kolybanov. Почему современные французские критики увидели в картине моне впечатление
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи - Искусство (II часть) - Каталог файлов
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи
Париж, 1863 год, Дворец промышленности... Жюри знаменитого Салона — художественной выставки, ежегодно проходящей здесь, — отклоняет около семидесяти процентов представленных работ... В разразившийся скандал пришлось вмешаться самому императору Наполеону III. Познакомившись с отвергнутыми полотнами, он милостиво разрешил представить их в другой части Дворца промышленности. Так 15 мая 1863 г. была открыта выставка, сразу же получившая выразительное название «Салон Отверженных».
Годами приученная к официальному академическому искусству публика пребывает в полном недоумении... Взрыв хохота вызывает «неприличная» картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», на которой изображены две обнажённые женщины в окружении двоих мужчин, одетых в современные чёрные сюртуки... Они спокойно беседуют под сенью деревьев, совершенно не стесняясь своего вида.
Ещё через два года Мане выставляет картину «Олимпия». Многочисленная охрана бессильна перед натиском разъярённой толпы. На следующий день картину размещают так высоко, чтобы возмущённая публика не смогла в ярости пронзить её острым зонтиком. С картины в зал смотрит молодая обнажённая женщина с чёрной бархоткой на шее. В ней публика без особого труда узнаёт известную парижскую гризетку. Критики и пресса захлёбывались от негодования.
На защиту картины встали очень немногие, в их числе — писатель Эмиль Золя:
«Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль... Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».
Художественные искания импрессионистов
Понадобилось немало лет, чтобы сбылось это пророчество. Вокруг Мане объединилось немало талантливых художников, которые, как и он, не признавали официальное искусство и решили идти своим путём. Среди них — Клод Оскар Моне (1840— 1926), Камиль Писсарро (1830—1903), Пьер Огюст Ренуар (1841 —1919), Альфред Сислей (1839—1899), Эдгар Дега (1834—1917) и др. Битва за новое искусство продолжалась вплоть до 1886 г., когда состоялась последняя, восьмая выставка этих художников.
Критики, сосредоточив всю свою ярость на «неприличиях» сюжетов, не заметили того нового, что уже содержали картины единомышленников Эдуарда Мане. Свежий воздух, яркий солнечный свет, радостное, счастливое настроение человека, жизнь которого органично сливалась с ритмом больших городов и лирических пейзажей. Художники сумели убедить своих современников в том, что магические эффекты света и воздуха значат в живописи гораздо больше, чем сюжет.
В отличие от романтиков и реалистов, они уже были не склонны изображать историческое прошлое. Сферой их интересов была современность. Жизнь маленьких парижских кафе, шумные улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы, мосты, неприметная красота сельских пейзажей и небольших деревушек становятся главными объектами изображения. Художники больше не желают затрагивать острые социальные проблемы и выносить свой приговор общественным событиям и явлениям. Максимилиан Волошин очень точно определил общую тональность нового искусства:
«Зарождение импрессионизма было радостно, как ранняя весна. Первые импрессионисты вышли на свет из тёмной комнаты и по-детски радовались свету, краскам».
Своим названием импрессионизм был обязан картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». В ней запечатлён краткий момент, когда огромный оранжевый шар выплывает из-за облака в полумглу раннего утра. Его алые отсветы, отражаясь в реке, трепещут на водной поверхности. Сизо-молочная дымка тумана окутала очертания предметов, находящихся в бухте. Кругом всё так непостоянно и зыбко, что невозможно различить границы между небом, берегом и рекой. Кажется, будто множество маленьких лодочек плавает в огромном космическом пространстве. Но через минуту, когда рассеется туман, всё исчезнет и примет совершенно иной вид...
Критик Луи Леруа нашёл это название картины чрезвычайно забавным. Его, как и многих других, раздражало, что на полотне ничего невозможно было разглядеть. Моне только пожимал плечами и говорил: «Жалкие слепцы, которые хотят чётко разглядеть всё сквозь дымку». Однако вскоре слово «импрессионизм» (фр. impression — впечатление), произнесённое в насмешку, стало относиться к творчеству художников, работавших в этой манере.
Выдвинув собственные принципы восприятия и отображения окружающего мира, они создали новый живописный язык, основанный на некоторых общих положениях и стилистических особенностях. Художников-импрессионистов объединяло субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на поверхности предметов. Им стал важен не сам сюжет, а его чувственное восприятие, то впечатление, которое он мог произвести на зрителей. Это мог быть стог сена, освещённый лучами утреннего или вечернего солнца, куст сирени, не успевший сбросить влажные капли только что прошедшего дождя, неровная каменная поверхность готического собора, разноцветные тени от предметов в полуденные часы, движение снующей по улице толпы.
В творчестве художников-импрессионистов подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения. С помощью света они пытаются запечатлеть «мимолётное виденье», мгновенные впечатления и ощущения от ускользающего мира. Стремление уловить постоянно меняющийся лик природы требовало от художников быстроты действий. Им некогда было подбирать и смешивать на палитре краски. В отличие от старых мастеров, они наносили их на холст быстрыми мазками, заботясь не о прорисовке деталей или чёткости рисунка, а только об общем впечатлении от увиденного. Упрёки в незавершённости, эскизности картин они всерьёз не принимали.
Художники-импрессионисты вышли из тёмных мастерских на пленэр (фр. plein air — вольный воздух). Их главное открытие заключалось в том, что на открытом воздухе человек видит не конкретные предметы, а некую смесь цветных точек, сливающихся в нашем сознании и зрении. Маленькая лодка Клода Моне была превращена в мастерскую художника, отсюда он наблюдал особенности и изменчивость речного пейзажа. Эдуард Мане, навестивший однажды художника и убедившийся в правильности выбранного метода, запечатлел его в лодке за работой. Живопись на пленэре стала одним из важнейших правил импрессионистов. Ренуар отмечал особенности подобной живописи:
«Я писал в Бретани осенью, под сенью каштанов. Все тона, которые я клал на полотно — чёрные или синие, — были великолепны. Но эта золотистая прозрачность листвы создавала картину; как только она попала в мастерскую, в обычные условия освещения, она оказалась никуда не годной».
Исключением был лишь Эдгар Дега, который продолжал писать картины в своей мастерской.
Особых высот художники-импрессионисты достигли в передаче света и цвета. Они учитывали законы восприятия цвета на расстоянии, никогда не смешивали краски на палитре. Многие из них серьёзно изучали новейшие научные открытия в области оптики, природы световых волн и составляющих каждого цвета. Например, в работе химика Э. Шеврёля «Принципы гармонии и контраста цветов применительно к искусству» доказывалось, что соседствующие цвета спектра (красный — зелёный, синий — оранжевый, лиловый — жёлтый) влияют друг на друга. Находясь рядом, они усиливаются, при смешении — обесцвечиваются. Любой цвет, положенный на белый, воспринимается окружённым лёгким ореолом дополнительного цвета. Ренуар подчёркивал:
«Палитра художника не имеет никакого значения, ведь глаз — создатель всего... Всё зависит от того, что я кладу вокруг этой краски ».
Вот почему в картинах импрессионистов небо могло стать зелёным, а трава синей. Моне, а за ним Писсарро и Сёра первыми в истории живописи стали писать траву в тени синим кобальтом, а на солнце золотистой охрой. Сислей передавал солнечное освещение розовыми тонами. Художники утверждали, что цвет тени зависит от окружающих цветов, а потому она также может переливаться тысячью оттенков. Для её изображения можно вполне обойтись без привычных чёрно-серых тонов.
Особое предпочтение художники-импрессионисты отдавали светлым тонам солнечного спектра. Многие из них вообще отказались от чёрного цвета, считая невозможным заставить его играть разными оттенками. Лишь Эдуард Мане предпочитал чёрный цвет всем остальным.
Огромные возможности в использовании цвета открывала техника пастели (фр. раз1е1) — живописи цветными карандашами или красочным порошком. В ней особенно любил работать Эдгар Дега. Фактура пастелей бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри.
В «Голубых танцовщицах» техника пастели использована для усиления декоративности и цветового звучания композиции. Сноп яркого света, заливающий картину, помогает создать особую, праздничную атмосферу балетного танца. Создаётся впечатление, что свет здесь целиком заменяет рисунок, он организует, приводит к единому звучанию сложную симфонию красок. В ярких голубых пачках, с цветами в волосах, танцовщицы кажутся прекрасными сказочными феями, участвующими в волшебной феерии.
Интересные находки были сделаны импрессионистами в технике передачи света. Переливающийся бесчисленными градациями, свет различен по интенсивности, чистоте и прозрачности. Он зависит не только от места, но и от времени, которое изменяет соотношение цветов, а порой и сущность изображаемых предметов. С помощью света можно передать изменчивость и быстротечность жизни. При солнечном освещении контрасты становятся более резкими. Выступающие части предметов воспринимаются освещёнными более ярко. Импрессионисты установили, что на открытом воздухе и при ярком солнечном освещении глубокие тени исчезают.
В зависимости от освещения один и тот же мотив может быть передан по- разному. Так, Клод Моне ввёл в практику создание серий картин при разном освещении («Вокзал Сен- Лазар», «Стог сена в Живерни», «Кувшинки», «Руанский собор»). Желая запечатлеть неповторимость звучания красок в небольшой промежуток времени, Моне писал свои серии с одним выбранным видом природы.
На полотне «Стог сена в Живерни» воспроизведён сияющий летний полдень и залитый солнцем скошенный луг. Бегущие по небу облака дают глубокую тень на переднем плане. Стройная вереница тополей, зелёный лес за лугом погружены в голубую пелену. На мгновение и стог сена оказался погружённым в тень. От этого он приобрёл совершенно неожиданные сиреневые и лилово-розовые тона. Тень на лугу переливается множеством цветов, в которых всё же побеждает зелёный цвет. Дальняя часть луга под солнцем звенит ярким жёлтым цветом. Раздельные мазки чистых цветов, сливающиеся в восприятии зрителя, передают мгновенность запечатлённого состояния природы.
Подлинным чародеем света был Огюст Ренуар. Посмотрите, как свет передан в картине «Качели». Солнечные блики, проникающие сквозь трепещущую на ветру листву, определяют взаимосвязь света и тени. Блики света оживляют изображение, приводят его в движение. Тени пятнами ложатся на одежду, лица, стволы деревьев, тропинку в цветных бликах...
Говоря о творчестве импрессионистов, нельзя не отметить их поиски новых композиционных решений. Эти художники во многом обновили принципы построения, отказавшись от академических требований неподвижности, симметрии, порядка и чёткости. Их произведения отличает живая и подвижная композиция, не требующая строгого соблюдения законов линейной перспективы, в которой нет центра или общего стержня. Ренуар писал:
«Я люблю картины, которые возбуждают во мне желание прогуляться в глубину их, если это пейзаж, или коснуться рукой груди или спины, если это изображение женщины».
Художник может смело обрезать рамой фигуры людей, стоящих на балконе (Моне «Бульвар Капуцинок в Париже»), создать иллюзию беспредельного водного пространства, не ограниченного ни берегами, ни горизонтом (Моне «Кувшинки»), прервать весёлый бал под открытым небом в монмартрском кабачке (Ренуар «Бал в Мулен де л а Галетт»).
Задолго до открытия кинематографа художник Эдгар Дега успешно использовал приёмы будущего кино — деление на кадры, наезд камеры, показ фрагментов. Он так излагал свои художественные принципы:
«Всегда срезать [рамой] фигуру; показывать только руки или ноги или бёдра танцовщицы; показать её туфли; показать руки парикмахера... Сидя у самых ног танцовщицы, я увидел бы её голову, окружённую подвесками люстры».
В изображении многочисленных скачек Дега срезает рамой пустое поле, коляску с наездником на переднем плане, фигуры мужчин в чёрных цилиндрах и дам под зонтиками. С полотен художника предстаёт «жизнь, застигнутая врасплох ».
Особое влияние на искусство импрессионистов оказали гравюры японских мастеров, их понимание законов перспективы. Интересно, что у японских художников точка схода перспективы обычно вынесена за границы картины. Все предметы изображались в непривычном для европейцев ракурсе, откуда- то сверху или из дальнего угла. Дега очень быстро подхватил эти открытия японских художников. В его произведениях равноправно могут действовать и расположенные далеко фигуры балерин,
и смычки невидимого оркестра, и театральный занавес.
В картине Дега «Абсент» запечатлена ничем не примечательная сцена в кафе. За столиком рядом сидят мужчина и женщина. Чужие друг другу, они смотрят в разные стороны. Каждый из них погружён в собственные думы. Перед женщиной — напиток в бокале. У мужчины — рассеянный взгляд, шапка небрежно сдвинута на затылок. Ощущение «горестного одиночества вдвоём» художник передаёт благодаря интересному композиционному решению. Мы видим героев издали, через пустые столики, изображённые на переднем плане картины. Намеренно подчёркнута пустота переднего плана, убраны все детали и лишние предметы, способные отвлечь внимание зрителей. Интерьер, решённый в холодной, серо-голубой гамме, лишь усиливает впечатление одиночества и тоски.
Пейзажи впечатления
Реалистическим пейзажам художники-импрессионисты предпочли пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы, пытаясь запечатлеть её «душу». Переменчивость погоды, постоянно меняющийся ритм её жизни, легкость и зыбкость воздуха, тысячи неуловимых отражений на водной поверхности, туман или дым теперь больше всего интересуют художников.
Сюжеты для подобных картин порой возникали самым неожиданным образом. Однажды Клод Моне, посетивший знаменитый парижский вокзал Сен-Лазар, воскликнул:
«Нашёл, нашёл! Сен-Лазар! В момент отправления поездов дым паровозов застилает всё так, что кругом ничего не видно. Это волшебная картина. Подлинная феерия!»
Через несколько дней он вновь пришёл сюда и обратился к начальнику вокзала с просьбой поработать над картиной. Польщённый вниманием известного художника, начальник вокзала отдал распоряжение остановить движение всех поездов, освободить перрон, наполнить до отказа углем паровозы, которые станут выпускать «столько дыма, сколько нужно было Моне». Так появился один из его шедевров — картина «Вокзал Сен-Лазар».
Большая галерея вокзала с уходящими и прибывающими поездами служит здесь лишь фоном для изображения. Главной темой становятся игра света на металлических перекрытиях галереи и клубы пара, выпускаемые локомотивом приближающегося поезда. Пространство фона — это водоворот красок: жёлтых, белых, розовых, бледно-зелёных, серых с голубыми и красными вкраплениями. Создаётся впечатление, что живописная ткань создана из текучих масс облаков, нежных переливов неба, отражающихся в стёклах здания, дыма и пара. Очертания поезда, объёмы архитектурных сооружений чётко не прописаны и неожиданно возникают из сплошной сумятицы. Фигуры пассажиров на скамеечках перрона, солдат или железнодорожников, стоящих между путями, размыты. Художник зачарован эффектом света, льющегося через стеклянную крышу на клубы пара. Кажется, только свет занимает воображение Моне...
Пейзажи-впечатления, созданные Камилем Писсарро и Альфредом Сислеем, то залиты ярким солнечным светом, то засыпаны крупными хлопьями белого, чистого снега. Работы Сислея — наиболее последовательного из импрессионистов — отличаются утончённостью в передаче природы уютных предместий, небольших провинциальных городков с маленькими домиками, расположенными у берегов рек и заливов. Особенно удавалась художнику передача почти неосязаемого пространства, в котором земля и небо сливаются в единую субстанцию.
В картине «Наводнение в Порт-Марли» он мастерски передаёт атмосферу пасмурного дня, тяжёлые серые облака, нависшие над водой и готовые пролиться дождём. Любую из своих картин он начинал писать с неба, считая, что небо придаёт ей глубину и сообщает движение. Перепробовав множество техник, он научился писать небо так, что оно переставало быть «просто фоном».
Вот что Писсарро рассказывал о создании своих картин:
«Я вижу только пятна. Когда начинаю картину, первое, что я делаю... устанавливаю соотношение. Между этим небом, землёй и водой, несомненно, существуют известные отношения, и эти отношения не могут быть иными, как гармоничными. В этом главная трудность живописи. Меня всё меньше и меньше интересует материальная сторона живописи (то есть линии). Самое важное — это свести всё, даже самые мельчайшие детали, к гармонии целого, то есть к согласованности ».
Излюбленным мотивом К. Писсарро становится городской пейзаж. Созданные им пятнадцать полотен с видами бульвара Монмартр, шесть видов Оперного проезда из окна «Луврского отеля» принадлежат к лучшим произведениям художника. Серебристая дымка дождя, отблески солнца на крышах домов, лёгкий сиреневый сумрак создают неповторимую атмосферу французской столицы.
В картине «Оперный проезд в Париже» передана повседневная атмосфера суетной жизни большого города. Крыши домов слегка припорошены снегом. По мокрым мостовым мелькают быстрые экипажи, торопятся по своим делам пешеходы. Во влажном воздухе, лёгком тумане, равномерно окутывающем улицу, тонет здание Гранд-опера. Силуэты оголённых деревьев передают унылое, тоскливое настроение. Мелкий, подвижный мазок художника создает зыбкую, мерцающую картину, сотканную из единой материи, благодаря чему возникает столь необычный оптический эффект.
Из-за болезни глаз Писсарро не мог работать на открытом воздухе. Большинство своих пейзажей он писал, глядя сквозь стёкла закрытых окон первых этажей. Такая точка зрения давала интересные пространственные эффекты и ракурсы.
Повседневная жизнь человека
Иными стали подходы к повседневности и человеку в искусстве. Парадным портретам художники-импрессионисты предпочитали изображения простых модисток, танцовщиц перед балетным станком, тренировки жокеев накануне скачек... В живописи импрессионистов человек сливается с ярким ритмом живой природы. Огюст Ренуар писал:
«Я бьюсь над моими фигурами, покуда они не составят единого целого с пейзажем, служащим им фоном; я хочу, чтобы чувствовалось, что они не плоски, равно как и мои деревья. А в особенности необходимо, чтобы всё это оставалось живописью ».
Наблюдая живую природу, Ренуар умел тонко и вдохновенно передать её аромат и теплоту воздуха под сенью деревьев в парке, на террасе, в кафе. По сравнению с полотнами романтиков и реалистов в картинах Ренуара действительно пульсирует иная жизнь с её светозарным очарованием, которое может измениться в любое мгновение.
В историю мировой живописи Ренуар вошёл и как блестящий бытописатель, в его произведениях ощутимо трепетное биение современной жизни. Как и Мопассан, Ренуар убедительно передавал атмосферу парижской жизни: разъезд публики от театрального подъезда после концерта, лодочные гонки загорелых сильных гребцов, беззаботные минуты отдыха в саду, уличную толпу в солнечную и дождливую погоду, праздники и танцы в уютных кабачках и кафе среди простого и весёлого люда.
Атмосфера непринуждённой радости и беззаботного веселья воспроизведена в картине «Бал в Мулен де ла Галетт». В монмартрском кабачке обычно собирались малоизвестные публике художники, журналисты и артисты. Среди изображённых — сам Ренуар и его близкие друзья. Некоторые позировали художнику в мастерской, других он писал в самом танцевальном зале. Ренуару очень хотелось уловить и передать настроение лёгкого, беззаботного праздника. Перед художником стояла непростая задача изобразить пробивающиеся сквозь листву акаций солнечные лучи. Светлые жёлтые блики на одеждах и шляпах закружились вместе с танцующими парами. Мягким золотым сиянием светятся улыбки и взгляды молодых лиц, обращённых к зрителям. Фигуры, написанные в глубине картины, как будто растворяются в пышной зелени деревьев, служащих фоном для происходящего действия. Пёстрый колорит картины вызывает ощущение весёлой путаницы ярких красок.
Образы Ренуара окутаны солнечным светом, они исчезают, растворяются в его лучах, переливаются множеством радужных бликов. Особенно очаровательны его женские портреты:
«Ренуар превосходен в портретах. Он не только схватывает внешние черты, но и детально воссоздаёт их характер и внутренний мир. Я сомневаюсь, что какой-либо художник может передать образ женщины в более соблазнительной манере. Быстрая лёгкая кисть Ренуара передаёт женскую грацию, гибкость и непринуждённость, делает тело осязаемым, оттеняет восхитительным красным цветом щёки и губы. Женщины Ренуара обворожительны» (Теодор Дюре).
Подлинными шедеврами стали три портрета актрисы театра «Комеди Фран- сез» Жанны Самари. В одном из них очаровательная актриса возникает в живом, вибрирующем потоке красок. Милое лицо с искрящимися голубыми глазами весело и беспечно. Капризно разметались пряди золотистых волос. По обнажённым плечам, рукам и изумрудному шёлку платья струится цветовой поток быстрых мазков, то вспыхивающих на свету розовыми бликами, то затухающих в зелёном и голубоватом мерцании теней. Работая над портретом, художник не раз в восхищении восклицал: «Что за кожа! Право, она всё освещает вокруг... Настоящий солнечный луч!»
Фон портрета и фигура актрисы выдержаны в одной тональности. Но если внимательнее присмотреться, то можно различить необычное, редко встречающееся сочетание дополнительных цветов — розового и зелёного. Их «столкновение» придаёт красочной поверхности холста особое очарование, трепетную подвижность и живость.
Последователи импрессионистов
Став важным поворотным пунктом в истории искусства XIX в., импрессионизм подготовил появление новых направлений в живописи. Творческий метод художников-импрессионистов был подхвачен и обновлён постимпрессионистами.
На исходе XIX столетия громко заявили о себе художники Поль Сезанн (1839—1906) и Винсент Ван Гог (1853—1890). Они объединились в группу, давшую название новому художественному направлению — постимпрессионизму. Несмотря на общность взглядов, творческая деятельность каждого из этих художников носила глубоко индивидуальный характер.
Неустанные поиски нового композиционного решения картин, способов передачи цвета и света характерны для творчества Поля Сезанна. В зримом окружающем мире он не искал точных соответствий, гораздо больше его интересовали соотношения формы и цвета в пространстве. Когда он писал свои многочис ленные натюрморты с фруктами, его меньше всего заботила их схожесть с оригиналом. В своих полотнах он стремился по-своему передать форму, плотность, фактуру и цвет материального мира. Обращаясь к художникам, он советовал:
«Начинайте светло и почти в нейтральных тонах, затем развивайте красочную гамму, все более и более усиливая цвета» .
Расставляя предметы с особой тщательностью, Сезанн сознательно создавал впечатление композиционной беспорядочности. Но это ощущение сразу же исчезает, как только начинаешь внимательно изучать изображённое на картине. Любой кажущийся незначительным и случайным элемент неожиданно обретает своё место в замысле художника. За каждым предметом — долгий, кропотливый поиск оптимального решения.
Необычное расположение предметов в картине «Персики и груши» обращает на себя внимание зрителя. Если прикрыть зелёную грушу на правом краю стола, композиция сразу же потеряет свою устойчивость, начнёт заваливаться влево. Но этого не происходит: явно преувеличенные размеры груши уравновешивают композицию, делают её более устойчивой и гармоничной. Другие отступления от реальности также призваны объединить поверхность полотна. Передняя кромка стола под скатертью приобретает очевидный излом. Персики и груши одновременно видны с двух точек зрения: сверху и сбоку. Подобное нарушение ракурса ведёт взгляд зрителя вдоль полотна, превращая его поверхность в подлинную реальность картины.
Необычным в творчестве Сезанна было использование цвета. Художник считал, что холодные цвета (голубой и зелёный) обладают свойством удаления в глубь картины. Тёплые (красный, оранжевый, жёлтый), наоборот, приближают изображённое. С помощью цветовых переходов и повторений Сезанн мог соединять предметы заднего и переднего планов, одновременно создавая ощущение их близости и удалённости. Так им был открыт новый способ передачи трёхмерного мира в двухмерном пространстве холста.
Живопись голландского художника Ван Гога отличают глубокая одухотворённость и эмоциональность.
Признанным шедевром художника является картина «Звёздная ночь». Ван Гог говорил: «Вид звёзд заставляет меня мечтать». Своеобразным воплощением мечты стала и эта картина, созданная за несколько месяцев до смерти художника. Над мирно спящей землёй — «обителью человека» — бездна ночного неба. Сотканное из изогнутых, постоянно набегающих друг на друга цветных линий, оно кажется тревожным и не предвещающим покоя. Жёлтая луна, напоминающая по цвету солнце, нарисована в верхнем правом углу в виде вогнутого серпа. Согласно народным поверьям, такая луна является приметой несчастья. Это придаёт картине особое ощущение динамической напряжённости и драматизма.
Интересно композиционное и колористическое решение картины. Композиция строится на соотношении вертикалей с мощной горизонтальной линией, протянувшейся слева направо через всё полотно. Изображение ночного неба занимает почти две трети пространства, одна треть отведена пейзажу. Землю с небом соединяют группа гигантских кипарисов в нижнем левом углу и тонкий шпиль колокольни, выделяющийся на тёмном фоне холмов. Достигая неба, они как будто соединяют земную жизнь человека с высшим мирозданием. Ясный и чистый цвет, несущий в себе ярко выраженную экспрессию, становится подлинным героем картины. Неожиданные вспышки жёлтого цвета разрывают холодную пелену голубого и синего.
Русские художники конца XIX — начала XX в. — К. А. Коровин (1861—1939), В. А. Серов (1865—1911), И. Э. Грабарь (1871—1960) — пережили увлечение импрессионизмом в определённые периоды своего творчества.
Вопросы и задания
1. Какие открытия в области художественного творчества были сделаны импрессионистами? Проиллюстрируйте их на примере известных вам произведений. Почему реалистическим пейзажам художники-импрессионисты предпочли пейзажи впечатления?
2. Почему современные французские критики увидели в картине К. Моне «Впечатление. Восход солнца» «дерзкий вызов прекрасному», «оскорбление общественного вкуса»? Какие именно «впечатления» и почему стремился выразить в ней художник? Чем можно объяснить приверженность К. Моне к жанру пейзажа? Какими живописными средствами ему удавалось передавать изменчивость мира, неповторимое очарование и волшебство образов?
3. Какая почва была подготовлена импрессионизмом для возникновения постимпрессионизма? Что сближало и отличало два этих художественных течения?
4. Каковы основные истоки творчества Ван Гога? Что отличало его художественную манеру? К каким сюжетам, темам и образам он обращался? В чём особенность трактовки мира природы и человека в его произведениях?
5. Какие художественные открытия в жанре натюрморта были сделаны Сезанном?
6. Используя картину К. А. Коровина «Париж. Бульвар Капуцинок» (см. с. 238), поясните, почему художника причисляли в определённый период его творчества к последователям импрессионизма.
Творческая мастерская
1. стихотворении «Импрессионизм» (1932) О. Э. Мандельштам тонко и поэтично выразил собственное восприятие произведений художников-импрессионистов:
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Он понял масла густоту —
Его запёкшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень всё лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка,
тухнет, —
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается капель,
Недомалёваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
Согласны ли вы с поэтом? Какова ваша точка зрения? Аргументируйте свой ответ, обращаясь к известным вам произведениям худож- ников-импрессионистов. Сделайте анализ этого стихотворения.
2. Какие художественные открытия осуществил Э. Мане в картине «Бар в “Фоли-Бержер”»? Что отличает это произведение от картин раннего периода? Почему так трудно определить его жанр? Какие перемены, произошедшие в живописи XIX в., оно отражает? В чём осо бенность организации пространства в этом произведении? Что вносит тревожные нотки в общее праздничное настроение картины?
3. Рассмотрите репродукции картин К. Моне. Что отличает его художественную манеру? В чём суть колористической реформы, осуществлённой К. Моне? В какой мере можно говорить об эволюции его
творческого метода? (Для ответа на последний вопрос можно использовать произведения позднего периода.)
4. Сравните два портрета актрисы Жанны Самари О. Ренуара. Что отличает каждое из произведений художника?
5. Что изменяется в творческой манере Ренуара в картине «Зонтики»? В чём особенность трактовки выхваченного из жизни мгновения? Каковы характерные особенности его рисунка, использования красок, соотношения света и тени?
6. Объясняя замысел своей картины «Едоки картофеля», Ван Гог говорил, что хотел в ней «дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведём мы, цивилизованные люди», что она «утверждает те ценности, которые должно утверждать искусство». Удалось ли автору достичь поставленной цели? Какие ценности он утверждал? О каких переменах в его мировоззрении говорит это произведение?
7. Известно, что Ван Гог создал 40 автопортретов, в каждом из которых он открыл какие-то новые грани своей личности. Сравните известные вам автопортреты художника. Какую «историю жизни» мог бы рассказать каждый из них? Сравните портреты Ван Гога с портретами Рембрандта.
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Эстетическая программа и живописная система импрессионизма»; «Художественные искания импрессионистов»; «Коллекции живописи художников-импрессионис- тов в собраниях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве».
«Художественная организация пространства в произведениях К. Моне»; «Особенности использования цвета, света и тени в произведениях К. Моне»; «Колористическая реформа К. Моне»; «Проблема традиции и новаторства в творчестве Э. Мане»; «Мастерство в создании женских портретов Э. Мане»; «Особенности жанра натюрморта в творчестве Э. Мане»; «Мастерство в создании городских пейзажей Э. Мане»; «Тема маленького человека в творчестве
Э. Мане»; «Художественные особенности организации пространства в произведениях Э. Мане»; «Творческий диалог и художественные аналогии: Э. Мане и Ван Гог (Ф. Гойя, П. Пикассо, С. Дали — по выбору)»; «Мастерство композиционного решения картин Э. Дега»; «Темы, сюжеты и образы произведений Э. Дега»; «Эволюция творческого метода О. Ренуара»; «Два портрета актрисы Жанны Самари: опыт сравнительного анализа».
«Эволюция творческого метода Ван Гога»; «Особенности художественного языка произведений Ван Гога»; «Традиции голландской живописи в творчестве Ван Гога»; «Традиции и новаторство в творчестве Ван Гога»; «Человек в мире природы (по произведениям Ван Гога)»; «Особенности трактовки вечных тем в творчестве Ван Гога»; «Символика цвета в творчестве Ван Гога»; «Ван Гог и художники-импрессионисты»; «Специфика развития жанра автопортрета в творчестве Рембрандта и Ван Гога»; «Художественные открытия в жанре натюрморта (по произведениям П. Сезанна)»; «Мастерство композиционного решения картин П. Сезанна»; «Мир клоунады в творчестве П. Сезанна» .
«Художники русского импрессионизма — по выбору К. А. Коровин, В. А. Серов, И. Э. Грабарь».
Книги для дополнительного чтения
Байрамова Л. Мане. М., 2005.
Бонафу П. Ван Гог. Ослеплённый солнцем. М., 2002.
Винсент Ван Гог. Письма. СПб., 2000.
Воллар А. Ренуар. Сезанн. М., 2000.
Герман М. Ю. Импрессионизм: Основоположники и последователи. СПб., 2008.
Грицак Е. Н. Энциклопедия импрессионизма: мастера, предшественники и последователи. М., 2003.
Дителъ А. Ренуар. М., 2002.
Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. М., 1975.
Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX века в Эрмитаже. М., 1984.
КреспелъЖ.П. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863— 1883. М., 1999.
Кулаков В. А. Клод Моне. М., 2003.
Лебедянский М. С. Портреты Ренуара. М., 1998.
Мёрфи Р. Мир Сезанна. М., 1998.
Мурина Е. Ван Гог. М., 1978.
Мэннеринг Д. Жизнь и творчество Дега. М., 1995.
Николетти Д. Мане. М., 2000.
Патен С. Клод Моне. М., 2002.
Перрюшо А. Эдуард Мане. М., 2000.
Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. Киев, 1994.
Перрюшо А. Сезанн. Киев, 1994.
Перрюшо А. Жизнь Ренуара. Киев, 1994.
Прокофьев В. Н. Постимпрессионизм. М., 1973.
Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. Л., 1981.
Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1998.
Ревалд Д. Постимпрессионизм. М., 1998.
Уоллейс Р. Мир Ван Гога. М., 1998.
Федотова Е. Ван Гог. М., 2003.
Хуг М. Сезанн. М., 2001.
Чегодаев А. Д. Импрессионисты. М., 1971.
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).
sghistoryspb.ucoz.com
Почему Клод Моне уничтожал свои картины?
Инстинктивно, не сознавая того, что делает, Моне взял кисть и стал делать набросок. Он проклинал себя, плакал, пытался разжать пальцы и выпустить кисть, но пальцы не разжимались, и кисть словно сама по себе ходила по холсту. „Я не человек, — подумал он, — я животное, вращающее мельничный жёрнов“.
Один из величайших учителей в истории человечества, формально никого не учил. Моне показывал нам мир не таким, как мы его видим, а таким каким мы его чувствуем.
Оскар Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года в семье бакалейщика. Детство и юность он провел в Гавре. В детстве Моне был вполне обычным лоботрясом, и на берегу моря проводил гораздо больше времени чем в учебном классе. На уроках он развлекал себя тем, что изображал своих учителей в виде карикатур, разрисовывая обложки тетрадей. В 15 лет его побаивались даже известные люди Гавра.
Первым учителем живописи Моне был Эжен Буден, который сразу рассмотрел талант в подростке. Позже Моне писал Будену: «Я не забыл, что вы были первым, кто научил меня видеть и понимать».
Первая картина Клода Моне "Вид на Рюэлль" была похожа на пейзажи Будена.
Увлеченный живописью Моне перебирается в Париж.
На этом безоблачная жизнь художника заканчивается. Отец Моне был в ярости узнав о решении Моне бросить школу и стать художником. Он отказал ему в средствах, но это не остановило Клода.
Однако, после того как Моне попал в армию и тяжело заболел лихорадкой, отец выкупил его и отправил его в Школу изящных искусств в Париже с условием, что он будет серьезно изучать академическое искусство.
Но Клоду были неинтересны мастера Академии, он бросил учебу и поступил в свободную мастерскую Шарля Глейра. Там он и познакомился с молодыми художниками Базилем, Сислеем, и Ренуаром - могучей кучкой основавшей движение импрессионизма.
Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Фредерик Базиль
Что было общего между ними — сыном бедного портного с окраины Парижа Огюстом Ренуаром, наследником сенатора из Леро, богатого виноградаря, Фредериком Базилем и сыном богатого коммерсанта из Лондона Альфреда Сислея?
Лёгкость, с какой давалась учёба, и уверенность в том, что им суждено нечто большее, чем копирование картин? Но им всем не хватало бесспорного лидера. И тут появился четвертый, его появление запомнили все! Щеголь! Денди, одетый с иголочки у лучшего портного в Париже, не имел в кармане ни гроша. А когда портной пытался протестовать, он говорил ему со снисходительным высокомерием: „Если вы настаиваете, мсье, я лишу вас своих заказов“.
Обучение в мастерской Глейра проходило весело и с большим энтузиазмом. Друзья снимали студию, вместе работали и вместе веселились по вечерам в ближайших кафе. Обычно выбор падал на кафе Гербуа (Cafe Guerbois) на улице Батиньоль. Здесь властвовал Эдуард Мане (Edouard Manet), самый старший из всех.
Нужно сказать, что Моне был страшный транжира, как только у него появлялись деньги, он в лучшем случае закупался красками, а остальное прогуливал с друзьями.
Художники решили объединиться и название их движению нашлось само собой. Этот термин придумал в своем фельетоне журналист по имени Луи Леруа. Он использовал производное слово от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Заметка, в которой журналист обронил слово «импрессионист», была посвящена выставке работ так называемого «Салона отверженных», где выставлялись произведения, отклоненные членами жюри Парижского салона, самой авторитетной выставки того времени.Первоначально воспринимаемое как кличка, название группы вскоре становится общепринятым, и уже через несколько дней после статьи в "Шаривари" благонамеренный критик пишет о молодых живописцах: "Если нужно одним словом охарактеризовать их намерения, то следует создать новое понятие - импрессионисты. Они импрессионисты в том смысле, что они передают не пейзаж, но вызванное им впечатление"
Картина была подвергнута жесткой критике.
Впечатление. Восход солнца.1873 год Мармоттан Париж Франция
Друзья часто писали портреты друг друга. Есть интересная история двух картин. Однажды Ренуар приехал в гости к Моне, когда тот работал в своем саду в Аржантее. Ренуар не стал терять времени даром, поставил мольберт и написал картину
Клод Моне работающий в своем саду.1873 год. Музей д'Орсэ, Париж.
А Клод Моне тем временем написал свою картину.
Сад в Аржантее (Георгины)1873 год Национальная галерея живописи Вашингтон.
Так одновременно родилось два мировых шедевра.
Клод Моне в своей лодке студии, картина Эдуарда Мане 1874г.
Ранний Моне — это максимальное скопление портретов и натурщиков, человеческих фигур и лиц, обведённых жирным чёрным контуром. Этот период творчества совсем не похож на всем нам знакомого Моне. Далее, по ходу движения его творческой эволюции, будут постепенно исчезать из работ люди, уступая место картинам природы.
Портрет Мадам Годиберт (Клод Моне 1968 г Лувр Париж)
Завтрак. Моне 1868 г. (частная коллекция)
Терасса в Сент-Адресс 1867, Музей метрополитен Нью-Йорк
Один из ранних шедевров Моне. В этот период Моне еще стремился к строгому построению картины: она четко прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ более позднего периода.
Там же в Париже он знакомится с Камиллой-Леонией Донсье, женщиной всей его жизни. Знакомство произошло в кафе Гербуа, куда Камилла приходила выпить чашечку кофе и поглазеть на художников.
История любви молодого художника легла в основу романа Эмиля Золя "Творчество". Однако Моне не оценил роман и считал, что Золя предал его, Моне написал Золя гневное письмо и разорвал с ним все отношения.
Женщина в зеленом платье, Моне, 1866 г, Бремен, Германия.
Друзья Моне сразу узнали Камиллу в „Даме в зелёном“, картина была выставлена в Салоне в 1866 году. Над „Дамой в зелёном“ дружно потешались критики и зрители; газетные остроумцы не уставали печатать шаржи, где длинный шлейф вываливался за край картины, а шея женщины была перекручена, как штопор. Моне старался не обращать на них внимания и продолжал работать, хотя и тяжело переносил неудачи.
Камилла стала сразу всем для Клода: его единственной любовью, хранительницей его душевного покоя, вдохновением и музой, а затем и матерью его детей. Долгое время Моне приходилось скрывать своё бесценное сокровище: его родители были против девушки. Клод и Камилла жили очень бедно. Казалось, что путь художника к известности и достатку был непреодолим и бесконечен.
Камилла Моне и сын Жан на холме. (Дама с зонтиком) 1862 год Национальная галерея, Вашингтон
Эта любовь оставила много шедевров.
Женщины в саду. 1867 год Орсэ, ФранцияКамилла у окна 1873 год, частная коллекция
Раздумья мадам Моне на софе 1871 г
Камилла на садовой лавочке 1765 г
Самой значимой была огромная шестиметровая картина "Завтрак на траве", которую Моне писал к очередному Салону, но ее пришлось оставить в залог за жилье, и по возвращении Моне с ужасом обнаружил, что от сырости на картине облупилась краска. Пытаясь спасти картину Моне порезал ее на несколько кусков.
Нужда была так сильна, что иногда Моне приходилось соскабливать краску с прежних картин, чтоб использовать холст повторно. Денег катастрофически не хватает, Моне вынужден постоянно останавливать работу над картинами.
Небольшое состояние Камиллы, которое она получила в приданное, безвозвратно промотано. Потрачено на погашение долгов и самое дорогое вино. Как -то спасаясь от кредиторов Моне (в первый раз) порезал 200 своих картин, но, даже, уцелевшие куски были собраны и проданы по 30 франков каждый.
Родители категорически против этой связи (ох, уж эти мне родители. Они соглашаются расплатиться с кредиторами и приютить Клода, но с условием полного разрыва с Камиллой. Моне оставляет беременную Камиллу практически без средств к существованию. И уезжает жить к своей тетке. Первый сын Моне - Жан родится в отсутствие отца.
Через некоторое время Моне возвращается и продолжает работать. Появляется интересная картина. Картина была написана, когда Моне жил в небольшом городке близ Парижа — Аржантее. Прекрасный сад и небольшой дом — все, о чем художник только мог мечтать. На картине — жена и сын Моне. Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой. Кажется, что фигуры женщины и мальчика будто вырастают прямо из поля.
Поле маков у Аржантее 1873 годРегата в Аржентее 1872 г
Клод Моне был одержим способом написания на плэнере, художник упорно пытался уловить момент "здесь и сейчас", чтобы потом передать его зрителю. Он совершенно не берег свои глаза, можно сказать, что он жестоко их эксплуатировал, заставляя себя работать на открытом солнце, ничем не защищая. Он работал изо дня в день.
Моне подчеркивал: "Я пытался сделать невозможное – нарисовать сам свет".
Лодки в Аржантее
Маковое поле в ложбинке близ Живерни.
Он написал несколько серий картин, включая полотна с изображением собора в Руане. Каждая картина передает игру света и теней в разное время суток: раннее утро, когда солнце ласково пробивается сквозь туман, обволакивающий шпили собора, и полдень, когда весь фасад утопает в солнечном свете.
Моне начинал работать ранним утром, не дожидаясь семи часов, при контровом свете, так как солнце всходило за собором, и его лучи падали на здание сзади, едва высвечивая контуры башен и шпилей. В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом. Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего.
Руанский собор 1903 - 1905 год
Здание парламента в Лондоне
Голод доводил Моне до отчаяния, Салон не принимал его картины. Все стены и комнаты были заставлены не проданными полотнами.
Однажды Моне разбудил Ренуара торжествующим возгласом:
— Я нашёл, что им нужно! Вокзал Сен-Лазар! Когда отправляется поезд, дым паровоза застилает всё так, что кругом ничего не видно! Это волшебная картина! Надо только задержать руанский поезд: освещение куда лучше через полчаса после его отправления! Ты увидишь: теперь всё изменится!
Уговорив директора вокзала Моне написал свой
Вокзал Сен -Лазар 1877г
Но ничего не изменилось, картины по - прежнему не покупали.
Не имея должного лечения и нормального питания Камилла угасла, сразу после родов второго ребенка. В возрасте 32 лет. Горестно вглядываясь в холодеющее лицо, Моне заметил сначала голубоватое свечение над ним, а потом с ужасом обнаружил, что взгляд его отмечает изменение цвета — эти синие, жёлтые и серые тона, появившиеся после смерти.
Инстинктивно, не сознавая того, что делает, Моне взял кисть и стал набрасывать последний портрет Камиллы. Он проклинал себя, плакал, пытался разжать пальцы и выпустить кисть, но пальцы не разжимались, и кисть словно сама по себе ходила по холсту. „Я не человек, — подумал он, — я животное, вращающее мельничный жёрнов“.
Камилла на смертном одре
Вскоре после смерти Камиллы Моне снова женится, на этот раз на Алисе Ошеде, с шестью детьми, вдове его мецената, и уезжает в Живерни, где художник проведет остаток своей жизни. Алиса сделает все, чтобы Моне забыл Камиллу, даже могила ее будет заброшена и зарастет цветами и травами. Наконец картины начинают покупать, слава приходит к нему.
По прежнему Моне много работает, не жалея своих глаз, зрение его сильно ухудшается и врачи ставят диагноз: катаракта. Поселившись в Живерни, Клод и Алиса Ошеде вызывали подозрительность среди крестьянского окружения. Особенно профессия главы семьи — художник — не впечатляла патриархальных крестьян.
А Моне и правда выглядел интересно: каждое утро бродивший по полям, сопровождаемый ребятней, которые на тележке везли за ним холсты, краски и кисти. Здесь он пишет свои знаменитые стога.
Стога сена. Конец лета. 1890 год
Стог сена возле Живерни 1886г
Клумба с ирисами в саду 1900 год
Клод Моне как никто другой придавал значение свету, его оттенкам и игре теней, и как никто другой боготворил природу.
Это было непривычно - городской житель в деревне. Но постепенно все привыкли. Крестьяне стали уважать его за то, что он не гнушался ежедневной работы, а Моне и не нужно было привыкать, он попал в объятия своей музы. То, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений.
Вряд-ли найдется много садов, которые смогут спорить с садом Клода Моне по количеству видов растений.
Однажды ему прислали огромный каталог цветочных семян - чтобы он выбрал и заказал нужные. Он быстро пролистал каталог и заказал весь каталог. Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, подсолнухи, гладиолусы, астры - сад Моне - это буйство красок практически круглый год.
Берега пруда украсили разнообразные растения - малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, который просто не смогут не узнать любители творчества художника. И главное Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда...
Мостик через пруд с лилиями 1899 год
Но болезнь прогрессировала. Моне видел все хуже и хуже. Настал такой момент, когда он не мог отличить голубой цвет от черного, и ему приходилось раскладывать тюбики с краской в определенном порядке, чтобы не перепутать цвета. Он рисовал почти вслепую тот же мостик через пруд.
В конце концов Моне решился на операцию, которая прошла успешно. И после выздоровления загорелся прямо-таки изнуряющей одержимостью в работе. Далекий от того, чтобы спокойно трудиться над старыми произведениями или думать о покое, он максимально загружал себя. Боясь, что после него останутся посредственные работы, он вновь и вновь уничтожал многочисленные картины.
Японский мостик.
Клод Моне просто остановил мгновение, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.
Сейчас этот сад выглядит также красиво как и при жизни художника благодаря мировому художественному сообществу, которое собрало пожертвования на его восстановление и сохранение.
А напослеледок небольшое видео, подборка картин Оскара Клода Моне под не менее прекрасную музыку Фредерика Шопена.
kolybanov.livejournal.com
Впечатление. Момент. Искусство - Artkomi Journal
Одними из первых, кто начал долгую борьбу с академизмом и архаизмом в живописи, были французские импрессионисты, художники, вдохнувшие в реалистичную живопись новую силу. Импрессионизм можно считать ответом творческой интеллигенции на застой, царствующий в изобразительном искусстве и своеобразной шоковой терапией для него.
Мир, который художники-импрессионисты сумели увидеть в более натуральном и солнечном ракурсе, чем это было принято до них, встретил их крайне с недоверием, даже враждебно. Многие живописцы испытывали финансовые трудности и нужду. Но это не останавливало тех, кто писал свои картины на основе мимолетных впечатлений и восхищения сиюминутной красотой неба, леса, моря и людей.
Девизом импрессионистов вполне могло бы стать выражение «Остановись, мгновение, ты – прекрасно», принадлежащее Фаусту. Оно, как нельзя лучше, раскрывает глубинную сущность и искренность импрессионизма. Умение жить здесь и сейчас, в моменте, а не копаться в прошлом или мечтать о будущем – признак глубокой мудрости.
Желание наслаждаться и восхищаться каждый моментом, способность увидеть его суть и оценить красоту даны не каждому. На этом основаны древнейшие духовные знания различных философий, и это сумели понять импрессионисты. Человек рождается из поколения в поколение, чтобы восхищаться окружающим миром и испытывать счастье в каждый миг своей жизни – такова высшая цель бытия, провозглашенная ведическими знаниями.
Импрессионисты видели прелесть каждого мгновения движения природы, они с любовью наблюдали за игрой облаков и солнечных лучей в небесах и кронах деревьев, в морских волнах и складках женских платьев. И они нашли выразительные средства, чтобы передать свои ощущения и светлую радость на холсте. Правда, прошло несколько десятилетий, прежде чем общество изменилось настолько, чтобы воспринять позитивную энергетику картин художников-импрессионистов. Ведь зарождался этот стиль искусства в очень непростое время.
Ветер перемен, принесенный молодыми живописцами Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Эдгаром Дега качественно изменил французскую живопись. Он обогатил ее новыми оттенками, непосредственностью созерцания жизни, схематичностью и отрывочностью композиций, оригинальностью ракурсов и иллюзорной зыбкостью форм.
artkomi.ru
Мане и Моне, Эдуард и Клод
История знакомства и дружбы
Эдуар Мане Автопортрет с палитрой 1879
Пьер Огюст Ренуар Портрет Клода Моне 1875
Два непохожих художника, с похожими фамилиями оказались в одном городе, в одновремя, на одной большой выставке и сначала рассорились, а потом стали близкими друзьями.История их знакомства началась как раз с путаницы.
Салон 1865 года стал одним из самых скандальных и эпохальных за все триста лет егосуществования. И виноват в этом был Эдуар Мане. Он искренне рассчитывал на признание,медаль и славу, отправляя на главную французскую выставку свою новую картину «Олимпия».
Эдуар Мане. Олимпия, 1863
И проходя в день торжественного открытия по Дворцу промышленности, действительно слышалсо всех сторон поздравления и одобрительные отзывы. Но при чем тут, черт возьми,пейзажи! Почему его хвалят за какие-то марины? Мане в бешенстве. Оказывается, какой-товыскочка использовал похожую фамилию, явно для того, чтобы заработать денег на его,Мане, славе.
Эдуар Мане Иисус, терзаемый солдатами (Поругание Христа)1865
Рядом с его «Олимпией» и «Поруганием Христа» висели два пейзажа никому не известногоКлода Моне, который в этом году дебютировал в Салоне.
Клод Моне. Устье Сены в Онфлёре, 1865
Причиной скандала в Салоне 1865 года стала «Олимпия» Эдуара Мане. Ее называли самкойгориллы, а ее руку, лежащую на бедре, окрестили отвратительной жабой. Гюстав Курбесравнивал фигуру Олимпии с дамой пик из колоды карт в морге, а критики искренне несоветовали беременным женщинам и юным девушкам смотреть на эту картину. Если бынескольких крепких охранников не выставили перед полотном, разъяренная публика егобы точно уничтожила. Через несколько дней от греха подальше повесили эту непристойностьповыше, чтоб никто не достал, да и разглядеть было сложно. Так случился одни изсамых яростных скандалов, положивший начало современному искусству..Абсолютно голая, на кровати, белая, как из морга, рука в неприличной судороге —Олимпия услышала в свой адрес самые изысканные и вычурные ругательства и сравнения.
А 25-летний Клод Моне отлично усвоил уроки своего главного учителя Эжена Будена, писалобъемные, драматические облака и за границы традиции пока не выламывался. В его сторонуеще благосклонно кивают салонные судьи и критики.История с фамильной путаницей — хрестоматийная. А научиться отличать художников попринципу «Мане — люди, Моне -пятна» можно хотя бы благодаря интернет-мемам. Но дажезоркий и продвинутый завсегдатай музейных сайтов, железно запомнивший, кто написал«Олимпию», а кто «Мост в Аржантее»,
Клод Моне Железнодорожный мост в Аржантее1873
возьмет и растеряется, пытаясь определить, где же «Большой канал в Венеции» Моне,а где «Большой канал в Венеции» Мане.
Клод Моне Большой канал в Венеции 1908
Эдуар Мане Большой Канал в Венеции (Голубая Венеция) 1874
Портрет месье и мадам Огюст Мане 1860
Клод Моне. Адольф Моне читает в саду (фрагмент), 1866
***
Понятно, что ни один порядочный отец (если он сам не художник) не мечтает видетьхудожником своего сына. И в XIX веке все было так же. В этом отцы Клода Моне иЭдуара Мане были похожи. Мужчина должен заниматься серьезным делом.
«Эдуар станет судьей», — был уверен один. «Клод станет бакалейщиком», — думал другой.8 поколений мужчин в роду Эдуара Мане были судьями и адвокатами, продолжая дело предкови сменяя друг друга в почетных креслах Дворца правосудия. Каждый день, в одно и то жевремя, Огюст Мане выходит из дома, застегнутый на все пуговицы, серьезный, вежливыйи сдержанный. Его младший сын Эдуар демонстрирует просто отвратительные знания по всемдисциплинам, кроме гимнастики и рисунка, повторно остается в пятом классе самогоаристократичного коллежа в Париже и рыдает дома от одного упоминания о карьере адвоката.Его увлекает только рисование и, возможно, немного манит море. Ну, пусть будет Мореходнаяшкола, только бы не богемная жизнь этих новомодных художников.
Когда судно «Гавр и Гваделупа» с 17-летним Эдуаром отплывает в Бразилию от береговпортового городка Гавр, 9-летний Клод Моне наверняка бродит босиком по берегу морясовсем рядом или наблюдает за отплытием корабля с какого-нибудь холма, где он любитваляться в траве и разглядывать облака. Его отец держит лавку здесь, в Гавре, снабжает продовольствием французский флот. И Клод, когда вырастет и выучится в коллеже,конечно, возьмет на себя управление семейным бизнесом. Все надежды заботливого отцаидут прахом.В коллеже Клод «с грехом пополам освоил четыре арифметических действия и получил слабоепредставление о грамотном письме». И, не обращая внимания на угрозы отца лишить егокакого бы то ни было содержания, уезжает в Париж учиться живописи. Две картины28-летнего Эдуара Мане в этом году как раз впервые примут в Салоне.
***
Тут легко запутаться. Сегодня отцом импрессионизма, вождем, основателем, королем инеоспоримым лидером многие назовут Клода Моне. У него кувшинки, пленэр, «Впечатление.Восход солнца», соборы в тумане и стога во все времена суток — весь наборстилеобразующих признаков и личных открытий. Но вначале все было совсем не так.
Клод Моне Впечатление. Восход солнца 1872
Эдуард Мане не был импрессионистом, не участвовал ни в одной из выставок Анонимногообщества живописцев, скульпторов и граверов, но именно его газетные критики и судьиСалона пренебрежительно называли «королем импрессионистов», а молодых художников-бунтарей,бросивших вызов официальным салоновским традициям, будущих импрессионистов, «бандойМане». Ох, сколько бы он отдал, чтобы избавиться от этого незавидного титула.
Анри Фантен-Латур Ателье в Батиньоле 1870
Эдуар Мане жил в квартале Батиньоль и часто завтракал в кафе «Гербуа» неподалеку.Поговаривают, любил бифштекс с кресс-салатом и взбитые яйца. Благодаря ему прославилисьи квартал, и кафе. Мане и всех его юных почитателей (Моне, Базиля, Ренуара) назовутвскоре «батиньольской группой», а в кафе «Гербуа» к Мане начинают присоединятьсяувлеченные идеей нового искусства художники, писатели, журналисты. Но не для того,чтобы съесть бифштекс, а для того, чтобы разговаривать о судьбах искусства.
На картине Фантен-Латура вокруг Мане в его мастерской собрались единомышленники —и молодой Моне еще неуверенно выглядывает из-за плеча высокого Базиля.
Анри Фантен-Латур. Портрет Эдуара Мане, 1867
Жильбер де Северак. Портрет Клода Моне, 1865
***
И дело, конечно, не в том, что Мане был белокурым красавцем с кудрявой шевелюрой,а Монетоже красавцем, но жгучим брюнетом с внешностью темпераментного мачо. Их вообще труднобыло спутать: говорили, двигались, одевались, гуляли по-разному.
После «Завтрака на траве» и «Олимпии» об Эдуаре Мане всерьез думали как о шуте,которыйнамеренно забавляет публику чрезмерно вызывающими выходками. И скандалом зарабатываетна хлеб.Эмилю Золя пришлось написать длинную защитную статью, в которой он доказывалчитателям, что Мане — светский человек,«безукоризненно любезный и вежливый»: «Художник признавался мне, что он любит бывать в свете, что он находит тайное наслаждениев благоуханном и ослепительном блеске званых вечеров. К ним влечет его, без сомнения, нетолько любовь к разнообразию и богатству красок, но и та свойственная ему внутренняяпотребность в изяществе и элегантности, которую я стараюсь вскрыть в его произведениях».
О да, Мане — истинный денди. На нем всегда тонкие кожаные перчатки, а в руках — неизменнаятрость. Его умение завязывать и носить галстуки вызывает восхищение. Каждый день онвыходит на особую прогулку, Мане фланирует. Ольга Вайнштейн, автор книги «Денди: мода,литература, стиль жизни» рассказывает, что принципиально праздные, бесцельные прогулкифланера совсем особый смысл имели для писателя или художника: «Его маршрут сплошь ирядом выясняется только в пути, ибо фланера ведет случайная прихоть. Городскоепространство — карта его желаний, непрерывная знаковая поверхность, топографическаяразвертка его потока сознания. Он читает карту собственным телом, размечая шагамипунктиры своих произвольных маршрутов». По внешнему виду, походке, улыбке фланер-художникопределяет типажи прохожих и пытается понять, что собою представляет человек. Прогулкабез цели превращается в поиск сюжетов и источник вдохновения.
Эдуар Мане Музыка в саду Тюильри 1862
Еще до «Олимпии» и «Завтрака» на одной из светских прогулок Эдуар Мане задумал дерзость:написать обычных французов, которые гуляют рядом с ним по паркам и городским садам.Картину не примут в Салоне. А Огюст Ренуар только через 14 лет создаст «Бал в Мулен дела Галетт», конечно, под впечатлением от этой картины Мане.
Пьер Огюст Ренуар Бал в Мулен де ла Галетт 1876
Сын бакалейщика Клод Моне — простоват и не рожден для фланирования. В его городскихпрогулках всегда будет одна большая цель, которая мешает дендистской беззаботности,— он наматывает десятки километров между домами друзей, чтоб занять немного денег.Но по его внешнему виду никогда не заподозришь, что он уже месяц ест мешок фасоли надвоих с Ренуаром и пишет портреты лавочников по 50 франков за штуку. Моне умудряетсяносить костюмы из английской шерсти и рубашки с кружевными манжетами, но ему плеватьна моду и нарочито небрежные узлы на галстуках, которые вяжутся у зеркала в течениенескольких часов. Моне сам законодатель моды, Моне — светский лев.
Эдуар Мане Улица Монье с флагами 1878
Клод Моне Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878
***
Бесценные музейные сокровища кисти Мане и Моне, раз и навсегда попавшие в историю,часто цитируют — и чтобы различить особенности взгляда на мир двух художников, необязательно заканчивать художественную академию. Но Большой канал в Венеции — неединственный сюжет, в котором легко потерять ориентиры. Например, во время Всемирнойвыставки в 1878 года в Париже оба художника случайно выглянули каждый в свое в окно.Моне увлекает красочное буйство — он пишет красно-бело-синее праздничное великолепие.Фланер Мане привык замечать на улицах людей — и этот одноногий, скорее всего, бывшийвояка, медленно идет по праздничной улице, уже не оставляя художнику шансов создатьоднозначно торжественную картину. «Я пишу только то, что вижу», — говорил Мане. И вэтот день он увидел, что Франция пытается забыть о позорной войне, закончившейся 7 летназад, устраивая масштабные, великолепные действа. И что забыть все равно не получается.Потому что по праздничной улице бредет одноногий бывший солдат.
Эдуард и Клод были друзьями до самой смерти Мане, смотрели из окна на один и тот жеПариж, гуляли по тем же улицами и берегам Сены, и, бывало, играли в художественныеигры по правилам друг друга.
Эдуар Мане Завтрак на траве 1863
В Салоне отверженных в 1863 году перед «Завтраком на траве» Мане зрители хохотали дослез и стыдливо перешептывались. «Непристойность», — выпалит император. Моне уже встарости вспоминал, какое впечатление произвела на него эта картина. Переворот,свобода, новое искусство, глоток свежего воздуха, сама жизнь.
Клод Моне. Завтрак на траве, 1865
Спустя два года, преклоняясь перед талантом Мане, восхищаясь его непреклонностью игением, Клод напишет свой «Завтрак на траве», в знак уважения.
Эдуар Мане Берег Сены близ Аржантея 1874
Клод Моне Аржантёй 1875
В 1874 году, после первой выставки импрессионистов, Моне нищенствует и однажды остаетсябез крыши над головой. Эдуар Мане находит другу домик на берегу Сены,в Аржантее, теперь,чтобы попасть друг к другу в гости, им достаточно переплыть реку. Нет-нет, это ни вкоем случае не победа импрессионистов, просто Мане не может удержаться: эти чистые, светонасыщенные цвета на этюдах Моне, эти тени, полные богатых рефлексов. Так и быть,он поиграет в импрессионизм. И он ставит мольберт прямо у воды, пишет «Аржантей»и«В лодке», пишет Моне в его плавучей мастерской (он Рафаэль воды — восхищается Эдуар).И все равно не идет с импрессионистами до конца: никогда он не отдастся чистозрительному восторгу, свет — слишком простой сюжет для картины, а импрессионистскаянезаконченность не дает Мане покоя.
Эдуар Мане. 1875. Фотограф - Феликс Надар
Клод Моне. 1914. Фотограф - Саша Гитри.
***
Моне-Мане — это история долгой дружбы, которая держалась на огромном взаимном уважениии… на деньгах. В самые сложные и отчаянные дни Моне шлет Эдуару письма: то, что выодолжили мне на прошлой неделе, уже закончилось, займите хотя бы франков 30, это меняспасет. И Мане никогда не отказывает, из года в год вкладывая в ответное письмо то 30,то 100 франков. Когда он узнает о тяжелой болезни Камиллы Моне, первой жены художника,то просто спишет все многолетние долги.
Через 6 лет после смерти Эдуара Мане в Париже появится американский коллекционер,который изъявит желание купить «Олимпию» за 20 тыс. франков. Тогда Моне на полгодазабрасывает кисти и становится бухгалтером и пиар-специалистом — он организовываетсбор денег для выкупа картины и передачи ее в дар Франции.
Фото с сайта www.sothebys.com
В 2011 году на аукционе Sothebys за 134 тыс. долларов были проданы пять документов,написанных рукой Клода Моне. Один из документов — список взносов, собранных для выкупакартины «Олимпия» — имена всех 34 жертвователей, среди которых Малларме,Мирбо, Сарджент,Кайботт, Дюран-Рюэль. Стоимость этого аукционного лота приблизительно равна той сумме,которую Моне удалось насобирать за 8 месяцев титанической бумажной работы и за которуюбыла выкуплена в конце концов «Олимпия».Конечно, дружба Моне и Мане сложилась совсем не от созвучности фамилий, но кажется,это то самое «совпадение, которое позволяет Богу сохранять инкогнито».
Автор: Анна Сидельникова
Источник: artchive.ru
ngasanova.livejournal.com