Сочинение по картине Шишкина Рожь 4 класс. Рожь шишкин картина


Сочинение по картине Шишкина Рожь 4 класс описание

Рожь

Шишкин Иван Иванович, знаменитый русский художник, который работал в новом виде живописи, это «пейзаж настроения». Данный вид живописи смогли осилить не многие художники того времени. Именно Шишкин обладал феноменальным талантом и мог передавать настроения через холст. Одним из таких примеров, есть картина «Рожь». Картина была написана Иваном Ивановичем в середине лета 1878 года.

В данном полотне изображено самое драгоценное богатство русской земли – это рожь. Благодаря ей, у людей был на столе пахучий, пышный хлеб. Именно он давал людям силу и энергию для дальнейшей работы.

На картине изображена спокойная природа. На первом плане мы видим огромное поле золотистой ржи. Зерно в колосьях уже созрело и от своей тяжести преклоняются к земле. По всему полю разбросаны, как синие бусы, цветки необычайно красивых васильков.  Они как звездочки на небе сверкают в поле.

В средине самого поля идет извилистая проселочная дорога. Она извивается как уж, и уходит глубоко в поле, к горизонту. По этой дороге ездят не часто, так как дорога на половину покрыта темно-зеленой травой, местами виднеются белоснежные полевые ромашки.

По самому полю, стоят высокие ели. Они как-будто стражи этого поля. Шишкин очень часто изображал в своих картинах сосны и ели. Он считал их особым оберегом и символом русской земли.

По правую сторону стоит самая высокая и пышная ель. Она как стража, не дает пройти никому. Все должны обратить на нее внимания. Есть такие деревья, у которых половина ствола голая. Возможно, северные ветра погубили своим холодом дерево. Так ели уходят глубоко за горизонт.

В небе виднеются мимо пролетающие птицы. Небо особенно захватывает своего зрителя. Оно небесно-голубого цвета. Но ближе к горизонту виднеются тучки, они темнее. Такие тучи сулят, что скоро пойдет летний дождь. Возможно, он будет с грозой.

От самой картины веет спокойствием и умиротворением. Хочется стоять часами и вглядываться вдаль. Все глубже и глубже продумывать каждую деталь. Можно только представить, что именно ты стоишь посреди данного поля, вдыхаешь этот чистый воздух глубоко – глубоко, а потом изо всех сил закричать. В этот момент можно ощутить полную свободу. Именно это ощущение Шишкин и хотел передать данной картиной своему зрителю.

Вариант 2

Шишкин – один из русских художников, любивший изображать на своих картинах красоту пейзажей нашей России. Его картины завораживают естественностью, правдивостью и легкостью. Каждую из них хочется рассматривать долго и внимательно. Природа русской земли поистине неповторима, щедра, красива и богата. Именно этот художник подарил нам множество шедевров, на которых изображены прекрасные пейзажи.

На знаменитой картине «Рожь» мы видим множество колосков золотистого цвета. Теплые оттенки краски передают всю щедрость и дары матушки земли. Между колосьями ржи пробегает тропинка, уходящая вдаль и манящая за собой. По ней очень хочется прогуляться, вдыхая аромат чистого воздуха и душистого поля. По склонившимся колоскам можно определить, что рожь уже созрела и наполнилась зернышками.

На фоне луговых трав темно-зеленого цвета рожь выглядит как лучики солнца золотого цвета. По центру картины мы видим могущественную сосну. По тяжелым и густым веткам видно, что дерево уже взрослое и высокое. Нижние ветки соприкасаются с полем и колосками, из-за чего мы видим яркий контраст цветовой гаммы. Вдали посередине поля виднеются еще несколько молодых сосенок, тонких и высоких. А на самом заднем плане можно разглядеть полосу леса. Облака немного сгустились, что говорит нам о вечернем времени суток.

Художник очень точно и четко передал пейзаж, золотое поле ржи, силу и мощь хвойных деревьев. Картина настолько выглядит натурально, что имеет большую схожесть с фотографией.

Гениальный художник Шишкин завоевал сердца не только русских людей. Его картины очень любят и иностранные ценители прекрасного искусства. А во многих квартирах и домах пейзажи Шишкина украшают центральные стены, создавая атмосферу уюта и радостное настроение. В школах, детских садиках и офисах тоже очень часто можно увидеть знаменитые картины с русскими просторами, ведь Шишкин – один из любимых художников во всем мире.

Описание картины Рожь Шишкина 2

Глядя на эту картину, вспоминаются слова песни: «Поле, русское поле». Вот оно это поле. Таких полей в нашей огромной России считать - не пересчитать. Созрела рожь.

Огромное желтого цвета поле простирается до самого горизонта. Оно кажется золотым, безбрежное, как море. Отдельными островками стоят в нём вековые сосны. Они стоят до самого горизонта. Когда распахивали землю, не стали их выкорчёвывать.

Сосны стоят, как стражи-великаны и наблюдают за порядком. Они такие высокие, что кажется, подпирают небо. Оно уже не ярко-голубое, а какое-то выгоревшее от жаркого летнего солнца.

Дерево, которое изображено на переднем плане картины справа с одной стороны совершенно голое. Это наверно северная сторона. А с других сторон его могучие лапы свисают прямо до земли и, образуют небольшой островок тени.

На левой стороне картины также изображены растущие сосны. Некоторые из них имеют пышную крону. Одно «одето» только до половины. И одно дерево стоит совершенно голое, без веток и листьев, потеряло свой наряд во время грозы. И как-то диссонирует с остальным великолепным пейзажем.

По полю петляет грунтовая дорога. Видна наезженная колея от проезжавших по ней автомобилей. Кажется, что в воздухе пахнет пылью. Сейчас она пустынна. Видно, не дошла ещё очередь до этого поля. Но скоро, совсем скоро придут сюда люди, заурчат комбайны и машины, и начнётся горячая страда - битва за урожай. Убрать его надо быстро и без потерь. Поэтому, и битва.

Кое-где видна зелёная трава. Среди этого золота мелькают голубые и белые пятнышки. Это цветут васильки и ромашки.

Рожь созрела, это видно по наклонившимся колоскам. Надо срочно убирать её, пока она не начала осыпаться и не начались дожди. А тучки-то уже собираются на горизонте. Об этом и сообщают летающие низко птицы. Но пока на поле не видно ни одного комбайна.

Картина написана так реалистично, что можно даже предположить, какой изображён регион. Явно климат резко-континентальный - холодная, суровая, ветреная зима (деревья с одной стороны потеряли ветки от морозных ветров) и жаркое знойное лето.

Картина написана в спокойной, величественной манере. Тщательно прописана каждая деталь, каждый колосок, каждый цветочек и травинка. От неё веет теплом летнего дня, запахом будущего хлеба. Так и хочется лечь на спину в созревшую рожь, задрать голову к небу, ощутить на губах молочную спелость зёрен, послушать, о чём стрекочут кузнечики, и трещат в воздухе птицы.

Только влюблённый в Россию, русскую природу человек, мог рисовать такие жизнеутверждающие картины. Россияне соберут богатый урожай и будут с хлебом. Будет народ сытый, да ещё и за границу продадут. А будет хлеб, будет и песня.

Вариант 4

Работа, впервые обнародованная во время передвижной выставки, в этот же момент надёжно установилась среди публики и неповторимых изображений русской природы. В наше время крайне трудно найти подобную по известности картину, относящуюся к пейзажу России.

Шишкин заключил в представленной работе основные тона русского изобразительного искусства, которые всегда используются в написании икон: голубой и золотисто жёлтый. В чём и состоялся простой секрет успеха. Цвета православных мощей сопоставляют картину с миром, божественным и вечным. Такое символическое сочетание объединяет природу России с божественным.

Густо растущая по краям поля зелень завершает палитру работы так же, как и верхушки сосен в дальней части картины. Символическое значение деревьев придаёт смыслу картины оживлённость, силу духа и стремление. Деревья на картине воплощены богатырями из сказаний, сторожащими поле.

Противопоставлением стоит погибшее, чахлое дерево. Через это дерево автор передал личную трагедию, известную тем, кто знаком с его биографией, так как до написания картины художник простился с дорогим и родными ему людьми. Его покинули двое детей, жена и отец. Драматургия, эмоциональная линия и символ автора в этой картине приближает зрителя к работе. Отображённое на холсте наполнено атмосферой лета с его зноем и жаждой влаги. Просёлочная дорога аккуратно делит поле на неравные половины, внося в картину энергию, а люди придают пейзажу неповторимы интерес. 

Два небольших, казалось бы, человека представляют всю величину и пространность природы России в сопоставлении с собой. Едва выглядывающие на горизонте облака, полные величия и влаги, несут в себе прохладу и свет. Всё, что изображено на картине, от ржаного поля и травы до каждого колоса, готово впитать дождевую воду. Атмосфера работы помогает зрителю услышать симфонию летнего поля: жужжание и шелест, стрекотание и возгласы ласточек.

2, 4, 6, 8 класс

Описание настроения картины Рожь

Чувства картины Рожь

Популярные сегодня темы

  • Венецианов

    Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) – русский художник, основатель собственной школы живописи. Начинал свой творческий путь с написания портретов. Первой картиной, созданной художником, считается портрет его матери

  • Сочинение по картине Мальчишки Решетникова 5 класс

    Федор Павлович Решетников особую часть своего творчества посвящал детской поре. Ведь это пора, характеризуется безмятежностью, жизнерадостностью и любознательностью

  • Маковский Константин

    С самого рождения Константина Егоровича Маковского окружала атмосфера творчества деятелей русского изобразительного искусства. Отец его, Егор Иванович, нередко принимал в гостях множество широко известных живописцев

  • Сочинение по картине Григорьева Вратарь от лица болельщика зрителя 7 класс

    Вы знаете, как я люблю футбол? Это моя жизнь. Утром, как только встанет солнце, я несусь на наше импровизированное поле сломя голову. Наше поле, это небольшая площадка, которую мы соорудили сами.

  • Сочинение по картине Сурикова Степан Разин 6 класс

    Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода

sochinimka.ru

Описание картины Ивана Шишкина «Рожь»

Описание картины Ивана Шишкина «Рожь»

Вдоль уходящей куда-то за горизонт дорожной колей золотится рожь, свои полным колосом припадая к земле. Будто стелется под колеса проезжающему мимо транспорту, прося о том, что пора уже и убрать ее. Бескрайнее поле ржи, высоченные деревья, огромное голубое небо, тихая погода, пролетающие мимо насекомые.

Немного жарко, но не настолько, чтобы портилось впечатление от окружающей красоты. Картина будто приглашает окунуться в эти бескрайние просторы полей и мягкого зерна.

Дорожная колея сопровождается мягкой, шелковистой травой, манящей прилечь и отдохнуть в разгар пекущего солнца. В картине снова появляются могучие сосны, как признак величия родины.

Художник достаточно удачно соединил воедино не соединяемые вещи: поле ржи, пересекаемое дорожной колеей, прорастающая среди затоптанной земли ярко-зеленая трава, высоченные сосны, которые в принципе на этом мирном пейзаже лета лишь создают впечатление незаконченности произведения. Ведь так хочется понять: куда все время они стремятся и каким волшебным образом попали сюда?

Эта картина известна многим даже не совсем как произведение Шишкина, а как обычная картинка, изображаемая на календарях, обложках журналов. И не странно совсем, почему именно такие работы, в таком стиле ценятся больше. Ведь они несут в себе силу и величие земли русской, щедрость и богатство родины, прелесть и пышность урожайных полей, ведь все эти прелести создают руки человеческие, настоящих патриотов и тружеников.

Шишкин преподнес нам пейзаж, как подчеркивание того, что мы видим ежедневно, но не обращаем внимания. То, что нам дала мать-природа, но мы не в состоянии все это сберечь. Он показывает нам натуральность окружающего нас мира, чтобы защитить нас от самих себя, от нашего разрушительного воздействия.

opisanie-kartin.com

Рожь (картина Шишкина) — Циклопедия

«Рожь» Художник И. И. Шишкин, 1878 г. У автора данной статьи нет уверенности, что данный видеоролик соответствует пониманию творчества художника и данного произведения

«Рожь» — картина художника И. И. Шишкина.

Время создания: 1878 г.

Холст, масло

Размеры: 107×187 см

Жанр: пейзаж.

Современное местонахождение: Третьяковская галерея, Москва (Российская Федерация)[1][2][3][4][5]

Картина «Рожь» — одна из самых знаменитых в творчестве И. Шишкина[3][6][7] и одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи[8].

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) к этому времени — уже прижизненный классик русской культуры, знаменитый художник-пейзажист, признанный мэтр живописи.

Но не только славу познал к этим годам художник. В его жизнь вторглось горе, одним за другим умирали его самые близкие люди: отец, брат жены (художник Ф. А. Васильев[9]), жена, два маленьких сына. И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931). Эти страшные невзгоды надломили художника[10][11]. Но он был еще не сломлен, он искал выхода, он пытался выживать. Спасался тем, что пил и работал. Первое помогало мало; второе приносило с собой хоть какой-то смысл существования…

К этому периоду его творчества относится картина «Рожь».

Работая над этим полотном, И. Шишкин еще не знал, что его ждут новые трагедии — он встретит другую женщину, с которой создаст семью, и ему на какое-то время покажется, что радости и смысл не ушли навечно… Но это счастье окажется лишь новой ложью: жена, моложе его на 18 лет, умерала через год после их бракосочетания, оставив новорожденную дочь Ксению[10][11]. Тогда художник будет сломлен окончательно. На помощь придет сестра его второй жены: Виктория Антоновна возьмет на себя заботу о девочках и даст возможность художнику работать… Всё это случится позже. Приступая к картине «Рожь», И. И. Шишкин, похоронивший почти всю свою первую семью, еще хотел жить, еще стремился выжить…

Это произведение Шишкин писал, возвратясь из своих родных мест — из Елабуги[2]. Там он неоднократно бывал и в тиши родных знакомых с детства видов черпал вдохновение[3]…

И. Шишкин. «Дорога во ржи», 1866 (для увеличения кликнуть на изображение)

Тема бескрайнего поля использовалась Шишкиным не впервые — еще в 1866 году он создал картину «Дорога во ржи», всю нижнюю часть которой занимало бесконечное колосящееся ржаное поле, а верхнюю — такое же бездонное небо; само же поле прорезалось унылой проселочной дорогой с одинокой фигурой бредущего путника. Да и вообще тема засеянного поля неоднократно появлялась в произведениях и русской, и не только русской живописи.

Приступая в 1878 году к написанию картины «Рожь», И. Шишкин явно вспомнил свое старое полотно 1866 года «Дорога во ржи» — эта связь прослеживается в сюжете, но новую картину художник наполнил опытом прошедших двенадцати лет и всем тем, что довелось ему пережить.

Сюжет картины «Рожь», как обычно у Шишкина, построен просто и лаконично[4]. Погожий летний день — поле, небо, стая птиц в вышине, сосны[1]. И колосящиеся золотистые колосьея ржи, огромное поле уходит в перспективу, картина не в состоянии охватить его целиком. Всё полотно — в этих спелых наливных колосьях[2]. И над ними на фоне светлого голубого неба возвышаются сосны — как стража, охраняющая покой[6][12][13].

Но покой ли? Художник очень ищет и жаждет его[14]. Нет, покоя нет и быть не может — как нет его в душе художника. А есть — только надежда. И потому пейзаж, казалось бы, такой умиротворенный, проникнут ощущеним тревоги[7]. На горионте медленно и неотвратимо встают тучи[1]; мертво дальнее дерево, возвышающееся своим пустым скорбным стволом; тосклива и безлюдна прорезающая ржаное поле проселочная дорога[8]. Да и колосья неспокойны, их колышет ветер. Но они есть — живые, неспокойные, констрастирующие с ярко-зелёной сочной травой на переднем плане. А может, так и положено в этой жизни, где всё полно контрастов? — ведь и это волнение ржи — тоже проявление жизни. Может, оно так и задумано Господом? Ведь рожь — это символ жизни. А значит — что-то еще будет и хорошее. Колосья сливаются в эту живую массу, они открывают первый план[14] и продолжаются дальше, дальше… Вся картина — это мощь величия природы[7][15] и символ надежды. Художник еще не знает, как эти надежды оказались призрачны и как скоро рухнут и они.

В картине «Рожь» впечатление широкого пространства достигается в основном путем использования линейной перспективы. Однако из-за отсутствия воздушной перспективы и благодаря обобщенной трактовке цветовых массивов, силуэтному изображению сосен, которые кажутся как бы выстроенными во фронт на узкой полосе среднего плана, построение картины не предполагает движения взгляда в глубь изобразительного пространства, а словно призывает остановиться и оценить величественность открывшегося вида и его цельность[4].

На эскизе картины художник сделал надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство». Он тезисно перечислил все то, что хотел изобразить и изобразил, причем изобразил великолепно, мастерски[8].

Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах эстетические воззрения Шишкина — пейзажиста эпического склада. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость — это было время появления специфически русского искусства и русской культуры; Россия стала не только вбирать европейские творения, но и создавать собственные, свойственные ее социальному складу; это касалось всего: живописи, музыки, литературы… В русской живописи одним из этих этапов стала Шишкинская «Рожь». Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения идеалов нашла в этом жанре наиболее полное решение в картине «Рожь»[2][3].

Картина экспонировалась на VI передвижной выставке в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств, получив самую высокую оценку и соратников, и критики (художник И. Крамской об этой выставке сказал: «Первое место занимает Шишкина „Рожь“»[8]), и в том же году была приобретена П. М. Третьяковым для его галереи[8].

«„Рожь“ — одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», — писал И. Н. Крамской в письме к Илье Репину[2][8].

Современный искусствовед В.Манин: «Трудно определить, какая из работ художника самая примечательная в его творчестве. Если таковой и нельзя назвать картину „Рожь“, то, во всяком случае, ее можно отнести к этапным, стержневым полотнам. В истории русского пейзажа она, несомненно, эпохальна»[5].

Рожь (первый вариант). Художник А. Саврасов, 1881 г. Рожь (второй вариант). Художник А. Саврасов, 1881 г.

Через три года, в 1881 году, другой выдающийся художник-передвижник А. К. Саврасов, который, конечно же, не мог не знать этой картины И. Шишкина, создаст свой шедевр на ту же тематику и с тем же названием — еще одну выдающуюся картину «Рожь»; и эта новая «Рожь» поглотит все светлое, создав образ чудовищной тоски и безысходности (причем Саврасов создаст два варианта картины, и второй окажется еще более мрачный[16][17][18]), но даже там останется какой-то просвет вдали — какие-то надежды…

Оба произведения — картины с одинакой темой и одинаковым названием — двух выдающихся русских художников-пейзажистов — И. Шишкина и А. Саврасова — вполне сосуществуют. Появление произведения (причем сразу в двух вариантах) А. Саврасова нисколько не повлияло на величие Шишкинского полотна. Это разные выдающиеся картины, и в их общей тематике нет ни спора, ни контрастности. Это — разговор двух великих художников, разговор на языке живописи.

Надо сказать, что у Шишкина есть еще одна картина с таким же названием — «Рожь»; это офорт, созданный им значительно позже, в 1892 году; офорт вошел в альбом «60 офортов Шишкина. 1870—1892» (СП б., 1894) под названием «Рожь»[19]. Но эта работа очень мало известна и с популярностью одноименной картины 1878 года ей, конечно, не сравниться.

Слава картины И. И. Шишкина «Рожь» не только не угасла со временем, но и приобрела новые формы: душевные срадания и надежды художника И. Шишкина хорошо продаются и лихо идут на рынке, принося барыши новым поколениям бизнесменов — ныне изображения картины И. Шишкина «Рожь» можно увидеть на различных репродукциях, открытках, календарях, закладках, футболках, гобеленах, на красивых упаковках и коробках пирожных и мороженого и в любом другом не предназначенном для этого месте[6].

  1. ↑ 1,01,11,2 И. И. Шишкин (1832—1898) // Рожь
  2. ↑ 2,02,12,22,32,4 Описание картины Шишкина. Рожь
  3. ↑ 3,03,13,23,3 Ivan Shishkin. Rye.
  4. ↑ 4,04,14,2 Коллекция: мировая художественная культура; автор Пелевин Ю. А.
  5. ↑ 5,05,1 Иван Иванович Шишкин. Рожь (1878)
  6. ↑ 6,06,16,2 Картина Рожь И. И. Шишкин
  7. ↑ 7,07,17,2 Описание картины И. И. Шишкина «Рожь»
  8. ↑ 8,08,18,28,38,48,5 Галерея картин Шишкина. Страница 43
  9. ↑ Русская живопись // Васильев Федор Александрович (1850—1873)
  10. ↑ 10,010,1 Рассказы о шедеврах живописи // Шишкин И. «Среди долины ровныя…»
  11. ↑ 11,011,1 Шишкин Иван Иванович. 1832—1898
  12. ↑ Описание картины Ивана Шишкина «Рожь»
  13. ↑ И. И. Шишкин — Рожь (сочинение по картине)
  14. ↑ 14,014,1 Богатство русской земли
  15. ↑ Рожь (Иван Шишкин)
  16. ↑ 1881 Саврасов А. К. «Рожь»
  17. ↑ Алексей Кондратьевич Саврасов. Рожь. 1881
  18. ↑ Саврасов // Рожь (1881)
  19. ↑ Шишкин Иван Иванович (1832—1898) Рожь

cyclowiki.org

Описание картины Шишкина. Рожь

Иван Шишкин. Рожь.1878. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В своем творчестве Шишкин предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни – Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии (1872), Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) и другие.

В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении присущей его творчеству тщательности в передаче деталей. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878).

9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как «Протодьякон» И. Е. Репина, «Кочегар» и «Заключенный» Н. А. Ярошенко, «Встреча иконы» К. А. Савицкого, «Вечер на Украине» А. И. Куинджи. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.

Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Найденный на родине мотив, запечатленный в одном из карандашных набросков с лаконичной авторской надписью: «Эта», и лег в основу картины.

Само название «Рожь» в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова — двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.

Все рожь кругом, как степь, живая, Ни замков, ни морей, ни гор. Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор.

Так писал Некрасов после возвращения из-за границы в стихотворении «Тишина».

Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны — великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. С детства знакомая картина родной природы. Полотно Ивана Шишкина «Рожь» одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи.

Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегает вперед, извиваясь и прячась за стеной ржи, полевая тропа. Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина совершенно иное, радостное звучание. Это светлая, «гостеприимная» дорога, зовущая и манящая вдаль.

Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о «счастии, довольстве человеческой жизни».

На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство». То же чувствует и зритель, глядя на это полотно.

«Рожь» — одна из удачнейших вещей Шишкина вообще", — писал И. Н. Крамской в своем письме к Илье Репину. Благодаря широкой линейной перспективе и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи и почти безжизненной воздушной среды, живописец достигает монументальности повествования. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником для вечности. Это ощущение не перебивают даже ласточки, скользящие над дорогой во ржи. Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины (как, впрочем, и для многих других) не случайно. Ему хотелось показать богатырей-долгожителей — вечнозеленые хвойные деревья, а не трепещущие на ветру березы. И композиционное и чисто живописное решение картины под чинены одному — воспеванию силы и богатства родной природы.

Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина — пейзажиста эпического склада. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения положительных идеалов нашла в этом жанре наиболее полное решение в картине «Рожь».

 

Особенный, тихий, погожий выдался день.Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу.Невероятная тишина царит в пейзаже.Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.Только щебет малых пташек — ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, — нарушает покой.В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.Парит.И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует — быть грозе...Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну?Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна.Не так идиллически спокоен этот ландшафт. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы.Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания.Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины. Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю.И только тогда ты увидишь бездонную глубину «простоты и наивности» Шишкина. К тебе потянутся венчики полевых цветов, ты услышишь запах дорожной пыли, и вдруг дорога уведет в самую гущу нивы — туда, в благоухающее царство хлеба.Тогда станет доступен тот мелодичный тихий звон, который издают мириады пчел и шмелей, ты почувствуешь до самой глубины сердца чары средней полосы.Современники Шишкина, наглядевшиеся вдоволь на романтиков, упрекали Ивана Ивановича в прозаизме.Это глубокое заблуждение...Ведь поэзия бывает разная.Глядя на его „Рожь", слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета...Медленно встают из-за неоглядных далей громадины туч.

Источник: http://www.tanais.info/art/shishkin19more.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

Очерк по истории создания картины И. Шишкина "Рожь"

История одной картины

(очерк по картине И. И. Шишкина «Рожь»)

Многие картины художника Ивана Ивановича Шишкина я знаю с детства. Его живописные пейзажи можно часто увидеть на различных репродукциях, календарях, закладках, гобеленах и даже конфеточных обертках. Но его картину «Рожь» я впервые увидела этим летом в Москве, в Третьяковской галерее, где мы с мамой были на экскурсии.

На картине изображен знойный августовский день. На переднем плане колосится бескрайнее поле со спелой рожью. Наливные колосья уже готовы к сбору урожая, они низко наклонились к земле. Через поле убегает вдаль извилистая проселочная дорога. Она заросла полевой травой, ее украшают белые ромашки и васильки. В глубине поля стоят могучие сосны-великаны. Их мохнатые темно-зеленые кроны величественно возвышаются над рожью. Невероятная тишина царит в пейзаже. Даже маленькие ласточки, летающие над самой землей, не нарушают этой гармонии. Над полем раскинулось шатром светло-голубое, выжженное зноем небо. Но у горизонта уже начинают сгущаться тяжелые кучевые облака. И совсем скоро на землю упадут первые дождевые капли.

На первый взгляд, картина пронизана спокойствием и умиротворением. Но на самом деле нас не покидает неясное ощущение тревоги. Это чувство навевает нам вид одинокой засохшей сосны. Погибшее дерево сиротливо и тоскливо смотрится среди благоухающего золотого великолепия пейзажа. Изображение зачахшей сосны выбрано Шишкиным не случайно. На Востоке сосны, которые так любил рисовать Шишкин, символизируют стойкость и выносливость, несгибаемость под жизненными обстоятельствами. И в данном шедевре засохшая сосна стала символом горьких потерь и душевных переживаний художника незадолго до начала работы над этим произведением.

Созданию картины «Рожь» предшествовал тяжелый период в жизни художника. В 1870 году умирает его отец, а год спустя – его лучший друг и ученик, брат жены Федор Васильев. Еще через год от чахотки погибает жена художника, а вслед за ней и оба маленьких сына. На руках у Шишкина остается маленькая дочь Лидия. Потеря близких людей сильно надламывает художника. Вдохновение его покидает, он бросает работать, начинает выпивать и селится в деревне. Лишь спустя 3 года художник находит в себе силы вернуться к творчеству, к живописи. Тогда, в начале 1877 года, Иван Шишкин вместе со дочерью едет к своей престарелой матери в Елабугу. За шесть последних лет это был его первый выезд в родные края. Вместе со своей двоюродной сестрой Екатериной Васильевной художник проводит много времени на так называемом «Лекаревском поле» в окрестностях Елабуги. Бескрайние просторы ржаного поля приводят художника в восторг и вдохновляют его на создание нового пейзажа.

Тему необъятного колосящегося поля художник задумывал написать еще давно. В 1866 году он создал картину «Дорога во ржи». Всю нижнюю часть картины занимало бесконечное ржаное поле, а верхнюю – бездонное небо. Само же поле перерезалось унылой проселочной дорогой с одинокой фигурой бредущего путника. И вот теперь, спустя 12 лет, на Лекаревском поле художник видит похожий мотив, который вдохновляет его на создание нового пейзажа, наполненного опытом прошедших двенадцати лет и всеми эмоциями, которые ему довелось за это время пережить.

infourok.ru

Репродукция картины Рожь Ивана Шишкина

Любая картина Ивана Шишкина создает особое настроение. Умело переданное состояние природы на картинах художника поистине завораживает. Пейзажи передают богатство окружающего мира, проникнуты чувством покоя и умиротворения.

Казалось бы, все видели поле ржи, и ничего особенного не замечали. Но картина Шишкина «Рожь» позволяет сосредоточить внимание на том, что ускользает от беглого взгляда и заставляет удивляться необычной красоте обыкновенного пейзажа.

Налитые колосья спелой ржи превращают поле в золотую ниву. На картине даже чувствуется дуновение теплого летнего легкого ветерка, слышится аромат созревшего урожая, некоторые колосья под собственной тяжестью склонились к самой земле. Достоверности придают васильки, обозначенные голубыми точками. Заросшая травой полевая дорога уводит вдаль, где-то на горизонте соединяя поле с небом. Вдоль дороги стоят сосны- великаны, словно охраняя от напасти многотысячную дружную семью хлебных колосьев. Одной сосне, видимо, однажды пришлось пожертвовать своей пышной кроной ради своих подопечных:от нее остался только ствол.

Биографы Шишкина полагают, что погибшая сосна символизирует личную трагедию автора : в 1872-75 годах умерли жена, малолетние сыновья и отец художника, картина написана в 1878 году после этих трагических событий.

Самая большая сосна справа как бы старается своими мохнатыми раскидистыми ветвями прикрыть хрупкие колоски, оберегая от ветра.

Надо сказать, что сосновые деревья являются символом всего творчества Шишкина. По вековые деревьям на этой картине нетрудно предположить, что когда-то здесь был сосновый бор. Сколько же пришлось человеку приложить сил, чтобы обработать землю и вырастить здесь рожь. Та что эту картину можно по праву назвать символом человеческого трудолюбия.

Над богатырскими соснами по небу с легкими воздушными облаками скользят птицы, видимо, чувствуя приближение тучек, из которых, возможно, прольется дождик.

Благодаря автору картины начинаешь понимать непостижимость красоты сущего мира и восторгаться его неповторимостью.

bigartshop.ru

Сочинение по картине Шишкина «Рожь»

И.И. Шишкин — великий пейзажист. Созданные им картины наполнены умиротворением и удивительной гармонией. Полотна художника воспевают природу родной страны.

Отличительной чертой работ живописца является детализация растительного мира. Ему с удивительной точностью удавалось передать травы, цветы, ели, сосны. Необычные сплетения ветвей, цвет и структуру почвы художник изображал так, как будто они запечатлены на фотографии.Картина «Рожь»Картина «Рожь» была написана живописцем в 1878 году. Идея её создания появилась во время одного из визитов художника в родную Елабугу.

На переднем плане картины изображена извилистая, уходящая за горизонт дорога. Вдоль неё колосится рожь, немного припадая к земле. Бескрайнее золотистое поле охраняют словно богатыри могучие сосны, выступающие в качестве символа величия страны. Эти деревья неизменно сопровождают все картины, созданные живописцем. С особой любовью написан их причудливо изогнутый ствол, клонящиеся к земле под собственной тяжестью ветви и стремящиеся к небу макушки.

Необъятное поле ржи почти сливается с горизонтом, очертания которого проглядываются в дымке. Над ним сгущаются кучевые облака. Их подгоняет лёгкий ветерок, который колышет колосья. Приближается гроза, несущая с собой благодатный и очистительный ливень.На полотне изображён жаркий день, однако нет изнурительного зноя, способного испортить впечатление от пейзажа. Картина словно предлагает зрителю окунуться в бескрайние просторы золотистых полей.

Совсем скоро урожай поспеет и люди соберутся на поле, чтобы его убрать. Будут слышны смех, песни и шутки. Но сейчас на поле царит тишина.

Живописцу удалось соединить ржаное поле, пересекающую его дорожную колею, мягкую и шелковистую, ярко-зелёную траву и высокие сосны. Зрителю остаётся лишь гадать о том, как попали туда эти деревья. Возможно, когда-то там, где располагается поле, находился сосновый бор, но человеку была нужна земля, чтобы выращивать хлеб, поэтому он срубил деревья.

Картина наполнена умиротворением и спокойствием. Всё в этом пейзаже гармонично. Однако на фоне солнечного теплого дня выделяется одинокая засохшая сосна. Нет достоверных сведений о том, почему художник изобразил её на полотне. Вероятно, это погибшее дерево символизирует личную трагедию живописца, который за короткое время потерял нескольких близких людей.

Отдельно следует остановиться на цветовой гамме картины. Полотно одновременно сочетает в себе сочные и пастельные оттенки. Рожь, имеющая насыщенный золотистый цвет, изумрудная трава, тёмно-зелёные кроны деревьев изображаются художником на фоне неба нежно-голубого цвета.

Картина «Рожь» — шедевр, сравнимый с поэмой, воспевающей родную землю. Полотно наполнено светом и жизнью, символом которого выступает рожь. Именно из неё изготавливают хлеб, дающий энергию для существования.

Все работы художника были написаны с натуры. Данная картина не является исключением. Живописцу максимально убедительно и правдиво удалось передать размах и величие русской природы. Работа художника занимает особое место в пейзажной живописи XIX века. Его тонкое восприятие природы оказалось созвучным мироощущению простого народа. Возможно, именно это способствовало тому, что полотно обрело любовь не только ценителей искусства, но и рядовых зрителей.

sochinyalka.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта