Шишкин Иван Иванович (1832-1898). Иван иванович шишкин картины


Иван Иванович Шишкин. Биография и творчество.

Иван Иванович Шишкин

(1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Именно он, Иван Шишкин, возвел эту обыденную простоту и привычную всем красоту на высокий пьедестал искусства. Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой северного русского пейзажа. Но чтобы написать эту кажущуюся простоту, от художника требовался как сильный темперамент, тек и виртуозное владение техникой живописи.

Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Он отправляет сына в Москву, где тот с 1852 по 1856 год учится в Московском училище живописи и ваяния под руководством А.Н. Мокрицкого (бывшего ученика А.Г.Венецианова). Потом он поступает в Петербургскую Академию художеств, где продолжает обучение у пейзажиста С.М.Воробьева. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» (1860).

В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Но успевает посетить и Францию, и Чехию, и Бельгию, и Голландию. Он отчасти разочаровывается в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов. Зато он лучше начинает понимать себя, четко осознает свою силу и свой собственный творческий путь.

Вернувшись в Петербург, Иван Шишкин вступает в дружеские творческие отношения с Артелью художников. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И.Н.Крамского. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. В окрестностях Москвы»(1869). Необыкновенно высокое летнее небо, простирающиеся насколько хватает глаз дали, дорога, уходящая в глубину, характерные сельские мотивы – все создает ощущение простора, необозримости, величия земли. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора.

Его называли «царем леса». И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Это была ювелирная работа. Так писались и «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), и «Лесная глушь» (1872), и «Лесные дали» (1884).«Лесные дали» - эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Он выстраивается впереди на некотором расстоянии от зрителя, как бы стоящего у края холста, теряется вдали.

Шишкин работал много, ежедневно и тщательно. Часто писал с натуры.Во второй половине 1880-х годов в работах Шишкина стали появляться новые оттенки. Он больше уделял внимания общей атмосфере картины, искал то, что объединяло бы все предметы некой общей световоздушной средой. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем»(1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу»(1889), «Дождь в дубовом лесу»(1891).

Последняя картина художника – «Корабельная роща». Ее иногда называют картиной-завещанием. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья. Лесной пейзаж кажется необъятным. Шишкин сдержан и величественен. Его картина поет. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа.

Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким запомнился он своим друзьям. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года.

Корабельная роща

Рожь

Утро в сосновом лесу

www.art-paysage.ru

Иван Иванович Шишкин

Русский художник-пейзажист, которого называли «лесным богатырем-художником», «стариком-лесником» и «царем леса». Его популярность — при всей общественной нейтральности пейзажного жанра — поистине легендарная. Еще в начале творческого пути Иван Шишкин записал в свой альбом, что самым «главным для пейзажиста является старательное изучение натуры». Он никогда не изменял этому принципу. Шишкин много путешествовал по России, изучая ее природу. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елью, сосной, березой и дубами.

Начало художественной карьеры

Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном местечке Елабуги. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем древности. Стремясь привить сыну, интерес к истории, он привлекал его к археологической раскопке древнего Болгарского царства на Волге. В 1844 году отец отдал мальчика в казанскую гимназию, там будущий художник вскоре нашел товарищей, с которыми «мог рисовать и раздумывать» об искусстве. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и склонности, и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». 

В 1852 году Иван Шишкин вступает в Московское училище живописи и лепки, получает красивую подготовку под руководством А.Н. Мокрицкого. В 1856-1860 годах продолжает учебу в Петербуржской Академии искусств в С.М. Воробьева. Успехи молодого художника, отмеченные золотой и серебряной медалью, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи со вступлением Шишкина в Академию: «Потерялись мы отличного и одаренного ученика, но надеемся увидеть в нем впоследствии отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии». Стремление к «верности, подобию, портрету изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид на околице Петербурга» (1856, Государственный Русский музей, Москва). 

Заграничная поездка

В 1858-1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного приуралья. В 1860 году за два Валаамских пейзажи художник получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной в 1861 году отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, «от которой только может быть существенная польза для пейзажиста». 

За границу Шишкин едет в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на его особенного впечатления: отражалась и тоска за родиной («чего я не в России, которую так люблю?..»). Повеселел Иван Иванович лишь в Праге, где «встречался со многими чехами; народ прекрасен и охотно говорят русским языком». Он увлекается рисунками «славянских типов» большого чешского реалиста 60-х лет прошлого века Йозефа Манеса. В 1863 году в Цюрихе Шишкин посещает мастерскую живописца и гравера Г. Коллера, где знакомится с техникой офорта. 

Горные пейзажи Швейцарии оставили художника безразличным; вскоре вместе с воспитанниками Академии Л.Л. Каменевым и Есть Е. Дюкером Шишкин начинает работать в Тевтобургском лесу около Дюссельдорфа. Выполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. Сам художник вспоминал об этом: 

«Где и куда не пойдешь, везде показывают — пошел вот этот россиянин, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот россиянин Шишкин, который так замечательно рисует».

Признание на родине

В 1865 году Иван Иванович возвращается в Россию и за картину «Вид на околице Дюссельдорфа» (1865, Государственный Русский музей) получает звание академика. Шишкин быстро входит в круг интересов отечественной художественной жизни, бывает на четвергах Артели художников. 

«Громче всех, — вспоминает Репин, — раздавался голос богатыря Ивана Шишкина; как зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, весельем, красивым аппетитом и правдивым русским языком. Немало нарисовал он пером на этих вечерах замечательных рисунков. Публика, бывало, ойкала за его спиной, когда он своей могучей лапой и корявыми от работы пальцами начнет затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством которым от такого грубого поведения автора выходят утонченными и блестящими».

Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, Государственный Русский музей), «При закате» (1869, Государственный Русский музей), «Полдень на околице Москвы» (1869, Государственный Русский музей), где раскрывается особенность национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Обществом передвижной художественной выставки. Вместе с И.М. Крамским, В.Г. Перовым, Г.Г. Мясоедовым, А.К. Саврасовым, Н.Н. Ге и другими в 1870 году Шишкин становится членом-основателем Общества. Иван Николаевич Крамской высоко ценил искусство художника, вплоть до того, который предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятский губернии» (1872, эта картина за названием «Сосновый бор» находится в Государственный Третьяковский галереи, Москва). Крамской писал о достоинствах Шишкина: 

«Иван Шишкин нас просто удивляет своими познаниями… И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, здесь он и смелый, и ловкий, не задумывается, как, что и почему… здесь он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом… Шишкин — верстный столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».

Известная работа

На вторую выставку передвижников художник представил картину «Лесная глухомань» (1872, Государственный Русский музей), за которую в 1873 году получил звание профессора Петербуржской Академии искусств. Лесная темная чаща вызывает у зрителя некоторый трепет, словно он оказывается в действительности один в этом жутковатом для человека месте. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный детали, он рассчитан на длинное рассматривание: вдруг врасплох замечаешь лису и утку. Где-то в глубине картины, среди худосочных деревьев видный слабый солнечный просвет, такое впечатление, что можно почувствовать влажность воздуха, влажность мхов, проникнуться этой атмосферой. За иллюзорную выресованность детали Шишкина часто упрекали. Многие художники находили живопись Ивана Шишкина неживописной, называли его картину раскрашенным рисунком. Однако картина мастера, при всей их детализации, всегда дает целостный образ. 

Полная раздолья, солнца, света, воздух известная картина «Рожь» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Она словно синтезирует черту характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: «Раздолье. Пространство. Угодье, рожь. Божья благодать. Русское богатство…» 

Поэтическим чувством перенятое полотно «Среди долины ровныя» (1883, Государственный музей русского искусства, Киев), в нем соединяются величие и задушевная лирика. Названием картины стала строка из стихотворения А.Ф. Мерзлякова, известные как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихотворений. Ощущение русского раздолья рожает образный строй самого полотна. Свободная, незамкнутая композиция картины вызывает радостное ощущение в дежурстве освещенных и затемненных пространств, в сохлых стеблях, в величественном дубе, который поднимается среди равнины. 

Гармония светотени и цветов

Невзирая на успехи в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу света и воздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить достоинства известных на то время произведений Репина и Сурикова. Поэтому в картине «Моросливое утро» (1885, Горьковский государственный художественный музей) и «Сосна, освещенная солнцем» (1886, Государственная Третьяковская галерея) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цветов. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, Государственный Русский музей), «Золотая осень» (1888, Пермская государственная художественная галерея) и другим. 

Хорошо переданная жизнь леса в широко известной картине «Ранок в сосновом лесу» (1889, Государственная Третьяковская галерея) и полотне «Дождь в дубовом лесу» (1891, Государственная Третьяковская галерея). Кстати, картину «Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин написал не сам, а в соавторстве с другим художником — медведей написал художник-передвижник Константин Аполлонович Савицкий. Медведи вышли в Савицкого так удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако, П. М. Третьяков, который приобрел картину, снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней, «начиная от замысла и кончая выполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственные именно Шишкину».

Личная жизнь

В Ивана Шишкина была нелегкая личная судьба. Дважды он женился по любви, и дважды смерть унесла любимую женщину. У него умирали сыновья. Но никогда художник не позволял себе переносить собственное тяжелое состояние на природу. Он был в полном понимании слова эпическим поэтом. 

Графика

Рядом с живописной работой особенное место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Художник искусно владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок перетерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х лет, которые художник выполнил углем и мелом, намного живописны, чем рисунки пэром, которые относятся до 60-х лет. В 1891 году в Академии было выставлено больше шестисот этюдов и гравюры Шишкина. Выставка давала представление об огромном труде художника, который глубоко чувствовал и пытался передать красоту и богатырскую силу русской природы. В 1894 году вышел альбом «60 офортов И.И. Шишкина. 1870-1892».

Последнее полотно

В 1894-1895 годах Иван Шишкин руководит пейзажной мастерской в Петербуржской Академии искусств. 

Картины Ивана Шишкина

Творческая деятельность художника была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, Государственный Русский музей), в которой опыт и мастерство выразили неизгладимые впечатления детства. На полотне, написанном незадолго до смерти, изображена корабельная роща около Елабуги. В картине — то знакомое соединение большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, который знал, любил и так искренне воспевал своей кистью. 8 марта 1898 года художника не стали. Смерть его была мгновенной, как он сам себе и желал. 

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

allpainters.ru

«Зима 1890 125х204» картина - Иван Иванович Шишкин

Описание картины И. И. Шишкина «Зима»

Картина И. И. Шишкина «Зима» написана в 1890 году. Это был отдельный этап в творчестве уже зрелого пейзажиста. В этот период жизни художник обратился к теме, которая раньше его не занимала, – к изображению зимнего оцепенения природы.

Вероятно, виной этому был поиск художником новых сюжетов и приемов письма. В полотне «Зима» живописец решает сложную задачу – передачу едва заметных движений природы с помощью оттенков белого цвета.

Зимний лес скован морозом, он застыл и как будто окаменел. С большим вниманием разработан передний план с несколькими столетними соснами. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин изумительно схватывает и передает спокойную величавость лесных исполинов. Справа – непроходимая стена мрачного леса. Все вокруг погружено в тень. Но вот редкий луч солнца проникает в царство снега и освещает полянку, окрашивая ее розовато-золотистым цветом.

Мастерски рисует художник безмятежный зимний покой. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого дня. И даже птица на ветке кажется не живой, а какой-то хрустальной.

С помощью выразительных художественных приемов Шишкин добивается создания монументального собирательного образа зимнего леса. Картина «Зима» исполнена эпического звучания и относится к самым замечательным произведениям великого художника.

Картина очень трогательная, так как очень красиво описал её художник. Правда действительно, смотря на картину, чувствуешь небольшой холодок по коже. Очень ясно, описана оно художником. Не одного человека не останется равнодушным после просмотр её.

Да это действительно очень красиво, но не обязательно говорить, что это самая красивая картина. Можно просто любоваться и ощщать аромат зимнего леса. Не нужно никокого сочинения, если у вас есть фантазия и желание, строчки которые вдальнейшем станут вашим открытием напишутся сами!!! Желаю удачи маленькие писатели.

На картине Шишкина «Зима» мы видим зимний лес, который изображен так реалистично, что становится немного прохладно. Белые, заснеженные деревья пригнулись под тяжестью груза, а отдельные деревья даже упали, не выдержав такой роскошного снежного убранства. Снег укрыл весь лес прекрасным покрывалом, на котором играют редкие лучи солнца. Еще большее ощущение праздника возникает при взгляде на маленькую птичку, которая притаилась на одном из деревьев. Она напыжилась, старается согреться, но, все равно, рада наступлению такой удивительной поры. Чтобы передать чистоту зимнего леса, автор использовал преимущественно белый цвет. Можно сказать, что такой выбор не случаен, так как зима всех примирила, стерла всю грязь. Если бы не эта картина, некоторые люди никогда бы не узнали, как прекрасен зимний лес. Картина оказалась настолько притягательной и живой, что захотелось пройтись по зимнему лесу, вдохнуть аромат свежести – и в полной мере ощутить на себе красоту живой природы.

gallerix.ru

Русская живопись. Художник Шишкин Иван Иванович. Биография. Картины

Шишкин Иван Иванович

Известный художник-пейзажист. Учился в МУЖВЗ и Академии художеств. В качестве пенсионера жил в Швейцарии и Германии. Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Профессор Академии художеств. Увлекался офортом – техникой глубокой печати. Возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств. Просмотреть картины Шишкина

Биография и творческая деятельность

Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в семье купца в городке Елабуга, расположенном на берегу Камы. Отец мальчика, Иван Васильевич, интересовался наукой, историей, археологией. В 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям, и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву. Таким образом, в 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился до января 1856 года.

В МУЖВЗ молодой художник увлекся пейзажем: в период обучения Шишкин постоянно рисовал в подмосковном лесу в Сокольниках. Он с огромным интересом изучал форму растений, проникал в анатомию природы. В Училище Шишкин познакомился с выдающимися русскими художниками В.Г Перовым, И.М Прянишниковым, В.Е. Маковским и В. Серовым – будущими передвижниками.

В 1856 году, окончив Училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С.М. Воробьев. Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями, и уже через три месяца после поступления живописец обратил на себя внимание пейзажными рисунками. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Местность Кукко», которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, была удостоена Большой золотой медали.

Удостоившись золотой медали, Шишкин получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В течение трех лет он жил в Швейцарии и Германии. В 1865 году художника за картину «Вид в окрестности Дюссельдорфа» избирают в академики.

Лето 1866 года живописец проводит в Москве и работает в Братцеве. А в 1867 году Шишкин отправляется на остров Валаам, результатом посещения которого стала серия картин. В том же году художник пишет картину «Рубка леса», с которой в творчестве Шишкина стала главной тема русского леса. Летом следующего года Шишкин получает благословение отца на венчание со своей кузиной Евгенией Александровной Васильевой.

В сентябре 1868 года художник представил в Академию художеств две картины, за которые он был удостоен ордена. Летом 1869 года Шишкин готовится к выставке в Академии художеств. Художник пишет несколько картин, среди которых выделяется произведение «Полдень. В окрестностях Москвы».

В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин представил произведение «Мачтовый лес в Вятской губернии». Это полотно было приобретено Третьяковым для его картинной галереи.

Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И.Н. Крамским. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России.

За полотно «Лесная глушь», написанное в 1872 году, Шишкин наконец получает звание профессора Академии художеств.

В апреле 1874 года умирает первая жена художника Евгения Александровна, а затем — маленький сын. Поддавшись тяжелым личным переживаниям, живописец на некоторое время бросил творческую деятельность и уехал в деревню, где пристрастился к алкоголю. Но все же через некоторое время Шишкин смог вернуться к жизни, и уже в 1875 году на 4-й Передвижной выставке художник выставил ряд картин, наибольший успех из которых имело произведение «Родник в сосновом лесу».

Вскоре художник женился во второй раз. Избранницей Шишкина стала его ученица — девушка по имени Лагода талантливая жудожница, во многом перенявшая методы своего учителя. Однако через некоторое время Шишкин опять остался вдовцом. Его вторая жена умерла в возрасте тридцати одного года, оставив ему двух дочерей.

В 1870-х годах художник увлекается офортом - техникой глубокой печати, которая позволяла свободно рисовать без каких-либо физических усилий. Этот метод стал для Шишкина самостоятельной и важной областью творчества.

В течение всей жизни живописец периодически посещает свою малую родину — Елабугу. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В 1880-е годы художник создает много пейзажей, в сюжетах которых обращается к теме русской природы. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).

Наибольшую известность среди всех картин Шишкина получило произведение «Утро в сосновом лесу», написанное в 1889 году. Идею этой картины Шишкину подсказал его соратник по Товариществу передвижников К.А. Савицкий, который также нарисовал медведей. Эта картина для многих русских людей стала символом родины, безмятежного детства, наполненного ожиданием чудесного.

В 1894-95 годах Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств.

Достойным завершением богатого творческого пути Шишкина стало произведение «Корабельная роща», написанное в 1898 году. Это самая крупная в творчестве Шишкина картина является последним, завершающим образом в созданной им галерее, символизирующей великолепие русской природы.

Художник умер 8 марта 1898 года. В свои 66 лет он находился в полном расцвете творческих сил. В его мастерской стояла только что начатая картина «Лесное царство».

Еще о Шишкине: Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Картины Шишкина  

art19.info

Шишкин Иван биография

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге - небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы. Здесь будущий живописец провел детские и юношеские годы.

Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Кроме этого увлекался археологоией, историей. Им была написана книга "История города Елабуги", разработана и осуществлена система местного водопровода. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву.

Несколько лет Шишкин проучился в казанской гимназии, но недоучился, вернулся домой, начал снова заниматься рисованием, чтением. Его очень сильно привлекал лес, Шишкин мог подолгу гулять по лесу, в его окрестностях, изучая его особенности. Так прошло около 4х лет, Шишкин, получив разрешение отца, уезжает в Москву.

С 1852 года Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. Сразу же он попадает на выставку кавказских горных видов Л.Ф.Лагорио и марин И.К.Айвазовского, среди которых был и прославленный "Девятый вал". Эта выставка только укрепила интерес Шишкина к пейзажу.

В то время в преподавании широко использовались принципы педагогической системы Венецианова с установкой на внимательное изучение натуры. Шишкин, будучи тихим, застенчивым, оказался в классе профессора портретной живописи А.Н. Мокрицкого, поклонника К.Брюллова. Определив большие способности Шишкина, Мокрицкий сумел направить его по верному пути, поощрял в нем интерес к натуре, увлечение пейзажем.

Шишкин много рисует с натуры в Москве и Подмосковье, копирует западноевропейских мастеров.

Окончив училище в 1856 году Шишкин поступает в Петербургскую Академию художеств. Здесь он так же вошел в круг демократически настроенной молодежи. Искусство признавалось не только средством познания мира, но и серьезным фактором в его переустройстве. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение Шишкина. Впоследствии художник сумел отчетливо выразить их в своем творчестве.

Главным учителем Шишкина всегда являлась природа. В этюдах ("Камни в лесу. Валаам") он любовно и удивительно мастерски для начинающего художника передает поросшие мхом древние валуны, листья папоротника.

Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Успех в рисунке принес Шишкину в 1857 году одну из первых академическх наград - Серебряную медаль. Работы его были исполненны таким профессиональным мастерством, что академический совет постановил сделать их образцом для учащихся.

Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой - Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Но художник не торопится с поездкой, а отправляется в родную Елабугу, и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же, и работы, исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Его пейзажи, отмеченые внешнеромантическими чертами - фигурами поселян, стада на пастбищах, - носили явные следы академической школы. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. Ему уже сопутствовала известность. Рисунки пером, виртуозно испоненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, а картина "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" принесла художнику звание академика.

С приездом на родину в Шишкина словно вселились новые силы. Он сближается с членами Артели, вокруг которой группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. И.Е.Репин говорил о нем так: "Громче всех раздавался голос И.И.Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью...Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней."

Работы Шишкина, созданные в конце 60-х гг., знаменуют новый этап в творчесте мастера.

Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь, и это мешает целостности образа. Примером таких работ является картина "Рубка леса". В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Лучшая работа этих лет - "Полдень. В окрестностях Москвы". Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру.

В 1870 году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления - Товарищества передвижных художественных выставок. До конца своей жизни Шишкин оставался одним из самых активных и верных членов Товарищества.

На вторую передвиждную выставку Шишкин представил картину "Сосновый бор" (1872 г.), явившуюся новым шагом в творческом развитии мастера. Художник сумел создать образ могучего, величавого русского леса.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина явилось ступенью на пути познания и отражения окружающего мира, по меткому выражению Крамского, было "живой школой" работы с натурой.

В 70-е гг большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: "Лесная глушь", "Чернолесье", "Еловый лес". Шишкина привлекают обширные лесные массивы. Лучшие пейзажи того времени исполненны величавой торжественностью.

В 70-е гг. художник стремится к большей обобщенности форм, цельности колористических решений. В это же время он достаточно сильно сближается с Крамским. Дружба с этим человеком, идейным вождем товарищества, теоретиком и тонким критиком искусства, сыграли особую роль в творческом развитии Шишкина. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал их преодолевать. Нередко они вместе жили на даче, где плодотворно трудились.

Большое значение Иван Шишкин придавал этюдам. Для него создание этюда было подлинно творческим процессом, основанным на продолжительных наблюдениях и раздумьях. Большую роль он отводил рисунку и почти не расставался с крандашом. Восхищаясь острой наблюдательностью и уверенностью, с которой Шишкин писал этюды, Крамской рассказывал: "...Когда он перед натурой, то точно в своей стихии: тут он и смел и ловок, не задумывается."

Главной формой выражения волновавших Шишкина замыслов всегда оставалась картина, с наибольшей полнотой он раскрывал в ней воодушевлявшие его идеи. Примером этого может служить работа "Рожь".

В это время Шишкин находится в зените славы, но впереди его ждали новые замечательные свершения. 80-90-е гг. - период повышенного расцвета таланта пейзажиста. Полотна "Дебри", "Сосновый лес", "Бурелом" по характеру близки к работам предшествующего десятилетия, однако трактованы с большей живописной свободой.

В 80-е гг. Шишкин с увлечением продолжает работать над пейзажами, воспевавшими просторы родной земли. "Среди долины ровныя" - одна из лучших его картин - построена на противопоставлении безбрежной равнины и одинокого могучего дуба, словно парящего над ней.

Большой этюд "Сосны, освещенные солнцем" (1886 г.) - новая страница в творчестве Шишкина. Художником использованы цветные тени, рефлексы. Этюд словно пронизан солнечным светом. Это работа из серии пленэрных. Об успехах в этом направлении свидетельствуют и другие работы. В картине "Дубы" (1887 г.) то вспыхивают на солнце, то погружаются в полумрак узорчатые листья. Легкие прозрачные тени скользят по деревьям, ложатся на освященную поляну. Так же широко известно полотно "Утро в сосновом лесу" (1889 г.)

В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. В 90-е гг. организованы две выставки работ художника. Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста.

В 1895 году у Шишкина выходит четвертый альбом офортов. Это было подленным событием в художественной жизни страны. Альбом включал 60 листов - все лучшие работы.

Блестящим итогом почти полувекового пути художника в отечественном искусстве стала картина "Корабельная роща" (1898 г.). Ее можно считать классической по завершенности, полноте художественного образа, монументальности звучания. В основу произведения легли этюды, сделанные в Елабуге. Роль Ивана Шишкина в русском искусстве оставалась столь же значительной и в те годы, когда в пейзажной живописи появилось множество великолепных произведений И.Левитана, В.Серова, К.Коровина.

Смерть к художнику пришла неожиданно. Иван Иванович скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной "Лесное царство". После себя он оставил огромное художественное наследие.

art-on-web.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта