Ювелирные работы Сальвадора Дали. Картины перевертыши сальвадора дали
Оптические иллюзии. Перевернутые картинки - О том, что мне интересно
Перевернутые картинкиНайди здесь сначала лицо старухи, а потом лицо молоденькой девушки.
Рассмотри картинку сначала в таком положении, а потом вверх ногами.Турецкий паша и морской капитан.
Кавалерист и лошадь. Лошадь и лягушка.Портрет старика и молодой женщины.Распутин и Сталин.
Портреты воспринимаются практически одинаково.А теперь перевернем их.
Кого вы видите: огромную ворону или рыбака в лодке рядом с островком?
Рисунок-перевёртыш, 1970-е годы
Доска с изображением Римского Папы и дьявола. Музей Катарине конвент, г. Утрехт (Голландия, ~ 1600 г.)
Драгун и слон. Рисунок на спичечном коробке. Испания, 1870 г.
И.Теребенев. «Зажигатель», 1813 г.
Грозен или труслив?
Картинки-оборотни из старинной немецкой книги
Казак и осёл. Испания 1865 г.
Кот или мышь?
Лев или мышь?
Жена на работе и дома (Л.Волков)
Солдат – генерал (надпись – тоже перевёртыш)
Постоянный посетитель и его любимое блюдо. Начало XX века
Жюль Верн. "Таинственный остров".
Matthieu Mérian, Vanite
Иллюстрация к рассказу Д. Ювачева (Даниил Хармс) "Загадочный случай" (1934 г.)
Монета середины XVI века. Западная Европа.
cheshzhanna.livejournal.com
Странности картин | Наука и жизнь
Порой мы видим на картинах то, чего не может быть в действительности, каким бы правдоподобным ни казалось изображение. Это происходит, когда художники допускают ошибки, связанные с нарушением законов геометрии. В одних случаях несоответствия бросаются в глаза, в других вовсе незаметны, но вызывают у нас ощущение чего-то необычного и даже странного. Подобные неточности бывают как случайными, так и допущенными намеренно — с целью привлечь внимание или поразить воображение зрителя.Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. Эскиз. 1481 год.
Мауриц Эшер. Бельведер. Литография. 1958 год.
Леонардо да Винчи. Благовещение. Около 1472—1475 годов.
Жос де Мэй. Натюрморт в окне. 1997 год.
Ван Дейк. Портрет знатной генуэзской дамы и её сына. 1626 год.
Джованни Беллини. Ужин в Эммаусе. 1490-е годы.
Джорджо де Кирико. Пророк. 1915 год.
Рене Магритт. Портрет Эдварда Джеймса. 1937 год.
Сальвадор Дали. Лебеди, отражённые в слонах. 1937 год.
Дирк Баутс. Христос в доме Симона. 1440 год.
‹
›
Загадка Леонардо
Перед вами эскиз картины «Покло-нение волхвов» Леонардо да Винчи (1452—1519). Как признают специалисты в области живописи, знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения превосходно владел приёмами построения линейной перспективы. В самом деле, набросок заднего плана выверен с математической точностью — взгляд скользит по прямым линиям, устремляющимся к центральной точке схода*, и фиксируется на ней. Но приглядитесь к колоннам у левого края рисунка. Ничего странного не замечаете? Колонны изображены с нарушением той самой перспективы, которая так восхищает в рисунке Леонардо. Колонна, что опирается на ступеньку, изображена сразу на двух планах: переднем (у основания) и зад-нем (на уровне капители). Да и вторая колонна стоит явно не на месте.
Истинная причина «ошибки», допущенной художником, так и останется для нас загадкой. В то время уже сложившийся мастер, Леонардо вряд ли допустил просчёт по неведению, тем более что налицо «отвлекающий манёвр» — взгляд зрителя волей-неволей сосредотачивается в центре картины.
Другое дело — работа начинающего художника, вчерашнего ученика. Взгляните на «Благовещение», самую раннюю из известных картин Леонардо да Винчи. На ней допущено несколько ошибок. Наиболее явная — рука Девы Марии не может достать книгу, лежащую на аналое: он стоит ближе к зрителю, чем к самой Деве. Как следствие — её правая рука длиннее левой, пропорции фигуры нарушены.
Нереальные объекты
Невозможную фигуру, или геометрически противоречивое изображение, подобное колоннам на эскизе Леонардо, представляет собой конструкция на знаменитой литографии «Бельведер» голландского художника-графика Маурица Эшера (1898—1972). По этой картине, написанной почти через 500 лет после «Поклонения волхвов», можно судить о направлении имп-арт (от английского impossible — невозможный и art — искусство) в так называемом оптическом искусстве — оп-арте, которое представляет её автор. Вариации на эту же тему встречаются в работах и других современных художников, создающих парадоксальные объекты, которые кажутся реальными, однако не могут существовать в действительности. Изображая различные предметы, авторы намеренно нарушают законы геометрии и добиваются тем самым неожиданных визуальных эффектов — создают поразительные оптические иллюзии. Вот лишь один пример — «Натюрморт в окне» бельгийского художника и дизайнера Жоса де Мэя (1928—2007). На картине верхняя и нижняя половины «оконной рамы», если рассматривать их по отдельности, выглядят как нормальные, но соединённые вместе образуют невозможный объект. Дело в том, что они показаны с различных точек, в разной перспективе, и это приводит к неверному расположению одной части относительно другой.
Нарушая соразмерность
А вот «Портрет знатной генуэзской дамы и её сына» кисти знаменитого фламандского портретиста Антониса ван Дейка (1599—1641). Герои картины производят совершенно разное впечатление. Из-за сильной диспропорции женщина выглядит нереально. У неё огромный для человека рост, несоразмерно маленькая голова и, судя по положению рук и ног, проблемы с телосложением. Кажется, что портрет дамы собран по частям, и они плохо подогнаны одна к другой. В фигуре мальчика ничего подобного не наблюдается, она воспринимается совершенно естественно.
Стоит или падает?
Наиболее частые ошибки в произведениях живописи — нарушение перспективы и пропорций. Но глаз замечает и другие неточности. Например, на картине «Ужин в Эммаусе», написанной предположительно итальянцем Джованни Беллини (около 1430—1516), сцена трапезы выглядит очень реалистично. Тщательно прорисованы позы, лица и одеяния людей, детали интерьера, еда и посуда. А вот ножки стола явно не на месте. Через их концы, как верхние — со стороны столешницы, так и нижние — упирающиеся в пол, можно мысленно провести прямые линии, которые окажутся параллельны одна другой. Это значит, что все ножки расположены в одной плоскости. Такой стол крайне неустойчив, он упадёт при первой же попытке поставить его на пол. Следовало бы развернуть пары ножек (достаточно одну, а лучше сразу обе — из соображений симметрии конструкции) в пространстве, скажем на 90о, чтобы они располагались в параллельных плоскостях.
Любопытно, что эта ошибка встречается и на полотнах других живописцев, например в картине «Пророк» Джорджо де Кирико (1888—1978), одного из предшественников сюрреалистов. Хотя тут всё зависит от нашей договорённости. Если сочтём, что мольберт падает, то художник не ошибся, а если решим, что мольберт твёрдо стоит на полу, то это такой же вымысел автора, как и всё изображение.
Запрещённое изображение
Пример «ошибки» иного рода, свидетельствующий об оригинальном авторском замысле, — знаменитая картина-загадка «Портрет Эдварда Джеймса» бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта (1898—1967). У полотна есть и другое название — «Воспроизведение запрещено». Герой картины — известный в своё время английский коллекционер и меценат, друг и покровитель Магритта — смотрит на себя в зеркало, но, вопреки закону отражения (симметрии относительно плоскости), вместо лица видит свой затылок. С точки зрения геометрии это невозможно, значит, такое «воспроизведение» действительно запрещено. Правда, это касается только героя портрета: и каминная полка, и лежащая на ней книга отражаются в зеркале правильно. Ошибка допущена Магриттом, конечно, намеренно. Это в его стиле — сочетать в своих работах вещи, в реальности не сочетаемые, изображать персонажей со спины, закрывать или заменять их лица различными предметами.
Два в одном
Интересна для изучения и картина-перевёртыш Сальвадора Дали (1904—1989) «Лебеди, отражённые в слонах», в которой мы также сталкиваемся с нарушениями законов симметрии. С одной стороны, лебеди на воде — самостоятельная часть картины, а с другой — они словно срослись с деревьями. Самое удивительное, что их отражение в воде — это не лебеди, а фигуры слонов, стоящих на земле. Перевернём картину «вверх ногами» и увидим лебедей, которые, отразившись «в обратную сторону», вновь превращаются в слонов. С точки зрения геометрии такое взаимно обратное превращение объектов объясняется проявлением закона зеркальной симметрии. Но присмотритесь к группе лебедей. Три птицы отражаются в воде правильно, а четвёртая, будто завалившаяся набок, нет. Не потому ли, что по замыслу автора этот лебедь отражается в другой зеркальной плоскости и она расположена под углом к первой? В реальности такое, конечно, было бы невозможно, а в воображении художника-сюрреалиста вполне.
Напоследок ещё одна картина-загадка. Перед вами полотно «Христос в доме Симона» нидерландского живописца Дирка Баутса (около 1410—1475). Она написана на библейский сюжет — помазание Христа женщиной при посещении им дома Симона**. На полотне есть несколько заметных глазу ошибок и несоответствий. Попробуйте отыскать нарушения в изображении фигур и предметов, делающие картину больше похожей на коллаж. На ней также есть деталь, лишняя с точки зрения геометрии. Какая именно?
(Ответ в следующем номере.)
Комментарии к статье
* Центральная (главная) точка схода — точка на горизонте, расположенная прямо против глаз наблюдателя, в которой сходятся все прямые линии, перпендикулярные плоскости изображения.
** В Евангелии от Луки Симон — фарисей («отлучённый» член иудейской секты), в дом которого был приглашён на трапезу Иисус Христос во время его странствий по Галилее.
www.nkj.ru
Ювелирные работы Сальвадора Дали: ochendaje
По какой-то причине, далеко не все знают, что кроме вклада в живопись, этот художник успел немало побудоражить знатоков ювелирного дела.
Значение ювелирных произведений Дали вряд ли кто-то мог бы сформулировать точнее, чем это сделал сам художник, хотя и иносказательно. Первое из «Десяти правил для тех, кто хочет стать художником», гласит « ... Учись делать так, чтобы твоя кисть рождала золото и драгоценные камни» На всякий случай, остальные девять:
[Spoiler (click to open)]2. Не бойся совершенства: тебе никогда не добиться его!
3. Перво-наперво научись писать и рисовать, как старые мастера. Потом ты сможешь писать так, как ты хочешь, все будут уважать тебя.
4. Не теряй глаз, руку, ни тем более голову, если ты станешь художником, они пригодятся тебе.
5. Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермере и Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме.
6. Не будь небрежен в живописи, иначе после твоей смерти живопись сама пренебрежет тобой.
7. У лени шедевров нет!
8. Художник, рисуй!
9. Художник, не пей спиртного и за всю жизнь не кури гашиш больше пяти раз.
10. Если живопись не полюбит тебя, вся твоя любовь к ней будет безрезультатна.
Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.
Но проблема заключается в том, что сегодня можно назвать лишь несколько публикаций, посвящённых итогам развития ювелирного искусства в ХХ В., где упоминается имя художника и сделаны попытки определить его роль в этом процессе. В 1985 г. в Нью- Йорке вышла книга английского критика Барбары Картлидж «Ювелирные украшения двадцатого века», подводящая итоги столетия, где имя Дали названо в ряду выдающихся художников XX столетия, которые в послевоенные 1940 - 1950-е гг. работают в сфере художественных ювелирных украшений.
Автор книги, владелец известнейшей лондонской ювелирной галереи «Электрум», высоко оценивает значение ювелирных произведений Дали. Она отмечает, что, в отличие от Пабло Пиикассо, Макса Эрнста, Александра Колдера и Жоржа Брака, занимавшихся ювелирным искусством время от времени, «Дали работает в этой области постоянно: его рисунки, осуществлённые высококвалифицированными ремесленниками, составляют важную часть его вклада в искусство вообще», - и далее: «Экстраординарная коллекция его сюрреалистических ювелирных изделий из золота и драгоценных камней с механизмами, как бьющееся сердце, шокирует мир привычного ювелирного искусства своей дерзостью и экстравагантностью.
Космический слон.
Мадонна аквамарина. Аквамарин в золотом медальоне, изображающем Мадонну. Корона богоматери покрыта бриллиантами. Когда медальон переворачивается - лик Мадонны становится ликом Христа.
Несколько определённее по поводу ювелирных произведений Дали высказался немецкий историк Германн Шадт в книге «Искусство златокузнецов. 5000 лет украшений и посуды»: «Ювелирный дизайн испанского живописца Сальвадора Дали иллюстрирует соединение различных сфер его интересов: что пространство совокупных живописных концепций может быть трансформировано в украшение ... »
Впервые к созданию украшений Дали обратился в 1941 году. Дали рисовал подробные эскизы с комментариями и указанием материалов. Его задумки воплощал ювелир и друг семьи Карлос Алемани. «Визитной карточкой» всех этих сокровищ была цветовая насыщенность: самое «солнечное» жёлтое золото, рубины, белейший жемчуг, кровавые кораллы, самые колоритные изумруды, густо-синие сапфиры, ослепительно чистое серебро... Ни следа от модной цветовой приглушённости и неоднозначности ар-нуво.
Результат:
Далее, находясь в США между 1942 и 1944 г., Дали совместно с Домом Вердура создаёт драгоценности, навеянные «общей ностальгией по Возрождению». Здесь в военные годы, с одной стороны, продолжает господствовать «стиль выскочек» (cocktail style). С другой - сложились благоприятные условия для реализации Оригинальных творческих концепций в модернизации предметного мира, принесённые художнииками-эмигрантами из Европы.
Сама атмосфера художественной культуры США этих лет создавала благодатную почву для чрезвычайного расширения диапазона интересов художника. В воюющей Европе эксперименты в ювелирном деле были немыслимы. В течении всех этих лет производство драгоценностей как предметов роскоши облагалось высокими налогами. В послевоенные годы особым спросом в Европе пользовались украшения, выполненные в традиционном дизайне. Они в наибольшей мере отвечали превалирующим в обществе стремлениям восстановить разрушенный войной размеренный ритм жизни.
Капли крови орошают все живое. Бриллианты, рубины, изумруды, золото, драгоценные дары земли, здесь соединяются, образуя крест, символ вечной жизни.
Ситуация начинает меняться только в конце 1940-х гг., когда завершается период «празднования мира» и потребность в переменах возникает в наиболее консервативных «малых искусствах». Ювелирные произведения Дали конца 1940-х гг. - это овеществленное развитие его живописных образов. Исследователи не раз отмечали, что из картин Дали нельзя выбросить ни одной детали. Но важно и то, что они буквально насыщены художественными афоризмами, ставшими знаковыми символами ХХ в.
Моя цель - показать ювелирное искусство в его истинном значении. Дизайн и мастерство должны стоить больше, чем драгоценные камни и металлы, как это было в эпоху Возрождения».
Краснореечивее других деталей украшения - факсимиле автора. Хотя оно и поставлено на оборотной стороне часов, но хорошо видно в самом центре композиции. Это привычка живописца и, одновременно, дань возросшему на рубеже 1940-1950-x гг. спросу на художественные ювелирные изделия. Ранее художники-ювелиры также ставили на изделия свои подписи, но всегда на оборотной стороне. Теперь же украшение от Дали, как и от других великих мастеров, стали знаками принадлежности к избранным, и это обрело особый смысл.
Кровоточащий мир. Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир.
Позднее, в своём дневнике за сентябрь 1958 г. (Порт-Лигат, I-e) Дали расскажет об этом так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже».
Следующее десятилетие стало особенно плодотворным для Дали-ювелира. В этот период он создал свои самые известные произведения - брошь-часы «Глаз времени», «Рубиновое сердце», брошь «Рубиновые губы». Композиции 1950-х гг. постепенно обретают некую цельность, что косвенно подтверждается их относительной самостоятельностью. Относительной, потому что первоначальную идеи всё же реализуются в живописи; не столь буквально, как в 1940-х, репродуцируются в ювелирных изделиях.
Созданию броши-часов «Глаз времени» (1949 или 1951) предшествовала уже не конкретная живописная композиция, а многообразно разработанная художником тема «видения». В ювелирном изделии все стадии «расширенного до бесконечности смысла» живопиcнoгo произведения аккумулированы в символическом знаке времени - часах, заключённых в зрачок глаза, не без изящества очерченного бриллиантами в оправе «pave».
Человек не может избежать своей участи, или убежать от времени. Глаз видит все: и настоящее, и будущее.
Открывается и закрывается, как прекрасный цветок, являя миру тычинки и лепестки с бриллиантами. Цветы, в форме рук, всегда устремленных вверх, к свету. Малахит из Конго, прячет механизм - простенькая система противовесов, которая приводит украшение к жизни.
В ещё большей степени развитие произведения прикладного искусства как «пластической философской метафоры», художник отразил в сюрреалистическом объекте «Рубиновое сердце», 1953. Его рождению, по версии Дали, предшествовала история, записанная им в дневнике за сентябрь 1958 г.:« ... Желая отблагодарить Галу за взрывчатое гранатовое яблоко, я повторил:
- Что ты хочешь, сердце моё ? Чего ты желаешь, сердце моё ? И она ответила новым подарком для меня: - Бьющееся сердце из рубина!» .
Мое искусство впитывает в себя физику, математику, архитектуру, ядерную физику - от психологии до мистики, не только картины и ювелирные работы.
Брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1958 создана Дали для актрисы Полетт Годар. Этот чувственный образ не оставлял художника на протяжении десятилетий. Сначала он появился в живописном портрете Мэй Вест 1934 - 1936 гг. Затем, в начале 1970-х, в интерьере одной из комнат его дома в Фигерасе в виде сюрреалистической пластики.
Поэты всех времен, во всех концах земли сравнивали губы возлюбленной с рубинами, а ее зубы с жемчугом.
Сердце из медовых сот. С сердце каждой женщины остается немного сладости.
В Европе, как указывает Германн Шадт, демонстрация ювелирных произведений Дали впервые состоялась в 1971 г. Автор сообщает, что « ... его работы часто осмеивались как китч, тем не менее сегодня ситуация меняется на более справедливую, и эти произведения могут быть определены как особое выражение сюрреализма, который может рассматриваться как одно из важжных художественных движений XX века».
Между безумцем и мной, лишь одно отличие - я не безумен.
При этом работы Дали, как в живописи, так и в ювелирном деле сложно назвать "некоммерческими". В 40-х годах, американский миллионер Камминс Кэтэрвуд приобрел первую коллекцию Дали - 22 золотых произведения искусства. Потом война отвлекла внимание мировой общественности, и украшения великого сюрреалиста надолго пропали из виду.
В 1958 году все существующие на тот момент изделия выкупил Фонд мецената Оуэна Чеэзэма, и впоследствии все предметы, создаваемые Дали, выкупались им же. До 1970 года гений сюрреализма создал всего 39 эскизов, по которым были сделаны 37 ювелирных изделий. С тех пор и до наших дней украшения сменили несколько владельцев, побывав и в Японии и в Саудовской Аравии...
Расходящиеся лучами бриллианты изображают свет, идущий от Иисуса, а рубины символизируют его кровь. Дерево выполнено из гравированного золота и закреплено на кубиках из лазурита. Все изделие в целом, цветом и формой отражает силу и власть Христа.
В конце концов, в 1999-м году украшения вернулись в Испанию, в город Фигерас, где и находятся по сей день в театре-музее Сальвадора Дали. Сделка обошлась фонду в 5,5 миллионов евро.
Ну и напоследок, взгляните на видео, о том, как работает рубиновое «Королевское сердце» - это признание Дали в истинной любви. Благодаря любимой женщине гения мир получил не только художественные, но и драгоценные шедевры. Все изделия художника — уникальны, и наполнены странной, дикой красотой в сочетании с роскошью материала и утонченным исполнением.
Блог Оченьдаже
Источники (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8)P.S. Наконец дошли руки сделать нормальную страничку в контакте. Посмотреть и понажимать можно тутochendaje.livejournal.com
Десять эпатажных выходок Сальвадора Дали — Российская газета
23 января 1989 года в возрасте 84 лет скончался один из самых известных представителей сюрреализма, испанский живописец Сальвадор Дали. Ни один художник ХХ века не вызывал и не сочетал в себе столько противоречий. С одной стороны, большая часть его жизни - это лишь вымысел, миф, созданный самим художником, с другой - его работы по праву занимают важное место в истории мирового искусства. До сих пор не понятно, зачем Дали пытался предстать перед миром в образе эгоистичного эксцентрика: то ли от скуки, то ли ради рекламы, то ли во имя высокой художественной идеи. Но факт остается фактом - каждое появление усатого Сальвадора на публике оборачивалось скандалом, а каждая его работа вызывала бурю восторженных и негодующих споров. "РГ" собрала наиболее эпатажные и шокирующие выходки известного художника.
Под тяжестью скафандра
Одна из парижских лекций, организованная Международной выставкой сюрреализма, чуть не обернулась трагедий для приглашенного на нее Сальвадора Дали. По мнению художника, лекция нуждалась в некотором оживлении и наглядности, поэтому он облачился в скафандр. Своим эпатажным и, в то же время тяжелым, нарядом, художник, как он сам признался тогда журналистам, хотел символически изобразить полное творческое погружение в себя. Начиналось все вполне традиционно, экстравагантный художник фотографировался с Рупертом Бринтоном Ли и его супругой Дианой. Но, когда Дали попытался снять шлем, оказалось, что его заклинило: воздух в скафандре закончился, и художник стал задыхаться. Если бы скафандр не разорвали, то эта выходка могла бы стоить эксцентрику жизни, а ничего не подозревающая публика аплодировала бы, наслаждаясь драматическим эффектом.
Овосипед - велосипед
7 декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед - прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот "транспорт" стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.
Шокирующая витрина
Пребывание Дали в Америке стало наиболее скандальным временем в его жизни. Еще в 1939 году художник согласился оформить витрину магазина Бонуита Теллера на Пятой авеню и, надо сказать, это решение сделало его известным, как никогда. На манекенах начала ХХ века, использовавшихся Дали в композиции, вместо искусственных париков были настоящие волосы, срезанные у трупа. Помимо этого, композиция состояла из черной атласной ванной, банной лохани и навеса из головы буйвола, в зубах которого был окровавленный голубь. Такая витрина не могла остаться незамеченной для жителей Нью-Йорка. Интерес публики был настолько велик, что по тротуарам этой улицы было невозможно пройти. Администрация города, боясь беспорядков, решила демонтировать композицию Дали. Однако реакция художника была неожиданной. Разозлившись, он перевернул атласную ванну, разбил ею зеркальную витрину магазина, и вышел оттуда на улицу, где его арестовала полиция.
"Дождливое такси"
Устраивая выставку в Париже в 1938 году, Дали, всеми силами старался подогреть интерес публики. Незадолго до открытия он заявил, что это будет одно из самых удивительных событий первой половины ХХ столетия. Так оно и вышло. Перед входом в здание посетителей выставки ждал экстравагантный сюрприз - "Дождливое такси". Маэстро создал автомобиль, внутри которого шел дождь, пол был устлан плющом, а по манекену, сидящему на заднем сиденье, ползала сотня бургундских улиток. На сегодняшний день своеобразное "такси", доработанное и дополненное позже художником, могут увидеть все посетители театра-музея в Фигерасе.
"Кадиллак" вместо быка
12 августа 1971 года на родине Дали, в городе Фигерас, был организован фестиваль в честь художника. Открытие начиналось с боя быков и процессии, созданной в стиле любимого художника Дали - Гойи. Единственным выбивающимся из общей картины пятном был открытый "Кадиллак" Сальвадора. Маэстро приветственно махал рукой всем собравшимся и доказал, что не потеряется даже на фоне испанских быков, сумеет удивить. Кстати, "Кадиллак" Дали входил в специальную линейку "Кэдди", состоящую всего из пяти автомобилей. Обладателями этой ограниченной серии стали самые известные или эпатажные личности прошлого века: один принадлежал президенту США Рузвельту, второй - Кларку Гэйблу, третий находился у Аль Капоне, вышедшего к тому времени на свободу, четвертый стал собственностью четы Гала и Сальвадора Дали, имя владельца пятого автомобиля до сих пор неизвестно. Заметьте, неплохое приобретение, учитывая, что Дали использовал свой "Кадиллак" только для появления на публике.
"Андалузский пес"
В 1929 году в Париже состоялась премьера фильма "Андалузский пес", который стал результатом совместной работы Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. Пугающие и шокирующие сцены картины (разрезание лезвием глазного яблока, муравьи, выползающие из оторванной кисти руки и т. д.) сделали ее, пожалуй, самой известной сюрреалистичной работой двух творцов. Сценарий был написан всего за две недели и был основан на сновидениях Дали и Бунюэля. "Андалузский пес", вопреки ожиданиям режиссеров, был восторженно принят публикой. Мрачной славы фильму добавила трагическая смерть ведущих актеров картины. Пьер Батчефф умер от передозировки препарата "веронал" 13 апреля 1932 года в парижской гостинице, а Симона Марейль 24 октября 1954 года совершила самосожжение на площади Périgueux в Дордоне. Позже Дали использовал фильм, как источник вдохновения для очередного эпатажного поступка. Он вновь завоевал публику, появившись перед телекамерами в гробу, усыпанным деньгами и кишащим муравьями, с яичной скорлупой на лице.
Монголия с грибами
В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, "Впечатления от верхней Монголии", вышедшем на экраны в 1975 году. В ленте, не получившей особого признания публики, он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд "Впечатлений о Верхней Монголии" большой частью основан на увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. "Автором" этих пятен был сам Дали. В течение нескольких недель он "рисовал" их на кусочке латуни.
"Бал сновидений"
18 января 1935 года Джоэлла Леви и Кэрис Кросби организуют в честь отъезда Дали и Галы из Нью-Йорка организуют "Бал сновидений". На костюмированном балу художник появился в образе витрины для бюстгальтера своей жены, в качестве головного убора он использовал омара, а за спиной Дали торчали черные крылья в белых перчатках. Гала дефилировала в красной юбке из целлофана, в зеленом лифе и с целлулоидным младенцем в качестве головного убора. В своей "Тайной жизни" Дали позже напишет, что образ "очаровательного трупа", который выбрала его спутница, привлек даже больше внимания, чем костюмы Евы, окровавленные ночные рубашки и английские булавки, воткнутые в кожу других дам. Из этого эпатажного появления супружеской пары на балу журналисты раздули настоящий скандал. Дело в том, что в то время в прессе широко обсуждался похититель ребенка семьи Линдберг, и один из журналистов парижской газеты написал, что на голове Галы была не просто кукла, а образ похищенного малыша. Сам художник отвергал подобную "версию" наряда.
Любовь на троих
В конце 1965 года Сальвадор Дали знакомится с уже известной на тот момент моделью Амандой Лир, которая становится его любовницей. Появление фаворитки не на шутку разозлило законную жену художника, однако, своенравная Гала постепенно привыкает к необычному любовному треугольнику. Они часто вместе гуляют, обедают в ресторанах и посещают приемы. Конечно, такая публичная непринужденность только раззадоривало репортеров, которые не упускали тройку из виду. Каждые интервью того периода не обходилось без вопросов о личной жизни художника, на которые он отвечал с присущей ему шутливостью. Однако одна из выходок маэстро серьезно разозлила Аманду. В интервью газете "Минют" Дали заявил, что его подруга - бывший мальчик Ален Тэп и тем самым усилил уже существовавшие слухи о транссексуальности модели, возникшие из-за низкого тембра голоса модели.
Пиджак - афродизиак
Пиджак, известный также как Aphrodisiac Dinner Jacket, Сальвадор Дали придумал в 1936 году. К смокингу на тоненьких соломинках были подвешены 83 стаканчика с мятным ликером и мертвыми мухами, а вместо манишки художник использовал бюстгальтер. Оригинальный "пиджак - афродизиак" сохранился только на фотографиях, по которым его периодически воссоздают для специальных выставок. Позже на одном из приемов Дали появился в пиджаке, напоминающим образец 1936 года. Однако на этот раз стаканчики с ликером были заменены пронумерованными хрустальными рюмками. Фотография, на которой маэстро запечатлен в этом странном наряде, была названа телеканалом ВВС одним из символов ХХ века.
rg.ru