Лики Левитана. Рассказываем истории 10 портретов гениального пейзажиста и писаного красавца. Рассказ по картинам поленова и левитана


5 знаменитых картин художника Василия Поленова

Выдающийся русский художник Василий Поленов ушел из жизни ровно 89 лет назад – 18 июля 1927 года.

Художник Василий Поленов вписал свое имя в историю русской живописи. Художник Василий Поленов вписал свое имя в историю русской живописи. © / Commons.wikimedia.orgВторая половина XIX века была рассветом отечественной живописи. Ярким представителем плеяды выдающихся мастеров стал уроженец Петербурга Василий Поленов. Его картины пленяют реализмом. Сам же художник неоднократно подчеркивал, что стремится дарить людям счастье и радость.

SPB.AIF.RU вспомнил пять выдающихся работ Василия Поленова, с которыми сегодня можно познакомиться в крупнейших музеях России.

 

«Московский дворик» (1878)

В Третьяковской галерее в Москве хранится одна из самых известных картин Василия Поленова -  «Московский дворик». В 1877 году живописец перебрался в первопрестольную. К этому времени Поленов, благодаря родителям получивший прекрасное образование, уже успел в качестве пенсионера Академии художеств объехать половину Европы вместе с Ильей Репиным, а также побывать на русско-турецкой войне, где состоял в ставке цесаревича Александра. Там он занимал должность придворного художника.

В Москве Поленов начал преподавать в училище живописи. Его учениками здесь были Исаак Левитан и Константин Коровин. Художник в городе снимал квартиру в Дурновском переулке близ Спаса на Песках в доме Баумгартена. Прямо из окна своего жилища Поленов и написал этюд к пейзажу. Затем художник переписал его заново на холсте – расширил вид, добавил людей на полотно.

На картине изображен типичный старый московский дворик в начале лета. Солнце еще не взошло высоко над горизонтом. Во дворе играют дети, идет женщина с ведром, стоит запряженная в телегу лошадь. На заднем плане купола церкви.

Полотно Поленов направил в Петербург – на выставку художников-передвижников 1878 года. Там картину ждал большой успех. Поленову же работа принесла известность, а позднее полотно для своей галереи приобрел и Павел Третьяков.

Картина Поленова дает возможность понять, какой была Москва в конце XIX века.

Картина Поленова дает возможность понять, какой была Москва в конце XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

«Бабушкин сад» (1879)

Еще одна известная картина художника, также хранящаяся в Третьяковской галерее, была представлена публике всего лишь через год после завершения «Московского дворика». При этом обе работы перекликаются между собой. В «Бабушкином саду» усадебный дом, окружённый садом, тот же, что и в «Московском дворике».

Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации.

«Бабушкин сад» перекликается с другой картиной мастера.

«Бабушкин сад» перекликается с другой картиной мастера. Фото: Commons.wikimedia.org

«Заросший пруд» (1879)

Полотно «Заросший пруд» Поленов начал писать еще до своего отъезда на русско-турецкую войну. Летом 1977 года живописец провел в деревне Петушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший основной для картины. Спустя некоторое время в Москве Поленов вдохновился прелестью старого сада на окраине города. Это настроение он и перенес в старый этюд.

На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На переднем плане - берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане - тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина.

Работу выставили на той же выставке передвижников что и «Бабушкин сад». Позднее свой «Заросший пруд» написал и ученик Поленова Левитан.

Заросший пруд впоследствии писали несколько художников.

Заросший пруд впоследствии писали несколько художников. Фото: Commons.wikimedia.org

«Христос и грешница» (1887)

Поленов еще в юношеские годы был впечатлен картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Тогда и у него зародилась идея создать полотно, способное воздействовать на зрителя силой драматизма. Поленов считал, что такая работа отвечала бы духовным потребностям людей.

Картина «Христос и грешница» была показана на выставке передвижников в феврале 1887 года. При этом изначально цензурой она была осуждена, но за работу Поленова вступился Александр III. Он был в восторге от полотна и даже приобрел его для своего музея.

Сам Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу». 

Поленов перед написанием картины посещал Египет, Палестину и Сирию. Там он изучал местный быт, нравы. Это помогло ему создать на полотне исторически достоверную обстановку.

Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII.)

Изначально эта работа мастера была не по нраву цензуре.

Изначально эта работа мастера была не по нраву цензуре. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотая осень» (1893)

К началу 1890-х Василий Поленов обосновался в усадьбе «Борок» у деревни Бехово. Там он и написал знаменитую картину «Золотая осень». На ней мастер изобразил вид на Оку в сентябре.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха производит умиротворяющее впечатление. «Золотая осень» по праву стала символом русской природы, которую художник любил по-настоящему.

Картина, которая стала символом русской природы.

Картина, которая стала символом русской природы. Фото: Commons.wikimedia.org

В работе, как и во многих других своих творениях, ему удалось передать зрителю что-то по-настоящему важное. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - говорил Поленов. Этого правила он придерживался в своем творчестве всю жизнь.

maxpark.com

Описание картины «Золотая осень» Поленова: любуемся и мечтаем

Василий Дмитриевич Поленов – известнейший художник. Его можно назвать живописцем природы. Он создал множество пейзажей, которыми и по сию пору хочется любоваться. Одна из самых известных картин художника посвящена осени. Описание картины «Золотая осень» Поленова можно начать с небольшого рассказа о нём самом, чтобы понять, почему он так любил природу.

описание картины Золотая осень Поленова

Биография живописца и его любовь к природе

Василий Дмитриевич родился 20 мая 1844 года в просвещенной многодетной дворянской семье в усадьбе Борог под Тулой. Ребёнку были доступные с ранних лет красоты окружающей природы, что, конечно же, повлияло на его художественный вкус. Мама его тоже хорошо рисовала, хотя и была писательницей. Отец был археологом. Большую роль в формировании художественного вкуса мальчика сыграла его бабушка Вера Николаевна Войенкова. Она придумывала интересные конкурсы для своих внуков. За лучшую живопись бабушка раздавала детям медали. Поленов всю жизнь помнил свои яркие впечатления от девственной природы Оленецкого края, куда он ездил вместе с бабушкой. Всё это и дарование помогло сформироваться вот такому великому художнику.

Поленов, Золотая осень, картина

Описание картины «Золотая осень» Поленова

Данное произведение живописец создал в 1893 году. Картина приковывает взгляд с первых же секунд созерцания. Видно, с какой любовью художник изобразил родную природу в самом начале осени. Многие люди искусства любили эту пору и посвящали ей свои шедевры. Например, Александр Сергеевич Пушкин. Золотая осень была его самой любимой порой. Он воспевал её в своих стихотворных произведениях. И Василий Дмитриевич Поленов не мог не запечатлеть природное очарование.

Описание картины «Золотая осень» Поленова делали знатоки его живописи. Они отмечают, что картину художник создал в своей манере. Он организовал на полотне пространство при помощи такого приёма, как дуга. В её роли здесь выступает река Ока. Вдоль её русла растут травы и деревья. На левом берегу простираются бескрайние поля, на правом нашли приют деревья. В основном это берёзы. Желтизну их листвы оттеняет величавый дуб, листья которого ещё имеют зелёную окраску. На фоне этого горделивого великана, который широко распростёр ветви, белоствольные берёзки выглядят ещё изящнее и стройнее.

О чём мечтается, глядя на шедевр

золотая осень поленов

Описание картины «Золотая осень» Поленова можно продолжить рассказом о голубом небе. Оно очень гармонирует с Окой. Такая же нежная синева. Облака чуть желтоватые и ряска на воде имеют одинаковый оттенок. Картина будто бы пропитана солнечным светом. Он – повсюду. Солнце позолотило кроны деревьев, траву и даже облака. Вот такое великолепие создал Поленов. «Золотая осень» - картина, которая пробуждает мечты. Глядя на неё, хочется оказаться в этом краю, пройтись по тропинке, которая тянется вдоль берёз. Хочется спуститься к реке, смотреть на её воды и дышать свежим воздухом. При взгляде на на холмы, которые очерчены мягкими линиями, пробуждается желание прилечь на их шёлковую траву, вдохнуть её аромат и подставить лицо лучам ещё яркого солнца.

Вот такие мечты и желания пробуждает картина «Золотая осень». Поленов к моменту написания картины жил в этих краях 22 года, имел счастье любоваться такими красотами и оставить их для потомков, запечатлев на холсте.

fb.ru

10 картин Василия Поленова - Православный журнал "Фома"

10 картин Василия Поленова

В. Д. Поленов.Портрет работы И. Репина (1877)

Василий Дмитриевич Поленов — художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей.

С детства будущему художнику прививали глубокую любовь к природе. И впечатления от жизни на даче в Царском Селе, в родительской усадьбе в Олонецком крае, среди первозданной северной природы, в бабушкином имении в Тамбовской губернии, воспоминания о местных жителях и красоте этих мест позже нашли отражение в его творчестве.

В петербургском доме Поленовых, где собирались художники, профессора университета, музыканты, ученые, царила интеллектуальная и художественная атмосфера, к которой рано приобщился и будущий художник. Рисовать Василий Поленов начал с ранних лет. В 1860-е годы Поленов учился одновременно в Петербургском университете, на физико-математическом факультете, и в Академии художеств, которую называл впоследствии своей «духовной родиной».

В 1872 году Поленова отправили на шесть лет за границу в качестве пенсионера Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже, написал там картину «Арест графини д’Этремон», за которую в 1876 году получил звание академика.

Важным событием в жизни художника стало знакомство с Саввой Ивановичем Мамонтовым.

Летом 1874 Илья Репин, с которым Поленов был дружен, приглашает художника в Нормандию. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи и создает картины «Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».

В 1876 году Василий Поленов отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

В 1878 году на VI Передвижной выставке Поленов показывает картину «Московский дворик», которая принесла ему оглушительный успех и стала впоследствии его визитной карточкой.

В 1881—1882 годах Василий Дмитриевич отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет. Отсюда он привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», которое он задумал еще в 1868 году, и на работу над которым у Поленова ушло около 20 лет.

В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и его учениками были будущие выдающиеся художники И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Я. Головин и другие.

В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Василий Поленов, будучи городским жителем, всегда мечтал жить на природе. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. На деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», Поленов построил здесь дом по собственному проекту, и при доме художественные мастерские, где Поленов много работал, а также проводил занятия для сельских детей. Также по просьбе крестьян Поленов построил здесь церковь. В настоящее время в этой усадьбе (переименованной в Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова.

В 1899 во второй раз отправился на Ближний Восток, чтобы собрать материалы для серии картин на евангельскую тему «Из жизни Христа», которую завершил в 1909. Работу над этим циклом Поленов считал главным делом своей жизни. В 1914 в Москве устраивалась выставка картин этого цикла для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1918—1919 художник живёт в своей усадьбе и пишет картину «Разлив на Оке».

В 1924 прошла первая персональная выставка, посвящённая 80-летию художника, в Государственной Третьяковской галерее.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище.

 

Василий Поленов. Река Клязьма. Жуковка. 1886

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. Баржа на реке Оке. 1897

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. За кого меня почитают люди. 1900

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. Букет цветов. 1880

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. Возвестила радость плачущим. 1890

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. Пруд в парке. Ольшанка. 1877

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. Сказитель былин Никита Богданов. 1876

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. На лодке. Абрамцево. 1880

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. Московский дворик. 1878

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. Старая мельница. 1880

10 картин Василия Поленова

 

 

На заставке: Василий Поленов. Пейзаж с речкой, фрагмент. 1890-е

 

Читайте также:
«Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя
«Место силы» русских художников

foma.ru

Лики Левитана. Рассказываем истории 10 портретов гениального пейзажиста и писаного красавца

Амплуа: «брат Левитан"

Кто автор? Адольф Левитан

Обстоятельства создания. Таким, безусым и безбородым, совсем юным и не похожим на собственные «канонические» портреты, мало кто помнил Исаака Левитана. Разве что друг и ровесник Михаил Нестеров, писавший: «Я узнал Левитана юношей, каким тогда был и сам. На редкость красивый, изящный мальчик-еврей был похож на тех мальчиков итальянцев, кои, бывало, с алым цветком в кудрявых волосах встречали форестьери на старой Санта Лючия Неаполя или на площадях Флоренции, где-нибудь у Санта Мария Новелла. Юный Левитан обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант». А еще — Исаака помнил таким и, возможно, вовсе не желал знать другим, тем, кем он станет потом, его брат и автор этого поразительного портрета — Адольф Левитан.

Семейная история Левитанов — запутанная и странная, не зря Исаак так упорно не хотел ничего рассказывать о своем детстве, а всю переписку велел после смерти сжечь. Его брат Авель Лейб, по собственному почину взявший себе имя Адольф, не оставил никаких воспоминаний, хотя пережил Исаака на 33 года. Устоявшаяся версия их биографии гласит: в семье литовских евреев-сефардов Эльяша и Баси Левитан было два сына Авель и Исаак и две дочки Тереза и Эмма. Когда семья переехала в Москву, учиться живописи начал более способный Авель, а через год по следам брата написал прошение принять его в училище и 13-летний Исаак. Оба делали успехи и в связи с крайней бедностью иногда получали от училища финансовую помощь. Знакомые по училищу так и говорили о них тогда во множественном числе: «Левитаны». Все признавали, что внешне братья очень похожи.

Осиротев, Левитаны делили невзгоды, иногда голодали, неудачно пытались вместе написать что-нибудь коммерчески выгодное (Авель отвечал за фигуры, Исаак — за пейзаж). В конце 1870-х их вместе с другими евреями в первый раз выдворили из Москвы в Салтыковку. Именно там 30 мая 1879 года Авель написал портрет Исаака. В нём чувствуется определённая братская нежность. У обоих всё пока впереди, и Авель, конечно же, еще не подозревает, что в истории искусства останется только один Левитан — Исаак.

Об Авеле известно немного, и даже фотографий его не найти. Как и брат, он участвовал в выставках, получал малые серебряные медали, печатал рисунки в юмористических журналах, что-то писал. Но в Общество передвижных художественных выставок Адольфа, в отличие от Исаака, не приняли. И за границей, в отличие от Исаака, ему не удалось побывать, хотя Адольф обращался с письменной просьбой оказать содействие в этом к самому Третьякову. После смерти Исаака Авель, выполняя его предсмертную волю, сжёг все письма и стал распорядителем его наследия. Насколько в художественной среде любили Исаака — настолько же настороженно и даже неприязненно относились к Адольфу, чему есть несколько эпистолярных свидетельств. Спустя несколько лет Авель-Адольф уехал в Ялту, руководил там небольшой художественной студией, жил почти затворником. О его творчестве, как и о личности, не известно практически ничего. Считал ли в глубине души Авель своего более талантливого брата — Каином, трудно судить.

Новонайденные в 2010-м году Михаилом Роговым метрики указывают, что Исаак не мог родиться в семье родителей Адольфа — Эльяшива (Ильи) и Баси Левитан. Согласно документам, у них родилось двое детей — дочь Михля и сын Авель, появившийся на свет 9.01.1861 года. А сын Ицик Лейб (вероятно, это и есть Исаак) родился 3.10.1860 в семье брата Эльяшива — Хацкеля и его жены Добры. Михаил Рогов предполагает, что Исаак был взят из обедневшей семьи Хацкеля на воспитание в более благополучную семью Эльяша и Баси на правах «бедного родственника».

В свете этой версии получает новый смысл давно известное, но не до конца понятное признание Марии Чеховой о том, что Исаак Левитан «никогда и ничего о родных и детстве не говорил. Выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери. Порой мне казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании…».

artchive.ru

Художник Василий Поленов: биография, творчество

Вторая половина 19 века была временем расцвета русской живописи. Одним из представителей плеяды выдающихся художников этого периода является Василий Поленов, картины которого поражают реализмом и стремлением «дарить счастье и радость». Последние слова принадлежат самому живописцу и являются девизом его творчества и жизни, о чем свидетельствует биография художника.Василий Поленов картины

Родители

Будущий знаменитый художник появился на свет в культурной и довольно состоятельной дворянской семье в 1844 году. Его отец, Дмитрий Поленов, был известен как увлеченный археолог и библиограф. Мать, Мария Алексеевна, в девичестве Воейкова, занималась живописью и писала книги для детей. Она была дочерью Веры Николаевны Львовой, которая после ранней смерти родителей и до замужества воспитывалась в семье Г. Державина.

Детские годы

Поленов Василий Дмитриевич провел детство в Санкт-Петербурге, однако его семья часто выезжала на лето в Олонецкий край и в имение Ольшанка Тамбовской губернии, принадлежавшее бабушке художника. Вера Николаевна обожала внуков и любила развлекать их, рассказывая былины, предания и сказки. Она также хорошо была знакома с русской и европейской поэзией, поэтому сыграла большую роль в формировании художественного вкуса маленького Васи. Что касается зарождения у него любви к живописи, то рисованием с детьми занималась мама. Она же настояла на том, чтобы супруг нанял репетиторов для Василия и младшей дочери Елены. В качестве педагога был приглашен П. Чистяков, который на тот момент сам обучался в Академии художеств. Параллельно с этим мальчик посещал гимназию и проявлял большое рвение к учебе.Василий Поленов биография

Студенческие годы

В 1863 году Василий Поленов окончил гимназию и вместе с младшим братом Алексеем поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Однако любовь к живописи была сильнее увлечения наукой, и по вечерам юноша посещал Академию художеств. Кроме того, молодой Поленов увлекался музыкой, был частым посетителем оперного театра и даже пел в студенческом хоре Академии.

Вскоре юноша взял академический отпуск в университете и посвятил все свое время живописи. В 1867 году Василий Поленов окончил Академию художеств. При этом он получил серебряные медали за этюд и рисунки.

Сразу же после этого молодой человек вернулся в университет, однако поменял факультет и начал учиться на юриста.

Встреча с Репиным

В 1869 году Василий Поленов загорелся желанием получить золотую медаль Академии художеств. С этой целью им была написана картина «Иов и его друзья». Она получила малую награду и дала ему право продолжить участие в соревновании. Новое задание заключалось в создании полотна «Воскрешение дочери Иаира», а соперником молодого художника стал Иван Репин.

Результат состязания был неожиданным: оба мастера кисти представили превосходные работы, поэтому жюри наградило их большими золотыми медалями и поездкой в Европу.художник Поленов Василий

В 1872 году Поленов Василий Дмитриевич с Репиным отправились сначала в Германию, а затем в Италию и в Париж. Столица Франции настолько очаровала художника, что он решил там задержаться. В Париже Поленов написал полотно «Арест графини д’Этремон», за которое после возвращения в Россию ему присвоили звание академика. Талант живописца был по достоинству оценен и представителями императорской фамилии. В 1876 году он занял должность придворного художника и отправился на русско-турецкую войну, где состоял при ставке цесаревича Александра.

Московский период

Вернувшись с театра военных действий, Поленов Василий Дмитриевич поселился в Москве и стал преподавать в столичном училище живописи, ваяния и зодчества. Там его учениками были И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов, А. Архипов, Е. Татевосян и А. Головин.

В то же время художник и сам много писал, и в 1877 году представил свою работу «Московский дворик» на 6-й передвижной выставке. Картина имела оглушительный успех, а Поленов Василий Дмитриевич был признан родоначальником нового жанра, названного критиками «интимным пейзажем».Василий Поленов «Заросший пруд»

Еще одним знаковым событием московского периода жизни художника стало его решение примкнуть к передвижникам, среди которых к тому времени у него было множество друзей.

Библейская тематика

Ветхозаветные и христианские сюжеты с самого начала присутствовали в творчестве Поленова. В поисках вдохновения в 1881-1882 годах художник отправился в путешествие по библейским местам, на Ближний Восток. Он посетил Константинополь, Сирию, Палестину и Египет. Из путешествия художник Поленов Василий привез наброски и эскизы к картине «Христос и грешница» и другие работы, написанные под впечатлением увиденного. Часть из них привела в восторг Павла Третьякова, который приобрел полотна для своей коллекции.

Образ Христа

В 1883 году живописец вместе с супругой отправился в Италию. Там он продолжил работу над картиной «Христос и грешница», которую представил публике на 15-й выставке передвижников. Полотно произвело фурор, и о желании видеть его в своем музее заявил император Александр Третий, который благоволил к художнику со времени русско-турецкой войны.Василий Поленов «Золотая осень»

В 1888 году Поленов Василий Дмитриевич написал еще одну известную картину на библейскую тему — «На Тивериадском (Генисаретском) озере». На новом полотне он вновь изобразил Христа - человека с восточным типом лица и со взглядом мудреца, но не страдальца. Причем важным «действующим лицом» картины явился пейзаж, написанный по эскизам, сделанным художником с натуры во время путешествия в Ближний Восток.

Жизнь в Бехово

В 1890-е Василий Поленов, биография которого представляет собой длинный перечень успехов, принял решение покинуть столицу и переехать в Тульскую область. Там на берегу Оки построил он дом. К основному зданию несколько позже были пристроены мастерские, в которых Поленов обучал рисованию сельских детишек. Основанной усадьбе живописец дал название Борок и стал прилагать усилия для того, чтобы она со временем превратилась в народный музей.Поленов Василий Дмитриевич

Василий Поленов: «Золотая осень»

Виды окрестностей Борока покорили сердце художника. Именно они стали темой работ, которые в начале 1890-х годов написал Василий Поленов. «Золотая осень» занимает среди них особое место. На полотне изображены берега Оки, окаймленные березами в ярком убранстве. Картина экспонируется в музее-усадьбе «Поленово» (бывшая усадьба «Борок») и разительно отличается от ранних пейзажей, которые написал Василий Поленов («Заросший пруд», «Старая мельница» и др.).

После 1917 года

После Октябрьской революции Поленов принимал активное участие в организации театрального кружка в усадьбе Борок и много работал с крестьянской молодежью.

В это же время он написал полотно «Разлив на Оке», которое стало одним из самых лучших произведений художника зрелого периода.

Последние годы жизни

В 1924 году в честь 80-летия художника в Третьяковской галерее была устроена персональная выставка работ Василия Дмитриевича. Вообще советская власть была благосклонна к художнику. В частности, в 1926 году живописцу было присвоено звание Народного художника РСФСР. Скорее всего, это было связано с благотворительной деятельностью Поленова и стремлением его всеми силами способствовать народному просвещению еще во времена, когда этим занимались лишь редкие представители русской интеллигенции.

18 июля 1927 года живописец скончался. Художника похоронили на берегу Оки, в окрестностях основанной им усадьбы Борок.

Василий Поленов

«Поленово»

В 1931 году советское правительство приняло решение о создании музея в усадьбе Борок. Ее переименовали в Поленово, и там сохранены интерьеры, которые были при жизни художника. Там регулярно проводятся интересные культурные мероприятия и выставлены полотна известного живописца.

Теперь вам известны основные события биографии В. Поленова и история создания некоторых наиболее значимых его произведений, которые входят в число шедевров русского изобразительного искусства 19 века.

fb.ru

Василий Полено­в: картины, биография мастера пейзажа

Василий Полено­в (1844-1927)

Василий Полено­в

Портрет кисти Репина художника Василия Дмитриевича Поленова.

"Он всегда поражал своей внутренней силой: она чувст­вовалась в разговоре, в походке, в том, как пронзительно оглядывал Василий Дмитриевич собеседника. Помню, зна­комые всегда подчеркивали необычайный ум и образован­ность Василия Дмитриевича.

Едва ли не самая характерная черта Поленова — работо­способность. Труд любил он самозабвенно и, помнится, на­зывал глубоко несчастными тех людей, которые не любили или не умели трудиться".

Так вспоминал в свое время о Поленове известный художник Василий Васильевич Мешков.

 

Имя Полено­ва знают миллионы людей. Без его картин теперь немыс­лимо представить себе русское искусство. Доступные и понятные каждому, они несут в народ высокие эстетические и этические идеалы, убеждают нас в том, что подлинно художественные произведения никогда не стареют.

Василий Дмитриевич Поленов родился в Петербурге в семье ученого-археолога, большого любителя и знатока ис­кусства. В 1863 году, по окончании гимназии, Поленов по­ступил в Академию художеств. Занимаясь здесь у П. П. Чистякова, он одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета. Получив универ­ситетское и академическое образование, Полено© как пен­сионер Академии выехал за границу. Пробыв некоторое время в Италии он направился во Францию и обосновался в Париже в кругу своих близких друзей — И. Е. Репина, В. М. Васнецова, А. П. Боголюбова и других русских ху­дожников. Мечтая посвятить себя «исторической живописи, Поленов создал картины: «Право господина» (1874), «Арест гугенотки» (1875), за последнюю он получил зва­ние академика.

Вскоре, однако, Поленов понял, что его призвание «всего ближе к пейзажному, бытовому жанру». И действительно, написанные им в Нормандии этюды «Белая лошадка. Нор­мандия», «Отлив», «Черная лодка», «Пруд в Веле» явились высшим достижением периода пенсионерской поездки.

Вернувшись в Россию раньше положенного срока, Поле- нов вскоре отправился в качестве художника на фронт русско-турецкой войны. За участие в боевых действиях он был награжден медалью и крестом. Его фронтовые рисун­ки, частично печатавшиеся в журнале «Пчела», до сего дня не утратили интереса.

В 1878 году Поленов, поселившись (В Москве, /впервые вы­ступил на выставке Товарищества передвижников со своей картиной «Московский дворик». Это произведение принесло художнику заслуженную славу. Вслед за /ним появились составившие целую эпоху в развитии русского пейзажа картины «Бабушкин сад» (1879) и «Заросший пруд» (1879).

В пейзажах Поленова все было просто, естественно и пре­красно. Интимная задушевность, тонкая пленерная переда­ча воздуха и света сочеталась в них с завершенностью ком­позиции, точным, четким рисунком.

В начале 80-х годов Поленов задумал создать серию кар­тин на библейские сюжеты. С целью изучения природы и обстановки, среди которых протекало действие библейских легенд, художник совершает путешествие в Египет, Сирию и Палестину. Во время путешествия он пишет множество этюдов пейзажного и этнографического характера. Эти этюды были восприняты знатоками искусства как новое слово в русской живописи. Никогда еще до них не было та­кой мастерской передачи световоздушной среды, такой тон­кости отношений, богатства бесчисленных оттенков разных цветов. Однако большая картина «Христос и грешница» (1887), ради создания которой было совершено путешествие на Восток, не стала бесспорным достижением Поленова. Она несла на себе печать отвлеченных «нравственно-утопических представлений и академической условности.

Параллельно с созданием полотна «Христос и грешница», Поленов писал лирико-эпические пейзажи русской природы и работал над картиной «Больная» (1886).

Новый подъем в творчестве Поленова наступает с его переселением в имение «Борок» (ныне Поленово), распо­ложенное неподалеку от Тарусы. Здесь одно за другим воз­никают полотна, отражающие «расоту могучей и скромной русской природы («Ранний снег», 1891; «Летом на Оке», 1893; «Золотая осень», 1893; «Стынет», 1893; «Ока с высо­кого берега», 1898 и др.)»

В январе 1905 года узнав, что великий князь Владимир Александрович, бывший президентом Академии художеств, командовал расстрелом демонстрации, Поленов вместе с Серовым отказался от академического звания. Уже стари­ком, в 1910 году, Поленав начал в Москве широкую про­светительскую деятельность в области народного театра. Он сам ставил спектакли, писал декорации, сочинял музы­ку, читал лекции о театральном искусстве.

Много сил и внимания уделял художник педагогической работе. Еще в 1882 году Поленов заменил в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества А. К. Саврасова по пейзажному классу и преподавал там многие годы. Среди учеников Поленова были И. Левитан, К. Коровин, И. Остро­ухое, А. Головин, С. Иванов, В. Бакшеев, В. Бялыницкий- Бируля, В. Мешков и другие.

В 1918 году художник со­здал один из лучших своих эпических пейза­жей «Разлив на Оке». Эта картина воспринимается как обобщенный, поэтически выразительный образ России.

За многолетнюю плодотворную художественную и общественную деятельность Поленову одному из первых было присвоено почетное звание народного художника республики.

Картины Поленова

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Конспект ООД по ознакомлению с пейзажной живописью в подготовительной к школе группе. «Знакомство художником-пейзажистом В.Д. Поленовым. Сравнение картин В. Д. Поленова и И. И. Левитана «Золотая осень».

Соловьева Марина АнатольевнаВоспитатель I квалификационной категорииМБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня, 2016 г.

Конспект ООД по ознакомлению с пейзажной живописью в подготовительной к школе группе.«Знакомство художником-пейзажистом В.Д. Поленовым. Сравнение картин В. Д. Поленова и И. И. Левитана «Золотая осень».Программное содержание: Познакомить художником-пейзажистом В.Д. Поленовым.Развивать у детей художественное восприятие пейзажных картин, интерес и эмоциональный отклик на них. Учить детей внимательно рассматривать репродукции картин и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности.Формировать умение сравнивать два похожих пейзажа, находить сходство и различия в содержании и средствах выразительности.Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения. Поощрять высказывания детей. Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».Активизация словаря: пейзажная живопись, художник-пейзажист, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона. Подготовительная работа:Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке, рассматривание репродукций картин И.И. Левитана и В.Д. Поленова. 

Ход ООД:

Воспитатель выставляет портрет В.Д. Поленова.Воспитатель: Ребята, мы продолжаем знакомиться с творчеством художников-пейзажистов. Сегодня я расскажу вам об учителе уже знакомого вам художника Исаака Ильича Левитана Василии Дмитриевиче Поленове.Василий Дмитриевич Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. Очень большое влияние на Василия Поленова оказала его бабушка. Она хорошо знала русскую историю и народную поэзию, любила рассказывать вну

educontest.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта