Левитана картина плес


музей под открытым небом. Город, вдохновлявший Левитана

Старинный город Плес раскинулся на холмистом берегу Волги. Наивысшая точка над уровнем реки - 54 км.  

Плес  

Впервые Плёс упоминается в 1141 году в Новгородской летописи. Дата основания первой крепости неизвестна, зато существуют свидетельства о том, что разрушена она была армией Батыя в 1238 году. В 1410 году сын Дмитрия Донского московский князь Василий I приказал возвести на территории Плёса таможенно-сторожевую заставу. Выбранное место было удобно тем, что отсюда издалека заметен приближающийся враг. За крепостью возник посад, а затем слобода. Город и поныне сохраняет историческую планировку XVII-XVIII веков. Провинциальность Плеса очаровательна. 

Плес

Плес

Плес

До появления в 1871 году железнодорожного сообщения Иваново-Кинешма Плес был важным перекрёстком транспортных путей, здесь был крупный порт. В городе действовали фабрики по производству полотна, солодовенные заводы и пивоварни. После потери своего стратегического значения Плёс становится местом отдыха и творческого вдохновения. Сюда приезжают художники. Здесь сохранилась дача, принадлежавшая Федору Шаляпину.

Поскольку Плес - туристический город, то здесь есть указатели и карты с достопримечательностями, что облегчает ориентацию в пространстве.

Первой достопримечательностью, появившейся почти сразу при въезде в город, был архитектурный ансамбль Троицкой и Введенской церквей. Комплекс, расположенный на площади автовокзала, называют Парадными воротами Плёса. Ранее здесь была Троицкая слобода и отсюда начинался шуйский и нерехтский тракты.

Осмотрев церкви, мы поехали к Соборной горе - сердцу исторической части Плеса. У его подножия имеется небольшая стоянка. Оставив здесь автомобиль, мы стали подниматься вверх, любуясь прелестными панорамами.

Плес

Соборная гора, состоящая из плато, вала и склонов, интересна в отношении природы, истории и архитектуры. Здесь можно встретить редкие виды растений, например, манжетку семиугольную, живокость высокую, воробейник лекарственный.

Соборная гора, Плес

Соборная гора, Плес

Виды с Соборной горы на Волгу и Плёс открываются необыкновенно красивые.

Соборная гора, Плес

Соборная гора, Плес

Плес

ПлесПлес

Крепостной вал и ров на Соборной горе появились в 1410 году. Они были частью фортификационной и таможенной системы, контролировавшей Волжский путь. По крутым склонам врагу было непросто подобраться к стенам крепости.

Соборная гора, Плес

Соборная гора, Плес

Успенский собор, возведенный на Соборной горе в 1699 году, относится к древнейшим памятникам религиозной архитектуры Плёса. Сооружение выполнено в провинциальных формах московского барокко.

Успенский собор, Плес

Плес

Памятный крест установлен на месте уничтоженной в советский период Казанской летней церкви 1884 года. В ней хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. 

Соборная гора, Плес

Здание присутственных мест было построено в 1786 году в стиле раннего классицизма. Оно имело общественно-административное предназначение, в нем селились чиновники. Позднее здесь размещались городские организации - управа, общественный банк, архив, мужское училище.

Плес

В настоящее время дом отреставрирован и здесь находится музейно-выставочный комплекс. В нем размещается экспозиция "Древний Плес и Ивановская земля". Есть хороший сувенирный магазин.

Плес Памятник князю Василию Дмитриевичу установили в 1910 году, в год празднования 500-летия Плёса.

Плес

Спустившись с Соборной горы, мы обошли её слева по дорожке, чтобы попасть в Музей древнерусской семьи.

Плес

Музей находится на месте бывшей средневековой усадьбы, восстановленной по результатам 20 лет археологических раскопок. Предполагают, что она сгорела во время нападения ордынцев в 1238 году. К сожалению, экспозиция была закрыта, и вместо неё мы пошли в расположенный рядом Музей плёсской хозяйки XIX века.

Музей, Плес

Здесь в небольшом домике хозяйка рассказала о домашних устоях плёсской семьи, показала нам старинную домашнюю утварь и продемонстрировала, как ею пользоваться, например, как раньше гладили белье рубелем. Плес

Музей, Плес

От Соборной горы мы поехали к набережной и припарковались на торговой площади.

Плес

Здесь стоят торговые ряды, относящиеся к памятникам архитектуры.

Плес

На Калашной улице продают изделия различных ремесленников.

Плес

Главное украшение площади - пятиглавая Воскресенская церковь, возведенная у Волги в 1817 году в стиле классицизма с элементами, характерными для ярославского зодчества XVII века. Храм был построен в честь победы над Наполеоном.

Воскресенская церковь, Плес

Основной объем сооружения представляет собой высокий, двухъярусный четверик с пониженной апсидой. Он красиво сочетается с выдающимися  портиками по бокам и трехъярусной, богато декорированной колокольней

Воскресенская церковь, Плес

В Плесе снимались несколько фильмов, среди которых «Два капитана» и «Жестокий романс». В этих картинах можно увидеть Воскресенскую церковь.

Плес

Внутри церкви фотографировать нельзя. Но уже на входе видно, как в ней нарядно.

Воскресенская площадь, Плес

Воскресенская церковь, Плес

Воскресенская церковь, Плес

Плес

Рядом с Воскресенской церковью находится деревянная часовня Михаила Архангела (Воскресенская). Сооружение привезли в Плес в 1980 году из деревни  Антоново.

Часовня, Плес

На набережной расположен Мемориальный Дом-музей И.И. Левитана. Он был открыт в 1972 году. В Плесе знаменитый живописец-пейзажист жил и работал три летних сезона, за которые написал 23 картины, среди которых, "Вечер. Золотой плес", "Тихая обитель",  "Над вечным покоем", множество рисунков и эскизов. Всего около 200 работ.

Музей Левитана, Плес

Плес

Недалеко от музея в 1974 году установили памятник И.И.Левитану, выполненный скульптором из Иваново Н.В. Дыдыкиным.

Плес

В Плесе также есть музеи Пейзажа и Свадьбы. Но на посещение их времени у нас не хватило.

На набережной стоят хорошо сохранившиеся и отреставрированные дома прежних веков. На некоторых установлены мемориальные доски. 

Плес

Плес

Плес

Перед отъездом мы пошли искать Памятник кошке, который установлен на набережной. Скульптуру сделал в 2008 году белорусский художник Олег Илларионов. Он изобразил свою любимую кошку по кличке Муха. По одной из городских легенд, она погибла, защищая своих котят.

Плес

Муха напомнила нам верную собаку Хатико, которая многие годы ждала своего хозяина.

Плес

Старинный Плес нам понравился. Здесь нет предприятий, неплохо развита туристическая инфраструктура, многие достопримечательности хорошо отреставрированы. Город изобилует историческими объектами и радует живописными пейзажами. Приятно погулять по кедровой, дубовой, березовой и левитановской рощам. Есть интересные магазинчики и уютные кафе.

В городе проводятся ежегодный российский фестиваль моды «Плёс на Волге. Льняная палитра», международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского, Левитановский музыкальный фестиваль.

Плёс считается наиболее хорошо сохранившимся провинциальным городом периода домонгольской Руси.  

www.za7verst.ru

Описание картины Левитана

Вечер. Золотой Плёс.1889. Холст, масло. 84,2 x 142. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1887 и 1888 Левитан вместе со своей возлюбленной Софьей Петровной Кувшинниковой совершил путешествие по Волге. Великая река традиционно являлась важной вехой в творчестве многих русских художников: Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ильи Репина.

Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры).

Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы. Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер... Ну, не мог я разве дельно поработать под Москвою и не чувствовать себя одиноким, с глазу на глаз с громадным пространством, которое просто убить может. Сейчас еще дождь пойдет… Этого еще не хватало…».

Вскоре Левитан, так и не найдя понимания Волги, вернулся в Москву. Но впечатления от поездки не отпускали его. Зимой 1887—1888 годов были написаны «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге», в которых Левитан, видимо, обобщая волжские впечатления, сумел сообщить своему искусству новое, философски-эпическое звучание.

Весной 1888 года Левитан снова отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. И не напрасно. На этот раз встреча с волжскими просторами оказалась намного более благоприятной.

Еще с парохода он разглядел на берегу небольшой живописный городок, растянувшийся почти от одного изгиба реки до другого. Это был Плёс, чьи окрестности впоследствии запечатлел на своих полотнах живописец.

Месяцы, которые он провел в Плёсе в 1888, а затем и в два последующие года, стали, быть может, самыми плодотворными в его жизни. Уютный патриархальный городок, окрестные леса, поля и, конечно, волжские просторы дали ему желанное душевное равновесие и многообразную натуру для творчества.

Левитан писал здесь березовые рощи, возвышавшуюся на лесистом крутом берегу часовню (Ветхий дворик, 1889), крепкие избы среди сияющих зеленями осенних полей (Осень. Слободка, 1889), окруженную лесом мельницу (Осень. Мельница, 1888), жемчужно струящиеся ручьи. В Плёсе были написаны первые из известных натюрмортов Левитана — изображения любимых художником полевых и лесных цветов «Одуванчики», конец 1880-х; «Ночные фиалки и незабудки», 1889 и другие. Но более всего Левитан писал в Плёсе Волгу, представшую теперь на его картинах соразмерной и дружественной человеческой душе. Вдохновенно, с удивительным многообразием цветовых гармоний и «мелодий», вечером и утром, в тихие и ветреные дни изображал он в своих этюдах и картинах ее плёсы, перекаты и заливы.

В картине «Вечер. Золотой Плёс» сквозь вибрирующий влажный вечерний воздух проступает ощущение тихого счастья. Этот вид на церковь с часовней и дом с красной крышей, в котором Левитан с Кувшинниковой снимали этаж, запечатлен с Петропавловской горы. Мягкий, золотисто-розовый на закатном солнце туман, обволакивающий Плёс, сочная зелень полого склона, голубовато-белые стены колокольни на фоне бледно-розового неба – все наполнено чувством гармонии природы и бытия. При всей масштабности произведения Левитан отразил великую реку не торжественно и пафосно, как это можно увидеть в работах других русских мастеров, а тепло и умиротворенно. Этим чувством наполнены все детали картины, и даже белая собака, которую еле видно в высокой траве на первом плане, выглядит очень трогательно.

Картина «После дождя. Плёс» насыщена влагой не меньше, чем «Вечер. Золотой Плёс». Она поражает мастерской передачей атмосферы и силой выразительности. В ней наглядно представлено состояние природы после только что прошедшей бури. Еще блестит от дождя мокрая трава, а ветер гонит по поверхности Волги серебристую рябь, но в этой холодной атмосфере чувствуется слабая надежда на тепло, которую передают рваные облака и проглядывающие сквозь них косые лучи солнца.

«Повседневная жизнь Волги отображена в картине „После дождя. Плес“. Собственно, в ней больше места отведено берегу, низкому, на первый взгляд мало приглядному, куда выходят окраинные постройки небольшого городка. Только что прошел ливень, освежил воздух, пропитал все влагой, но солнце уже начинает пробиваться сквозь клубящиеся облака. Омытые дождем крыши, трава и деревья — все осветилось мягкими, переливающимися чистыми красками» (В.Лось).

В каком-то смысле, образ Волги, вообще, изображение плавно несущей свои воды широкой реки является в искусстве зрелого Левитана как некое воплощение жизни в ее желанном чистом, незамутненном, естественном движении, поэтической сущности. Хотя в подобных пейзажах редко появляются фигуры, они отнюдь не отчуждены от жизни людей. И дело не только в том, что в них часто присутствуют храмы, дома, лодки и другие приметы человеческой деятельности. Весь образный строй левитановской живописи «насквозь очеловечен».

http://www.tanais.info/art/levitan12more.html 

В картине «Вечер. Золотой Плёс» сквозь вибрирующий влажный вечерний воздух проступает ощущение тихого счастья. Этот вид на церковь с часовней и дом с красной крышей, в котором Левитан с Кувшинниковой снимали этаж, запечатлен с Петропавловской горы. Мягкий, золотисто-розовый на закатном солнце туман, обволакивающий Плёс, сочная зелень полого склона, голубовато-белые стены колокольни на фоне бледно-розового неба – все наполнено чувством гармонии природы и бытия. При всей масштабности произведения Левитан отразил великую реку не торжественно и пафосно, как это можно увидеть в работах других русских мастеров, а тепло и умиротворенно. Этим чувством наполнены все детали картины, и даже белая собака, которую еле видно в высокой траве на первом плане, выглядит очень трогательно.

Похожие записи

design-kmv.ru

После дождя. Плёс. Описание картины Левитана

После дождя. Плёс.1889. Холст, масло. 80 x 125. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1887 и 1888 Левитан вместе со своей возлюбленной Софьей Петровной Кувшинниковой совершил путешествие по Волге. Великая река традиционно являлась важной вехой в творчестве многих русских художников: Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ильи Репина.

Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры).

Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы. Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер... Ну, не мог я разве дельно поработать под Москвою и не чувствовать себя одиноким, с глазу на глаз с громадным пространством, которое просто убить может. Сейчас еще дождь пойдет… Этого еще не хватало…».

Вскоре Левитан, так и не найдя понимания Волги, вернулся в Москву. Но впечатления от поездки не отпускали его. Зимой 1887—1888 годов были написаны «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге», в которых Левитан, видимо, обобщая волжские впечатления, сумел сообщить своему искусству новое, философски-эпическое звучание.

Весной 1888 года Левитан снова отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. И не напрасно. На этот раз встреча с волжскими просторами оказалась намного более благоприятной.

Еще с парохода он разглядел на берегу небольшой живописный городок, растянувшийся почти от одного изгиба реки до другого. Это был Плёс, чьи окрестности впоследствии запечатлел на своих полотнах живописец.

Месяцы, которые он провел в Плёсе в 1888, а затем и в два последующие года, стали, быть может, самыми плодотворными в его жизни. Уютный патриархальный городок, окрестные леса, поля и, конечно, волжские просторы дали ему желанное душевное равновесие и многообразную натуру для творчества.

Левитан писал здесь березовые рощи, возвышавшуюся на лесистом крутом берегу часовню (Ветхий дворик, 1889), крепкие избы среди сияющих зеленями осенних полей (Осень. Слободка, 1889), окруженную лесом мельницу (Осень. Мельница, 1888), жемчужно струящиеся ручьи. В Плёсе были написаны первые из известных натюрмортов Левитана — изображения любимых художником полевых и лесных цветов «Одуванчики», конец 1880-х; «Ночные фиалки и незабудки», 1889 и другие. Но более всего Левитан писал в Плёсе Волгу, представшую теперь на его картинах соразмерной и дружественной человеческой душе. Вдохновенно, с удивительным многообразием цветовых гармоний и «мелодий», вечером и утром, в тихие и ветреные дни изображал он в своих этюдах и картинах ее плёсы, перекаты и заливы.

В картине «Вечер. Золотой Плёс» сквозь вибрирующий влажный вечерний воздух проступает ощущение тихого счастья. Этот вид на церковь с часовней и дом с красной крышей, в котором Левитан с Кувшинниковой снимали этаж, запечатлен с Петропавловской горы. Мягкий, золотисто-розовый на закатном солнце туман, обволакивающий Плёс, сочная зелень полого склона, голубовато-белые стены колокольни на фоне бледно-розового неба – все наполнено чувством гармонии природы и бытия. При всей масштабности произведения Левитан отразил великую реку не торжественно и пафосно, как это можно увидеть в работах других русских мастеров, а тепло и умиротворенно. Этим чувством наполнены все детали картины, и даже белая собака, которую еле видно в высокой траве на первом плане, выглядит очень трогательно.

Картина «После дождя. Плёс» насыщена влагой не меньше, чем «Вечер. Золотой Плёс». Она поражает мастерской передачей атмосферы и силой выразительности. В ней наглядно представлено состояние природы после только что прошедшей бури. Еще блестит от дождя мокрая трава, а ветер гонит по поверхности Волги серебристую рябь, но в этой холодной атмосфере чувствуется слабая надежда на тепло, которую передают рваные облака и проглядывающие сквозь них косые лучи солнца.

«Повседневная жизнь Волги отображена в картине „После дождя. Плес“. Собственно, в ней больше места отведено берегу, низкому, на первый взгляд мало приглядному, куда выходят окраинные постройки небольшого городка. Только что прошел ливень, освежил воздух, пропитал все влагой, но солнце уже начинает пробиваться сквозь клубящиеся облака. Омытые дождем крыши, трава и деревья — все осветилось мягкими, переливающимися чистыми красками» (В.Лось).

В каком-то смысле, образ Волги, вообще, изображение плавно несущей свои воды широкой реки является в искусстве зрелого Левитана как некое воплощение жизни в ее желанном чистом, незамутненном, естественном движении, поэтической сущности. Хотя в подобных пейзажах редко появляются фигуры, они отнюдь не отчуждены от жизни людей. И дело не только в том, что в них часто присутствуют храмы, дома, лодки и другие приметы человеческой деятельности. Весь образный строй левитановской живописи «насквозь очеловечен».

Источник: http://www.tanais.info/art/levitan12more.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Координаты N57° 27.437'  E41° 31.586' 

Гора Левитана в городе Плёс - это небольшой холм, поросший березовым лесом, который с трех сторон окружен хозяйственными постройками, а с востока ограничен оврагом. Раньше гора называлась Петропавловской по имени стоящей на ней деревянной церкви Петра и Павла, построенной в 1561 году и сожженной в 1903 году.

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Тропа Левитана.

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

По преданию, именно из-за старинной деревянной церкви на Петропавловской горе И.И.Левитан остановился в Плёсе.

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область. Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Картина И.И.Левитана "Над вечным покоем".

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Церковь Воскресения из села Билюково перенесена на место деревянной церкви Петра и Павла, которая изображена на картине И.И.Левитана "Над вечным покоем".

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область. Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Вид на Волгу с горы Левитана.

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область. Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Вид с горы Левитана на Троицкую церковь.

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область. Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Памятник И.И.Левитану, который пишет картину "Над вечным покоем".

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

  

Деревянная лестница на Петропавловскую гору называется тропой Левитана. По ней И.И.Левитан поднимался на вершину холма и писал картину "Над вечным покоем".

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область. Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область. Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Вид с горы Левитана на Троицкую церковь, чуть правее - Введенская церковь.

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область. Вид с горы Левитана на Соборную гору, на которой хорошо видны Успенский собор и здание Присутственных мест. Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область. Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Воскресенскую деревянную церковь привезли в Плёс из села Билюково Ильинского района Ивановской области в 1984 году, когда создавали маршрут "Золотого кольца". Считается, что эта церковь очень похожа на Петропавловскую церковь, которой любовался И.И.Левитан.

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область. Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Вид с горы Левитана на Варваринскую церковь.

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область. Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Гора Левитана в городе Плёсе над рекой Волгой.

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Вид с горы Левитана на здание бывшей Петропавловской каменной церкви, которое сейчас используется как электро подстанция.

Гора Левитана. Город Плёс. Ивановская область.

Первый снег на тропе Левитана.

www.isilgan.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта