одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи[8].

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) к этому времени — уже прижизненный классик русской культуры, знаменитый художник-пейзажист, признанный мэтр живописи.

Но не только славу познал к этим годам художник. В его жизнь вторглось горе, одним за другим умирали его самые близкие люди: отец, брат жены (художник Ф. А. Васильев[9]), жена, два маленьких сына. И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931). Эти страшные невзгоды надломили художника[10][11]. Но он был еще не сломлен, он искал выхода, он пытался выживать. Спасался тем, что пил и работал. Первое помогало мало; второе приносило с собой хоть какой-то смысл существования…

К этому периоду его творчества относится картина «Рожь».

Работая над этим полотном, И. Шишкин еще не знал, что его ждут новые трагедии — он встретит другую женщину, с которой создаст семью, и ему на какое-то время покажется, что радости и смысл не ушли навечно… Но это счастье окажется лишь новой ложью: жена, моложе его на 18 лет, умерала через год после их бракосочетания, оставив новорожденную дочь Ксению[10][11]. Тогда художник будет сломлен окончательно. На помощь придет сестра его второй жены: Виктория Антоновна возьмет на себя заботу о девочках и даст возможность художнику работать… Всё это случится позже. Приступая к картине «Рожь», И. И. Шишкин, похоронивший почти всю свою первую семью, еще хотел жить, еще стремился выжить…

Это произведение Шишкин писал, возвратясь из своих родных мест — из Елабуги[2]. Там он неоднократно бывал и в тиши родных знакомых с детства видов черпал вдохновение[3]…

И. Шишкин. «Дорога во ржи», 1866 (для увеличения кликнуть на изображение)

Тема бескрайнего поля использовалась Шишкиным не впервые — еще в 1866 году он создал картину «Дорога во ржи», всю нижнюю часть которой занимало бесконечное колосящееся ржаное поле, а верхнюю — такое же бездонное небо; само же поле прорезалось унылой проселочной дорогой с одинокой фигурой бредущего путника. Да и вообще тема засеянного поля неоднократно появлялась в произведениях и русской, и не только русской живописи.

Приступая в 1878 году к написанию картины «Рожь», И. Шишкин явно вспомнил свое старое полотно 1866 года «Дорога во ржи» — эта связь прослеживается в сюжете, но новую картину художник наполнил опытом прошедших двенадцати лет и всем тем, что довелось ему пережить.

Сюжет картины «Рожь», как обычно у Шишкина, построен просто и лаконично[4]. Погожий летний день — поле, небо, стая птиц в вышине, сосны[1]. И колосящиеся золотистые колосьея ржи, огромное поле уходит в перспективу, картина не в состоянии охватить его целиком. Всё полотно — в этих спелых наливных колосьях[2]. И над ними на фоне светлого голубого неба возвышаются сосны — как стража, охраняющая покой[6][12][13].

Но покой ли? Художник очень ищет и жаждет его[14]. Нет, покоя нет и быть не может — как нет его в душе художника. А есть — только надежда. И потому пейзаж, казалось бы, такой умиротворенный, проникнут ощущеним тревоги[7]. На горионте медленно и неотвратимо встают тучи[1]; мертво дальнее дерево, возвышающееся своим пустым скорбным стволом; тосклива и безлюдна прорезающая ржаное поле проселочная дорога[8]. Да и колосья неспокойны, их колышет ветер. Но они есть — живые, неспокойные, констрастирующие с ярко-зелёной сочной травой на переднем плане. А может, так и положено в этой жизни, где всё полно контрастов? — ведь и это волнение ржи — тоже проявление жизни. Может, оно так и задумано Господом? Ведь рожь — это символ жизни. А значит — что-то еще будет и хорошее. Колосья сливаются в эту живую массу, они открывают первый план[14] и продолжаются дальше, дальше… Вся картина — это мощь величия природы[7][15] и символ надежды. Художник еще не знает, как эти надежды оказались призрачны и как скоро рухнут и они.

В картине «Рожь» впечатление широкого пространства достигается в основном путем использования линейной перспективы. Однако из-за отсутствия воздушной перспективы и благодаря обобщенной трактовке цветовых массивов, силуэтному изображению сосен, которые кажутся как бы выстроенными во фронт на узкой полосе среднего плана, построение картины не предполагает движения взгляда в глубь изобразительного пространства, а словно призывает остановиться и оценить величественность открывшегося вида и его цельность[4].

На эскизе картины художник сделал надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство». Он тезисно перечислил все то, что хотел изобразить и изобразил, причем изобразил великолепно, мастерски[8].

Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах эстетические воззрения Шишкина — пейзажиста эпического склада. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость — это было время появления специфически русского искусства и русской культуры; Р

allll.net

Рожь (картина Шишкина) - это... Что такое Рожь (картина Шишкина)?

«Рожь» — картина русского художника Ивана Шишкина.

История

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств.

Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Экспозиция

Могучее дерево

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Предгрозье

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Засохшая сосна

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Дорога

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Музыка поля

Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Ржаной простор

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

« Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор! »

Литература

Ссылки

biograf.academic.ru

Рожь (картина Шишкина) - это... Что такое Рожь (картина Шишкина)?

«Рожь» — картина русского художника Ивана Шишкина.

История

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств.

Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Экспозиция

Могучее дерево

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Предгрозье

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Засохшая сосна

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Дорога

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Музыка поля

Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Ржаной простор

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

« Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор! »

Литература

Ссылки

ushakov.academic.ru

Рожь (картина Шишкина) - это... Что такое Рожь (картина Шишкина)?

«Рожь» — картина русского художника Ивана Шишкина.

История

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств.

Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Экспозиция

Могучее дерево

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Предгрозье

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Засохшая сосна

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Дорога

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Музыка поля

Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Ржаной простор

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

« Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор! »

Литература

Ссылки

veter.academic.ru

Рожь (картина Шишкина) - это... Что такое Рожь (картина Шишкина)?

«Рожь» — картина русского художника Ивана Шишкина.

История

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств.

Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Экспозиция

Могучее дерево

На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Предгрозье

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Засохшая сосна

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Дорога

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Музыка поля

Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Ржаной простор

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

« Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор! »

Литература

Ссылки

muller.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта