Лабиринт иллюзий Сальвадора Дали в Фигерасе. Картина дали с линкольном


Лабиринт иллюзий Сальвадора Дали в Фигерасе: deligent

 Архитектурная мистификация — гигантские «Шалтаи-Болтаи», сидащие на стенах, а точнее, украшающие крышу здания. Их белоснежная скорлупа ярко контрастирует с темно-красными стенами с золотистыми вкраплениями из… хлебных булочек — самого любимого фетиша мастера.Попади кэрролловская Алиса в этот музей, вряд ли Страна чудес и Зазеркалье так уж удивили бы ее.

Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.Сальвадор Дали

Еще какое-то столетие назад Фигерас был неприметным городком, ничем не отличавшимся от других небольших испанских населенных пунктов. 11 000 горожан и изредка наезжающие приезжие… Фигерас мог оставаться таким же до сих пор, не родись в нем Сальвадор Дали, человек, получивший впоследствии всемирную известность и «титул» гения сюрреализма. Произошло это знаменательное событие 11 мая 1904 года.

Успехи Дали в изобразительном искусстве проявились рано: в 1919 году, когда Сальвадору исполнилось 15 лет, состоялась его первая художественная выставка. Случайно или нет, но местом проведения выставки был выбран… городской театр. Возможно, именно это положило начало стремлению Сальвадора Дали соединить свое творчество с театром. Стремлению, которое позже нашло гениальное воплощение в реальности: музей художника в Фигерасе более всего напоминает театр сюрреализма. Но, обо всем по порядку…

Когда Сальвадору исполнилось 10 лет, его отец, муниципальный нотариус, отдал мальчика учиться в Академию ордена маристов. Здесь будущий гений проучился до 1918 года, параллельно занимаясь в городской художественной школе. Первое знакомство Дали с модернистским искусством состоялось в 1916 году, в Кадакесе, где юный художник проводил каникулы.

Вестибюль. Абсолютно ничем не выдаёт то, что будет дальше.

В 1921 году, спустя 2 года после проведения своей первой выставки, Сальвадор с благословения отца уезжает за знаниями в Мадрид, где становится слушателем Академии художеств Сан-Фернандо. Здесь судьба сводит его с Федерико Гарсиа Лорка, видным деятелем культуры. Этому интереснейшему человеку суждено было стать лучшим другом будущего гения. А для Дали начинается время экспериментов в стилях дадаизма и кубизма.

Внутренний двор музея, который раньше был партером театра. В центре двора стоит большой чёрный Кадиллак, на капоте которого приделан постамент с крайне фигуристой бронзовой женщиной. За машиной возвышается колонна из покрышек, которую венчает подпёртая костылями лодка, с которой свисают гигантские капли. На заднем плане за стеклом видна бывшая театральная сцена. Вот тут сразу можно понять, в насколько необычное место мы попали.

Cadillac Convertible 1941 года.

Женщина - "Великая Эсфирь" (Эрнст Фукс). Впряжена цепями в лодку.

Еще одно значимое для Сальвадора знакомство состоялось в 1926 году: художник встретил Пикассо, который в значительной мере повлиял на изобразительный стиль Дали. Эта встреча совпала по времени с отчислением Дали из Академии (причиной стало дерзкое поведение по отношению к преподавателям). В это же время из-под руки художника выходят несколько новых работ. 1929 год можно считать началом сюрреалистического этапа жизни Дали, да и вообще одним из самых переломных моментов судьбе: в жизни художника происходят сразу 2 грандиозных события — он открывает для себя мир сюрреализма (и участвует в создании картины «Андалузский пес») и знакомится со своей музой и любимой, Еленой Ивановной Дьяконовой (позже мир узнает ее под именем Галá).

Весьма религиозные родственники Дали негативно восприняли его связь с замужней Гала, которая была старше своего возлюбленного. Разногласия с семьей вынуждают Сальвадора уехать из Фигераса. Тогда ему казалось, что навсегда. Влюбленные поселились в поселке Порт-Льигат, где купили ветхую рыбацкую хижину. Дали писал картины, а Гала отвозила их на рынок в Кадакес. Талант гения оказался не только ярким, а еще и очень удачливым: картины Дали пользовались спросом и выставлялись на экспозициях; популярность художника быстро росла.

Прозрачный купол над сценой. Кроме костылей лодку держит копия скульптуры "Раб" Микеланджело. На вершину мачты приделан чёрный зонт.

Бунтарство было в крови Дали: все, что он делал, бросало вызов общепринятым общественным взглядам и устоям. Так, его брак с любимой Гала был гражданским до 1958 года. А в 1936 году художник бурно попрощался с обществом сюрреалистов, которые приняли слишком левую, по его мнению, позицию после того, как к власти пришел Франко.

С 1940 года начинается американский период жизни Дали. В США он много занимается дизайном, участвует в подготовке театральных постановок и даже начинает писать. В 1944 году в свет вышла его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», как и все произведения гения, книга спорна, ошеломляюща, скандальна и... коммерчески успешна

Золотые манекены в окнах, обугленные балки, торчащие из стен и монстры, украшенные черепами, ящиками и рукомойниками и разные другие многочисленные объекты. 

В 1960 году в ответ на просьбу мэра г. Фигерас подарить муниципальному музею картину, Дали решает сделать родине более ценный подарок и создать целый музей. Уже 8 августа 1961 года Дали объявил о своем желании во всеуслышанье, объявив заодно и о том, что будущий музей расположится в здании разрушенного городского театра, постройки 40-х годов XIX века, сгоревшего почти дотла в 1939 году

В автомобиле нарочито побитые стёкла, сквозь которые можно наблюдать происходящее внутри.

«Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы».

Там сидят манекены - водитель и два пассажира, обвитые плющом.

Руины театра, которые муниципия передала Дали для обустройства музея, представляли собой останки фундамента, кое-где возвышающиеся стены и чудом сохранившиеся проходы в ложи и портальная арка сцены. С момента начала строительных работ до их окончания прошло 14 лет. Дали был воодушевлен идеей собрать все свои необыкновенные творения под одной крышей, объединив их в единый мистический ансамбль. Он лично контролировал каждый участок работ, отшлифовывая образ будущего «лабиринта сюрреализма» до мельчайших деталей. Это был самый крупный и самый затратный проект художника: на создание театра-музея ушли почти все личные сбережения Дали, правительственные субсидии и многочисленные пожертвования горожан и друзей. А в результате потраченных усилий город приобрел достопримечательность с мировой известностью, а сам Дали стал одним из немногих гениев, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.

Внутри машины периодически идёт дождь. Называется всё это "Дождливое такси". 

Когда Дали задумывал свой музей, он планировал создать сюрреалистический лабиринт, в котором каждый посетитель чувствовал бы себя немного сумасшедшим и немного оторванным от реальности. Как это бывает в театре на постановке какого-нибудь великого мистификатора. Замысел удался: музей-театр представляет собой мистический монолит, объединяющий в себе несколько архитектурных стилей, таящий множество тайн и раскрывающий шокирующий внутренний мир художника. Каждому, кто входит внутрь музея в Фигерасе, предстоит совершить увлекательное путешествие по лабиринтам фантазий Сальвадора Дали.

Графика Дали.

Сюжет из сборника "Комические песни Пантагрюэля", 1973.

Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым. Вторая мистическая часть здания — прозрачный сферический купол, названный геодезическим.

Как Микеланджело, задумывая свой собор Святого Петра, более всего заботился о куполе, так и Дали решил, что купол станет главным элементом необычного строения.

Великий Сальвадор ошибся совсем немного: купол стал больше, чем значимым элементом музея, он превратился в символ города Фигерас. Сам художник объяснял свое решение создать купол так: «Представляется очевидным то, что есть другие миры, в этом нет сомнений; но, как я уже неоднократно говорил, эти другие миры заключены в нашем, они существуют на земле, и именно в центре купола музея Дали находится совершенно новый, неожиданный и чарующий мир сюрреализма».

Под куполом расположена бывшая сцена, а на ней — несколько гениальных творений художника. Вот, например, одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод.

На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна.Иллюстрация к книге "Десять рецептов бессмертия", 1973.

Инсталляции:

Крокодил с лампой и нечто с костылём.

"Ретроспективный бюст женщины на фоне тушек фазанов".

"Венера Милосская с ящиками".

Мы ходим по коридорам, этажам, переходим из одного зала в другой и медленно сходим с ума проникаемся атмосферой сюрреализма. Весь музей нужно обойти раза три, чтобы во-первых удостоверится что посмотрели всё, а во-вторых, настроившись на нужную волну, начать адекватно воспринимать окружающую действительность.

Галерея Эвариста Вальеса. Очень характерные лица посетителей.

"Пейзаж с загадочными деталями", 1934. Эта картина была куплена в музей у частного лица в 2011 году более чем за 11 млн. долларов. В центре Ян Вермеер рисует пейзаж, а Дали в детстве - правее на заднем плане.

Зал "Дали д'Ор" с коллекцией ювелирных изделий.

Птица с портретом на голове.

Ювелирные изделия заканчиваются могилой Сальвадора Дали:

Далее несколько залов классического музейного вида с картинами Дали. Когда театр стоял в развалинах, на этом месте был городской рыбный рынок:

Работы последнего периода: "Меркурий и Аргус" (1981), "Воин" (1982), "Путь загадки" (1981).

Ники Самофракийские.

Ранние картины, почти семейный альбом: "Портрет моего отца" (1921), "Портрет бабушки Аны за шитьем" (1920), "Портрет Аны Марии" (1924), "Фигуры в пейзаже Ампурдана" (1923).

"Фигура со спины" (1925).

"Исчезающие образы" (1938). Девушка с письмом по мотивам картины того же Яна Вермеера, вписанная в портрет Веласкеса.

"Носорожья фигура фидиевского Илисса" (1954). Внизу витрины со "стерео" картинами. Слева "Структура ДНК" (1976), справа "Афины в огне!" (1980).

Чтобы увидеть "стерео", нужно сесть на низкий стул поцентру между двумя картинами, и тогда они с помощью зеркал соединятся в одну:  Сюрреалистические копии фресок Рафаэля - слева "Афинская школа", справа "Пожар в Борго", сливаются в центре. 

На потолке - золотой атом водорода. Народ активно снимает на телефоны и трогает картины руками. Искусство в Испании ближе к народу.

"Мягкий автопортрет с жареным беконом" (1941). 

Выходим на бывшую сцену театра:Напротив сразу бросается в глаза "Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна" (1975).

трансформируется обратно:

Вид на внутренний двор.

Пространство под куполом заполнено различными художественными объектами. Нужно провести тут достаточно много времени, чтобы всё рассмотреть. Некоторые инсталляции в музее движущиеся, если кинуть монетку (но меня они не впечатлили).

Мотивы Сикстинской капеллы Микеланджело в оформлении.

Громадный задник сцены, написанный для декораций к балету "Лабиринт" (1941) по мифу о Тесее и Ариадне. 

Античный бог, осьминог, носорог.

Путешествуя по музейному лабиринту приходится по несколько раз возвращаться сюда.

Зал сокровищ.

"Натюрморт" (1924).

"Фигуры, лежащие на песке" (1926).

"Галарина" (1945).

Основной сюжет творчества Сальвадора Дали - его жена и продюсер Гала, Елена Ивановна Дьяконова.Удивительно некрасивая женщина.

"Атомная Леда" (1949). Иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.

Зал Мэй Уэст:Комната-иллюзия, сделанная на основе картины "Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты" (1935). (Мэй Уэст - это американская актриса). 

"Рай" в голове Мэй Уэст.

Мохнатая Венера и Венера с ящиками и шеей жирафа.

"Оторинологическая голова Венеры" (1964). 

Маска со шляпой с встроенными ящиками. 

Лицо: губы - диван, нос - камин, глаза - картины с видами Парижа.

К потолку прибита ванная комната.

Чтобы увидеть задуманный образ, нужно в потёмках вскарабкаться по лесенке на конструкцию, увенчанную верблюдом и посмотреть через специальную линзу, подвешенную у него под брюхом. 

Зал Дворец ветра, бывшее фойе театра - именно тут в 1919 году Дали впервые выставил свои картины:Сохранились оригинальные барельефы.

Роспись на потолке.

Спальня. На стене висит гобелен с картины "Постоянство памяти". В левом углу позолоченный скелет гориллы. 

Гиперреалистичная женщина из полистирола (скульптор Джон де Андреа).

Голова Фортуны на ложках, свисающая с потолка.

Огромная сюрреалистическая птица внизу лестничного пролёта.

Фигуры из камней художника Антони Пичота:

"Аллегория памяти" (1979).

Вид во двор на лодку с третьего этажа.

Вход в зал Антони Пичота.

Зал шедевров:"Святой Апостол Павел" Эль Греко. 

Репродукция Джоконды с усами, пририсованными Марселем Дюшаном и аббревиатурой "L.H.O.O.Q." (у неё в заду свербит). 

"Кладбище" Модеста Урхеля и "Купальщица" Адольфа-Вильяма Бугро. 

Картина в шикарной раме.

"Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отражёнными в шести зеркалах" (1977).

Зал Поэзия Америки:"Поэзия Америки" (1943).

Зал Темпьетто Браманте:Тёмная комната со стеклянным гробом, в котором лежит "Кибернетическая принцесса" из микросхем.

Копия часовни-ротонды Браманте с ювелирными работами Дали 70-ых годов. 

Зал оптических и стереоскопических эффектов:Ещё пара пар "стерео" картин: "Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры" (1977) и "Стул" (1975).

Чем ближе к выходу, тем картины становились всё более захватывающими. Наверное это потому, что всё-таки на нужную волну в итоге настроиться удалось.

"Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра" (1963).

Зал оптических иллюзий.

"Если уж падает, так падает" (1973). Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в Париже и "далинизированный". Он сделал из этого натюрморта аллегорию в знак признательности своему другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу. 

  Попавшему в фигерасский театр-музей впервые, может показаться, что он очутился в фантастическом месте, где есть загадка и нет системы, а грани реальности стерты. Но уже спустя некоторое время станет понятно, что первое впечатление ошибочно: хоть все экспонаты музея имеют собственный характер, они объединены общей идеей в единое целое.

На ступеньках у входа гостей встречает, раскинув руки, «старина» Ньютон с продырявленной головой.

  А чуть выше на пьедестале из автомобильных шин расположился великий живописец Менсонье, вызывавший искреннее восхищение Сальвадора.

Дождливое такси и Великая Эсфирь

Башня «Галатея» была пристроена к зданию театра позже и представляет собой галерею залов, в которых собраны поздние работы Дали, а также те его творения, которые стали собственностью музея уже после смерти художника. Здесь восприятием правит иллюзорность. В залах много стереоскопических и анаморфических работ, а также тех, в которых присутствуют приемы оптического монтажа.

Гости выставочного комплекса «Дали-драгоценности» могут увидеть произведения художника, созданные в период с 1941 года по 1970 год, а также несколько ювелирных изделий, изготовленных по эскизам Дали уже после его смерти. (Ювелирная коллекция Сальвадора Дали)

В этой части музея можно увидеть 36 ювелирных изделий из коллекции Оуэма Читама и 27 изображений на бумаге. Среди них — «Апофеоз доллара», написанный маслом в 1965 году.

Вернувшись в Испанию, король эпатажа вспомнил о своей любви к родной Каталонии и не изменял ей уже до самой смерти. В 1982 году королем Испании ему был пожалован титул маркиза де Пуболь. Дали создал свой музей и умер в очень преклонном возрасте, 23 января 1989 года, оставив в истории след необычайной яркости.

Нынешний директор музея, друг Сальвадора Дали, Антонио Питчот, старается пополнить экспозицию музея и всегда рад гостям. Сегодня театр-музей Дали имеет репутацию самого посещаемого музейного комплекса Испании. Ежегодно погрузиться в мир грез и символов Сальвадора Дали приезжают более 1 000 000 человек.

Завещание художника было необычным: он пожелал быть похороненным в театре-музее. Его воля выполнена: среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью: Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904—1989. Не многие посетители музея знают, что за белой плитой, расположенной в центральной части выставочного зала, в склепе замуровано тело самого великого мистификатора 20-го столетия. Склеп расположен совсем недалеко от женского туалета, куда всегда выстраивается очередь. Любопытный к новостям Дали и после смерти всегда в курсе событий, ведь женщины так любят поговорить :)

Фасад музея с манекенами и скульптурами с батонами, костылями, атомами водорода и водолазом: 

Справа на постаменте из покрышек виден памятник художнику Мейсонье (всего их там три одинаковых на разной высоте).

В центре площади стоит памятник вышеупомянутому Франсеску Пужольсу:

На территории музейного комплекса существуют обособленно и в то же время неразрывно 3 основных объекта: собственно музей, занимающий территорию бывшего театра, башня Галы — «Галатея» и выставочный центр с драгоценностями, созданными по эскизам Дали.

В музейной части собраны работы, отражающие весь творческий путь художника, от первых работ-исканий в стиле кубизма, футуризма, импрессионизма, до творений, рожденных в последние года жизни.

deligent.livejournal.com

Фигерас (Figueras) театр Сальвадора Дали

«Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм — полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я — сюрреализм» —  сказал Дали.

фигерас сальвадор дали

Дали наиболее яркий представитель искусства, созданного в результате смешения сна и реальности, известное нам как сюрреализм.

кадакескурортный поселок Кадакес — сюда Дали любил приезжать в детстве

В детстве, на даче,  я любила разглядывать деревянный потолок. Те места на досках, где были срезаны ветки, были очень живописны. Когда мне не спалось, я разглядывала потолок и представляла целые картины (плывущий человек, морское чудовище, женщина в большой черной шляпе, птица и т.д.). В своих воспоминаниях Дали рассказывает о подобных фантазиях в детстве, только источником его воображения был не деревянный потолок, а берега и скалы Коста-Бравы. Разглядывая эти скалы Дали тренировал свою фантазию.

фигерас театр сальвадора дали

Дали то ли не относился серьезно к своему творчеству, то ли хотел поиздеваться над миром арт бизнеса, но известно, что в последнее время он подписывал чистые листы. Именно поэтому его работы не продаются на аукционах – слишком много подделок.

Однако есть место, где точно нет подделок Дали. Это театр в Фигерасе, на родине Дали. В 1970 -е года художник собственноручно декорировал старый театр и писал картины персонально для этого музея.

фигерас сальвадор дали

То что Дали — гениальный декоратор в Фигерасе продемонстрировано в полной мере. Все помещения можно смотреть с разных точек, и открываются совершенно разные пейзажи. Вот, например, эта комната, сделанная как лицо американской актрисы Мэй Уэст.

фигерас сальвадор далиВ одном из телевизионных интервью художник пояснил: «Как практичные финикийцы, вместо того, чтобы создавать сюрреалистический сон, улетучивающийся через четверть часа после пробуждения, я решил сотворить такой, который мог бы послужить гостиной. В нем есть камин, рот, который называется слюна-софа и на котором можно очень удобно усесться. За ту же цену у нас найдется достаточно места на носу, чтобы поставить часы непревзойденно дурного вкуса — китч в испанском духе, и, разумеется, по обе стороны носа, два глаза — туманные импрессионистические виды Парижа и Сены».

фигерос сальвадор дали

Картины Дали часто содержат в себе несколько. Даже одна и та же картина будет смотреться по разному. Чего стоит его Гала в перемешку с Линкольном.

фигерас сальвадор дали гала-линкольн

Еще одна комната в Фигерасе, своим убранством представляет целое театральное действо, расположена на втором этаже.

В помещении спальни стоит кровать в форме раковины, утверждается, что она принадлежала одной из фавориток Наполеона III. Рядом с кроватью скелет гориллы.

фигерас сальвадор дали

В спальне над кроватью висит гобелен с его знаменитой картиной Дали  «Постоянство памяти» (1931). Оригинал находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке

фигерас постоянство памяти

Дали был экстравагантен и обладал потрясающим чувством юмора. В Фигерасе много пародий на живопись, здесь досталось всем от Микеланджело до Пикассо.

Дали любил Веласкеса, это не мешало ему над ним смеятьсяДали любил Веласкеса, это не мешало ему над ним смеятьсяПьета - дань любимому художнику Дали - МикеланжелоПьета — дань любимому художнику Дали — Микеланджело. Если присмотреться то можно увидеть на картине все те же берега Коста-Брава.

Досталось даже древним римлянам. В центре двора, при самом входе стоит скульптура Эрнста Фукса «Великая Эсфирь». Это женская фигура  тянет цепями колонну Траяна из автомобильных шин.

figeros1

На вершине колонны находится мраморный бюст Франсуа Жирардона и «Раб» Микеланджело, которые «вместе с лодкой Гала и черным зонтом, являются составными частями величайшего, по мнению Дали, сюрреалистического памятника в мире».

театр сальвадора дали в Фигерасе

Он посмеялся даже над своей смертью, поместив свою могилу среди выставки его ювелирных украшений.

figeros13

Дали ненавидел революцию, именно из – за непринятия левых взглядов он в 30 — е годы порвал с сюрреалистами. Его рабочие не вызывают сочувствия.

figeros6В Фигерасе много инсталяций, Дали был мастером этого жанра. Ансамбль внутреннего двора тоже инсталляция  «в духе дионисийских ритуалов, принесения даров, игры и празднеств.»

figeros

Согласно желанию художника на стенах театра в Фигерасе были сохранены следы пожара, театр пострадал во время бомбежки.

фигерас театр сальвадора дали

Над убранством театра музея работало несколько художников, а Дали был их руководителем. В принципе это и есть театр, где Дали режиссер, а прочие художники — актеры.

Работы Антони ПичотыРаботы Антони Пичоты

На потолке в зале с романтическим названием «Дворец ветра» изображены в удаляющейся перспективе фигуры Гала и Дали. (Дали можно узнать по усам).

figeros16

Тело Дали состоит из ящиков. Здесь есть и распятие, и уходящий вдаль корабль.

dali6

Это только часть из представленного  в музее.  Дали как и прочих художников нужно смотреть своими глазами. Я заметила, что это место очень нравится детям, особенно много было маленьких французов.

dali5

полное описание музея:http://mir-dali.ru/library/teatr-musey-dali-v-figerase.html

Далее по маршруту: Замки Лангедока
еще о живописи:
По теме:

yourwo.com

Фигерас. Музей Сальвадора Дали. - Nothing's impossible.

В последний день наших путешествий на автомобиле по Каталонии мы отправились в город Фигерас в театр-музей Дали. До этого мы уже съездили через всю страну от побережья в Пиренеи, и накануне покорили гору Монтсеррат. Тогда было ясно и солнечно, а в этот раз погода была к нам неблагосклонна - небо было хмурым, периодически шёл дождь.

Фигерас - родной город Сальвадора Дали. В городском театре Фигераса он впервые выставлял свои картины. Во время гражданской войны в Испании театр был разрушен и стоял в запустении до 1974 года, когда Дали открыл в нём свой музей. Причём главным экспонатом музея является само здание театра, которое Дали превратил в большой "сюрреалистический объект". В нём выставлены в основном произведения самого Дали, а также произведения других сюрреалистов и просто картины из личной коллекции художника. Сам он жил в музее с 1984 года до смерти в 1989.

Вестибюль. Абсолютно ничем не выдаёт то, что будет дальше.

Внутренний двор музея, который раньше был партером театра. В центре двора стоит большой чёрный Кадиллак, на капоте которого приделан постамент с крайне фигуристой бронзовой женщиной. За машиной возвышается колонна из покрышек, которую венчает подпёртая костылями лодка, с которой свисают гигантские капли. На заднем плане за стеклом видна бывшая театральная сцена. Вот тут сразу можно понять, в насколько необычное место мы попали.

Cadillac Convertible 1941 года.

Женщина - "Великая Эсфирь" (Эрнст Фукс). Впряжена цепями в лодку.

Прозрачный купол над сценой. Кроме костылей лодку держит копия скульптуры "Раб" Микеланджело. На вершину мачты приделан чёрный зонт.

Золотые манекены в окнах, обугленные балки, торчащие из стен и монстры, украшенные черепами, ящиками и рукомойниками и разные другие многочисленные объекты.

В автомобиле нарочито побитые стёкла, сквозь которые можно наблюдать происходящее внутри.

Там сидят манекены - водитель и два пассажира, обвитые плющом.

Внутри машины периодически идёт дождь. Называется всё это "Дождливое такси".

Через боковую дверь заходим в здание и попадаем в узкие коридоры:Графика Дали.

Сюжет из сборника "Комические песни Пантагрюэля", 1973.

Иллюстрация к книге "Десять рецептов бессмертия", 1973.

Инсталляции:Крокодил с лампой и нечто с костылём.

"Ретроспективный бюст женщины на фоне тушек фазанов".

"Венера Милосская с ящиками".

Мы ходим по коридорам, этажам, переходим из одного зала в другой и медленно сходим с ума проникаемся атмосферой сюрреализма. Весь музей нужно обойти раза три, чтобы во-первых удостоверится что посмотрели всё, а во-вторых, настроившись на нужную волну, начать адекватно воспринимать окружающую действительность.

Галерея Эвариста Вальеса. Очень характерные лица посетителей.

"Пейзаж с загадочными деталями", 1934. Эта картина была куплена в музей у частного лица в 2011 году более чем за 11 млн. долларов. В центре Ян Вермеер рисует пейзаж, а Дали в детстве - правее на заднем плане.

Зал "Дали д'Ор" с коллекцией ювелирных изделий.

Птица с портретом на голове.

Ювелирные изделия заканчиваются могилой Сальвадора Дали:

Далее несколько залов классического музейного вида с картинами Дали. Когда театр стоял в развалинах, на этом месте был городской рыбный рынок:

Работы последнего периода: "Меркурий и Аргус" (1981), "Воин" (1982), "Путь загадки" (1981).

Ники Самофракийские.

Ранние картины, почти семейный альбом: "Портрет моего отца" (1921), "Портрет бабушки Аны за шитьем" (1920), "Портрет Аны Марии" (1924), "Фигуры в пейзаже Ампурдана" (1923).

"Фигура со спины" (1925).

"Исчезающие образы" (1938). Девушка с письмом по мотивам картины того же Яна Вермеера, вписанная в портрет Веласкеса.

"Носорожья фигура фидиевского Илисса" (1954). Внизу витрины со "стерео" картинами. Слева "Структура ДНК" (1976), справа "Афины в огне!" (1980).

Чтобы увидеть "стерео", нужно сесть на низкий стул поцентру между двумя картинами, и тогда они с помощью зеркал соединятся в одну: Сюрреалистические копии фресок Рафаэля - слева "Афинская школа", справа "Пожар в Борго", сливаются в центре.

На потолке - золотой атом водорода. Народ активно снимает на телефоны и трогает картины руками. Искусство в Испании ближе к народу.

"Мягкий автопортрет с жареным беконом" (1941).

Выходим на бывшую сцену театра:Напротив сразу бросается в глаза "Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна" (1975).

трансформируется обратно:

Вид на внутренний двор.

Пространство под куполом заполнено различными художественными объектами. Нужно провести тут достаточно много времени, чтобы всё рассмотреть. Некоторые инсталляции в музее движущиеся, если кинуть монетку (но меня они не впечатлили).

Экскурсия.

Мотивы Сикстинской капеллы Микеланджело в оформлении.

Громадный задник сцены, написанный для декораций к балету "Лабиринт" (1941) по мифу о Тесее и Ариадне.

В стекле есть дверь, можно выйти под дождь к "Дождливому такси".

Люди по-европейски спокойно располагаются на полу. А некоторые, не замечая, даже на могильной плите в центре сцены:

Античный бог, осьминог, носорог.

Путешествуя по музейному лабиринту приходится по несколько раз возвращаться сюда.

Зал сокровищ.

"Натюрморт" (1924).

"Фигуры, лежащие на песке" (1926).

"Галарина" (1945).

Основной сюжет творчества Сальвадора Дали - его жена и продюсер Гала, Елена Ивановна Дьяконова.Удивительно некрасивая женщина.

"Атомная Леда" (1949). Иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.

Зал Мэй Уэст:Комната-иллюзия, сделанная на основе картины "Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты" (1935). (Мэй Уэст - это американская актриса).

"Рай" в голове Мэй Уэст.

Мохнатая Венера и Венера с ящиками и шеей жирафа.

"Оторинологическая голова Венеры" (1964).

Маска со шляпой с встроенными ящиками.

Лицо: губы - диван, нос - камин, глаза - картины с видами Парижа.

К потолку прибита ванная комната.

Чтобы увидеть задуманный образ, нужно в потёмках вскарабкаться по лесенке на конструкцию, увенчанную верблюдом и посмотреть через специальную линзу, подвешенную у него под брюхом.

Зал Дворец ветра, бывшее фойе театра - именно тут в 1919 году Дали впервые выставил свои картины:Сохранились оригинальные барельефы.

Роспись на потолке.

Спальня. На стене висит гобелен с картины "Постоянство памяти". В левом углу позолоченный скелет гориллы.

Гиперреалистичная женщина из полистирола (скульптор Джон де Андреа).

Голова Фортуны на ложках, свисающая с потолка.

Огромная сюрреалистическая птица внизу лестничного пролёта.

Фигуры из камней художника Антони Пичота:

"Аллегория памяти" (1979).

Вид во двор на лодку с третьего этажа.

Вход в зал Антони Пичота.

Зал шедевров:"Святой Апостол Павел" Эль Греко.

Репродукция Джоконды с усами, пририсованными Марселем Дюшаном и аббревиатурой "L.H.O.O.Q." (у неё в заду свербит).

"Кладбище" Модеста Урхеля и "Купальщица" Адольфа-Вильяма Бугро.

Картина в шикарной раме.

"Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отражёнными в шести зеркалах" (1977).

Зал Поэзия Америки:"Поэзия Америки" (1943).

Зал Темпьетто Браманте:Тёмная комната со стеклянным гробом, в котором лежит "Кибернетическая принцесса" из микросхем.

Копия часовни-ротонды Браманте с ювелирными работами Дали 70-ых годов.

Зал оптических и стереоскопических эффектов:Ещё пара пар "стерео" картин: "Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры" (1977) и "Стул" (1975).

Чем ближе к выходу, тем картины становились всё более захватывающими. Наверное это потому, что всё-таки на нужную волну в итоге настроиться удалось.

"Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра" (1963).

Зал оптических иллюзий.

Зал Если уж падает, так падает.

Последняя картина, около которой я стоял особенно долго теряя последние связи с реальностью:"Если уж падает, так падает" (1973). Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в Париже и "далинизированный". Он сделал из этого натюрморта аллегорию в знак признательности своему другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу.

После двух часов хождения по музею мы попадаем в заключительный зал - тут никаких инсталляций, загадок и подвохов, это сувенирный магазин.

С квадратной головой от увиденного идём на выход.

(Если вдруг кому надо - тут есть план-схема музея)

Напротив театра-музея находится церковь св. Петра, в которой Дали был крещён. У входа в церковь тусуется местный сумасшедший.

Фасад музея с манекенами и скульптурами с батонами, костылями, атомами водорода и водолазом: Справа на постаменте из покрышек виден памятник художнику Мейсонье (всего их там три одинаковых на разной высоте).

В центре площади стоит памятник вышеупомянутому Франсеску Пужольсу:

Инсталляция на стене церкви.

Колокольня.

Вид на музей с другой стороны. Тут здание украшено огромными яйцами и равномерно покрыто золотыми хлебами на красном фоне. Хорошо виден стеклянный купол над сценой.

Идём к машине, которая у нас была припаркована в паре кварталов от театра-музея.

Обычные жилые дома после просмотренной экспозиции кажутся полными скрытых смыслов и художественных образов в переплетеньях труб.

Пышная растительность и ненастоящие аисты.

Наша бесплатная парковка.

День Сальвадора Дали ещё не закончен - мы едем в Кадакес.

Продолжение следует...

ttweak.livejournal.com

Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда - «♥ Что таит в себе музей, усыпанный снаружи булочками: дождь в кадиллаке, портрет из каракатиц, ювелирные украшения по эскизам самого Дали, ♥ живое сердце из рубинов и бриллиантов и еще много всего! Много фото»

«Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон»

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

Всем привет!

 

Нет человека, который не знал бы Сальвадора Дали. Для кого-то он «какой-то художник», для кого-то «тот ненормальный, что спал с ложкой с руках и медным тазом около кровати», для кого-то Дали гений, а кто-то вообще не знает кто это.

Даже если вы равнодушны к Дали, поверьте: после посещения его музея все равнодушие уйдет! Например, вы знали, что Дали рисовал эскизы к ювелирным украшениям? Вот и я не знала! А эти украшения есть в его музее. Поэтому, даже если вам неинтересен Дали и вы не хотите понимать его творчество, то хотя бы ювелирку посмотрите! =)

Музей Дали не оставит равнодушным никого и в этом есть заслуга самого Сальвадора, так как музей проектировался и строился при его жизни и при его активном участии.

 

Музей-театр Дали находится в Испанском городе Фигеросе, где и родился художник. Город этот небольшой - население всего 39 тыс.чел., и известен он благодаря музею. Неплохая такая слава для провинции, согласитесь?) Благодаря этому, тысячи туристов посещают его каждый год.

 

Немного предыстории о музее

Проектировал и финансировал строительство музея сам Дали. Это не просто музей, а музей-театр, потому что дали считал, что:

Вся жизнь - это сплошной театр

Музей построен на месте разрушенного городского театра. Сначала Дали хотел устроить в этом здании театр для музыкальных спектаклей, но со временем Сальвадора уговорили передать музею и свои картины. Дали долго не соглашался и сначала хотел отдать только фото картин.

 

Само здание это уже экспонат музея:

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

Сверху оно оформлено гигантскими яйцами, которые выбрал Дали. Яйца часто встречаются в его картинах, поскольку они символизируют пищу и вечную жизнь: Дали говорил о себе, что гении вечны. К тому же яйца на крыше не простые, а золотые. Кстати, в этой башне Дали жил до самой смерти.

Стены здания украшают не что иное, а буханки крестьянского хлеба. Хлеб был фетишом Дали и часто встречался на его картинах и не только (дальше увидите женщину с батоном на голове)) Для Дали хлеб - это духовная пища, которую получают посетители музея.

«Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен.»

Слева можно увидеть стеклянный купол - это крыша самого музея. В настоящее время купол и эта башня являются символами Фигераса.

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

Музей:

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

У статуй мы опять видим хлеб:

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

Около музея расположена скульптура художника Менсонье - он сидит на пьедестале из автошин:

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

Подходим ко входу

Здесь мы видим мужика с куколками вместо глаз и высокую колонну, наверху которой расположена антенна. Задумка такая: когда-нибудь в нее ударит молния и телевизор внизу заработает. Что же, будем ждать, когда это произойдет =)

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

Заходим в зал и первое, что мы видим:

Экспозиция "Дождливый кадиллак" - создана Дали.

На кадиллаке стоит Эсфирь, и опять же колонна из автошин, сверху которой - лодка Галы, возлюбленной Сальвадора. Кстати, если кинуть денежку, внутри машины пойдет дождь, а еще там растет зелень. Эта композиция была создана Дали для выставки и изначально в машине даже улитки ползали.

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

Общие фото зала:

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото В стенах стоят Оскары, и все заросло зеленью.

Вверху можно видеть знаменитый купол.

Этот зал огромен и занимает 4 или 5 этажей. Этажи в нем выполнены в виде бельэтажей, поэтому, находясь на каком-нибудь этаже, можно наблюдать сверху весь зал.

 

Тут же можно увидеть картины-иллюзии, например, портрет Линкольна. Ой, нет, это не Линкольн, а обнаженная Гала! Хотя...вроде и Линкольн.

На самом деле, Галу видно лишь при приближении портрета. Эту оптическую иллюзию можно хорошо разглядеть через специальную подзорную трубу, которая есть в зале.

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

А если много думать - череп треснет, считал Дали: об этом говорит огромная картина огромного человека, который "Додумался" - так она и называется.

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

Не пугайтесь, это всего-лишь мумия, дирижирующая симфоническим оркестром.

Эта композиция посвящена бедным муже и жене, которых лично знал Дали. Муж играл на шарманке, а жена собирала милостыню

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

А это Венеры. Хотя нет, это 2 тореадора:

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото Картина называется "Галлюциногенный тореадор"

По мнению самого художника, этот холст отражает его всего в одной картине, так как в этом холсте представлена вся антология образов Дали. Внизу справа изображен сам Дали в шестилетнем возрасте, к которому летят мухи; сверху, как бы господствуя над картиной, изображена голова Галы Дали. Множество образов Венеры Милосской постепенно поворачиваются, меняя пол. Лицо самого тореадора можно обнаружить в образе второй справа Венеры Милосской. Её грудь образует его нос, а голова — глаз. Тень на животе Венеры создает образ рта тореадора. Ниже зелёная тень изображает галстук, а одеяние Венеры — его рубашку. Левее можно разглядеть куртку тореадора на фоне скал, в которых спрятана голова умирающего быка.

 

Обратите внимание на Галу с батоном на голове - "Ретроспективный женский бюст на фоне тушек фазанов": кроме батона на ее лице муравьи, а вместо ожерелья початки кукурузы. Тушки базанов прилагаются.

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

А это портрет Бетховена, написанный чернилами каракатицы.

Все просто: Дали бросал каракатиц в холст и у него получился Бетховен - гению все по плечу)

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

Это был первый этаж, поднимаясь выше, можно увидеть такие чудеса:

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

Ангелы без голов, статуя с протезом, золотой хлеб на тарелке.

Некоторые иллюзии можно увидеть лишь сев на специальный табурет и долго смотреть, пытаясь понять - что же тут вообще изображено? =)

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

На 2 этаже находится известная иллюзия "Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты"

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

Продолжая об известном, верхнее фото - это картина "Постоянство памяти" - ничто иное, как ковер, висящий на стене. Оригинал картины находится в музее в США.

Кровать была привезена из французского борделя.

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото Потолок:  Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

Ну а выше начинается что-то обычное, просто картины:

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото  Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото  Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

Картины из камней:

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото  Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото  Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

Как бы ни взрывался мозг от всего увиденного, меня больше всего впечатлили золотые украшения, созданные по эскизам Дали. Они были созданы для Галы, всем известно, как он ее любил:

Он предлагал гениальную реализацию каждого ее безумного желания. Она хотела блеска и роскоши — он стал придумывать ювелирные украшения.

Дали лично отбирал камни для воплощения эскизов в жизнь и лично следил за работой ювелира. Всего при его жизни было создано 37 украшений и еще 2 посмертно. Дали при жизни распродал всю коллекцию. В 1999 году музей выкупил у коллекционеров все украшения за 5,5 млн евро и поместил их в выставочный зал музея музея.

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали — единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм — узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами. Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

 

Я даже не знаю, украшения это или нет...

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

Здесь и губы, и слоны, и живое сердце, и глаза, и рыцарь в доспехах...

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

♥ Внизу справа: «Королевское сердце», которое просила у Сальвадора Гала: ♥

Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

Это колье носила Гала при жизни:

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

Слева эскиз, справа воплощено в реальность:

«Космический слон»

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото  Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото  Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

Эта композиция, кстати, тоже механическая: на первый взгляд это рыцарь, но шлем постепенно открывается и мы видим внутри святой лик:

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

В музее можно купить сувениры в стиле Дали на память, сами же украшения не продаются. Очень жалею, что ничего тогда не купила - теперь это повод вернуться сюда еще раз, тогда уж я с пустыми руками не уйду.

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

Кстати говоря, Дали пожелал быть похороненным именно здесь, поэтому под самим музеем находится его склеп.

 Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - вселенная абсурда фото

 

На этой мрачной ноте и закругляюсь.

 

Не важно, какое вы имеете отношение к искусству или к Дали, даже если вам оно неинтересно, посетить этот музей однозначно стоит. В следующий раз мы планируем посетить все места, связанные с Дали, в том числе дом, в котором он жил вместе с Галой.

Уже после посещения музей, вернувшись в Россию и почитав о нем, я узнала для себя много нового о музее, чего я там не видела и сейчас у меня цель вернуться и наверстать упущенное, увидеть незамеченное.

 

Вот еще мои отзывы о путешествиях:

Темные улочки Готического квартала в Барселоне

Зоопарк Барселоны

Рынок, которому аж 798 лет в Барселоне

Морское путешествие на греческий остров Сими - родину морских губок

Отдых на Родосе: чистейшее море и обалденные виды

Испанский город Санта Сусанна

irecommend.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта