Что смотреть на выставке Сальвадора Дали в Музее Фаберже. Дали картина бабочки
Сальвадор Дали (1904 - 1989) (сюрреализм)
Сальвадор Дали, великий испанский художник, сюрреалист. Очень впечатляют его фантазии, разыгрывавшиеся в плоских, пустынных ландшафтах. Среди знаменитых мотивов Сальвадора Дали - огромные карманные часы из какого-то мягкого материала, свисающие с ветки дерева, пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных тонких ногах или внушающее ужас чудовище, олицетворяющее кошмары гражданской войны. Но несмотря на сверхестественность сюжетов, картины Сальвадора Дали впечатляют, заставляют задуматься.
Полное имя Сальвадора Дали - Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменек. Родился 11 мая 1904 года в Фигерас - маленьком городке на севере Каталонии, в семье нотариуса. Большая часть детства художника прошла в семейном домике возле моря. Здесь мальчик с богатым воображением общался с местными рыбаками и рабочими, слушал их мифы, изучал суеверия своего народа. Детство было беззаботным и веселым, рядом с ним всегда была младшая сестренка. Единственным темным пятном на этой светлой странице была ранняя смерть матери.
В 1924-26-х годах Дали получал художественное образование в Мадриде, увлекался современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистами и футуристами, работал в их манере. Он дружит с Гарсией Лоркой, Р.Альберти, Д.Олонсо, Л.Бунюэлем. Вместе с режиссером Л.Бунюэлем поставил два сюрреалистических фильма.
В конце 20-х годов Дали открыл для себя работы Зигмунда Фрейда, которые повлияли на творчество художника. Как и французские сюрреалисты, Дали ищет способы выразить "высочайшую реальность" человеческого подсознания. Вскоре он становится одним из самых выдающихся их представителей.
В 1929 году происходит знакомство с Галой (Еленой Дьяковой). Дали безумно влюбляется в нее, женится, и эта женитьба пробуждает в нем неистощимую фантазию и новую неисчерпаемую энергию. Творчество художника становится необыкновенно плодотворным. Он уже не хочет следовать урокам других сюрреалистов, он утверждает: "Сюрреалист - это я".
В 30-х годах Дали разрабатывает новый способ исследования живописных сюжетов, который называет параноидально-критическим методом. Он твердо убежден, что для того, чтобы освободить глубоко запрятанные мысли, необходим разум сумасшедшего. Не будучи сам сумасшедшим, Дали сделал это утверждение фундаментом своего творчества.
В период второй мировой войны Дали с Галой живут в США. Художник нажил здесь состояние, хотя в художественной среде его экстравагантные полотна не понимали, называя искусство Дали кривляньем с целью привлечь к себе внимание. Однако международная известность художника была очень высокой, благодаря необыкновенной плодотворности художника в живописи, графике, а также как дизайнера в ювелирных работах, одежде, костюмах для сцены, интерьеров магазинов. Дали продолжал удивлять публику.
В 1974 году в Фигерас был открыт Театр-музей Сальвадора Дали, проект которого создал сам художник. На протяжении всей жизни Дали его неизменной спутницей, его музой была Гала, необходимая ему и физически, и морально. Когда в 1982 году она умерла, это нанесло ему страшный удар. Дали стал болеть, прекратил появляться в обществе. А 23 января 1989 года Сальвадор Дали умирает от остановки сердца. Будучи до конца экстравагантным, он завещал свое тело не хоронить, а оставить в склепе, в Театр-музее в Фигерас. Все свои работы он оставил Испании
cvetamira.ru
Что смотреть на выставке Сальвадор Дали
«Женщина с бабочкой»
Это панно на оргстекле Сальвадор Дали сделал по заказу фармацевтической компании, которая запустила новую линейку седативных лекарственных средств. Работа была призвана иллюстрировать их воздействие на человека. В последствие рекламные образцы были раскуплены коллекционерами как настоящие произведения искусства.
«Пейзаж с загадочными элементами»
Дали готов был отдать левую руку, чтобы писать и чувствовать цвет как Вермеер. Неудивительно, что он заимствовал образы из его работ для своих картин, в том числе и для этой. Но в ней есть и почерк самого Сальвадора – ампурданский пейзаж, где прошло детство художника, аморфные фигуры, появляющиеся на горизонте, и сам юный Дали, прогуливающийся по местности вместе с няней.
«В поисках четвертого измерения»
Одной из главных страстей художника, помимо Гала, была наука. Особенно его интересовали проблемы пространства и времени, поэтому он часто посещал научные конференции и пытался выразить концептуальные идеи ученых в своей живописи. Он верил, что если выйти в четвертое измерение, то можно достигнуть бессмертия. Такую попытку он и предпринял в этой работе.
«Геологическое эхо. Пьета»
Эта работа – фактическое доказательство образной связи Дали с итальянским ренессансом. Она написана по мотивам знаменитой скульптуры Микеланджело, но в то же время демонстрирует параноидально-критический метод, изобретенный Дали. Он заключается в возможности видеть и изображать вещи глазами безумца.
Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте
Иллюстрации к поэме Данте заказал итальянский Институт полиграфии к празднованию 700 лет со Дня рождения писателя. Дали проиллюстрировал каждую песнь из этого труда, но на выставке мы видим 100 из них, отобранные куратором. «Я хочу, чтобы мои акварельные иллюстрации к Данте напоминали легкие следы влаги на божественном сыре, были пестрыми и блестящими, как крылья бабочки», - говорил художник. И ведь так оно и вышло!
www.sobaka.ru
Каким мы увидим Сальвадора Дали на выставке в Музее Фаберже — The Village
С 1 апреля по 2 июля в петербургском Музее Фаберже пройдет выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Для музея это второй заметный проект, созданный совместно с зарубежными институциями и их кураторами после прошлогодней нашумевшей выставки-ретроспективы Фриды Кало.
На этот раз в Петербург привезли 145 работ из музеев и частных собраний, включая 25 живописных полотен и несколько графических серий, а экспозицию испанские кураторы построили вокруг классических мотивов и заимствований в работах Дали. Саму ретроспективу нельзя назвать таким уж беспрецедентным случаем: фонд «Гала — Сальвадор Дали», который занимается ее организацией, известен своей активностью, регулярно открывает выставки и даже музеи-представительства по всему миру и, прямо скажем, излишне коммерциализирован. Тем не менее увидеть проект стоит, пусть и для того чтобы окончательно разочароваться в главном позере и подражателе ХХ века.
К открытию выставки The Village подготовил компактный гид на основе ключевых экспонатов, которые увидят зрители.
Когда: 1 апреля — 2 июля
Где: Музей Фаберже (набережная реки Фонтанки, 21)
Стоимость: 450 рублей
fabergemuseum.ru
Самые ранние работы на выставке датированы 1934 годом — знаковым в жизни Дали. Именно в 1934-м он неофициально вступает в брак с Галой — уроженкой Казани Еленой Дьяконовой, успевшей к тому моменту побыть женой французского поэта Поля Элюара и любовницей Макса Эрнста. За плечами у Дали — не закончившиеся ничем ранние эксперименты с кубизмом и дадаизмом, знакомство с Пикассо, Хуаном Миро и, главное, Андре Бретоном — основателем группы сюрреалистов, к которой Дали примкнул в 1929 году, чтобы спустя несколько лет поссориться (формально на почве отношения к политике Франко) и порвать всякие отношения.
Дали еще очарован фрейдистским учением и создает свои полотна с явной оглядкой на него. Так, в «Пейзаже с загадочными элементами» он соединяет реальное и воображаемое: в декорациях типичного ампурданского пейзажа с кипарисами и уходящими за линию горизонта пустынными полями он изображает сидящего за мольбертом Вермеера и самого себя в образе ребенка в матросском костюме, прогуливающегося с няней.
В 1937 году Дали посещает Италию и под впечатлением от произведений эпохи Возрождения постепенно отказывается от экспериментов с пропорциями человеческого тела, стараясь вернуться к правильному академическому рисунку. Дали противопоставляет себя (во всяком случае, на словах) модернистам, а позднее даже объявляет спасителем от деградации в искусстве, сравнивая свои работы с работами Пикассо и заявляя, что тот «занимается не красотой, а уродством».
Прежде ориентированный по большей части на современников, теперь он мыслит себя ренессансным мастером, а в качестве ролевой модели выбирает Бенвенуто Челлини — флорентийского скульптора, ювелира и художника. В 1940 году, сбежав от войны в США, Дали пробует себя в роли декоратора и ювелира, а также, подобно Челлини, издает собственную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». В 1945 году издательство Doubleday & Company даже поручает художнику создать серию иллюстраций к новому англоязычному изданию книги «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим». После американские газеты называют Дали «Бенвенуто Челлини ХХ века», что ему очень льстит.
Дали часто упрекают в том, что большую часть таланта он растратил на коммерческие и откровенно рекламные проекты. Первым на это указал Бретон, придумавший анаграмму «Avida Dollars» («алчный до долларов»). Дали, впрочем, вовсе не стесняется участия в коммерческих предприятиях, а часто и сам ищет его, ссылаясь на художников Возрождения, которые жили преимущественно за счет дорогих заказов. Работы Дали для медиа, которым, например, был посвящен отдельный проект в московском ММОМА, на этот раз в экспозицию не попали, но упоминание о них есть. Так, на выставке покажут «Женщину с бабочкой» — центральный элемент инсталляции, созданной в 1958 году для фармацевтической лаборатории Уоллеса. Компания в тот момент выпускала на рынок транквилизатор «Милтаун» и обратилась к Дали с просьбой создать для проводимой ими конференции объект, который бы мог наглядно продемонстрировать действие препарата. Дали придумал инсталляцию-тоннель, напоминающую кокон. Участники конференции попадали в кокон через голову и проходили вдоль живописных панно сначала с тревожными, а ближе к выходу с умиротворяющими сюжетами. В специальном буклете Дали прокомментировал свою работу так: «Куколка, высший символ телесной нирваны, прокладывает путь для ослепительного рассвета бабочки, в свою очередь являющейся символом человеческой души…»
В 1949 году папа римский Пий XII принимает художника в Ватикане. А спустя некоторое время Итальянский государственный институт печати заказывает Дали иллюстрации к новому изданию «Божественной комедии», приуроченному к 700-летию со дня рождения Данте. В мае 1954 года в палаццо Паллавичини в Риме проходит выставка. Дали на ней появляется из метафизического куба, изображая творческое возрождение, и объявляет себя мистиком, отрекшимся от атеистического прошлого. Эффектный перформанс, впрочем, никого не убеждает — пресса и критики принимаются ругать Дали, обвиняя его в порнографии и неспособности вникнуть в замысел поэмы. В результате Институт печати расторгает договор с художником и отказывается от публикации книги, однако позднее, в 1960 году, ее выпускают в Париже благодаря участию французского издателя Жозефа Форе.
Что касается самих иллюстраций, Дали активно цитирует классиков, в первую очередь Сандро Боттичелли, например вдохновляясь Венерой с его картины «Весна» при изображении Беатриче.
Последние заметные работы Дали датированы 1982–1983 годами, после этого живописью художник больше не занимается. В 1982 году умирает Гала, в это время Дали увлеченно интерпретирует работы Микеланджело. Подготовительной частью занимаются помощники, копирующие фрески и изображения скульптур с фотографий или открыток на холст. По сути Дали здесь прибегает к методу поп-арта, используя готовое изображение, лишь с помощью элементов фона и цвета придавая ему узнаваемый авторский стиль.
Ключевая работа здесь — «Геологическое эхо. Пьета», в которой художник переработал знаменитую скульптуру Микеланджело, хранящуюся в соборе Святого Петра в Риме. Дали помещает Мадонну с безжизненным телом Христа на руках в пустынный пейзаж со скалами, которые, по мнению специалистов, напоминают риф Эс Кукурукук в Кадакесе — том самом городе, в котором Дали впервые в детстве познакомился с современным искусством. Главный мотив этого периода — смерть, основной цвет — серый.
ИЗОБРАЖЕНИЯ: Музей Фаберже
www.the-village.ru
Описание картины Сальвадора Дали «Чаша жизни»
Сальвадор Дали один из известнейших и, пожалуй, наиболее экстравагантных художников прошлого столетия, познакомивший мир с таким художественным направлением в живописи, как сюрреализм, позволявшим говорить с ценителями настоящего искусства посредством создаваемых в этом жанре полотен.
Главная идея сюрреализма – дать зрителю такую картину, о которой судить он может из своих собственных воззрений, самостоятельно определяя ее идею и цель создания. Именно такова идейная направленность полотна, получившего название «Чаша жизни».
Картина относится к одним из поздних произведений художника, была написана в 1965 году во Франции, куда Дали прибыл вместе со своей любимой женой Галлой, ставшей на долгие годы единственной музой гения живописи и портрета. С точки зрения приверженности художника к контрастам и фигурам неправильной формы эта картина на удивление схожа с заявленным названием. На полотне зритель действительно видит нечто вроде чаши, силуэт которой отчетливо проявляется в сгущающейся темноте.
Основание чаши – Земля, покрытая явственно обозначенным корневищем дерева, ствол и ветви которого обвивают чашу, придавая ей неправильную форму. Вершина чаши утопает в бабочках, что наверняка не случайно, ведь некоторые из представителей этих насекомых проживают крайне быстротечную жизнь, едва успев отложить куколок.
Чашу также облепляют лепестки дерева, по все вероятности – это не просто чаша, а сама матушка природа, по воле которой происходит все в этом мире, в том числе рождение бабочек, появление листьев на дереве, само стремление дерева к свету, а также то, как живописно расположилась опавшая листва у подножия чаши.
Нет ничего выше природы и ее законов, скорее всего, именно поэтому чаша жизни находится в полнейшей темноте, ведь никому из смертных не дано узнать то, что случится после того, как его жизнь будет окончена. Картина вызвала у современников художника неоднозначные мнения, но все они сходились в одном – Дали создал еще один непревзойденный шедевр.
opisanie-kartin.com
Владимир Куш-русский Сальвадор Дали. | ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ
Зацепить своим творчеством с первого взгляда удается, увы...далеко не каждому художнику. А создавать картины-метафоры, удивляющие, восхищающие, заставляющие задуматься – думается это и есть настоящее искусство. Его работы хочется рассматривать .Хотя.. разгадать их до конца практически невозможно.
Восход у океана.
Нежные насыщенные краски, слегка размытые линии и визуальные образы , создают волшебный мир мечты и реальности картин Владимира Куша, одного из самых известных сюрреалистов.
Он пишет о своем творчестве: «Работая над созданием картин, я открыл для себя язык, который понятен многим людям. Я рисую не просто милые, сентиментальные картинки, а пытаюсь выразить нечто воспринимаемое и понятное многим, нечто, что оставляло бы тёплый след в душе».
Владимир Куш родился и вырос в Москве. С детства отец Иван Куш внушил сыну, что тот должен ценить неотъемлемую связь между математикой и искусством и придавать особое значение в работе ясно очерченным предметам. Именно пренебрежительное отношение к форме оттолкнуло Куша от других популярных направлений искусства, в частности от импрессионизма.
В 7 лет Владимир начал свое официальное обучение, которое далее привело его в московский художественный институт. Заведение это продвигало то, что можно назвать сезанновским методом.Владимир быстро овладел им, но затем оставил его. Форма терялась в цвете.А ему хотелось вложить в картину больше мысли и интеллекта.
Теперь следует просто посмотреть.Я увидела огромную вариантность в исполнении картин в принципе с одним и тем же заложенным смыслом.Если говорить о картинах как о людях то они умны,эстетичны,интеллигентны,независимы и .... так радующие глаз.
Жемчуг.
Фиолетовый конь в Шартре.
Всегда вдвоем.
Во всех его работах есть нечто трепетное и притягательное, ощущение безмятежного спокойствия. На его полотнах нежные приглушенные оттенки, будто подсвеченные изнутри загадочным и теплым сиянием. И образы его картин такие же неуловимо-загадочные: качающиеся на волнах лодки с парусами-цветами; книги, распахнутые, словно крылья бабочки; спящая девушка, укрытая мягким покрывалом морского прибоя… Любовь и нежность — вот главные лейтмотивы картин Владимира Куша. Полураскрывшийся бутон цветка лишь на первый взгляд кажется бутоном — присмотритесь поближе — это ведь влюбленная пара, застывшая в страстных объятиях друг друга. Рассматривая эти картины, на миг может показаться, будто врасплох застали какой-то момент из чьей-то жизни — и сложно будет сразу понять чьей — дерева, яблока, бутона цветка или человека. У них всех на картинах Владимира Куша есть общее — душа.
Черный конь.
Бесспорно тигр.
Шахматы.
За секунду до открытия закона тяготения.
Эльдорадо.
Пень дерева.
Наверх.
Остановленное мгновение.
Выше мира.
В 17 лет будущий художник поступил в академию имени С. Г. Строганова, но год спустя ему пришлось оставить учебу и уйти в армию. На службе юноша продолжал творить и рисовал агитационные плакаты. Вернувшись домой, Владимир Куш продолжил обучаться художественному ремеслу, а в свободное время писал платные портреты на Арбате.В 1987 г. он стал постоянным участником выставок, организуемых Союзом художников.Тогда же, будучи художником на Старом Арбате, Куш нарисовал портрет пары иностранцев, прогуливавшихся по улице. Мужчина оказался доктором Вольфом, медицинским атташе американского посольства. Он был восхищён работой Куша и пригласил его рисовать портреты в американское посольство. В свою очередь это привело к целому ряду благоприятных последствий: в 1989 году доктор Вольф пригласил художника посетить США, в 1990 году это знакомство помогло Кушу при получении визы для возвращения обратно в Штаты.
На показе картин в немецком городе Кобурге, состоявшемся в 1990 г. практически все выставленные работы Владимира были распроданы. Художник решил не упускать удачу из рук и отправился в Лос-Анджелес.Но в Америке ему приходилось несладко.
Первое время в Лос-Анжелесе он арендовал для работы маленький гараж, но никак не мог найти место для экспозиции картин. Зарабатывал на жизнь рисованием портретов на улице и через некоторое время смог приобрести билет на Гавайи, куда мечтал попасть всю жизнь. Он воплотил давнюю мечту в жизнь и переехал на Мауи, один из гавайских островов.
В 1993 году предприниматель из Франции по достоинству оценил самобытность работ Куша и организовал выставку в Гонконге. Мероприятие имело ошеломительный успех. Он провел еще один показ картин в 1995 году, который также произвел фурор. Однако два года спустя Гонконг стал районом Китая, и крупные европейские коллекционеры, покупавшие картины автора, разъехались.
Затем он решил, что пришло время опубликовать книгу-альбом своих работ. Тридцатисемилетний художник, бывший арбатский портретист, оставляет свою студию и галерею, что расположены в нескольких кварталах от прозрачных вод Тихого океана и пляжа с пальмами на Мауи, и отправляется в холодную серую Москву.
Священная птица Ютакана.
Сизиф.
Звуки утра.
Воскресение весной.
Причина была проста. Художник понимал, что новый проект потребует концентрации творческих усилий, потока фантазии, воображения – и Гавайи бы тут не помогли, несмотря на всю свою красоту. Кушу нужно было вновь очутиться на родной земле.«Воображение просто не работает там, где солнце светит так ярко, – отметил он, заканчивая работу над одним из своих очередных полотен. – Мне была необходима мрачная зимняя Москва – и это какое-то подсознательное ощущение».Он отправляется в Москву за неким, по его же определению, «зарядом энергии». Он был изнурён и подавлен – шесть лет он провёл в Америке, пытаясь продать свои работы, и никакого результата. То недолгое пребывание зимой в Москве действительно сыграло большую роль. Для Куша это был период реального творчества, в течение которого он написал полотна, сделавшие его имя узнаваемым в галереях Соединённых Штатов.Он жил и работал в небольшой квартирке на северо-востоке Москвы. Художник отмечает, что именно мрачные условия вокруг заставляли его воображение работать. Живя «в заточении» в той тесной комнатушке, Куш нашёл для своих работ новые идеи и с головой погрузился в работу. По его словам, картины, которые он создал тогда, были как никогда «красочны и полны жизни».
Игры полной луны.
Весной, возвратившись на Мауи, Куш представил свои работы на суд владельцев крупнейших художественных галерей на Front Street, и они сразу были встречены с необычайным восторгом. Front Street – улица, так полюбившаяся многим туристам, –славится наибольшей в США концентрацией выставочных залов, где арендная плата сравнима с нью-йоркскими расценками. Около сорока галерей делают огромные деньги на более чем двух миллионах богатых туристов, приезжающих ежегодно на Мауи. Узнав, что Celebrities Gallery на Front Street заработала более миллиона долларов на продаже его работ, Куш решил открыть свою собственную галерею.
Для его работ характерны ясные, яркие, чётко очерченные предметы, присущие больше реалистичному классическому жанру. Хотя нереальные ситуации и необычные комбинации Куша всё-таки от сюрреализма. Так, на одной из картин – ветряные мельницы с крыльями бабочек, на другой – шахматная доска, плавно трансформирующаяся в причудливые замки на краю пропасти, а короли и королевы в центре неё лишь наполовину напоминают людей. На первом плане – знакомые многим метафоричные герои, люди же, зачастую безликие существа, играют второстепенную роль.
Отплытие крылатого корабля.
В 2001 он открыл свою первую экспозицию на Гавайях. В настоящее время у Владимира четыре персональных галереи.В планы художника входит открыть еще больше выставок по всему миру.
«Работая над созданием этих картин, я впервые открыл для себя язык, который понятен многим людям. Я не лицемерил. Я рисовал не просто милые, сентиментальные картинки, а пытался выразить нечто воспринимаемое и понятное многим, нечто, что оставляло бы тёплый след в душе».Куш объясняет свою прежнюю непопулярность в США, которая застала его тогда просто врасплох, необычайной мрачностью своих работ.По словам Куша, картины русских художников просто непонятны американцам – в них слишком много чуждого им философского и политического смысла. Поэтому в начале 90-х Куш постепенно стал освобождаться от мрачных тонов в своём творчестве и стал овладевать новым художественным языком – метафоричным реализмом.Владельцы галерей действительно ценят талант Куша, тем не менее, судьба сыграла свою роль в его успешной карьере.
Владимира Куша сравнивают с Сальвадором Дали, его творения полны фантастических аллюзий. Однако при детальном изучении в картинах русского художника не прослеживается той безысходности, которая ощущается подчас в творениях гения сюрреализма. Полотна Куша светлы и позитивны.
Зеленое яблоко.
Признание в любви.
Райский сад.
Последний ужин.
Балерина Гибискуса.
Небесные плоды.
Утренний рассвет.
Рождение любви.
Феерические танцы.
Двери ночи.
Улетевшие с ветром.
Ромашковые игры.
Красный кошелек.
За и против.
Прыжок.
Рыба в городе.
Стрела времени.
Армия Солнца.
Приглашение на завтрак.
Фауна Ла-Манша.
Лунная соната.
Укрытие.
Музыка леса.
Океанские ростки.
Завтрак на озере.
Метаморфоза.
Распил красной древесины.
Романс для Джульетты.
Модный мост.
Остров сокровищ.
Вечерние полеты.
Падающая звезда.
Поток.
Забытые солнечные очки.
Игольное ушко.
Ножницы.
После зимней спячки.
Прибытие цветочного корабля.
Путешественник.
Путешествие вдоль края земли.
Рожденная летать.
Эротические новеллы.
Спуск к Средиземноморью.
Поцелуй.
В ожидании ночи.
Ключи.
Африканская соната.
Бабочка-яблоко.
Вавилонский рог.
Часы-яблоко.
Двенадцать.
Книга книг.
Троянский конь.
maxpark.com