Авраам Линкольн (картина). Дали картина линкольн


Сальвадор Дали | Архитектура и дизайн

Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.

Сальвадор Дали.

img_4315

Выше и ниже: Башня Галатеи, пристроенная к музею и посвящённая Гала – последний приют художника. Старинный дом Горгот был оформлен в стиле Дали с элементами в форме яиц  (символизировавших для Дали рождение и ассоциирующихся с внутриутробными воспоминаниями) и булочек. Здание перекливается с другими архитектурными постройками, в частности, Домом ракушек в Саламанке.

Читайте также нашу статью про музей Сальвадора Дали в Париже.

В театре – музее спроецированы и воплщены все творческие мечты и устремления художника.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

По замыслу автора, знакомство с этим “крупнейшим сюрреалистическим объектом” , венцом его творчества, должно начинаться уже извне, а именно – с площади Гала-Сальвадор Дали.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Ниже: Памятник памяти Мейсонье на площади Дали-Гала. Жан- Луи Эрнест Мейсонье - живописец салонного академизма, которым Дали восхищался. Пьедесталом для памятника послужили автомобильные шины, сложенные аккуратной стопкой.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Процесс создания Театра-Музея начался в 1961 году. В 1968 году по предложению муниципалитета, было решено превратить театр в музей Дали.

“Начнём дом с крыши, как поступали великие зодчие Возрождения, первым делом придумывая купол”. Сальвадор Дали.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

В 1967 году Эмилио Пересу Пипейро было поручено строительство купола, названного “геодезическим”. В августе и сентябре 1973 года в музее была проведена выставка “Дали: его искусство в ювелирных работах”. 28 сентября 1974 года Театр- Музей Дали был торжественно открыт.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Выше: Водолаз – символ погружения в глубины подсознания, которое ждёт посетителя Театра- Музея. Этот костюм – намёк на облачение Дали, в котром он выступал на открытие Всемирной выставки сюрреализма В Лондоне в июне  1936 года и чуть было не задохнулся.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Выше: Манекен со сквозным отверстием в солнечном сплетении и с другими, характерными для Дали символами – батоном хлеба (символом плодородия) и костылями (символизирующими для Дали два противоположных понятия – немощность и прочность).

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

“Хлеб  стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен.” Сальвадор Дали.

Партер муниципального театра превращён в настоящий сад под открытым небом.

Главное здесь – инсталяция с внушительным кадиллаком. Скульптура “Великая эсфирь” Эрнста Фукса, тянущая цепями колонну Трояна из автомобильных шин, вместе с мраморным бюстом Франсуа Жирадона, “далинизированным” рабом Микеланджело, лодкой Гала (на которой, по словам Дали она охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника) и чёрным зонтом – всё это, по мнению Дали – величайший сюрреалистический памятник в мире.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Выше и ниже: Дождливое такси. Дали создал этот экспонат к Всемирной выставке сюрреализма в Париже 1938 года, организованной Андре Бретоном и Полем Элюаром с участием Марселя Дюшана. Верхняя часть экспозиции включает в себя мешочки (презервативы) с водой, которая капает и просачивается сквозь стёкла и обшивку машины. 

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

На стенах партера – иероглифы современной эпохи: флюоресцентные умывальники, манекены, застывшие в позах древнеегипетских жрецов, модернистские фонари и скелеты животных.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

По утверждению некоторых экспертов, “Дождливое такси” – месть всем автомобилистам, обрызгавшим прохожих.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Выше: Партер и сцена бывшего театра с манекенами в стиле ар деко. которые приветствуют посетителей, приглашая в этот музей, полный таинственных намёков, иллюзий и стереоскопических экпанатов.

В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головой Франсеска Пужольса, напоминающей ещё одного друга семьи – Пепито Пичота. Здесь же, на фронтальной части, выделяются три барельефа из серии “Искусство и ремёсла”, созданные к Всемирной Парижской выставке 1900 года.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Ниже: “Орёл из Вальса” – дар команды акробатов-”кастельерс” и города Вальса с головой китайца внутри, в отверстии в груди фигуры, плакат к фильму Дали “Впечатления о Верхней Монголии” 1975 год.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

После того как купол был установле, Дали решил внести улучшения в оформление пространств сводов: нарисовал крской ложную  сетчатую конструкцию п голубомуфону, которым покрыл всю поверхность опорного свода сцены, и звершил убранство этой части шестнадцатью  гипсовыми скульптурами, созданными им Порт-Льигате. Это – защитники музея,жестикулирующие или стоящие  в героических позах, с горнами, клюками, одетые в таринные одежды, все, кроме одного, – в наброшенных на обнажённые тела плащах, – олицетворяющие неустанное бдение, поэтому вегда подсвеченные. 

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Ниже: Вид на сцену бывшего театра. Великан на полотне с развёрстым телом охраняет вечный покой своего творца – прямо под картиной находится надгробие львадра Дали – величайшего худжниа. льптора и творца. Слеза Великана, напоминающая кипарис, неудержимо катится по его щеке.

 

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Ниже: Три вида на уникальную работу- иллюзию Сальвадора Дали.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.16

Выше и ниже: “Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна”, 1975 год.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Чтобы понять суть трансформации необходимо отодвинуться от монитора на расстояние метра.

Эта картина, посвящённая Марку Ротко, – первый пример использования в живописи цифрового метода. Она выполнена по оцифрованному программистм Леоном Д. Хармоном изображению головы Линкольна.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Ниже: Механическая конструкция Эмилио Переса Пинейро с распятием, выполненным Дали.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Ниже: ещё одна картина Сальвадора Дали с “двойным” смыслом.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Ниже: стул с ножками.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Ниже: Часть колеекции “Дали д’Ор” – ювелирные изделия, выполненные по эскизу великого творца.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Ниже: портрет Пабло Пикассо в XXI веке (из серии портретов гениев: Гомер, Дали, Фрейд, Христофор Колумб, Вилегельм Тель и др.), 1947 год.

Гвоздика, козлиныерога и мандолина  указывают на такие черты, интеллектуализм, воспевание уродства и сентиментальностб, приссущие творчеству художника из Малаги, которым Дали восхищался.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Ниже: “Исчезающее изображение”, 1938 год.  Дали представил это полотно в 1939 году на выставке “Сальвадор Дали” в галерее Жюстена Леви в Нью-Йорке. Это один из знаменитых двойных образов, порождённых его параноико – критическим методом. С первого взгляда  зритель воспринимает на картине женскую фигуру в комнате. Женщина  читает письмо, позади неё карта. Эта сценка почти буквально воспроизводит знаменитую картину Вермеера “Девушка с письмом”. Но когда взгляд привыкает, здесь можно увидеть портрет Веласкеса. Благодаря оптческому решению на одном и том же полотне изобржены два самых крупных, по мнению Дали, представителя мира искусств: Вермеер Дельфтский и Веласкес.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Ниже: “Десять рецептов бессмертия”, 1973. Бессмертие, считал Дали, является конечной целью любого алхимическоо поиска.

Театр - музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания.

Конечно, наш обзор не охватил и трети из представленных в театре-музее экспонатов: чтобы рассмотреть и понять все произведения мастера, необходима по меньшей мере неделя. Сокровища, начинаются уже у входа в музей и обитают повсюду: в вестибюле, “Зале сокровищ”, “Зале рыбные лавки”, “Крипте”, “Зале Мэй Уэст”, “Зале Дворец Ветра”, “Башне Галатеи”, корридорах и зале “ювелирная коллекций” и других.

Если у вас, читатели журнала Архиновости.Ру, есть фотографии, сделанные в театре-музее в Фигерасе, мы будем рады опубликвать их на страницах нашего журнала.

 

 

www.arhinovosti.ru

Сальвадор Дали

Вернутся к художникам

"Краткое содержание"

Биография Галерея

Сальвадор Дали (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хасинто Фарес Дали и Доменеч маркиз де Дали де Пуболь, исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма. Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в городе Фигерасе (Figueras(исп.), провинция Жерона на севере Испании), в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.

В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 г. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Буньюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США. После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я». «Тайная вечеря» — одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус», 1951).

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала. Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Наиболее известные и значимые произведения

Картина "Автопортрет с рафаэлевской шеей", (1920—1921) Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921) Картина "Автопортрет с рафаэлевской шеей", (1920—1921) Портрет Луиса Бунюэля (1924) Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), Плоть на камнях (1926) «Кубистический автопортрет» (1923). Приспособление и рука (1927) Незримый человек (1929) «Лебеди, отражённые в слонах» (1937) «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938). Просвещённые удовольствия (1929) «Портрета Поля Элюара» (1929) "Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) Великий мастурбатор (1929) Картина «Постоянство памяти», 1931 Постоянство памяти (1931) Загадка Гитлера (1937) Телефон — омар (1936) Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935) Метаморфозы нарцисса (1936—1937) Параноические превращения лица Гала (1932) Ретроспективный бюст женщины (1933) Женщина с головой из роз (1935) Предчувствие гражданской войны (1936) «Осенний каннибализм Солнечный столик (1936) Поэзия Америки (1943) Венера Милосская с тазиком (1936) «Жираф в огне» (1936—1937) «Антропоморфный шкафчик» (1936). Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938) «Гала, глядящая на средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна» (1976). Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения(1944) «Искушение святого Антония» (1946). Гала (1950) «Галатея со сферами» (1952) «Взрыв головы Рафаэля» (1951). Гиперкубическое тело (1954) Corpus hypercubus (1954 «Содомское удовлетворение невинной девы» (1954). Тайная вечеря (1955) «Гвадалупская Богоматерь» (1959) «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) «Вселенский собор» (1960)

Поблагодарить или же выразить свое недовольство можно в гостевой книге на главной странице оставить отзыв о странице

Сайт управляется системой uCoz

abdulalhazred.narod.ru

другое видение мира Сальвадора Дали

Содержание:

Одни ценители искусства не понимают творчества сумасшедшего, на их взгляд, Сальвадора Дали, другие боготворят его работы и видят мир сквозь призму образов художника, но и те и другие едва ли откажутся от мысли посетить полный неожиданностей уникальный и удивительный театр-музей Дали, в котором царствует свобода, отсутствуют экскурсоводы и оживают странные экспонаты.

Расположена эта Мекка сюрреализма в скромном испанском городке Фигерас, в котором родился, начал постигать азы мастерства, провел последние 14 лет жизни и умер великий мистификатор и оригинал Сальвадор Дали.

театр-музей Дали 

История возникновения музея

Изгнанный из Академии художеств за высокомерное отношение к преподавателям, разругавшийся с семьей из-за женитьбы на разведенной русской красавице Гале, занимавшийся дизайном и скандальными акциями в США и имевший коммерческий успех гений сюрреализма С. Дали выслушал просьбу мэра Фигераса подарить родному городу свою картину и в ответ «украсил» его самым странным музеем планеты.

Принесший Фигерасу мировую славу в высшей степени экстравагантный музей Дали решено было возвести на месте лежавшего в руинах городского театра «Принсипаль», в стенах которого прошла первая выставка картин будущего короля эпатажа.

Дали и Гала 

Создаваемый на протяжении 14-ти лет театр-музей, в котором абсолютно все было сделано по эскизам мастера, представляет собой самое масштабное сюрреалистическое произведение Дали, полностью наполненное его менее крупными художественными творениями аналогичного направления.

Узнать очертания театра-музея Дали в городе Фигерас не составит особого труда, ведь это строение разительным образом отличается от покрытых налетом патриархальности иных местных построек.

Контрастирующий красным «облачением» со спокойным «нарядом» соседних зданий «дворец» Дали с изящной башней Гaлaтеи инкрустирован золотыми булочками и увенчан вереницей огромных белоснежных яиц, золотыми статуями древнеегипетских жрецов и колоритным прозрачным геодезическим куполом.

театр-музей Дали 

Главное не заблудиться!

Для того чтобы попасть внутрь бесподобного театра-музея Дали, сначала нужно подняться с улицы Жонкера по лестнице, украшенной причудливой дырявой скульптурой «Памяти Ньютона», показывающей физика в момент озарения. Сразу за Ньютоном разворачивается пространство крошечной площади Дали-Гала, где на постаменте из машинных шин установлен памятник живописцу Жaн-Луи Эрнест Мейсонье, чье искусство очень импонировало Сальвадору.

Дальнейшее движение по прямой приводит гостей в уютный внутренний дворик театра-музея Дали, изобилующего золотистыми статуэтками музы художника, под пристальными очами которых разворачивается инсталляция «Дождливое такси».

Дождливое такси 

Дождливое такси во внутреннем дворике

Центральной фигурой композиции является автомобиль кадиллак, на капоте которого установлена черная статуя «Великая Эсфирь», скрепленная цепями с возвышающейся на заднем фоне колонной из автошин, завершающейся скульптурой «Раб» и перевернутой лодкой с застывшими каплями.

Кстати, любой желающий может оживить эту замысловатую картину, достаточно всего лишь, опустить в специальное устройство монетку, и из лодки польется дождь, который просачивается через крышу автомобиля и мочит сидящих внутри нее шофера и двух пассажиров, прекрасно просматриваемых через разбитое боковое стекло.

Осмотрев декорированный костями и корягами, сантехникой и обломками мебели, коваными изделиями и плющом фасад трехэтажного музея Дали, можно наконец проникнуть внутрь театра и начать знакомство с разделенным на дополнительные уровни, суетливым и лишенным границ сюрреалистическим царством, сотканным из абсурда, сновидений, кошмаров и галлюцинаций.

внутренний двор 

Войдя в первое фойе музея, стоит перевести взор на росписи Дали, изображающие художника и его музу, моющих золото в Фигерасе, а уже после отправиться по любому переходу в наполненные фантазийными сюрпризами, скульптурами, картинами причудливой мебелью, фресками и голограммами залы.

Приютивший свыше полутора тысяч произведений Сальвадора Дали театр-музей предлагает гостям посетить отдел эротики, а затем наведаться во «Дворец ветра», где размещается никогда не использованная по назначению мастерская художника, а также спальня, в которой ни разу не спал творец, но зато стоит кровать, привезенная сюда из парижского борделя.

Куда же стоит обязательно заглянуть?

В находящемся в башне Галатеи выставочном центре появится возможность рассмотреть созданные Дали тридцать шесть ювелирных изделий из золота и драгоценных камней, в которых чувствуется парадоксальное мышление творца.

ювелирные изделия 

Зал шедевров

Изобилующий написанными Дали картинами в духе импрессионизма, футуризма, кубизма и сюрреализма театр-музей располагает «Залом шедевров», где представлены собиравшиеся Сальвадором произведения таких художников, как Эль-Греко, Гойя, А. Питчот, Э. Вальес, М. Дюшан, и других.

Зал Траяна

Побывав в «Зале Траяна», запечатлев в кадре сложенную из комодных ящиков Венеру Милосскую, висящую под потолком страшную старушку и мешки с мусором, визитеры могут продолжить путешествие по лабиринтам буйного воображения Дали.

Комната Мэй Уэст

Большой ажиотаж у посетителей театра-музея Дали вызывает закрытая занавесками примечательная комната Мэй Уэст, с двумя одинаковыми по размеру картинами, камином, диванчиками в форме женских губ и размещенной на потолке перевернутой ванной комнатой. Однако чтобы понять истинное назначение присутствующих в комнате предметов, необходимо подняться на небольшое возвышение, где красуется верблюд с вмонтированной в брюхо уменьшительной линзой. Посмотрев на комнату сквозь нее, публика приходит в восторг, ведь ей становится очевидным, что картины — это глаза, камин — нос, диван — рот, а занавески — волосы дивного лица скандальной американской кинозвезды Мэй Уэст.

 Комната Мэй Уэст

А вообще в музее-театре Дали можно обнаружить массу подобных иллюзорных превращений. Например, двойные спектроскопические картины, в число которых входят копия картины-трансформатора «Галлюциногенный тореро», где из выстроившихся в ряд Венер Милосских складывается лицо тореадора Манолете, и голограмма, где три игрока в карты постепенно модифицируются в картину Веласкеса «Менины».

Исчезающее изображение

Еще одно оптическое творение театра-музея, на котором есть ссылка на Веласкеса, называется «Исчезающее изображение», где запечатлен прославленный испанский живописец, с легкой руки Дали при пристальном взгляде преобразующееся в знаменитое полотно Вермеера «Девушка с письмом».

Зал «Сцена»

Неповторимым шармом отмечена иллюзия, украшающая пространство зала «Сцена», освещаемого светом, проникающим сквозь стеклянную стену, и геодезический купол, сильно напоминающий глаз мухи.

Зал «Сцена» 

Прорезанный арочными проемами зал «Сцена» предлагает туристам вглядеться в висящее на стене огромное полотно с экзотическим названием «Обнаженная Гала, смотрящая на море», которое на расстоянии18 метровтрансформируется в портрет Авраама Линкольна».

Говорящая сама за себя оригинальная картина Дали заслуживает самого пристального внимания посетителей, которым рекомендовано не пользоваться сразу фотоаппаратами, потому что так убивается главная интрига, ведь на кадре незамедлительно проявляется изображение Линкольна.

Очередным символом зала «Сцена» является масштабное полотно с изображением растерзанного торса плачущего великана, прямо под которым, под обычной напольной плиткой, покоится тело великого авангардиста Сальвадора Дали. Так что выясняется: Дали — мастер приложивший руку к строительству не только собственного театра-музея, но и мавзолея.

театр-музей Дали 

Но о вышеописанном факте знают далеко не все гости, ведь любитель загадок и обладатель неординарного мышления Дали обустроил в театре-музее еще до своей смерти крипту, где находится охраняемая шестью драконами лжегробница с надгробной плитой с эпитафией «Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904 — 1989».

Всецело основанный на своеобразном понимании действительности непревзойденного эксцентрика театр-музей доставляет удовольствие почитателям творчества Дали и открывает людям, мало знакомым с его работами, множество иных сторон его многогранного таланта. В своем завещании запретивший сотрудникам театра раскрывать посетителям смысл той или иной инсталляции, С. Дали давал возможность каждому туристу самому раскопать зарытую в сюрреалистическом произведении идею, которая достигает своего апогея в последней работе мастера «Ласточкин хвост», выполненной в каллиграфическом стиле на простой белой бумаге.

turizmik.ru

Дали Сальвадор - это... Что такое Дали Сальвадор?

Имя при рождении: Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Гражданство: Жанр: Учёба: Стиль: Известные работы: Влияние:
Сальвадор Дали
фото, 1965фото, 1965

Сальвадор Фелипе Хасинто Фарес Дали и Доменеч ,маркиз де Дали,де Пуболь

11.05.1904

Фигерас

23.01.1989

Фигерас

Испания Испания

художник, живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель

Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

сюрреализм, дадаизм, кубизм

«Постоянство памяти»,«Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»,«Великий мастурбатор»,«Открытие Америки Христофором Колумбом»,«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»

Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Фа рес Дали́ и Доме́неч маркиз де Дали де Пуболь, исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр.

Один из самых известных представителей сюрреализма. Маркиз де Дали де Пуболь (1982). Фильмы: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый».

Биография

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в городе Фигерасе (Figueras(исп.), провинция Жерона на севере Испании), в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.

Сальвадор Дали, 1939

В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 г. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Буньюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.

После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала.

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Доска на стене в комнате, где погребен Дали

Интересные факты

  • Дизайн Чупа-Чупса (1961) Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у нее было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
  • В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.
  • В 2003 году компанией «Уолт Дисней» был выпущен мультипликационный фильм «Destino». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.

Наиболее известные и значимые произведения

  • Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921)

    Картина "Автопортрет с рафаэлевской шеей", (1920—1921)

    Это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле.
  • Портрет Луиса Бунюэля (1924) Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина создана во время поиска Дали своей манеры и стиля исполнения, по атмосфере же напоминает полотна Де Кирико.
  • Плоть на камнях (1926) Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.
  • Приспособление и рука (1927) Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).
  • Незримый человек (1929) Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражённые в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
  • Просвещённые удовольствия (1929) Интересно тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Портрета Поля Элюара» (1929), "Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.
  • Великий мастурбатор (1929) Горячо любимая исследователями, картина подобно «Просвещённым удовольствиям» является полем исследования личности художника.

Картина «Постоянство памяти», 1931

  • Постоянство памяти (1931) Пожалуй, самое известное и обсуждаемое в художественных кругах произведение Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно использует идеи из прежних работ. В частности, это автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса, родины Сальвадора.
  • Загадка Вильгельма Телля (1933) Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
  • Загадка Гитлера (1937) Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».
  • Телефон — омар (1936) Так называемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».
  • Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935) Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и прочего.
  • Метаморфозы нарцисса (1936—1937) Или «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа. Мотивы использовалась в качестве обложки одного из дисков Pink Floyd.
  • Параноические превращения лица Гала (1932) Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.
  • Ретроспективный бюст женщины (1933) Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
  • Женщина с головой из роз (1935) Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
  • Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943) Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL», а во второй — использует бутылку «Кока-Колы».
  • Венера Милосская с тазиком (1936) Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в его живописи. Подтверждением тому могут служить «Жираф в огне» (1936—1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины.
  • Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938) Одна из наиболее известных «оптических» картин Дали, в которых он умело играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Другой крайне известной работой подобного рода является «Гала, глядящая на средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна» (1976).
  • Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950) Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Сальвадора физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы или некие подобия носорожьих рогов (ещё одна навязчивая идея, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) или данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951).
  • Гиперкубическое тело (1954) Corpus hypercubus — полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала. Тем не менее, Дали не ограничивает себя и позволяет писать довольно провокационные вещи. Такие, как «Содомское удовлетворение невинной девы» (1954).
  • Тайная вечеря (1955) Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.

«Тайная вечеря» — одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус», 1951).

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Авраам Линкольн (картина) - Gpedia, Your Encyclopedia

«Авраам Линкольн» (англ. Abraham Lincoln) — картина американского художника Джорджа Хили, написанная им в 1869 году. Портрет посвящён 16-му президенту США Аврааму Линкольну. Картина находится на стене Парадной столовой Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия, США.

Хили был родом из американского Бостона, но известность в качестве профессионального портретиста обрёл в Париже, во Франции. Выполнив несколько важных комиссий и пользуясь покровительством европейской элиты, он вернулся на родину, а затем получил от Конгресса США заказ на создание серии портретов американских государственных и военных деятелей, в том числе президента Авраама Линкольна. В годы гражданской войны Хили часто ездил в Вашингтон, где ему для будущего портрета позировал сам президент. Воспользовавшись помощью сына Линкольна, Роберта Тодда, Хили немного отвлёкся от работы над портретом, создав в 1868 году полотно «Миротворцы», на котором запечатлел Уильяма Текумсе Шермана, Улисса Симпсона Гранта, Дэвида Диксона Портера и собственно самого президента. Год спустя, в 1869 году, в Париже Хили наконец закончил президентский портрет, на котором полностью повторил позу Линкольна из «Миротворцев». По решению Конгресс портрет должен был быть передан в Белый дом, однако Улисс Грант, уже избранный в президенты, выбрал другую работу. Невостребованный портрет Хили выкупил Роберт Тодд Линкольн, в доме которого он провисел всю его взрослую жизнь. Роберт скончался в 1926 году, а в 1939 году умерла и его вдова Мэри Харлан Линкольн, по завещанию которой портрет в том же году был передан в Белый дом и по распоряжению президента Франклина Рузвельта повешен на стене над камином в Парадной столовой, где и находится в настоящее время.

Контекст

Линкольн

Линкольн кисти Хили, 1860 год

Авраам Линкольн родился 12 февраля 1809 года в округе Хардин (штат Кентукки) в семье колонистов из Виргинии. Когда ему было восемь лет, отец[en] перевёз всю семью в Индиану, а в десятилетнем возрасте Авраам потерял свою мать[en]. Он вырос в диком краю и к совершеннолетию каким-то чудом выучился читать, писать и считать, сохранив в себе стремление к знаниям, несмотря на постоянную занятость на ферме, лесопилке, а также в магазине в Нью-Сейлеме[en]. Во время войны Чёрного Ястреба Линкольн был капитаном, затем он провел восемь лет в Палате представителей Иллинойса и в непрестанных поездках по штату в качестве адвоката. В то же время Авраам женился на Мэри Тодд, и у них было[en] четверо мальчиков[en], только один из которых дожил до зрелости. В 1858 году Линкольн баллотировался[en] в Сенат, но проиграл Стивену Дугласу, однако приобрёл известность на федеральном уровне, помогшую ему в 1860 году выдвинуться в кандидаты в президенты от Республиканской партии. Авраам Линкольн был избран 16-м президентом США, поклявшись в своей инаугурационной[en] речи[en] «поддерживать, охранять и защищать» правительство, что стало своего рода предостережением южным штатам. Он немедленно занялся укреплением национальной организации республиканцев, одновременно призвав большую часть северных демократов[en] к общей работе на благо Союза. Считая незаконной всякие попытки сецессии, Линкольн был готов применить силу для защиты федерального законодательства и самого Союза. Когда батареи конфедератов открыли огонь по форту Самтер и вынудили его сдаться, Линкольн призвал 75 тысяч добровольцев отстоять свободу в начавшейся гражданской войне. В 1863 году Линкольн издал прокламацию об освобождении, объявившую всех рабов навечно свободными с 1 января в пределах Конфедерации. В том же году в речи на военном кладбище[en] в Геттисберге, он отметил, что «что мы сейчас должны посвятить себя решению важнейшей задачи, заключающейся в том, что эти умершие погибли не зря — что наша нация по воле Божьей должна заново обрести свободу — и это правительство народа, волей народа, и для народа, не исчезнет с лица земли». В 1864 году Линкольн переизбрался на президентский пост, и в речи[en] на второй инаугурации[en] призвал «не испытывая ни к кому злобы, с милосердием ко всем, с непоколебимой верой в истину, на которую право дал нам Господь, приложить же все усилия, чтобы закончить начатую работу, перевязать раны нации». Военные триумфы Союза приблизили конец войны и начало мира, для достижения которого президент проявлял достаточную гибкость, поощряя южан к сложению оружия и присоединению к реконструкции. В день Страстной пятницы, 14 апреля 1865 года, Линкольн погиб в театре Форда в Вашингтоне от руки убийцы, вознамерившегося помочь Югу. Его усилия пошли прахом, и Линкольн скончался с полным осознанием того, что мир неизбежен[1].

Хили

Автопортрет Хили, 1870 год

Джордж Питер Александр Хили (1813—1894) был одним из самых популярных и плодовитых американских портретных художников XIX века. Будучи уроженцем Бостона, он рано осознал свой художественный талант и получил поддержку от таких портретистов, как Джейн Стюарт[en] и Томас Салли. В 1834 году Хили отправился в Париж, где поступил в ученики к французским художникам Антуану Жану Гро и Тома Кутюру. Он часто выставлялся на Парижском салоне, быстро приобретя общественное признание и заручившись поддержкой представителей европейской элиты. В конце 1835 года Хили уехал в Италию, а в следующем году обосновался в Лондоне, не оставив занятия живописью. В 1839 году Хили женился на Луизе Фиппс, и семья обосновалась в Париже. В 1840 году французский король Луи-Филипп поручил Хили создать серию портретов членов королевских семей и европейских и американских государственных деятелей для исторической коллекции в Версальском дворце. Сочетая свои оригинальные работы и копии оригинальных портретов более ранних мастеров, в том числе из Виндзорского замка, для выполнения которых он получил личное разрешение от британской королевы Виктории, Хили запечатлел на своих работах более 40 исторических фигур, таких как Елизавета I, Георг III и Шарлотта София, Джордж Вашингтон, Джон Адамс, Томас Джефферсон, Александр Гамильтон, Бенджамин Франклин, Джон Пол Джонс, Горацио Нельсон, Уильям Питт и Дэниел Уэбстер. В это время его творческие умения обогатились неоценимым опытом изучения портретов великих художников, таких как Томас Гейнсборо, Томас Лоуренс и Джошуа Рейнольдс. Луи-Филипп был свергнут во время революции 1848 года, после чего Хили вернулся в Америку, где написал портреты Эндрю Джексона, Джона Куинси Адамса и Генри Клея. В 1851 году Хили завершил своё самое амбициозное историческое полотно под названием «», на которой изобразил более 130 человек, присутствовавших на дискуссии 1830 года[en] в Конгрессе о конституционной природе Союза. В 1855 году он выиграл золотую медаль Парижской всемирной выставки за картину «». В 1856 году Хили вместе с семьёй поселился в быстро развивающемся городе Чикаго (штат Иллинойс). В 1857 году Конгресс возложил на него задачу создать серию портретов американских государственных и военных деятелей для Белого дома, в число которых вошли Джеймс Мэдисон, Джон Джей, Джон Маршалл, Мартин Ван Бюрен, Джон Тайлер, Джеймс Нокс Полк, Франклин Пирс, Джеймс Бьюкенен, Авраам Линкольн, Закари Тейлор, Улисс Грант и Уильям Текумсе Шерман[2][3][4][5].

Создание

«Миротворцы» кисти Хили

В годы гражданской войны Хили часто ездил в Вашингтон для зарисовок с натуры членов кабинета президента Линкольна[3]. В августе 1864 года уже сам Линкольн позировал Хили, сделавшему несколько эскизов для будущего президентского портрета. После убийства Линкольна в апреле 1865 года художник решил отвлечься и задумал картину «Миротворцы», работу над которой закончил к концу 1868 года, посвятив её историческому совещанию высшего командования Союза, состоявшемуся 28 марта 1865 года на пароходе «Королева реки»[en] в Сити-Пойнте[en] (штат Виргиния) в последние дни гражданской войны с участием Уильяма Текумсе Шермана, Улисса Симпсона Гранта, Дэвида Диксона Портера и собственно самого Линкольна. На данном полотне президент изображён наклонившимся вперёд и вслушивающимся в рассуждения генерала Шермана до предложения своих доводов и принятия важных решений. Год спустя, в 1869 году, Хили написал в Париже новую картину на основе «Миротворцев», но уже без изображения членов высшего командования Линкольна, сосредоточившись лишь на фигуре Линкольна и полностью повторив его позу[6][7][8]. Примечательно, что Хили писал фигуру Линкольна с Леонарда Свитта[en], а также по предложениям сына президента Роберта Тодда Линкольна и фотографиям Мэттью Брэди[7][9].

История и судьба

Принятие портрета Линкольна в дар, Белый дом, 22 марта 1939 года

Хили отправил готовое полотно в Вашингтон в ответ на акт Конгресса США от 3 марта 1869 года, санкционировавший размещение работы в растущей коллекции президентских портретов в Белом доме. Однако, несмотря на личное письмо Роберта Линкольна, Улисс Грант, избранный в 1868 году президентом США, предпочёл портрет Линкольна, заказанный у своего близкого друга Уильяма Когсуэлла[en][6][10][11]. Оставшийся в Вашингтоне невостребованный портрет был куплен у Хили за умеренную цену лично Робертом Линкольном[7][6]. Он признавался, что «это, на мой взгляд, лучший реалистичный портрет моего отца», который провисел в доме у Роберта Линкольна протяжении всей его взрослой жизни[7]. Он скончался 26 июля 1926 года в возрасте 82 лет во время сна в своём летнем доме в Хилдене[en] (штат Вермонт)[12]. Жена Роберта, Мэри Харлан Линкольн[en], пережила его на 11 лет и скончалась 31 марта 1937 года в возрасте 90 лет в своём доме в Джорджтауне. В этот период она часто отказывала в доступе общественности к некоторым материалам из коллекции семьи Линкольнов до конца срока ограничений, наложенных ещё её мужем. По завещанию Мэри Линкольн был учреждён целевой фонд размером около 1 миллиона долларов, обеспечивающий доходом её детей и внуков, в то время как старшая дочь Мэйми Ишэм[en] получила в наследство портрет Линкольна кисти Хили и дом в Хилдене, но с условием того, что после её смерти первый будет пожертвован в дар правительству США, а второй отойдёт Пегги Беквит[en][13]. Мэйми умерла год спустя, в ноябре 1938 года, а в 1939 году портрет был передан в Белый дом[6][10][13][14]. Президент Франклин Делано Рузвельт в письме Фредерику Н. Тауэрсу, исполнителю и попечителю воли Мэри Харлан Линкольн, лично выразил «огромное удовольствие от получения Белым домом портрета Хили»[10]. В том же году Рузвельт повесил портрет Линкольна на стену над камином в Парадной столовой Белого дома[15][16]. Данный зал, вмещающий до 140 человек, является самой большой из двух столовых и предназначен для встреч дипломатов, глав государств и иностранных государственных деятелей. Со времён реконструкции 1902 года, проведённой при президента Теодоре Рузвельте, столовая, оформленная дубовыми панелями естественного цвета, служит «банкетным залом и церемониальной палатой» и считается «центром гостеприимства в Белом доме». Размещение хорошо известного и очень узнаваемого портрета Линкольна кисти Хили в Парадной столовой свидетельствовало о его художественной ценности, а также послужило напоминанием о значительном наследии Линкольна, имеющем транснациональный характер и распространяющемся на весь мир[17][18]. В последний год Второй мировой войны по велению Рузвельта на каминной полке была вырезана молитва из письма президента Джона Адамса своей жене от 2 ноября 1800 года: «»[17]. Линкольн, пристально смотрящий на гостей столовой со своего портрета, один из этих «честных и мудрых», правивших страной, будто ассоциируется с этой молитвой, учитывая, что ещё в детстве он носил прозвище «Честный Эйб»[18].

Портрет Линкольна в Парадной столовой «Перед Палисадами, в октябре» кисти Кропси

Портрет висел в зале при президентах Гарри Трумэне, Дуайте Эйзенхауэре, Джоне Кеннеди и Линдоне Джонсоне. В ходе реконструкции Белого дома[en] при Трумэне, в столовой был установлен чёрный мраморный камин, а сильно повреждённые дубовые панели были выкрашены в светло-зелёный цвет. В 1962 году при Кеннеди в зале появилась реплика камина 1902 года, а стены перекрашены в цвет слоновой кости[17][18]. Первая леди Леди Бёрд Джонсон называла портрет Линкольна одной из своих любимых картин в Белом доме[19]. На Рождество 1971 года президент Ричард Никсон вместе с первой леди подарил всем сотрудникам Белого дома репродукции портрета Линкольна[20]. В 1973 году Никсон перенёс портрет из Парадной столовой в Восточную комнату[en], сменив его на картину «» кисти Джаспера Фрэнсиса Кроспи[18][21]. Решение заменить портрет самого главного миротворца американской нации на ландшафтный пейзаж реки Гудзон кажется странным и парадоксальным[18], учитывая, что в своей инаугурационной речи в 1969 году[en], Никсон отметил, что «возможность обрести это звание миротворца является самой большой честью в истории»[22]. После отставки Никсона[en] в ходе Уотергейтского скандала, по указанию новоизбранного президента Джеральда Форда в 1974 году портрет был возвращён на прежнее место[18][21][23]. В то же время «Палисады» некоторое время висели в Красной комнате[24], затем в Жёлтой овальной комнате[en][25], а в настоящее время находятся в в Западном крыле[en] Белого дома[26]. Портрет Линкольна считается культовым произведением искусства и важным эстетическим элементом Парадной столовой, где за прошедшие 75 лет его смогли увидеть миллионы посетителей во время своих экскурсий по Белому дому[10].

Композиция

Линкольн у Хили (фрагмент) Линкольн (фото Гарднера)

Картина написана маслом на холсте; её размеры составляют 187,3 x 141,3 см[6]. Портрет называется просто «»[7]. Слева внизу картины видны подпись и дата: «G.P.A. Healy/1869»[6]. Центром картины является одинокая фигура Линкольна, одетого в костюм и галстук тёмных цветов в сочетании с белой рубашкой. Лицо президента, обращённое в левую сторону, выглядит устало, а сам он кажется глубоко погружённым в свои мысли и одновременно слушающим своего невидимого собеседника. Линкольн сидит в кресле, подавшись вперёд и неловко положив ногу на ногу, будто приняв классическую позу медитации. Упёршись локтем правой руки в колено, кистью той же руки президент поддерживает подборок, левой же рукой он держится за подлокотник кресла, будто собираясь тотчас же вскочить с него[4][16][18][27].

Учитывая условия политического климата в США того времени, кажется, что Хили сделал все возможное для того, чтобы отразить на своём полотне Линкольна как усталого борца за единство страны, не официальное лицо, а человека, величие дел которого стоит выше культивируемого среди общественности образа[4][18]. Художник явно польстил президенту, изобразив его розовощёким и моложавым. К тому времени Линкольну было уже 56 лет, он уже внешне постарел, кажется изнурённым, лицо его покрыто глубокими морщинами, о чём можно судить по фотографии[en] Александра Гарднера, сделанной за два месяца до смерти президента[28][29]

Копии

Портрет 1887 года

Хили прожил в Чикаго более десяти лет, став за это время одним из основателей Чикагского института искусств[30]. Ближе к концу своей жизни он пожертвовал библиотеке Ньюберри более 40 своих картин, в том числе портреты Гранта и Линкольна, созданные во время работы над «Миротворцами»[5]. Однако многие из работ Хили были потеряны в Чикагском пожаре 1871 года[2].

В настоящее время известны по крайней мере четыре версии портрета Линкольна, включая ту, что хранится в Белом доме. Версия из Ньюберри, возможно, является одной из самых ранних, так как Линкольн сидит на довольно утилитарном кресле, взятом из «Миротворцев», а на двух других версиях видно кресло с лучше расписанными декоративными деталями, что может свидетельствовать о непрекращающемся совершенствовании работы Хили над портретом[5]. Ещё один портрет был заказан у Хили лично другом Линкольна Элияху Уошберном, с которого в 1933 году художник Эдвардом Брюэром снял список, в настоящее время висящий прямо за креслом спикера Палаты представителей Миннесоты в Капитолии в Сент-Поле (штат Миннесота)[31]. В Национальной портретной галерее Смитсоновского института находится второй портрет, написанный Хили в 1887 году спустя 22 года после смерти Линкольна[32][33]. Там же хранится ещё одна версия с другим видом кресла[34].

Примечания

  1. ↑ Abraham Lincoln. Белый дом. Проверено 28 января 2017.
  2. ↑ 1 2 Cecilia Peterson. George Peter Alexander Healy (1813–1894), Cosmopolitan Artist. Смитсоновский институт (30 октября 2013). Проверено 28 января 2017.
  3. ↑ 1 2 Healy, George Peter Alexander. Национальная галерея искусства. Проверено 28 января 2017.
  4. ↑ 1 2 3 George Peter Alexander Healy. Oxford University Press. Проверено 28 января 2017.
  5. ↑ 1 2 3 Phoebe Metz. Pieces of "The Peacemakers". Библиотека Ньюберри (7 июля 2016). Проверено 28 января 2017.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 Treasures of the White House: Abraham Lincoln. Историческая ассоциация Белого дома. Проверено 9 января 2017.
  7. ↑ 1 2 3 4 5 Emerson, 2012, с. 279.
  8. ↑ Kloss, Bolger, 1992, с. 156.
  9. ↑ Hannavy, 2008, с. 1044.
  10. ↑ 1 2 3 4 Evan Phifer. Lincoln in the State Dining Room. Историческая ассоциация Белого дома (7 июня 2017). Проверено 19 июля 2017.
  11. ↑ Ulysses S. Grant by William F. Cogswell. Сенат США. Проверено 28 января 2017.
  12. ↑ Lincoln's son dies in his sleep at 82. the New York Times (27 июля 1926). Проверено 28 января 2017.
  13. ↑ 1 2 Emerson, 2012, с. 418.
  14. ↑ Dorothy Reinhold. Celebration! 200 years at 1600 Pennsylvania Avenue. Observer–Reporter[en] (12 июля 1992). Проверено 28 января 2017.
  15. ↑ Emerson, 2012, с. 511.
  16. ↑ 1 2 Nixon Gives Lincoln Portrait to Staffers. The Rock Hill Herald[en] (17 декабря 1971). Проверено 28 января 2017. Архивировано 24 января 2013 года.
  17. ↑ 1 2 3 State Dining Room. Историческая ассоциация Белого дома. Проверено 28 января 2017.
  18. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 “Abraham Lincoln” by George Peter Alexander Healy. Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл. Проверено 28 января 2017.
  19. ↑ John Marshall Cuno. Art and the First Lady. The Christian Science Monitor (3 марта 1965). Проверено 28 января 2017.
  20. ↑ Nixons to Give Staff Healy's Famous Painting of Abraham Lincoln. Lansing State Journal[en] (10 ноября 1971). Проверено 1 апреля 2017.
  21. ↑ 1 2 'Lincoln Portrait' Back In Its Place. Sarasota Herald-Tribune[en] (12 сентября 1974). Проверено 28 января 2017.
  22. ↑ Inaugural Address of Richard Nixon. The American Presidency Project (Калифорнийский университет в Санта-Барбаре) (20 января 1969). Проверено 28 января 2017.
  23. ↑ Ford moves Lincoln picture to dining room mantel. The Courier-Journal[en] (29 августа 1974). Проверено 28 января 2017.
  24. ↑ Phillips-Schrock, 2016, с. 111.
  25. ↑ The Second Floor. Историческая ассоциация Белого дома. Проверено 28 января 2017.
  26. ↑ Vice-President’s Office. White House Museum. Проверено 3 марта 2017.
  27. ↑ Abraham Lincoln (1809-1865), (painting).

www.gpedia.com

Сальвадор Дали - это... Что такое Сальвадор Дали?

Имя при рождении: Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Гражданство: Жанр: Учёба: Стиль: Известные работы: Влияние:
Сальвадор Дали
фото, 1965фото, 1965

Сальвадор Фелипе Хасинто Фарес Дали и Доменеч ,маркиз де Дали,де Пуболь

11.05.1904

Фигерас

23.01.1989

Фигерас

Испания Испания

художник, живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель

Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

сюрреализм, дадаизм, кубизм

«Постоянство памяти»,«Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»,«Великий мастурбатор»,«Открытие Америки Христофором Колумбом»,«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»

Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Фа рес Дали́ и Доме́неч маркиз де Дали де Пуболь, исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр.

Один из самых известных представителей сюрреализма. Маркиз де Дали де Пуболь (1982). Фильмы: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый».

Биография

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в городе Фигерасе (Figueras(исп.), провинция Жерона на севере Испании), в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.

Сальвадор Дали, 1939

В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 г. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Буньюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.

После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала.

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Доска на стене в комнате, где погребен Дали

Интересные факты

  • Дизайн Чупа-Чупса (1961) Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у нее было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
  • В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.
  • В 2003 году компанией «Уолт Дисней» был выпущен мультипликационный фильм «Destino». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.

Наиболее известные и значимые произведения

  • Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921)

    Картина "Автопортрет с рафаэлевской шеей", (1920—1921)

    Это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле.
  • Портрет Луиса Бунюэля (1924) Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина создана во время поиска Дали своей манеры и стиля исполнения, по атмосфере же напоминает полотна Де Кирико.
  • Плоть на камнях (1926) Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.
  • Приспособление и рука (1927) Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).
  • Незримый человек (1929) Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражённые в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
  • Просвещённые удовольствия (1929) Интересно тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Портрета Поля Элюара» (1929), "Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.
  • Великий мастурбатор (1929) Горячо любимая исследователями, картина подобно «Просвещённым удовольствиям» является полем исследования личности художника.

Картина «Постоянство памяти», 1931

  • Постоянство памяти (1931) Пожалуй, самое известное и обсуждаемое в художественных кругах произведение Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно использует идеи из прежних работ. В частности, это автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса, родины Сальвадора.
  • Загадка Вильгельма Телля (1933) Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
  • Загадка Гитлера (1937) Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».
  • Телефон — омар (1936) Так называемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».
  • Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935) Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и прочего.
  • Метаморфозы нарцисса (1936—1937) Или «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа. Мотивы использовалась в качестве обложки одного из дисков Pink Floyd.
  • Параноические превращения лица Гала (1932) Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.
  • Ретроспективный бюст женщины (1933) Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
  • Женщина с головой из роз (1935) Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
  • Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943) Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL», а во второй — использует бутылку «Кока-Колы».
  • Венера Милосская с тазиком (1936) Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в его живописи. Подтверждением тому могут служить «Жираф в огне» (1936—1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины.
  • Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938) Одна из наиболее известных «оптических» картин Дали, в которых он умело играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Другой крайне известной работой подобного рода является «Гала, глядящая на средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна» (1976).
  • Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950) Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Сальвадора физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы или некие подобия носорожьих рогов (ещё одна навязчивая идея, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) или данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951).
  • Гиперкубическое тело (1954) Corpus hypercubus — полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала. Тем не менее, Дали не ограничивает себя и позволяет писать довольно провокационные вещи. Такие, как «Содомское удовлетворение невинной девы» (1954).
  • Тайная вечеря (1955) Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.

«Тайная вечеря» — одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус», 1951).

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Lincoln Continental – отличная основа для портрета Авраама Линкольна

Lincoln Continental – отличная основа для портрета Авраама Линкольна

Lincoln Continental – отличная основа для портрета Авраама Линкольна

Lincoln Continental – это одна из самых дорогих и шикарных массовых моделей автомобилей в мире. А Авраам Линкольн – это один из величайших президентов США за всю историю государства, чья популярность вполне сравнима с популярностью одноименного автомобиля. Вот на основе деталей машины Lincoln Continental компания Milwaukee Modern и создала серию портретов великого политика. Lincoln Continental – отличная основа для портрета Авраама Линкольна

Lincoln Continental – отличная основа для портрета Авраама Линкольна

Изображение Авраама Линкольна – это очень распространенный элемент американской массовой культуры. Жители США любят этого Президента, а потому рисуют его даже самыми немыслимыми способами, к примеру, при помощи пятицентовых монеток или стреляных гильз.

А американская компания Milwaukee Modern создала серию изображений Авраама Линкольна из ржавчины. Но не просто ржавчины, а той, которая обнаружилась под слоем облупившейся краски на капотах старых автомобилей Lincoln Continental.

Lincoln Continental – отличная основа для портрета Авраама Линкольна

Lincoln Continental – отличная основа для портрета Авраама Линкольна

Началось все с того, что работники Milwaukee Modern обнаружили на свалке автомобилей сразу несколько машин Lincoln Continental 1975 года выпуска. Сами кузова художникам оказались не нужны, а вот капоты с автомобилей были сняты.

Оставалось лишь поработать немного над этими деталями, чтобы на их поверхности появились портреты Президента США Авраама Линкольна. Достаточно было снять часть практически облупившейся краски, обнажив ржавчину.

Lincoln Continental – отличная основа для портрета Авраама Линкольна

Lincoln Continental – отличная основа для портрета Авраама Линкольна

Каждый такой портрет весит 75 килограммов, его можно повесить на стене либо прислонить к ней. Отличное украшение для дома или офиса, тем более что работники Milwaukee Modern покрыли свои картины слоем лака, предотвратив тем самым их от дальнейшего распада.

Помимо портрета Авраама Линкольна, компания Milwaukee Modern также сделала похожее изображение Эрнесто Че Гевары, вот только вместо капота автомобиля Lincoln, в нем использовался капот от Chevrolet.

Портрет Че Гевары от Milwaukee Modern

Портрет Че Гевары от Milwaukee Modern

worldartdalia.blogspot.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта