Isaac Levitan. The Lake. Russia. The description of a picture. Masterpieces of Russian painting. Левитан картина озеро русь
Озеро. Русь
В то время, как Исаак Левитан, не достигший сорокалетнего возраста умирал, его картины с огромным успехом экспонировались на Парижской Всемирной выставке. После смерти художника 22 июля 1900 года, родственники нашли в его мастерских около 40 пейзажей, которые были незакончены. Среди них находилось большое полотно под названием «Озеро. Русь». По некоторым сведениям Левитан начал работу над этой картиной под впечатлением от Пушкинской поэзии. Именно в конце 1890-х годов художник работал над иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и прочитав его стихотворение «Последняя туча рассеянной бури», в фантазиях художника зародился новый пейзажный мотив.
Часто это полотно называют Левитановской лебединой песенью. Художник вложил в полотно, выстраданную временем благословенную любовь к жизни и Руси, природа которой несравнима ни с чем. В этом произведении художник добился монументального лиризма образа, который объединил в столь живописном художественном решении яркость солнечного дня, зарождающейся осени, почти импрессионистские ощущения свежести и декоративно-монументальное начало, схожее с манерой старинной фресковой живописи.
Изображенная на картине белая колокольня, стоящая на высоком берегу, облака, которые плывут по бездонному небу и отражаются всей своей красотой в глубокой воде озера, сочные зеленые луга, яркие осенние деревья и желтые поля – все это переполнено приподнятым одухотворенным звучанием. Радостное состояние и чувство гордости за свой край, создают лишь падающие на холмистый берег и прозрачную воду небольшие тени от облаков. Несмотря на то, что эта работа Левитана до конца не закончена, полотно «Озеро. Русь» даже в таком виде бесспорно принадлежит к наиболее значимым произведениям художника.
Эта работа относится к пейзажу настроения и каждый природный образ в ней одухотворен и осмыслен человеческими размышлениями и чувствами. Мастер лирического пейзажа, величайший художник Исаак Левитан безоговорочно был принят своими современниками. Он сумел обогатить пейзажную живопись поэтическим восприятием, многообразием тем и эмоциональной глубиной. В картине «Озеро. Русь» художнику в очередной раз удалось передать всю глубину русской природы, ее богатства. Блистательно написанные мастером пейзажи отличаются сложными цветовыми решениями, которые могут передать осеннюю красоту природы.
art-on-web.ru
Описание картины Исаака Левитана «Озеро. Русь» Картины художников
Эта последняя картина Левитана написана в 1895 году.
«Озеро Русь» — основное произведение живописца поздней поры. Художник так и не завершил это творение, так как умер. Но даже в этом незавершенном виде картина производит на всех зрителей просто грандиозное впечатление. Солнечный день, его невероятная свежесть и особенная яркость, переданы с особой непосредственностью, которая почти импрессионистская. Зритель видит, как по небу плывут великолепные золотистые облака, причудливо отражаясь в озере. На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зеленые луга, осенние деревья. Все это наполняет нас верой в то, что Россию ждет очень радостное и обязательно доброе будущее.
Картина Левитана – некий синтез всех наблюдений и впечатлений художника над природой своей земли.
Над этим полотном художник работал невероятно долго и главное вдохновенно. Для него он делал множество этюдов и эскизов. Очень часто ездил на озера в
Тверской губернии, которые и стали натурой его шедевра.
Левитан мастерски сочетает богатые краски лета с буйством оттенков осенней природы. Замысел художника в том, что именно такой должна быть природа в достаточно редкие минуты ее подлинного счастья. Перед зрителем предстает невероятно романтическая картина, которая звучит словно лирическая песня.
Важно, что небо – не просто фон картины. Возникает непреодолимое ощущение, что облака не просто плывут и догоняют друг друга, а словно выходят за рамки полотна. Именно облака – наиболее выразительная часть этого грандиозного пейзажа.
Пространство охвачено настолько масштабно, что создается поистине панорама. Облака движутся, усиливая эту невероятную широту.
Все цвета картины необыкновенно яркие и чистые. Облака далеко не просто белые. Они слегка фиолетовые и немного желтоватые там, где их освещают лучи солнца.
Все полотно создано мазками большой ширины, которые обобщают все предметы.
Живописец старается соединять некую декоративность и подлинную монументальность; сложность и обобщенность изображаемого им, психологизм и тонкость переходов между цветом и светом.
Прислал: DarK_Knigt . 2017-10-08 21:45:56
opisanie-kartin.iusite.ru
Картина и. И. Левитана «озеро. Русь»
КАРТИНА И.И. ЛЕВИТАНА «ОЗЕРО. РУСЬ» О.С. Кораблёва, студентка 5 курса
ГОУ СПО «Выборгский педагогический колледж» Я решила написать исследовательскую работу о картине, о которой знают немногие, т.е. раскрыть что–то новое. Пока неизвестное.
Вот картина И.И. Левитана «Озеро. Русь»
Оказалось, что к этой теме обращались лишь немногие авторы: Аменский Ю., Асафьев Б., Вермель, Ростиславов А. и др. Поэтому есть основание считать творчество Левитана И.И. недостаточно изученным, что и определило тему данного исследования.
«…» Мы знаем, помним и ценим, выдающихся русских пейзажистов дочеховской и чеховской поры (все они представлены в Русском музее), без которых история пейзажной живописи невозможна: И. К. Айвазовский, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф. А. Васильев, но Антон Павлович Чехов называл Левитана «лучшим русским пейзажистом» - и считал одной из главных вершин в русском пейзаже.
Главным произведением позднего Левитана стала большая картина «Озеро» или как художник называл её для себя, - «Русь». Начатая живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии А. С. Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и, прежде всего, от пейзажного мотива стихотворения «Последняя тучка рассеянной бури», это полотно стало «лебединой песнью» Левитана.
Неизвестное озеро… Оно предстаёт перед нами на незаконченном полотне Левитана и составляет центр экспозиции левитановского зала музея. А экспонируемые вокруг неё полтора десятка других пейзажей художника – «Золотая осень. Слободка», «Овраг», «Тишина», и другие,- кажется, расположены на пути к этому озеру.
Где же находится это озеро? В верховьях Волги ли, где художник проводил долгие часы рассветов и закатов? В Максимовке или Бабкине, что возле Нового Иерусалима, где Левитан прожил несколько лет в весёлой компании Чеховых? Может это озеро – Удомля под Вышним Волочком, где была написана картина «Над вечным покоем»?
Люди, не ищите это озеро на карте России. Его вы там просто не найдёте, потому что озера этого нет ни на одной карте мира. Его нет,… и оно есть…затерялось между лугами и негустыми рощами средней полосы России, воспетой Левитаном с такой необыкновенной силой. Оно вышло из многих озёр и прудов и отразило множество виденных художником заводей, тростниковых зарослей, поросших осокой берегов. Во время работы над картиной в мастерской художника побывал А.П. Чехов. Он сказал: «Как бы ты не назвал эту картину, это – Россия». Поражён этой картиной К. А.Тимирязев. Он с интересом осмотрел полотна, но остановился перед «Озером». Тимирязев пристально вглядывался в полотно, в далёкий берег, освещенный солнцем, в заросли тростника, волнуемого ветром, и как зритель и как естествоиспытатель покорялся силе воображения, силе поэтического восприятия природы, когда она перестаёт быть грандиозной суммой элементов, атомов, веществ, а превращается в песню, в стихотворение, в давнее, щемящее душу воспоминание…
Огромно это полотно,
Страны прекрасен вид.
Как будто в сказку здесь окно –
Все светится, горит. И кучевые облака
Торжественно плывут,
Они плывут издалека
И дальше держат путь.
Расскажут эти облака,Что озеро здесь есть,
На берегу его дома,
И тех домов не счесть.
И колоколен дальний звонНад озером плывет,
И свет в воде их отражен,
Как будто вижу дивный сон,
И все о счастье здесь поет. Как разноцветное стекло
То озеро горит,
Огромно это полотно,
Прекрасен этот вид.
Обильный, благодатный край –Ну, прямо не земля, а рай,
Куда же все это девалось?…
Не тот мы выбрали маршрут,Путь оказался слишком крут.
Со времен Великого Петра
Идет не та, увы, игра…
14.12.02
Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов. Он придвинул знакомое малиновое кресло, удобно погрузился него, тщательно протер пенсне и залюбовался новой вещью, которую еще не видал. Чем дольше он смотрел, тем яснее для него становилось, что вода в озере, с синей крупной рябью, дрожала, чуть колебался золотистый тростник, качались в обманчивой глубине вод пронизанные солнцем белые облака, мерцала над озером теплая бездонная синь. На берегу озера стояли березы, к воде спускались плодоносные рыхлые полосы ржи, среди них разместились ветхие, неказистые крестьянские избы, и над всем этим шел радостный летний день, полный зноя, истомы. Солнце на картине не было изображено, но невидимый источник света залил широкое, размахнувшееся во все стороны, струящееся пространство.
Каждый из русских людей где-то, когда-то видел такое озеро, любовался ослепительной зеркальностью его, хорошо и радостно думал о своей красивой, дивно разнообразной земле. Даже странно, что такую картину создал умирающий мастер.
Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И. С. Никитин), и именно поэтому особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо.
Левитан пытается соединить монументальность и декоративность, обобщенность образа со сложность изображения, тонкостью переходов света и цвета, психологизмом. Картина является— едва ли не самым мажорным произведением художника, она написана как бы наперекор смерти.
- Дайте мне только выздороветь,- говорил он Чехову, художнику и близкому другу Нестерову, - я совсем по – иному буду писать, вот увидите, лучше! И закончу «Русь»!..
Но в конце лета того же года картина, увитая черным крепом, уже находилась в русском отделе Всемирной выставки в Париже, она носила название «Озеро». Жизнь Исаака Ильича Левитана преждевременно оборвалась.«Свою большую последнюю картину художник Левитан назвал «Озеро. Русь». Художник хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она, может быть, и будет. Не бедность, не смирение и страдания - удел России, она вся – в будущем».
Кроме того, известно, что существует несколько вариантов картины «Озеро», одна из которых находиться в Русском музее, и ещё две: в Государственной Третьяковской галерее, и эскиз в музее искусств Нижнего Новгорода.
Таково «Озеро», такова «Русь». Есть в этой картине что–то эпически величавое, могучее. Её можно поставить рядом с гениальной картиной Левитана «Над вечным покоем» - где нет покоя, где дуют холодные ветры тревоги. В «Озере» же силы земли, солнечный свет, ветер прозрачной и свежей осени утверждают жизнь, её продолжение, её стремление вперед. Эта душевная бодрость, эта живущая в красках надежды созвучны светлой пушкинской строки, положенной в основу избранной Левитаном темы. Тут тоже – людские судьбы, «хоть ими здесь пропитан только воздух». Использованная литература 1. Аменский Ю. Рассказы о Русском музее. – Лениздат, 1981.
2. Асафьев Б. Русская живопись. - М., 1966, с. 85
3. Вермель. Исаак Ильич Левитан и его творчество. - Санкт-Петербург, 1902, с.5.
4. Государственный Русский музей Москва «Советский художник» 1991, 368 с.
5. Ростиславов А. И.И. Левитан. - М., 1911, с. 49.
6. http://www.museum-online.ru/Peredvizhniki/Isaac_Iljich_Levitan/
7.http://referatko.ru/literatura_yazykovedenie/referat_tvorchestvo_levitana_winword_kursovaya/index-2.html
8. http://sch2262.ru/levitan/art16.html
9. http://staratel.com/pictures/ruspaint/348.htm
mognovse.ru
Исаак Левитан. Озеро. Русь
1899-1900. Холст, масло. 149 x 208. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
22 июля 1900 Исаак Ильич Левитан, не дожив до сорокалетнего возраста несколько дней, умер от ревматического миокардита (по неподтвержденному диагнозу). А в это время на Всемирной выставке в Париже с успехом экспонировались его картины. После смерти художника родственники в его мастерской нашли около сорока незаконченных пейзажей. Среди работ, которые мастером считались незаконченными и не демонстрировались публике, была обнаружена большая картина «Озеро» (1898-1900), или, как художник называл ее для себя, — «Озеро. Русь».Она, по некоторым сведениям, была начата под впечатлением от поэзии Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и прежде всего от пейзажного мотива стихотворения «Последняя туча рассеянной бури»,Александр ПушкинТуча1835.Последняя туча рассеянной бури!Одна ты несешься по ясной лазури,Одна ты наводишь унылую тень,Одна ты печалишь ликующий день.Ты небо недавно кругом облегала,И молния грозно тебя обвивала;И ты издавала таинственный громИ алчную землю поила дождем.Довольно, сокройся! Пора миновалась,Земля освежилась, и буря промчалась,И ветер, лаская листочки древес,Тебя с успокоенных гонит небес.Это полотно стало лебединой песнью Левитана. Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин), и именно поэтому особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи.Золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья — все наполнено одухотворенным приподнятым звучанием. И лишь небольшие тени от облаков, падающие на холмистый берег и прозрачную воду, вносят в радостное состояние гордости за свою землю частичку грустных раздумий.Исаак Левитан не успел завершить это полотно, но даже в своем незаконченном виде оно принадлежит к самым значительным его произведениям.Иван НикитинРусь1851.Под большим шатромГолубых небес —Вижу — даль степейЗеленеется.
И на гранях их,Выше темных туч,Цепи гор стоятВеликанами.
По степям в моряРеки катятся,И лежат путиВо все стороны.
Посмотрю на юг —Нивы зрелые,Что камыш густой,Тихо движутся;
Мурава луговКовром стелется,Виноград в садахНаливается.
Гляну к северу —Там, в глуши пустынь,Снег, что белый пух,Быстро кружится;
Подымает грудьМоре синее,И горами ледХодит по морю;
И пожар небесЯрким заревомОсвещает мглуНепроглядную…
Это ты, мояРусь державная,Моя родинаПравославная!
Широко ты, Русь,По лицу землиВ красе царственнойРазвернулася!
У тебя ли нетПоля чистого,Где б разгул нашлаВоля смелая?
У тебя ли нетПро запас казны,Для друзей — стола,Меча — недругу?
У тебя ли нетБогатырских сил,Старины святой,Громких подвигов?
Перед кем себяТы унизила?Кому в черный деньНизко кланялась?
На полях своих,Под курганами,Положила тыТатар полчища.
Ты на жизнь и смертьВела спор с ЛитвойИ дала урокЛяху гордому.
И давно ль было,Когда с ЗападаОблегла тебяТуча темная?
Под грозой ееЛеса падали,Мать сыра-земляКолебалася,
И зловещий дымОт горевших селВысоко вставалЧерным облаком!
Но лишь кликнул царьСвой народ на брань —Вдруг со всех концовПоднялася Русь.
Собрала детей,Стариков и жен,Приняла гостейНа кровавый пир.
И в глухих степях,Под сугробами,Улеглися спатьГости навеки.
Хоронили ихВьюги снежные,Бури севераО них плакали!..
И теперь средиГородов твоихМуравьем кишитПравославный люд.
По седым морямИз далеких странНа поклон к тебеКорабли идут.
И поля цветут,И леса шумят,И лежат в землеГруды золота.
И во всех концахСвета белогоПро тебя идетСлава громкая.
Уж и есть за что,Русь могучая,Полюбить тебя,Назвать матерью,
Стать за честь твоюПротив недруга,За тебя в нуждеСложить голову!
Случайные записи
k-a-r-t-i-n-a.ru
Tanais Gallery Isaac Levitan. The Lake. Russia (Rus). 1899-1900. Oil on canvas. 149 x 208. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
The last, unfinished Levitan painting. Levitan spent the last year of his life at Chekhov’s home in Crimea. In spite of the effects of a terminal illness, his last works are increasingly filled with light. They reflect tranquility and the eternal beauty of Russian nature. The main product late of Levitan became the large picture "Lake" (1898-1900), or, as the artist named it for itself, - The Lake. Russia. Begun, under some items of information, under impression from poetry of the Alexander Pushkin, above illustrations to which he worked at the end of 1890 years, and first of all from landscape motive of a poem " O storm-cloud, the tempest's survival ".
This cloth became Swan-Song of Levitan.
|
www.tanais.info
И.И. ЛЕВИТАН «ОЗЕРО. РУСЬ» - Описания картин - Каталог статей
Исаак Ильич Левитан (1860 -1890) - известный художник, родился в Литве, в образованной, но обедневшей еврейской семье.В тринадцать лет Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов. Художник Алексей Саврасов, обратил внимание на талант Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. Интересный факт, что из-за еврейского происхождения Левитан, окончив училище, звания художника не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания. Но он был талантлив и трудолюбив, и огромное количество наипрекраснейших пейзажей, портретов вышло из-под кисти великого Левитана. Под его рукой оживали никем ранее не замеченные уголки родной и любимой им природы. В 1898г. Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище Москвы, где не получил диплома художника. Исаак Левитан был членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1900г. работы Левитана экспонировались в русском отделе Всемирной выставки в Париже. В 1901 прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Среди многих замечательных картин было представлено полотно «Озеро. Русь» (1900г.). Эту картину Левитан писал незадолго до своей смерти, и она осталась неоконченной. Тем не менее, картина «Озеро. Русь» считается главным произведением позднего Левитана. Картина является частью собрания Государственного Русского музея в Петербурге. Она - одно из трёх самых больших по размеру произведений художника - 1м49см×2м 8 см, и бесценна по значимости. При её написании Левитан использовал огромное количество этюдов и эскизов. Большой труд!Давайте посмотрим на это изумительное творение.
Солнце и свет прямо струятся с картины на нас. Сердцем входишь в её пространство. На переднем плане мы видим большое, зеркальной чистоты озеро. Эти краски взяты у самой природы, а уж в этом Левитан был мастер.На высоком берегу вдали - деревенька. На мой взгляд, она олицетворяет простоту и чистоту русской души. А рядом - белая церковь – символ веры Руси. Такой свежестью веет от картины! А как прекрасны облака на бездонной синеве неба. В душе рождаются строчки:Эх! Взлететь бы белой птицей! В поднебесье покружиться,Покачаться в облаках, как у мамы на руках. Не зря это полотно названо « лебединой песней» Мастера. На картину хочется смотреть и смотреть! За тонкость передачи настроения «художником – поэтом» назвал Левитана живописец Михаил Нестеров. Какой размах и величие просторов Руси!
Текст подготовила Лилия Нестерова ( стихи автора текста).
iz-sssr.ucoz.ru
краткая характеристика картины И. Левитана
Картина Левитана «Озеро. Русь» является поздним произведением художника. Он написал ее в последний год своей жизни. Полотно считается незаконченным, но тем не менее оно признано одной из лучших работ автора. Она была представлена на посмертной выставке, организованной в Москве, и по праву заслужила положительные отзывы критиков.
Создание и описание
«Озеро. Русь» считается одной из самых крупных картин художника. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем». В обоих случаях автор основную часть композиции посвятил изображению большого озера с красивой церковью на берегу. Левитан использовал несколько эскизов для своей последней работы: большой тщательно проработанный черновик, который хранится в Нижнем Новгороде, и малый образец, сохранившийся в частном московском собрании.
Полотно «Озеро. Русь», как и большинство работ художника, посвящено изображению русской природы. На дальнем берегу находится осенний лес, широкие поля и белая церковь. На небе Левитан выписал причудливые облака на светло-голубом небе. Этот красивый пейзаж отражается в воде, что подчеркивает красоту и величие сельского края.
Отзывы
Работа «Озеро. Русь» была очень высоко оценена критиками. Известный искусствовед В. Манин отметил, что это полотно знаменует новый этап в развитии российской живописи. Он отметил стремление художника запечатлеть переменчивость мира, игру красок, движение воздуха. По его словам, Левитан отошел от акцентирования на сюжетной линии и полностью сконцентрировался на передаче чувств и переживаний от созерцания природы. Манин отметил, что масштабность изображения соединилась с чутким восприятием окружающего мира.
Особенности и значение
Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан. «Озеро. Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. Именно поэтому на полотне заметны следы переделок и переработок. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. При этом показателен тот факт, что сюжет почти полностью срисован с натуры, в отличие от предыдущих работ автора. Художник внес лишь небольшие изменения, стремясь наиболее полно и достоверно воспроизвести все особенности натуры. Картина «Озеро. Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Она состоит из этюдов, взятых из других работ, которые соединены в одно целое общим ощущением автора. В этом полотне столь свойственное автору настроение тишины, умиротворенности выражено пейзажными средствами: поверхностью воды, солнечным светом, прозрачным воздухом.
Картина, подводя итоги творчества Левитана, вместе с тем открывает новый этап в отечественной живописи. Манера, в которой выполнена данная композиция, напоминает французскую школу импрессионистов, которая задавала тон в европейском искусстве рубежа веков. Последняя работа мастера доказывает, что российские художники, следуя этой новой тенденции, наполнили стиль особым философским смыслом.
загрузка...
worldfb.ru