Великие художники. Клод моне первая картина камилла донсье
Камилла и Моне. | Люди | Истории
17 февраля 2011, Люди
История их непростой любви послужила основой для романа Эмиля Золя «Творчество», образ любимой воплотился в его многочисленных картинах. Да и сама известность пришла к Моне после того, как он написал ее портрет: «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье». К. Моне.
"Женщина с зонтиком"
Эта кисть – из пламенно-мягких.
Не красками писано – огнями!
Поле в яростных маках,
Небо лазурное над нами.
В лазури – маковый зонтик,
А в маках – лазоревое платье,
Как зной голубой на горизонте,
Зыблется оно и пылает.
Здесь небо босыми ногами
По макам трепетно ходит,
Земля же в небо над нами
Кровавым пятном уходит.
И ясно, что все земное
К идеальному кровно стремится!
Само же небо от зноя,
От земного зноя томится.
Илья Сельвинский.
Эти стихи невольно приходят на ум, когда смотришь на картины Клода Моне.
Оскар Клод Моне (Oscar-Claude Monet, 1840 – 1926 гг.) – французский художник, он стоял у истоков импрессионизма и впоследствии стал его ярким представителем. Работая над созданием своих картин на природе, он достиг изумительной точности в передаче света, воздуха и всей окружающей действительности.
Появился на свет Моне в Париже. Позже его семья переехала в Гавр. Родителям мечталось, что Клод продолжит их дело и станет бакалейщиком, но мальчика с детства тянуло к живописи, он был захвачен этим волшебным миром. Именно там, на побережьях Нормандии, Клод повстречал Эжена Будена, ставшего для него вдохновителем и, по сути, первым учителем, научившим его некоторым тонкостям и приёмам работы на натуре.
Во время службы в армии в Алжире Клод Моне заболел тифом, но благодаря вмешательству родни благополучно мобилизовался и вернулся домой. Учёба в университете на курсе живописи, куда он поступил после армии, разочаровывает его своим традиционным подходом и он уходит оттуда, в скором времени поступив в студию Шарля Глейра.
Когда в 1865 году Моне познакомился с Камиллой-Леонией Донсье (Camille-Leonix Doncieux, 1847 – 5 сентября 1879), он был бедным (разочарованные родители не хотели ему помогать), мало кому известным художником. Так началась история их любви, продлившаяся до самой смерти Камиллы.
Родители Моне были против девушки, и долгое время Клод скрывал их отношения, скрывал то, что Камилла стала его всем: любовницей, помощницей, домохозяйкой, музой, а позже женой и матерью двоих детей.
Они жили очень бедно, известность и достаток, как это часто бывает в жизни, приходила к нему трудно. Нужда была так сильна, что порой Моне приходилось соскабливать краску с прежних картин для создания новых. Камилла со своей утонченной красотой стала моделью для многих картин Моне: «Женщины в саду», «Камилла Моне с сыном Жаном» (Женщина с зонтиком), «Камилла с маленькой собачкой», «Камилла Моне у окна», «Камилла Моне на садовой лавочке», «Камилла на пляже в Трувилле», «Камилла Моне в саду с Жаном и его няней», «Женщина за вышиванием» (Портрет Камиллы).
Их любовь не была безоблачна.
«Дочь мелких лионских буржуа, Камилла получила небольшое приданое, которое вскоре после свадьбы, во время кризиса 1874 года, было растрачено ее мужем. Красивая девушка с мягким характером, она одинаково ровно принимала взлеты и падения в карьере своего супруга, в тяжелые времена не сетуя на холод в нетопленной квартире и скудный рацион, состоявший лишь из черствого хлеба с молоком; не жаловалась она, и когда была брошена беспечным мужем без денег накануне родов на произвол судьбы».
(выдержка из книги "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883", Ж.- П. Креспель)
Любовь этих людей нельзя назвать простой, их совместная жизнь была наполнена разными испытаниями и трудностями, но одно бесспорно: это та любовь, что веет с картин Клода Моне, на которых он изобразил Камиллу Донсье. А картина «Посмертный портрет Камиллы Моне» (написанная после её преждевременной смерти), стала последним признанием в любви от скорбящего художника и мужа.
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
www.artinheart.ru
Глава 4 КАМИЛЛА. Клод Моне
Глава 4
КАМИЛЛА
— У меня остались самые дорогие воспоминания от моих встреч с Курбе, — часто повторял Моне. — Он всегда поддерживал во мне веру в себя, всегда был ко мне очень добр, в тяжелые времена ссужал меня деньгами.
Гюстав Курбе слыл человеком со странностями. После провозглашения Второй империи этот уроженец Франш-Конте выступал как убежденный социалист. Несмотря на разницу в возрасте в 21 год, Курбе и Моне чем-то походили друг на друга — может быть, независимостью характера, горделивым нравом.
— Да, — любил говорить Курбе, — я самый гордый во Франции человек, чем и горжусь!
Однако, в отличие от Клода, Гюстав любил пошутить. Однажды, прогуливаясь по залам Лувра, художники надолго задержались перед автопортретом Рафаэля. Курбе первым прервал задумчивое молчание:
— Ну что же, держитесь, господин Рафаэль!
В другой раз, когда оба на несколько дней отправились в Гавр на этюды, Курбе неожиданно предложил:
— А почему бы нам не нанести визит папаше Дюма?
— Но… я ведь его совсем не знаю, — смущенно ответил Моне.
— Так и я не знаю! — сказал Курбе. — Я видел его, но нас никогда не знакомили. Отчего же не воспользоваться случаем?
Александр Дюма-отец любил Нормандию и часто работал в Трувилле (где написал «Карла Седьмого» и «Крупных вассалов»). Что касается его сына, то у него была прелестная вилла в Пью, в двух шагах от Дьепа. Дюма-отец нередко проводил там время. Итак, Курбе и Моне отправились навестить Дюма, работавшего тогда над «Историей моих глупостей».
— Господина Дюма, пожалуйста, — надменно обратился Курбе к открывшей им дверь служанке.
— Он занят.
— Когда он узнает, кто к нему пришел, он нас примет.
— Ах вот как? И как же мне о вас доложить?
— Доложите, что его спрашивает Орнанский мастер! — ответил Курбе, горделиво расправив плечи.
«Дюма вышел почти тотчас же, — рассказывает Марта де Фель. — Огромный, неряшливо одетый, с ореолом белых волос, венчающих голову».
— Дюма!
— Курбе!
И на глазах пораженного Моне они горячо обнялись. «Уверяю вас, это было чрезвычайно (sic!) волнующее зрелище», — позже вспоминал он.
На следующий день все трое снова встретились в Сен-Жуэн-Брюнвале, неподалеку от Этрета, на постоялом дворе «Прекрасная Эрнестина», хозяйка которой, как и владелица фермы Сен-Симеон матушка Тутен, питала слабость к художникам. Именно она послужила Мопассану прототипом прекрасной Альфонсины в рассказе «Пьер и Жан» и именно ей адресовал Оффенбах такие шутливые строки, оставленные в «Книге посетителей»:
Прекрасной Эрнестины взор
Таит укор.
Автограф мой она иметь желает —
Его и получает.
По возвращении в Париж нечего было и думать о том, чтобы вновь обосноваться в квартире на улице Фюрстемберга, — ведь Базиль перестал за нее платить. И Моне устроился в крошечной мастерской, которую нашел в доме номер 1 на площади Пигаль, на углу улицы Дюперре, — мастерской без удобств, как уточняет Даниель Вильденштейн[13]. Арендная плата составляла 800 франков в год. Поручителем — спасибо ему! — выступил Курбе.
Был январь 1866 года. До Салона оставалось несколько недель.
— Выставляй свой «Завтрак на траве», — советовал он Моне. — Только послушай меня, его надо кое-где чуточку подправить.
И Моне снова едет в Фонтенбло, чтобы внести в картину подсказанные другом изменения. Но результат его совершенно не удовлетворяет. Мало того, теперь картина ему вообще не нравится! Недолго думая он вынимает ее из рамы, сворачивает в трубку и оставляет в залог хозяину квартиры, которому в очередной раз задолжал. Впоследствии, явившись забрать полотно, он найдет его на полу в углу какой-то сырой комнаты и с ужасом обнаружит, что левый и правый края совершенно испорчены плесенью. Поэтому ему придется слегка обрезать холст, и его «Завтрак на траве» превратится в «Завтрак под грибом».
Между тем приближалось 20 марта — крайний срок для представления картин на выставку во Дворце промышленности. Моне принимает решение предложить вниманию жюри готовую «Мостовую в Шайи», которая не вызывала у него недовольства собой, а в оставшиеся дни быстро — очень быстро! — закончить женскую фигуру в натуральную величину. И действительно, всего за четыре дня он пишет «Даму в зеленом» — полотно размером 2,31 на 1,51 метра, запечатлевшее симпатичную девушку по имени Камилла.
В отношении своей частной жизни Моне всегда проявлял завидную сдержанность. Так, он ни разу не обмолвился о том, при каких обстоятельствах произошла его первая встреча с Камиллой Леонией Донсье, такой же черноглазой, как и он сам…
Девятнадцатилетняя Камилла была прехорошенькой и при этом отличалась оригинальной внешностью. Рядом с ней, тоненькой и стройной, хотя и не очень высокой, Моне, ростом 165 сантиметров, ощущал себя коренастым коротышкой. Милое лицо — прямой тонкий нос, круглый, но достаточно волевой подбородок, черные как смоль волосы, брови и ресницы и особенно ценившаяся в те времена молочно-белая кожа, хорошо очерченный рот, наконец, задумчиво-мечтательный и, пожалуй, чуть печальный взгляд — так выглядела Камилла. Знай она тогда, какая судьба ее ждет, печали в ее глазах только прибавилось бы…
Она родилась в Лионе 15 января 1847 года. Вскоре ее родители переселились из предместья Гийотьер в Батиньоль. Отец Камиллы Шарль Клод Донсье работал скромным служащим. Мать, которая была моложе мужа на 23 года, более или менее открыто принимала помощь от некоего Прителли — бывшего сборщика налогов из Рюэля.
Итак, на Салон отправилась «Камилла» — она же «Дама в зеленом». Жюри благосклонно отнеслось к картине. Узнав об этом, Камилла улыбнулась. Улыбнулся ей в ответ и Моне, пряча свою улыбку в бородку, которую начал отпускать.
Многие художники тогда носили бороду. А вот, например, служащим похоронных бюро вплоть до 1 ноября 1888 года категорически запрещалось иметь на лице растительность — официально считалось, что борода может служить рассадником микробов[14]…
Сезанну, Мане и Ренуару Салон 1866 года обеспечил похороны по первому разряду — жюри, состоявшее из «филистеров», отвергло все представленные ими картины.
Зато Моне ликовал — его «Камилла» имела бешеный успех. Сам Золя написал о ней: «…Вот образец живой и энергичной живописи. Я обходил пустынные и холодные залы, не замечая ни одного нового таланта и уже утомившись, когда увидел вдруг эту молодую женщину в длинном платье, прижавшуюся спиной к стене, словно желающую спрятаться в какую-то щель. Вы не поверите, но до чего же приятно, устав посмеиваться и пожимать плечами, хоть немного отдаться восхищению…»
Карикатурист Андре Жиль, поместивший в «Люн» шаржированный портрет Камиллы, сопроводил его такой вполне благожелательной подписью: «Моне или Мане? Моне! Но появлением этого самого Моне мы обязаны Мане! Браво, Моне! И спасибо, Мане!»
А один любитель живописи отмечал: «Мане тяжело переживает появление конкурента в лице Моне. Как он сам говорит, передав ему часть собственного „ма(г)нетизма“, теперь он не прочь произвести на его счет „деМОНЕтизацию!“»
Правда, кое-кто из критиков высказался в довольно брюзгливом тоне, но Клод и Камилла предпочли не обращать на это внимания. Так, они не стали вчитываться в язвительный комментарий модного тогда писателя Эдмона Абу, автора романа «Человек со сломанным ухом»: «…Платье — еще не картина, как и грамотно построенная фраза — еще не книга. Можно приобрести известную ловкость в изображении смятого шелка, оставаясь при этом полным невеждой в живописи. Да что мне за дело до наряда, если под ним я не угадываю не то что правильно выписанного тела, но даже банального контура фигуры-манекена, если голова не похожа на голову, а руку не назовешь и лапой!»
Зато в Гавре тетушка Лекадр не скрывала радости:
— Я знала, что наш малыш талантлив!
Впрочем, оплатить его долги она отказалась. И ведь она еще ничего не знала о том, что ее племянник вовсю крутит любовь с симпатичной героиней последнего Салона, покорившей публику своим зеленым платьем.
Преследуемый целой сворой парижских кредиторов (чтобы расплатиться по всем счетам, ему требовалось продать много картин, но никто их пока у него покупал), Моне снова переезжает — на сей раз в Севр, и неподалеку от вокзала Вилль-д’Аврэ снимает небольшой дом с садом. У него родился новый замысел — написать четырех женщин в саду. Три из них будут брюнетки, а одна — рыжая. Тремя брюнетками на самом деле стала одна и та же модель, запечатленная в трех разных позах. Это снова была она — Камилла с печальным взглядом.
Специалисты на своем жаргоне иногда называют крупные полотна «большим бутербродом». Действительно, задуманная Моне картина впечатляла своими размерами — больше двух метров в ширину и больше двух с половиной в высоту. Но писать полотно такой высоты очень неудобно. Воспользоваться лестницей? Но, во-первых, надо ее иметь, а во-вторых, разве можно нормально работать, стоя на лестнице? И Моне вырыл посреди грядок траншею, в которую при помощи целой системы блоков опускал натянутый на подрамник холст, после чего спокойно писал верхнюю часть картины.
Однажды его навестил Курбе.
— Ты что, сегодня не пишешь?
— Так солнца ведь нет…
— Ну и что? Перенеси холст в дом! Отделывай пока детали!
— Нет, я уж буду работать только на пленэре.
Несмотря на то, что картина получилась буквально пронизанной живым светом, на Салон, состоявшийся весной 1867 года, ее не приняли. Женщины в севрском саду не пришлись по вкусу жюри. Кроме того, Моне представил на его суд «Порт Онфлера», написанный поверх наскоро соскобленного портрета, который он называл «Белой Камиллой». В кошельке у него по-прежнему гулял ветер, и денег не хватало даже на покупку чистых холстов. Но и «Порту» не повезло. Жюри решило, что и эта картина недостойна того, чтобы висеть во Дворце промышленности. Катастрофа!
А тетушка Лекадр отмеряла свои «субсидии» все более скупой рукой.
Тогда кто-то из знакомых посоветовал Моне выставить «Женщин» в лавке папаши Латуша, что располагалась на углу улиц Лафайет и Лафит, — той самой, где 27 лет назад он появился на свет. Моне последовал совету. Заведение Латуша хоть и не отличалось щедростью к художникам, зато пользовалось хорошей репутацией как среди любителей искусства, так и среди его творцов, которые часто собирались здесь по вечерам, чтобы перекинуться словечком. Кроме того, упомянутый Латуш совсем недавно купил у него небольшой городской пейзаж под названием «Набережная Лувра». Как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок…
Впрочем, прошло совсем немного времени, и Моне забрал свою картину назад. Это случилось после того, как до него дошел слух, что кто-то из коллег по цеху, скорее всего, Коро, но, может быть, Мане или Домье, якобы сказал торговцу:
— Послушайте, Латуш, будет лучше, если вы уберете эту мазню из своей витрины!
…С 1934 года эта «мазня» висит в Лувре.
Об отчаянном положении Моне вскоре стало известно Базилю, который к этому времени окончательно забросил медицину, чтобы целиком посвятить себя живописи, — к счастью, его родители, жившие в Монпелье, проявили гораздо больше понимания и были более щедры к своему сыну, чем Адольф Моне. Отказавшись от совместного использования мастерской, Моне и Базиль не перестали дружить, и теперь Фредерик предложил Клоду купить у него полотно.
— Две тысячи пятьсот франков, идет? Только платить я буду частями, по пятьдесят франков в месяц, хорошо?
Две тысячи пятьсот франков! Бедствовавшим Клоду и Камилле этих денег могло хватить, чтобы в течение трех лет оплачивать квартиру. Нет, они были для них совсем не лишними, тем более что живот Камиллы уже заметно округлился…
Итак, стараниями своего горячо любимого художника, который даже не приходился ей мужем, Камилла готовилась стать матерью. Вероятно, именно по этой причине в Гавр Моне поехал один — здесь он планировал немного поработать, а заодно попытаться вытрясти из родственников хоть сколько-нибудь денег. Отец и тетка о существовании Камиллы даже не подозревали.
Моне писал в Сент-Адрессе, а Камилла… Будущая мама хандрила в одиночестве, оставленная им в крошечной комнатке, едва ли пригодной для нормальной жизни, комнатке, найденной ими на первом этаже дома номер 8 в тупике Сен-Луи в Батиньоле. Ибо дом в Севре пришлось спешно покинуть, спасаясь от судебного пристава…
20 мая 1867 года, накануне своего отъезда на побережье Ла-Манша, Моне пишет Базилю поразительное, на наш взгляд, письмо. Посвятив три десятка строк живописи — а как же иначе! — вспомнив и своих «Женщин в саду», и Мане, и Ренуара, далее он между прочим добавляет: «Вчера виделся с Камиллой. Не знаю, что и делать. Она больна, не встает с постели, и у нее не осталось или почти не осталось денег. Поскольку я уезжаю 2-го или, самое позднее, 3 июня, хочу напомнить вам, что вы обещали к первому числу выслать как минимум пятьдесят франков».
25 июня он шлет, на сей раз уже из Сент-Адресса, своему верному, своему бесценному Базилю еще одно письмо: «Ах, дорогой мой! В каком ужасном я все-таки положении! Она очень мила, добродушна и даже рассудительна, но это-то и огорчает меня больше всего!»
Полноте, да разве в таких выражениях говорят о любимой женщине? В том же самом письме он продолжает: «У меня к вам просьба. Камилла должна родить 25 июля. Я поеду в Париж дней на десять-пятнадцать, и мне понадобятся деньги на разные там вещи. Постарайтесь выслать мне чуть больше, хотя бы сто или сто пятьдесят франков, вы ведь понимаете…»
3 июля он снова берется за перо. «Все эти дни я ждал письма от вас, но так ничего и не пришло. Мне очень неприятно думать, что Камилла сидит там совсем без денег. У нее и в самом деле ничего не осталось. Вы уж простите, старина, что я на вас наседаю, но бедная женщина и правда страшно нуждается. Вышлите мне как можно скорей сколько сможете».
Надо думать, в эти дни Фредерик Базиль, несмотря на всю свою доброту, кусал в досаде пальцы, проклиная день, когда согласился купить «Женщин в саду».
А Моне и не думал оставлять его в покое.
9 июля, и новое письмо. «Не слишком-то любезно с вашей стороны не писать мне ни строчки, потому что я страшно тревожусь за Камиллу, которая сидит буквально без гроша. И у меня ничего нет, чтобы ей послать. Ужасно боюсь, что она не сегодня-завтра родит. Что с ней тогда будет, с бедняжкой?» Что ж, приходится признать, что в этом письме он не только пытается переложить на Фредерика собственную вину, но и демонстрирует по отношению к Камилле поразительную холодность на грани цинизма: «Если вы сейчас не при деньгах, вышлите мне хоть сколько-нибудь, чтоб я мог продемонстрировать свою добрую волю… Сделайте это для меня, друг мой, вы же понимаете, что это тяжелый случай, а мне не хотелось бы самому себе давать повод для упреков… Если бы не эти роды, я был бы счастливейшим человеком».
Следует отметить, что Моне и в самом деле чувствовал себя одиноким. Тетушка Мари Жанна постепенно теряла терпение и чем дальше, тем неохотней делилась с племянником содержимым своего кошелька. Что касается его отца Адольфа, то, узнав о связи сына и положении, в котором находилась его «любовница» (sic!), он высказался так:
— Ты лучше кого бы то ни было должен знать, чего она стоит и чего заслуживает, эта твоя Камилла! — Потом, подумав немного, добавил: — Может, проще всего вообще ее бросить?
Довольно странный совет, не правда ли? Похоже, отец Моне совершенно забыл, что сам на протяжении последних восьми или девяти лет поддерживал тесную связь с Амандой Ватин с улицы Пенсет — своей служанкой, осчастливившей его маленькой Мари, а Клода — сводной сестрой, которой к этому времени уже исполнилось семь лет.
Примерно так же реагировал на настоятельные просьбы друга и Базиль, судя по письму, отправленному ему Моне из Сент-Адресса 16 июля: «Я намерен последовать вашему совету в отношении этого ребенка и Камиллы. Но мне непременно нужно быть в Париже, чтобы лично присутствовать при этом. По виду матери и ее поведению я решу, что делать дальше. Но и вы подумайте обо мне — эти деньги нужны мне настоятельно…»
Предполагалось, что Камилла родит 25 июля. Расчет оказался ошибочным. Лишь 8 августа, в шесть часов вечера, в своей комнатушке в тупике Сен-Луи Камилла произвела на свет «крупного красивого мальчика», которого назвали Жаном Арманом Клодом и зарегистрировали как «законного сына Клода Оскара Моне и Камиллы Леонии Донсье, его супруги».
Итак, Моне не только признал своего ребенка, но и сделал ложное заявление, представив Камиллу в качестве своей жены. Это означает, что рождение ребенка скрепило новыми узами союз этих двух людей. «Несмотря ни на что, я, сам не знаю почему, люблю этого ребенка и страдаю при мысли, что его матери нечего есть…» — написал он Базилю.
Впрочем, чувства не помешали Моне всего четыре дня спустя после родов Камиллы вернуться в Сент-Адресс, где его ждало несколько незаконченных полотен. В этот период он работал невероятно много.
Нетрудно представить, какой одинокой ощущала себя юная мама, оставленная им голодать в жалкой каморке в Батиньоле.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
Художник импрессионист Клод Моне (1840-1926)
. Это цитата
Художник импрессионист Клод Моне (1840-1926) .Камилла Моне на скамейке в саду , 1873 год, Музей искусств Метрополитен , Нью-Йорк
Оскар Клод Моне (1840-1926) является известным французским художником и одиним из основателей движения импрессионизма вместе со своими друзьями - Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль . Моне отклонил традиционный подход к пейзажной живописи и вместо копирования старых мастеров он стал учиться у своих друзей и самой природы. Моне наблюдал вариации цвета и света, вызваннае ежедневными или сезонными изменениями.
Le déjeuner sur l'herbe (правая часть), 1865-1866, с Густавом Курбе , Фредериком Базилем и Камиллой Донсье, первой женой художника, Музеем Орсе , Париж
Клод Моне в своем саду в Живерни.
Клод Моне родился 14 ноября 1840 на пятом этаже дома №45 по улице Лаффит , в девятом округе Парижа. Когда Клоду Моне исполнилось пять лет, он с семьёй переезжает в Гавр (Нормандия). Первого апреля 1851 года, Моне вступил Гавре в среднюю школу искусств. Он получил известность в местном масштабе за карикатуры , которые он продавал по стоимости от десяти до двадцати франков . Моне также брал первые уроки рисования у Жака- Франсуа Ochard , бывшего студента Жак-Луи Давид . На пляжах Нормандии примерно в 1856/1857 он встретился художником Эженом Буденом, который стал его наставником и научил его использовать масляные краски . Буден учил Моне " на пленэре " методам рисования.
Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё,, написанный в 1866 году («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось два сына: Жан (1867 год) и Мишель (17 марта 1878 года).
Камилла («Дама в зеленом»), Клод Моне, 1866, Кунстхалле, Бремен
После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера.
После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».
Впечатление. Восходящее солнце.1872 холст, масло. 48 × 63 см Музей Мармоттан-Моне, Париж
С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантее, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, популярном для воскресных прогулок парижан, где он написал некоторые из наиболее известных его работ. В 1874 году он на короткое время вернулся в Нидерланды.
Камилла в японском кимоно. 1876. Музей изобразительных искусств, Бостон
В 1878 году Моне переехал в деревню Ветей. 5 сентября 1879 года Камилла Моне умерла от туберкулёза в возрасте тридцати двух лет. Моне изобразил её на смертном одре.
Камилла на смертном одре, 1879. Музей Орсе, Париж
В 1883 году купил дом в Живерни. В 1892 году Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде́. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1893 году Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Алиса умерла в 1911 году. Художник пережил и своего старшего сына, Жана, умершего в 1914 году.
Жан Моне на его хобби-лошади , 1872, Музей Метрополитен , Нью-Йорк
В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Но он не оставил занятий рисованием. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрел зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белы
«Водяные лилии», около 1915 г. Новая пинакотека, Мюнхен
Клод Моне скончался от рака лёгких 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище. Художник перед смертью настоял, чтобы прощание с ним было простым, таким образом, всего 50 человек посетили церемонию.
«Женщина с зонтиком (Камилла Моне и сын Жан)» 1875. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Весна 1872, Художественный музей Уолтерса
«Садовая дорожка» 1901. Галерея Бельведер, Вена
«Белые кувшинки» 1899 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
«Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента» 1904 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
«Бульвар Капуцинок в Париже» 1873 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
«Мост, Амстердам» 1874 Музей Шелбёрна, Вермонт
«Охота (Выстрел)» 1876 Музей охоты и природы, Париж
«Тополя» 1891. Частная коллекция
«Стога сена. Эффект снега» 1891 Музей Шелбёрна, Вермонт
«Стога» 1894 Собрание Дж. Розензафта, Нью-Йорк
«Стога сена в Живерни» 1884 Частная коллекция
«Одуванчики» 1900-е ,Частная коллекция, Украина
«Розово-лиловые ирисы» 1910 Частная коллекция
«Фиолетовые Маки» 1866 Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
«Подсолнухи» 1880 Музей Мармоттан-Моне, Париж
Сливовые деревья в цвету в Ветёе 1879 Музей изобразительных искусств, Будапешт
«Камилла и Жан Моне в саду в Аржантёе» 1873 Частная коллекция
«Камилла Моне с ребенком» 1875 Музей изящных искусств, Бостон
«Цветущий сад в Сент-Адрессе» 1866 Музей Фабра, Монпелье
«Ваза с цветами» 1882 Институт искусства Курто, Лондон
«Уголок сада в Монжероне» 1877 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Дама в саду Сент-Адресс» 1867 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Поле маков в Живерни» 1890 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сад 1876 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Белый мак 1883 Частная коллекция
Банка с персиками 1866, Галерея Новых мастеров, Дрезден
«Лодка» 1887 Музей Мармоттан-Моне, Париж
«Церковь в Варанжевиле, пасмурная погода» 1882 Музей искусств Джеймса Спиида, Луисвилл
«Луга в Живерни» 1888 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Парк Монсо» 1878 Частная коллекция
«Анемоны в горшках» 1885 Частная коллекция Париж
«Большая набережная в Гавре» 1872 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878. Музей д’Орсе, Париж
Руанский собор, главный вход, 1894. Музей д’Орсе, Париж
«Автопортрет в своей мастерской» 1884 Музей Мармоттан-Моне, Париж
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B5,_%D0%9A%D0%BB%D0%BE%D0%B4
http://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/...monet-1840-1926-father-of.html
kolybanov.livejournal.com
Моне Клод | Kramskoy
14.11.1840 — 05.12.1926
14 ноября 1840 года родился французский живописец, один из родоначальников импрессионизма Клод Моне. Новое направление получило свое название благодаря картине художника «Впечатление. Восход солнца». Импрессионисты хотели передать в своих работах изменчивость жизни, свежесть первого впечатления. Картины художника — словно случайно выхваченный момент, рельефные мазки передают трепет листвы, солнечные блики или легкий утренний туман.
Отец Клода Моне был бакалейщиком и хотел передать сыну свое дело, однако, рутинная работа у будущего художника интереса не вызвала. В возрасте 14-15 лет Моне увлекся карикатурой, и это занятие вскоре стало его доходом — свои рисунки он стал продавать по 15-20 франков. Знакомство Моне с Эженом Буденом пробудило интерес к живописи. В конце 50-х годов XIX века он переезжает в Париж, чтобы получить образование. В столице Моне знакомится с такими живописцами как Дега, Писсаро, Сезан, Ренуар, Сислей, и эта встреча навсегда изменит мировую историю искусства.
Работая над передачей цвета, Моне избегает смешивания красок на палитре, предпочитая располагать рядом мазки чистого цвета, которые, «смешиваясь» в глазу у зрителя, создают ощущение движения. Это и другие новаторства не поддерживались Салоном, вызывали непонимание публики и неприятие критики, картины импрессионистов не покупались. Долгое время Клод Моне жил в большой нужде.
Любимой моделью художника была его супруга — Камилла Донсье. Она изображена на картинах «Дама в зеленом», «Женщины в саду» и других. Мадам Моне родила двоих сыновей, но вторые роды в 1878 году пошатнули ее здоровье. Камилла скончалась в 1879, Клод Моне написал трогательный посмертный портрет своей супруги.
Картины Моне разбросаны по всему миру. В России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находятся такие известные картины, как «Сирень на солнце» 1873 года и «Завтрак на траве» 1866. Картина «Парламент, эффект тумана» находится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже.
mkram.ru
Моне | Страница 4 из 5
Сорока
07.02.2014
Клод Моне «Сорока», 1868—1869 Музей Орсе, Париж Импрессионизм В конце 60-х годов XIX века Моне овладело желание запечатлеть и передать зрителю чувства и эмоции, пробуждаемые в его душе мимолётными состояниями окружающей природы. Вдохновленный Писсарро, а также Ренуаром и Сислеем, он погрузился в сложную работу над снежным пейзажем. Незадолго до этого на суд публики уже был… Подробнее »
Бульвар Капуцинок
07.12.2013
Клод Моне «Бульвар Капуцинок», 1873 Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзассити, Миссури Импрессионизм Бульвар Капуцинок, также ошибочно Бульвар Капуцинов — бульвар во II округе Парижа, названный так по имени стоявшего здесь женского монастыря капуцинок. В апреле 1874 года Париж впервые встретился с импрессионистами. Тогда семеро малоизвестных художников, чьи картины отвергались официальным художественным Салоном, устроили в центре французской… Подробнее »
Сад в Бордигере, впечатление утра
15.08.2013
Клод «Сад в Бордигере, впечатление утра», 1884 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Женщины в саду
08.03.2013
Клод «Женщины в саду», 1866 Выставленная на Парижском салоне 1866 года, картина Моне «Дама в зелёном» получила широкое признание несмотря на то, что она была написана во вполне традиционном стиле. На картине была изображена 19-летняя Камилла Донсье. В апреле Моне снял дом с садом возле железнодорожной станции Ville d’Avray в парижском предместье Севр и начал… Подробнее »
Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее
04.01.2013
Клод . «Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее» (1875) Камилла, первая жена Моне, изображена с ребенком в саду дома в Аржантее, близ Парижа, где они жили между 1872 и 1877 годами. Сейчас Клод Моне известен прежде всего как пейзажист, но в начале своей творческой карьеры он рисовал преимущественно портреты. Никто другой не… Подробнее »
Тропинка в лесу. Эффект снега
13.12.2012
Клод «Тропинка в лесу. Эффект снега», 1870
Стог сена. Иней, восход солнца
25.10.2012
Клод » Стог сена. Иней, восход солнца»
Дама с зонтиком
10.10.2012
Клод «Дама с зонтиком» Моделью для картины «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево»послужила Сюзанна Гошеде, ставшая приемной дочерью Моне после того, как он в 1892 году женился на ее матери, Алисе. Художник нарисовал картину парную той, на которой Сюзанна повернута направо, а десятью годами ранее он написал похожую картину со своей первой женой Камиллой. Из этих… Подробнее »
Вокзал Сен-Лазар
24.09.2012
Клод «Вокзал Сен-Лазар», 1877 Возвратившись из Лондона, куда Моне вынужден был уехать после трагических событий Франко-прусской войны 1870-1871, он обосновался под Парижем, на берегу Сены. В январе 1877 художник вернулся в небольшую квартиру и студию поблизости от вокзала в Сен-Лазаре. Неожиданным образом темой нескольких картин стал этот индустриальный район. На Четвертой выставке импрессионистов, которая открылась… Подробнее »
Терраса в Сент-Андрессе
22.08.2012
Клод «Терраса в Сент-Андрессе», 1867 Среди импрессионистов Клод Моне, чья картина «Впечатление -восход солнца» и дала название живописному направлению (от французского «impression» — впечатление), был крупнейшим мастером пейзажа. Его излюбленные темы — море и цветы, и на этом полотне, написанном в ранний период творчества, Моне изобразил цветущую террасу на морском берегу. Люди на ней —… Подробнее »
greatartists.ru