Чему может научить фотографа портрет Моны Лизы? Мона лиза картина
биография, интересные факты. Картина «Мона Лиза» работы Леонардо да Винчи
Очень много создано великих произведений художниками в разные эпохи. Госпожа Лиза дель Джокондо, изображенная более пятисот лет назад, окружена такой известностью, что это, пожалуй, самое прославленное произведение в абсолютном смысле этого слова. Здесь нет никакого преувеличения. Но что мы знаем о жизни, которую вела Лиза дель Джокондо? Биография ее будет представлена вашему вниманию.
Семья
Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором - на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Семейство Герардини было древним, аристократическим, но обедневшим и потерявшим во Флоренции свое влияние. Оно было достаточно обеспеченным и пользовалось доходами ферм в Кьянти, на которых производилось оливковое масло, вино, выращивались пшеница и скот.
Лиза Герардини была самым старшим ребенком и родилась 15 июня 1479 года на Виа Маджио. Ее назвали в честь бабушки по отцовской линии. Кроме нее, в семье было три сестры и три брата.
Семья, живя во Флоренции, несколько раз переезжала и, наконец, поселилась по соседству с Пьеро да Винчи, отцом Леонардо.
Замужество Лизы
5 марта 1495 года, когда девушке исполнилось 15 лет, Лиза обвенчалась с Франческо ди Бартоломео дель Джокондо.
Она стала его третьей женой. Ее приданое было скромным и состояло из 170 флоринов и фермы Сан-Сильвестро, которая находилась неподалеку от загородного дома семьи Джокондо. Можно думать, что жених не гнался за богатством, а просто полюбил скромную девицу из семьи, не обладавшей значительным состоянием. К тому же он был намного старше своей молоденькой жены - на момент брака ему исполнилось 30 лет.
Чем занималась семья Джокондо?
Это были торговцы шелком и одеждой. Кроме того, Франческо дель Джокондо обладал фермами, которые были расположены в Кастеллина-ин-Кьянти и Сан-Донато в Поджио рядом с двумя хозяйствами, ставшими позже собственностью Микеланджело Буонарроти.
Франческо стал подниматься выше по социальной лестнице и в 1512 году был избран в состав Синьории Флоренции.
Вероятно, он имел связи с политическими и коммерческими интересами мощной семьи Медичи, потому что, когда правительство Флоренции боялось их возвращения из изгнания, то Франческо был оштрафован на 1000 флоринов и заключен в тюрьму. Однако был выпущен, когда была восстановлена власть Медичи.
Семейная жизнь
Госпожа Лиза дель Джокондо прожила свою жизнь в мире и согласии со своим супругом. Она воспитывала его сына от первой жены Камиллы Ручелаи. Мачеха Лизы, Катерина и Камилла были родными сестрами.
Лиза дель Джокондо своим браком подняла собственный социальный статус, поскольку семья, в которую она вошла, была значительно более состоятельной, чем ее собственная. Через восемь лет, в 1503 году, Франческо купил для своей семьи новый дом на Виа делла Стафа, рядом с его старым домом.
На карте исторического центра Флоренции красным отмечен дом, где жили Франческо и Лиза, фиолетовым – дома родителей Лизы. Первоначально они находились на северном берегу, ближе к реке Арно, а затем на юге на другом побережье.
У супругов родилось пять детей: Пьеро, Камилла, Андреа, Джокондо и Мариетта. Впоследствии Камилла и Мариетта будут пострижены в монахини. Камилла, принявшая при пострижении имя Беатриче, умерла в 18 лет и похоронена в Санта-Мария-Новелла. Мариетта приняла имя Людовика и стала уважаемым членом монастыря Сант-Орсола.
Болезни и смерти
В 1538 году Франческо скончался, когда в город пришла эпидемия чумы. Перед смертью он распорядился вернуть любимой жене ее приданое, одежду и драгоценности: Лиза дель Джокондо как верная и примерная супруга должна быть всем обеспечена.
Точная дата смерти госпожи Лизы не установлена. Есть предположения, что она скончалось в 1542 году в возрасте 63 лет. Другая дата ее смерти – это приблизительно 1551 год, когда ей исполнилось 71-72 года. Она похоронена в монастыре Святой Урсулы во Флоренции.
Заказ портрета
Как и большинство флорентийцев, которые жили во времена итальянского Возрождения, семья Франческо Джокондо была увлечена искусством. Мессир Франческо был дружен с Пьеро да Винчи. Его сын Леонардо, прежде чем вернуться в 1503 году в родную Флоренцию, долго скитался по итальянским городам.
Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. «Мона» переводится как «госпожа». Леонардо работал над ним не один год. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу»? Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. К сожалению, большинство россиян не имеют возможности посетить Лувр, где находится всемирно известный портрет. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой.
Гениальное произведение
В чем, собственно, заключено его магическое воздействие и ни с чем несравнимая популярность? Кажется, что картина чрезвычайно проста. Она удивляет отсутствием ярких красок, роскошной одежды, а также неброским видом самой модели. Все внимание зрителя сосредоточено на пристальном, приковывающем к себе взгляде молодой женщины, который составляет интригу и главную привлекательность этого изображения.
Чем больше мы смотрит на Лизу, тем больше появляется желание проникнуть в глубины ее сознания. Но это чрезвычайно трудная задача. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Это и есть одна из главных тайн изображения. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. В этом состоит волшебное математическое мастерство Леонардо: модель находится с нами в определенных отношениях. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Это одно из чудес этого портрета.
Лиза дель Джокондо: интересные факты
- Фамилия Джокондо переводится как "веселый" или "радостный".
- Картина не может называться холстом, поскольку написана на деревянной доске, сделанной из тополя.
- Фигуру и ландшафт мы видим с разных точек зрения. Модель – прямо, фон – сверху.
- По поводу пейзажа нет единой точки зрения. Кто-то считает, что это Тоскана, долина реки Арно; кто-то убежден, что это северный, таинственный миланский пейзаж.
- За много веков изменился колорит картины. Сейчас он однородный, коричневатый. Пожелтевший со временем лак, взаимодействуя с синим пигментом, изменил цвет пейзажа.
- Многократно возвращаясь к работе над портретом, художник все больше отдалялся от реальной модели. Все свои представления о мире творец вложил в обобщенный образ. Перед нами – символическое представление о человеке в гармонии его психических и душевных свойств.
- Портрет, как и все произведения Леонардо, не подписан.
- Картина не имеет точной стоимости. Все попытки оценить ее не привели к единому результату.
- В 1911 году произведение было похищено. Полиция не нашла ни картину, ни вора. Но в 1914 году он добровольно вернул назад произведение.
fb.ru
КОПИИ МОНЫ ЛИЗЫ - Художник Иван Крутояров
Неизвестный художник
Мона Лиза, Прадо. 1517
Габриэль Джозеф Ферье
Мона Лиза Maria
Неизвестный художник
Мона Лиза Рейнольдса
Неизвестный художник
Мона Лиза (копия)
Тор Эгил Хансен
Мона Лиза (копия). 2005
Андреа Салаи
Монна Ванна. 16 век
Джус ван Клеве
Монна Ванна
Май Чунг Чу
Мона Лиза
Раеда Саадех
Мона Лиза. 2008
Казимир Малевич
Композиция с Моной Лизой. 1914
Игорь Кузнецов
Мона Лиза (вольная копия). 2009
Холгер Бар
Без названия (Мона Лиза). 1999
Энди Уорхол
Две белых Моны Лизы.1980
Фернандо Ботеро
Мона Лиза, двенадцать лет. 1959
Жан-Мари Ауде
Скучная Мона. 1997
Блэк ле Рэт
Мона Лиза
Хосе Мария
Мона Фрида. 2003
Неизвестный художник
Мона Лиза Abastract
Неизвестный автор
Мона Лиза Percolator
Якоб Брест
Мона Лиза
Неизвестный автор
Ковер Мона Лиза (кокос). Индия
Джанни де Конно
Мона Лиза Photo
Андреа Салаи
Мона Лиза (копия), Талвил. 16 век
Филипп Шампанский
Мона Лиза (копия), Осло. 1525
Неизвестный художник
Мона Лиза, Балтимор.1640
Неизвестный художник
Мона Лиза (копия)
Неизвестный художник
Мона Лиза (копия)
Жан Дукайер
Портрет женщины.17 век
Андреа Салаи
Донна Нуда, Эрмитаж.16 век
Неизвестный художник
Джоконда Нуда Маккензи
Сальвадор Дали
Автопротрет в образе Моны Лизы
Бэнкси
Мона Лиза Моджахед. 1975
Джаспер Джонс
Рисунок 7. 1968
Джон Станго
Мона Лиза
Роман Кислевич
Мона Цзе-Дун. 1977
Валерий Кошляков
Мона Лиза. 2008Вик Муниц
Джоконда
Викторвиктори
Multiplism Мона Лиза
Фернандо БатероМона Лиза
Браен Мосс
Мона Лиза Psychedelic
Ольга Китт
Мона Лиза 21 века. 2009
Неизвестный художник
Мона Лиза Португалия
Гаэль Давинчи
Внезапно она почувствовала
себя ужасно. 2011
Кристен Камингс
Мона Лиза из конфет-драже
Неизвестный художник
Мона Лиза (копия),Эрмитаж. 16 век
Бернардино Луини
Мона Лиза (копия), Рим.
Неизвестный художник
Мона Лиза Айзелуортская. 1505
Луи Бероуд
Мона Лиза (копия), 19 век
Неизвестный художник
Прекрасная Габриэль
Карло Антонио Прокачини
Джоконда Флора
Неизвестный художник
Джоконда Нуда, гравюра
Марсель Дюшан
Мона Лиза. 1919
Наото Катори
Мона Лиза Гейша.
Жан Мишель Баскиа
Мона Лиза. 1983
Наото Катори
Сладкие грезы
Бэнкси
Мона Лиза. 1975
Роберт Раушенберг
Лиза Пневмония. 1982
Рене Магритт
Джоконда. 1960
Фернанд Леже
Мона Лиза с ключами.1930
Роман Кислевич
Les Mona's Lisa's. 1969
Викторвиктори
Multiplism Мона Лиза 1984
Матиас Аргудин
Мона Лиза. 2006
Неизвестный автор
Мона Лиза Computer
Неизвестный художник
Мона Лиза Postmodern
Неизвестный автор
Шелковый ковер Мона Лиза. Китай
Неизвестный художник
Гобелен Мона Лиза
www.ivankrutoyarov.com
МОНА ЛИЗА МУЗЕЙ - Критика и недостатки полотна Мона Лиза (Джоконда)
Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. В век глобализации Мона Лиза стала глобальной ценность. До него никто не видел в ней никакой тайны. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь „приятной“. Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр, без сомнения является поистине прекрасным и бесценным произведением искусств, однако причины её столь невероятной популярности следует объяснить.
Полное название картины итал.Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо — Лизой Герардини. И когда он в лице моны Лизы нашёл модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, ещё им не решенных.
Философ А. Ф. Лосев пишет о ней резко негативно: …»Мона Лиза» с её «бесовской улыбочкой». Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером. Казимир Малевич в 1914 году сделал коллаж «Композиция с Моной Лизой», где дважды перечеркнул изображение её репродукции и вверху написал «Частичное затмение».
В искусстве ХХ века
Джокондиана» составила огромный раздел китча. (…) В конце ХХ века Мона Лиза зажила самостоятельной жизнью в массовой культуре. Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность.
Репутация картины
Надпись описывает её как портрет дамы по имени Ла Джоконда. Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин.
Место в развитии жанра
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо».
История создания картины
В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 году. (Во Франции он жил в Кло-Люсе неподалёку от королевского замка Амбуаз). В 1517 году кардинал Луиджи д’Арагона посетил Леонардо в его французской мастерской. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Тем не менее, версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору тяготения к экспериментам с красками, из-за которого фреска «Тайная вечеря» вообще практически погибла. Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства.
Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». В 2012 году копия «Моны Лизы» из Прадо была расчищена, и под поздними записями оказался пейзажный фон — ощущение от картины сразу меняется. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.
Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя.
Что еще написала Аманта:
- Что за рыба — пангасиус Пангасиус – рыба речная, семейства сомообразных, а во Вьетнаме она выращивается на специальных фермах, в устье реки Меконг. Мясо пангасиуса достаточно жирное и сочное - в некоторых местах […]
- Рак — это излечимо Лежал в больнице. Но печень была вся в метастазах. Раковая интоксикация, Рак щитовидной железы, метастазы в легкие. Вчера умер мой свекор в реанимации от раковой интоксикации. В Ингушетии […]
- Медикаментозные препараты при лечении эмфиземы легких Но иногда раздутые участки легких (буллы) сочетаются с нормальной легочной тканью, и тогда эта форма носит название буллезной эмфиземы. На ранних стадиях основным симптомом эмфиземы легких […]
amanfertul.ru
Мона Лиза де Джоконда - это... Что такое Мона Лиза де Джоконда?
«Мо́на Ли́за» (итал. Gioconda; Monna Lisa) — портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж, Франция).
Полное название картины итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — Портрет госпожи Лизы Джокондо.
История
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Поэтому неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Проблема идентификации модели
«Мона Лиза», деталь
Личность, изображённую на портрете, сложно идентифицировать. До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных и, подчас, абсурдных мнений:
что доказано, и даже имеются ныне живушие её родственники, очень похожие на Мону Лизу.
Загадка, по сей день окружающая незнакомку, притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, — самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Согласно Джорджио Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо (итал. Francesco del Giocondo), на чей портрет Леонардо потратил четыре года, всё же оставив его неоконченным.
Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвёл все детали… Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица… Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс…» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Может быть, эта история и соответствует действительности, но скорее всего Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.
Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о маловлиятельном торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены Лизы. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи всё же сомневаются в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505). Утончённая техника указывает на более позднее создание картины. Помимо того, в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал княжне Изабелле д’Эстэ принять её заказ. Мог ли тогда простой торговец уговорить известного мастера написать портрет своей жены?
Интересен и тот факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.
Композиция
«Мона Лиза», деталь
Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Несмотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ею создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому, как рамкой, тёмными, скрытыми под прозрачной фатой волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным, божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах XV века. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания «воздушного» впечатления). Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.Секрет выразительности лица Джоконды — в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Что это даёт? При прохождении света через прозрачные слои краски до холста он отражается и рассеивается совершенно по разному в зависимости от угла зрения на полотно или от угла падения света при движении Солнца. Поэтому выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Но это-только начало эффекта, при некотором изменении точки зрения, даже совершенно незначительно, лицо приобретает вдруг совершенно определённо очертания черепа, её височные впадины углубляются, глаза начинают проваливаться… Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при рассматривании оригинала, но совершенно не передаётся в репродукциях. Возникает очень сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно…Здесь вся непостижимость человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо. Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это — уровень мысли и духа великого художника и философа…
Детективная история «Моны Лизы»
Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность.
С начала XVI столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию[1].
В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр, побывав в 1963 в США и в 1974 в Японии. По пути из Японии во Францию картина была выставлена в музее им. А. С. Пушкина в Москве. Поездки только закрепили успех и славу картины.
См. также
Ссылки
Источники
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
ВТОРАЯ МОНА ЛИЗА. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ. - Художник Иван Крутояров
Леонардо да Винчи
Мона Лиза, Лувр. 1517
Леонардо да Винчи
Дама с горностаем. 1490
Рафаэль Санти
Сикстинская мадонна, фрагмент
Леонардо да Винчи
Иоанн Креститель. 1515
Мастерская да Винчи
Портрет Салаи. 1495
Рафаэль Санти
Малая мадонна Каупера. 1505
Леонардо да Винчи
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. 1510
Рафаэль Санти
Мадонна Грандука.1504
Рафаэль Санти
Изабелла Арагонская
www.ivankrutoyarov.com
Биография Картина Мона Лиза
ОглавлениеС.
Введение……………………………………………………………………3
1. Биография художника…………………………………………………..5
2. Тайна идентификации модели Мона Лизы……………………………6
3. Техника исполнения Мона Лизы……………………………………...11
4. Композиция картины…………………………………………………..16
5. Любопытные факты……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..20
Список источников и литературы……………………………………….21
Приложение……………………………………………………………….22 Введение
«Мо́на Ли́за» (итал. Gioconda; Monna Lisa) — портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж, Франция).
Полное название картины итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Самой бесценной картиной всего человечества, считают работу Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Работа создавалась на протяжении нескольких лет, она уникальна. Картина всем настолько знакома, настолько глубоко запечатлелась в памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе.
Картину столь часто копировали и она оказала столь сильное (возможно, даже слишком сильное) влияние на искусство, что очень трудно взглянуть на нее непредвзятым взором, однако внимательное рассмотрение цветных иллюстраций может привести к удивительным открытиям даже тех, кто устал или же считает, что устал, от "Моны Лизы".
Можно выделить четыре основных вопроса:
· Гениальность создателя картины, Леонардо да Винчи (1452-1519)
· Совершенная техника исполнения, тайны, которые до сих пор нераскрыты
· Ореол загадочности женщины (которая позировала)
· История картины, которая является столь же удивительной как детективная история.
Про гениальность можно говорить долго, лучше прочитать биографию на этом сайте. Объективно, без художественных домыслов. Хотя способности и были яркими, но главное это огромная работоспособность и желание познать окружающий мир. Леонардо изучал темы, которые тогда рассматривались как обязательными для художника: математика, перспектива, геометрия и все науки наблюдения и изучения естественной среды. Он также начал изучал архитектуру и скульптуру. После завершения своего обучения, он начал свою карьеру как живописец с портретами и религиозными картинами, получая заказы от богатых граждан или монастырей. На протяжении всей жизни он развивал свои технические и художественные таланты. Необычная способность заниматься любой темой и в любой области жизни, он должен был быть лучше известным, как талантливый инженер, чем как живописец, но он удивлял даже всех своих современников, также как и жадным своим любопытством, с которым он непрерывно изучал естественные явления: "Где моча прибывает?" … и это притом, что его технические экспериментирования в живописи были не всегда удачными.
1. Биография художникаЛеонардо получил свою фамилию благодаря городку Винчи к западу от Флоренции, где, предположительно родился 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, поэтому получил основательное образование в чтении, письме и счете. В возрасте 15 лет он попал в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения Андреа дель Верроккьо, а спустя пять лет вступил в гильдию художников. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика, изобретателя механизмов, музыканта. Долгие годы, переезжая из города в город, да Винчи был настолько увлечен математикой, что не мог заставить себя взять в руки кисти. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков. 2. Тайна идентичности модели Мона ЛизыЛичность, изображённую на портрете, сложно идентифицировать. До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных и, подчас, абсурдных мнений:
· Жена флорентийского торговца дель Джокондо
· Изабелла Из Эсте
· Просто идеальная женщина
· Молодой юноша в женском одеянии
· Автопортрет Леонардо
Загадка, по сей день окружающая незнакомку, притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсеньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза, посетил мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, — самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Согласно Джорджио Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джиокондо на чей портрет Леонардо потратил четыре года, всё же оставив его неоконченным.
Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали… Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица … Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьется пульс…». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Может быть, эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.
Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о маловлиятельном торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены Лизы. Не смотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи всё же сомневаются в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505). Утончённая техника указывает на более позднее создание картины. Помимо того, в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал княжне Изабелле д’Эстэ принять её заказ. Мог ли тогда простой торговец уговорить известного мастера написать портрет своей жены?
Интересен и тот факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта физическая особенность шедевра оставила глубокое впечатление среди посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.
Кто же такая Мона Лиза? Версий существует масса. Самая правдоподобная из них – вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо и мать пятерых детей. На момент написания картины (около 1503-1506 г.г.) девушке было по разным сведениям от 24 до 30 лет. Именно из-за фамилии мужа картина теперь известна под двумя названиями.
По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Герцогиня была незаконнорожденной дочерью правителя Милана - легендарного героя итальянского Возрождения герцога Сфорца и скандально прославилась своей распущенностью: с 15 лет она трижды была замужем и родила 11 детей. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Версия эта подкрепляется портретом двадцатипятилетней герцогини удивительно похожей на Мону Лизу.
Часто можно слышать версию о том, что за моделью для своего шедевра Леонардо да Винчи далеко не ходил, а просто написал автопортрет в женской одежде. Эту версию сложно отвергнуть, ведь очевидная схожесть между Джокондой и более поздним автопортретом мастера есть. Более того, это сходство подтвердил компьютерный анализ основных антропометрических показателей.
Самая скандальная версия затрагивает личную жизнь мастера. Некоторые ученые утверждают, что моделью для картины послужил ученик и помощник да Винчи Джиана Джакомо, который находился рядом с ним в течение 26 лет и, возможно, был его любовником. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Однако сколько не разгадывай ребус мастера, все равно вопросов остается больше, чем ответов. Неопределенность в названии картины вызвала массу предположений относительно ее подлинности. Существует версия, что Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Более того, Рафаэль, побывав в мастерской художника, сделал набросок с еще незавершенной картины. На эскизе оказалась всем известная женщина, по обеим сторонам от которой расположились греческие колонны. Кроме того, по свидетельствам современников, картина была больше и делалась на заказ как раз для мужа Моны Лизы Франческо дель Джиокондо. Автор передал незаконченную картину в руки заказчика, и она хранилась в семейном архиве на протяжении многих веков.
Однако в Лувре выставлено совершенно иное полотно. Оно меньше по размеру (всего 77 на 53 сантиметра) и выглядит вполне законченным без колонн. Так вот по мнению историков, на луврской картине изображена любовница Джулияно Медичи - Констанца Д’Авалос. Именно эту картину художник привез с собой во Францию в 1516 году. Он держал ее в своей комнате в поместье под городом Амбуаз вплоть до самой смерти. Оттуда картина в 1517 г. попала в коллекцию короля Франциска I. Именно эта картина называется «Мона Лиза».
На настоящей картине «Джоконда» изображена жена продавца шелка Франциско дель Джиокондо и, быть может, тайная любовница Леонардо. По мнению историков, подлинное полотно, полностью отвечающее описанию современников, было случайно куплено известным британским антикваром в 1914 г. на вещевом рынке английского города Бас за несколько гиней и до 1962 года находилось в Лондоне, пока не было куплено синдикатом швейцарских банкиров.
3. Техника исполнения Мона ЛизыДля Леонардо да Винчи, поиск совершенства - истинная, навязчивая идея. В своих записных книжках, в которых светиться желание достигнуть совершенства, он писал: "Скажите мне, ну скажет ли кто мне, кто-нибудь закончил хоть что-нибудь до конца?"
Работа выполнена на тонкой тополиной доске, которая теперь чрезвычайно хрупкая. Именно поэтому работа храниться за стеклянной витриной с определенными параметрами температурой и влажностью. Мона Лиза - идеальный портрет, благодаря тонким эффектам света на лице и продуманным пейзажем (цветовая гамма, перспектива пейзажа в сочетании с небом) в фоне картины. И самое сложное моделирование лица, что получилось удивительно реалистически.
Леонардо выполнял многослойную живопись с потрясающим терпением и виртуозностью: после подготовки деревянной панели с несколькими уровнями покрытия (уже в то время было множество способов грунтования дерева), он прежде всего рисовал общую композицию, фон, после чего наносятся тонкие слои (масло с добавлением скипидара, что давало ему возможность работать на уровнях прозрачного цвета). Это позволяло бесконечно слой за слоем реконструировать лицо, да к тому же в определенных местах умело усиливать, либо уменьшать эффекты света, прозрачности и оттенков на лице. Леонардо называл этот метод сфумато ("sfumato"), по другому, более известному нам названию, лессировка. Лессировкой называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придания последним желаемого интенсивного и прозрачного тона. Сколько было нанесено лессировок, определить просто не возможно. Эта методика позволила достигнуть невероятной имитации плоти. Так же роль играет постепенный переход человеческого тела во мрак. Прекрасным получился и ее задний план. Все детали тут чрезвычайно точны, а вершины гор и вода: кости и кровь земли - вызывают в памяти романтические представления о земле на следующий день после дня Творения.
В течение дальнейшей жизни, Леонардо был действительно известен очевидным своим талантом к подражанию природе, к совершенству природы и когда его первый биограф, живописец Вазари, описал Мона Лизу, он, прежде всего, настаивал на реализме работы: "Её прозрачные глаза имели искрящийся из жизни: окруженный красноватыми и мертвенно бледными оттенками, они были ограничены ударами плетью, чье выполнение требовало самой большой деликатности". Ресницы выполнены, местами более толстыми или более редкими, что наводит на размышление, они не могли быть более натуральными. Нос, с его проработанными тонкими, розовыми ноздрями, кажется непременно живым. В области горла, внимательный наблюдатель может уловить биение вен ". Что касается цветовой гаммы лица, то малиновые тона, о которых упоминает Вазари, теперь совершенно не просматриваются. Темная лакировка изменила соотношение цветов и создала смутный подводный эффект, который еще усугубляется тем слабым светом, который слабо льется на картину из потолочных окон Большой галереи в Лувре. К тому же в наше время "Мона Лиза" выглядит не так (по композиции), как тогда, когда вышла из рук Леонардо. Когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие колонны, теперь обрезанные. Глядя на них, становилось ясно, что дама сидит на балконе, а вовсе не подвешена в воздухе, как это иногда кажется. Эти изменения, однако, скорее досадны, чем трагичны: шедевр сохранился, и мы должны быть благодарны, что он в таком прекрасном состоянии.
Через "сфумато" Леонардо смог достичь и одной из его первичных артистических целей, каково выразилась главным образом индивидуальность его модели: "Хороший живописец выставляет по существу две вещи: индивидуальность и точку своего мнения", сказал Леонардо. Нарисовать душу в первую очередь, а не тело, это фактически основная цель его работы и "сфумато", подчеркивает тайну работы: "погружающий вещи в свет должен погрузить их в бесконечность".
Здесь важен и вопрос, до какой степени реалистична картина по отношению к модели. В настоящее время невозможно узнать, это копия с существовавшей женщины или Леонардо да Винчи идеализировал портрет, или он полностью изобразил тип универсальной женщины.
Мона Лиза не была, как многие считают, идеалом красоты для Леонардо: его идеал скорей просматривается в ангеле из "Мадонны в скалах". Все же Леонардо наверняка должен считать Мону Лизу особым человеком: она произвела на него столь сильное впечатление, что он отказался от других выгодных предложений и в течение трех лет работал над ее портретом. Портрет отразил своеобразный человеческий характер.
Техника сфумато – изобретенная Леонардо да Винчи техника живописи. Заключается в том, что предметы на картинах должны не иметь четких границ. Все должно быть как в жизни: размыто, проникать одно в другое, дышать. Да Винчи практиковался в этой технике, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы.
По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы, и две воссозданные им картины Леонардо.
Известно, что композиция «Моны Лизы» построена на «золотых треугольниках». Эти треугольники в свою очередь являются кусками правильного звездчатого пятиугольника. Но исследователи не видят в этом никаких тайных смыслов, они скорее склонны объяснять выразительность Джоконды техникой пространственной перспективы.
Этой техникой да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.
Уникальные приемы позволили да Винчи создать настолько живой портрет женщины, что люди, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства. Грустит она или улыбается? Компьютерная программы Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США, позволила просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83% счастливая, на 9% - испытывающая чувство отвращения, на 6% - полная страха и на 2% - злая. Программа проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций.
Если верить, неудивительно, что у Моны Лизы преобладают положительные эмоции: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».
Менее романтичные специалисты в области живописи утверждают, что объяснение загадочной улыбки банально - у женщины просто сбриты брови. Если брови подрисовать, то пропадет и весь ее неповторимый образ.
Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета утверждает, что Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже - тени. Так вот, по мнению ученого, улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением". 4. Композиция картиныВнимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Не смотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ей создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как, к примеру, в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому как рамкой тёмными, скрытыми под прозрачной фатой, волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Секрет выразительности лица Джоконды — в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Что это даёт? При прохождении света через прозрачные слои краски до холста он отражается и рассеивается совершенно по разному в зависимости от угла зрения на полотно или от угла падения света при движении Солнца. Поэтому выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Но это-только начало эффекта, при некотором изменении точки зрения, даже совершенно незначительно, лицо приобретает вдруг совершенно определённо очертания черепа, её височные впадины углубляются, глаза начинают проваливаться… Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при рассматривании оригинала, но совершенно не передаётся в репродукциях. Возникает очень сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно…Здесь вся непостижимость человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо. Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это — уровень мысли и духа великого художника и философа… 5. Любопытные факты
Загадка улыбки Моны Лизы
Мона Лиза, полотно кисти Леонардо да Винчи, созданное почти пятьсот лет назад, до сих пор пленяет своей необычностью: улыбка женщины отнюдь не статична, она кажется живой. Благодаря чему создается такое впечатление? В разное время предлагались разные объяснения: здесь и беременность натурщицы, и ее заболевание астмой, и даже неправильный прикус. Однако, возможно, ближе всех к разгадке подошла Маргарет Ливингстон, нейробиолог из Гарвардского университета.По ее словам, живая улыбка есть не что иное, как результат оптической иллюзии, создаваемой мозгом человека из-за особенностей строения зрительных рецепторов. В отчете, опубликованном в журнале «Science», Маргарет повествует о проведенном ею эксперименте. С помощью специальной программы c оцифрованного изображения картины были удалены все нечеткие детали и тени, после чего улыбка… исчезла. Однако стоило восстановить часть размытостей, как улыбка появилась вновь. По словам ученого, таковы особенности восприятия человеком внешнего мира: за четкие детали отвечают одни участки глаза, а за движение, тени и блики - другие. Леонардо да Винчи задействовал сразу обе области, что и позволило ему создать эффект движения - особенно заметный при расслабленном, рассредоточенном взгляде на картину, когда активизируется вторая группа рецепторов.
Детективная история «Моны Лизы»
Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность.
С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр, побывав в 1963 в США и в 1974 в Японии. Поездки только закрепили успех и славу картины.
Похищение Джоконды
Скептики утверждают, что уникальную славу Джоконда завоевала не красивыми глазами и загадочной улыбкой. По их мнению, за неподдельный интерес к шедевру в ответе итальянский живописец Винченсо Перуджиа, который 21 августа 1911 года Мотивом такого неразумного поступка оказалась вовсе не страсть к наживе, а патриотическое желание вернуть итальянскую жемчужину на родину. Картина действительно была найдена в Италии, но спустя лишь два года, в течение которых, портрет находился на первых полосах всех газет и журналов. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Загадки Леонардо
Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, справа налево, переворачивая буквы в зеркальном отображении. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Леонардо не подписывал своих произведений, но оставлял на них опознавательные знаки - взлетающую птицу. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Возможно, мы только думаем, что находим ответы на загадки мастера, а на самом деле бесконечно от них далеки. ЗаключениеЛеонардо да Винчи великий художник начало эпохи возрождения - созерцатель и мастер, инженер и техник, музыкант и император, ученый и художник. Он во многом опережал свое время, открывая многие законы в науке, математике, механике, астрономии, космографии, геологии, географии, океанографии, гидравлике, гидростатике, гидродинамики, по различным отраслям физики, ботанике, зоологии, анатомии, перспективе живописи, по грамматике, по языкам."Наука молодит душу, - говорил он. - уменьшает горечь старости. Собирай же мудрость, собирай сладкую пищу для старости?". Он собирал и был счастлив этим.
Леонардо умел слушать и понимать природу, он учился у нее, он любил ее и она раскрывала перед ним свои тайны. "Изучение явления природы есть Господу угодное дело. - говорил Леонардо, - Это все равно, что молиться. Познавая законы естественные мы тем самым прославляем его, первого изобретателя. Художника вселенной, и учимся любить Его, ибо великая любовь к Богу проистекает из великого познания…"
Леонардо истинный художник. Отмеченный печатью гениальности во всей своей многогранной деятельности.
Список источников и литературы
1. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI века //Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры, М., 1977.
2. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М., 1962.
3. Ромеи Ф. Леонардо да Винчи художник, изобретатель и ученый эпохи Возрождения. - М.: Росмэн, 1998.
4. Санти Б. Леонардо да Винчи: Анатомия улыбки. - М.: Слово, 1998.
5. Чанки М. Леонардо да Винчи. Мастера живописи. - М.: Белый город, 1998.
6. Чуковский М.А. Леонардо да Винчи. Творческая биография. - М.-Л.: 1958.
7. http://ldavinci.ru/2007/08/23/mona_liza.html
8. http://jevopis.narod.ru/news/46385180.html
9. http://ru.wikipedia.org Приложение
Мона Лиза
bukvasha.ru
Чему может научить фотографа портрет Моны Лизы?
Когда разговор доходит до обсуждения самых популярных картин мира, все приходят к обоюдному мнению, что Мона Лиза, написанная Леонардом Да Винчи, самая признанная в мире.
Когда я пару лет назад посетил Лувр в Париже, я был ошеломлен толпами людей, которые собирались вокруг этой маленькой картины. Люди толкались и пихались, чтобы протиснуться поближе к этому произведению искусства и сделать ее фотографию (позже я получил несколько отличных снимков от этой самой толпы).
Мону Лизу обсуждают уже не одну сотню лет, о ней ведутся споры и выдвигаются предположения. Но чем эта картина так интригует людей, и что мы можем получить от Моны в лице фотографов?
Не смотря на то, что Джоконда была нарисована в 1500-х, мы и сейчас можем найти в ней то, что способно вдохновить владельца фотоаппарата на «подвиги».
Уроки Моны Лизы для Фотографов
Сегодня я хочу исследовать часть аспектов о Моне Лизе, и указать на некоторые детали, которые Леонардо сделал, в процессе написания картины, и которые мы сможем использовать при фотографировании портретов.
Композиция
Если присмотреться к портрету Моны Лизы, мы можем увидеть, что композиция довольно стандартна и проста. Но в те времена подобные формы были чем-то новым, свежим и необычным.
Одним из интересных моментов, которым известен портрет, является использование пирамидальной композиции. Она расширяется в области рук и сужается у кистей. Внизу пирамида формирует угол, который позволяет зрителю просто поднять взгляд и встретиться с таинственной улыбкой и необыкновенным взглядом Моны.
Такую же форму композиции можете использовать и вы в своих фото. Я не считаю пирамидальную композицию лучшим выбором, но, тем не менее, она все равно остается отличным вариантом для портретов.
Поза
В наши дни, посмотрев на позу Моны Лизы, мы не заметим ничего необычного, но в те дни это стало очередным новшеством.
На картинке Мона Лиза спокойна и непринужденна. Ее руки сложены вместе, и слегка опираются на ручку стула.
Хотя Мона и обернулась в полоборота, но все равно у зрителя есть возможность подробно разглядеть ее.
Еще одним необычным шагом для того времени является тот факт, что Леонардо отошел от традиционной нормы, заполнив кадр субъектом.
Последним аспектом позы является то, что Леонардо поместил глаза Моны Лизы на уровне глаз зрителя. Это преподнесло веяние близости к картине (даже если человек стоит выше или ниже Джоконды).
Эта классическая поза работает и сегодня. Заполните кадр вашим субъектом, используя три четверти кадра, дайте расслабиться вашей модели, пусть он или она слегка отвернет свое тело от камеры, а взгляд сфокусирует непосредственно на объективе. Дайте возможность вашей модели опереться на что-нибудь (иначе человек будет выглядеть неуклюже). Но все-таки самое главное – ваш субъект должен выглядеть расслабленным.
Фон
Очень много было написано о фоне картины "Мона Лиза". Мы же выпишем несколько замечаний на эту тему.
Во-первых, в те дни было принято держать субъект и фон на одном фокус расстоянии, оставляя вниманию зрителя кучу деталей. Леонардо же наоброт, размыл фон, сделал его более стертым и расфокусированным.
Это было необычно для того времени, и затем стало тем эффектом, который сегодня используют многие фотографы для своих портретов, увеличиваю апертуру, чтобы сделать размытый фон и сфокусировать внимание зрителя на субъекте.
Хотя на заднем плане есть много интересных деталей, Леонардо выбрал мягкие и приглушенные цвета, чтобы в очередной раз сфокусировать наш взгляд на самой Моне.
Существуют различные варианты использования фона при фотографировании портрета. Его можно использовать, чтобы поместить вашу модель в контекст, раскрывая перед зрителем окружающую среду, или же поместить субъект на однотонный фон, который сможет выделить человека.
В некотором роде, Леонардо использовал оба метода для своей картины. Он не фокусировался на фоне, но на нем оставался элемент тайны, который заставлял вглядываться за Мону Лизу. Фон так же визуально дополнил саму девушку некоторыми отражающимися от ее одежды формами и цветами.
Завершая главу, можно сказать, что очень важно позаботиться о фоне вашего портрета, потому что он может либо расширить, либо уменьшить границы вашего фото.
Свет
Одна из деталей, которая нравится мне в Моне Лизе, это свет, который падает на субъект. Леонардо использует его, чтобы притянуть взор зрителя к частям изображения, которые он хочет выдвинуть на первый план (лицо и руки), между делом приятно балансируя изображение.
Леонардо также использует тень (или нехватку света), для того, чтобы добавить глубины и измерение к различным частям картины, особенно это касается области вокруг шеи Моны Лизы, и ряби на платье ее руки.
Позаботьтесь об освещении вашего субъекта. Используйте свет, чтобы сфокусировать взгляд на ключевых частях вашего изображения, но не забывайте и о тенях, чтобы добавить глубину и измерения вашим фотографиям.
Одежда
Леонардо выбрал более темную и ненавязчивую одежду для своего субъекта. Это тоже было необычным для портретов того времени, потому что в ту пору популярностью пользовались яркие краски.
У платья Моны немного деталей (хотя завитки на груди и сгибы на руках выполнены прекрасно), и это позволяет сохранить атмосферу рисунка, сфокусироваться на лице девушки.
Здесь так же наблюдается недостаток бижутерии и украшений, которые могли бы отвлечь зрителя от лица Моны.
Леонардо, похоже, хотел, чтобы на картине сияла сама девушка, а не что-то второстепенное.
Одежда – элемент, который может сильно отвлечь внимание зрителя от главных деталей. Подобно Леонарду, используйте ту одежду, которая действительно соответствовала бы субъекту и которая придала бы ему контекст.
Фрейминг
До сих пор я еще ни разу не обмолвился об одной, а вернее даже двух интересных деталях картины. Если взглянуть приблизительно по центру на края картины, мы сможем заметить два таинственных полукруга.
Считается, что та картина, которую сейчас можно увидеть в Лувре, несколько меньше той, которую изначально нарисовал Да Винчи. Часть изображения была потеряна при одной из реконструкций. Но, что же это за шары?
Наиболее распространенный слух говорит о том, что в первоначальной полной версии картины мы могли видеть Джоконду, сидящую на балконе, по обе стороны которого стояли две колонны. Мы так же можем увидеть стенку этого самого балкона снизу.
Вот пример того, как художник воспроизвел Мону Лизу с этими самыми колоннами.
Не знаю, были ли колонны оригинальной картины похожими на те, которые изображены на репродукции, но, кажется, Леонардо использовал технику, которую в наши дни используют фотографы, именуя ее Фрэйминг. Эта техника используется для того, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на главном персонаже. Тут так же сохраняется некоторый потенциал для добавления контекста вашему фото (например, с колоннами нам становится более очевидно, что Мона Лиза сидит на балконе).
Тайна
Кто эта женщина? Что на самом деле изображено на фоне Джоконды? Почему она улыбается (Улыбается ли)?
Есть что-то таинственное и в этой картине (ее взгляд одновременно и очарователен и отчужден), и в способе, которым пользовался Леонардо при рисовании этого портрета (он использовал технику «размытия» вокруг краев субъекта, которая тогда была очередным новшеством и придавала картине некоторую таинственность). Все это заставляет зрителя задаваться различными вопросами, пытаться вникнуть в картину активизируя свое воображение. Отсутствие деталей дает зрителю возможность самостоятельно истолковывать картину.
Деталь, которая превращает искусную картину в великую, состоит в истории, которую хранит картина.
Мона Лиза привлекает зрителей, заставляет использовать свое воображение и спорить между собой. И все это просто потому что часть истории осталась не загадкой для зрителей картины. И
это то, чему не сможет научиться по книгам ни один фотограф, но то, что когда-нибудь придет вместе с опытом.
www.takefoto.ru