О великих русских художниках: картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Картина шишкин лес
Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие
Оглавление:
- Описание картин Шишкина и его художественного стиля
- Самые известные полотна Шишкина
- Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»
- Пейзаж Шишкина «Дубовая роща»
- Вся жизнь – творчеству
Среди русских пейзажистов один из наиболее весомых авторитетов – художник Шишкин Иван Иванович. Будущий живописец родился в Елабуге, 13 января 1832 года. Талант мальчика был заметен с детства, и после окончания пятого класса гимназии его направили в Москву, в училище живописи, ваяния и зодчества. Следующим этапом обучения для молодого живописца стала Императорская Академия художеств – главное заведение России в сфере искусств.
Талантливый юноша привлёк к себе всеобщее внимание. В первый же год он получил две малые серебряные медали, затем последовали более солидные награды: большая серебряная, малая золотая и, наконец, большая золотая, предоставленная ему руководством Академии за два изображения валламской местности Кукко.
Большая золотая медаль дала Шишкину право на стажировку за границей за счёт Академии художеств. Молодой человек отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву, Дюссельдорф, посещая мастерские ведущих живописцев эпохи. Особое влияние оказала на творчество молодого пейзажиста Дюссельдорфская школа, поэтому он считается представителем этого направления. Кстати, именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.
В Россию Шишкин вернулся даже раньше, чем окончился срок его заграничной стажировки – его тянули виды русской природы, он тосковал по родине. И именно в России он создал свои самые великие произведения.
Описание картин Шишкина и его художественного стиля
Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов. Иван Иванович Шишкин, с юности выезжавший на природу для изучения особенностей деревьев, трав, ландшафтов, признан авторитетным знатоком растительных форм.
Для карандаша и кисти Шишкина характерно точнейшее воспроизведение ветвей, стволов, травинок, листьев, хвои, валежника, корней, хвороста, песка, каменистой почвы, глины – всех деталей пейзажа в мельчайших подробностях. При этом, что примечательно, художнику удавалось не повторить ошибок некоторых детализаторов, за мелочами упускающих общее. Мелкие детали у Шишкина становились частью общего пейзажа, целостного и выразительного.
Несколько меньшее внимание Шишкин уделял колориту. Искусствоведы отмечают, что рисунок у этого мастера более силён, чем колорит. Тем не менее, нельзя сказать, чтобы палитра художника бедна или негармонична. Она, скорее, сдержанна и лаконична, что придаёт полотнам особый стиль и узнаваемость.
Самые известные полотна Шишкина
Творчество Шишкина – образец пейзажного реализма. Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас, и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей.
Называя самые известные картины Ивана Ивановича Шишкина, обычно отмечают следующие полотна:
- «Утро в сосновом лесу» – пожалуй, самая выдающаяся из работ мастера и, однозначно, самая известная.
- «Рожь» – пейзаж с золотистым полем, над которым возвышаются столь любимые художником сосны, часто появляющиеся на его полотнах.
- «Дубовая роща», в которой невероятно реалистично передана игра света на стволах и листве могучих деревьев.
- «Горелый лес» – печальная картина в коричневых тонах.
- «Корабельная роща» – картина, воспевающая могучую красоту высоких, крепких, прекрасных деревьев-исполинов.
- «Дебри» – очень атмосферный пейзаж, который переносит зрителя в лесную глушь, где под крышей густых крон растут только папоротники.
- «Пасека» – один из тех пейзажей, где очень ярко проявилось умение мастера передать игру солнечных лучей и теней – то лёгких, то более густых.
Эти картины сейчас хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее Санкт-Петербурга и Музее русского искусства в Киеве. Если же поставить задачей обзор всего творчества мэтра, пришлось бы посвятить одному перечислению работ целую брошюру, а анализу – не один том.
В творчестве пейзажиста нашли отражение все времена года. Зима в картинах художника Шишкин Иван Иванович сурова и лаконична: доминирует сочетание тёмных стволов и белого снега. Для весны характерен мажорный колорит: в молодую зелень вплетаются золотистые оттенки. Лето наполнено не только шелестом зелени, но и танцем солнечных лучей. Изображения ярко-жёлтой осени средней полосы перекликается со строками русских поэтов.
Полотна и рисунки Шишкина находятся во многих музеях и частных коллекциях. Их без дискуссий включают в золотой фонд не только русского, но и мирового пейзажа.
Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Одна из самых известных картин, написанных Шишкиным, – «Утро в сосновом лесу». На этом полотне среди бурелома играют медвежата под присмотром мамы-медведицы. Картина переносит зрителя в глушь русского леса, где высокие деревья соседствуют с оврагами и поваленными стволами. Но солнце находит себе дорогу в этот потаённый уголок природы, поэтому пейзаж наполнен радостным оптимизмом, а сочетание утренней атмосферы с анималистическим сюжетом – весело играющими малышами – превращает картину в гимн жизни.
Интересно, что, хотя этот пейзаж широко известен, большинство людей делает ошибку в вопросе: «Сколько медведей на этой картине?». Обычно даётся ответ «три». На самом деле их четыре, в чём легко убедиться, посмотрев на репродукцию.
Пейзаж Шишкина «Дубовая роща»
В числе самых жизнерадостных картин, написанных Шишкиным, «Дубовая роща» занимает одно из главных мест. Величественность и мощь вековых дубов переданы со всей силой живописного реализма. Роща залита солнцем, освещающим и грандиозные стволы, и изогнутые ветви, и пышные кроны, и травяной ковёр.
Некоторые ветви исполинов засохли, на стволах заметны раны, но эти дубы воплощают несгибаемую силу, зрелую красоту природы. Чувствуется бурление жизненных соков в стволах, слышится шелест густых крон, переговаривающихся друг с другом. Становится ясно, что эти великаны простоят ещё века. Это плотно называют символом русской природы и русской души.
Это полотно мастер писал… тридцать лет! Несмотря на такой долгий путь от замысла к результату, создаётся впечатление, что «Дубовая роща» написана на пленэре: настолько удачно переданы не только детали, но и летняя атмосфера пейзажа.
Вся жизнь – творчеству
Всю свою жизнь Иван Иванович Шишкин посвятил творчеству. Он получил всероссийскую известность не только как пейзажист, но и как аквафортист – то есть гравировальщик, создающий гравюры на меди с применением водки.
Иван Иванович Шишкин любил посещать различные уголки России, делая рисунки с натуры. Он также ездил по России со своими картинами, стал членом Товарищества передвижных выставок, популяризируя искусство пейзажа.
Последняя картина пейзажиста осталась незавершённой. Художник, всю жизнь посвятивший прославлению красоты русской природы, скончался в 1898 году за работой, у мольберта, с кистью в руках.
Какая из работ Шишкина нравится Вам больше всего? Поделитесь своим мнением в комментариях.
www.rutvet.ru
картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Русские художники-пейзажисты всегда отличались особым трепетным отношением к родной природе. Их картины полны нежного любования, тонкого психологизма, умения передать сущность национального колорита. Достойным примером такого мастерства является творчество И.И. Шишкина.
История создания картины
Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» была выставлена в Третьяковской галерее в 1889 году. Она стала плодом совместного творчества Ивана Ивановича и ещё одного известного художника – Константина Аполлоновича Савицкого, автора жанровых произведений. Точнее, Савицкий вписал только фигуры медведей. И хотя они получились очень живыми, реалистичными, гармонично вписались в общее содержание, картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» всё же связана именно с этим художником. Изначально оба автора подписали полотно, но сам Третьяков, который его приобрел, стёр роспись Савицкого. Своё действие он объяснял тем, что и замысел произведения, и творческая манера, стиль, мастерство – во всём чувствуется именно рука Ивана Ивановича. В этом плане картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» - неотъемлемая часть его наследия. А само действие произведения разворачивается в российской глубинке, в окрестностях Селигерского озера тогдашней Тверской губернии. Остров Городомля, стоящий здесь, привлекал любителей девственной природы своими густыми хвойными лесами, в которых гордо высились столетние величественные сосны, водилась разная живность. В конце 90-х гг.19-го века на этюдах бывал там и Иван Иванович. Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу», как и другое полотно, ставшее ещё одной его визитной карточкой, - «Корабельная роща», написана впоследствии на основе этих прогулок.
Сюжет картины
Попробуем разобраться, а о чём, собственно, интересующее нас произведение. В чём секрет такой огромной его популярности и всеобщего признания? Наверное, прежде всего в том, что своё «Утро в сосновом лесу» Шишкин оформил не как стандартный пейзаж, а сумел прекрасно выразить состояние природы, передать её душу, её жизнь. Лес на картине изображён так, что, кажется, можно ощутить запах хвои, потрогать шершавую кору дерева, услышать шорох ветерка и треск веток под тяжестью играющих медвежат, их весёлое довольное урчание. Лёгкая сырость утреннего тумана, первое робкое тепло пробивающихся сквозь деревья лучей, глубина оврага, могучесть сосен – всё это настолько зримо, реалистично, что будто мы сами находимся там, незримо присутствуем. Поэтому, когда созерцаешь «Утро в сосновом лесу», описание картины хочется делать так, как будто рассказываешь о предметах, которые окружают тебя, которые видишь воочию. Это доказывает правоту утверждения о творческом методе художника: «Он был убеждённым реалистом, горячо любящим и чувствующим природу».
Описание картины
На картине изображён дремучий уголок леса. В центре её, у поломанной бурей сосны резвятся трое медвежат. Двое залезли на торчащий над землёй ствол, третий стоит рядом, на поваленном бревне. К этой живописной, полной динамики группе подошла медведица, строго наблюдающая за своим потомством и грозно порыкивающая на не в меру расшалившихся малышей. Полон движения и окружающий лес. В глубине его, в низине, клубится туман. Солнечные лучи покрывают верхушки и ветви могучих сосен розовым и позолотой. Лес просыпается, наполняясь звуками, движением. Начинается его повседневная жизнь. Так создавалось полотно, ставшее одним из символов России.
fb.ru
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ №1- ИВАН ШИШКИН
Творенье может пережить творца:Творец уйдет, природой побежденный,Однако образ, им запечатленный,Веками будет согревать сердца.Микеланджело
Не посещать выставки и галереи как-бы можно, но не знать фамилии таких выдающихся людей, как Шишкин или Васнецов, Серов или отличившийся на весь мир своим «Черным квадаратом» Малевич, сродни равнодушию, отторжению, неуважению и пренебрежению к стране в целом.
Русская живопись – это удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию. Их имена известны во всем мире, а под их кистью рождались шедевры, на века возвеличившие имена своих создателей.
Русский художник – это человек с великой душой, поэтому и русская живопись удивительна, она поражает многообразием форм и образов, отличается своей изысканной суровостью и притягательной красотой.
Согласен, не все имеют возможность посетить музеи, галереи и увидеть своими глазами необыкновенную палитру красок, изящество линий на полотнах художников. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку «Шедевры русской живописи», где каждый из Вас сможет познакомиться с самыми известными картинами русских художников.
Для должного восприятия, мы разделили статью на несколько частей. Сегодня мы рассмотрим лучшие и самые известные шедевры русского художника Ивана Шишкина. И вот почему:
Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ №1
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) русский художник, живописец — лучшие работы по мнению редакции moiarussia.ru
«Утро в сосновом лесу» 1889
«Утро в сосновом лесу»— картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
«Дубовая роща» 1887
На картине «Дубовая роща» изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти.
Это интересно:Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника. Картина находится в Киевском музее русского искусства.
«Дождь в дубовом лесу» 1891
В этой картине художник по-прежнему абсолютно точен и «объективен». Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в совершенно промокшей одежде посреди лужи. «Иван Иванович! – спросила она. – Вы тоже попали под дождь?» «Нет, я вышел под дождь! – взволнованно ответил художник. – Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель… И темный лес. Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии…» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу? Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
«Прогулки в лесу» 1869
Картина «Прогулка по лесу», написанная Иваном Шишкиным в 1869 году очень красочна, она полна летнего солнечного тепла и позитива. В этом произведении художник изобразил лесную тропинку, по которой прогуливается молодое семейство в полном составе. Муж и жена идут впереди, обсуждая что-то довольно личное, так как идут немного в стороне.
Чуть поодаль от них шагают дедушка и бабушка, которые зорко следят за детьми, а во главе всей процессии — пёс в пятнах, снующий туда-сюда и охраняющий своих хозяев. Тонкая передача лёгкого ветерка и игра с тенью и светом делают «Прогулку в лесу» необыкновенно реалистичной. Не верится, что художник написал этот шедевр по памяти, без использования натуры.
Конечно, как и во всех работах Ивана Шишкина, один из главных героев картины — это лес. Как же красиво вокруг! Высокие берёзы, большие камни, разбросанные тут и там. Солнца не видно, но его свет наполняет всю картину особым сиянием, мастерское исполнение художником переходов свет-тень ещё раз доказывает профессионализм Ивана Шишкина как художника-пейзажиста.
«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф» 1891
Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. С легкой руки В. Стасова, открывшего эти поэтические места, Ораниенбаум привлек к себе внимание художников. Тут в 1880-е годы не однажды снимал дачу Репин, а в 1891 году жил Шишкин, создавший здесь два шедевра -представленную работу и пейзаж Мордвиновские дубы. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось; в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Правда, их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства.
«Вечер» 1871
«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой… то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, тут он все знает…» Из письма Крамского Ф.Васильеву (5 июля 1872 г)
«В роще» 1865
«Быть может, сам этот северный «дремучий лес» менее настраивает душу на лирический порыв, чем море; быть может, бесконечно богатый и разнообразный в своих подробностях, он под тенью своих ветвей так манит к здоровому, спокойному созерцанию его тайн, что личность его созерцателя постепенно исчезает, и только природа леса охватывает всецело художника.» Василий Михеев, критик
«В парке» 1897
«Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается… Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом, в лучшем смысле…» Крамской И.Н.
«Первый снег» 1875
Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса, и вместе с тем представляет некое исключение, ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Все необычно точно по ощущению, даже невольному осязанию изображенных хлябей, тяжелого, обмякшего снега, проступающей воды, не принимаемой землей, серого, сумрачного неба и неверного света, вносящего беспокойство в панораму поздней осени. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Картина находится в Киевском государственном музее русского искусства.
«Деревня» 1874
«На севере диком» 1891
На севере диком стоит одинокоНа голой вершине сосна.И дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет.
Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.
В зиму 1890/91 года Иван Иванович несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты заинтересовали его. На мызе у дочери им написаны были «Морозный день», «На севере диком», «К вечеру».
Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Это было время тесной дружбы двух художников. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью; Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек; после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Религия имеет силу убеждения и влияния на человека, искусство располагает этими же качествами, выраженными в специфической форме прекрасного. Может быть, куинджиевские отвлечения в поисках вечной, космической красоты, обращенной к земле, к миру людей, являлись некоторыми попытками создать религию прекрасного и вечного. Картина также находится в Киевском музее русского искусства.
«На даче (Около дачи)» 1894
«Мельница в лесу. Преображенское» 1897
«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.» Стасов В.В.
«Лесной пейзаж с цаплями» 1870
«Лесное кладбище» 1893
«Громче всех раздавался голос богатыря И.И.Шишкина; как зеленый могучий лес он заражал всех своим здоровым весельем… и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней.» Репин И.Е.
«Мордвиновские дубы» 1891
«Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать.»
Васнецов В.М. (из письма Шишкину в 1896 году).
«Лесная сторожка» 1892
«…он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор… Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа.» Из письма Крамского Ф.Васильеву (5 июля 1872 г)
«Кама близ Елабуги» 1895
«Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении и вы будете богаче того, который нашел в нем десять ошибок.»
«Дубы. Вечер. Этюд» 1887
«Корабельная роща» 1898
«Сосной на выставке запахло, солнца, света прибыло», – писал К. Савицкий увидев картину. Это полотно, сочетающее в себе гармонию и величие, стало достойным завершением цельного и самобытного творчества «певца русского леса». В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Картина находится в Государственном Русском музее, г. Санкт-Петербург.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Творчество художника – это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало».
Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.
Это интересно: «Корабельная роща» была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.
• Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
«Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве.» Из воспоминаний современников.
«…Мы не знаем другого художника, который обладал бы таким безупречным рисунком и который с такой правдой, с такой горячей любовью к своей родине и к своему делу заносил бы на свои холсты нашу русскую, близкую всем нам природу. Что же касается русского леса, то в изображении его Шишкин не имеет соперников.» Современник
«Надеюсь придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная взглянет с холстов русских художников.»
Шишкин И.И.
По материалам: портала Родон, Энциклопедии русской живописи, Шишкинарт.ру
Рекомендуем:
ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
«РИСОВАТЬ НАГИШОМ МЕНЯ ЖИЗНЬ ЗАСТАВИЛА» — ФАКТЫ О ХАИМЕ СУТИНЕ
САМЫЕ ДОРОГИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Описание картины Ивана Шишкина «Лес весной»
Картина написана в 1884 году маслом на холсте. Художественный стиль – реализм.
Живопись Шишкина – это шедевры, которые наполнены любовью к просторам нашей Родины. Его творчество насчитывает десятки полотен, изображающий пейзажи, лесных жителей. На сюжеты его картин создано множество стихов. Последние десятилетия 19 столетия стали для художника расцветом его творчества.
В эти годы создано больше всего картин, и все сюжеты посвящены русскому лесу. В него Шишкин вкладывал свою любовь и душу. Он воспевает красоту родной земли и показывает ее нам. Шишкина волнуют все пейзажи: переживания за лесное кладбище, восхищение сменой сезонов года и т.д. Каждый год осенью природа словно умирает, а весной начинает свой новый жизненный цикл.
Полотно «Лес весной» – это одна из картин, посвященная российской природе. Чаще всего для своих работ, Шишкин использовал северные пейзажи. На деревьях еще совсем нет листвы после зимней спячки. Снег сошел, оставив после себя повсеместно болотистую поверхность.
В небе можно видеть птиц, которые возвращаются в родные края, и совсем скоро они здесь будут строить новые гнезда, появится жизнь. Молодая травка пробивается по всей поляне, торжественно выглядывая из недавно покрытой толстым слоем снега земли. Теплое, весеннее солнце пробивается сквозь редкие и безлиственные кроны, оповещая все живое о новом этапе. Смотря на этот пейзаж, душа наполнятся теплом и радостью. Возникает желание найти подобное место и провести там целый день.
Еще одна работа показывает мастерство автора. Художественные приемы помогают сделать пейзаж реалистичным. Работа выполнена очень тонко с поразительным колоритом. Еще одна работа великого художника показывает величественность Русской природы.
Полотно находится на хранении в Серпуховском историко-художественном музее.
opisanie-kartin.com
Описание картины Ивана Шишкина «Дети в лесу»
Иван Иванович Шишкин – великий русский художник, снискавший себе славу картинами, изображавшими родную природу. Особенно вдохновлял Шишкина лес. На картинах художника он разный – хвойный и смешанный, летний и зимний – но всегда прорисованный с удивительной достоверностью, точностью и любовью.
«Дети в лесу» – одна из таких картин, характерных для творчества Шишкина. Достаточно бросить мимолетный взгляд на холст, чтобы уже по манере исполнения и сюжету определить автора. Практически все пространство картины занимает изображения травы и деревьев. На переднем плане мы видим лужайку, чуть пожелтевшую от летнего зноя, с трогательными головками одуванчиков.
По обеим сторонам изображены мощные стволы деревьев: слева – темно-коричневые стволы сосен, а справа – светлая кора российской березки. Деревья как бы обрамляют картину, придают ей законченность, композиционную завершенность. Их прямые стволы устремлены вверх, а кроны теряются за пределами полотна.
Задний фон тоже представляет собой сплошную зеленую стену деревьев и кустарников. Сквозь ветки деревьев виднеется кусочек бледно-голубого неба, которое так характерно для летнего дня в средней полосе России. Но такое небо не оставляет впечатление пасмурности и холода. Его уравновешивают солнечные блики на поверхности травы.
Замечательно выстроена перспектива картины. Видно, как опушка, начинающаяся на переднем плане, простирается вдаль и уводит нас за собой, к деревьям, изображенным на заднем фоне. В центре композиции находятся две детские фигурки, удивительно маленькие и беззащитные в этом зеленом лесном царстве. Красная одежда одного из детей выделяется на общем фоне картины и невольно притягивает к себе взгляд. По сравнению с ним, второй ребенок практически незаметен.
В картине Шишкин использует различные оттенки зеленого цвета. Здесь мы видим и насыщенный темный в изображении хвойных деревьев, и теплый, почти желтый, в прорисовке травы. Цвета сменяют друг друга, создавая удивительную гармонию и реалистичность.
opisanie-kartin.com