Шишкин Лес Картина. Шишкин картина лес


РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Шишкин Иван Иванович (часть1).

Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

Крамской И.Н. - Портрет художника Шишкина 1880, 115х188Русский Музей

Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

«Среди долины ровныя...»1883Холст, масло 136,5 х 203,5Государственный музей русского искусстваКиев

 Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне - Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии - Иван Васильевич Шишкин. Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А.Мокрицкий - очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог Шишкину найти себя в искусстве.В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств к С.Воробьеву.

Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Шишкина в Академию: “Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии”. Развитие его идет стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Твердость его руки вызывает изумление: многим его тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Экспериментирует в литографии, изучает различные способы печати, присматривается к офорту, не очень в те времена распространенному в России. Стремится к “верности, сходству, портретности изображаемой природы” уже в ранних работах.

В 1858 — 1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья.В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.

Вид на острове Валааме1858

 Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60

 Пейзаж с охотником. Остров Валаам 1867

Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, “от которой только может быть существенная польза для пейзажиста”

«Шалаш»1861Холст, масло 36,5 х 47,5Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазань

За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине.В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину “Вид в окрестностях Дюссельдорфа” (1865) получает звание академика.

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»1865г.Холст, масло 106 х 151Государственный Русский музейСанкт-Петербург

Теперь он с наслаждением пишет “русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью”, которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней радости — “Полдень. В окрестностях Москвы” (1869).

«Полдень. В окрестностях Москвы»1869гХолст, масло 111,2 х 80,4Государственная Третьяковская галереяМосква

Он и дальше предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни,  где раскрываются особенности русского национального пейзажа.

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»1872гХолст, масло 117 х 165Государственная Третьяковская галереяМоскваДля Шишкина, как и для его современников, русская природа неотделима от идеи России, народа, его судьбы. В картине «Сосновый бор» художник определяет свою основную тему – могучий, величественный русский лес. Мастер создает театрализованную сцену, предлагая некий «спектакль». Не случайно выбрано и время дня – полдень как образ России, полной дремлющих внутренних сил. Художественный критик В.В.Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей». Одновременно художник стремится к максимально достоверному, «научному» подходу к изображению. Это отмечал его друг художник И.Н.Крамской: «Лес глухой и ручей с железистой, темно-желтой водой, в котором видно все дно, усеянное камнями...» О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу...»

Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной “Мачтовый лес в Вятской губернии” (1872, эта картина сейчас называется “Сосновый бор”), писал о достоинствах Шишкина: “Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему... тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом... Шишкин — : это человек-школа”.

«Лесные дали»1884гХолст, масло 112,8 x 164Государственная Третьяковская галереяМосква

Картина посвящена природе Урала. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ страны в целом.Пространство строится четкими планами, увлекая взгляд зрителя вглубь, к серебристому озеру в центре композиции. Лесные массивы переливаются и перетекают друг в друга, подобно морским волнам. Лес для Шишкина такой же первоэлемент мироздания, как море и небо, но одновременно и национальный символ России. Один из критиков писал о картине: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдалиповерхность воды, небо, воздух, словом,целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами, изображена на холсте с поразительным мастерством». Картина написана в период, когда художника начали интересовать проблемы пленэра. Сохраняя эпичность образа природы, живопись Шишкина становится более мягкой и свободной.

 Эти работы намечали направление, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. В 1894–1895 возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при ИАХ.

«Утро в сосновом лесу»1889гХолст, масло 139 х 213Государственная Третьяковская галереяМосква

Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный прием, когда верхушек деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер. У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Их изобразил К.А. Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю». Далее Савицкий сообщал, что ему пришлось поставить и свою подпись под картиной, однако затем он ее снял, тем самым отказался от авторского права.

На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину “В лесной глуши”, за которую в 1873 году получает звание профессора. При помощи затененного переднего плана и пространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) художник дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание: вдруг неожиданно замечаешь лисицу и улетающую от нее утку.

«Лесная глушь»1872г.Холст, масло 209 х 161Государственный Русский музейСанкт-Петербург

И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина “Рожь” (1878). Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: “Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство...”

«Рожь»1878г.Холст, масло 187 х 107Государственная Третьяковская галереяМосква

В пейзаже объединены два традиционных для художника мотива: поля с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к картине, говорится: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство». Критик В.В.Стасов сравнивал сосны на полотне с колоннами древнерусских храмов. Перед зрителем – величественная панорама русской природы, представленная как театрализованное зрелище. Природу Шишкин понимает как мироздание, соотнесенное с человеком. Поэтому столь важны две крошечные точки – человеческие фигурки, задающие масштаб изображению. Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако его картины всегда сочинены, в них нет ничего случайного.

За иллюзорную выписанность деталей Шишкина часто упрекали. Многие художники находили его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. Тем не менее его картины, при всей их детализации, всегда дают целостный образ. И это образ мира, который Шишкин не может “смазать” произвольными движениями собственной души. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг. в русской живописи “пейзажа настроения”. Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, потому его индивидуальный облик не менее важен, чем изображение целого леса или поля (“Травки”, 1892Вот почему малое никогда не теряется в его программных картинах. Оно выходит на первый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой. Потом мы переводим взгляд дальше, и он теряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все.

«Травки»Этюд.

«Сныть-трава. Парголово»Этюд.1884г.Холст на картоне, масло. 35 x 58.5 смГосударственный Русский музей

Этюд "Сныть-трава. Парголово" одно из многочисленных "упражнений" великого мастера пейзажа. Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой. Само название "сныть-трава" может рассказать о многом. Ведь слово "сныть" не что иное, как видоизмененное русское слово "снедь" (еда, пища). Это растение и правда в давние времена служило пищей для наших предков...

Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор - вот и все нехитрое содержание картины. Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям, а здесь природе случайно даровано право быть самой собой... В этом магия работы, ее гениальная простота.

«Среди долины ровныя...»1883Холст, масло 136,5 х 203,5Государственный музей русского искусстваКиев

Поэтическим чувством проникнуто полотно “Среди долины ровныя” (1883), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова, известные как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.

Картина «Среди долины ровныя…» написана Иваном Ивановичем Шишкиным через год после внезапной смерти любимой жены. Он сильно переживал потерю. Но родная природа, которая всегда манила художника к себе, не дала ему раствориться в своем горе.

Однажды, идя по долине, Шишкин случайно набрел на этот величественный дуб, который одиноко возвышался над окружающими просторами. Этот дуб напомнил художнику его самого, такого же одинокого, но не сломленного бурями и невзгодами. Так родилась эта картина.

Центральное место на картине занимает дуб. Он возвышается над долиной, как исполин, раскинув свои могучие ветви. Фоном ему служит небо. Оно покрывается тучами, вдали уже собралась гроза. Но она не страшна великану. Никакие грозы, никакие бури не смогут сломить его. Он крепко стоит на земле, служа приютом путнику и жару, и в непогоду. Дуб так силен и крепок, так могуч, что набегающие вдали тучи кажутся ничтожными, не способными даже задеть великана.

Утоптанная тропинка сбегает прямо к дубу-великану, который готов укрыть вас своими ветвями. Крона дерева так густа, что напоминает шатер, темная тень раскинулась под деревом. Сам же дуб ярко освещен лучами солнца, которое еще не закрыли собой грозовые облака.

Стоя у могучего дерева, Шишкин вспомнил слова старинной русской песни «Среди долины ровныя…», в которой поется об одиноком дубе, о горе человека, потерявшего «нежного друга». Художник как бы ожил после этой встречи. Он снова стал творить, идя по жизни одиноко, но крепко стоя на родной земле, как тот дуб на его картине.

Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений Репина и Сурикова. Потому в картинах Шишкина “Туманное утро” (1885) и “Сосны, освещенные солнцем” (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным.

Туманное утро 1885. Холст, масло, 108x144,5

 Картина И. И. Шишкина “Туманное утро”, как и многие работы великого мастера пейзажа, передает удивительно спокойную и мирную атмосферу.  В центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки. Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана.  Рассвет словно разбудил реку, и, сонная, ленивая, она только набирает силы, чтобы бежать вглубь картины... Три стихии - небо, земля и вода, - гармонично дополняют друг друга, раскрывая, кажется, самую суть каждой из них. Они не могут существовать друг без друга. Бледно-голубое небо, насыщаясь цветом, переходит в вершины холмов покрытых шапкой тумана, затем переходит в зелень деревьев и травы. Вода, отражая все это великолепие, без всякого искажения, подчеркивает и освежает утро.  Присутствие человека едва угадывается в картине: узкая тропинка в траве, торчащий столбик для привязывания лодки, - вот и все признаки человеческого присутствия. Художник тем самым лишь подчеркивает величие природы и великую гармонию божьего мира.Источник света в картине расположен прямо напротив зрителя. Еще секунда и солнечный свет застит весь этот уголок русской природы... Утро вступит в свои права полностью, туман рассеется... Поэтому так притягательно это мгновение перед рассветом.

«Сосны, освещенные солнцем»Этюд.1886гХолст, масло. 102 x 70.2 смГосударственная Третьяковская галерея

В картине, главной составляющей сюжета, является солнечный свет. Все остальное лишь декорация, фон...

Уверенно стоящие на лесной опушке сосны, противостоят потоку солнечного света, однако, проигрывают ему, сливаются, сметаются им... Лишь неистребимые тени, лежащие с противоположной от сосен стороны, создают объем картины, придают ей глубину. Свет проиграл не только стволам, но и запутался в кронах деревьев, не справившись с извилистыми тонкими ветками, усеянными хвоей.

Летний лес предстает перед нами во всем своем душистом великолепии. Следуя за светом, взгляд зрителя проникает глубоко в чащу леса, словно совершая неспешную прогулку. Лес как бы окружает зрителя, обнимает его и не отпускает.

Бесконечные комбинации из желтого и зеленого цветов настолько реально передают все оттенки цвета хвои, сосновой слоистой и тонкой коры, песка и травы, передают тепло солнца, прохладу тени, что в воображении без труда рождается иллюзия присутствия, запахов и звуков леса. Он открыт, дружелюбен и лишен всякой загадочности, таинственности. Лес готов к встрече в этот ясный и теплый день.

«Дубы»1887г.Холст, масло. 147 x 108 смГосударственный Русский музей

“Золотая осень” (1888),

«Мордвиновские дубы»1891г.Холст, масло. 84 x 111 смГосударственный Русский музей

«Осень»1892г.Холст, масло. 107 x 81 смГосударственный Русский музей

«Дождь в дубовом лесу»1891гХолст, масло 204 х 124Государственная Третьяковская галереяМосква

В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. В 1894 году вышел альбом “60 офортов И. И. Шишкина. 1870 — 1892”. В этой технике он тогда не знал себе равных и тоже экспериментировал в ней. Какой-то период он преподавал в Академии художеств. В процессе обучения, как и в своей работе, для лучшего изучения природных форм он использовал фотографию.

«Дубовая роща»1893Офорт. 51 x 40 смОбластной художественный музей

«Лесная речка»1893Офорт. 50 x 40 смОбластной художественный музей

«Дубовая роща»1887Холст, масло 125 х 193Государственный музей русского искусстваКиев

На картине "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти.

Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете. Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет.

Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника.

«Перед грозой»1884г.Холст, масло. 110 x 150 смГосударственный Русский музей

Картина И. И. Шишкина “Перед грозой” одна из самых колоритных работ мастера. Художнику прекрасно удалось передать атмосферу густой духоты перед грозой. Момент полной тишины перед разгулом стихии...  Линия горизонта разделяет пейзаж ровно на две части. Верхняя часть - предгрозовое свинцовое небо, полное живительной влаги. Нижняя - истосковавшаяся по этой самой влаге земля, обмелевшая речка, деревья.  Поражает обилие оттенков синего и зеленого цветов, блестящее владение перспективой, сложный, неоднородный свет.  Зритель чувствует приближение грозы, но как бы со стороны... Он лишь зритель, а не участник природной мистерии. Это позволяет ему спокойно насладиться деталями предгрозового пейзажа. Теми деталями, которые всегда ускользают от человеческого глаза на природе. Одновременно с этим, лишнего в картине нет абсолютно ничего. Гармония.Странно, но, глядя на картину, возникает вопрос: а сам художник попал под дождь или успел укрыться? Сама работа настолько реалистична, что вопроса о достоверности пейзажа не возникает вообще.

«Туманное утро»1897Холст, масло. 82.5 x 110 смГосударственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"

«Мухоморы»1880-1890-е,Третьяковская галерея

Этюд Шишкина "Мухоморы" - яркий пример талантливой зарисовки великого русского художника. Сюжет этюда сродни русской сказке: мухоморы - непременный атрибут нечистой силы, магических ритуалов, загадок и превращений.

Перед зрителем предстает семейство ярких грибов в чаще девственного леса. Каждый из семи изображенных мухоморов словно обладает собственным характером, биографией, судьбой. На первом плане пара молодых крепких красавцев, охраняющих старейшин рода в центре композиции. В центре же, напротив, старые грибы со следами тления, увядания... Художник схематично, размыто и нечетко изображает лес вокруг главных "героев" картины. Ничто не должно отвлекать внимание зрителя от живописной группы мухоморов. С другой стороны, именно зеленый лес и коричневые листья выгодно подчеркивают яркость шляпок грибов, белизну пятен на шляпках.

Нарочитая незаконченность работы создает ощущение сказочности и нереальности изображения. Как будто перед нами видение, навеянное коварными и ядовитыми грибами в волшебном лесу.

 "Сосновый лес", 1889Музей-заповедник В. Д. Поленова

На картине мы видим залитый летним солнцем уголок соснового леса. Выбеленные солнечным светом песчаные дорожки указывают на то, что неподалеку, скорее всего, находится море. Вся картина наполнена сосновым запахом, особой хвойной бодростью и тишиной. Ничто не нарушает лесного покоя в утренние часы (тени на песке говорят о том, что это именно утро).

Судя по всему, перед нами один из дачных пригородов Петербурга, где так часто художник находил сюжеты для своих работ. Вот и сейчас, прогуливаясь летним утром по лесу, перекресток песчаных тропинок привлек внимание мастера. Десятки оттенков зеленого цвета, голубоватые мхи, чуть подернутый желтизной ослепительный песок... Вся эта палитра природных красок не могла оставить Шишкина равнодушным. Глядя на картину начинаешь вспоминать сосновый дух, в ушах чуть слышен шум прохладного Балтийского моря. Тихо, тепло, ароматно. Летняя безмятежность...

Как и любая другая работа Шишкина, картина "Сосновый лес" поражает своей достоверностью, педантичным отношением к мельчайшим деталям, реальностью сюжета и непридуманной красотой.

Сторожка в лесу 1870-е. Холст, масло. 73x56 Донецкий областной художественный музей

"Сторожка в лесу" – удивительный шедевр И. Шишкина, который поражает своей простотой и оригинальностью. Казалось бы, обычный сюжет: деревья, дорога, небольшой домик. Однако что-то манит нас подолгу созерцать эту картину, словно надеясь найти в ней зашифрованное послание. Ну не может такой шедевр быть просто картиной, написанной под настроение. Что сразу бросается в глаза, так это высокие березы по обе стороны от дороги. Они тянутся ввысь – поближе к солнцу.

На картине преобладают темно-зеленые тона и только на заднем плане мы видим освещенную лучами солнца траву и листву деревьев. Луч солнца падает также и на деревянную сторожку, тем самым выделяя ее на картине. Она является главной изюминкой шедевра – самой яркой деталью. Картина поражает своим объемом. При взгляде на нее ощущается глубина – зрителя будто обступают со всех сторон деревья и манят вперед.

Изображенный Шишкиным лес кажется густым. Через него не так просто пробиться солнечному свету, зато в самом центре картины - там, где стоит сторожка, мы видим просвет. Картина пропитана восхищением природы и в то же время выражает контраст между природой и человеком. Что эта сторожка в сравнении с могучими стволами сосен и высокими березами? Только маленькое пятнышко среди леса.

«Болото. Полесье»1890Холст, масло 90 х 142Государственный художественный музей Республики БеларусьМинск

«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф»1891Холст, масло 81 х 108Государственная Третьяковская галереяМосква

«Летний день»1891Холст, масло. 88.5 x 145 смГосударственная Третьяковская галерея

«Лето»Холст, масло. 112 x 86 смГосударственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки

«Мостик в лесу»1895Холст, масло. 108 x 81 смНижегородский художественный музей

«Кама близ Елабуги»1895Холст, масло 106 х 177Нижегородский государственный художественный музейНижний Новгород

«Сосновый бор»1895Холст, масло. 128 x 195 смДальневосточный художественный музей

«В парке»1897Холст, масло. 82.5 x 111 смГосударственная Третьяковская галерея

«Березовая роща»1896Холст, масло 105,8 х 69,8Ярославский художественный музейЯрославль

 Известная во всем мире картина "Березовая роща" была написана Шишкиным маслом в 1896 году. На данный момент картина находится в Ярославском художественном музее.  В картине преобладают оттенки зеленого, коричневого и белого. Казалось бы – сочетание цветов более чем простое, но удивительно удачное: глядя на картину, полностью ощущаешь себя среди этих деревьев, чувствуешь тепло солнечных лучей.  Залитая солнцем березовая роща словно бы сама излучает какой-то особенный свет, ощущаемый каждым, кто видит картину. Кстати, Шишкин, будучи патриотом своей страны, не зря выбрал героиней этой картины именно березу, ведь именно она считается национальным символом России с древних времен.  Удивляет невероятная четкость, с которой прорисованы все детали: трава кажется поразительно шелковистой, березовая кора как настоящая и каждый березовый листочек заставляет вспомнить аромат березовой рощи.Этот пейзаж написан настолько естественно, что трудно даже назвать его картиной. Скорее подойдет название отражение действительности.

«Корабельная роща»1898г.Холст, масло. 165 x 252 смГосударственный Русский музей

Картина «Корабельная роща» является одной из последних в творчестве мастера. Композиции работы присущи строгое равновесие и четкая выверенность планов, но в ней нет той сочиненности пейзажа, характерной для живописи XVIII - первой половины XIX века.Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы, превратив ее в сценическую площадку живой натуры. Чуткость восприятия при роды, любовное постижение ее черт и мастерская передача языком живописи ее очарования делают полотна Шишкина осязательными, давая зрителю возможность почувствовать смолистый запах леса , его утреннюю прохладу и свежесть воздуха.

Трагически складывалась личная жизнь Шишкина. Обе его супруги умерли довольно рано. За ними - и оба его сына. Смерти на этом не прекратились - вслед за дорогими сердцу людьми скончался, пожалуй, самый близкий человек - отец. Шишкин с головой погрузился в работу, которая осталась единственной его отрадой. За работой Шишкин и умер. Это произошло 20 марта по новому стилю в 1898 году. Умер художник внезапно. Утром писал в мастерской, затем навестил родных и снова вернулся в мастерскую. В какой-то момент мастер просто упал со стула. Это сразу же заметил помощник, но, подбежав, увидел, что он уже не дышит.

8 марта 1898 года художника не стало.

«Автопортрет»1886г.Офорт. 24.2x17.5 см.Государственный Русский музейСанкт-Петербург

Источники:http://muzei-mira.com/http://www.artsait.ru/art/sh/shishkin/main.htmhttp://gallerix.ru/storeroom/1783071968/

kolybanov.livejournal.com

Шишкин Лес Картина

Хорошо передана жизнь леса в широко известной картине Утро в сосновом лесу (1889, ГТГ), написанной Шишкиным вместе с К. А. Савицким и холсте Дождь в дубовом лесу (1891, ГТГ). Огромное впечатление произвела на меня картина И. И. Шишкина Утро в сосновом лесу.

171Утро в сосновом лесу187 или как мишки стали знаменитыми

Все картины Шишкина по большому счету были написаны с натуры, вот таким образом без сомнения в основе картины лежал натурный прототип, который Шишкин в последствии увековечил. Какая необычайная картина. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись.

Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Савицкого, Вечер на Украине А. И.

Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852 – 1856). Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, что ему нужно". В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. В пейзажной живописи 19 века это очередное произведение мастера перешло очередной этап и приобрело новую социальную значимость созвучную мироощущению народа.

Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880),

На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину В лесной глуши (ГРМ), за которую в 1873 году получает звание профессора. Маковским, занявшими позднее видное место в русском реалистическом искусстве. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.

9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. И темный лес. Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище, – записал он в своём дневнике. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь всё-таки самим собой, он ещё не сделал ничего равного настоящему.

Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на 25-й передвижной выставке).

Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. Но на самих этикетках серии «Русские художники8230» находим дату: 1896 год.

В 1880-е годы он создаёт много картин, в сюжетах которых по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Простор. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Потому в картинах Шишкина Туманное утро (1885, Горьковский гос. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала.

Описание картины Ивана Шишкина «Родник в лесу»

Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Лето по шарику катится И догорает свечой. Дед Шишкина выделывал тонкие изделия из серебра, за что был прозван Серебряковым.

Малыши забрались на поваленную бурей сосну и весело резвятся. Он поселился в деревне, снова сошёлся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния, часто выпивавшими вместе с ним.

Описание картины Ивана Шишкина «Лес перед грозой»

На переднем плане две небольшие елочки говорящие о начале новой жизни. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается ещё более восторженно. В 1870-х годах идёт стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение её новыми талантами. С приездом на родину Шишкин сближается с членами Артели художников, вокруг которой группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Хотя это всего лишь версия из рассуждений искусствоведов. Русское богатство".

8 марта 1898 года художника не стало. Работы И. И. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".

Описание картины Ивана Шишкина «Автопортрет»

Из-под его кисти вышли образы, ставшие символами России, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями».

Угодье, рожь. Г. Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но увы. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» – картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Его пейзажи носили явные следы академической школы.

Шишкин получил Большую серебряную медаль за вид на Валааме (Камни в лесу. На Вторую выставку передвижников художник представил картину Лесная глушь (1872, ГРМ), за которую в 1873 году получил звание профессора пейзажной живописи Петербургской Академии Художеств. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Здесь Шишкин сближается с В. Г. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856 – 1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Показывая её разнообразие и неповторимость, Шишкин сам создавал чудо.

Описание картины Ивана Шишкина «Лесной пейзаж»

Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Отправляя И. Шишкина в Академию, А. Н. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства.

Поэтическим чувством проникнуто полотно Среди долины ровныя (1883, Гос. Иван Шишкин всегда был окружён вниманием товарищей. Поленов – автор замечательных жанрово-пейзажных картин Московский дворик и Бабушкин сад. Дымка тумана, пробивающаяся сквозь ветви, мягкие мхи, золотистый песок, прозрачный ручей, заросшее болотце, прохлада утра, летний жар8230 В своих работах он в меру эпичен и всегда монументален. В 1872 году в письмах к Васильеву из усадьбы Шишкина в деревне Выра под Лугой (где Крамской и Шишкин жили вместе) Крамской часто писал о занятиях этюдами. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Местность Кукко» (1858) демонстрировалась на академической выставке 1860 года.

Лагорио и морских картин И. К. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.

Однако приобретший ее Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Вот он: «На севере диком стоит одиноко/ На го-лой вершине сосна/ И дремлет, качаясь и снегом сыпучим/ Одета как ризой она. / И снится ей все, что в пустыне далекой, / В том крае, где солнца восход, / Одна и грустна на утесе горючем/ Прекрасная пальма растет». В некоторых живописных произведениях И. И. Саврасовым, Н. Н. Тем не менее, работы, выполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли.

В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Стремление к верности, сходству, портретности изображаемой природы проявляется уже в ранней работе Вид в окрестностях Петербурга (1856, ГРМ). Оно воплощено в его полотнах и вызывает прилив нежности. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Природа всегда нова. В окрестностях Москвы, но она не была приобретена.

Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Он же написал медведей.

Описание картины Ивана Шишкина «Еловый лес»

Между тем помимо Сосен, освещённых солнцем (1886) и чрезвычайно выразительного пейзажа Дубы. Место душевного отдыха Не заменить мне иным. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. Шишкин познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой.

Смерть его была мгновенной, как он сам себе и желал. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.

Да и сама жизнь требовала этого. Перовым, И. М. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Чувствуется глубина оврага, глушь. И. Е. Куинджи.

В нем, как в художнике, нет пафоса, но только глубокое и искреннее восхищение величаем земли. В это же десятилетие Шишкин создаёт замечательные картины «Среди долины ровныя» (1883), написанную по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова, а также «Лесные дали» (1884), «Дубовая роща» (1887) и «Бурелом. Начиная с 1-й Передвижной выставки, на которой он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Берёзовый лес», в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами.

Одна из работ академического периода «Вид на острове Валааме. Предполагается, что «сюжет» картины подсказал автору передвижник К. Савицкий. К ним относятся Уголок заросшего сада. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Но в этой фиксации содержалась своя поэзия своеобразия жизни дерева. В сентябре-октябре 1869 года он передал для участия в выставке картину Полдень.

Чувствуется глубина оврага, глушь. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией Корабельная роща (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства.

родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Мысли зудят окаянные, Словно комар у виска.

Описание картины Ивана Шишкина «Дорога во ржи»

Известно и о его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Правда называлась она иначе 8212 «Медвежье семейство в лесу». И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Как видно и в картине «Утро в сосновом бору» (1889), где художник противопоставил различные мотивы: старые, рухнувшие стволы деревьев и резвящиеся на них медвежата. Раздолье, простор, угодье. Рожь это символ жизни, главная энергия существования хлеб, ухоженный руками человека, так трудно порой достающийся.

И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной Мачтовый лес в Вятской губернии (1872, эта картина под названием Сосновый бор находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. Художники вместе состояли в Товариществе передвижных выставок, много общались, переписывались, встречались и вместе же обдумывали сюжеты будущих картин. Посещение выставки кавказских горных видов Л. Ф. Васильева. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии.

Сам отец был небогатым купцом, торговал зерном с арендованной мельницы. Полный детали, он рассчитан на длинное рассматривание: вдруг замечаешь лису и утку. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Шишкина Утро в сосновом лесу (1889, ГТГ). Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.

Его привлекала природа, он мог подолгу гулять по лесу изучая его особенности. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину Вид в окрестностях Дюссельдорфа (1865, ГРМ) получает звание академика. Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. В училище он получил солидную профессиональную подготовку. Шишкина и К. А.

Это же свойственно пейзажам Дубы (1887, ГРМ), Золотая осень (1888, Пермская гос. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной Мачтовый лес в Вятской губернии. Из года в год художники летом селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России.

И в этом уже проявляется своеобразие художника. Затосковав по Родине, И. И. Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа.

Куинджи и А. К. и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.

Но он был человеком разносторонних знаний – увлекался техникой, археологией историей. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Как видим, у Лермонтова философский, вообще говоря, образ рождается из столкновения двух «смыслов». Эта картина – редкий пример сотрудничества двух художников. Мать стоит настороже.

Лето 1871 года И. И. — Вы тоже попали под дождь. » «Нет, я вышел под дождь. Прянишниковым, В. Е. Русское богатство. Он продолжал трудиться с прежним энтузиазмом.

Замысел её подсказал К. А. И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина Рожь (1878, ГТГ). Это было напрасно: он не проронил ни слова и тихо отошёл в вечность. В 1867 году художник снова отправился на остров Валаам. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Благодаря заботе своего руководителя А. Н. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.

Описание картины Ивана Шишкина «Перед грозой»

Неотрывно штудируя натуру, в которой всё ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево, художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучал форму растений, проникая в анатомию природы и делал это с огромным увлечением. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). На рубеже 1880-1890-х годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В 1870-х годах Шишкин серьёзно увлёкся офортом. Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж.

Шишкин был женат на сестре художника Ф. А. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. Скоро зелёное платьице Осень заменит парчой. художественная галерея) и другим.

Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Мачтовый лес в Вятской губернии".

А их было немало. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Сокольники. Лето 1866 года он провёл в Москве и работал в Братцеве вместе с Л. Л.

Описание картины Ивана Шишкина «Ручей в лесу»

Утро в сосновом лесу отличается от многих других картин Шишкина тем, что в этой картине изображены медведица с тремя медвежатами. Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Рецепту то уж точно. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит.

Саврасов, а М. К. Произведения Шишкина Рубка леса (1867, ГТГ), При закате (1869, ГРМ), Полдень в окрестностях Москвы (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок.

Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Газета Новости дня писала 12 (24) марта: В роковой день утром он чувствовал ещё себя здоровым. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. Благодать.

Шишкинские сосны и дубы стали классическим образом русского леса. Однако он не учитывал, что копирование с фотографий отдельных деталей, взятых вне их естественной среды не приближает, а отдаляет от глубокого познания ее, которого он добивался от своих учеников. У Шишкина этого нет.

Однако трактованы они с большей живописной свободой. А может влюбленный с детства в русскую природу Иван Шишкин просто вновь говорит о том, что любит. художественный музей) и Сосны, освещенные солнцем (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.

В 1870-е годы большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: Чернолесье, Еловый лес. Производство быстро набирало обороты. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). описывающих родные окрестности. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.

Описание картины Ивана Шишкина «В лесу графини Мордвиновой»

И справедливо — вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода. — взволнованно ответил художник. Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого.

Картина Шишкина Мачтовый лес в Вятский губернии (1872, эта картина под названием Сосновый бор находится в Третьяковский галерее) была написана по этюдам с натуры в мастерской И. Н. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Лето И. И. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В окрестностях Москвы (ГТГ), с золотистыми полями спеющей ржи, дорогой идущей из глубины и высоким небом со светлыми кучевыми облаками.

Описание картины Ивана Шишкина «Парк в Павловске»

После свадьбы дом Шишкиных приобрёл репутацию самого гостеприимного. Шишкин провёл в Елабуге, а в октябре 1865 года окончательно поселился в Петербурге. Божия Благодать. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Картина Корабельная роща навеяна лиризмом и любви художника к лесу с его неиссякаемым богатством, она легко воспринимается всеми любителями лесной природы, даже детьми, которые очень хорошо знакомы по репродукциям с этой сказочной красоты работой, что в наследство оставил великий маэстро.

Прытков. Шишкин стремился к изображению леса учёным образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Особое место в картине занимает туман, подчеркивающий воздушное пространство произведения.

Валаам), в 1859 году – Малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Петербурга. 31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Есть смысл напомнить читателю лермонтовский поэтический шедевр.

  1. Шишкин Иван Иванович и его Утро
  2. Картины – Шишкин, Иван Иванович
  3. Записки переводчика с Андреем Десницким
  4. Рука Савицкого и скипидар Третьякова
  5. Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку

В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Будучи академиком, А. Н. Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство.

Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины»8230 На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение многих лет (особенно в 1870-х годах) проходила на глазах Крамского. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Ему уже сопутствовала известность, а картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864, ГРМ), написанная в Германии по заказу Н. Быкова и присланная в Петербург, принесла художнику в сентябре 1865 года звание академика. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине.

Крамского и приобретена П. М. Вологодский лес» (1888). Он умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной Лесное царство. Тема русского леса не иссякала до конца жизни художника. Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в абсолютно промокшей одежде посре-ди лужи. Но несравнимо большее воздействие на него оказали пейзажи другого швейцарца, А. Калама.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Словари и энциклопедии на Академике

История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.

Однако картина мастера, при всей их детализации, всегда даёт целостный образ. Шишкинскую Рожь можно сравнить, с поэмой великих писателей. Летом 1880 года он был уже её женихом. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.

Вечер (1887), многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Восьмидесятые годы ознаменовались подлинным расцветом таланта Шишкина. Продукция получала призы и награды на выставках.

Левитана Осенний день. В 1862-1865 годах он жил в Германии (в Мюнхене и Дюссельдорфе) и Швейцарии (в Цюрихе и Женеве), посещал мастерские известных художников, в том числе немецких анималистов Бенно и Франца Адамов, швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Шишкин явно искал мотивы, достойные картины.

Мясоедовым, А. К. Эти произведения представляли различные направления в рамках русского реалистического пейзажа. Третьяковым. В 1858 году И. И. Пьян от соснового воздуха С летом прощаюсь грибным, И, с зародившейся песнею, В сердце своём унесу Эту картину чудесную: «Утро в сосновом лесу».

До конца своей жизни он оставался одним из самых активных членов Товарищества. Творческая деятельность художника была завершена величественной, самой большой по размерам в его творчестве, композицией Корабельная роща (1898, ГРМ). Наряду с Куинджи в конце 1870-х годов выступает В. Д. Русское богатство. Первое место занимает Шишкина Рожь. Ярошенко, Встреча иконы К. А.

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Гостья явилась незваная, Спутница грусти – тоска. Трудно назвать более известную работу Шишкина. Ведь в ней начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину.

На полотне изображена корабельная роща около Елабуги. Зимой 1877 года И. И. – Во-первых, Шишкин всё молодеет, т. е.

Рожь. Свои познания он прививал сыну, развивал у него интерес к природе и искусству. Немедленно прибывший врач мог только констатировать смерть от разрыва сердца.

Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Якоби уезжает за границу. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.

Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. Наиболее широкой известностью пользуется картина И. И. В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину».

Сам художник вспоминал: Где и куда не пойдёшь, везде показывают – пошёл вот этот россиянин, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот россиянин Шишкин, который так замечательно рисует. Рожь. Он не только вычёркивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна.

С 1868 года И. И. Репин вспоминал о нём так: Громче всех раздавался голос богатыря Ивана Шишкина: как зелёный могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь».

Перовым, Г. Г. Шишкин вернулся в Петербург в июне 1866 года, ещё до истечения срока своего пенсионерства. Русский художник-пейзажист И. И. «Иван Иванович. Это поучение прочно вошло в творчество Шишкина.

Учёбу в Петербургской Академии художеств И. Шишкин закончил в 1860 году. Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как будто зевнул, затем, после двух тяжёлых вздохов, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углём упала на колени. Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.

— спросила она. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Его племянница А. Т. К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора» медведей он писал по эскизам, предложенным Шиш-киным. Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам.

Мокрицкого, связь с первой художественной школой продолжала ещё долго сохраняться в мыслях и душе начинающего художника. Пространственно строя композицию (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) от затененного переднего плана, он дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ивану Шишкину вновь пришлось пережить тяжёлое время, однако на этот раз работа помогла ему. Хочу запомнить и свет и цвет и линии. » Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. 8 (20) марта 1898 года художника не стало.

Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Отец не стал настаивать и Ваничка был водворён в верхнем этаже родительского дома». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.

Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. — Гроза застала меня дома. Репина, Кочегар и Заключённый Н. А. Шишкин прожил в Елабуге.

Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. Шишкина, созданные в конце 1860-х годов, знаменуют новый этап в его творчестве. Изумительное знание «анатомии» русского леса сказалось и в графике Шишкина. При малейшей опасности она подаст сигнал и семья скроется в чаще.

Уже в первый год пребывания в академии он получил две малые серебряные медали – за картину Вид в окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках под Сестрорецком. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.

Фигура отца будущего живописца, Ивана Васильевича (1792-1872), была очень значимой для Ивана Шишкина. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах. Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Племянница художника, А. Т. Летом 1868 года И. И.

Клодт и Л. Л. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравёра, за которым стоит напряжённая студийная и творческая работа. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Сама местность под деревьями – камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее – получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. С картины «Рубка леса» (1867, ГТГ) началась в творчестве Шишкина эпопея русского леса.

Прорисовывает корни поваленной сосны. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей.

Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне – Гатчинский район Ленинградской области). Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). растёт. Стройные сосны в левой части картины окрашены светом угасающего дня.

Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Однако купивший её П. М. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Но могучая натура Шишкина победила тяжёлые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Что может быть лучше природы.

Каждое из них вызывало интерес зрителей. Божия благодать. Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют.

, В. Г.

gorod-el.ru

Описание картины Ивана Шишкина «Еловый лес»

Описание картины Ивана Шишкина «Еловый лес»

Иван Шишкин является заслуженным и искусным мастером русского пейзажа. Творчество художника основывалось, в первую очередь, на тщательном изучении натуры, что стало большим шагом в русском изобразительном искусстве. Ландшафты Иван Ивановича были реалистичные, во всем богатстве отражающие богатство и красоту «живой» природы. Шишкин был и остается одним из революционеров реалистического направления, воспевающим русские леса. И по сей день произведения мастера не утратили свою притягательность и продолжают восторгать зрителя чеканной прорисовкой и многообразием форм.

Полотно «Еловый лес» создано в 1890 году, относясь к позднему периоду творчества и вобравшее все те характерные приемы, которые выработал Шишкин за годы усердной и плодотворной деятельности. Точная и детальная передача деревьев и растений, искусное подчеркивание и выделение тончайших черт – порода, цвет, фактура… Изображенное на полотне летнее состояние природы, наполнено богатством оттенков и единством общей гаммы.

С увлечением работая над эпичностью и монументальностью композиции, мастер обращается к световой ступенчатости и усилению принципа контрастов. Полуденное солнце касается своими лучами земли под деревьями и взбирается по вековым стволам сосен, подчеркивая колоритность цветовой палитры и совершенство запечатленного на холсте уголка лесного мира. Шишкин неспроста отдает предпочтение пейзажу, считая природу неиссякаемым вдохновением для творчества и способную каждый раз преподносить новые и удивительно живописные и яркие образы.

Парадокс картины в том, что живописная манера Шишкина и реалистичность образов вытесняют любые эмоциональные характеристики сюжета. Совершенный этюд, но лишь один из многих других случайных и таких же «похожих» на действительность. Многие критики, признающие неоспоримый талант Иван Ивановича, отмечали на недостаток поэтичности и душевных переживаний. Это привело к тому, что мастерство Шишкина как рисовальщика теряло свое преимущество в цветных рисунках, нежели в их одноцветных вариантах.

Мягко выражаясь, критики, таким образом, укоряли мастера в близости его произведений к фотографии. Тем не менее, произведения Ивана Шишкина создали уникальный родной образ природы российских простор, близкий народному идеалу и несущий исконно русский небывалый размах.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта