15 шедевров галереи искусств музея Пушкина. Картины клода моне в пушкинском музее
Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв. (является частью Пушкинского музея в Москве). Здесь хранится одна из лучших коллекций импрессионизма и постимпрессионизма в мире. С ней может поспорить разве что только музей д’Орсе в Париже и музей Метрополитен в Нью-Йорке.
За такое наследие мы благодарны двум дореволюционным коллекционерам – промышленнику Ивану Морозову и купцу Сергею Щукину. Именно они тратили сотни тысяч франков в год на покупку будущих шедевров.
Вот лишь 7 полотен, мимо которых нельзя пройти мимо.
Другим шрифтом и цветом выделена часть текста: это означает, что указанные особенности картин вы можете наблюдать только вживую.
1. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова.
Картина на самом деле являлась этюдом к другому, парадному портрету Жанны Самари. Он сейчас хранится в Эрмитаже. Однако большинством искусствоведов именно этот “незаконченный” портрет считается одним из главных шедевров Ренуара. Эта картина – квинтэссенция женской чувственности и обаяния.
У картины есть небольшой секрет. Если вы смотрите на неё прямо, то платье актрисы зеленое. Если же вы посмотрите на неё сбоку, то платье становится синим.
Когда портрет показали на выставке в 1873 году, многие современники Ренуара её не поняли: “Её руки словно рыбья чешуя!” Но были и сторонники: “Этот портрет можно есть ложкой!”
Ренуар приукрасил внешность девушки. В жизни Жанна была не так хороша. Зато была смешлива и обладала обаятельнейшей улыбкой. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не пожелали принимать в семью представительницу легкомысленной профессии. На свадьбу никто из них не пришёл.
Жанна умрет в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. А ещё этот портрет. Он провесит в его квартире до самой его смерти.
О картине также читайте в статье “Жанна Самари Ренуара. 7 самых интересных фактов”.
2. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г.
Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова
Ван Гог написал эту картину в провинциальном городке Арле. Сюда он приехал из Парижа в поисках ярких красок. Поиски его увенчались успехом. Самые яркие и известные картины он создаёт именно здесь. И его знаменитые “Подсолнухи”, и “Ночное кафе”. В том числе “Красные виноградники”.
На самом деле виноградники не красные. Зелень лишь временно приобрела красный оттенок под лучами заходящего солнца. Ван Гог никак не мог пройти мимо такого оптического эффекта.
Картина написана в типичной для Ван Гога технике импасто. Краска наложена очень густыми крупными мазками.
Картина еще известна тем, что она была приобретена за приличные деньги – 350 франков. До этого Ван Гогу удалось продать не более 20 своих работ за гораздо более скромные деньги.
Считается, что это было началом его признания. И если бы не роковой выстрел себе в грудь в 1889 году, Ван Гог уже очень скоро стал бы баснословно богат.
О самом первом шедевре мастера читайте в статье “Едоки картофеля”.
3. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г.
Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина
Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времён. В отличие от импрессионистов, которые стремились передать впечатление от сиюминутного.
Клод Моне писал свои картины считанные часы и даже минуты. Как, например, свою знаменитую картину “Впечатление. Восход солнца”.
Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.
Обратите внимания, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Он только издалека кажется белым. Вблизи же вы увидите, что складки написаны зеленой и синей красками.
Композиция картины тоже необычна. Пьеро тычет в спину Арлекина кулаком. Видимо, выслушав очередную колкость от высокомерного Арлекина, чувствительный, но трусливый Пьеро не решился показать кулак в лицо.
Позу Арлекина художник не раз менял. В результате его нога оказалась у самого края холста. Художник даже отогнул его, чтобы ступня уместилась.
4. Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.
Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина.
Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.
Картина “А, ты ревнуешь?” -одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.
На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.
Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.
Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.
Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.
В отличие от Ван Гога, Гоген не любил технику импасто. Писал однослойно. Поэтому сквозь краску легко разглядеть плетение холста.
О художнике читайте также в статье “Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы”.
5. Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва. Из коллекции Сергея Щукина
Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.
Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!
Скорее всего Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.
Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.
Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.
Под действием пара пастель размягчалась, и художник распределял её по холсту кистью. Это придало ей ещё большее сияние.
О других секретах картины читайте в статье “Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”.
6. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г.
Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки, 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина
Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги. Не раздумывая, он купил себе дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.
При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.
Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ – с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.
Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине “Мост в саду Моне”.
Клод Моне. Мост в саду Моне. 1895-1896 гг. Частная коллекция
Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях:
“Бульвар Капуцинок Моне: необычные факты о картине”
“Завтрак на траве Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”
7. Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г.
Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина
На картине мы видим очень небольшую часть оранжереи. На столике стоит банка с золотыми рыбками. Слева виднеется плетёное кресло. Зелень растений делает рыбок ещё более яркими.
Часто о картине Матисса говорят, что она как будто написана ребёнком. Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения цветов и мелких деталей. Чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.
Картина написана после посещения художником Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок. Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.
Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”. Перед ней хочется долго стоять, никуда не спеша. Матисс говорил “Я хочу, чтобы усталый, измученный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение”.
Матисс написал немало натюрмортов с рыбками. Но та, что хранится в Пушкинском, также считается одной из лучших.
Картины Анри Матисса в музее современного искусства в Нью-Йорке. Слева: “Золотые рыбки и скульптура” 1911 г. Справа: “Золотые рыбки и палитра”. 1914 г.
Об ещё одном шедевре мастера, хранящемся в Эрмитаже, читайте в статье «Танец» Матисса. Простое в сложном и сложное в простом».
***
После революции коллекции Щукина и Морозова были национализированы. Дом Щукина превратили в музей. Бывшему хозяину позволили жить в домике привратника. До отъезда из России в 1919 году он водил экскурсии по своему бывшему особняку.
Ивана Морозова тем временем назначили помощником хранителя его же коллекции. Он также покинул Россию в 1919 году и вскоре умер во Франции…
***
Если вы уже искушённый любитель живописи и планируете пойти в Пушкинский НЕ в первый раз, вам может понравиться статья “7 картин Галереи искусства Европы и Америки”.
Картины, которые хранятся в главном здании музея, вы можете изучить в статье “7 шедевров старых мастеров в Пушкинском музее”.
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
15 шедевров галереи искусств музея Пушкина
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. – второе здание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Корпус открылся в 2006 году и в него была перенесена часть экспонатов основной экспозиции. Попробуем сориентироваться в двух веках многообразного западного искусства.
Здание галереи находится на Волхонке, слева от основного корпуса музея (если стоять к нему лицом).
Галерея занимает три этажа. Залы расположены по кругу, осмотр начинается слева от лестницы. Номера залов написаны над входными проемами или рядом с ними.
«Карнавал», Франсиско Гойя
Картина Франсиско Гойи «Карнавал», находящаяся во втором зале, не является широко известной работой художника, однако, в полной мере раскрывает его авторский стиль. Полотно перекликается в том числе и со знаменитыми офортами «Капричос». Гротескные уродцы, принимающие участие в «Карнавале», вкупе с общим мрачным тоном картины угнетают и завораживают.
Читать полностью Свернуть«Дети короля Эдуарда IV», Поль Деларош
Здесь же, во втором зале, находится картина Поля Делароша «Дети короля Эдуарда IV». На полотне изображены главные герои одной из самых таинственных легенд старой Англии – принцы Эдуард V и Ричард Йоркский. В конце XV века английским парламентом был принят указ о признании принцев незаконнорожденными и, соответственно, не имеющими прав на престолонаследие. Действующий король Англии и родной дядя братьев Ричард III заточил 13-летнего Эдуарда и 10-летнего Ричарда в Тауэр, дальнейшая судьба детей неизвестна. Существует множество версий их гибели, но основная – скорое убийство Ричардом III.
Спустя несколько веков в одной из башен Тауэра было обнаружено два детских скелета, однако, экспертиза не сумела установить, принадлежали ли останки принцам.
Читать полностью Свернуть«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега
На втором этаже, в восьмом зале, находится знаменитое полотно Эдгара Дега «Голубые танцовщицы». Художник чрезвычайно любил тему балета, причем именно закулисную его часть. Это становится очевидным и если посмотреть на работы, расположенные по соседству.
Существует мнение, что, вопреки названию, танцовщица на картине изображена одна, на разных этапах подготовки к выходу на сцену. Интересна и композиция: вероятно, в силу увлеченности художника фотографией, холст нарочито напоминает кадр, не сумевший вместить все происходящее.
Читать полностью Свернуть«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне
Одна из самых известных и обсуждаемых картин Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» находится в девятом зале. Любопытно, что это полотно, будучи представленным на первой выставке импрессионистов, более других подверглось нападкам и без того критически настроенной публики. Новое течение не принималось и вызывало исключительно насмешки. На сегодняшний же день картина нередко приводится в качестве одной из самых показательных и образцовых работ, выполненных в направлении импрессионизма.
Кстати, по сути, и своим названием импрессионизм обязан Моне. Кисти художника принадлежит картина «Впечатление. Восход солнца», это название и стало основой для нового течения в живописи – impression, что в переводе с французского означает «впечатление».
Читать полностью Свернуть«Оперный проезд в Париже», Камиль Писсарро
В десятом зале находится картина Камиля Писсарро «Оперный проезд в Париже».
Судьба одного из самых ярких представителей импрессионизма сложилась непросто: в разгар франко-прусской войны художник был вынужден покинуть свою квартиру в пригороде Парижа, оставив в ней все работы. В помещении обосновалась мясная лавка, а о полотна Писсарро в буквальном смысле вытирали ноги, используя их вместо половиков. Из более чем пятисот картин мастера целыми остались считанные десятки.
Но ни загубленные работы, ни бесконечные бедность и голод, ни насмешки над новым направлением в живописи не смогли сломить волю художника. Пейзажи, на которых Писсарро изображал улицы Парижа, со временем получили залуженное признание искусствоведов и любовь публики.
Читать полностью Свернуть«Купание в Сене», Огюст Ренуар
Представителем импрессионизма является и Огюст Ренуар. Одна из его картин – «Купание в Сене» (второе название «Лягушатник») – расположена здесь же, в десятом зале. Художник был признанным мастером сентиментального портрета, но помимо этого излюбленной темой его работ были водоемы, набережные и жизнь, кипевшая на них.
На закате своих дней Ренуар тяжело болел, оказался прикован к постели, но не откладывал карандаша, ведь, по его словам, «боль проходит, а красота остается».
Читать полностью Свернуть«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог
Сложно поверить, но знаменитый постимпрессионист Винсент Ван Гог был не только живописцем. Будущий мастер успел поработать дилером в крупной художественной компании (благодаря чему начал разбираться в искусстве), продавцом в книжном магазине, учителем в интернате и миссионером, и лишь в возрасте 30 лет серьезно занялся живописью. Единственная картина, которая была продана при жизни мастера ‒ «Красные виноградники в Арле», ныне находящаяся в одиннадцатом зале Музея изобразительных искусств им. Пушкина.
Примечательна также работа «Прогулка заключенных», созданная Ван Гогом во время обострения его душевной болезни и добровольного «заключения» в психиатрической лечебнице. Художник вынужден был смотреть на мир сквозь железные прутья оконных решеток, и полотно откровенно передает чувства мастера, фактически лишенного свободы. Недаром центральный персонаж картины наделен чрезвычайным внешним сходством с автором.
Ван Гог прожил всего 37 лет и умер по трагической случайности: совершая променад с материалами для рисования, художник нечаянно выстрелил в себя из револьвера, прихваченного для отпугивания птиц во время работы над картиной.
Читать полностью Свернуть«В комнатах», Поль Сезанн
Работы еще одного представителя постимпрессионизма Поля Сезанна расположены в четырнадцатом зале. Художник создал более 800 полотен, но настоящее признание получил лишь в последние годы жизни, в возрасте 65 лет.
Одна из первых его работ ‒ «В комнатах» (другое название – «Сцена в интерьере»), ныне находящаяся в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, подверглась чудовищной критике.
Одним из самых загадочных полотен Сезанна является «Пьеро и Арлекин» («Mardi Gras», «Масленица»), которое мастер писал около двух лет. В образе Арлекина художнику позировал его сын Поль. Искусствоведы и по сей день пытаются найти объяснение тому, почему Сезанн, чуждый театральному жанру, выбрал именно эту тему, и приписывают картине некий скрытый смысл.
Читать полностью Свернуть«А, ты ревнуешь?», Поль Гоген
Одним из ярчайших представителей постимпрессионизма является Поль Гоген.
С юных лет Гоген интересовался и питал особую любовь к тропическими странам, и с переездом на Таити начался «полинезийский» ‒ наиболее плодотворный период его творчества. И хотя жизнь на острове нельзя назвать безоблачной (во время пребывания на Таити художник даже пытался покончить жизнь самоубийством, отравившись мышьяком), именно там, по мнению самого мастера, были созданы лучшие его работы. Полотна «А, ты ревнуешь?» и «Ее звали Вайраумати» находятся в пятнадцатом зале музея. Сюжеты картин Гоген описал в книге «Ноа Ноа». Так, на первом холсте изображены две сестры, раскинувшиеся в сладострастных позах на берегу после купания и рассуждающие о любви – прошедшей и будущей. На втором полотне – героиня полинезийского мифа Вайраумати, земная жена бога Оро. По легенде, пара стала прародительницей тайного общества свободной любви, существующего на острове.
Читать полностью Свернуть«Полифем», Морис Дени
Одним из видных членов группы художников-символистов «Наби» является Морис Дени. Его полотно «Полифем» расположено в шестнадцатом зале. На картине художник совместил миф и реальность: на втором плане античный Полифем играет мелодию любви нимфе Галатее, а на первом – резвятся современные земные жители. Кстати, позировали мастеру члены его семьи и друзья.
Читать полностью Свернуть«Просушка парусов», Андре Дерен
На третьем этаже, в зале восемнадцать находится картина Андре Дерена «Просушка парусов». Полотно было представлено в рамках серии работ, созданных при тесном сотрудничестве с Анри Матиссом для парижского Осеннего салона 1905 года, и стало прародителем нового течения – фовизма (в переводе с французского – «дикость»). Картины были названы «дикими» за буйство и выразительность красок, динамичность и эмоциональность. Правда, сами художники этот термин по отношению к своим работам никогда не употребляли.
Читать полностью Свернуть«Мастерская художника», Анри Матисс
Движение художников-родоначальников фовизма распалось через три года после объединения. Однако это событие никоим образом не помешало Анри Матиссу и дальше придерживаться принятого курса. Работы мастера находятся в девятнадцатом и двадцатом залах.
Яркими образцами (и в буквальном, и в переносном смысле) стиля Матисса являются картины «Марокканский триптих» и «Мастерская художника» (другое название – «Розовая мастерская») в двадцатом зале. Полотна как нельзя лучше раскрывают суть фовизма. Здесь же есть еще один интересный экспонат – подлинные рабочие палитры художника.
Читать полностью Свернуть«Муза, вдохновляющая поэта», Анри Руссо
Работы одного из самых известных представителей примитивизма Анри Руссо можно увидеть в двадцать первом зале. Картины мастера – это шаржи, фарс. Так, например, на полотне «Муза, вдохновляющая поэта» хрупкая и женственная художница Мари Лорансен предстает в образе дородной матроны, нарочитым жестом руки осеняющая своего мужа-поэта Гийома Аполлинера. Интересно, что в музее им. Пушкина находится дубликат картины: тяжелое материальное положение вынудило художника написать копию (с некоторыми минимальными отличиями) для продажи. Оригинал же хранится в Художественном музее Швейцарии, в Базеле.
«Нападение ягуара на лошадь» – еще одна интересная работа, полная неправдоподобных деталей. Например, сложенные в причудливой позе ноги лошади чрезвычайно напоминают женские.
Читать полностью Свернуть«Девочка на шаре», Пабло Пикассо
Пожалуй, самая известная картина Пабло Пикассо ‒ «Девочка на шаре», расположенная в двадцать втором зале музея. Полотно находится на стыке «голубого» и «розового» периодов творчества художника. Картина полна противопоставлений и контрастов: хрупкая и гибкая девочка и крупный, мусклистый, неподвижный атлет; шар, на котором стоит эквилибристка, и куб, на котором сидит мужчина; веселое цирковое ремесло изображенных на первом плане персонажей и унылый фон барханов.
В XXI веке Пикассо был признан самым дорогим художником – его картины уходили с молотка за рекордные суммы.
Читать полностью Свернуть«Ноктюрн», Марк Шагал
Марк Шагал прожил без малого целый век, занимаясь не только живописью, но и сценографией, графикой, писал стихи. Художника невозможно причислить к представителям какого-либо жанра – он создал свой собственный, неповторимый, узнаваемый стиль. Картина «Ноктюрн» (другое название ‒ «Ночная сцена») находится в двадцать четвертом зале. Полотно относится к циклу работ, созданных Шагалом после безвременной кончины его жены Беллы. На холсте красный конь уносит любимую художника в мир прошлого.
Читать полностью Свернуть Посмотреть все объекты на картеlocalway.ru
Архивы Клод Моне - Дневник живописи
Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 г. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
“Завтрак на траве” в Пушкинском музее – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него. Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль. Когда понятия “импрессионизм” не существовало. Когда до его знаменитых серий картин со стогами сена и лондонским парламентом ещё было далеко.
Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.
Вторая картина хранится в музее д’Орсе в Париже. Правда картина сохранилась не полностью. Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.
Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.
Читать далее →
This entry was posted on 14.09.2016, in Импрессионизм, Клод Моне.Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Если вы любите импрессионизм, по возможности хотя бы раз постойте перед картиной “Бульвар Капуцинок” Клода Моне. Для вас это будет своего рода паломничество. Потому что более импрессионисткой картины трудно представить.
К тому же у картины интересная история создания. Она прошла путь от эпитета “мазня” до всемирного шедевра. Да и сам бульвар Капуцинок – одна из самых легендарных улиц Парижа.
Теперь обо всем по порядку.
Читать далее →
This entry was posted on 30.06.2016, in Импрессионизм, Клод Моне.Пьер-Огюст Ренуар. Моне, рисующий в своем саду в Аржантее. 1873 г. Художественный музей Атенеум Уордсворда, Хартфорд, Коннектикут, США
Клод Моне и Огюст Ренуар дружили. Одно время они много работали бок о бок. Как результат, их картины очень похожи по технике. Особенно это видно по картине Ренуара “Моне, рисующий в саду в Аржантее”.
Дело было в 70-ые года 19 века. В это время Моне снимал с семьёй дом в Аржантее, пригороде Парижа. Это было дешевле. Здесь было гораздо больше вдохновляющих пейзажей для истинного импрессиониста.
Читать далее →
This entry was posted on 08.06.2016, in Импрессионизм, Клод Моне, Огюст Ренуар, Тайны.Клод Моне. Женщина с зонтиком (смотрящая налево). 1886 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Картина Клода Моне “Женщина с зонтиком”, выставленная в музее Д’Орсе в Париже – моя самая любимая. Поэтому я никак не могла не написать о ней. Тем более, что связанная с ней история весьма загадочна.
Конечно, я не могла не задуматься, кого изобразил художник. Сначала пришёл в голову самый очевидный ответ: свою жену Камиллу. Ведь её образ так узнаваем, особенно по зеленому зонтику. Моне не раз изображал её именно с этим аксессуаром.
Читать далее →
This entry was posted on 10.11.2015, in Импрессионизм, Клод Моне, Тайны.Клод Моне. Маки. 1773 г. Музей Д’Орсе, Париж
“Маки”, одну из самых известных работ Клода Моне, я увидела в музее Д’Орсе. Однако тогда не рассмотрела её как следует. У меня, как поклонника импрессионизма, просто разбежались глаза от всех тех шедевров, которые есть в этом музее!
Позже, конечно, я уже рассмотрела “Маки” как следует. И обнаружила, что в музее даже не заметила несколько интересных деталей. Если посмотреть на картину повнимательнее, у вас наверняка возникнет как минимум три вопроса:
- Почему маки таких больших размеров?
- Зачем Моне изобразил две почти одинаковые пары фигур?
- Почему художник не прорисовал небо на картине?
Отвечу на эти вопросы по порядку.
Читать далее →
This entry was posted on 04.11.2015, in Импрессионизм, Клод Моне.Я видела много картин импрессиониста Моне своими глазами как в России, так и в других странах. Однако на его зимние пейзажи обратила внимания лишь недавно. Их не так много: Моне предпочитал рисовать яркие краски лета – маки, воду, парусники, цветущие сады.
Кстати, до Моне художники зимними пейзажами особо не увлекались – то ли потому что снег считался маловыразительным, то ли его в принципе сложно писать.
Однако у Моне получалось писать снег так, что просто не остаётся ни единого шанса остаться к зиме равнодушным.
Читать далее →
This entry was posted on 01.11.2015, in Импрессионизм, Клод Моне.Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 13 ноября 1872 г. 7 часов 35 мин утра. Музей Морматтен-Моне, Париж
Если вы любите импрессионизм, вы обязаны знать картину, благодаря которой это направление в живописи получило свое название. Это картина “Впечатление. Восход солнца”, на которой изображен порт города Гавр (Франция).
Читать далее →
This entry was posted on 25.10.2015, in Импрессионизм, Клод Моне.arts-dnevnik.ru
ГМИИ им. А.С. Пушкина / Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
КУПИТЬ БИЛЕТ | ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН
ВНИМАНИЕ! В связи с проведением ряда международных выставок некоторые экспонаты могут временно отсутствовать в экспозиции.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков является частью Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина. В ее постоянной экспозиции находится произведения Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Поля Гогена, Пабло Пикассо и других представителей различных направлений живописи XIX–XX столетий. Только в немногих крупнейших музеях мира, таких как Музей д’Орсэ, Метрополитен-музей, есть собрания французской живописи этого периода, сопоставимые с коллекцией ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В залах Галереи представлены основные художественные направления живописи, появившиеся на рубеже столетий, – импрессионизм, символизм, фовизм, пуантилизм, кубизм, а также зародившийся после Второй мировой войны неореализм. В экспозицию вошли работы художников русской эмиграции, представителей авангарда, работавших во Франции, – Марка Шагала, Михаила Ларионова, Василия Кандинского. Заметное место отведено произведениям других национальных школ. Произведения французских мастеров, сохраняя свое приоритетное значение, не заслоняют достижения других национальных школ, которым отведено заметное место.
В Галерее также проходят временные выставки, отражающие самые разные явления мирового искусства XIX - XX веков - от африканских масок до европейских плакатов и первых фотографий.
История формирования фондов Галереи связана с именами известных московских меценатов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова. Оба они собрали коллекции, значение и масштаб которых выходили далеко за рамки привычных частных собраний. После революции 1917 года все эти тщательно собиравшиеся произведения искусства были национализированы. В 1928-м под крышей морозовского особняка открылся первый и крупнейший в мире Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), игравший также роль научно-исследовательского центра и объединивший обе коллекции. Работу музея прервала Вторая мировая война, а затем кампания по борьбе с формализмом. В 1948 году он был закрыт и расформирован, а собрание распределено между ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем.
#Пушкинский музей #Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина #ГМИИ им. А.С. Пушкина #Галерея искусства стран Европы и Америки #10 шедевров Галереи #Путеводитель по Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков #Ясумаса Моримура. История автопортрета #Искусство импрессионистов на жестовом языке #видеогид #Импрессионисты Пушкинского #Джорджо Моранди. 1890–1964 #Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена) #КлимтШиле #Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии #Скульпторы и livre d'artiste
izi.travel
Импрессионисты Пушкинского - Архив - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Импрессионисты Пушкинского
ГМИИ им. А.С. Пушкина и социальная сеть Одноклассники представляют совместный проект «Импрессионисты Пушкинского». Он знакомит посетителей с искусством конца XIX – начала XX века на примере 10 картин из собрания Музея. Проект состоит из виртуальной прогулки, текста и аудиогида, записанного известными актерами и музыкантами.
http://ok.ru/artsmuseum
Аудиогид
В записи аудиогида о главных шедеврах импрессионистов и постимпрессионистов в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина приняли участие известные артисты, музыканты, телеведущие – Иван Ургант, Илзе Лиепа, Василий Вакуленко (Баста), Полина Гагарина, Сергей Шнуров, Ксения Собчак, Дмитрий Маликов, Рома Зверь, Ёлка и Кирилл Иванов (группа СБПЧ) озвучили описания работ Винсента ван Гога, Анри Матисса, Поля Гогена, Пьера Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Анри Руссо и Поля Синьяка.
Виртуальная прогулка
Познакомиться с картинами можно также в виртуальной реальности. Посетители могут совершить виртуальный тур по залам Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14) и прослушать аудиогид. Экскурсия доступна также в режиме VR для просмотра в очках или шлеме виртуальной реальности.
Тест на знание истории искусства
После прослушивания аудиогида пользователям социальной сети Одноклассники предлагается проверить свои знания о творчестве ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо и других выдающихся мастеров конца XIX – начала XX века. За успешное прохождение теста участники получат бейджи к фотографии профиля в ОК.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
В Пушкинском музее проходит месяц импрессионистов. Первая выставка художников-новаторов, которых впоследствии стали называть «импрессионистами», состоялась в апреле 1874 года в парижском ателье фотографа Надара. Эмоциональные произведения мастеров этого направления очень скоро завоевали интерес и признание публики. Собрание работ Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса и других великих импрессионистов и постимпрессионистов, представленное в ГМИИ им. А.С. Пушкина, может по праву считаться одной из выдающихся коллекций мира.
Антон Федчин, руководитель проекта Одноклассники:
Одноклассники активно поддерживают образовательные и культурные проекты – это интересно нашей аудитории, позволяет ей узнать что-то новое непосредственно в социальной сети. Виртуальная выставка Пушкинского музея – хороший пример такого проекта. Впервые в России на базе социальной сети будет создана виртуальная выставка мировых шедевров. Люди смогут посмотреть знаменитые картины с экрана своего ноутбука или телефона и узнать их историю, рассказанную известными людьми.
Треки аудиогида «Импрессионисты Пушкинского»:
Иван Ургант – Пабло Пикассо. «Девочка на шаре»Илзе Лиепа – Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы»Василий Вакуленко (Баста) – Клод Моне. «Пруд с кувшинками»Полина Гагарина – Поль Синьяк «Персики и груши»Сергей Шнуров – Винсент ван Гог. «Красные виноградники в Арле»Ксения Собчак – Поль Синьяк. «Сосна Берто. Сен Тропе»Дмитрий Маликов – Поль Гоген «А, ты ревнуешь?»Рома Зверь – Анри Руссо. «Нападение ягуара на лошадь»Ёлка – Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари»Кирилл Иванов – Анри Матисс. «Розовая мастерская»
Команда проекта:
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Марина Лошак – директорВладимир Определёнов – заместитель директора по ИТЕвгения Киселёва – руководитель Отдела маркетинга и связей с общественностьюТамара Великоднева – менеджер диджитал-направления, координатор проектаЕлена Коротких – младший научный сотрудник Отдела искуства стран Европы и Америки XIX–XX веков Альберт Анциферов – специалист мультимедиа Андрей Шикин – дизайнер
Одноклассники
Антон Федчин – руководитель проекта «Одноклассники»,Антон Данилов – куратор специальных проектов,Дмитрий Зильперт – арт-директор, Екатерина Сергеева – креативный продюсер
www.arts-museum.ru
Архивы Импрессионизм - Дневник живописи
Валентин Серов. Девочка с персиками (Портрет Веры Мамонтовой). 1887 г. Третьяковская галерея, Москва
«Девочка с персиками» – не просто визитная карточка Валентина Серова (1865-1911 гг).
Это уникальная работа, которая позволяет понять художника на очень глубинном уровне. В ней так много «зашито» Серовского, что рассказывать об этом можно бесконечно.
Читать далее →
This entry was posted on 20.02.2018, in Импрессионизм, Русские художники 19 века, Серов.Валентин Серов. Портрет К. Коровина. 1891 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Перед нами портрет Константина Алексеевича Коровина. Его написал Валентин Серов. В весьма необычной для себя манере.
Посмотрите на руку художника, ту, что лежит на полосатой подушке. Пара мазков. Да и все остальное, кроме лица, написано в манере самого Коровина.
Так Серов то ли пошутил, то ли, наоборот, выразил восхищение стилем Коровинской живописи.
Константин Коровин (1861-1939 гг.) для многих менее знаком, чем скажем Репин, Саврасов или Шишкин.
А ведь именно этот художник привнёс в русское изобразительное искусство совершенно новую эстетику – эстетику импрессионизма.
Читать далее →
This entry was posted on 23.08.2017, in Импрессионизм, Константин Коровин.“Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его”
Анри Канвейлер
19 век. Франция. В живописи произошло невиданное. Группа молодых художников решила пошатнуть 500-летние традиции. Вместо четкого рисунка, они использовали широкий “небрежный” мазок.
А от привычных образов и вовсе отказывались. Изображая всех подряд. И дам лёгкого поведения, и господ сомнительной репутации.
Публика была не готова к живописи импрессионистов. Их высмеивали, ругали. А самое главное, ничего у них не покупали.
Но сопротивление было сломлено. И часть импрессионистов дожили до своего триумфа. Правда им было уже за 40. Как Клоду Моне или Огюсту Ренуару. Некоторые дождались признания лишь в конце жизни, как Камиль Писсарро. Кто-то до него не дожил, как Альфред Сислей.
Что же революционного совершил каждый из них? Почему публика так долго их не принимала? Вот 7 самых прославленных французских импрессионистов. Которых знает весь мир.
Читать далее →
This entry was posted on 12.05.2017, in Импрессионизм.Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Один из самых узнаваемых портретов в мире. Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.
Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.
Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных импрессионистом Ренуаром?
Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?
Читать далее →
This entry was posted on 10.03.2017, in Импрессионизм, Огюст Ренуар.Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.
Эдуард Мане (1832-1883 гг.) мечтал сделать успешную карьеру живописца. Хотел почестей и признания. Но его планы расходились с его предназначением. Он был человеком с колумбовской кровью. Революционером. Хотя совсем и не планировал им быть.
Лёгкий на подъем. С великолепным чувством юмора. Любитель светской болтовни и флирта с дамами полусвета. Рожденный в респектабельной семье. Он ожидал совсем иной судьбы.
Но он ничего не мог поделать со своими глазами. Они упорно видели по-своему. В результате – шквал критики и море насмешек. Ярлык бунтаря. Которого он боялся, как огня.
Почему же одни считали его выскочкой, рисующим нелепицу? А другие, наоборот, видели в нем великого реформатора? Почему мы до сих пор помним Эдуарда Мане? Его знаменитый “Завтрак на траве”. Его скандальную “Олимпию”. Загадочный “Бар в “Фоли-Бержер”?
Читать далее →
This entry was posted on 02.03.2017, in Импрессионизм, Эдуард Мане.Валентина Диффинэ-Кристи (1918-2010 гг.). Родилась и училась в Москве. Ее стиль называют “духовным импрессионизмом”. Потому что художница не стремилась передать форму предмета или чёткие очертания фигуры. Контуры ее меньше всего интересовали. А вот показать душу человека и даже душу предмета было ей гораздо важнее.
Со своим стилем Диффинэ-Кристи определилась почти сразу. Находясь под влиянием своего мужа Евгения Диффинэ. Француз по происхождению, он следовал многим принципам импрессионистов. Работа с натуры. Широкие мазки. Необычные цветовые решения.
Читать далее →
This entry was posted on 10.01.2017, in Импрессионизм, Современные художники.Горбатов Константин Иванович. Русский импрессионист. Родился в Ставрополе (сейчас – Тольятти) в 1876 году. По натуре странник. Учился и жил в разных городах. В разных странах. Но везде оставался русским пейзажистом.
Русские древние города. Псков. Новгород. Ростов. Россыпь деревянных и каменных домиков. Купола. Волга.
Широкие мазки. Светлые краски. Импрессионизм делает русскую глубинку яркой, радостной, обаятельной.
Читать далее →
This entry was posted on 03.01.2017, in Импрессионизм, Современные художники.Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 г. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
“Завтрак на траве” в Пушкинском музее – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него. Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль. Когда понятия “импрессионизм” не существовало. Когда до его знаменитых серий картин со стогами сена и лондонским парламентом ещё было далеко.
Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.
Вторая картина хранится в музее д’Орсе в Париже. Правда картина сохранилась не полностью. Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.
Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.
Читать далее →
This entry was posted on 14.09.2016, in Импрессионизм, Клод Моне.Эдгар Дега. Танцовщицы занимаются у станка. 1877 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В музее Метрополитен в Нью-Йорке хранится замечательная по своей композиции картина Эдгара Дега. На ней – две танцовщицы. И лейка. Форма лейки схожа с позой одной из девушек. К чему бы это? И причём тут лейка?
На эти вопросы есть ответы. Но самым интересным является история самой картины. Оказывается, она могла бы и не дойти до наших дней. По крайней мере в таком виде.
Читать далее →
This entry was posted on 28.07.2016, in Импрессионизм, Эдгар Дега.Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Анри Лероля. 1895 г. Частная коллекция
Если вы любите французскую живопись 19 века, то наверняка сталкивались с именем Анри Лероля. Ведь он был другом и почитателем многих гениев того времени.
В его доме чуть ли не каждый день бывали Ренуар, Фантен-Латур, Пюви де Шаванн. Он был хорошо знаком и с Эдуардом Мане, и с Эдгаром Дега.
Читать далее →
This entry was posted on 02.07.2016, in Импрессионизм.arts-dnevnik.ru
Пушкинский музей. Часть 1. - И на камнях растут деревья
Московский Музей имени Пушкина я впервые посетил в студенческие годы в конце 70-х. Тогда я с интересом открывал для себя, что помимо творений передвижников и мастеров соцреализма существует и другая живопись. В те годы вся русская и советская живопись кроме скуки, никаких других чувств во мне не вызвала. Такое стойкое отношение было выработано в школе, где на уроках нас заставляли рассказывать, а еще хуже описывать в сочинении, что мы видим на выставленной репродукции какой-нибудь картины.Для этих "школьных пыток" подбирались произведения обязательно с социальным звучанием, например, "Тройка" Перова, "Бурлаки на Волге" Репина или "Допрос коммунистов" Иогансона. При этом можно было совсем не касаться художественной ценности картины, гораздо важнее описать, как трудно жилось простому рабочему люду до революции, или отметить героизм коммунистов и злобную сущность белогвардейщины.
Сейчас я, конечно, понимаю, что и у передвижников есть шедевры, а некоторые из них, например Левитан, Серов в своей живописи приблизились к импрессионизму, но осадок, как говориться остался. Именно по этой причине я до сих пор не люблю Третьяковскую галерею, единственное, что мне там нравиться это Карл Брюллов.
Тем с больший интересом в юности я пытался понять другие направления в живописи. Пушкинский музей был тогда, да и сейчас наверное остается, единственным местом в Москве, где можно увидеть воочию импрессионистов, Пикассо и очень немного картин, буквально один зал, более поздних направлений, а также несколько эротичных скульптур Родена и Майоля. Я часто бывал там и шел сразу на третий этаж главного здания, где все это тогда располагалось. До сих пор хорошо помню в каком месте месте висела та и иная картина.
Тогда же в студенческие годы мне посчастливилось прослушать курс лекций об импрессионистах общества "Знание". Лекторы рассказывали о художниках этого направления, их приемах, подробно с использованием слайдов разбирали некоторые их картины. Этих лекции помогли глубже понять живопись импрессионистов и Эдуарда Мане от Клода Моне я стал отличать с легкостью :)
Позже я посмотрел импрессионистов в Эрмитаже, увидел большое собрание этих художников в музее Орсе в Париже, побывал на выставках их картин в венской Альбертине, но Пушкинский музей был остается для меня самым близким и родным. Сейчас живопись 19-20 веков выставлена в отдельном здании музея. Как и прежде, я регулярно, хотя бы раз в 1-2 года, бываю там.
Последний раз был в ноябре прошлого года и с удивлением узнал, что в музее можно фотографировать. Вспышку использовать нельзя, освещение в залах музея не везде достаточно для нормальной съемки. Выкладываю здесь только, что получилось с приемлемой резкостью.
Начну с импрессионистов.
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919).
Купание на Сене (1869).
Беседка в Мулен де ла Галлет (1876)
Портрет актрисы Жоан Самари (1877)
Две девушки в черном (1881)
Обнаженная (1876)
Альфред Сислей (1839-1899)
Мороз в Лувесъенне (1873)
Клод Моне (1840-1926)
Бульвар Капуцинок в Париже (1873)
Руанский собор вечером (1894)
Руанский собор в полдень (1894)
Чайки. Река Темза в Лондоне (1904)
Скалы в Бель-Иль.
Белые кувшинки (1899)
Сирень на солнце (1873)
Эдуард Мане (1832-1883)
В баре (1879)
Эдгар Дега (1834-1917)
Голубые танцовщицы (1898)
Танцовщица у фотографа (1874-1877)
Пьер Каррье Беллез (1851-1933)
Танцовщица (1890)
Поль Гоген (1848-1903)
Королева. Жена Короля (1893)
Таитяне в комнате (1896)
Матамое (1892)
Поль Сезанн (1830-1906)
Натюрморт с персиками и грушами (1890)
Винсент Ван Гог (1853-1890)Красные виноградники в Арле (1888)
Пейзаж в Овере после дождя (1890)
На лекции о Ван Гоге на примере этой картине нам объясняли мастерские приемы художника. Буквально несколькими мазками кисти, он показал отражение повозки в луже на дороге, и сразу становится понятно, что пейзаж написан после дождя. Еще это любимая картина герой Юрия Никулина Мячикова в фильме "Старики разбойники". :)
Морской пейзаж в Сент-Мери (1888)
Продолжение
reshell.livejournal.com