Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Ночь на днепре куинджи картина


Трагическая судьба "Лунной ночи на Днепре"

«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.

Какие? Вот это мы сейчас и узнаем ...

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.А потом картина была выставлена в Петербурге. Это была первая в России выставка одной картины.

Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Изображение от этого еще более "углублялось", а лунный свет становился просто-таки ослепительным. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. Именно "достоявшиеся" - в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

Рерих еще застал живым служителя Максима, который получал рубли (!) от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а весьма скромный по размеру пейзаж. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.

А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу.

И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.

Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.

Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907

И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.). Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Однако это не совсем верно. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзии лунного цвета. Правда, известно, что эксперименты все-таки были. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. К сожалению, из-за неосторожного смешения химически несовместимых красок, полотно сильно потемнело.

Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.

И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».

К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж.

И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

Справедливости ради, нужно заметить, что благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал еще две копии Лунной ночи, первая картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая находится в Ливадийском дворце в Ялте и третья в Государственном Русском музее в Петербурге.

[источники]источникиhttp://www.kulturologia.ru/blogs/171016/31808/http://www.bestreferat.ru/referat-216701.htmlhttp://www.art-portrets.ru/kuindzhi_noch.htmlhttps://festival.1september.ru/articles/511949/http://kuinje.ru/moonnight.php

Вот еще вашему вниманию Знаменитые картины и их тайны, а вот 10 самых абсурдных «картин», проданных за миллионы и Женщины со знаменитых картин

masterok.livejournal.com

Куинджи А.И. «Лунная ночь на Днепре». Описание картины.. Художники-передвижники

 1880 г. 105 x 144 см. Холст, масло.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

 Описание картины Куинджи А.И. «Лунная ночь на Днепре»

А.И. Куинджи в своей известной картине «Лунная ночь на Днепре» изобразил тихий спокойный пейзаж. Зрителю открывается большое широкое пространство, на переднем плане которого слегка различимы в ночной тьме крыши домов небольшой деревни.

Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками.    По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Город погружён в сладкую дремоту. Но, вот тучи слегка разошлись, и выглянула яркая луна. Мерцание реки, которая под лунным светом переливается легким зеленоватым оттенком, передано автором очень точно. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.

Тёмные оттенки постоянно сменяют друг друга, осуществляя плавный переход. В целом, картина написана лёгкими мазками, без чёткой прорисовки контуров. Но зато благодаря этому, на некоторых деталях очень выгодно расставлен акцент. Автору удалось очень точно выделить все необходимые эффекты цвета, тем самым, максимально приблизив произведение к реальности.

Вся картина словно окутана чем-то таинственным и загадочным. Как будто весь мир застыл в ожидании чего-то особенного. Глядя на картину, возникает ощущение, что как будто зло и добро встретились, и зло старается победить светлый лучик, который разгорается всё больше и больше.

Лучшие картины Куинджи А.И.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Куинджи Архип "Лунная ночь на Днепре" описание картины, анализ

Kuindzhi-Arhip-lunnaya-noch-na-dnepreПолотно Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», по словам художника, является главным произведением всей его жизни, именно к написанию этого шедевра он шёл всю жизнь. На выставке, посвященной только ей, которая проводилась в 1880 году, она стала настоящей сенсацией.

Все свои знания и талант Куинджи сосредоточил для того, чтобы передать иллюзорность лунного света и найти идеальную композицию для передачи пространства и настроения. Таким произведением стало полотно «Лунная ночь на Днепре». Эта картина настолько точно передаёт сияние лунного света и эффекты освещения, что посетители выставки были просто поражены мастерством художника.

Картина наполнена гармонией и спокойствием; используемые образы отличаются удивительной простотой. Взгляд зрителя на изображенный пейзаж падает сверху. Художник использовал этот приём для того, чтобы максимально полно изобразить ночное небо. Источником света на картине является луна. Её холодный свет подсвечивает облака и падает на чуть волнующиеся воды Днепра. Этого скудного света хватает для того, чтобы увидеть плавное течение великой реки, ее берега.

Часто Архипа Куинджи называли художником света. Много сил он потратил для того, чтобы научиться точной светопередаче закатов, теней, лунных отблесков.

Несмотря на недостаток лунного света, видны многие предметы. Белеют хаты, видна тёмная листва деревьев, заросли густой травы.

Использование живописцем особого художественного приёма стало залогом бесконечности и величественности изображения тёмного ночного неба. Эта глубина достигается за счёт противопоставления тёплых красноватых оттенков земли и холодных серебристых воды и неба. Эффект особого, дрожащего света достигнут художником за счёт использования в освещенных местах тёмных мазков.

Год написания картины: 1880.

Размеры картины: 105 x 144 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Картина написана А.И. Куинджи и была выставлена единственной картиной на выставке в 1880 году. Картина была единственной на выставке и стала настоящей сенсацией. Сам художник говорил, что это главное произведение всей его жизни.

Куинджи весь свой талант сосредоточил на передаче иллюзии реального света, и поиске композиции, которая передаст ощущение пространственности и света. «Лунная ночь на Днепре» стала самым убедительным произведением, которое передало эффект освещения настолько реально. Лунный свет и сияние света от самой луны художник передал настолько точно, что зрители увидевшие картину, были поражены.

Гармоничность и спокойствие, простота образов на картине. Художник для работы выбрал верхнюю точку сверху. Отсюда у него есть возможность отобразить на холсте в большей степени небо. Здесь сияет луна. Она окрашивает облака в холодный свет. Ниже видно как лунный свет колеблется на водах Днепра. Видно медленное течение реки, ее изгибы и линию берега.

Куинджи называли художником света. Такое звание он получил за любовь к точной светопередаче солнечных закатов, полуденных теней и лунных ночей.

Водная гладь Днепра, бархатная ночная синева, освещается лунным светом. Благодаря такому освещению белеют украинские хаты. Несмотря на тьму, на картине можно различить многочисленные предметы. Это хаты, и деревья покрытые листвой, и кривые стебли татарника. Все это покрыто ночной тьмой, но виднеется бурым цветом.

Небесная сфера изображена художником величественной и бесконечной.

Создавая картину, Куинджи применил один художественный прием. Теплый красноватый оттенок земли он сопоставил с холодно-серебристыми оттенками. Этим художник добился эффекта глубины пространства. Ощущение вибрирующего света получились благодаря использованию в работе мелких темных мазков в освещенных местах.

Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

opisanie-kartin.com

«Лунная ночь на Днепре» Куинджи

Редкая картина пронзает сердце зрителя настолько, что он разражается слезами и часами простаивает перед полотном в молитвенном благоговении. «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи — одно из таких полотен. «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи», — вспоминал Илья Репин.

Люди не понимали, почему от картины исходит столь необычный свет. Какие только слухи не ходили по Петербургу! Шумиха поднялась такая, что художник решил уйти в затворничество на 20 лет. Что же таит в себе «Лунная ночь на Днепре»?

Сюжет

Перед нами пейзаж. Художник выбрал точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для неба. Сияющая луна окрашивает контуры облаков в холодные тона. Свет колеблется на темных водах реки, которая, по замечанию Крамского, «совершает величественно свое течение».

Как и в большинстве других своих работ, Куинджи хотел передать явления природы, не поддающиеся длительному писанию с натуры. Художник обладал уникальным зрением — он запоминал тона, за счет чего запечатлевал на века те моменты, которые в природе длятся минуты.

фото 1 После дождя, 1879.jpg«После дождя», 1879

«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», — так писал о Куинджи его друг и наставник Илья Репин.

Контекст

Еще до выставки по Петербургу гуляли слухи о небывалой по красоте картине, которую пишет Куинджи. Под окнами художника собирались те, кто страсть как хотели увидеть полотно. Каждое воскресенье он на два часа пускал в мастерскую всех желающих.

Айвазовский отказался учить Куинджи, разрешив только красить забор

Специально для «Лунной ночи на Днепре» Куинджи организовал выставку одной картины — первую в своем роде в России. Для большего эффекта окна в зале были занавешены, луч света падал только на полотно. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам — зеленоватый лунный свет заливал всю комнату.

Казалось, что только с помощью масла нельзя создать такой эффект. Люди даже пытались заглянуть за картину — нет ли там лампы. Ходили слухи, что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии. Кто-то даже вспомнил нечистого.

На самом деле, секрет прост — это долгие годы работы. Куинджи был страстным экспериментатором. Он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. Не обошлось тут без руки химика всея Руси Дмитрия Менделеева.

Менделеев помогал Куинджи создавать необычные, светящиеся краски

Картину купил Великий князь Константин. Он настолько был очарован полотном, что даже взял его с собой в кругосветное путешествие.

Судьба художника

Куинджи родился в семье бедного сапожника. Маленький Архип, рано лишившийся родителей, учился из рук вон плохо. Больше ему нравилось рисовать, поэтому все, что казалось ему подходящим для этого, было испещрено рисунками.

Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу — пас гусей, вел учет кирпича на стройке, помогал в пекарне. Однажды ему посоветовали съездить в Крым к Ивану Айвазовскому — поучиться рисовать. Каково же было его разочарование, когда Айвазовский разрешил ему лишь толочь краски и красить забор.

фото 2 Портрет работы В. М. Васнецова, 1869.jpgАрхип Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Следующие почти 10 лет Куинджи ретушировал фотографии, пока однажды не решился держать экзамен в петербургскую Академию художеств. Получилось только с третьего раза. В академии Архип познакомился с передвижниками, под влиянием которых он написал первые удачные, по мнению академиков, полотна.

Фамилия Куинджи в переводе с татарского означает «золотых дел мастер»

Слава пришла к нему с «Лунной ночью на Днепре». Выставив после нее еще несколько картин, Куинджи неожиданно для всех ушел в затворничество. «…художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.», — говорил Куинджи.

Следующие 20 лет он не писал, но никому не показывал свои работы. Куинджи вышел из затворничества в 1901 году. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел его новых картин до самой его смерти в 1910 году. Все, что имел, Куинджи передал Обществу Художников, которое организовал незадолго до кончины.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи : vakin

А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре, 1880.Фото: art-assorty.ru

«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.Знаменитый художник Архип Куинджи.Фото: pravkonkurs.ru и abmortitua.xyz

Над этой картиной художник работал летом и осенью 1880 г. Еще до начала выставки распространились слухи о том, что Куинджи готовит что-то совсем невероятное. Любопытных нашлось столько, что по воскресеньям живописец открывал двери своей мастерской и пускал туда всех желающих. Еще до начала выставки картину купил великий князь Константин Константинович.

В. Васнецов. Портрет А. И. Куинджи, 1869. Фрагмент.Фото: artcontext.info

Куинджи всегда очень ревностно относился к экспонированию своих картин, но в этот раз он превзошел сам себя. Это была персональная выставка, и на ней демонстрировалась всего одна работа – «Лунная ночь на Днепре». Художник велел задрапировать все окна и осветить полотно направленным на него лучом электрического света – при дневном освещении лунное сияние смотрелось не так эффектно. Посетители входили в темный зал и, будто под гипнозом, замирали перед этой магической картиной.

И. Крамской. Портреты А. И. Куинджи 1872 г. и к. 1870-х гг.Фото: artcontext.info и tanais.info

Перед залом Общества поощрения художников в Петербурге, где проходила выставка, целыми днями стояла очередь. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. О невероятном эффекте картины ходили легенды. Сияние лунного света было настолько фантастическим, что художника заподозрили в использовании каких-то необычных перламутровых красок, привезенных из Японии или Китая, и даже обвиняли в связях с нечистой силой. А скептически настроенные зрители пытались отыскать с обратной стороны полотна спрятанные лампы.

И. Репин. Портрет художника А. И. Куинджи, 1877. Фрагмент |Фото: artscroll.ru

Конечно, весь секрет заключался в необычайном художественном мастерстве Куинджи, в умелом построении композиции и таком сочетании красок, которое создавало эффект сияния и вызывало иллюзию мерцающего света. Теплый красноватый тон земли контрастировал с холодными серебристыми оттенками, за счет чего углублялось пространство. Однако одним мастерством даже профессионалы не могли объяснить то магическое впечатление, которое картина производила на зрителей – многие уходили с выставки в слезах.

Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907.Фото: newconcepts.club

И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.

Краски со временем потемнели.Фото: rubooks.org

И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».

Краски со временем потемнели.Фото: art-assorty.ru

К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен.

Картина Куинджи вдохновляет и современных фотографов.Фото: flickr.com

К несчастью, писатель оказался прав: пропитанный солью морской воздух и высокая влажность губительно повлияли на состав красок, и они стали темнеть. Поэтому сейчас «Лунная ночь на Днепре» выглядит совсем по-другому. Хотя лунное сияние и сегодня действует на зрителей магически, а пейзажная философия прославленного художника вызывает неизменный интерес.

Источник - Культурология

Также можно смотреть моими постах об уникальным Архипа Куинджи - "Иллюзия света Архипа Куинджи" и картина "Вечер на Украине".

vakin.livejournal.com

Архип Иванович Куинджи Лунная ночь на Днепре: Описание произведения

Осенью 1880-го на улицах Санкт-Петербурга царило необыкновенное оживление. Очередь, начинавшаяся на Большой Морской, тянулась до Невского, заворачивала за угол и змеилась дальше – до самой Малой Морской. Солидные, хорошо одетые люди работали локтями, старались хотя бы чуть-чуть протиснуться вперед, не считаясь с риском наступить на ногу Тургеневу, Менделееву или какому-нибудь великому князю – как писали в газетах тех дней, «здесь собрался весь грамотный Петербург». Те, кто не успел до закрытия, расходились по домам. А следующим утром все повторялось вновь: очередь, начинавшаяся на Большой Морской, тянулась до Невского.

Нет, в 1880-м в Питере не открывался первый McDonald’s, и Джаред Лето не приезжал сюда с гастролями. Причиной ажиотажа была выставка Архипа Куинджи, устроенная в Обществе поощрения художеств.

Экспозиция была во всех смыслах новаторской. Во-первых, она стала первой в истории русской живописи выставкой одной картины. А во-вторых, демонстрировалось полотно в затемненной комнате при контрастном искусственном освещении – еще одно, по тем временам, революционное решение.

Впрочем, сенсацией выставка стала не за счет созданных Куинджи прецедентов, а благодаря собственно картине. «Лунная ночь на Днепре» стала вехой в пейзажной живописи – такой, как «Война и мир» в литературе или, например, «Гражданин Кейн» в кинематографе. Она как бы разделила жанр на «до «Лунной ночи» Куинджи» и «после нее». Известный критик Алексей Суворин писал: «Картина эта - невиданное еще нигде могущество красок. Впечатление от нее - решительно волшебное: это - не картина, а сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре. Луна - это действительная луна, она действительно светит; река - это настоящая река, она действительно светится и блестит; вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несет свои воды Днепр; тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар - все это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать... Такой картины нет в целом мире, нет в мире искусства!..».

Дело, впрочем, было не только в «фотографической» точности. Казалось бы, незатейливый украинский пейзаж задышал у Куинджи гоголевской мистикой. Оглушительная тишина малороссийской ночи, ощущение тайны, волшебства, первобытной природной силы – все это производило гипнотический эффект. В то время как искушенная публика говорила о «нисходящей градации света» и «гармонии лиризма и декоративности», зрителя попроще интересовала «обратная сторона Луны». Многие пытались заглянуть за раму, в надежде обнаружить там электрическую лампочку – настолько достоверной получилась у Куинджи луна.

Приятель Куинджи – Иван Крамской – уже в те дни высказывал опасения: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединял вместе (зная или не зная - все равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и, по истечении известного времени, или потухнут или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: отчего приходили в восторг добродушные зрители?» А после того как владевший картиной великий князь Константин Константинович взял ее с собой в кругосветное плавание, опасения усилились.

Влажный морской воздух и время сделали свое дело. Краски померкли и «Лунная ночь на Днепре» уже не производит столь могучего впечатления, что в 1880-м. Но даже сегодня некоторые посетители Русского музея* не могут устоять перед соблазном. И, улучив момент, когда никто не смотрит, заглядывают за раму.

*Куинджи создал копии своей "Лунной ночи на Днепре" - их можно увидеть в Третьяковской галерее и в Симферопольском художественном музее. 

Автор: Андрей Зимоглядов

artchive.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта