Безумный Гений или Великий мистификатор? Сальвадор дали великий мистификатор картина
...Сальвадор Дали - гений или великий мистификатор?
Сальвадора Дали (11 мая 1904 — 23 января 1989) называли «романтиком сюрреализма». Безусловно выдающаяся личность, кто как не он ассоциируется с сюрреализмом. Однако с удивлением я узнала, что в среде искусствоведов его, мягко говоря, недолюбливают. Я попыталась во всем разобраться и, шаг за шагом, и перешла на сторону искусствоведов. Начнем по порядку.
В 1929 году двадцатипятилетний каталонец Сальвадор Дали приехал в Париж и был введен в среду сюрреалистов.
Сюрреализм - чистый психический автоматизм, посредством которого возможно выразить устно, письменно или каким-либо иным способом действительное функционирование мысли. «Диктовка» мысли вне всякого контроля, осуществляемого рассудком, вне всякой эстетической или нравственной заинтересованности.
Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель – окончательное уничтожение всех других психологических механизмов, чтобы на их место поставить решение важнейших жизненных проблем.
Дали был воодушевлен идеями иррационального, интуитивного искусства, стремился к максимальному, уже превосходящему традиционный фрейдистский метод , агрессивному проникновению в бессознательное, к полному автоматизму художественного процесса (это последнее, как и многое у Дали, было в значительной степени лукавством, поскольку его картины базированны на сухом и прагматическом расчете).
Карьера Дали в Париже складывалась непросто. Интересы сюрреалистов укоренены в трех проблемах: политика, эстетика, интернационализм. С исторической дистанции дискуссии тех лет не кажутся слишком радикальными. Однако откровенная устремленность Дали к виртуозной технике во имя создания вполне популистских занимательных картин, стремление, захватывающее многих его адептов и за пределами Франции, Испании, все же по-своему противостоит верным сюрреализму мастерам, ищущим более отвлеченные, формальные, ассоциативные ходы.
О спекулятивности и дурновкусии Дали, соединенных несомненно, с поразительной изобретательностью и невероятной фантазией, написаны сотни томов, и его искусство давно существует в усредненном сознании как некое явление, уже неподвластное критике, художественному анализу. Его успех в Париже и вообще в мире столь же объясним, сколь и красноречив для характеристики уровня общественного вкуса. Самый понятный и занимательный из сюрреалистов, человек, который возвел образы подсознания до уровня современных компьютерных эффектов, он был обречен на успех. Сальвадор Дали стал первым, столь масштабным представителем модернистского кича, массового варианта псевдо интеллектуального художественного течения.
Признаюсь, в детстве посетив выставку Сальвадора Дали, я была зачарованна. Но то была «душа ребенка» (Герман Гессе), которая тянется ко всему новому, яркому. Это было, словно бы меня угостили конфеткой в яркой обертке - красиво, понятно, доступно, «вкусно» и банально; конфетка сама просится в рот. Дали также легко раскусить, как и пресловутую конфетку, которая поманит, съешь ее, и ничего не останется…
Вялость рисунка и упрощенная палитра внесли в работы Дали ту приблизительность, то отсутствие «профессиональной магии», что сделало их особенно востребованными невзыскательным зрителем, инстинктивно ощущавшим в Дали тип «художественного демагога», опускавшего искусство до уровня «культуры потребления». Это подтверждается массовым потребительским культом Дали, существующим по сию пору, даже среди далеких от истинного интереса к искусству кругов.
Творчество Дали остается простой «отмычкой» в труднейший мир сюрреализма, благодаря которой даже инерционно и лениво мыслящий зритель, ощущает торжество собственного интеллекта. «Да! Я смотрю на это, я мыслю!» Художник старался касаться всего – религии, политики, секса, находя на все прямолинейные и вместе с тем пикантные, виртуозно придуманные и исполненные с редким пластическим однообразием ответы.
В работе Дали присутствует еще одно качество, принципиально отличающее его от сюрреализма как художественного течения. Многие художники-сюрреалисты создавали свои воображаемые миры, действительно основанные на образах бессознательного, иными словами, изображали «художественную картину душевных тайн», в то время, как Сальвадор Дали (как и многочисленные его подражатели) претендовали на своего рода натуралистический протокол очевидно моделируемых видений. Здесь Дали выходил за пространство художественной игры..
Самые прославленные его полотна рубежа 1920-х – 1930-х годов надолго программируют его будущую деятельность и в смысле образов и персонажей (переходящий из картины в картину «Великий мастурбатор»), и в смысле изобразительных ходов: превращение материи в свою противоположность, многозначительность названий,, неизменная загадочность, легко поддающаяся расшифровке, - «Постоянство памяти», где тестоподобные, текучие часы, разлагаюийся циферблат, знакомый персонаж – все складывается в эффектный, приятно волнующий своей доступностью ребус.
Естественно, будучи человеком одаренным и страстным, порой Дали писал картины, пронзительно и точно резонировавшие времени. А что касается игры, то она полностью переместилась в его поведенческие, человеческие качества, которые сделали его, быть может, первым подлинным шоуменом, проложившим путь, для великих мистификаторов новых поколений.
subscribe.ru
Великий мистификатор Сальвадор Дали | Тайны и Загадки истории
Счастье и романтика, безумие и рок, мистика и всемирная известность, скандалы и сенсации — все это сопровождало жизнь Сальвадора Дали, одного из самых эпатажных художников XX века. В день рождения великого мистификатора Diletant.ru представляет 12 интересных фактов из его жизни.
1. Полное имя Сальвадора Дали — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Пуболь. Его отец был нотариусом. С детства Сальвадор был странным, на его манеру мышления и поведения во многом повлияли родители. Так, они сообщили 5-летнему сыну, что он — якобы реинкарнация его старшего брата, умершего от менингита.
В 5 лет Дали узнал от родителей, что он — реинкарнация своего старшего брата, умершего от менингита
2. В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребенком. Однажды он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца: вокруг собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть ее во время сиесты и подарить-таки непослушному мальчику данную сладость. Сальвадор добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.
3. Свою первую картину художник нарисовал, когда ему было 10 лет. В школе одноклассники не любили Дали за его чудаковатость и фобии, издевались над ним, а он в ответ затевал драки. Проигрывая в азартных играх, Сальвадор вел себя так, будто выиграл, и торжествовал. В 15 лет из-за плохого поведения он был исключен из школы.
Будучи ребенком, Сальвадор Дали боялся кузнечиков, но ему нравился вид крови
4. В 17 лет Сальвадор Дали стал студентом Академии Сан-Фернандо, где умудрился одновременно получить несколько призов за лучшие работы и быть отстраненным от учебы на год за подстрекательство студентов на бунт против неправильного, по его мнению, назначения нового профессора. Из этого вуза талантливого парня за бунтарский характер отчисляли дважды.
Сальвадор Дали и Федерико Гарсиа Лорка, 1927 год
5. По иронии судьбы, вернее, любви, в 1929 году в Париже Сальвадор Дали пробовал заигрывать с Полем Элюаром, французским поэтом, но увидев его жену Галу (Елену Дьяконову), влюбился без памяти. Ей было 35 лет, ему — 25. Несмотря на это, Гала бросила богатого и знаменитого Элюара и ушла к бедному, «больному» и влюбленному гению. Понимая, что фактически увел у друга жену, Дали в качестве «компенсации» написал его портрет.
Свою судьбу, уроженку Казани Елену Дьяконову, Сальвадор Дали «отбил» у французского поэта Поля Элюара
6. Сальвадор Дали обожал эпатаж. Так, приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а когда посещал выставку сюрреалистического творчества в Лондоне, надел костюм водолаза.
Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе, 1930 год
7. Скандальная известность Сальвадора Дали началась в Нью-Йорке в 1939 году. Художник получил заказ на оформление витрин в одном из магазинов на Пятой авеню. Дали выбрал тему «День и ночь». В его композиции были манекены начала ХХ века, но с настоящими волосами, срезанными у трупа. Присутствовали там и банная лохань, черная атласная ванна и навес из головы буйвола с окровавленным голубем в зубах.
Когда Гитлер попросил Дали об автографе, тот, недолго думая, поставил простой крест — в противовес свастике
8. Для получения вдохновения из мира видений Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжелым ключом, который, падая, заставлял его просыпаться и переносить пригрезившиеся образы на холст.
Сальвадор Дали показывает некоторые репродукции своих работ, 1946 год
9. Сальвадор Дали очень любил сладости: в обмен на разработку логотипа компании «Chupa Chups» сюрреалист потребовал не денег, а коробку леденцов каждый день. Но так как такое количество конфет он съесть не мог, то очень скоро придумал «шутку»: приходил на детскую площадку, облизывал «чупа-чупсы» и бросал их в песок.
Логотип «Chupa Chups» был создан сюрреалистом Сальвадором Дали
10. 7 декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда — устройства, которое придумал Сальвадор Дали, и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Это был прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека.
Овосипед Сальвадора Дали
11. Совместно с Кристианом Диором в 1950-е годы Сальвадор Дали придумал костюм будущего — 2045 года. Для женщин художник смоделировал платья с добавочными грудями, которые пристегивались к спине. Сюрреалист полагал, что данные наряды произведут полный переворот в моде.
Совместно с Кристианом Диором Сальвадор Дали создал «костюм для 2045 года»
12. Прямо в музее, посреди театральной сцены покоится тело Сальвадора Дали — так завещал сам мастер. Оно находится в склепе под куполом театра. «Вся моя жизнь была театром», — говорил художник. По могиле самого известного сюрреалиста ежедневно ходят сотни людей.
tayni.info
Безумный Гений или Великий мистификатор?: marinakotl
В списке мест, которые я планировала посетить в Испании, Театр-музей Дали был на первом месте.И не потому, что я в восторге от творчества Сальвадора Дали, а потому, что неравнодушна к незаурядным личностям.Сальвадор Дали притягателен своей непостижимостью, он как чемодан с двойным дном, нет - с многослойным. Дали будоражит мой мозг, пытающийся разобраться в лабиринте "повернутых" (на первый взгляд) картин, переварить его эксцентричные и эпатажные выходки, охарактеризованные самим художником - "Я иду, а за мной толпой бегут скандалы"...И вот я в Фигерасе - городе, в котором родился и вырос Сальвадор Дали.Мэр Фигераса попросил Дали, уже известного художника, подарить городу его картину, а Дали на это ответил, что он подарит не просто картину, а целый музейИдея создания Театра-музея в Фигерасе, как и основная концепция его наполнения, принадлежит самому Дали
Перед входом в музей расположена скульптура каталонского философа Франсиско Пужольс с телом из оливкового дерева
Строить музей начали на руинах городского театра. "Вся моя жизнь была театром" - говорил Сальвадор Дали
В архитектуру музея заложены смешение стилей и эпатаж
"Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон"
При входе, во внутреннем дворике, нас встречает инсталляция "Дождливый кадиллак" или "Дождливое такси".Дали впервые соорудил ее для французской сюрреалистичной выставки. Если заплатить евро, то можно увидеть, как в такси идет дождь, прорастает зелень
На кадиллаке стоит "Великая Эсфирь", тянущая за собой колонну из автошин. На вершине - лодка с каплями в виде окрашенных в синий цвет презервативов. На этой лодке возлюбленная художника Гала выезжала поохотиться на молодых мужчин.В окнах-нишах стоят фигуры, напоминающие манекены жрецов, однако это различные скульптуры Гала. Эти ниши хорошо видны через стеклянную стену основного зала музея (обратите внимание на картину справа, о ней расскажу отдельно)
На противоположной от стеклянного входа стене висит огромная картина, изображающая человека с треснувшим от мыслительных усилий черепом. Картина называется "Додумался"
Теперь о картине - на фото снизу, в нише, находится портрет Авраама Линкольна. Насколько я поняла, при создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся метод пиксельной графики (Дали осваивал технику pixel art).Увидев картину я подумала, что изображена обнаженная Гала, идущая к морю. Фотографирую - и вижу, что там получается совершенно другая картина, а именно - А. Линкольн. Отвожу фотоаппарат, смотрю и вижу - снова Гала
Это оптическая иллюзия. В конце зала стоит пара подзорных труб (на фото это две штуковины, похожие на светофор), через которые хорошо виден этот эффект, только заплати евро
Не менее интересена и эта картина-обманка. Если внимательно рассмотреть вторую девушку справа (в зелёном), то увидим, что одеяние дамы станет мужским галстуком, четко обозначится белая мужская рубашка, чуть выше - появляются губы, нос, глаза мужчины. Да, это портрет поэта Федерико Гарсиа Лорка. "Прочитать" увиденную картину поможет вот эта информация о Дали и Лорка
Много необычного можно увидеть в этом зале
Скульптура "Бездарный музыкант"
По лестнице поднимаемся и проходим в другие залы музея
Комната-иллюзия. Художник превратил лицо американской актрисы Мэй Уэст в жилую комнату - он соорудил комнату-лицо из гигантских париков, пуантилистских (в основе точка) картин, ноздрей с горящими дровами и дивана-губ
Чтобы увидеть как инсталляция сложилась в лицо актрисы, поднимаемся по ступенькам и смотрим в лупу
Театр-музей, построенный в реальном пространстве — это вселенная абсурда Дали, сотканная из мира сновидений, кошмаров и галлюцинаций
Комната в "башне Галатея" Театра-музея, в которой Дали жил последние годы (после смерти Галы)
А теперь я помолчу. Покажу лишь незначительную часть картин музея, в котором находится самая крупная и разнообразная коллекция произведений великого сюрреалиста, основу которой составляет его собственная коллекция
Сначала музей стал прижизненным памятником неординарной личности и его домом. Впоследствии Театр-музей стал мавзолеем. Завещание Сальвадора Дали было необычным - он пожелал быть похороненным здесь. Его воля выполнена - с 25 января 1989-го в склепе под куполом "башни Галатеи" покоится забальзамированное тело художника. И теперь среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью: Сальвадор Дали-и-Доменеч маркиз де Дали де Пуболь
Театр-музей в Фигерасе стал последним шедевром Сальвадора Дали, своеобразным символом его творчества, а для меня лично - ключом к его гениальности
Если хотите, то значительно больше фотографий Театра-музея Дали и его экспонатов можете посмотреть здесь.А также весьма интересны изречения и цитаты Дали
marinakotl.livejournal.com
...Сальвадор Дали - гений или великий мистификатор?
* Очень спорная статья, думаю вызовет много нареканий.
Сальвадора Дали (11 мая 1904 — 23 января 1989) называли «романтиком сюрреализма». Безусловно выдающаяся личность, кто как не он ассоциируется с сюрреализмом. Однако с удивлением я узнала, что в среде искусствоведов его, мягко говоря, недолюбливают. Я попыталась во всем разобраться и, шаг за шагом, и перешла на сторону искусствоведов. Начнем по порядку.
В 1929 году двадцатипятилетний каталонец Сальвадор Дали приехал в Париж и был введен в среду сюрреалистов.
Сюрреализм - чистый психический автоматизм, посредством которого возможно выразить устно, письменно или каким-либо иным способом действительное функционирование мысли. «Диктовка» мысли вне всякого контроля, осуществляемого рассудком, вне всякой эстетической или нравственной заинтересованности.
Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель – окончательное уничтожение всех других психологических механизмов, чтобы на их место поставить решение важнейших жизненных проблем.
Дали был воодушевлен идеями иррационального, интуитивного искусства, стремился к максимальному, уже превосходящему традиционный фрейдистский метод , агрессивному проникновению в бессознательное, к полному автоматизму художественного процесса (это последнее, как и многое у Дали, было в значительной степени лукавством, поскольку его картины базированны на сухом и прагматическом расчете).
Карьера Дали в Париже складывалась непросто. Интересы сюрреалистов укоренены в трех проблемах: политика, эстетика, интернационализм. С исторической дистанции дискуссии тех лет не кажутся слишком радикальными. Однако откровенная устремленность Дали к виртуозной технике во имя создания вполне популистских занимательных картин, стремление, захватывающее многих его адептов и за пределами Франции, Испании, все же по-своему противостоит верным сюрреализму мастерам, ищущим более отвлеченные, формальные, ассоциативные ходы.
О спекулятивности и дурновкусии Дали, соединенных несомненно, с поразительной изобретательностью и невероятной фантазией, написаны сотни томов, и его искусство давно существует в усредненном сознании как некое явление, уже неподвластное критике, художественному анализу. Его успех в Париже и вообще в мире столь же объясним, сколь и красноречив для характеристики уровня общественного вкуса. Самый понятный и занимательный из сюрреалистов, человек, который возвел образы подсознания до уровня современных компьютерных эффектов, он был обречен на успех. Сальвадор Дали стал первым, столь масштабным представителем модернистского кича, массового варианта псевдо интеллектуального художественного течения.
Признаюсь, в детстве посетив выставку Сальвадора Дали, я была зачарованна. Но то была «душа ребенка» (Герман Гессе), которая тянется ко всему новому, яркому. Это было, словно бы меня угостили конфеткой в яркой обертке - красиво, понятно, доступно, «вкусно» и банально; конфетка сама просится в рот. Дали также легко раскусить, как и пресловутую конфетку, которая поманит, съешь ее, и ничего не останется…
Вялость рисунка и упрощенная палитра внесли в работы Дали ту приблизительность, то отсутствие «профессиональной магии», что сделало их особенно востребованными невзыскательным зрителем, инстинктивно ощущавшим в Дали тип «художественного демагога», опускавшего искусство до уровня «культуры потребления». Это подтверждается массовым потребительским культом Дали, существующим по сию пору, даже среди далеких от истинного интереса к искусству кругов.
Творчество Дали остается простой «отмычкой» в труднейший мир сюрреализма, благодаря которой даже инерционно и лениво мыслящий зритель, ощущает торжество собственного интеллекта. «Да! Я смотрю на это, я мыслю!» Художник старался касаться всего – религии, политики, секса, находя на все прямолинейные и вместе с тем пикантные, виртуозно придуманные и исполненные с редким пластическим однообразием ответы.
В работе Дали присутствует еще одно качество, принципиально отличающее его от сюрреализма как художественного течения. Многие художники-сюрреалисты создавали свои воображаемые миры, действительно основанные на образах бессознательного, иными словами, изображали «художественную картину душевных тайн», в то время, как Сальвадор Дали (как и многочисленные его подражатели) претендовали на своего рода натуралистический протокол очевидно моделируемых видений. Здесь Дали выходил за пространство художественной игры..
Самые прославленные его полотна рубежа 1920-х – 1930-х годов надолго программируют его будущую деятельность и в смысле образов и персонажей (переходящий из картины в картину «Великий мастурбатор»), и в смысле изобразительных ходов: превращение материи в свою противоположность, многозначительность названий,, неизменная загадочность, легко поддающаяся расшифровке, - «Постоянство памяти», где тестоподобные, текучие часы, разлагаюийся циферблат, знакомый персонаж – все складывается в эффектный, приятно волнующий своей доступностью ребус.
Естественно, будучи человеком одаренным и страстным, порой Дали писал картины, пронзительно и точно резонировавшие времени. А что касается игры, то она полностью переместилась в его поведенческие, человеческие качества, которые сделали его, быть может, первым подлинным шоуменом, проложившим путь, для великих мистификаторов новых поколений.
subscribe.ru
Сальвадор Дали, сюрреализм | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Александр Рожин
Номер журнала:
#4 2015 (49)* www.tg-m.ru/articles/3-2011-32/posvyashchenie-odnomu-geniyu
Сальвадор Дали и Пабло Пикассо - два великих испанца - оставили в тени своей мировой славы многих мастеров искусства ХХ века. Ни о ком так много не писали, не говорили, не спорили, как о них; никто не может сравниться с ними по количеству книг, альбомов, брошюр, статей, опубликованных о творчестве этих двух титанов.
Казалось бы, ничто не предвещало в ранних работах молодого Сальвадора появления грандиозного таланта, затмившего своим эпатирующим, взрывным, чудодейственным искусством все, что можно было бы вообразить. Нет такой силы, которую и сейчас можно было бы противопоставить его фантасмагориям.
Первая ретроспективная выставка произведений Дали из собрания Фонда «Гала-Сальвадор Дали. Фигерас» в Москве, в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые так масштабно представила российской публике его творчество. Она стала праздником, открытием феномена выдающегося мастера для всех поклонников, адептов и даже недавних хулителей «сюрреализма».
О нем уже так много написано, что вряд ли кто-то возьмет на себя смелость прибавить к десяткам тысяч страниц уже напечатанных текстов что-то новое, но все же творчество Дали неисчерпаемо, оно остается загадкой, таинством «одного» гения. Для чуткого сердца и пытливого ума оно неиссякаемый источник фантазии и вдохновения. Еще не раз мы будем задаваться вопросом: в чем же феномен его искусства, судьбы, личности, — и каждый из нас будет искать свой собственный ответ.
Универсальный дар Сальвадора Дали, предназначение таланта оракула и мастерства демиурга повергали в смятение, вызывали восторг и гнев, вселяли одновременно надежду и разочарование.
Позволим себе некоторую вольность в ответе на бесконечное множество вопросов, возникающих по поводу этого Дон Кихота двадцатого столетия относительно его феномена, в чем же тайна, один из секретов гения Дали. Мне представляется, что в жизни великого каталонца самую значительную роль играла его Муза — Гала — Елена Дмитриевна Дьяконова (в девичестве). Именно ей, неординарной русской женщине он, по собственному признанию, был обязан всем, что сделало его одним единственным гением среди всех других современников. Своим появлением в жизни Дали она, Гала, как ее нарек первый супруг, поэт Поль Элюар, что в буквальном переводе с французского на русский означает «праздник», пробудила и обострила в нем сверхчувственную интуицию, помноженную на комплексы, вселила веру в его уникальную непревзойденность и мессианское предназначение. Вероятнее всего, она познакомила его с литературным наследием Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, о последующем влиянии которых можно лишь догадываться и выдвигать самые невероятные версии. Ей суждено было стать для гения не только моделью, матерью, женой и любовницей, но и его Alter Ego, полноценным соавтором, о чем красноречиво свидетельствует двойная подпись Гала-Дали, появившаяся на его картинах. Елена Дьяконова развивала в нем чудодейственный дар виртуозного рисовальщика, мастера композиции и цвета; возможно, многие мотивы, сюжеты и сценарии его полотен были подсказаны ею. Но это только предположение.
В нем органично уживались религиозный дух и рассудочное, материалистическое сознание; он был уникальным импровизатором и расчетливым прагматиком. Своими инсталляциями, арт-объектами, сценическими акциями, живописными и графическими образами Дали не развлекал публику, а гипнотизировал ее. В своих произведениях он превращал ироническую фабулу в гротеск. Несравненный колорист и рисовальщик постоянно удивлял зрителей неуемной фантазией и виртуозностью осуществления, всегда интригующего замысла. Он никому не льстил, за исключением той Музы, мадонны, которую боготворил всю жизнь, хотя в его окружении были самые достойные люди целой эпохи, такие как Пабло Пикассо, Луис Бунюэль, Гарсиа Лорка, Гийом Апполинер, Рене Магритт, Андре Бретон...
В микрокосме ранних, небольших, а порой миниатюрных по формату произведений Дали содержится необъятная, вселенская бездна чувств и мыслей автора, будоражущая фантазию множеством ассоциаций. Его творения — блестящий образец интеллектуальной игры в безрассудство и, вместе с тем, глубоко продуманные вариации и формулы особого философского смысла и масштаба.
На мой взгляд, один из ярких характерных признаков непревзойденного, филигранного профессионального мастерства художника служит для нас возможность не только мысленно, но и фактически увеличивать почти до невероятных пределов как миниатюрные изображения живописца и рисовальщика, так и мельчайшие детали его фантастических композиций.
Брутальность и хрупкость, эпатаж и смиренность — это все он, человек с чувствительной и нежной душой, для которого искусство было не просто формой абсолютного самовыражения, но и средством защиты от мракобесия и ханжества, всезнающего раболепия безнравственных нравственников и непогрешимых грешников. Его видимая дерзость не знала границ, он бросал вызов всему тому, что было ему чуждо, при этом оставаясь личностью легко ранимой. Испанский темперамент помогал ему бороться как с окружающий миром, так и со своими внутренними комплексами.
Автору этих строк посчастливилось первым из российских художественных критиков написать весьма скромные монографические работы, одна из которых была опубликована в 1989-м, другая — в 1992 году. Исключительно из-за смелости, проявленной издательством «Знание» и «Республика», и благодаря огромным, массовым тиражам для публикаций об искусстве, они получили достаточно широкую огласку. Одним из радостных ее результатов стало для меня заочное знакомство с родной сестрой Гала — Лидией Дмитриевной Дьяконовой (в замужестве Яролимек). Упоминаю об этом в знак памяти и благодарности, а также в связи с тем, что она сообщала мне в письмах о своих встречах с Дали и впечатлениях о нем.
Позволю себе дословно привести одну цитату из ее маленького послания, полученного из Вены, где проживала Лидия Дмитриевна: «Теперь появляется много всяких статей и брошюр, полных неправдоподобных историй, пользуясь тем, что он был личностью необыкновенно странной и вызывающей самые разнообразные реакции». В своих воспоминаниях о Дали сестра Гала отмечала его скромность, застенчивость и удивительную отзывчивость, которую он проявлял в семейной обстановке по отношению к немногим, но самым близким его сердцу людям. «При наших же встречах в Париже и в Италии он мог быть самым милым и простым человеком». В этих искренних словах не постороннего человека, как и в других ее высказываниях, она делилась со мной своими жизненными впечатлениями о неизвестном большинству, закрытом от любопытных глаз внутреннем мире Сальвадора Дали, что совпадало с моими домыслами о нем и его творчестве.
Содержание этого более чем скромного посвящения «одному гению» не предполагает описания графических и живописных произведений, представленных в московской экспозиции (кстати, в блестящей дизайнерской подаче Бориса Мессерера). В последнее время появилось немало переводных изданий о творческом наследии Дали, в том числе книг его ближайшего помощника, долгие годы работавшего с ним, основного биографа великого маэстро — Робера Дешарна, а также литературные труды художника в превосходных переводах Натальи Малиновской, которые в полной мере смогут удовлетворить интерес многомиллионной аудитории российских знатоков и любителей искусства.
Духовный, философский, символический смысл творчества Сальвадора Дали обладает магической притягательностью, выходит за условные границы конкретного времени не только потому, что мир созданных им образов обусловлен историческим масштабом художественного мышления, в котором пороки и достоинства человечества, добро и зло, красота и уродство сопрягаются, порождая неимоверную, всепоглащающую энергию провидения. Будучи подлинным творцом, гением, он обладал способностью предчувствовать и предвосхищать, создал свою эстетику смыслов, оживил искусство прошлых эпох и стал предтечей искусства будущего. Декларируя в этом тексте некие постулаты, не станем обольщаться в безукоризненности собственных чувств и восприятия мифа и реальности, отражающих противоречивую суть неведомого и известного.
Наследие Дали огромно, он проявил себя в разных эпостасях святости и грехопадения, в живописи, графике, скульптуре, кино и литературе, в декоративном искусстве и дизайне, стал всеобъемлющей драматической фигурой в художественной культуре ХХ века. Его творчество было, есть и будет непредсказуемым, неподвластным формальному, бесстрастному пересказу. В чем тайна феномена доктрины искусства Дали — покажет Время.
«Исторический сюрреализм» стал одним из самых заметных явлений художественной культуры минувшего столетия. В нем запечатлелась ярко выраженная тенденция к созданию новой мифологии; он изменил и расширил представления о возможностях и формах восприятия современного человека, оказал непосредственное влияние на эволюционные преобразования в искусстве, предвосхитил появление трансавангарда и новейших тенденций постмодернизма. Официальная хронология движения ограничивается 1924-1968 годами: от открытия «Бюро сюрреалистических исследований» и публикации «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона до «Пражской весны» - так, во всяком случае, определяют эти временные границы Ален и Одетт Вирмо.
В своем энциклопедическом исследовании «Мэтры мирового сюрреализма» они писали: «Сюрреализм, бесспорно, как ни одно другое течение, оставил глубочайший след в истории ХХ века. Его впитали в себя, порой невольно, несколько сменивших друг друга поколений, перешагнув рубеж мая 1968г., на всей нашей планете». О чем свидетельствует и творчество отечественных мастеров живописи, скульптуры и графики, которые отнюдь не являются эпигонами, безусловными приверженцами сюрреализма или носителями его постулатов. Применительно ко многим из них вообще неправомерно говорить о каком-либо непосредственном влиянии концепций «чистого психического автоматизма», «параноико-критических доктрин» или другой, условной атрибутики, характерной для оценок этого движения. Конечно, мы находим определенные переклички с наследием Сальвадора Дали, Марселя Дюшана, Рене Магритта, Поля Дельво, Виктора Браунера, Ман Рэя, Макса Эрнста, Хуана Миро в работах целого ряда российских художников послевоенного поколения, что отнюдь не означает их прямой связи с сюрреалистической традицией, а, напротив, свидетельствует о самостоятельной природе подобного феномена. Примером особого отстраненного параллелизма, независимого от зрительских ассоциаций и искусствоведческих сравнений, являются отдельные произведения таких наших мастеров, как Александр Рукавишников, Сергей Шаров, Андрей Костин, Игорь Макаревич, Андрей Есионов, Валерий Малолетков, Константин Худяков. Творчество каждого из них само по себе глубоко индивидуально и обособленно от общих, коллективных тенденций. Вместе с тем мы знаем многих интересных и самобытных авторов, продолжающих, утверждая свое амплуа, разрабатывать сюрреалистические идеи, следуя известным принципам и канонам, что отнюдь не умаляет достоинств их искусства. Это - Евгений Шеф (Шеффер), ныне живущий в Берлине; Виктор Кротов, работающий в Москве и Париже; Сергей Чайкун, Сергей Потапов, Олег Сафронов, Алла Бедина, Михаил Горшунов, Юрий Яковенко, Александр Калугин.
Предрасположенность к фантасмагориям, мистериям, буффонаде, игровой основе творчества позволяет говорить об определенном сюрреалистическом видении мира Александром Ситниковым, опосредованное восприятие действительности в работах Валерия Врадия иными нитями связывает художника с этим явлением в искусстве, как, впрочем, и Владимира Лобанова, но в совершенно другом ракурсе.
В художественной культуре России можно найти немало гениальных примеров сюрреалистического образного мышления, прежде всего в литературе, в наследии Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова, Даниила Хармса. Возможно, именно здесь следует искать истоки, корни интерпретационного плюрализма, явившегося одной из побудительных причин возникновения сюрреализма как исторического явления на русской почве.
В отличие от зарубежных авторов, культивирующих различные аспекты, темы и приемы «исторического сюрреализма», у российских преобладают иные эмоционально-смысловые доминанты и ассоциативные ряды. Брутальность, агрессия - непременные составляющие метафизической, оккультной образности в творчестве западных представителей этого движения - у наших мастеров фактически сведены на нет. В работах российских носителей сюрреалистического мышления преобладают иные подсознательные мотивации, ощущения и предчувствия. Их сакральная метапсихоза сопряжена с особой романтической чувствительностью, особым интуитивизмом. В творчестве отечественных последователей сюрреализма, конечно же, присутствуют драматические метаморфозы, которые являются скорее подтверждением жертвенности не во имя, а вопреки установкам на мутацию духовного сознания, на разрушительный пафос агрессивного сопротивления всему сущему. У нас больше сентиментализма, самобичевания и отрешенности, нежели инстинктивного подчинения всех и вся некоей сверхзадаче.
Игровая культура, метафоричность и гротескность русского искусства привносят и в сюрреалистическую стратегию привкус несостоявшихся чувственных ожиданий и желаний, некую пассивную, потустороннюю созерцательность, хотя и не исключающую стихийного бесовства и куража.
Французский литературовед, семиотик, философ Ж. Деррида утверждал: «Буквального значения не существует, его «появление» есть необходимая функция - и ее следует анализировать как таковую в системе различий и метафор». Конечно, в большей степени эти слова относятся к исследованиям литературных текстов, и, все же литературоведческая, лингвистическая, философская методология изучения материала в данном случае представляется приемлемой для понимания наследия сюрреалистического искусства, ключом к толкованию произведений, созданных его родоначальниками и последователями.
В этой связи уместно вспомнить слова Сальвадора Дали. Великий мистификатор, миф и реальность искусства ХХ века писал: «...когда Возрождение захотело подражать Бессмертной Греции, из этого получился Рафаэль. Энгр желал подражать Рафаэлю, из этого получился Энгр. Сезанн захотел подражать Пуссену - получился Сезанн. Дали захотел подражать Мейсонье. ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИЛСЯ ДАЛИ. Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит.
И я хочу, чтобы об этом знали. После Поп-арта и Оп-арта появится Арт помпье, но такое искусство умножится всем, что есть ценного, и всеми, даже самыми безумными, опытами этой грандиозной трагедии, называемой «Современным искусством».
Сюрреализм как новое явление художественной культуры стал логическим продолжением дадаизма, поисков особого метаязыка, с помощью которого можно было бы найти объяснение или дать анализ другого языка - предметного. Одна из главных исторических заслуг сюрреализма состоит в том, что он объединил вокруг декларированных идей выдающихся поэтов и художников, кинематографистов и музыкантов, которые олицетворяют великую эпоху «бури и натиска». Это Тристан Тцара и Антонен Арто, Филипп Супо и Андре Бретон, Андре Сури и Луис Бунюэль, Андре Массон и Альберто Джакометти, Ганс Арп и Эрик Сати, Ив Танги и Пабло Неруда, Франсис Пикабиа и Пабло Пикассо, Поль Элюар и Сюзе Такигуши, Сальвадор Дали и Рене Магритт, Макс Эрнст и Ман Рэй, Вильфредо Лам и Пауль Клее, Павел Челищев и Фриц Ван ден Берге, чьи имена воспринимаются как синонимы наиболее ярких светил на небосклоне искусства века минувшего, просиявших на горизонтах эгоистической глобализации собственного индивидуализма. К их числу мы относим и наших соотечественников, по искусствоведческой классификации они, впрочем, были далеки от сюрреалистических проповедей), таких как Василий Кандинский, Марк Шагал, Павел Филонов. «Не рожденное внутренним, - писал Кандинский, - мертворожденно». Именно этот тезис подтверждает жизнеспособность сюрреализма как явления вневременного, поскольку весь «авангард» ни что иное как интеллектуальная игра без правил.
Вспомним вновь Сальвадора Дали и его труды: время показало немеркнущий интерес к личности и творчеству испанского гения и в новом тысячелетии. Убедительным подтверждением стали выставки произведений мастера, которые посетили сотни тысяч зрителей. В их числе экспозиция в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве в 2011 году, крупнейшая ретроспектива произведений С. Дали в Центре Ж. Помпиду в Париже в 2012—2013 годах, парижская выставка 22 художников улиц (street art) из разных стран в музее Дали на Монмартре в 2014—2015 годах, на которой были представлены малоизвестные работы современных авторов Фрэда Калметса, Жерома Менаже, Арно Рабье, Валерии Аттинелли и других представителей уличного искусства.
Справедливы слова Андре Мальро: «Мы существуем, чтобы жить, искусство - чтобы оживать» - оживать в нашем воображении, подсознании, памяти, быть востребованным. Подобно тому как Дали вдохновлялся образами, созданными Бернини, Вермером Делфтским, Веласкесом, Мейсонье, Милле, так и новые поколения художников, для которых он остается кумиром, будут всегда восхищаться и удивляться его фантастическим миражам, мистериям, открывать в них для себя и для мира бесконечную глубину Гения.
Вернуться назад
Теги:
www.tg-m.ru
TRAMONTANA SECRETA. Золотой треугольник Сальвадора Дали.
Часть 1 TRAMONTANA SECRETA. "Средневековая Каталония. Жирона, Рупит, Бесалу, Кастельфульит-де-Ла-Рока."Часть 2 TRAMONTANA SECRETA. "Круиз из Барселоны к Пурпурному берегу Франции."Часть 3 TRAMONTANA SECRETA. "Город на воде – Empuriabrava"Часть 4 TRAMONTANA SECRETA. "Путеводитель Мишлен присудил 60 звезд ресторанам Каталонии"Часть 5 TRAMONTANA SECRETA. "Съемка фильма "ТРАМОНТАНА"Часть 6 TRAMONTANA SECRETA. "В Кадакес: за Трамонтаной, анчоусами и пейзажами"Часть 7 TRAMONTANA SECRETA. "Бодеги и вина Каталонии"
С наступлением зимы в Каталонии усиливается загадочный ветер Трамонтана – ветер, приходящий из-за гор. Местные жители приписывают этому ветру магическую силу. Говорят, что Трамонтана может свести с ума, или превратить обычного человека в гения.Не знаю, совпадение ли это, но именно в местности, столь привыкшей к ветру Трамонтана, родился в 1904 году Сальвадор Дали.В списке загадочных гениев ХХ века Дали занимает почетное место. Он – ровесник века и гений, многогранный талант которого оказал огромное влияние на развитие мирового искусства и культуры.
Обычно, когда речь идет о таких гигантах и гениях, мы даже не думаем о том, в какое время они жили. Для нас эти люди являются частью истории. Сальвадор Дали – другое дело. Представьте себе, что многие из нас уже родились, росли, учились и женились. И в это самое время творил и жил великий Мастер - Сальвадор Дали. Он мог бы быть нашим дедушкой, или прадедушкой... В такое трудно поверить!
Сальвадор Дали был слишком велик, ему было тесно в своей стране и в своем времени: заглядывая в суть вещей, охватывая разумом всю Вселенную, он обнажал и ярко выражал свое отношение к миру и его видение в своих сюрреалистических картинах. Его по праву можно считать отцом сюрреализма, да и сам художник любил повторять: «Сюрреализм – это я!»Сюрреализм – это я!
Жизнь Дали была необычной с самого рождения: родители назвали его так же, как и умершего старшего брата. Часто в детстве мальчик стоял у могилы, на которой было написано его имя. Может быть, именно тогда у него подсознательно появился страх одиночества, страх смерти. Семья Дали тоже была необычная: отец Сальвадора, после смерти жены, женился на ее младшей сестре. Талант Дали проявился в первые же годы его жизни. Много странностей и необычностей случилось, много душевных переживаний и терзаний пережито, пока в жизни гения появилась его Муза – великая Гала, Елена Дьяконова. Именно она, по мнению многих, сделала Сальвадора Дали великим мистификатором, всемирно признанным при жизни гением.Сложные отношения с отцом, с сестрой, с друзьями, среди которых хочется выделить Поля Элюара (его женой была Гала в момент знакомства с Дали) наложили свой отпечаток на жизнь и творчество. Но страсть к искусству была сильнее. Страсть наполняла Сальвадора и толкала его к созданию великий творений. Художник, казалось, сам писал сценарий спектакля «Жизнь Дали».Дон Сальвадор, на сцену!Дон Сальвадор всегда на сцене!( из дневника С. Дали)
Сальвадор Дали готовится к выходу на сцену в спектакле своей жизни. Его страсть проявлялась во всем. Вся история его жизни – пример любви и вечной страсти. Имя его любимой стало нарицательным, символизирующим музу, возлюбленную. Творчество Дали опережало время, он стал признанным гением еще при жизни. К чему бы ни притронулась рука Мастера, рождался шедевр — будь то фотография, кинематограф, мультипликация, литература или реклама.Образы привычных, бытовых предметов обретали новое значение в глазах сюрреалиста Дали. Этим необычным видением он делился с нами: так был создан ретроспективный бюст женщины, телефон-омар и другие дизайнерские вещицы. Создав свой известный диван-губы, Дали стал родоначальником понятия «портретная мебель». Некоторые модели мебели Дали были воссозданы по его эскизам, пережив свое второе рождение после смерти автора.
Фильмы (самый знаменитый — «Андалузский пес»), созданные с участием Сальвадора Дали, стали хрестоматийными примерами сюрреалистических творений. Всю свою жизнь Дали был на виду, оставаясь при этом одной из величайших загадок столетия. Его книги, такие как «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» или «Дневник одного гения», лишь немного приоткрывают завесу тайны, рождая у читателей все новые и новые вопросы. Не останавливаясь, кажется, ни на минуту, Сальвадор продолжал пробовать себя в новых творческих сферах. Так была создана коллекция ювелирных изделий, которая сейчас представлена в фонде «Гала — Сальвадор Дали». А что же будет, если заглянуть под маску великого мистификатора? В чем его загадка? «Сальвадор Дали – загадочный художник? Не думаю, что разгадать эту загадку так сложно, - размышлял писатель Жоан Жозеп Тарретс в своей книге. – Должно быть, под влиянием Гала он создал, следуя законам гротеска, свой образ – до крайности экстравагантный, - образ художника, которому все нипочем. Но эта наигранная поза – лишь способ совладать со своей природной застенчивостью. Все это безудержное кривляние ради одного: фотографий на первой полосе и на всех обложках. Кто спорит – любая его работа достойна и первой полосы, и любой обложки. Но разве журналисты заметят важную вещь без правильной подсказки? Вот Дали и выкладывается изо всех сил, лицедействует до изнеможения. Однажды мы беседовали у него в мастерской – тихо, мирно, ни о чем. Вдруг в дверь позвонили, в прихожей раздались голоса. Дали вскочил, и я увидел актера перед выходом на сцену: «Прости, - сказал он, - я должен надеть маску Дали. И действительно, вся его жизнь была спектаклем, декорациями к которому служили реальные люди, события места. За годы жизни Дали в мире произошли несколько революций, две мировые войны, гражданская война в Испании, множество важнейших исторических событий, которые нашли свое отражение в творчестве мастера. Но всегда с его, а точнее, с выгодной ему точки зрения. Наверное, нет такого человека на Земле, который хоть однажды не видел бы хоть одну картину Дали. А вот о том, каким он был человеком, мы вряд ли задумывались. Что он чувствовал? Как жил? Ведь гении тоже люди… Жизнь Сальвадора Дали, великого мистификатора и человека, наполнена тайнами и загадками. В его жизни было много загадочных треугольников: Дали – Гарсия Лорка – искусство, Дали – Гала – Поль Элюар, Дали – Аманда Лир – Гала. Мы приглашаем вас в путешествие под названием «Золотой треугольник Дали». Давайте познакомимся с тремя музеями художника: театром-музеем в городе Фигерас, домом Сальвадора Дали и Гала в Кадакесе, в Порт-Льигате, а также с замком Гала в местечке Пуболь.Возможно, побывав в этих местах и узнав историю жизни человека, мы сможем глубже понять творчество гения? Кто знает…ПОРТ ЛЬИГАТ Для того, чтобы понять образную систему живописи Дали, обязательно нужно в его доме-музее в Порт-Льигате. Важен не только дом, но и окружающая его природа, с которой дали связан с детства, и которая как будто вышла из его грез. Причудливые скалы мыса Кап де Креус поражают воображение каждого, увидевшего их.Дом Дали в Порт-Льигат прекрасно вписывается в окружающую среду.
Дали писал: «Здесь, на этих камнях, я стал самим собой, здесь я выковал свою личность, нашел любовь, написал свои картины, построил свой дом. Я неотделим от этого неба, этого моря, этих скал, я навеки прикован к Порт-Льигату, где формировалась моя самая заветная правда, мои корни». Этот дом – еще одно из творений дали, его единственное постоянное место жительства, здесь он проводил по шесть-семь месяцев в году. Жизнь художника протекала между Порт-Льигатом, Парижем и Нью-Йорком. Это настоящий ДОМ Сальвадора Дали, ведь именно здесь он задумал и написал свои самые выдающиеся картины, здесь его мастерская.В Кадакесе Дали познакомился с любовью всей своей жизни – Гала. Конструкция здания, форма помещений и общая концепция дома принадлежат Дали, а его убранством и отделкой занималась Гала: она подбирала мебель и утварь. Снаружи стены дома сохраняют незапятнанную белизну, контрастирующую с яркостью черепичных крыш, уступами расположенных над морем. Постепенно дом врастает в природу.Даже окна в этом доме похожи на рамки к великолепным видам на море.
Стены этого дома всегда держали глухую оборону. Сюда редко пускали туристов и никогда – «свиту». «Это мой дом, - говорила Гала, - здесь все принадлежит мне».Медведь на входе охраняет жилище. Каждый, входящий в дом гения и его музы в Порт-Льигате, включая друзей и деловых партнеров, знал, что здесь предлагают выпить и поесть. Ночлега не предоставляют никогда и никому… Тех, кто впервые попадал в этом дом, удивляла аскетичная обстановка, в которой жил великий мистификатор. Простые белые стены, не несущие никакой информации. Столовая с длинным дубовым столом, деревянными стульями и камином в стене. Развешанные в прихожей фотографии великих усатых людей, среди которых Сталин, Сервантес, Шекспир. Гардеробная, украшенная вырезанными из журналов и газет фотографиями Дали и Гала. Потолок в спальне выкрашен в желто-красную полоску – цвета каталонского флага. Этот дом – душа Сальвадора Дали. Только побывав здесь, узнав историю его строительства, находясь в мастерской великого художника, по-настоящему можно погрузиться в мир гения-мистификатора и понять его творчество, неиссякаемыми источниками которого всегда служили родная земля художника и его возлюбленная Гала.ЗАМОК В ГОРОДКЕ ПУБОЛЬ Великий мистификатор всегда желал удерживать супругу рядом с собой. Она была нужна ему, как воздух, как вода. Без нее он не мог жить. Много лет подряд Гала сжигала себя на костре его славы и эгоизма. И нельзя было не дать ей возможность хоть изредка отдыхать от него. Поэтому, в год семидесятилетия Гала, Сальвадор Дали решил подарить своей любимой достойную ее обитель. В то время Гала писала в своем дневнике: « Я часто подумываю о монастыре. С возрастом я стала любить одиночество и простоту». Однажды, совершенно случайно, в маленьком сонном местечке Пуболь, что в сорока километрах от Фигераса, Дали увидел полуразрушенный замок, напоминавший своей формой традиционный испанский пасхальный кулич. Здание с садом и церковью находилось в плачевном состоянии, что нисколько не смутило Дали.Старинные стены замка Пуболь Решение о покупке было принято, и закипела работа. Тысячи раз солнце вставало и садилось за горизонт, тысячи раз проливался на землю дождь, тысячи раз спорил Дали со своим другом – архитектором Пиньо. За это время поднимались новые стены, ремонтировались залы, наполнялся бирюзовой водой бассейн, а затем украшался бюстами Вагнера.Дали работал с одержимостью фанатика: расписывал потолки и стены замка, писал полотно «дорога в Пуболе». Сальвадор вкладывал в этот замок всю свою любовь, всю нежность, всю Благодарность к своей русской жене, к прекрасной Елене. Прекрасная Муза – Елена Дьяконова, ГАЛА Из трех музеев Сальвадора дали, замок Пуболь самым прямым образом ассоциируется с Гала и с последним периодом творчества художника. Дали преподносит своей Прекрасной Даме в знак почтительного преклонения уединенную меланхолическую резиденцию. Художник писал: «Мне нужно было преподнести моей драгоценной Гала самую дорогую «шкатулку», достойную нашей любви. Поэтому я подарил ей дом, воздвигнутый на руинах замка ХII века – старинный замок Пуболь, где она царствовала, как абсолютная монархиня. Я расписал там потолки, поэтому, подняв взгляд, она всегда будет видеть меня в своем небе». При вручении своего необычного подарка, Сальвадор Дали предвкушал удивление и похвалы, но… ничего не услышал. После он писал: «Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за все. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения здесь никто не будет появляться, даже ты». И тогда я понял, что Гала превратилась в неприступную крепость. Тесная близость и, особенно фамильярность, способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние страсть усиливают».Сальвадор Дали и Гала в саду замка.
Множество событий пережила Елена Дьяконова в своем замке, в своем убежище от внешнего мира. Здесь она могла отгородиться от всего, побыть в тишине, вспоминать свое детство и юность в России, свой ранний брак с Полем Элюаром, свою дочь, и свою бурную и долгую жизнь с Дали. Здесь, в замке, каждая мелочь, каждый предмет интерьера рассказывает о душе своей хозяйки. Здесь же можно увидеть и коллекцию прекрасных нарядов, созданных для Гала известными кутюрье со всего мира. Однажды сюда приехала дочь Гала и Поля Элюара – Сесиль. Молодая женщина ожидала в приемной разрешения на встречу с собственной матерью. А Гала, смалодушничав, наблюдала за дочерью из-за занавески. И не нашла в себе сил посмотреть своей дочери в глаза. В жизни, сердце и в душе ее был только один ребенок – Сальвадор Дали.ТЕАТР-МУЗЕЙ В ФИГЕРАСЕ В 1954 году в одном из залов Королевского Дворца в Милане прошла выставка картин, рисунков и ювелирных работ Сальвадора Дали. Дворец принадлежал другу художника, графу Тео России Ди Монтелеро, и хранил следы бомбардировок. Это натолкнуло Дали на мысль о превращении обгоревшего муниципального музея города Фигерас в свой музей, о чем художник и сообщил 8 августа 1961 года: «С молодых лет я следовал завету Монтеня, утверждавшего, что единственный путь к универсальному пролегает через сугубо локальное. Нашему театру предопределено свыше стать музеем Дали». Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе.В результате, через много лет, Испания обрела жемчужину сюрреалистического искусства – пятиэтажное здание с башней, увенчанной гигантскими яйцами и усыпанной вкраплениями из булочек. Сердцем музея стал прозрачный сферический купол, который, по замыслу великого мистификатора, «красноречиво подчеркивает наличие других миров, которые существуют… на Земле».
Дали так описывал свою мечту: «Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением того, что им привиделся театральный сон…»Кинетическая часовня привлекает посетителей со всего мира
Открытие «Кинетической часовни», а именно так окрестил Дали свой музей, состоялось в сентябре 1974 года. Постаревший, но сияющий художник был счастлив. «Под отливающим цветами радуги куполом, - писал журналист Доминик Бона, - целая система галерей днем образует переплетение световых дорожек. Музей – это лабиринт из разных по размеру комнат, где можно затеряться. В центре, там, где была сцена, портрет Гала («Леда с лебедем») как бы образует алтарь. Массивные шторы из красного бархата воссоздают ощущение театра». «Кинетическая часовня» стала своего рода подведением итогов. Здесь было и есть все, что может поведать о жизни и творчестве гениального художника. Нет смысла подробно описывать музей и его экспонаты. Лучше увидеть все своими глазами.Время летит быстро… Так, среди блеска и славы, среди путешествий по миру и постоянном творчестве прошла жизнь Дали. В июне 1982 года не стало Галы. Ее смерть сломила великого мистификатора, сделала его обычным человеком.После смерти своей музы жизнь художника становилась с каждым днем невыносимей. Сплетни о нем и о Гала распускались невообразимые, художника обворовывали многие, даже близкие ему люди.Очень жаль, что Елена Дьяконова не дожила до всемирного признания своего любимого детища. Уже после ее смерти, Дали приняли в члены Академии изящных искусств Франции, а Испания удостоила его наивысшей награды, вручив Большой Крест Королевы Изабеллы. Сальвадор Дали был объявлен Маркизом де Пуболь. Но уже ничто не радовало гения. Жизнь утратила смысл. Он медленно угасал.
В поисках душевного покоя и уединения, Дали приказал перевезти его в замок Гала, где он провел несколько странных и печальных лет своей жизни. После смерти Гала он прожил еще 7 лет. Прожил, или, точнее, просуществовал. В 1989 году его сердце, истерзанное призраками, страхами и тоской по уже ушедшей супруге, перестало биться. Сальвадор Дали скончался в госпитале родного города Фигерас от сердечной недостаточности.Похороны Дали, по мнению многих его друзей, стали фарсом. Люди шли бесконечным потоком. И, казалось, что на самом деле, многие из пришедших не испытывали искренней скорби, а продолжали исполнять свои роли в спектакле под названием «Дали». В первых рядах стояли государственные деятели и наблюдали, как великого мистификатора, забальзамированного и одетого в белую тунику, погребли в центре зала созданного им театра-музея. Дали хотел быть похороненным рядом с отцом, его последняя воля не была исполнена.
Все свое состояние – почти десять миллионов долларов – Сальвадор Дали завещал Испании. В городе Фигерас, в театре-музее Сальвадора Дали, под огромным прозрачным куполом, среди других экспонатов, можно увидеть надгробную плиту с надписью: Salvador Dalí i Domenéch, Marqués de Dalí de Púbol. 1904-1989. Мало кто из многочисленных посетителей музея знает, что за этой скромной плитой на самом деле покоится тело великого мистификатора. Сальвадор Дали, гениальный художник, великий мастер сюрреализма всю жизнь боялся одиночества. При жизни его любили и ненавидели, понимали и проклинали. Но мало кто знал, что за маской взбалмошного и отчаянного разбойника от искусства скрывался застенчивый ранимый человек, больше всего на свете боявшийся остаться один. Мастер умер. Спектакль окончен. Занавес закрыт. И… Сальвадор Дали один, далеко от своего отца, далеко от своей музы, своей единственной и неповторимой Галы, так хорошо понимающей и могущей защитить. Надежно укрывшись от посторонних глаз, мэтр наблюдает, как нескончаемым потоком идут в созданный им храм люди, как они восторженно замирают, глядя на рассыпанных на башне шалтаев-болтаев. Теперь Дали точно знает, что смерти нет, и, возможно, в другом мире он уже давно вновь встретился со своей возлюбленной.Проходят годы. Многие из нас видят в работах Дали загадки и пытаются разгадать их. Кто-то черпает вдохновение в произведениях великого мистификатора. А для Вас, что значит творчество Сальвадора Дали?
Поделитесь с нами своим мнением. А, при возможности, приезжайте в Испанию, мы с удовольствием вместе с Вами отправимся в путешествие «Золотой треугольник Дали».Источники:1. Робер Дешарн, Жиль Нере. Садьвадор Дали. Живопись., TASCHEN, 20132. Fundacion Gala – Salvador Dali. Gala Dalí. La vida secreta., Galaxia Gutenberg, 20113. Salvador Dalí. Obra completa. (VOL. III): POESIA, PROSA, TEATRO Y CINE. DESTINO, 20044. Антони Пичот, Монсе Агер, Жорди Пуч. Театр-музей Дали в Фигерасе. Фонд «Гала – Сальвадор Дали», «Триангле Посталес»,20115. Антони Пичот, Монсе Агер, Жорди Пуч. Дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигат (Кадакес). Фонд «Гала – Сальвадор Дали», «Триангле Посталес»,20116. Антони Пичот, Монсе Агер, Жорди Пуч. Дом-музей Гала Дали в Пуболь. Фонд «Гала – Сальвадор Дали», «Триангле Посталес»,20117. Ю.Бекишева. Мой муж – Сальвадор Дали; Москва, 20148. Различные интернет – страницы, посвященные жизни и творчеству Сальвадора Дали
Часть 1 TRAMONTANA SECRETA. "Средневековая Каталония. Жирона, Рупит, Бесалу, Кастельфульит-де-Ла-Рока."Часть 2 TRAMONTANA SECRETA. "Круиз из Барселоны к Пурпурному берегу Франции."Часть 3 TRAMONTANA SECRETA. "Город на воде – Empuriabrava"Часть 4 TRAMONTANA SECRETA. "Путеводитель Мишлен присудил 60 звезд ресторанам Каталонии"Часть 5 TRAMONTANA SECRETA. "Съемка фильма "ТРАМОНТАНА"Часть 6 TRAMONTANA SECRETA. "В Кадакес: за Трамонтаной, анчоусами и пейзажами"Часть 7 TRAMONTANA SECRETA. "Бодеги и вина Каталонии"
yachtspain.ru