Иван Шишкин. Шишкин иван картины
Иван Шишкин – биография, фото, личная жизнь, картины, смерть
Иван Шишкин: биография
Иван Шишкин «живет» почти в каждом российском доме или квартире. Особенно в советское время хозяева любили украшать стены репродукциями картин художника, вырванными из журналов. Мало того, с творчеством живописца россияне знакомятся с раннего детства – мишки в сосновом лесу украсили обертку шоколадных конфет. Еще при жизни талантливого мастера величали «лесным богатырем» и «царем леса» в знак уважения за умение воспевать красоты природы.
Детство и юность
Будущий живописец родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло главы населенного пункта. По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Будучи человеком разносторонним и прагматичным, Иван Васильевич пытался заинтересовать сына Ваню естественными науками, механикой, археологией, а когда мальчик подрос, отправил его в Первую казанскую гимназию в надежде, что отпрыск получит блестящее образование. Однако юного Ивана Шишкина с детства больше привлекало искусство. Поэтому в учебном заведении быстро наскучило, и он бросил его, заявив, что превращаться в чиновника не желает.
Портрет Ивана ШишкинаВозвращение домой сына расстраивало родителей, тем более отпрыск, как только покинул стены гимназии, принялся самозабвенно рисовать. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток совершенно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись.
Живопись
До поры до времени Иван «баловался» кистью. Но однажды в Елабугу нагрянули художники, которых выписали из столицы для росписи церковного иконостаса, и Шишкин впервые серьезно задумался о творческой профессии. Узнав у москвичей о существовании училища живописи и ваяния, юноша загорелся мечтой непременно стать студентом этого чудесного учебного заведения.
Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»Отец с трудом, но все же согласился отпустить сына в дальние края – при условии, что отпрыск не бросит и там учебу, а желательно превратится во второго Карла Брюллова. Биография великого Шишкина показала – слово перед родителем сдержал безупречно.
В 1852 году Московское училище живописи и ваяния приняло в свои ряды Ивана Шишкина, который попал под опеку художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. А начинающего живописца влекли пейзажи, в рисовании которых он самоотверженно и упражнялся. Вскоре о ярком таланте новой звездочки в изобразительном искусстве узнала вся школа: учителя и сокурсники отмечали уникальный дар рисовать обычное поле или реку очень реалистично.
Диплома училища Шишкину оказалось мало, и молодой человек в 1856 году поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств, в которой тоже покорил сердца преподавателей. Иван Иванович прилежно учился и удивлял выдающимися способностями в живописи.
В первый же год художник отправился на летнюю практику на остров Валаам, за виды которого в дальнейшем получил от академии большую золотую медаль. За время учебы копилка живописца пополнилась двумя малыми серебряными и малой золотой медалями за картины с питерскими пейзажами.
После окончания академии Иван Иванович получил возможность усовершенствовать мастерство за границей. Талантливому выпускнику академия назначила специальную пенсию, и Шишкин, не обремененный заботами зарабатывать на кусок хлеба, отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву и Дюссельдорф.
Здесь художник пробовал силы в гравировке «царской водкой», много писал пером, из-под которого вышла судьбоносная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Светлая, воздушная работа отправилась на родину – за нее Шишкин получил звание академика.
Картина Ивана Шишкина «Рожь»Шесть лет знакомился с природой чужой страны, но тоска по родине взяла верх, Иван Шишкин вернулся на родину. В первые годы художник неустанно колесил по просторам России в поисках интересных мест, необычной натуры. Когда появлялся в Санкт-Петербурге, устраивал выставки, участвовал в делах артели художников. Живописец водил дружбу с Константином Савицким, Архипом Куинжди и Иваном Крамским.
В 70-х годах занятий прибавилось. Иван Иванович основал вместе с коллегами Товарищество передвижных художественных выставок, параллельно примкнув к объединению аквафортистов. Ждало мужчину и новое звание – за картину «Лесная глушь» Академия возвела его в ряд профессоров.
Картина Ивана Шишкина «Берёзовый лес»Во второй половине 1870-х годов Иван Шишкин чуть не лишился места, которое удалось занять в художественных кругах. Переживая личную трагедию (смерть жены), мужчина запил и растерял друзей и близких. С трудом взял себя в руки, с головой погрузившись в работу. В то время из-под пера мастера вышли шедевры «Рожь», «Первый снег», «Сосновый бор». Собственное состояние Иван Иванович описывал так: «Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда».
Незадолго до смерти Ивана Шишкина пригласили преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Конец XIX века ознаменовался упадком старой школы художников, молодежь предпочитала придерживаться иных эстетических принципов, однако
Иван Иванович любил общаться с молодыми авторами и даже старался в свое творчество вносить новые мотивы. Во время преподавательства живописец считал выдающимся художником Валентина Серова.
Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Прежде чем приступить к работе, ощупывал мох, мелкие листья, траву.
Постепенно формировался его особенный стиль, в котором проглядывались эксперименты с сочетаниями различных кистей, мазков, попытки передать неуловимые цвета и оттенки. Современники называли Ивана Шишкина поэтом природы, умеющим увидеть характер каждого уголка.
Иван Шишкин в последние годыГеография творчества живописца широка: Иван Иванович вдохновлялся пейзажами Троице-Сергиевой Лавры, лесом на Лосином острове, просторами Сокольников и Сестрорецка. Художник рисовал в Беловежской пуще и, конечно, в родной Елабуге, куда приезжал в гости.
Любопытно, что Шишкин не всегда работал в одиночку. Например, писать картину «Утро в сосновом лесу» помогал анималист и товарищ Константин Савицкий – из-под пера этого художника на полотне ожили медвежата. Картина имеет две авторские подписи.
Личная жизнь
Личная жизнь гениального живописца сложилась трагично. Иван Шишкин впервые пошел под венец поздно – лишь в 36 лет. В 1868 году обвенчался по большой любви с сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.
Евгения Александровна родила двух сыновей и дочь, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал в доме гостей. Но в 1874 году супруга скончалась, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын.
С трудом оправившись от горя, Шишкин женился на собственной ученице, художнице Ольге Ладоге. Через год после свадьбы женщина умерла, оставив Ивана Ивановича с дочкой на руках.
Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах – так прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу близких.
Смерть
Иван Иванович покинул этот мир, как и полагается мастерам, за работой над очередным шедевром. В солнечный весенний день 1898 года художник с утра засел за мольберт. В мастерской, помимо него, работал помощник, который и рассказал подробности смерти учителя.
Могила Ивана ШишкинаШишкин изобразил нечто вроде зевка, затем его голова просто опустилась на грудь. Врач поставил диагноз – разрыв сердца. Незаконченной осталась картина «Лесное царство», а последней завершенной работой живописца является «Корабельная роща», сегодня радующая посетителей «Русского музея».
Ивана Шишкина сначала похоронили на Смоленском православном кладбище (Санкт-Петербург), а в середине 20 века прах художника перевезли в Александро-Невскую лавру.
Картины
- 1870 - «Сторожка в лесу»
- 1871 - «Берёзовый лес»
- 1878 - «Берёзовая роща»
- 1878 - «Рожь»
- 1882 - «На опушке соснового леса»
- 1882 - «Опушка леса»
- 1882 - «Вечер»
- 1883 - «Ручей в берёзовом лесу»
- 1884 - «Лесные дали»
- 1884 - «Сосна на песке»
- 1884 - «Полесье»
- 1885 - «Туманное утро»
- 1887 - «Дубовая роща»
- 1889 - «Утро в сосновом лесу»
- 1891 - «Дождь в дубовом лесу»
- 1891 - «На севере диком…»
- 1891 - «После шторма в Мери-Хови»
- 1895 - «Лес»
- 1898 - «Корабельная роща»
Фото
24smi.org
картины, биография и личная жизнь художника.
«Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.
«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»
Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.
Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.
Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.
Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния — и тогда Иван Иванович твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов.
«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Иван Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858-1860. Государственный Русский музей
Иван Шишкин. Сосна на Валааме. 1858. Пермская государственная художественная галерея
Иван Шишкин. Пейзаж с охотником. Валаам. 1867. Государственный Русский музей
В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.
После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее — Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.
В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева — Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.
«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор... Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа».
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Иван Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Первый снег. 1875. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина
Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.
«Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда»
В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период — у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал, что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.
«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды».
Иван Шишкин. Дубы. Вечер. 1887. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Сосны, освещенные солнцем. 1886. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея
В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина, несмотря на то, что он исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь вдохновлялась его мастерством, а сам он в тот период «первым и лучшим» художником называл Валентина Серова.
В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Напевая, ищем приметы весны на картинах русских художников.
И в дождь, и в зной. 4 мая 1715 года в Париже был изобретен складной зонтик.
Отдыхаем, глядя на картины русских художников.
10 фактов из истории художников-передвижников.
www-test.culture.ru
Иван Шишкин | Artifex.ru
«1832 года, числа 13 января, в среду, родился сын. Назвали Иваном», — записал в своем дневнике Иван Васильевич Шишкин в день появления на свет будущего известного художника.
Родился Иван Иванович Шишкин в Елабуге в простой купеческой семье. Отец пустил все нажитое имущество на археологические исследования и настаивал на том, чтобы сын продолжил это дело. Но Иван Иванович от такой карьеры посмел отказаться, пояснив это своим нежеланием, а его мама, Дарья Романовна, часто говорила, что ее сын несколько «идиотичен» в делах коммерции.
Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, поэтому родители называли юношу «мазилкой». Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. И только отец видел в двадцатилетнем Ване талант и отправил сына в Московское училище живописи и ваяния.
Уже в 1856 году Шишкин начал занятия в петербургской Академии художеств, где окончательно понял, что его настоящее призвание – пейзаж:
«Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы…»
Шишкин часто выбирался на прогулки по Санкт-Петербургу и писал этюды с натуры, которые были отмечены многочисленными наградами. В 1858 году художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме», а через два года он был удостоен большой золотой медали и пятилетнего пенсиона для путешествия по Европе.
Иван побывал в Германии и Швейцарии, где посетил мастерскую пейзажиста Коллера, но наибольшее впечатление на Шишкина произвели картины Александра Калама.
Молодой мастер к тому времени стал довольно известной персоной:
«Где и куда ни пойдёшь, везде спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?»
Художника окружали не только поклонники, но и верные друзья, с которыми он был не прочь пропустить по бокалу крепкого напитка. Даже при полной нехватке денег Иван не отказывал себе в этом удовольствии, а за алкоголь расплачивался собственными картинами. Молодой человек порой не мог выговорить и слова, но карандашом все равно выводил на бумаге четкие силуэты. При этом художник уверял, что мастерство не пропьешь.
Его походы в кабак частенько заканчивались драками. Однажды в Мюнхене Шишкин пировал с приятелями и услышал, как за соседним столом два немца отпускают шутки по поводу России. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. Орудовал Шишкин железным прутом, который потом был представлен на суде в качестве доказательства вины художника. До сих пор никто не знает, чем пригрозил Иван покалеченным немцам и грозил ли вообще, но они признали свою неправоту, а русский патриот был оправдан. Друзья вынесли его из зала суда на руках и отправились праздновать победу в ближайшую пивную.
Веселье весельем, но художник никогда не забывал о профессиональной деятельности. В Женеве Шишкин ознакомился с работами Калама и Диде, а в Дюссельдорфе написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», которую отправил в Санкт-Петербург и получил за нее звание академика.
В 1866 году Иван Иванович заскучал по родине и принял решение вернуться в Россию раньше срока. Он путешествовал по стране, а написанные картины презентовал в академии и на выставках передвижников.
Вскоре Шишкин стал покровителем молодого мастера Федора Васильева, который познакомил учителя со своей старшей сестрой. Евгения Васильева была хорошей и красивой женщиной, которая сразу очаровала Ивана Ивановича, и он вскоре отправился в Елабугу за благословением к отцу. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Именно эта работа закрепила за ним звание лучшего русского пейзажиста, потому что никто не мог повторить столь тонкую композиционную организацию.
Художником восхищались в России и в Европе, а он был глубоко несчастен: у жены были серьезные проблемы со здоровьем, а рожденные сыновья умерли в младенчестве. Это ухудшило состояние Евгении, и она скончалась от чахотки в возрасте 27 лет. Отвлечься от горя Шишкину помогали только маленькая дочь Лидочка и любовь к искусству.
Художник написал картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» и «Лесная глушь», за которую получил звание профессора. Через пять лет после этого Иван Шишкин закончил работу над полотном «Рожь», впервые презентованным на передвижной выставке. Мастеру удалось передать красоту российской природы, ее простор и раздолье.
В творчестве Ивана Шишкина наблюдался стремительный подъем, и немалую роль в этом сыграла его новая муза. Молодая художница Ольга Ладога помогла мастеру снова ощутить вкус жизни. Влюбленные поженились и поселились в большой усадьбе, в которой ни на секунду не умолкали разговоры гостей и не закрывались двери. Супруга успела подарить художнику дочь Ксению, а через полтора месяца навсегда покинула Шишкина. Заботу о нем и двух малышках взяла на себя сестра Ольги, Виктория Ладога.
Иван Шишкин не смог обрести семейного счастья. Его утешением вновь стало искусство. Он писал пейзажи начал работать в технике офорта, что значительно повысило интерес к этому виду искусства. Позднее художник создал свою самую знаменитую картину. Не каждый знает, что «Утро в сосновом лесу» Шишкин писал не один. Фигуры медвежат принадлежат кисти анималиста Константина Савицкого, друга художника. Но память о нем была буквально смыта с полотна по просьбе коллекционера Павла Третьякова, по заказу которого писалась картина:
«Я покупал только картину Шишкина – Савицкого не покупал!»
Еще при жизни Ивана Шишкина прозвали «певцом русского леса» и удивлялись его любви к природе. Племянница художника вспоминала, как ее дядя тщательно готовил место для рисования, превращая лес в настоящую мастерскую:
«Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки, чтобы ничего не мешало видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, делал простой мольберт и располагался как дома»
В последние годы художник работал в Шмецком лесу, где сделал себе удобные кресла из пней, сучков и мха.
Шишкин все чаще отказывался от развлечений с друзьями, предпочитая проводить время за работой. Он довел свое мастерство до совершенства, и закончил жизнь так, как подобает настоящему творцу. В последний день жизни Иван Шишкин пришел в свою мастерскую, где работал над очередной картиной. Делая штрих, художник зевнул, его голова спокойно опустилась на грудь, а рука с углем упала на колени. Мастер больше не проронил ни слова и тихо ушел в вечность, оставив после себя бессмертное наследие.
artifex.ru