Частичное помрачнение. Шесть явлений Ленина на рояле. Сальвадор Дали. Ленин картина дали


Частичное помрачнение. Шесть явлений Ленина на рояле. Сальвадор Дали

После публикации на sovets.ru два года назад статьи про картины Сальвадора Дали, мы увидели, что многие читатели приходят на ту статью в поисках картин, которые в ней лишь упоминались, но совсем не были описаны. Что совсем не удивительно — ведь найти информацию о многих произведения Дали на русском языке практически невозможно.

Одна из таких картин — «Частичное помрачнение. Шесть явлений Ленина на рояле». Оригинальное название «Partial Hallucination. Six apparitions of Lenin on a Grand Piano» на русский язык иногда переводят как «Частичная галлюцинация или шесть явлений Ленина на фортепиано». В настоящее время это полотно хранится в Центре Джорджа-Помпиду национального музея современного искусства в Париже.

Написана картина в 1931 году, маслом на холсте размером 114 на 146 см, и входит в цикл работ Дали, посвящённых издевательству живописца над идеей коммунизма. Именно эти картины послужили основной причиной того, что в Советском Союзе Дали был под запретом, а это в свою очередь привело к информационному вакууму, который наблюдается и до сих пор.

Как сам Дали описывал картину: «В закатных сумерках я увидел голубоватую клавиатуру рояля, а в её перспективе передо мной предстали, фосфоресцируя и постепенно удаляясь, шесть жёлтых нимбов, окружающих лицо Ленина».

Частичное помрачнение. Шесть явлений Ленина на рояле. Сальвадор Дали. 1931

Не утихают споры искусствоведов и простых обывателей о том, что символизирует каждое их шести лиц. Для нашей страны, в истории которой В. И. Ленин сыграл огромную роль, эти споры особенно актуальны.

В 1991 году Сергей Курёхин и Сергей Шолохов подготовили и выпустили в эфир телевизионный сюжет-мистификацию, в котором «доказывалось», что В. И. Ленин на самом деле гриб. По задумке авторов передача должна была продемонстрировать недопустимость подтасовывания и искажения фактов в работе журналистов. Но как это обычно бывает, передача продемонстрировала лишь неспособность обывателей критически воспринимать то, что им преподаётся в СМИ, и стала классическим примером того, как можно вложить в сознание толпы любую сколь угодно нелепую мысль.

Так, бытует мнение, что первый лик (слева направо) символизирует Ленина, как руководителя государтсва, основоположника и классика идеологии, перевернувшей жизнь на одной шестой планеты. Второй образ — это Ленин, как философ и учёный. Третье лицо символизирует графа Л. Н. Толстого, который прославился не только своими бессмертными произведениями, но и добровольным отказом от материальных благ. Лик четвертый — это Ниловна, мать П. Власова, героиня романа А. М. Горького «Мать» — одной из сильнейших попыток литературной поддержки советского строя. Ленин пятый — это… гриб. Ленин шестой — загадка. Кто по вашему может подойти на роль шестого Ленина?

www.sovets.ru

Описание картины Сальвадора Дали «Загадка Вильгельма Телля»

Описание картины Сальвадора Дали «Загадка Вильгельма Телля»

Известная картина «Загадка Вильгельма Телля» была создана Сальвадором Дали в 1933 году. Нине полотно хранится в Музее современного искусства, что находится в Стокгольме.

Идею для написания картины художник почерпнул из своего сна, как впрочем, и для других своих творений. Телль в воображении Дали олицетворяет его отца, который оставил сына без наследства.

На полотне Вильгельм Телль изображен с лицом Ленина. Казалось бы, зачем это понадобилось художнику? Как оказалось все просто. Дали и ранее использовал облик Ленина для своих произведений.

Группа сюрреалистов, в число которых входил Сальвадор, поддерживали коммунистические взгляды Владимира Ильича и, конечно же, всячески его почитали. Художник хотел вызвать у них негодование и ярость. С его стороны это была насмешка над ними. Именно таким Сальвадор видел Ленина в своем творческом мире. Вождь изображен с невероятно длинной ягодицей, которую подпирает костыль. Кстати он там не один. Второй костыль подпирает тоже необычайно длинный козырек кепки Ленина. Все это является некими символами смерти. При этом у него в руках находится маленький ребенок.

В очередной раз в полотне ожили детские страхи художника. В образе Ленина отображается, как в зеркале, его отец. Он угрожающие взирает на младенца, будто собирается съесть его. А вот этим ребенком и является сам Дали.

Картина была выставлена на обозрение в Салоне Независимых и к огромной радости Дали повергла сюрреалистов в гнев. Они восприняли холст как карикатуру на вождя. Андрэ Бретон был охвачен бурей ярости. Он расценил это полотно как антиреволюционное действие со стороны художника.

Сюрреалисты предприняли попытки сорвать картину и уничтожить. Но у них ничего не вышло, так как холст висел достаточно высоко. После этого, было предложено изгнать Дали из группы, что и было сделано.

opisanie-kartin.com

Сальвадор Дали - 105 лет эпатирующему гению и "крестному отцу" Чупа-чупса: tverdyi_znak

105 лет тому назад,  родился Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали Доменек, исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — один из самых экстрагавантных, вызывающих и загадочных мастеров XX века...
Маркиз де Дали де Пуболь - испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр(«Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый»)Вся жизнь Дали - эпатаж, шоу, бурлеск, себя он считал мастером провокаций... Что ж, художник понимал, что широкой публике не очень интересны труд и творческие терзания мастеров - и давал для жаждущей публики шоу. Так что его жизнь напоказ - не есть ли это способ ли на самом деле скрыть свою сущность от занудной толпы? Сущность художника, который искусстворм выправлял себя и заражал других искусством..  ИМХО.

Сальвадор Дали очень рано проявил себя как человек необычайного   живого ума . Получил образование в мадридской Академии художеста и сначала писал в духе академизма, серьезно увлекался "метафизической живописью". Первая выставка работ Сальвадора Дали прошла в ноября 1925г. в Барселоне .В это время он пишет композиции, в которых изображает  морские пейзажи - "Женщина перед скалами",1926. Сальвадор Дали знакомится с Пикассо и  Бpeтоном присоеденяясь к группе сюрреалистов , и в 1929 полностью внедряется в неё. Тогда же он знакомится с Галой Элюар ,  которая вскоре становится его женой и вдохновительницей. Сальвадор Дали создал сюрреализму блестящую рекламу.Он увлечён  изображением на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. Отсюда картины Сальвадора Дали, на которых под видимостью тонкой оптической иллюзии предметы растягиваются (мягкие часы)  растворяются. Искусство Сальвадора Дали вырастает именно из сюрреалистической эстетики в которой он нашел близкие ему мотивы : чувство потерянности человека в огромном мире. Сюжеты, переходящие  из одной картины Сальвадора Дали в другую, открывают вселенную его личных переживаний. Все эти мотивы нашли отражение и в поэмах и фильмах, снятых в сотрудничестве с Бюнюэлем ("Андалузский пес", 1928, "Золотой век", 1930).   В 1936  Сальвадор Дали совершает неожиданный  и подчеркнутый поворот к итальянскому классицизму. В 1940-48 он живет в США. По возвращении в Испанию он живет в Порт-Лигат в Каталонии. В своем творчестве Сальвадор Дали  обращается к самым разным источникам - нидерландскому реализму , итальянскому барокко, абстракционизму, попарту. С 1970-х  Сальвадор Дали нередко прибегает к методам, позволяющим как можно реальнее передать рельефность (наподобие голографии или стереоскопиии). Жизнь  и творчество Сальвадора Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как ещё одно произведение художника....

А предметом искусства может стать все что угодно - в том числе и реклама. Конечно, если за дело берется Сальвадор Дали...Любопытно, что к творчеству Дали люди приобщаются, сами того не подозревая с невинных детских лет. Когда кроха держит в ручке чупа-чупс, то даже и не подозревает, что логотип Chupa Chups был создан Сальвадором Дали. Первым символом был логотип со слоганом «És rodó i dura molt, Chupa Chups», который переводится с каталанского как «Он круглый и долгий».  Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у нее было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки

...Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Высказывания Сальвадора Дали

«Мои усы радостны и полны оптимизма. Они сродни усам Веласкеса и являют собой полную противоположность усам Ницше»

 

«Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства. Я никогда не мог разрешить роковой вопрос: где у меня кончается притворство и начинается искренность»

 

«Какую бы чушь ты не нес, в ней всегда есть крупица правды. Горькой правды»

 

«Пока все разглядывают мои усы, я, укрывшись за ними, делаю свое дело»

 

«В свое время я сказал сюрреалистам: «Если вы действительно сюрреалисты, если вы такие романтики, - любите этот нынешний немецкий романтизм, этот всплеск подсознания! Любите Гитлера! Он – само безумие, сосуд, изливающий бред!»»

 

«Я извращенец – вуайерист. Но для художника это совершенно нормально»

 

«Увидел – и запало в душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое – любовь»

 

«Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей»

 

«Не старайся идти в ногу со временем, от времени ни куда не денешься. Все мы – что бы ни вытворяли – поневоле современны»

 

«Будучи посредственностью, незачем лезть из кожи вон, доказывая, что ты посредственность. Это и так заметно»

 

«Только идиоты полагают, что я следую советам, которые даю другим. С какой стати? Я ведь совершенно не похож на других»

 

«Люблю инквизицию! Все великое делается наперекор и, следовательно, благодаря несвободе. Свобода – если определять ее как эстетическую категорию – есть воплощение бесформенности, это сама аморфность»

 

«Дон Кихот был сумасшедший идеалист. Я тоже безумец, но при том каталонец, и мое безумие не без коммерческой жилки»

«Искусство низачем не нужно. Меня же притягивают бесполезные вещи. И чем никчёмнее, тем сильнее»

 

«Сюрреализм – не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм»

 

«Я – высшее воплощение сюрреализма - следую традиции испанских мистиков»«Я – живое воплощение поднадзорного бреда. Это я сам держу его под надзором. Я брежу, следовательно, я существую. И более того: я существую, потому что брежу»

 

«Вы пренебрегаете анатомией, рисунком, перспективой, всей математикой живописи и колористикой, так позвольте вам напомнить, что это скорее признаки лени, а не гениальности»

 

«Я христианин и католик, но чтобы быть художником, ни того, ни другого не требуется»

 

«Механизм изначально был моим личным врагом, а что до часов, то они были обречены растечься или вовсе не существовать»

«Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я – то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся»

 

«Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия»

 

«Что касается живописи, цель у меня одна: как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального»

«Я анатомирую случай»

 

«Моя живопись – это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства»

«Когда меня спрашивают: «Что нового?», я отвечаю: «Веласкес! И ныне и присно»

 

«От Веласкеса я узнал о свете, лучах, бликах и зеркалах куда больше, чем мог бы узнать из сотен увесистых научных книг. Его полотна – это золотая россыпь точных, выверенных решений»

 

«Без Веласкеса не было бы французского импрессионизма, без Пикассо и Гриса не кубизма, без Миро и Дали нет ни сюрреализма, ни всего, что из него проистекло»

 

«Когда меня спрашивают, какая разница между полотном Веласкеса и хорошей фотографией, я отвечаю: «Семь миллионов долларов»

 

«Люблю журналистов! Они также способствуют кретинизации населения. И прекрасно с этим справляются»

 

«Ну выйдет человечество в космос – и что? На что ему космос, когда не дано вечности?»

 

«Пейзаж – это состояние души»

 

«Живопись и Дали не одно и то же, я как художник не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше»

 

«Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума»

 

«Я относительно умен. Весьма относительно»

«Через века мы с Леонардо да Винчи протягиваем друг другу руки»

«Думаю, что сейчас у нас средневековье, но когда-нибудь настанет Возрождение»

«Искусство – ужаснейшая болезнь, но жить без нее пока нельзя»

Сами работы Дали - странные, причудливые, погружающие в мир подсознательного, рождают множество истолкований, о них написаны тома... Уж не для того ли  художник их рсиовал, чтобы вызвать кучу интерпретаций в поисках смысла?

Загадка Вильгельма Телля (1933)

Salvador Dali

The enigma of William Tell

1933

Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».Частичная галлюцинация. Шесть призраков Ленина на рояле

Salvador Dali

Partial hallucination. Six apparitions of Lenin on a grand piano

1931 

Для Дали Вильгельм Телль символизировал полный разрыв символической пуповины, которая связывала его с домом и всем тем, что было с ним связано в плане тотемов и табу. Первая картина художника, посвященная этой теме, называлась просто "Вильгельм Телль" (1933). В том же году он написал "Загадку Вильгельма Телля". В ней легенда Вильгельма Телля смешана с жизнью Ленина. Дали уже написал в 1931 году картину с использованием образа Ленина: "Пристрастная галлюцинация: явление шести голов Ленина на рояле", где голова русского революционера изображена в сияющем ореоле на клавиатуре рояля в темной комнате. В комнате находится лишь один отец, что-то созерцающий. Его рука покоится на спинке стула с вишнями. Это - подсознательный образ наказания Дали в детстве, боязни отца и память о тарелке с вишнями в комнате для наказаний.      В картине "Загадка..." удивительно длинная ягодица Ленина подперта костылем, в то время как другой костыль подпирает длиннющий козырек его кепки. На земле, которую вот-вот проломит нога Ленина, лежит ребенок в детской коляске. Ленин, очевидно, также держит в руках ребенка с котлетой на голове, которого он скорее всего съест. Общее значение картины в том, что ребенку угрожает опасность от фигуры отца, и, возможно, она выражает чувства Дали к своему отцу и к сюрреалистам, чьи правила начали его угнетать.      Некоторые сюрреалисты увидели в картине оскорбление Ленина и пытались уничтожить ее. Но Бретона и других важных членов движения это мало волновало. С их точки зрения более важным было отсутствие у Дали преданности их политическому курсу и то, что они считали вольностью в искусстве: его зрительные головоломки и его одержимость шутками.

Странные, загадочные работы, нередко вызывающие ассоциации со сновидениями...

Сновидение, вызванное полетом пчелыОдним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плите, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей.

Мёд слаще чем кровь

Рождение естественных желаний

Некоторые работы Дали относятся к так называемому  "религиозному" циклу...

Тайная вечеря (1955)

Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.

«Тайная вечеря» — одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус», 1951).

Жизнь и творчество Сальвадора Далиhttp://www.sdali.ru/http://dali.urbannet.ruhttp://starat.narod.ru/pictures/dali/main.htm

tverdyi-znak.livejournal.com

«Русские» девиации Сальвадора Дали

сальвадор дали елена дьяконова

Сальвадору Дали, вопреки тщательно вынашиваемым планам, так никогда и не довелось побывать в России. Но мысли его и творчество были связаны с загадочной «скифской» страной очень многим, начиная с его Музы и единственной возлюбленной, русской эмигрантки Елены Дьяконовой ...

Она — это я!

«Русская девочка» Елена Дьяконова стала для Дали всем: Музой, возлюбленной, моделью, менеджером, кухаркой. Они встретились летом 1929 года, когда Дали было 25 лет. Это была любовь с первого взгляда.

Позднее Дали напишет: «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она — это я». Ее облик совпал с тем образом загадочной русской женщины, который Дали из своих снов проецировал на действительность. А женский идеал Дали, как известно, это элегантная женщина, которая «во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...»

Лицо ее отмечено не ярко выраженным уродством, которому не требуется красота, зато «руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору». А еще: крутые, поджарые бедра, волнующий рисунок плеч и глаза, которые «обязательно должны хотя бы казаться умными».

Остается загадкой, действительно ли Гала родилась в Казани и уехала из России задолго до революции, прихватив только иконы и книги, или ее «русская биография» только плод бесконечных мистификаций гениальной женщины-загадки.

Несостоявшееся путешествие

В августе 1953 года, глядя на маленький золотой полумесяц, возвышающийся над спинкой кресла, - подарок Артуро Лопеса, Дали записывает: «Через год мы сможем поехать в Россию, иначе с чего бы это здесь, в Порт-Льигате, прямо у нас в комнате вдруг появиться этому креслу-саням, да еще с полумесяцем?»

В идеале Дали планировал отправиться в путешествие на роскошной яхте «Гавиота», а «благодаря последним политическим событиям» встречать в России его должны были «восемьдесят юных девушек». «Я немного поломаюсь. Они будут упрашивать. В конце концов, я уступлю и сойду на берег под оглушительный взрыв аплодисментов».

Под «последними событиями» Дали имеет в виду смерть Сталина в марте 1953 года. А далее — ни слова о «путешествии на Восток», в которое Дали, как известно, так и не отправился. Стертый Сталин

В том же августе 53-го Дали размышляет о «стертом коммунизме» и Маленкове, который «физиономией, телосложением и характером похож на резинку для стирания». Сталина, по мнению Дали, «уже напрочь стерли». «И где теперь его мумия?» - Дали, возможно, не знает, что «мумия» Сталина пока еще находится в Мавзолее. Но каким пророческим окажется этот вопрос, когда в 1956 году Хрущев выступит с докладом о развенчании культа Сталина, а в 1961 году тело «отца народов» будет вынесено из Мавзолея и погребено у Кремлевской стены.

Маленков

Интересно, что обращение к образу Маленкова появится в дневниках Дали еще раз, в сценарии фильма «Тачка во плоти», который Дали планировал снять. Сюжет рассказывает «подлинную историю одной женщины, страдающей паранойей, которая влюблена в тачку, постепенно обретающую все атрибуты некогда любимого ею человека, чей труп везли на этой самой тачке.

В конце концов, тачка обретает плоть и кровь и превращается в живое существо». Взрывающиеся лебеди, выпадающие из окон прямо в фонтан носороги, испанские цыгане, убивающие и расчленяющие слона, наконец, две тысячи католических священников, которые в разных направлениях пересекают на рассвете парижскую площадь Согласия.

И каждый держит в руке плакат с потертым, но вполне различимым портретом Георгия Маленкова. «Тачка во плоти», по мнению Дали, должен был стать не просто гениальным, а «самым коммерческим фильмом эпохи».

Ягодица, нимб и тигр

Неоднократно обращается Дали и к образу вождя мирового пролетариата — Ленину. В 1931 году Дали напишет «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», которую ряд исследователей назовут пророческим предсказанием Второй Мировой войны. В центре - расставленные на клавишах инструмента шесть портретов Ленина, каждый из которых окружен золотым нимбом.

В следующий раз Ленин появится на картине «Загадка Вильгельма Телля» (1933 год). В «Дневнике одного гения» Дали рассказывает о том, что идея воплотить нового Вильгельма Телля в образе Ленина дважды являлась к нему во сне. Так появился Ленин Дали в огромной кепке, козырек которой подперт костылем. Другой костыль поддерживает огромную ягодицу вождя. На руках Ленин держит маленького мальчика, которого собирается съесть.

В картине со свойственной ему болезненностью Дали создает образ отца, которого любил и изводил всю жизнь, а также собственные детские страхи. Зритель же, по всей видимости, должен стать тем психотерапевтом, который «излечит» художника от его навязчивых идей. Дали был уверен, что реализация его идеи заставит всех «обалдеть», особенно сюрреалистов.

Они, действительно, «обалдели»: в гневе Андрэ Бретон пытался сорвать картину со стены, а затем за «антиреволюционный поступок» исключить Дали из рядов сюрреалистов. Затем Ленин появился на трехмерном полотне «Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра» - работа, которая стала вершиной пресловутого «параноидально-критического метода» Дали.

Секрет — в усах!

Дали был уверен, что его усы станут знаменитыми. Он запишет: «Моя стратегия уже принесла мне бесчисленные сочинения, посвященные моей персоне, а весь секрет в том, что мои антиницшеанские усы, словно башни Бургосского собора, всегда обращены в небо».

Именно на своих обращенных в небо усах Дали разместит галерею портретов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Маленкова. «Волосяная история марксизма» была запечатлена знаменитым фотографом Филиппом Халсманом и вошла в книгу «Усы Дали». Дали планировал еще и шестой кружок, который до поры до времени должен был оставаться пустым, но предназначался впоследствии для Хрущева.

Кандинский

О выдающемся русском коллеге Василии Кандинском Дали напишет буквально следующее: «Кандинский? Говорю вам раз и навсегда: нет и не может быть там никакого русского художника. Кандинский мог бы прекрасно мастерить из перегородчатой эмали дивные набалдашники для тростей — вроде того, что ношу я с тех пор, как получил его на Рождество в подарок от Галы».

Почему так нелестно отзовется Дали о Кандинском — неизвестно. Может быть в отместку: русский художник «отдаст предпочтение» другому каталонцу — сюрреалисту Хоану Миро. А может, позавидует чуть большей свободе, которой обладал Кандинский, свободе от болезненных привязанностей и Золотого Тельца». - russian7.ru

rupo.ru

Картины Сальвадора Дали

Постоянство памяти (1931)

 

Картина "Постоянство памяти" была написана Сальвадором в 1931 году, она является одной из самых его известных картин. Здесь мы видим изображение размягченных висящих и стекающих часов. Этот образ очень точен, в подсознании подрывается ощущение естественности. Надо сказать, что на картине присутвует и изображение самого Сальвадора Дали, хотя с первого взгляда рассмотреть его достаточно сложно. Он появляется в виде спящей головы, кстати, уже не в первый раз, ведь эту же головы мы видим, например, в «Траурной игре». Помимо этого, на картине мы видим берег Кадакеса - родины Сальвадора. Сам художник говрил, что сюжет будущей картины появился у него в момент размышлений о природе сыра камамбер. Гала говорила об Постоянстве памяти, что, раз увидев, забыть ее нельзя.

Незримый человек (1929)

Картина "Незримый человек", также известная появилась на свет в 1929 году. Картина символизирует метаморфозы, происходящие с предметами. На этой картине можно найти немало различных скрытых смыслов. Сальвадор Дали часто обращается к этому приёму, поэтому он стал одной из отличительных черт его живописи. К этому приему Дали часто прибегает в более позднем творчестве. Его можно найти в таких картинах, как «Лебеди, отражённые в слонах» и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря».

Загадка Вильгельма Телля (1933)

Это произведение Сальвадора Дали является очень известным. Картиной художник выражает свое отношение к коммунистическим взглядам Андре Бретона. На картине изображен Владимир Ленин, у которого на голове кепка с огромным козырьком. Имеется на картине и изображение костылей, которые встречаются на большом количестве работ Сальвадора. Надо сказать, что костыли появляются на произведениях Сальвадора Дали на протяжении всего периода его творчества. На один костыль опирается козырек кепки Ленина, а на другой - одно из его ног. Кстати, это не первое появление Ленина на картине Сальвадора, за два года до написания "Загадки Вильгельма Телля", вождь мирового пролетариата появляется на картине «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле»

Загадка Гитлера (1937)

Загадка Гитлера является одной из самых сложных для понимания картин Сальвадора Дали, который отзывался о Гитлере по-разному. Сальвадор писал, например, что его притягивает пухлая спина Гитлера. Следует сказать, что сюрреалисты в основном придерживались левых взглядов, поэтому особых восторгов подобные высказывания в этой среде не вызывали. Позднее Сальвадор говорил о Гитлере как о полном мазохисте, который начал войну, зная что проиграет ее. По словам художника, на автографе для Гитлера Сальвадор он поставил прямой крест, который считался противоположностью свастики.

Гиперкубическое тело (1954)

 

На картине Сальвадора Дали "Гиперкубическое тело" изображено распятие Христа в восприятии автора. В этом произведении Дали обращается к религии, смешивая ее с долей мистики. Как известно, Дали искал места соприкосновения нашей реальности и потустороннего мира, поэтому мы видим на картине крест, на котором распят Христос, в виде трехмерной раскладки тессеракта, который является четырехмерной фигурой. Вообще, религиозные темы часто появляются у Дали в позднем творчестве, что, правда, не мешает ему писать такие картины, как «Содомское удовлетворение невинной девы».

Тайная вечеря (1955)

"Тайная вечеря" является одной из известнейших картин позднего творчества Сальвадора. Сюжет этой картины представляет собой авторский вариант знаменитой библейской сцены. Критики до сих пор спорят о ценности религиозных картин Дали. Среди картин этой направленности хотелось бы отметить такие произведения как: «Гвадалупская Богоматерь» и «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба». "Тайная вечеря" является очень удивительным полотном, ведь здесь можно найти сразу несколько библейских сюжетов, переплетающихся между собой. Подобные картины говорят о том, что художник на закате своей жизни все-таки пытался найти Бога в окружающем мире. Христос в его картинах часто предстает неким центром Вселенной.

worldartists.ru

Дали, Сальвадор - это... Что такое Дали, Сальвадор?

Имя при рождении: Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Гражданство: Жанр: Учёба: Стиль: Известные работы: Влияние:
Сальвадор Дали
Salvador Dalí
Сальвадор Дали, 1939г.Сальвадор Дали, 1939г.

Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек

11 мая 1904(1904-05-11)

Фигерас

23 января 1989(1989-01-23) (84 года)

Фигерас

Flag of Spain.svg Испания

художник, живописец, график, скульптор, режиссёр

Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

сюрреализм, дадаизм, кубизм

«Постоянство памяти»,«Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»,«Великий мастурбатор»,«Открытие Америки Христофором Колумбом»,«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»

Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд

Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь, кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель.

Один из самых известных представителей сюрреализма.

Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый». Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952-1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».

Биография

Детство

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. Имел сестру и старшего брата (12 октября 1901 — 1 августа 1903), который умер от менингита. Позднее в возрасте 5 лет, на его могиле, родители сказали Сальвадору, что он — реинкарнация своего старшего брата.

В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Однажды он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить-таки непослушному мальчику данную сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание. Многочисленные комплексы и фобии (страх перед кузнечиками[1] и другие[какие?]) мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки. Частично комплексы, приведшие ко всему этому, были вызваны и самими одноклассниками: они относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. В 1916 году, с семьей Рамона Пишо, отправился на каникулы в город Кадакес, где познакомился с современным искусством.

Юность

В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им, ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

В этом же году умирает мать Сальвадора Дали, что становится для него трагедией.

В 1922 году[источник не указан 827 дней] переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes) (студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей) и начинает учёбу. В те годы все отмечают его щёгольство. В это время он знакомится с Луисом Буньюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гáрфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пáбло Пикáссо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикáссо и Жоана Мирó. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу́ (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.

Молодые годы

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гала, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и, казалось бы, ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным, на первый взгляд, поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Гала (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.

Разрыв с сюрреалистами

После прихода к власти каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я». Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды следует понимать сюрреалистически, то есть невсерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Гитлеру. Он жил сюрреалистически, его высказывания и работы имели более широкий и глубокий смысл, нежели интересы конкретных политических партий. Так, в 1933 году он пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.

Эволюция творчества. Отход от сюрреализма

В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»).

Дали в США

С началом второй мировой войны Дали вместе с Гало́й уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино — искусстве, которое в то время было овеяно ореолом волшебства, чудес и широких возможностей. Но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работает с режиссёром Альфредом Хичкоком и рисует декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм очень урезанной — опять же из коммерческих соображений.

Средние и пожилые годы

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1965 году приезжает в Париж и вновь, как почти 40 лет назад, покоряет его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.

Его отношения с Гало́й достаточно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю (разительна перемена в его живописи на рубеже 20-30-х гг.), делила вместе с ним и роскошь, и нужду. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы: её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную вещь. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Гала не была лишена расчёта, с которой она вышла замуж за гения. В 1968 г. Дали покупает для Галы замок в деревне Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 г. у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала́.

Последние годы

После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби (вариации на тему «Пьета»). Болезнь Паркинсона также мешает Дали рисовать. Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей — последние попытки самовыражения несчастного больного человека. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. В 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами он был доставлен в больницу, но выжил. Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарсиа Лорка. Тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в г. Фигерас. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.

Доска на стене в комнате, где погребен Дали

Некоторые произведения

  • Портрет Луиса Буньюэля (1924) Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина создана во время поиска Дали своей манеры и стиля исполнения, по атмосфере же напоминает полотна Де Кирико.
  • Плоть на камнях (1926) Дали называл Пикáссо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Дали были написаны и несколько портретов Пикáссо.
  • Приспособление и рука (1927) Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).
  • Незримый человек (1929) Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Дали нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
  • Просвещённые удовольствия (1929) Вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Дали. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Портрета Поля Элюара» (1929), "Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.
  • Великий мастурбатор (1929) Картина, подобно «Просвещённым удовольствиям», является полем изучения личности художника.
  • Вильгельм Телль (1930) Переосмыслив роль и сущность швейцарского фольклорного героя, преподнеся его в картине как властного отца, который своим давлением, своей «диктатурой» сковывает развитие и личностное взросление сына. Выставленный напоказ отцовский фаллос, ножницы в его руке — иллюстрация к фрейдовской идее о комплексе кастрации, который испытывает сын, подавленный образом своего отца.
  • Постоянство памяти (1931) Одно из самых известных произведений Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно использует идеи из прежних работ. В частности, это автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса, родины Дали.
  • Параноические превращения лица Гала (1932) Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.
  • Ретроспективный бюст женщины (1933) Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Дали как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
  • Загадка Вильгельма Телля (1933) Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Дали пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
  • Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935) Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и прочего.
  • Женщина с головой из роз (1935) Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
  • Венера Милосская с ящиками (1936) Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в его живописи. Подтверждением тому могут служить «Жираф в огне» (1936—1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины.
  • Телефон — омар (1936) Так называемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».
  • Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943) Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL», а во второй — использует бутылку «Кока-Колы».
  • Загадка Гитлера (1937) Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Дали впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».
  • Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950) Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Дали физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы или некие подобия носорожьих рогов (ещё одна навязчивая идея, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) или данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951).
  • Распятие или Гиперкубическое тело (1954) Corpus hypercubus — полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала́. Тем не менее, Дали не ограничивает себя и позволяет писать довольно провокационные вещи. Такие, как «Содомское самоудовлетворение невинной девы» (1954).
  • Тайная вечеря (1955) Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.

На полотне представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом.

Библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Святого Иоанна Креста», 1951).

Скульптуры Дали

  • Лошадь со всадником спотыкаясь

  • Cидячий Дон Кихот

  • Космический слон

Интересные факты

Сальвадор Дали в 1972 г.
  • Дизайн Чупа-Чупса Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся[2]. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
  • В 2003 году компанией «Уолт Дисней» был выпущен мультипликационный фильм «Destino». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.
  • C 1965 года в главной столовой тюремного комплекса на острове Рикерс (США) на самом видном месте висел рисунок Дали, который тот написа́л как извинение заключённым за то, что не смог присутствовать у них на лекции по искусству, как обещал. В 1981 году рисунок перевесили в холл «в целях сохранности», а в марте 2003 года он был заменён на подделку, а оригинал украден, по этому делу предъявили обвинения четырём сотрудникам. Несмотря на то, что трое из них признали себя виновными, а четвёртый был оправдан, оригинал так и не был найден[3][4].

Образ Дали в кинематографе

См. также

Примечания

Литература

  • Делассен С. Гала для Дали. Биография супружеской пары. М., Текст, 2008.
  • Джорж Оруэл (англ. George Orwell). Привилегия духовных пастырей.Эссе. - Лениздат, 1990.

Ссылки

dic.academic.ru

Барселона: trudodni

Часть 17-я: Фигерас (Figueras), музей Сальвадора Дали(правки и замечания приветствуются)

Фигейрас расположен в 23 километрах к югу от франко-испанской границы и в 150 км от Барселоны. В 1904 году здесь в семье нотариуса родился Сальвадор Дали. В городе находится театр-музей Дали, спроектированный самим художником.

Стандартные балконы почти во всем городе

Вход в музей Дали.

Яйцо - символ жизни.

Внутренний дворик. Кадиллак с лодкой Гала ( Гала жена Дали, но эта толстуха не Гала - тоже символ, плодородия что ли). Все его творчество посвящено Гале. Композиция сложная, описывать ее не просто.

На автомобильных покрышках возведена лодка с наполненными презервативами-каплями заполненными синей краской.

По кругу дворика в оконцах стоят Оскары с разведенными руками

Дождливое такси, то что под толстой девой

Внутри сидит манекен

Если бросить монетку, то пойдет дождь. История создания примерно такова: Дали смотрел американские фильмы в которых показывали сцены, где пассажиры мокли под дождем, пока ждали такси, и он решил, что нужно чтобы дождь шел внутри такси и таксисты мокли тоже... ну как-то так. (поправки принимаются)

Стеклянный купол музея

Картина с секретом. Если смотреть близко, можно увидеть обнаженную деву смотрящую на закат (символ Гала). Если расфокусировать зрение и отойти подальше, увидим - пиксельного Авраам Линкольна. Картина метра 3*4 или больше.

Немного кубизма.

Кресло с ребрами

Комната-женщина.

Триптих из фоток: это картинка на потолке в одной из комнат, фотик у меня без широкоугольника.На этой части мы видим жену Дали. Гала немного выше Дали - не видно ее головы, она была старше  его лет на десять.

Тянется парочка - к будущему

Тут видим уже усатого дали с коробочками - его страхами или что-то в этом роде

Скелет гориллы, выкрашенный в золото, в спальне Дали и Галы. Внутри гипсовая голова в червем.

Время - течет.

Тут спал Дали.

Люстра в спальне.

Идем дальше. Носорог-осьминог.

Картина: Ленин-тигр. Ленин между верхними зубами и под глазами тигра. У Дали была серия картин с Лениным и видел он его почти всегда китайцем. (отражение от стекла)

Размазанный рисунок на бумаге превращается в отражение на цилиндрической форме бутыли.

Переход в другую комнату

Даем мозгам отдохнуть. Фу, вроде обычное лицо.

Войлочный потолок

Не очень сложная композиция.)

Курица с ногами и секретом внутри.

Камень во дворике

Человек со "входом - выходом" - женская сущность, дающая начало всей жизни ...

Бетховена Дали изображал с помощью каракатиц. Он их бросал на полотно и немного поправлял - задавая им направление.

Выходим.

Охрана музея.

«Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец и за то, что я – Сальвадор Дали»

trudodni.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта