Сочинение по картине Левитана Вечерний звон 4 класс. Картина левитана вечерний звон
Картина Левитана «Вечерний звон»
Картина «Вечерний Звон» создана во второй половине творческого пути великого русского художника. Исаак Левитан нарисовал шедевр, находясь под впечатлением монастырей на Волге и под Звенигородом, в 1892 году. Картина написана маслом на холсте размером 87 х 107,6 см.
До поездки в Плес художник предпочитал изображать на своих полотнах только пейзажи. Он не понимал и не любил русских, которые относились к нему пренебрежительно из-за еврейской национальности. Побывав в святых местах на Волге, Левитан изменил свое отношение к России, проникся симпатией к народу. Сам Чехов отметил, что в его картине появилась легкая улыбка.
Мастер изобразил православный монастырь в лучах заката. Храм, утопающий в густой зелени, расположен вдали, от зрителя его отделяет река. Старый мост давно разрушен, но для паломников это несущественная преграда. Под звук вечернего перезвона колоколов люди переплывают на лодке реку, спеша на молитву.
Спокойствие, умиротворенность навевают белоснежные стены монастыря, отражающиеся в кристально чистой воде. Река плавно огибает сооружение, уходя вдаль. Кажется, далеко над лесом распространился торжественный звон колоколов. Золотые лучи заходящего солнца озаряют все вокруг, знаменуя окончание дня. Зритель наблюдает за всем этим великолепием как бы со стороны, не участвуя в происходящем. Картина пропитана торжеством, но в то же время в ней чувствуется легкая грусть о быстротечности времени. Печать ностальгической печали, объяснимой ушедшей безвозвратно молодостью, просматривается на полотне.
Репродукция картины практически ничем не отличается от оригинала. Купить «Вечерний звон» можно как себе, так и на подарок. Полотно органично впишется в офисное помещение и жилой дом. Цена копии зависит от размера полотна, выбранного материала (бумага, самоклейка, холст), а также дополнений в виде рамы и паспарту.
Оригинал хранится в Москве, в Третьяковской галерее. А наслаждаться репродукцией работы гениального художника сможет каждый желающий, посетив наш интернет-магазин.
Исаак Левитан. Вечерний звон.
1892. Холст, масло. 87 x 107,6. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Прославленная картина «Вечерний звон» не является портретом определенной местности — как и «Тихая обитель», она создана под впечатлениями Левитана от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Художник и не ставил своей задачей изобразить определенное место — картина является состоянием души, медитацией, в которую погружается человек, когда видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями…В лучах предзакатного солнца на фоне золотистого бледно-лилового неба изображен православный монастырь. Призрачно отражаются в воде его белокаменные стены. Плавный изгиб реки огибает обитель, уходя вдаль, и кажется, будто над водой летит малиновый перезвон колоколов высящейся над осенним лесом колокольни. На переднем плане к воде спускается несколько заросшая тропинка, но к обители деревянный мост не ведет. От него осталась только старая покосившаяся пристань, рядом стоят темные рыбацкие лодки, мимо монастыря проплывает полная праздного народа шлюпка. При всей поэтичности образа и отчасти минорной торжественности звучания картина не оставляет возможного катарсического ощущения, предлагая лишь отдаленно, как бы со стороны, с грустью об этом помечтать.«Красотой природы, торжественно-величавой, вызывающей восторженные, граничащие с благоговением чувства, захватывает картина «Вечерний звон». Величественен пламенеющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в густой роще, почти ощутим плывущий в теплом воздухе мелодичный перезвон его колоколов. Природа пронизана умиротворяющим душу безмятежным спокойствием» (В.Лось).Хорошо известны сведения о том, что знаменитый романс «Вечерний звон» — это гениальный перевод на русский язык стихотворения «Those Evening Bells» Томаса Мура, английского поэта, ирландца по происхождению. Перевод этот был сделан русским поэтом, современником А.С.Пушкина, Иваном Ивановичем Козловым. Музыка к стихам И.Козлова, как считают многие исследователи, была написана А.А. Алябьевым, после чего «Вечерний звон» стал и остаётся поныне одним из самых любимых русских романсов. Настолько любимым, что в ряде популярных изданий его называют народной песней.Thomas Moore.Those evening BellsThose evening bells! Those evening bells!How many a tale their music tells,Of youth, and home, and that sweet time,When last I heard their soothing chime.Those joyous hours are pass’d away;And many a heart, that then was gay,Within the tomb now darkly dwells,And hears no more those evening bells.And so ‘t will be when I am gone;That tuneful peal will still ring on,While other bards shall walk these dells,And sing your praise, sweet evening bells!Томас Мур.Вечерний звонВечерний звон, вечерний звон!Как много дум наводит онО юных днях в краю родном,Где я любил, где отчий дом,И как я, с ним навек простясь,Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых днейВесны обманчивой моей!И сколько нет теперь в живыхТогда веселых, молодых!И крепок их могильный сон;Не слышен им вечерний звон.
Лежать и мне в земле сырой!Напев унывный надо мнойВ долине ветер разнесет;Другой певец по ней пройдет,И уж не я, а будет онВ раздумье петь вечерний звон!Translated from original by Ivan KozlovДо поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ, населявший эту большую страну, был ему непонятен. Кого он знал? Грубого училищного сторожа «Нечистую силу», трактирных половых, наглых коридорных из меблированных комнат, диких чулковских мужиков. Он часто видел злобу, грязь, тупую покорность, презрение к себе, к еврею.До жизни в Плесе он не верил в ласковость народа, в его разум, в способность много понимать. После Плеса Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу — талантливому, обездоленному и как бы притихшему не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением.В эту вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. Об этих вещах Чехов сказал ему:«На твоих картинах уже есть улыбка».Свет и блеск впервые появились у Левитана в его «волжских» работах — в «Золотом Плесе», «Свежем ветре», «Вечернем звоне».Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, — хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, — и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все-города, заботы, привычный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, — будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябины.Такое чувство давно виденных милых мест остается от «волжских» и «осенних» картин Левитана.Кинологический журнал «Мир Собак»Спортивные прогнозы на сайте goodkeff.ru совершенно бесплатно
Случайные записи
k-a-r-t-i-n-a.ru
Описание картины Исаака Левитана «Вечерний звон» Картины художников
Исаак Левитан – великий мастер кисти и человек с тяжёлой судьбой – оставил большое наследство, представленное яркими и выразительными пейзажами.
В 1892 году художник создал полотно «Вечерний звон». В этой картине отразились впечатления, которые получил автор в поездке по святым местам на Волге. Увиденные им монастыри стали основой необычайно поэтического изображения, которое созвучно знаменитой музыке и стихам, церковному колокольному звону.
Мастер изображает знойный летний вечер. В лучах полыхающего заката слышится колокольный звон, приглашающий на вечернюю молитву. Ещё один, подходящий к концу день навевает приятную тоску и печаль и ожидание нового дня.
Природная торжественность и величие подчёркиваются слегка темнеющим небом с широко разлитой по нему розоватой дымкой. Небесная высь серыми разводами отражается в ровной и спокойной водной глади.
Река широко и спокойно
течёт между тёмных берегов, песчаных возле кромки воды, а дальше покрытых зарослями кустарника. По гладкой воде в лодке переплывают на противоположную сторону люди-паломники. Они спешат успеть к вечерней службе. На том берегу их уже ждут услужливые монахи. А две лодки с скучающим лодочником, деревянные сходни остались на этом берегу.
В прозрачной и тихой воде отражаются также белокаменные стены и золотые купола монастырей, острый шпиль колокольни. Сами величественные постройки скрываются за зеленью деревьев. Здесь как бы слились воедино духовное и природное начала, которые приводят к тишине и успокоению.
«Вечерний звон» — одна из значительных картин великого художника-пейзажиста. В ней проявляется мастерство опытного живописца, умеющего видеть красоту природы и воплощать её на холсте в красках. Здесь же хорошо видно настроение автора, его стремление к божественному. Необычайно величественная и завораживающая душевная музыка художника передаётся зрителю.
Прислал: Николаева Кристина . 2017-10-08 21:16:50
opisanie-kartin.iusite.ru
Сочинение по картине И. И. Левитана «Вечерний звон».
На днях мы с классом посетили Третьяковскую галерею. Там мы познакомились с большим количеством известнейших произведений живописного искусства. Однако впечатлила меня больше всего картина Исаака Левитана под названием «Вечерний звон». Мне показалось странным, что автор именно так назвал своё творение, ведь кажется, что звуки нельзя изобразить на холсте!Мне кажется, что на полотне изображена ранняя осень или позднее лето, ведь листва деревьев кое-где подёрнута желтизной. Практически всю верхнюю часть полотна занимает чистое голубовато-сиреневое небо с розоватыми лёгкими облаками. Солнца на картине не видно, но ясно, что художник хотел изобразить тихий, спокойный закат. Монастырь и окружающий его лес освещены последними лучами солнца, уходящего на покой. Кажется, что явственно ощущается запах прохладной воды, прелых трав, спалённой жнивы.
Глядя на эту картину, я понимаю, почему автор так её назвал. Когда смотришь на это произведение живописного искусства, ощущаешь благостную, завораживающую тишину. Её нарушает лишь звон колоколов, плывущий над зеркалом реки. Такой звон называется благовестом, ведь он приглашает на церковную службу. На сердце становится чуть-чуть грустно, так как лето заканчивается. Торжественное спокойствие входит в душу при созерцании этого полотна.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
moy-karapuzik.ru
Сочинение по картине Левитана Вечерний звон 4 класс
«Вечерний звон» - одна из самых проникновенных картин Исаака Левитана, замечательного мастера русского пейзажа. Сегодня это полотно, написанное в 1892 году, как и другие картины художника, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
Эта картина очаровывает зрителя в первое же мгновение. Столько в ней прозрачности, света, воздуха, что кажется, так невозможно написать красками. Левитану это удалось. Возможно, художника вдохновили слова известной песни: «Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он…»
На полотне мы видим красивый и неброский пейзаж с рекой на переднем плане. Очевидно, это ранняя осень, деревья немного тронуты желтизной. Уже вечер, солнце садиться. Один берег реки уже в тени, а другой освещают лучи заходящего солнца. На мысу, выходящем в реку, последние солнечные лучи освещают белые стены монастыря, ярко сверкают его злотые купола. Над монастырем светлое небо с белыми невесомыми облаками.
Две фигуры в темных одеждах направляются по дороге от монастыря к реке, видимо, это монахи. По реке плавно плывет лодка с людьми, художник умело передал ее неспешное движение по водной глади. Тихо. Нет ни ветерка, ни волны. У берега, густо поросшего травой, на переднем плане картины можно увидеть две лодки, в одной из них одинокая фигура человека грустно опустившего голову в раздумье.
При виде этого пейзажа возникает чувство умиротворения, спокойствия, светлой грусти. А еще он восхищает красотой русской природы, которую самозабвенно любил Левитан. Талант художника, написавшего этот маленький шедевр, так необычен, что, глядя на картину, не только ощущаешь свежесть реки, вечернюю прохладу, ласковое прикосновение лучей заходящего солнца, но будто слышишь мелодичный колокольный звон, доносящийся с другого берега реки.
3, 4, 8, 9 класс
Левитан - Вечерний звон Сейчас читают:- Сочинение-рассуждение Что такое любовь? 9 класс 15.3 ОГЭ
В юности сложно рассуждать на тему любви, пока сам не ощутил ее. По-моему, это чувство, которое нужно пережить, испытать и пройти через него. Любовь бывает взаимной и без взаимности.
- Характеристика Ивана Васильевича из рассказа После бала
Рассказ Льва Николаевича толстого «После бала» знакомит нас с событиями одного дня, ставшего переломным в жизни молодого Ивана Васильевича. Главный герой, он же рассказчик, повествует о событиях, произошедших с ним в молодости. Молодой богатый дворянин,
- Образ Чичикова в поэме Мертвые души - сочинение
В своем произведении Мёртвые души Н.В.Гоголь показывает устройство России того времени. Идею сюжета писателю подсказал А.С.Пушкин. Замысел произведения в том, чтобы показать не простых людей, а высшие слои общества и разоблачении их пороков
- Анализ пьесы Гроза Островского Сочинение
Знаменитый русский писатель Островский назвал одну из своих популярных пьес «Гроза». В современном мире, услышав слово «гроза» многие понимают в первую очередь как некое природное явление, которое сопровождается молнией, разрядами грома и дождем.
- Сочинение по картине Федотова Свежий кавалер
Очень талантливый художник, который работал в бытовом и портретном жанре, а эта сатирическая картина это подтверждает еще раз, так как «Свежий кавалер», стал очень популярной картиной у любителей искусства и живописи. На переднем плане мы видим
- Сравнительная характаристика Фамусова и Молчалина в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение
«Горе от ума» - комедия, написанная А. С. Грибоедовым, в которой описывается противопоставление между староверами и прогрессивными людьми. У автора используются в пьесе говорящие фамилии. О двух персонажах с такими фамилиями мы и поведем ниже речь.
uchim-klass.ru
Сочинение по картине Левитана «Вечерний звон»
Исаак Левитан… Вряд ли в России найдется много людей, которым не было бы знакомо это имя. Все, кто учился по советским учебникам «Родная речь» и «Литература», непременно вспомнят его пейзажи, помещенные на обложках или на форзацах этих книг. Возникнут в их памяти и многочисленные репродукции его работ, по которым учеников средних классов учили писать сочинения по пейзажам и натюрмортам. Изучают эти картины в школе и сегодня. Почти ни один урок по лирике Есенина не сможет обойтись без опоры на шедевры Левитана, его работы перекликаются в мотивах и настроении со стихотворениями Тютчева и Фета.
Работы художника не спроста так четко вошли в школьную программу. Ведь они осязаемы: природа, воссозданная русским автором, будто оживает. Смотря на такое, словно чувствуешь дуновение легкого ветерка, слышишь шорох листвы, шум ветра или крик улетающих птиц, ощущаешь приятный запах только что скошенной травы. На картинах Левитана все наполнено жизнью.ых и в то же время потрясающе притягательных картин художника, является работа «Вечерний звон». Она была написана автором в 1892 году во время прогулок вдоль Волги у Саввино-Сторожевского монастыря.
На первом плане Левитан изобразил часть огромной реки. Один ее берег песчаный и от этого пустой. Другой же берег словно противопоставлен своей паре: он покрыт густой яркой растительностью, на нем возвышается много деревьев. На ближнем к зрителю берегу из песка автор показал две лодки, в одной из которых сидит крестьянин и словно ждет кого-то. По воде плывет еще одна лодка, в ней расположились несколько отдыхающих. Река спокойна и благоволит катанию по ее глади.
На заднем плане показана противоположная сторона. Она залита золотом заходящего солнца. От ее центра бежит вперед извилистая дорога, которая достигает ворот монастыря. Видны двое бредущих людей. Церковь отражается в Волге как в зеркале. Представляется, что она, как живая, наслаждается своей красотой, подчеркнутой теплым закатом. Слева от монастыря раскинулся зеленый лес. Над всем этим богатством высится бесконечное небо. Оно покойно, как и гладь водоема, притягивает взгляд своей редкостной голубизной. По нему не спеша проплывают желто-розовые перистые облака.
«Вечерний звон» словно пропитан покоем. Все представленное на нем, как созданное Богом, так и руками человека, словно замерло. Даже идущие люди никуда не торопятся. Чудится, что они медленно прогуливаются, беседуя о чем-то, то и дело останавливаются и любуются неповторимостью этого вечера.
Левитан смог запечатлеть те минуты, когда совсем недавно отзвонили колокола церкви. Поэтому все и стоит околдованным красивым звучным переливом. Все не могут распрощаться с этими неповторимыми звуками, все жаждут растянуть удовольствие, позволить ему надолго отложиться в сознании. Кажется, что отголоски своеобразной мелодии все еще летают над широкими просторами.
Картина успокаивает смотрящего на нее, настраивает на хорошее, заставляет думать, вспоминать, мечтать. Она манит, к ней обязательно пытаешься вернуться. Стоя рядом с ней, задаешь себе вопросы, мыслишь и действительно находишь ответы на все то, что так долго бредило душу.
sochinyalka.ru
Вечерний звон (картина Левитана) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1892 года«Вечерний звон» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1892 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 87 × 107,6 см[1].
История и описание
Идея написать картину, изображающую вид монастыря в лучах заходящего солнца, пришла к Левитану, когда он жил в Слободке под Звенигородом, и наблюдал на закате Саввино-Сторожевский монастырь. Два года спустя, уже будучи в Плёсе, в поисках новых мотивов для картин Левитан поехал в Юрьевец, и недалеко от него увидел небольшой монастырь, вид которого возродил у него желание написать такую картину. Таким образом, в сюжете картины переплелись видения этих двух монастырей[2].
Тот монастырь, который был рядом с Юрьевцем, назывался Кривозерским[3] (встречаются также названия Кривоезерский и Кривоозерский)[4][5]. Сначала похожий монастырь был изображён на картине Левитана «Тихая обитель» (1890), также находящейся в Государственной Третьяковской галерее, а затем, два года спустя, на картине «Вечерний звон». После 1917 года Кривозерский монастырь был закрыт, а в середине 1950-х годов попал в зону затопления Горьковского водохранилища[4].
На картине «Вечерний звон» изображён монастырь, стоящий у излучины реки и освещённый вечерними солнечными лучами. Монастырь окружён осенним лесом, по небу плывут облака — и всё это отражается в зеркальной глади спокойно текущей реки. Полагают, что понимание красоты и поэзии старых храмов было унаследовано Левитаном от его учителя Алексея Саврасова[6].
Отзывы
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов так писал в своей статье о творчестве Исаака Левитана[7]:
Раздумье лежало в основе непрерывных поисков Левитана. Вслед за волжской сюитой 1889 года он создает в 1892 году ряд наиболее «литературных» и философских своих картин — «Вечерний звон», «У омута» и, наконец, как завершение, своеобразный их синтез — симфонию «Над вечным покоем». |
См. также
Напишите отзыв о статье "Вечерний звон (картина Левитана)"
Примечания
- ↑ [www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/292 Левитан Исаак Ильич — Вечерний звон] (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 29 июня 2012.
- ↑ Л. П. Смирнов (по рассказу С. П. Кувшинниковой). [www.plyos.org/stat/ples-levitan-2009-14.html Левитан в Плесе — Исторический очерк по документам, печатным материалам и семейным воспоминаниям] (HTML). www.plyos.org. Проверено 30 июня 2012. [www.webcitation.org/6BA9wTDR8 Архивировано из первоисточника 4 октября 2012].
- ↑ [gallery.lariel.ru/picture.php?id=26 Журнал "Художественная галерея" — Вечерний звон] (HTML). gallery.lariel.ru. Проверено 2 июля 2012. [www.webcitation.org/6BA9xdZTD Архивировано из первоисточника 4 октября 2012].
- ↑ 1 2 [www.old-churches.ru/ma_kep.htm Макарьевский уезд — Троицкая Кривоезерская заштатная общежительная мужская пустынь] (HTML). www.old-churches.ru. Проверено 2 июля 2012. [www.webcitation.org/6AzSQQ3EY Архивировано из первоисточника 27 сентября 2012].
- ↑ [yurevets37.ru/arkhitektura-yurevets/khramovaya-arkhitektura/monastyri-i-pustyni/krivoezerskij-monastyr.html Кривоезерский монастырь] (HTML). yurevets37.ru. Проверено 2 июля 2012. [www.webcitation.org/6AzSRXMJB Архивировано из первоисточника 27 сентября 2012].
- ↑ Владимир Петров. Исаак Левитан. — Москва: Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2.
- ↑ А. А. Федоров-Давыдов. [isaak-levitan.ru/fedorov5.php Статья о творчестве Исаака Левитана] (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 30 июня 2012. [www.webcitation.org/6BA9yDV6N Архивировано из первоисточника 4 октября 2012].
Ссылки
Отрывок, характеризующий Вечерний звон (картина Левитана)
– Ну что мое дело, Петр Кирилыч. Ради бога! Одна надежда на вас, – говорил Петя. – Ах да, твое дело. В гусары то? Скажу, скажу. Нынче скажу все. – Ну что, mon cher, ну что, достали манифест? – спросил старый граф. – А графинюшка была у обедни у Разумовских, молитву новую слышала. Очень хорошая, говорит. – Достал, – отвечал Пьер. – Завтра государь будет… Необычайное дворянское собрание и, говорят, по десяти с тысячи набор. Да, поздравляю вас. – Да, да, слава богу. Ну, а из армии что? – Наши опять отступили. Под Смоленском уже, говорят, – отвечал Пьер. – Боже мой, боже мой! – сказал граф. – Где же манифест? – Воззвание! Ах, да! – Пьер стал в карманах искать бумаг и не мог найти их. Продолжая охлопывать карманы, он поцеловал руку у вошедшей графини и беспокойно оглядывался, очевидно, ожидая Наташу, которая не пела больше, но и не приходила в гостиную. – Ей богу, не знаю, куда я его дел, – сказал он. – Ну уж, вечно растеряет все, – сказала графиня. Наташа вошла с размягченным, взволнованным лицом и села, молча глядя на Пьера. Как только она вошла в комнату, лицо Пьера, до этого пасмурное, просияло, и он, продолжая отыскивать бумаги, несколько раз взглядывал на нее. – Ей богу, я съезжу, я дома забыл. Непременно… – Ну, к обеду опоздаете. – Ах, и кучер уехал. Но Соня, пошедшая в переднюю искать бумаги, нашла их в шляпе Пьера, куда он их старательно заложил за подкладку. Пьер было хотел читать. – Нет, после обеда, – сказал старый граф, видимо, в этом чтении предвидевший большое удовольствие. За обедом, за которым пили шампанское за здоровье нового Георгиевского кавалера, Шиншин рассказывал городские новости о болезни старой грузинской княгини, о том, что Метивье исчез из Москвы, и о том, что к Растопчину привели какого то немца и объявили ему, что это шампиньон (так рассказывал сам граф Растопчин), и как граф Растопчин велел шампиньона отпустить, сказав народу, что это не шампиньон, а просто старый гриб немец. – Хватают, хватают, – сказал граф, – я графине и то говорю, чтобы поменьше говорила по французски. Теперь не время. – А слышали? – сказал Шиншин. – Князь Голицын русского учителя взял, по русски учится – il commence a devenir dangereux de parler francais dans les rues. [становится опасным говорить по французски на улицах.] – Ну что ж, граф Петр Кирилыч, как ополченье то собирать будут, и вам придется на коня? – сказал старый граф, обращаясь к Пьеру. Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении. – Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может. После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать. – «Первопрестольной столице нашей Москве. Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах. Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера. Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога. Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!» – Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем.wiki-org.ru