VGil journal. Картина сальвадора дали поэзия америки


Знаменитые произведения Сальвадора Дали (20 фото)

Оригинал взят у denis_balin в Знаменитые произведения Сальвадора Дали (20 фото)Представляем Вашему вниманию подборку самых знаменитых работ Сальвадора Дали.

1. «Автопортрет с рафаэлевской шеей» — картина, написанная в 1921 году, когда умерла его мать, что, по признанию художника, было одним из тяжелейших переживаний его жизни. Это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле.

2. «Портрет Луиса Буньюэля» — картина, написанная в 1924 году. Первоначально находилась в коллекции Луиса Буньюэля. В настоящее время находится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде.

Дали познакомился с Луисом Буньюэлем в Королевской Академии Искусств в Мадриде, во время своего обучения в 1922—1926 годах. Буньюэль был одним из тех, кто в значительной степени повлиял на Сальвадора. Позднее Дали принял участие в съёмках двух фильмов Буньюэля: «Андалузский пёс» (1929) и «Золотой век» (1930).

Портрет Луиса Бунюэля был написан, когда будущему режиссёру было 25 лет. Он изображён серьезным и задумчивым человеком с пристальным взглядом, смотрящим в сторону от художника и зрителей. Картина выполнена в мрачноватых тонах. Сдержанные цвета создают атмосферу серьезности и подчеркивают глубокомысленный взгляд.

В этом шедевре Дали достигнуто замечательное единство активной формы и концентрированной психологической характеристики. Великолепно написанное лицо узнаётся мгновенно, так же, как сразу «схватываются» черты обретающего зрелость индивидуального стиля Дали, способность художника к жёсткому самоконтролю при выборе живописных средств.

3. "Плоть на камнях" - картина, написанная в 1926 году. Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере. Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.

4. "Приспособление и рука" - картина, написанная в 1927 году. Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода.

5. "Незримый человек" - картина, написанная в 1929 году. Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи.

6. "Просвещенные удовольствия" - картина, написанная в 1929 году. Интересна тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора.

7. «Великий Мастурбатор» — картина, написанная в 1929 году в стиле сюрреализм, в данный момент выставлена в Центре искусств королевы Софии в Мадриде (Испания).

В центре картины изображено смотрящее вниз деформированное человеческое лицо. Похожий профиль изображён также на более известной картине Дали «Постоянство памяти» (1931). Из нижней части головы поднимается обнажённая женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Рот женщины тянется к скрытым под лёгкой одеждой мужским гениталиям, намекая на предстоящую фелляцию. Мужская фигура изображена только от пояса до колен со свежими кровоточащими порезами.

Под человеческим лицом, на его рту, сидит саранча— насекомое, перед которым художник испытывал иррациональный страх. По брюшку саранчи и по центральной фигуре ползут муравьи — популярный мотив в работах Дали — символ коррупции. Под саранчой изображена пара фигур, отбрасывающая одну общую тень. В нижнем левом углу картины одинокая фигура торопливо удаляется вдаль. Помимо этого на полотне присутствуют также яйцо (символ плодородия), нагромождение камней и (под лицом женщины) цветок каллы с фаллообразным пестиком.

«Великий мастурбатор» имеет большое значение для исследования личности художника, поскольку навеяна его подсознанием. Картина отображает противоречивое отношение Дали к сексу. В его детстве отец Дали оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённых венерическими заболеваниями, что привело к ассоциированию секса с гниением и надолго отвратило юного Дали от половых отношений.

Дали хранил эту картину в собственной коллекции в Театре-музее Дали в Фигерасе до самой смерти, после чего «Великий мастурбатор» стал частью национальной коллекции и был перемещён в мадридский музей.

8. «Постоянство памяти» - картина, написанная в 1931 году

"...Решив написать часы, я написал их мягкими. Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена. "

9. "Параноические превращения лица Гала" - картина, написанная в 1932 году.

Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.

10. "Ретроспективный портрет женщины" - скульптура, 1933 год.

Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.

11. "Загадка Вильгема Телля" - картина, написанная в 1933 году.

Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя.

12. "Лицо Мэй Уэст" - картина, написанная в 1935 году.

Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дива

13. "Женщина с головой из роз" - картина, написанная в 1935 году.

Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.

14. "Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)" - картина, написанная в 1935 году.

Эта картина — ужас испанца, понимающего, что происходит с его страной и куда она движется.

15. "Венера Милосская с ящиками" - скульптура, 1936 год.

Знаменитейшая из выдумок Дали. Ящики всегда изображались им открытыми. Они обозначали обыскивание, производимое неумышленно. Здесь у Дали явно какое-то устойчивое воспоминание, корни которого остались неведомыми. Дали наметил, где должны быть ящики, а Марсель Дюшан, к которому Дали относился с огромным уважением, сделал форму для отливки. С той же формы в 1964 году была сделана серия новых отливок. Сейчас Венера находится в музее Сальвадора Дали во Флориде. Музей Сальвадора Дали - единственный музей в США, посвященный одному художнику.

16. "Телефон - омар" - 1936 год.

Так называемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».

17. Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943)

Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL», а во второй — использует бутылку «Кока-Колы

18. "Метаморфозы Нарцисса" - картина, написанная в 1937 году.

Дали создал эту картину и написал комментирующее её большое стихотворение, возвратившись в Париж после своего грандиозного успеха в Америке. Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим свое отражение в водах источника и влюбившийся в него. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять свое отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в нее, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, — как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссо-подобная фигура появляется на горизонте.

19. "Загадка Гитлера" - картина, написанная в 1937 году.

Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».

20. "Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера" - картина, написанная в 1940 году.

Дали писал: «Своей страстной любовью Гала извлекла меня из иронического и суетливого мира рабов. Из моей жизни Гала стёрла и образ Вольтера, и все следы скептицизма».

9999vladimir.livejournal.com

Анализ эпох в творчестве Сальвадора Дали.

Сальвадор Дали был настолько необычной, экстравагантной, не похожей ни на кого, индивидуально личностью, что появляясь в обществе он затмевал всех и вся, все вокруг становились тенями, однородной неинтересной массой, но ему на это было всё равно, он был собой и жил для себя, своего искусства и самых близких для себя людей. Он вытеснил из своего сердца пустые сомнения, неуверенность, мнения пустых людей и впустил в своё сердце искусство, которое стало его душой, чувствами и мировоззрениями, через своё творчество он передавал свои эмоции, мысли и идеи. По мнению его критиков, он был самовлюблённым эгоистом, а я считаю, что он был слишком сильно влюблён в то, что он делает, он слишком много времени проводил за работой, и поэтому он практически слился с ним. Как он сказал о себе в 3-ем лице: Он рисовал страстно и жадно, как одержимый. Да, может быть он и был самовлюблённым, эгоистичным и слишком самоуверенным, но это его не испортило, это дало ему индивидуальность, как и в его образе, так и в его картинах, он сам изображал образ сюрреализма, как он и сказал: Сюрреализм-это я!   Да, Дали был поистине гением сюрреализма и гением всей эпохи 20-ого века, он олицетворял в своих картинах технический прогресс эпохи индустрилизации и капитализма и духовный упадок капиталистического общества. Да, он был критичен, но его критика была справедлива и обоснована. Потому что когда технический прогресс идёт, а моральный и духовный нет, то это отображается в духовной деградации общества. Если подумать, то сюрреализм и дадаизм, стили в которых работал Дали схожи, оба критикуют общество, подчёркивают и указывают на его недостатки, но сюрреализм в большей части указывает на ничтожество современного человека, на его слабое стремление к открытию новых возможностей для человека, ведь человек-это особое существо, существо со сверхвозможностями. Указывал на то, что человек тратит свою неисчерпаемую энергию на бесконечное разрушение-войны, вместо того, чтобы созидать, создавать вечное-искусство. Развивать свои способности, выражать свои мысли в различных новых формах. 

Но если разбирать искусство Сальвадора Дали разделяя его на различные эпохи, то получится так:

1) Из биографии Сальвадора Дали можно узнать, что уже в 4 года Дали пробовал рисовать, а в 10 лет он нарисовал свою первую серьёзную картину: небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Но зарождение художника-гения в Дали началось только в 14 лет, когда у него состоялась его первая выставка в муниципальном театре Фигераса, вот тогда можно было уже видеть, что юный художник тщательно ищет свой стиль, что он уже не старается копировать подчерки известных художников, а пытается найти свой неповторимый подчерк. Как раз именно в 14 лет он начинает интересоваться и изучать импрессионизм, кубизм и пуантилизм. Также можно выделить и ещё одну черту Дали зародившуюся в нём в 14 лет: он начинает писать не для себя запервшись в прачечной, а пишет для публики, это видно по тому, что он организовал выставку своих работ. Конечно, можно подумать, что эта выставка-порождение его тщеславия и самолюбия, нет, Дали хотел оценки своих работ, а не пустой похвалы.

Поступление в Академию оказало на Дали серьёзное влияние, Сальвадор начинает эксперементировать с кубизмом, что видно по его картине "Кубистический автопортрет. 1923 год". Уже формируются более чёткие и плавные линии, когда Дали риует маслом на холсте. Если сравнивать картины "Портрет моего отца.1920 год" и "Портрет моего отца.1925 год", то наблюдаются серьёзные различие в плане теней, линии становятся более плавными и чувствуется переход от импрессионизма к академическому портретному стилю. Дали полностью освободился от стиля импрессионизма, с которым он эксперементировал в 1918-1920 гг. После изгнания из Академии в творчестве Дали исчезает портретный жанр и Дали начинает эксперементировать со сложными стилями, как  неокубизом и пресюрреализом( Кубистическая фигура, Портрет Поля Элюара ). По моему мнению в данных стилях скрыта глубокая философия и потайной смысл либо выражение своих мыслей в нестандартном варианте. Если внимательно рассматривать картину "Портрет Поля Элюара" и соответствовать его с биографией Элюара, то станет понятна вся суть картины: Поль Элюар был одним из осонователей сюрреализма и дадаизма, поэтому мы и видим его образ в элементах сбрреализма и дадаизма, также Элюар был поэтом( к примеру, сборник «Умирать оттого, что не умираешь» ), поэтому мы можем наблюдать в картине на его лбу белую женчкую руку, как символ его клейма гения.

Итак, подводим итоги, ранняя эпоха Сальвадора Дали отмечалась стилями импрессионизма, кубизма, неокубизма и пресюрреализма. 1918-1929гг.

2) Как нам известно из биографии Дали, начало его новой художественной эпохи в 1929 году ознаменовалось сразу двумя событиями, которые изменили его жизнь на корню: встреча с Галой Элюар и вступление в общество парижских сюрреалистов. Также 1929 год становится для Сальвадора Дали отправной точкой к вершине славы и пуск начался с персональной выставки в Париже в галерее Гемана. Также в этом же году Дали принимает участие в работе над фильмом "Андалузский пёс" с  Луисом Бюнюэлем ("Андалузскими щенками" мадридская молодежь называла выходцев с юга Испании. Это прозвище означало «слюнтяй», «размазня», «недотепа», «маменькин сынок»). Это был короткий фильм, созданный для того, чтобы шокировать и задеть за живое буржуазию и высмеять крайности авангарда. Если отталкиваться от идеи и смысла фильма, то можно понять идею работ дали в периоде первой половины 30-ых годов. В этот период Сальвадор Дали пишет картины в стиле сюрреализма, в котором обращает внимание на пороки и зависимость людей от их излюбленных желаний и наслаждений( Просвящённые удовольствия, Великий мастурбатор, Мрачная игра, Приспосабливаемость желаний, Средний бюрократ, Средний бюрократ с распухшей головой приступает к обязанностям дояра черепной арфы ). Также заметно выражение своих чувств в картинах Дали в эту же эпоху( Одиночество, Рождение текучих желаний ).

После разрыва отношений с отцом Дали начинает сравнивать его в своих картинах с швейцарским фольклорным героем Вильгельмом Теллем или с Владимиром Лениным изображая их в комических образах( Загадка Вильгельма Телля, Частичное помрачение ). В картине "Загадка Вильгельма Телля" видно, что Вильгельм телль склонился над ребёнком и хочет его съесть, наверняка Сальвадор изображал в образе Телля своего отца, а вобразе ребёнка себя. А в картине "Частичное помрачение" на рояле изображено шесть ликов Владимира Ленина, тут также прослеживается образ отца в этих шести ликах, а рояль в этой картине изображает способность Дали творить, то есть мысли об отце мешали Дали писать картины.

С 1932-33гг. всё чаще появляются образы Галы в картинах Дали(Параноические превращения лица Гала,Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече ,Гала и "Анжелюс" Милле, возвещающий очень скорое появление загадочной картинки конической формы).

Итак, снова подведём итоги, данный период в творческой жизни Сальвадора Дали отмечается многими событичми повлиявшими на его дальнейшу личную и творческую жизнь, а также окончательное обнаружение себя, как художника-сюрреалиста. 1929-1934гг.

3) После разрыва отношений между Галой и Полем Элюар, Дали женится на Гале в 1934 году и с этого начинается новая эпоха творчества в жизни гения. Ещё до начала гражданской войны в Испании, Дали пишет картину "Предчувствие гражданской войны", она была закончена за полгода до начала войны в Испании и Дали назвал эту картину проверкой гениальности свой интуиции, ибо она стала предсказанием той беды, которая постигла Испанию.

Также я хотел бы заметить, что Дали отвлёкся от темы пороков общественности и стал писать на более вольные темы, которые его волновали и интересовали. В 1935-36гг.в работе "Покорение иррационального" Дали сформулировал теорию параноидально-критического метода. В этом методе использовал различные формы иррациональных ассоциаций, особенно образы, которые меняются в зависимости от зрительного восприятия, — так что, например, группа сражающихся солдат может внезапно обернуться женским лицом. Также за этот период была написана картина  "Метаморфоза Нарцисса". Также возможно в этой картине заметить намёк Дали на то, что он также влюблён в своё искуссвто, как и Нарцисс был влюблён в себя, но по офицально версии, Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши — и есть подобный комплекс.  

И нужно обратить внимание на то, что эта картина была написана по параноидально-критическому методу, т.к. суть метаморфозы — в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы — в яйцо (или луковицу).

Данный период можно назвать параноидально-критическим. 1934-1937гг.

4) В 1938 году ещё не отпала тень гражданской войны в Испани, как и в творчестве Сальвадора Дали, так и в его душе, душе патриота своей родной Испании, и поэтому он пишет картину "Испания".На картине на заднем фоне изображены руины города и горы, на основном плане картины сражающиеся люди и если приглядеться, то некоторые из них похожи на скелеты, а группы людей на очертания животных, на переднем плане изображены очертания женщины, что являет собой исчезновение в Испании культуры, атичности и духовности. Женщина стоит облокатившись на тумбу и из тумбы выдвинута шуфлядка с окровавлеными органами, что символизирует то ли блольшое количество жертв, то ли разделение, развал Испании.

В 1940 году Сальвадор Дали и его жена Гала вместе с Пикассо улетают в США, в результате вторжения войск фашистской германии на территорию Франции. Начинается Американский период в жизни Дали. Во время своего пребывания в Америке Дали очень активен, энергичен, он работает в разных областях: работает как ювелир, дизайнер, фоторепортер, иллюстратор, портретист, декоратор, оформитель витрин, делает декорации к фильму Хичкока Дом доктора Эдвардса, распространяет газету "Дали Ньюс" . Это сказывается и на его творчестве, он пишет картины на литературные и исторические тематики( Безкмный Тристан, Тристан и Изольда, Елена Рубинштейн ), но пишет их в сюрреалистическом стиле. Также хотелось бы обратить внимание на несколько картин, начнём с картины "Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека". На картине изображено яйцо, на яйце изображены материки мира и из яйца вылупляется человека и пытается разорвать яйцо, тем самым повреждая и смещая материки, над этим всем наблюдают младенец и человек. Исходя из названия и содержания самой картины понятно, что она связана со 2-ой мировой войной и соответственным ей новым переделом мира, а рождающейся человек-это рождение надежды на скорое окнчание войны и рождение новой эпохи последующей в след за окончанием войны, а женщина и ребёнок наблядавшие за этим всем, это намёк на библейских персонажей, на религиозно-фантастическую тематику. Эта картина очень символична для 1943г года, т.к. именно тогда произошли перелосные события 2-ой мировой войны: Cталинградская битва и битва на Курской дуге. 

Также хочу обратить внимание на картину "Поэзия Америки", я её не смогу точно охарактеризовать, но я нашёл вот такое объяснение этой картины: Картина писалась для Робера Дешарна в Калифорнии, в Монтерсне, и наполнена типичными отзвуками детства: равнина Ампурдана и башня Пичотов, кузина Каролинета возникающая вдали. На переднем плане изображены две фигуры, фигура в головном уборе олицетворяет упадок , фигура с чёрным провалом символизирует обновлённую человечность.

Данный период можно назвать Американским периодом. 1938-1949гг.

5) Ещё в Америке, в 1947 году Дали пишет картину "Расщепление атома", идея о которой у него появилась после взрыва атомной бомбы на острове Хиросима. Эта картина выражает величие открытию атомной энергии и её разрушительной силы, это выражается в том, что человек слева преклоняется перед кубом с атомом, а сверху находится бюст одного из греческих полководцев над которым висят античные ворота, на которых изображены воины. Всё это олицетворяет величие атомной энергии. Также научному прогрессу посвящена картина под названием "Взрывающаяся рафаэлевская голова". В эту эпоху написано было множество картин на религиозную тематику(Искушение святого Антония, Мадонна Порт-Льигата,Христос святого Хуана де ля Крус,Два отрока,Corpus hupercubus,Тайная вечеря, Гвадалупская Богоматерь,Вселенский собор ), на картинах "Мадонна Порт-Льигата", "Гвадалупская Богоматерь", "Вселенский собор" изображена Гала, это может указывать на то, что Дали боготворил её и несмотря на свой гений, он ставил её выше себя, наверное потому, что Гала была его музой, она была дущой его творчества, его картин, если бы не она, картины бы не были настолько насыщены любовью. В картинах данной эпохи ощущается отступление на второй план  темы сюрреализма, как будто на некоторое время Дали остановился и решил осмыслить себя, и поэтому он обратился к библейской тематике.

Данный период можно охарактеризовать, как религиозно-фантастический или "Ядерный мистицизм". 1949-1962.

6) В 1970-ых годах  художнику пришла идея построить для своих работ музей. Вскоре он взялся за перестройку театра в Фигерасе, своей родине, сильно разрушенного во время гражданской войны в Испании. Поэтому в этот период Дали потратил много сил на роспись театра в Фигерасе. Самая известная картина Дали написаная в театре это картина "Галлюциногенный тореадор". В 1977 году Дали пишет одну из самых своих известных картин "Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отражёнными в шести зеркалах". После этой картины Сальвадор Дали снова возвращается к стилю сюрреализма( Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа, В поисках четвертого измерения, Путь загадки ). Незадолго до смерти Галы, Дали пишут картину в стиле сюрреализма "Три знаменитые загадки Галы". На картине изображены три улыбки Галы, наверняка тем самым Дали разделил жизнь Галы на три эпохи: первая улыбка это молодость, вторая улыбка это Гала во время Американского периода и третья это улыбка Галы на закате своих лет. Ну, это моя точка зрения на данную картину.

После смерти Галы, Дали потеряв свою музу обратился к стилю эпохи Возрождения, написав картины  "Персонаж, навеянный фигурой Адама с плафона Секстинской капеллы в Риме", "Pieta" , "Голова, подсказанная Микеланджело", "Воин", "Мученик".

Последнюю свою работу — "Ласточкин хвост", Дали закончил в 1983 году. Это простая каллиграфическая композиция на белом листе, навеянная теорией катастроф. 

Старость брала верх над гениальным разумом. 30 августа 1984 года в доме Дали произошел пожар. Ожоги на теле художника охватывали 18% кожи. После этого его здоровье еще более ухудшилось. К февралю 1985 года самочувствие Дали несколько наладилось и он смог дать интервью крупнейшей испанской газете "Паис". Но в ноябре 1988 года Дали положили в клинику с диагнозом "сердечная недостаточность". Умер Сальвадор Дали 23 января 1989 года в возрасте 84 лет.

P.S. О Сальвадоре Дали я писал много в прошедшем времене используя слово "был" и я не прав, ибо раз Дали является гением, то надо говорить о нём "есть". Гении умирают, остаются их труды, творчество, которые олицетворяют их, точно также, как и они когда-то олицетворяли свою эпоху и свои труды.

vladislav-russu.livejournal.com

Гений XX века — Сальвадор Дали — VGil journal

Божественный Дали за бога Эроса и эротику.«В шесть лет я хотел быть Наполеоном, но я им не стал. В пятнадцать я хотел быть Дали – и стал им. В двадцать пять лет я хотел стать самым сенсационным художником в мире, и мне это удалось. В тридцать лет я хотел обеспечить жизнь успехом и – добился этого».

Сальвадор Дали – гений XX века, плод интеллекта и познания, страстный и требовательный искатель, маэстро красок и мысли, Avida Dollars, художник, который и по сей день заставляет содрогаться умы многих людей.Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой — именно это привлекает нас в произведениях Сальвадора Дали. Его работы заставляют привычные вещи видеть под иным углом сознания, и порой, восприятие его картин может зависеть от меры «испорченности» каждого человека.В мире художественной интелегенции репутация Сальвадора Дали была невысокой. Большинство художников и критиков придерживались мнения, согласно которому «традиционный стиль письма Дали не сочетался с работой по поиску нового языка живописи, отразившейся на картинах таких мастеров XX века, как Пикассо и Матисс, поэтому творчество Дали в Европе интереса не вызывало. Художнику нужно было искать или создавать новое, своё, культурное пространство. И он подумал об Америке. Дали захотел «открыть» Америку. Америка как будто ждала испанского художника.…Мастер вышел на палубу, где его встречали американские журналисты.— С какой стати Вы изобразили нагую жену с двумя котлетами на плечах?-А с той, что котлеты мне по вкусу, равно как и жена! Почему не изобразить их вместе? Так началось покорение Америки. Работы С. Дали, выполненные в традициях европейского искусства, были благосклонно встречены не только богатыми меценатами, но и простыми зрителями. Америка в то время была страной «юной», без опыта и без прошлого, нуждалась в кумире, личности талантливой, свободолюбивой, своевольной и интригующей. Испанский художник был именно таким. В «свободной стране» проявилась многогранность таланта Дали.На серию рисунков, выполненных с 1940 по 1968 годов в различных газетах и журналах начали появляться статьи, обвиняющие художника в порнографии и похабщине. Отвечая на вопрос в одном из интервью, безумец он или обычный удачливый бизнесмен, художник ответил, что не знает сам, где начинается глубокий философствующий Дали и где заканчивается абсурдный и сумасшедший.XХ век – век создания мифов. Сальвадор Дали преуспел в своём мифотворчестве. Он не интерпретирует традиционный мифологический сюжет, а создаёт новый миф, миф о собственной гениальности, и всё его творчество, вся жизнь – отражения этого мифа, порой слишком откровенного. О природе гения-творца он размышляет на страницах автобиографического произведения «Тайная жизнь», которое было воспринято многими современниками как очередной рекламный трюк, причём некоторые его мысли заставляли задуматься, о его извращённом мышлении. С какой целью писал Дали «Тайную жизнь», неизвестно, но то, что автобиография художника – это органичная часть его творческих поисков, очевидно. Ответом на многие острые и компрометирующие вопросы, насчёт использования в его произведениях порнографии, он не раз восклицал «Я — гений», заставляя современников поверить в исключительность своего таланта.Художественные дарования Сальвадора Дали вызывали неоднозначную оценку. Некоторые называли начинающего художника великим, признавая, что у него были классические чистые линии, и он ни в чём не уступал раннему Пикассо и сквозь слегка размазанные кляксы туши уже проглядывался великий Дали-сюрреалист. Были и те, кто отмечал, что Дали не обладал особыми способностями к искусству, хотя страстно хотел стать художником.

А вот появляется Гала Элюар (урожденная русская Елена Делувина-Дьяконова) являвшееся любовницей Макса Эрнста, основателя дадаизма, а затем и сюрреализма, даже тогда, когда она стала женой французского поэта Поля Элюара. Её встреча с Сальвадором Дали летом 1929 года стала роковой для обоих. Гала, которая была почти на десять лет старше его, казалась Дали утонченной самоуверенной женщиной, вращавшейся долгое время в высших художественных кругах Парижа, в то время как он был всего — навсего простым молодым человеком из маленького провинциального городка на севере Испании. Сначала Дали был поражен красотой Галы и разражался смущенным истерическим хихиканьем, когда они разговаривали. Он не знал, как вести себя при ней, хотя втайне признавал, что она его возбуждала. В свою очередь, Галу смущал этот напряженный молодой человек и его озабоченность мастурбацией и кастрацией.Про картину «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» говорили, что поза в которой изображена его избранница «неприемленно откровенна».На этом полотне, написанном в 1944 году, Дали изобразил нагую Галу лежащей на каменной плите. Работа напоминает портреты его сестры Анны-Марии, написанные в Кадакесе. Один тигр прыгает на Галу, другого пожирает рыба. Совмещение несовместимого, рыбы, граната, обнажённой женщины, повергли многих критиков в шок. Сальвадор Дали уверенно отвечал: «Усы мои всё растут – как и сила моего воображения»!Дали был настолько потрясен атомной бомбой, что написал целую серию картин, посвященных атому, на которые, как ни парадоксально, было написано множество критик о похабстве Дали. В «Атомной Леде» обнаженная Гала парит на пьедестале. Позади нее распростерты крылья лебедя. Под пьедесталом и вокруг него парят невесомые предметы. На втором плане видны утесы Кадакеса. Миф о Леде был очень важен для Дали, так как он отождествлял свои отношения с Галой с браком Зевса и Леды, от которого лебедь родил два яйца, а из них на свет появились две пары близнецов: Елена и Полидевк и Кастор и Клитемнестра. Дали видел в себе с Галой двух близнецов, имеющих одну на двоих жизнь и память и не способных существовать друг без друга.Дали, рисующему на религиозные и научные темы, был необходим отдых. Отдыхал же художник, создавая эротические работы и произведения с черным юмором. Вместе со своим другом фотографом Филиппом Халсманом Дали издал в 1954 году книгу под названием: «Усы Дали: фотоинтервью». «Я сошел с ума? Да я гораздо нормальнее любого, кто купил эту книгу» — было типичной фразой художника на презентации этой книги, где воспевались его знаменитые удивительно навощенные усы, называемые им самим «антенны для восприятия искусства». В том же году он также написал «Юную девственницу, самосодомируемую своим собственным целомудрием». На картине изображалась обнаженная женщина, которой угрожают несколько рогов носорогов. Рог носорога стал для Дали новым символом. Художник связал его с «Кружевницей» Яна Вермера в нескольких своих работах 1955 года. Эта идея была также использована в фильме «Гениальная история Дентелиер и носорогов» снятом Робертом Дешарне, где Дали воспроизводил картину Вермера в клетке с носорогами Венсэнского зоопарка в Париже. Это несообразное сопоставление кружевницы и носорогов означало возврат Дали в его параноидально — критический мир. На этом он заработал состояние, явившись на свою лекцию о «феноменологическом аспекте параноидально-критического метода», которую должен был читать в Сорбонне, в лимузине («лимузином» Дали называл пенис), покрытым цветной капустой.

Сам же Сальвадор Дали считал, что самое большое различие, существующее между эротикой и порнографией, заключается в том, что эротика имеет божественное начало и приносит удачу, тогда как порнография низка и приносит неудачи. Римляне имели богатый опыт по части эротики и знали про это всё. Это в их языке слово похабный (по латыни obscenus) приобретает значение «зловещий». Сальвадор Дали был за Бога Эроса и эротику, основываясь на древнегреческом мифе. Эрос – греческий бог любви. Эросу соответствуют римские Амур и Купидон (латинское «cupido» — желание). Одна из ранних легенд гласит, что именно Эрос заставил сплестись в объятии Урана (Небо) и Гею (Землю), которые дали жизнь многочисленным потомкам. В тех же «Птицах» Аристофана говорится, что Эрос «насиживал» человечество и именно он даровал людям свет бытия.Сальвадор Дали умер 23 января 1989 года, спустя шесть лет после завершения своей последней работы «Ласточкин хвост», простой каллиграфической композиции на белом листе. Простота картины напоминает работы Поля Кли и трогательна, как музыка скрипки.Был ли это настоящий Дали? Скрывался ли под усами-антеннами, которые один журналист из французского журнала однажды попросил сбрить, чтобы увидеть настоящего Дали, простой деревенский философ с инстинктивной мудростью? Многие так считают и сожалеют о появлении сексуального смокинга, омаров, символизирующих половую зрелость, содомируемых роялей и системы «Kara n mehra» («Гадь и ешь»), при помощи которых он постоянно привлекал к себе внимание. Тем не менее, Сальвадор Дали и по сей день остаётся ярким представителем культуры ХХ века, помогающий увидеть современный мир через эксцентричную призму его сознания.

 

автор Юлия Жернякова

из архива EVA&ADAM

Метки: искус, люди искуства, человек-легенда

vgil.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта