Сочинение по картине И. Левитана "Март" (3-й класс ). Картина левитана март сочинение 3 класс


План-конспект урока "Сочинение по картине И.Левитана Март"

Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»

Цель урока: развитие письменной речи обучающихся 4 класса  посредством описания картины  Исаака Ильича Левитана «Март».

Задачи:

  1. Формировать умение обучающихся составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности; умение использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником;

  2. Обучать обучающихся правильному построению предложений с опорой на картину, с помощью дополнительного материала обогащать речь обучающихся эпитетами, метафорами, рекомендуя их к использованию в тексте сочинения; развивая речь и мышление обучающихся, настойчиво приучать их правильно рассуждать, делать собственные выводы, умозаключения;

  3. Упражнять обучающихся в распространении предложений, построении их согласно теме картины, помогать овладевать связной письменной речью; продолжать выработку у обучающихся навыков грамотного письма с использованием орфографических опор;

  4. Способствовать развитию творческого воображения детей;

  5. Воспитывать любовь к родной русской природе.

Оборудование: картина И.И.Левитана «Март», карточки по речевой работе, фонограмма : П.И.Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка»

Ход урока

Материал для учителя

      О том, какое влияние имело творчество Левитана на современников, можно посудить по картине "Март". Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но, однажды, он взялся за зимний пейзаж, и написал эту картину - "Март". Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники, включая Юона и Грабаря, варьировали его в своих работах.

Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно, что создавалась картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на полотне. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности, в игре всех цветов и красок.

Левитан был мастером пленэрной живописи, живописи, выполненной непосредственно на природе. На открытом воздухе. Общение с природой делает художника очень чутким к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. Картины пейзажистов, созданные на пленэре, обладают свежестью, необыкновенною силой передачи мгновенного, мимолетного чувства прекрасного.

Левитан не только видит природу, он ее понимает и осмысливает. Пейзаж передает чувства, мысли и настроение автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведение.

        

        В русской живописи выдающимся мастером жанра пейзажа был И.И.Левитан (1860-1900). Портрет художника (может быть показан на проекторе).

Ему было дано постичь счастье разговора с природой. Он написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы, чаще всего русской природы. Современники признавали, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое ...дорогое и родное". "Задворки заурядной деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берез,– все превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины,  и, смотря на них, мы чувствовали, что именно это мы видели всегда, но как–то не замечали".

Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. А картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения. И сейчас вы в этом убедитесь!

  1. Организационный момент.

 Психологический настрой класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Работа по картине картины.

а) Рассматривание картины.

- Ребята! Что изображено на картине? ( оттаявшая дорога, угол деревянного дома, запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега, деревья)

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эту замечательную картину? Какое у вас настроение? ( Настроение приподнятости, радости, свежести, спокойствия, поэтичности…)

! Можно использовать такой прием:

- Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее. ( Синеватый рыхлый снег, переливающийся разными оттенками;  зеленый, темный манящий лес; тоненькие, хрупкие, стройные деревца; сияющее, голубое, ликующее, чистое небо; рыжая, дремлющая, усталая лошадь; дом, освещенный солнцем;  лимонно-желтая стена; золотистые осины, тянущиеся к небу)

- Ребята! А какой день изобразил художник на этой картине?  ( День теплый, ясный, солнечный)

- А что нам показывает, что день именно такой? ( Желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стене дома, синие и фиолетовые тени от деревьев)

- Что вы можете сказать про цвет неба? (  Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и нежный, что кажется, будто от него какое-то радостное сияние). Как цвет помогает художнику показать приближение весны? Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к весне? ( Оттенки снега, голубые тени, дорога в коричневых, фиолетовых тонах, золотистые стволы деревьев под лучами солнца)

- Хотя на картине присутствуют и холодные тона, вся она как будто пронизана теплыми тонами: желтым, золотистым, розоватым, голубым цветом. Солнечный цвет везде – на стенах дома, на стволах молодых березок, на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам. Что вы можете сказать про ком снега на крыше? ( Ком снега подтаял, скоро он с шумом упадет с крыши на землю)

- Обратите внимание на лошадь у крыльца. Какая она? ( смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная  в сани, тоже радуется весне. Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот теплый весенний день)

 - О чем говорит нам изображение на картине дома с открытой дверью, лошадки перед крыльцом?

(Мы чувствуем присутствие человека, кажется, что он только подъехал на санях и вошел в дом, беспечно оставив дверь открытой)

- Как вы считаете, каково настроение этого человека, что у него на душе?

(Он радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете)

( Вывод: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение)

 - Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? ( ответы обучающихся)

- Посмотрите на картину внимательно и скажите,  какие звуки, запахи можно ощутить здесь?

(Запах талого снега, зелени сосен, разъезженной дороги, лошадки, дома, в котором долгое время никто не жил, запоют птицы, зашумят ветки деревьев, скрипнет дверь, переступит с ноги на ногу лошадка, упадет с крыши глыба снега, мелодично зазвенит капель)

- Почему мы можем услышать столько звуков на картине?

( Весь пейзаж представлен художником в движении, в состоянии изменения, пробуждения природы)

- Лошадка стоит около крыльца, на дереве висит пока еще пустой скворечник, почки набухли, но еще не распустились – о какой главной мысли картины свидетельствуют эти детали?

(Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина проникнута мотивом ожидания)

б) Словарная работа

- Как рассказать так, чтобы не знающий эту картину человек мог себе ее представить? Найдите точные, выразительные слова, используйте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Возможно, вам понадобятся сложные прилагательные. Порядок, по которому будем описывать картину, предложен вам в таблицах, используйте их как черновики (таблица состоит из двух граф: в одной перечислены пункты, которые вы видите ниже, в другой оставлено место для того, чтобы школьники заполнили их словами, словосочетаниями или предложениями, наиболее ярко отражающими характер описываемого явления или предмета).

Освещение, солнце

Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено; греет ласковое весеннее солнышко; все сверкает на солнце.

Основные цвета

Желтый, голубой и зеленый с добавлением белого. Преобладает именно желтый, потому что Левитан так передает солнечный свет

Снег

Сероватый с загрязненной коркой, потемневший, ноздреватый; то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, и поэтому желтоватый, то в тени голубой; тающие сугробы; стеклянный блеск талой воды; от тающего снега веет сырой прохладой; отдельные выпуклые мазки для изображения снега, мы как бы чувствуем его рыхлость.

Деревья и скворечник

Розоватые, впитавшие солнце тонкие ветки берез, их стволы тянутся вверх, а прозрачные ветки усиливают воздушность картины; набухли почки, уже готовятся выпустить свои листочки; скворечник, ожидающий улетевших на зиму хозяев; зелень сосен кажется уставшей от долгой зимы, какой-то побуревшей.

Небо

Голубизна неба; светло-голубое безоблачное небо, прозрачное.

Дорога

Разъезженная дорога, лужи талого снега, из-под снега выступила глинистая земля.

Дом

Желтые стены дома, открытая дверь, часть которой находится в тени; уже не нужно беречь тепло –весна; отброшенная       ставня; подтаявшая шапка снега на крыше крылечка, со всех сторон как бы обкусанная солнцем.

Лошадка

Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

в) Составление плана сочинения

 - Теперь, когда найдены выразительные слова для всего, что мы видим на картине, попробуем объединить все сказанное нами, составив план, в котором будем начинать с наиболее общего, а потом уже переходить к отдельным частям картины. (Эту работу можно делать вместе с классом только в том случае, если учитель отводит на работу по картине три часа (вместе с написанием сочинения), при двух часах план уже может быть заранее подготовлен учителем, тем более, что в него включено только то, что обсуждалось на уроке и к чему учащиеся должны были подойти сами.

Примерный план сочинения (1 вариант)

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

  1. Написание сочинения обучающимися.

  2.  Самопроверка.

  3. Подведение итогов

Работы обучающихся 4а класс (2012-2013 уч. год)

Кобелькова Александра

Левитан Исаак Ильич прожил сорок лет. Он написал более тысячи картин. Картину «Март» Исаак Ильич написал в 1895 году. Эта картина находится в Третьяковской галерее.

На первом плане находится тропа, снег, крыльцо дома. Тропа глинистая, она еще не до конца растаяла. Тропа доходит до второго плана и идет дальше. Снег с загрязненной коркой, пахнет сыростью, растоптанный. На снегу есть маленькие ямы. Крыльцо дома,  открыта дверь, столбы у крыльца светло-желтые. Крыша – богатого цвета. На крыше еще не растаял снег, только края крыши.

На втором плане сосновый бор, скворечник, лошадь, березы, снег, сугробы. Сосновый бор  густой, зеленый, большой. Скворечник  повешен на лысой березе. Он белый и не большой. Лошадь запряжена в сани. Березы – лысые, очень мало листьев, они только на верхушке. Снег  с сугробами, на снегу следы.

Мне понравилась эта картина,  и всем она нравится, потому что на  ней изображен светлый и веселый день. Ветер дует нежно. И хочется очутиться в этом доме, на улице и в сосновом бору.

 Назаренко Кирилл

Исаак Левитан написал эту картину в 1895 году. Написав более тысячи картин, картина «Март» единственная с изображением снега.

На картине изображены яркие тёплые тона, они показывают и доказывают, что это и есть март – тёплый и ласковый. На дальнем плане показан небольшой сбор деревьев, и туда ведут следы. Возможно, кто–то попросил последить за лошадью, а сам ушёл ненадолго. На картине слышны запахи лошадиного навоза, шерсти лошади, утренней свежести и, конечно, весны. Также слышны звуки колокольчиков лошадиной упряжки, капели и, возможно, реки неподалёку.

Картина вызывает счастье, тепло, радость и так хочется гулять по весеннему лесу.

Освещение, солнце

Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено; греет ласковое весеннее солнышко; все сверкает на солнце.

Основные цвета

Желтый, голубой и зеленый с добавлением белого. Преобладает именно желтый, потому что Левитан так передает солнечный свет

Снег

Сероватый с загрязненной коркой, потемневший, ноздреватый; то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, и поэтому желтоватый, то в тени голубой; тающие сугробы; стеклянный блеск талой воды; от тающего снега веет сырой прохладой; отдельные выпуклые мазки для изображения снега, мы как бы чувствуем его рыхлость.

Деревья и скворечник

Розоватые, впитавшие солнце тонкие ветки берез, их стволы тянутся вверх, а прозрачные ветки усиливают воздушность картины; набухли почки, уже готовятся выпустить свои листочки; скворечник, ожидающий улетевших на зиму хозяев; зелень сосен кажется уставшей от долгой зимы, какой-то побуревшей.

Небо

Голубизна неба; светло-голубое безоблачное небо, прозрачное.

Дорога

Разъезженная дорога, лужи талого снега, из-под снега выступила глинистая земля.

Дом

Желтые стены дома, открытая дверь, часть которой находится в тени; уже не нужно беречь тепло –весна; отброшенная       ставня; подтаявшая шапка снега на крыше крылечка, со всех сторон как бы обкусанная солнцем.

Лошадка

Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

Примерный план сочинения

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

Примерный план сочинения

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

kopilkaurokov.ru

Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Март»

Конспект открытого урока по развитию речи,

проведенный в ГОУ №376 в 4 классе

учителем высшей категории

Егоровой Г.В.

Тема: Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Март»

Цели:

1.Развивающая: знакомство с творчеством И.И. Левитана, его картинами.

2.Обучающая: отбор и систематизация материалов к сочинению, понимание основной мысли, умении ее выразить, отбор языковых средств в соответствии с типом текста (описание), умение редактировать.

3.Воспитывающая: воспитание любви к родине через восприятие родной природы.

Ход урока:

  1. Рассматривание репродукции

  2. Беседа по картине по вопросам

1.Какое время года изобразил художник на картине?

2.Какие краски преобладают?

3.Что И. И. Левитан изобразил голубым?

4.Где происходит действие на картине?

5.Какими изобразил И. И. Левитан деревья?

6.Каким образом передал художник, что природа радуется весне?

7.Какие чувства вызывает эта картина?

  1. Рассказ о художнике и его творчестве

Слово учителя о картине.

Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине.

Свободно и непринужденно кисть художника передает состояние пробуждающейся природы, свежий и влажный воздух, насыщенный дыханием пригретой земли, весеннее солнце, отбрасывающее от предметов синие тени на потемневшем ноздреватом снегу. Зритель не только видит, но будто и слышит природу, полную весенних шумов и шорохов: ветерок шуршит в ветвях и тихо колышутся верхушки деревьев, навстречу солнцу распахнута оконная ставня, еще качается на петлях дверь, только что впустившая в дом приезжего, подрагивает лошаденка, запряженная в низкие сани-волокуши… Так возникает образ природы – не статичной и застывшей, не «остановленное мгновение красоты», а природы трепетной, пульсирующей, живой.

  1. Подготовка к написанию сочинения.

1.Выбор эпиграфа.

2.Чтение текста.

Март

В марте горят снега: все усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берез становятся бронзовыми, а заросли ольхи – лиловыми. Днем на солнце капель. Ночью – звонкий мороз. А на рассвете – морозный пар. Белые березы в седой дымке. Как будто это пар то теплого дыхания, как будто березы дышат. Март голубой на дворе – пора яркого солнца и полосатых снегов. Март – зиме конец, а весне – начало.

(По Н. Сладкову)

Вопросы к тексту:

  • Прочти о снеге, о солнце, о ветвях деревьев.

  • Какая пословица использована, можно ли ее взять в качестве эпиграфа?

3. Языковая подготовка к написанию сочинения:

  • Работа с текстом, (выбрать из текста прилагательные, помогающие описать картину.) (См. слайд №3)

4. Коллективное составление плана сочинения

Примерный план сочинения.

  1. Приближение весны.

  2. Описание снега, неба, воздуха, солнца.

  3. Деревья тянутся к солнцу.

  4. Природа радуется весне.

  5. Настроение, вызванное картиной.

Слова для справок:

Ярко-голубое, ощущается тепло, дуновение, бело-голубой, отражаются в снегу, могучие тополя, пробуждается.

5. Лучшие устные описания картины учащихся.

6. Написание сочинения

7.Редактирование работ. Итог урока.

8.Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение о творчестве Левитана «Почему И. И. Левитана называют певцом русской природы?»

(См. слайды 4,5 и 6 – воспоминания о Левитане)

doc4web.ru

Сочинение по картине И. Левитана "Март" (3-й класс )

Сочинение по картине И.Левитана "Март" (3-й класс )

Цель: Научить писать сочинения-описания на материале непосредственных наблюдений.

Задачи урока:

Обучающие:

– познакомить с жизнью и творчеством И.И. Левитана;

– учить «читать» картину, осмысливать ее содержание;

– формировать умения строить текст в определенной композиционной форме;

– систематизировать собранный материал;

– учить определять основную мысль сочинения;

– формировать навыки самоконтроля;

– провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях.

Воспитывающие:

– привлечь внимание детей к красоте весенней природы;

– воспитывать самостоятельность;

– творческую активность;

– способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;

– эстетическое восприятие произведений искусства;

– любовь к природе;

– воспитывать чувства красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

Развивающие:

– развивать способность внимательного отношения к изучению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

– способствовать развитию творческого воображения детей;

– формировать умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником;

– развивать чувства прекрасного.

Оборудование урока:

Репродукция картины И.И. Левитана “Март“.

Альбом П.И. Чайковского “Времена года“.

Выставка иллюстраций времени года – весна.

Выставка рисунков детей.

Выставка книг (пословицы, загадки, поговорки, о весне).

Подготовительный материал для словарной работы (см. далее).

Стихотворения поэтов о весне.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока и основной цели:

– Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа (по картине И.И. Левитана “Март”).

Что значит написать сочинение-описание по картине?

Через проблемно-диалоговый метод подвести учащихся к следующим ответам:

Определение ее предметного содержания, подтекста, основного замысла (идеи), средств художественной выразительности.

Передать свое отношение к пейзажу на картине, свои чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает.

4- 8 слайд (Презентация)

II. Слово учителя об авторе картины

Левитан Исаак Ильич (1860-1890г.г.)

Левитан написал картину “Март” в 1895 году.

Известно, что картина написана с натуры под Москвой. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности в игре всех цветов и красок.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Картины Левитана можно назвать патриотическими. Чувство Родины рождается, как будто бы из незначительных вещей, хотя бы таких, как стоящие сани, запряженные лошадью. Все это крупицы, из которых создается великолепное целое, что зовется Родиной. О каждой из картин можно написать исследование и поэму. Они обладают свежестью, необыкновенной силой передачи мгновенного, мимолетного чувства прекрасного. Художник не только видит природу, он ее понимает и осмысливает. Пейзажи Левитана именуются “пейзажами настроения“. Они передают чувства, мысли и душевное состояние автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведения.

9 слайд

Давайте послушаем музыкальный фрагмент из альбома “Времена года“ великого русского композитора П.И. Чайковского.

Слушание музыки

Понравилась ли Вам музыка? Чем?

Слово учителя

П.И. Чайковский и И.И. Левитан умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувства любви и восторга. Чайковский передал в звуках то же, что Левитан – красками – пробуждения природы, наступления весны.

10 слайд

III. Рассматривание картины Левитана “Март“

Каково общее впечатление от картины, грустное или радостное?

11 слайд

IV. Работа со словарем настроений

Какие чувства, желания рождает пейзаж?

Выберите слова-названия чувств, которые помогут вам передать настроение.радость восторг волнение

удивление восхищение беспокойство

испуг грусть интерес

Каким одним словом можно выразить настроение создаваемое картиной?

Праздник

V. Анализ картины

Каков, по-вашему замысел картины?

Художник показал пробуждение природы, весеннее обновление земли. Все словно замерло вокруг, согретое ласковы солнцем.

Какой день изобразил художник?

День теплый и солнечный.

Как вы догадались, что день солнечный. Ведь самого солнышка здесь нет?

На это указывают желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стенах дома, тени от деревьев,небо такое голубое бывает, когда ярко светит солнце.

По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?

Яркое солнце; высокое голубое небо; капель с крыши дома; проталинка у дома; снег побурел, подтаял; ветки берез тянуться к небу; к нежным лучам солнышка.

Что вы можете сказать про цвет неба?

Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и прозрачный, что кажется, будто от него идет какое-то радостное сияние.

Какие краски использовал художник, чтобы показать свое отношение к весне?

Дети обращают внимание на все оттенки снега, голубые тени, дорогу в коричневых, фиолетовых тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца.

Какие тона преобладают – теплые или холодные?

Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льют теплые желтые тона.

VI. Учитель подводит детей к обобщению

При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам.

Что вы можете сказать про ком снега на крыльце?

Ком снега подтаял и скоро с шумом упадет с крыши на землю.

Обратите внимание на лошадь у крыльца.

Лошадь пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравиться этот теплый весенний день. Она ждет тепла, свежей травки.

Рассказ учителя по содержанию картины.

Картина И. Левитана «Март» - один из самых поэтичных пейзажей в русском искусстве. Художнику удалось передать самые первые мгновения весны, самые первые ее шаги. Дыхание весны ощущается во всем: в ноздреватом снеге, в проталине у дома, в капели, в прозрачном воздухе и в голубом, по-весеннему высоком небе.

Когда смотришь на картину, возникает ощущение, что зима отступает, не в силах сопротивляться весне.

На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, где особенно тепло, снег слоится. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит еще не тронутой. Небо – высокое, нежно-голубое, чистое. Свет солнца теплый, желтый. Под действием солнечных лучей снег на крыше начал подтаивать и вот–вот, шурша, сползет с нее.

Удивительная тишина вокруг. Но присутствие человека незримо ощущается в картине: дверь приоткрыта, у крыльца мы видим лошадь. Она пригрелась на солнышке и задремала. Картина вызывает чувство приподнятости и радости.

Предлагаются задания на развитие творческого воображения

Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

Покататься на лошади, побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом, постоять под сосной и полюбоваться красотой, погреться на крылечке под лучами солнца.

Чтобы бы вы могли там услышать?

Весеннюю капель, шелест веток от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст наста под ногами.

12 слайд

Работа над эпиграфом к уроку

Учитель напоминает детям определение эпиграфа.

Детям раздаются стихи о весне (cм. приложение)

Подумайте, что общего между картиной и стихотворениями.

Весна – это пробуждение. Все в природе начинает просыпаться, все начинает улыбаться и радоваться. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в устном и народном творчестве, поэзии, живописи, музыке.

13 слайд

Дети читают стихи, выбирают их них наиболее образные выражения (цитаты) для эпиграфа.

Запись эпиграфа в тетради.

14 слайд

Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?

Сравнения: шапка снега; снег белый, как мел; ветви деревьев, как кружева на фоне неба.

Красочные определения: чарующий, изумительный, превосходный, прекрасная картина, прозрачный воздух.

Слова в переносном значении: береза радуется, царство зимы; лошадь призадумалась, снег играет.

Олицетворение: солнце льет свое тепло, грустит зима.

15 слайд

Какая часть речи поможет Вам точно и ярко описать признаки предметов, изображенных на картине? (Имя прилагательное).

Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.снег лес

березы лошадь

небо солнце

Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.

Словарная работаСнег Плотный, серый, грязный, ноздреватый, рыхлый.

Лес Зеленый, темный, манящий.

Березы Хрупкие, стройный, тоненькие, изящные.

Лошадь Рыжая, дремлющая, усталая.

Небо Голубое, прозрачное, ясное, чистое, высокое.

Солнце Яркое, сияющее, ликующее.

16 слайд

Составление плана сочинения

О чем напишем в начале сочинения?

На картине изображена ранняя весна, природа в марте

Как художник показывает приближение весны?

Описание картины

Какую роль играет цвет в картине?

Какое впечатление производит картина?

17 слайд

Примерный план

Вступление. Название картины, автор. Первый месяц весны.

Цвет и настроение картины.

Небо, солнце, воздух.

Снег, деревья.

Мое отношение к картине.

Устное рассказывание по плану

Речевая подготовка

18 слайд

Задание 1

Найти неточно употребляемое слово и замени его.

Снег отсвечивает нежными красками (оттенками) розоватого, голубоватого, зеленого.

Яркие краски природы придают картине прекрасное ощущение (настроение).

Художник показывает (передает) нам радость.

19 слайд

Задание 2

Подбери синонимы к словам.

Художник – мастер кисти, живописец, пейзажист, автор.

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искриться, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.

20 слайд

Задание 3

Определите, в чем ошибка и исправить ее.

Солнечный свет отражается на снег (на снегу).

Полотно показывает прелести (прелесть) этой поры.

И на радость всех (всем) набухают почки.

Чистое весеннее небо радуют глаза (глаз).

21 слайд

Орфографическая подготовка

Обратить внимание детей на написание слов, обозначающих местоположение, цвет.

Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, коричневый, фиолетовый.

22 слайд

Самостоятельная работа над сочинением

Написание сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки учителем, - на чистовике.

Работа над редактированием текста

Основные этапы:

Оценка учителем результатов работы класса в целом.

Зачитывание отдельных удачных и неудачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.

Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми. («Найди самое удачное место в своем сочинении (или сочинении соседа) и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе самым удачным»)

Работа над ошибками (групповая и индивидуальная)

Подведение итогов урока

Использованная литература:

Я иду на урок. Развитие речи. Книга для учителя.

И. Левитан. Сборник репродукций картин И. Левитана с комментариями.

Энциклопедия ,,Аванта плюс”. Искусство.

fs.nashaucheba.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта