Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989). Картины дали сюрреализм


Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)

– Наше время – эпоха пигмеев… 

– Другие так плохи, что я оказался лучше. 

– Кинематограф обречен, ибо это индустрия потребления, рассчитанная на потребу миллионов. Не говоря уж о том, что фильм делает целая куча идиотов. 

– Я пишу картину потому, что не понимаю того, что пишу. 

– Механизм изначально был моим личным врагом… 

– Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм. 

Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989) Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)

Так писал Сальвадор Дали. Из его высказываний – броских, умных и противоречивых – можно составить книгу. Потому что он был, пожалуй, универсальным гением, а писательством занимался из-за своей недостаточной одаренности как живописца. Это он и сам признавал, хотя любил называть себя гением: «…Я часто думаю, что ведь куда труднее (а значит, и достойнее) – достичь того, что я достиг, не обладая талантом, не владея ни рисунком, ни живописью. Именно поэтому я считаю себя гением. И от слова этого не отступлюсь, потому что знаю, чего это стоит, – без никаких данных сделаться тем, что я есть». 

В его адрес высказано множество восторженных слов – в полном соответствии с его целью оставаться постоянно перед публикой, будоражить и эпатировать, возмущать и восхищать ее. «Дон Сальвадор всегда на сцене!» – восклицал он. Порой кажется, что, и создавая свои многочисленные картины, он входил в роль живописца; откровенно играл со зрителем, предлагая разгадывать символы или находить изображения, возникающие из соединения разобщенных фигур. 

В отличие от Пикассо, он не был новатором, хотя всегда стремился играть и эту роль. Он называл свой метод параноико-критическим, хотя не страдал паранойей, да и критицизмом тоже, если не считать его отдельных высказываний. В Америке, поначалу шокировав местную публику, он написал «Декларацию независимости воображения и прав человека на свое собственное безумие». 

Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989) Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)
Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)
Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)

Нельзя не отметить, что имитация безумия приносила ему не только славу, но и значительные доходы. (Два его постулата: «Я брежу, следовательно, я существую. И более того: я существую, и потому что брежу». И еще: «Простейший способ освободиться от власти золота – это иметь его в избытке».) Иной раз он может забыть о своем актерстве и высказаться по поводу тех, кто разыгрывает свои эпатирующие роли безыскусно: «В Нью-Йорке я видел панков, затянутых в черную кожу и увешанных цепями… Нам выпало жить в дерьмовую эпоху, а им хочется быть дерьмее самого дерьма». 

Но ведь и сам он любил позировать в самом экзотическом виде, закручивая усы двумя стрелками вверх, почти до вытаращенных глаз. Артист в жизни, творец в мастерской, имитатор и провокатор, писатель среди художников, художник среди писателей. Признанный – прежде всего самим собой – гений, а потому заставляющий сомневаться в этом. Тем более что о нем слагали мифы, и первым – он сам. 

Вот что пишет филолог-испанист Н.Р. Малиновская: 

«Более полувека Дали олицетворял для нашего искусствоведения „разложение буржуазного искусства". Нисколько не сомневаюсь, что Дали – узнай он об этой формулировке – оценил бы выразительное определение (ведь именно он ввел в эстетический обиход термин „тухлятина") и даже, полагаю, авторизовал бы его, как авторизовал прозвище Авидадолларс, Деньголюб». 

Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989) Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)
Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989) Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)

О прозвище мы наслышаны. Как и о том, что Дали заявился на бал в свою честь, украсив шляпу протухшей селедкой; сошел с корабля, таща на голове многометровый хлеб, испеченный ради такого случая; собственноручно окунул в краску морскую звезду и принародно пустил ее ползать по холсту, уверяя, что собравшиеся присутствуют при рождении шедевра. Дошла до нас и информация об аудиенции, данной Хачатуряну, – о танце с саблями, исполненном в чем мать родила. Балетное искусство семидесятилетнего художника впечатляло, но все горше становилось от того, что его судьба – блистательный трагифарс длинною в жизнь, заслонивший подвижническое служение искусству, стал непременным атрибутом салонной беседы, а его творчество все отчетливее присваивается масс-культурой. 

Биография Дали – как многих гениев искусства – сосредоточена в творчестве, а не во внешних событиях. Кратко она такова. Родился в испанском городке Фигерас (Каталония) в семье нотариуса, получив имя Сальвадор Фелипе Хасинто Фарес Дали-и-Доменеч. Учился в католическом колледже, рано начал рисовать, обучаясь в муниципальной художественной школе. В 1921 году поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Мадриде. Он восхищался старыми мастерами, писал о них вдумчивые статьи и в то же время интересовался новейшими направлениями в живописи. Одним из наиболее близких его друзей стал гениальный поэт Федерико Гарсиа Лорка. 

Первая персональная выставка Дали состоялась в 1925 году. На следующий год он посетил Париж, встретился с Пикассо. В 1928 году стал одним из авторов «Каталонского антихудожественного манифеста», в котором утверждалось, в частности, что спортсмены ближе к духу Греции, чем наши интеллектуалы… что спортсмен, не тронутый знанием и не ведающий художеств, лучше поймет современное искусство, чем подслеповатые умники, отягощенные ненужной эрудицией. Для нас Греция жива в чертеже авиационного мотора, в не претендующей на красоту фабричной спортивной ткани…" 

Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989) Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)
Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989) Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)

Тогда же Дали воспел техническое достижение: «О фантазия фотографии! Она удачливее и проворнее мутных процессов подсознания!.. О фотография, свободное творчество духа!» 

Его выпад против подсознания оказался преждевременным и был вызван, пожалуй, стремлением опровергнуть или, быть может, преодолеть «Манифест сюрреализма» французского писателя Андре Бретона, который призывал к величайшей свободе духа, граничащей с безумием, соединению реальности и сновидений в сверх(сюр) реальность. Согласно его определению, сюрреализм – «чистый психический автоматизм… Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума». 

В ту пору Сальвадор Дали был ближе к футуризму и воспевал нечто совсем иное. Призывал «раскрыть глаза на простую и волнующую красоту волшебного индустриального мира, красоту техники… Телефон, унитаз с педалью, белый эмалированный холодильник, биде, граммофон – вот предметы, полные истинной и первозданной поэзии!» Однако слова его расходились с художественным творчеством. Он создавал свои первые сюрреалистические картины, синтез бреда и яви, сновидений и продуманных фантазий. 

В том же 1925 году Дали познакомился с французским писателем Полем Элюаром и его женой Галой (русской Еленой Дмитриевной Дьяконовой). Тогда же он пишет с другом кинорежиссером Луисом Буньюэлем сценарий авангардистского фильма «Андалузский пес». А на следующий год Гала становится женой Дали, его натурщицей и музой, опекуншей, спасающей художника от депрессии, а также его «коммерческим директором», банкиром и кассиром (подчас чрезмерно алчным). Увлеченный фрейдизмом, он вносит в картины эротические символы, сюжеты и ассоциации. В конце 1930 года выходит его книга «Зримая женщина», посвященная Гале. У него появляется все больше поклонников. Он организует в разных странах свои выступления и выставки, выполняет живописные и графические работы, сотрудничает с театрами, публикует статьи и книги, оформляет журналы мод… 

Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)
Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)
Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989) Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)

В 1936 году он пишет фантасмагорию «Предчувствие гражданской войны» – тело, расчленяющее, раздирающее самое себя. С началом гражданской войны в Испании Дали покидает родину и едет с Галой во Францию, Англию, а затем обосновывается в США. Возвращается в Европу только через 12 лет. Им завладевают религиозно-мистические темы, которые он решает по-своему. Финал жизни Дали был печален и жалок. Когда в 1982 году умерла Гала, он впал в депрессию. Великий актер-художник ушел со сцены. Возможно, ему уже нечего было сказать людям… 

В книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» (1941) художник уже проявляет признаки усталости от своего постоянного и утомительного актерства: «Довольно отрицать – пришла пора утверждать. Хватит выправлять – надо поднимать, возвышать, сублимировать. Хватит растаскивать – надо собирать и строить. Хватит забавляться автоматическим письмом – надо вырабатывать стиль. Пора кончать с разрушением и разбродом – надо учиться ремеслу. Довольно скепсиса – нужна вера. Довольно блуда – нужна чистота. Довольно уповать на коллектив и униформу – нужны индивидуальность, личность. Нужна иерархия. И хватит экспериментов – нужна традиция. Ни революций, ни контрреволюций – ВОЗРОЖДЕНИЕ!» 

В заключение – несколько высказываний Сальвадора Дали, которые иногда полезно продумать с полной серьезностью: 

– Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час. У меня девиз: главное – пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо. 

Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989) Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)
Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989) Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)

– В наше время, когда повсеместно торжествует посредственность, все значительное, все настоящее должно плыть или в стороне или против течения. 

– Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах – они ведь показывают точное время. 

– Меня зовут Сальвадором – Спасителем – в знак того, что во времена грозной техники и царящей посредственности я призван спасти искусство от пустоты. Только в прошлом я вижу гениев… 

– Анархия при монархии – вот наилучшее государственное устройство. Монарх должен быть гарантом анархии. 

– Люди вообще мало что понимают. Особенно образованные – им недостает культуры. 

– Мода – это то, что способно выйти из моды. 

– Я пишу картину потому, что не понимаю того, что пишу. 

– Я бы не купил ни одну из своих картин. 

Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989) Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Сальвадор Дали (1904-1989)

– Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума. 

– Суть параноидального преломления в том, чтобы навязать жизни бред. Из этого, кстати, можно извлечь выгоду. В частности, таким образом я зарабатываю деньги. Не могу сказать, что я понимаю, в чем именно заключается этот способ, но применил я его впервые 30 лет назад, и до сих пор удивляюсь результатам. 

– Если бы я не работал, что бы я делал здесь, на земле? Скучал бы, как устрица. Поэтому я терпеть не могу устриц. 

– Я думаю, что современное искусство – это полный провал, но ведь другого искусства у нас нет и быть не может, а то, что есть – дитя времени, дитя краха.

art.mirtesen.ru

Художники сюрреалисты, современные и не очень.

Список художников сюрреалистов (с картинами), как современных, так и некоторых классиков. По ссылке вы можете попасть на статью, где можно посмотреть больше картин и подробно рассказывается о художнике.

Реклама

Реклама

Художники сюрреалисты. Галерея. Список.

Здесь собраны все сюрреалисты на моем сайте. Картинки кликабельны, если навести на картинку указатель мышки, то появится название, а нажав на картину, вы попадете на статью с художником. После галереи идет список художников с кратким описанием, картиной каждого из художника и, опять-таки ссылкой на статью. Кому как удобнее короче.

картины Алексея Ежова, сюрреализмкартины Алексея Ежова, сюрреализм Картины Алексея Ежова, русского художника сюрреалиста. Иван Марчук, картины, сюрреализмИван Марчук, картины, сюрреализм Переплетения фантазий Ивана Марчука, картины художника Керамическая скульптура, Джонсон ЦангКерамическая скульптура, Джонсон Цанг Необычные сюрреалистические скульптуры Джонсона Цанга (Johnson Tsang) Картины Юрия Лаптева, сюрреализмКартины Юрия Лаптева, сюрреализм Акварельный сюрреализм Юрия Лаптева Сюрреализм, скульптурыСюрреализм, скульптуры Прикоснитесь к сюрреализму, сюрреалистические скульптуры Сальвадора Дали Картины Жозефины Уолл, Дочь глубин, серия Богини,Картины Жозефины Уолл, Дочь глубин, серия Богини, Разноцветные сказки в картинах Жозефины Уолл. Акварельный сюрреализм Джонатана УолстенхолмаАкварельный сюрреализм Джонатана Уолстенхолма Акварельные картины, книжные посиделки Джонатана Уолстенхолма Джузеппе Арчимбольдо, четыре стихии, водаДжузеппе Арчимбольдо, четыре стихии, вода Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо СюрреализмСюрреализм Сюрреалистические картины художника Васко Ташковски. фантастический реализмфантастический реализм Утонченный фантастический реализм в картинах Бориса Индрикова Эшер Мауриц Корнелис, картиныЭшер Мауриц Корнелис, картины Головоломные фантазии в картинах Эшера Магический реализм Майкла ПаркесаМагический реализм Майкла Паркеса Восточная мифология и чувственные образы в картинах Майкла Паркеса Магический реализмМагический реализм Хитросплетения реальности в картинах Роба Гонсалвеса. Картины Сьюзен Седдон БулетКартины Сьюзен Седдон Булет Шаманские легенды в картинах Сьюзен Седдон Булет (Susan Seddon Boulet) Владимир Куш, сюрреализм, Still Life with MandolinВладимир Куш, сюрреализм, Still Life with Mandolin Картины Владимира Куша и краткая биография. La Belle captive (Прекрасная пленница), Рене Магритт, художники, сюрреализмLa Belle captive (Прекрасная пленница), Рене Магритт, художники, сюрреализм Рене Магритт, картины, философские загадки и сюрреализм. narodziny_zycia, художник Яцек Йерка, картиныnarodziny_zycia, художник Яцек Йерка, картины Польский художник Яцек Йерка, Yerka Jacek, картины, биография Оптические иллюзии в картинах Октавио Окампо, современного художника сюрреалистаОптические иллюзии в картинах Октавио Окампо, современного художника сюрреалиста Оптические иллюзии в картинах Октавио Окампо Михаил Хохлачев, Michael Cheval, современный художник сюрреалист Сальвадор Дали, картина Тристан и Изольда (1944), сюрреалистические картиныСальвадор Дали, картина Тристан и Изольда (1944), сюрреалистические картины

Художники сюрреалисты. Сальвадор Дали.

Его и представлять не надо. Какой сюрреализм без Сальвадора Дали? По Сальвадору у меня целый цикл статей на сайте — см. рубрику Сальвадор Дали в правой колонке сайта. Ниже представлены две самые популярные статьи.

Сальвадор Дали, поздние годы в ИспанииСальвадор Дали, поздние годы в ИспанииМэтр собственной персоной.

Биография Сальвадора Дали, интересные факты и цитаты друзей Дали. — жизнь Сальвадора без прикрас.

Реклама

Реклама

Сальвадор Дали, картина Тристан и Изольда (1944), сюрреалистические картиныСальвадор Дали, картина Тристан и Изольда (1944), сюрреалистические картины

Картины и творчество Сальвадора Дали

Художники сюрреалисты. Рене Магритт.

Это второй столп, на фундаменте которого держится современный сюрреализм. Полная противоположность Сальвадору, он тем не менее стал одним из самых узнаваемых художников сюрреалистов всех времен и народов. Картины Магритта похожи на загадки со странным чувством юмора, в отличие от буйного потока подсознательных желаний и фобий Дали. Чего только стоит картина «Сын человеческий» и «вероломство образов» (знаменитая «это не трубка»).

La Memoire (Память), Рене Магритт, художники, сюрреализмLa Memoire (Память), Рене Магритт, художники, сюрреализмLa Memoire (Память)

Рене Магритт, картины, философские загадки и сюрреализм.

Современные художники сюрреалисты. Алексей Ежов.

Алексей Ежов — русский сюрреалист, рисует картины в стиле голландских мастеров. Чем-то напоминает Босха. Любит рисовать механизированных животных. Любимые мотивы — рыбы и люди в средневековом антураже.

картины Алексея Ежова, сюрреализмкартины Алексея Ежова, сюрреализм

Алексей Ежов картины художника. Средневековый сюрреализм.

Художники сюрреалисты нашего времени. Яцек Йерка

Яцек Йерка — польский мастер, который тоже немало взял из техники голландских художников. Работает в жанре сюрреалистическая иллюстрация. Любимые мотивы — оживление механизмов (вроде будильника-динозавра) и природа. Отличается страстью к тщательной детализации и перегруженной композиции в своих работах.

narodziny_zycia, художник Яцек Йерка, картиныnarodziny_zycia, художник Яцек Йерка, картиныnarodziny_zycia, одна из картин Яцека Йерки к фильму Даалдера «Земляничные поляны»

Польский художник Яцек Йерка, Yerka Jacek, картины, биография.

Художники сюрреалисты. Юрий Лаптев.

Лаптев — художник из Крыма. Работает в довольно нехарактерной для сюрреалистов акварельной технике. Как и Йерка, Лаптев и сюрреалист, и иллюстратор в одном лице. Несмотря на явную сюрреалистичность работ, можно найти образы, знакомые всем «рожденным в СССР».

Картины Юрия Лаптева, сюрреализмКартины Юрия Лаптева, сюрреализм

Акварельный сюрреализм Юрия Лаптева.

Художники сюрреалисты. Джонсон Цанг.

Цанг — сюрреалистический скульптор из Гонконга. Любитель соединять живое с неживым или человека с растением. Специализируется на керамике и литье из нержавеющей стали. Многие его творения украшают аэропорты Гонконга.

Керамическая скульптура, Джонсон ЦангКерамическая скульптура, Джонсон ЦангКерамическая скульптура.

Необычные сюрреалистические скульптуры Джонсона Цанга (Johnson Tsang).

Джузеппе Арчимбольдо.

Джузеппе не совсем сюрреалист, но близок, как никто. Примечательно то, что этот художник жил и творил задолго до Сальвадора Дали и даже Джорджо де Кирико. В сети людям полюбились его портреты из овощей. Имею мнение, что чисто технически он не меньший сюрреалист, чем современные сюрреалисты, потому что единственное, что его отличает от «настоящих» сюрреалистов — это отсутствие соответствующей идеологии. Художественная техника и оригинальность потрясает. Не сомневаюсь, что его гротескные картины пользовались немалым успехом у аристократов.

Джузеппе Арчимбольдо, четыре стихии, водаДжузеппе Арчимбольдо, четыре стихии, водаКартина из цикла стихии — Вода

Вакханалия природы в картинах Джузеппе Арчимбольдо.

Сюрреалистические картины Васко Ташковски.

Это один из моих любимых художников. Он мало известен широким массам, а зря. Родился в Югославии. Его картины потрясают своей эпичностью. Кроме того, он один из немногих художников, которые могут похвастаться яркой индивидуальностью. Перепутать его картины, скажем с Сальвадором, может только человек крайне далекий от искусства. Любимые мотивы — это лошади и окружающая среда.

СюрреализмСюрреализм

Сюрреалистические картины художника Васко Ташковски.

Сюр деко Бориса Индрикова.

Индриков — русский художник сюрреалист, который работает на стыке ар нуво, сюрреализма и фантастического реализма. Его картины выглядят сюрреалистично, но в то же время нежно и декоративно. Тоже один из моих любимых художников. Такое и в музее хорошо смотрится и на стену повесить приятно, и на странице книги красиво выглядит.

фантастический реализмфантастический реализм

Утонченный фантастический реализм в картинах Бориса Индрикова

Реклама

Реклама

Русский художник сюрреалист Владимир Куш.

Владимир Куш — another one художник сюрреалист. Работает в стиле, похожем чем-то на Сальвадора Дали. Тем не менее наметанный глаз безошибочно определит, где чья картина. Тоже довольно милые работы. Такие приятны и созерцательные. Не столь силен, как Васко, больше коммерческий художник. Как и Индриков, понравятся даже тем, кто особо сюрреализм не любит. Любимые мотивы — бабочки.

Владимир Куш, художник, Book of BooksВладимир Куш, художник, Book of BooksBook of Books

Картины Владимира Куша и краткая биография.

Художники сюрреалисты. Украинский художник Иван Марчук.

Иван Марчук — один из самых известных художников сюрреалистов Украины. Впрочем, Марчук работает не только в стиле сюрреализма, но и пишет вполне себе реалистичные пейзажи. Характерная техника художника — использование перекрывающих друг друга линий, что визуально дает эффект смешения цветов (прием, чем-то похожий на пуантилистов).

Иван Марчук, картины, сюрреализмИван Марчук, картины, сюрреализмМарчук.

Переплетения фантазий Ивана Марчука, картины художника

Художники сюрреалисты. Акварельный сюрреализм Джонатана Уолстенхолма.

Джонатан Уолстенхолм — акварелист, известный мне по серии сюрреалистических иллюстраций, которые я бы назвал «жизнь замечательных книг». Любимые мотивы — книги (ваш капитан очевидность).

Акварельный сюрреализм Джонатана УолстенхолмаАкварельный сюрреализм Джонатана УолстенхолмаАкварельные картины Уолстенхолма

Акварельные картины, книжные посиделки Джонатана Уолстенхолма.

Жозефина Уолл.

Жозефину можно причислить к сюрреалистам с очень очень очень большой натяжкой, но все же какие-то элементы имеются, поэтому пусть будет. Любимые мотивы — сказочные существа, яркие цвета, цветы, птицы, декор. Сам я не могу сказать, что в восторге от работ Жозефины, хотя и есть у нее интересные идеи, но народу нравится. Особенно женщинам. Пусть будет.

Картины Жозефины Уолл, Дочь глубин, серия Богини,Картины Жозефины Уолл, Дочь глубин, серия Богини,Дочь Глубин.

Разноцветные сказки в картинах Жозефины Уолл.

Иллюзии Роба Гонсалвеса

Еще один художник иллюстратор затесался. Тоже не совсем сюрреалист. Любимые мотивы Роба Гонсалвеса — оптические и пространственные иллюзии. Популярный канадский художник. Был. Но уже почил в бозе не так давно, а жаль.

Магический реализмМагический реализмГонсалвес.

Хитросплетения реальности в картинах Роба Гонсалвеса

Сьюзен Седдон Булет.

Сьюзен можно назвать представителем близкого к сюрреализму стиля Виженари Арт. Хотя грибов она для рисования не употребляла, но по духу и по стилю очень подходит. Любимые мотивы — шаманы, индейские сказки и легенды, сказочные существа, боги.

Картины Сьюзен Седдон БулетКартины Сьюзен Седдон БулетБулет

Шаманские легенды в картинах Сьюзен Седдон Булет (Susan Seddon Boulet).

Художники сюрреалисты. Оптические иллюзии Октавио Окампо.

Очерк, автор Acidbeaver АРТ блог figgery.com.ua

Октавио — мексиканец. Еще один художник иллюзионист. Любимые фишки — картины обманки, иллюзии, религиозная тематика.

Оптические иллюзии в картинах Октавио Окампо, современного художника сюрреалистаОптические иллюзии в картинах Октавио Окампо, современного художника сюрреалистаОкампо

Оптические иллюзии в картинах Октавио Окампо.

Михаил Хохлачев. Современный сюрреалист.

Михаил — один из художников, у которого мне нравятся сюжеты, но не нравится манера исполнения. Another one коммерческий сюрреалист. Родом из России, на данный момент живет у братцев янки. Несмотря на прилизанность, картины достойны внимания.

Михаил Хохлачев.

Михаил Хохлачев, Michael Cheval, современный художник сюрреалист

На этом пока все. Такие дела.

figgery.com.ua

Сюрреализм: от Дали до нашего времени. | Блогер Cooper на сайте SPLETNIK.RU 16 ноября 2013

Сюрреализм: от Дали до нашего времени.

Не отличусь оригинальностью, начав пост с бесконечной благодарности yulia76 за такой чудесный флэшмоб! Не знаю, найдет ли моя тема своего читателя, но все же для своего первого авторского на Сплетнике я решила взяться за то, что мне известно и интересно. 

Когда люди слышат о сюрреализме, в голову как правило тут же приходит Дали, но ведь сюрреализм полон множеством других замечательных и талантливых художников. Не хватит одного поста что бы рассказать о каждом, и выбрать среди сюрреалистов 10 лучших будет для меня настоящей пыткой. Поэтому представляю вашему вниманию десятку, просто 10 тех, чьи имена первыми попали в мою голову, что бы было честно;)

1. Сальвадор Дали (1904-1989)  — казалось бы, этот человек не нуждается в представлении и имя его известно даже тем, кто далек от искусства. Сальвадор - одна из самых величайших фигур сюрреализма, да и художественного мира в целом. Помимо уникальных работ, Дали известен своими необычными образами и экстравагантностью.

«Я не сюрреалист, я - сюрреализм»

- без лишней скромности говорил о себе Сальвадор. Читая книги о нем, смотря биографии, вы часто можете слышать от его окружения, что буквально все, к чему прикасался художник - уже становилось сюрреализмом.

«Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время» -Сальвадор Дали

2. Макс Эрнст (1891-1976) — еще один не менее яркий представитель сюрреализма, мастер фроттажа и коллажа. Эрнст нигде не обучался, о таких говорят - художник-самоучка. Интересный факт: С 1909 он изучал философию в университете Бонна, но вскоре оставил это занятие, чтобы полностью посвятить себя искусству. Во время учебы он основательно изучал психологию и интересовался искусством психически больных. 

А в 1930 художник сотрудничал с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем в фильме "Андалузский пес". Не буду томить и оттягивать время болтовней, которую без того можно найти в интернете, и перейду непосредственно к некоторым картинам Эрнеста:

3. Рене Магритт (1898-1967) — картины этого художника основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла, допустим, мы видим трубку, но тут же подпись «Это не трубка». У Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов, предметы почти никогда не теряют своей "предметности": они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. 

«Сюрреализм — это реальность, освобожденная от банального смысла» 

- Рене Магритт

4. Яцек Йерка (родился в 1952 году) — Йерка - это творческий псевдоним талантливого польского художника Яцека Ковальского. У художника имеется на счету престижная награду «Всемирной премии фэнтези» как лучший художник в области фантастической живописи.

«Мне кажется, 50-ые были этаким Золотым Веком. Это счастливые годы моего детства, наполненные волшебством окружающего мира. В моих работах это отражается в зданиях, мебели и различных довоенных безделушках. Если бы мне было нужно нарисовать компьютер, я бы непременно приложил довоенную эстетику и к нему» - говорит Яцек Йерка

5. Владимир Куш (год рождения: 1965) — родился и вырос в Москве, сейчас же проживает на Гавайях. У Куша 4 галереи в США, а в планах на будущее, открыть больше галерей по всему миру.  Выбрать для поста всего 4 работы было действительно трудно! Его фантастический мир манит  к себе и невольно пробуждает желание очутиться там:

6. Константин Калинович (родился в 1959 году) — удивительный художник родом из России. Член-корреспондент Королевского Общества Живописцев и Граверов (Великобритания), обладатель большого количества международных призов и наград в области печатной графики. Работы художника находятся в Королевской Академии искусств (Лондон, Великобритания), в Российской Национальной Библиотеке (Санкт-Петербург, Россия), в музее искусства Сидар-Рапидс (Айова, США), в Уэльском Университете (Аберистуит, Великобритания), в музее Дэвис (Уэллсли, США), а так же  в частных коллекциях разных стран мира.

 

7. Рафал Ольбинский (родился в 1947 году) — польский художник-иллюстратор уже давно живет и работает в США. Однако, его становление как художника происходило в родной Польше, где Рафал рос и воспитывался в культурной среде театрального сообщества. Спору нет, Ольбинский талантлив, но это как раз тот случай когда индивидуальности ему, по-моему, не хватает. 

8. Алекс Андреев (родился в 1972 году) — художник из Санкт-Петербурга. Его рисунки скорее всего вам часто доводилось встречать на просторах интернета.

О себе пишет коротко: «В моей голове нет тараканов. Их давно сожрали другие, куда более крупные и опасные твари.»

9. Тодд Шорр (родился в 1954 году) — ни на кого не  похожий художник работающий в жанре поп-сюрреализм.  Картины Тода Шорра - это восторг поп-культурных переживаний, безумная смесь неоновых огней Лас-Вегаса, старых диснеевских мультфильмов, ЛСД-трипов, танжерских базарных зазывал, ЛьюисКэрролловской мистики, картин Дали и Пикассо, обложек журнала TIME, шоу цирков шапито. Живет и работают Тод Шорр в Беверли Хиллз, штат Калифорния. Он является одним из самых дорогих и успешных художников США. 

10. Грег Симкинс (родился в 1975 году)  — не совру, назвав его одним из любимых современных сюрреалистов.  Какое то время Грег занимался граффити под ником Craola. Так же принимал участие в разработке таких компьютерных игр  как Tony Hawk 2X, Spiderman 2 и Ultimate Spiderman, а также работа с такими компаниями, как Disney, Mattel, Vans и Converse. Ему не пришлось быть долго безызвестным художником и вскоре он получил степень бакалавра художественных искусств в арт-студии Калифорнийского госуниверситета в Лонг-Бич.

Добавляю всего 4 его работы, но настоятельно рекомендую посмотреть и остальные! 

.... Знаю я, знаю что пора бы уже закругляться! Планировалось только 10, но не могу не включить в список невероятного Марка Райдена (родился в 1963 году). За его картинами охотятся коллекционеры со всего мира. Среди его клиентов такие знаменитости как Стивен Кинг , Элтон Браун, Леонардо ДиКаприо, Дэнни Элфмэн, Крис Картер, Бриджит Фонда и многие другие.

Со слов самого Райдена: «Я хочу предварительно отметить, в действительности это не я рисую свои картины. Это все Волшебная Обезьянка. Она приходит ко мне в студию поздно ночью, когда всем овладевает тишина. Непостижимые вещи происходят тогда, когда большинство людей спят. Я помогаю Волшебной Обезьянке, но почти все делает она. Наибольший мой труд – помочь ей появиться. Она чрезвычайно прихотлива. Правое полушарие мозга очень важно; я должен переключить свой ум из логического мышления на креативное, высвободить свободные ощущения. Если я начинаю думать много, то лучше будет пойти подремать или поиграться с сыном. Потому что все должно происходить непринужденно, почти бессознательно. Когда вы поверите – все состоится. Вы почувствуете это. Это как магия. Обезьянка приходит, стучит в двери, мы достаем краски и кисти из ящика, мы идем творить искусство»

О его работах ведется множество споров - одни находит их злыми, а художника психически не здоровым, другие же видят в картинах Марка смысл и восхищаются его картинами. К какому типу относитесь вы, решайте сами:

Дорогие Сплетницы и Сплетники, каково ваше мнение о сюрреализме и чьи работы понравились больше всего?  Далеко ли ушел современный  сюрреализм от раннего(если конечно его можно так охарактеризовать), и в какую сторону?  С удовольствием  послушаю! Не прощаюсь;)

www.spletnik.ru

Сюрреализм в искусстве

сюрреализм в искусствеНазвание авангардного направления в искусстве и литературе первой половины ХХ века сюрреализм происходит от французского слова «surréalisme», означающего буквально сверх или над реализм. Появился он в 20-х годах прошлого века во Франции, его основоположником считается французский писатель и поэт Андре Бретон, впервые термин «сюрреализм» появился с легкой руки писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера в его манифесте «Новый дух». Изначально данное направление появилось в литературе, позже оно охватило и живопись, и скульптуру и другие формы искусства. Целью последователей идей сюрреализма было создание абсолютно новых наборов образов путем полного освобождения глубинных сил своего подсознания.

Сюрреализм в живописи

Большое влияние на развитие стиля оказали работы знаменитого австрийского врача-психиатора Зигмунда Фрейда, для создания своих специфических шедевров сюрреалисты использовали сны и галлюцинации.

Яцек Йерк художник-иллюстратор

(Картина Яцека Йерка, художника-иллюстратора)

Для получения новых фантазийных изображений художники-сюрреалисты использовали такие инновационные способы и методики как:

  • Текстурирование. Лист бумаги помещается на неровную поверхность (дерево или камень) и обрабатывается мелом или карандашом до получения текстуры подложенного материала;
  • Декалькомания. Краска наносится на два листа бумаги, поверхность которых художник трет друг об друга, таки образом получая фантастические образы и узоры;
  • Соскабливание. Окрашенное полотно помещается на текстурную поверхность и обрабатывается методом соскабливания, часть краски удаляется, а поверхность с оставшейся краской приобретает фактурный, оригинальный вид;
  • Фьюмаж. Под лист бумаги помещаю горящую свечу, и двигают ею в различных направлениях, образуется фантазийный узор за счет следов сажи;
  • Капельный метод. Капли краски попадают на раскачивающуюся поверхность листа:
  • Метод коллажа. Создание графических и живописных картин посредством сбора сюжета вырезок из журналов, газет и разнообразных фотографий. Цельная композиция создается путем расположения картинок и вырезок в задуманном автором порядке;
  • Чертеж. Линии выполняются пером или кистью хаотично, без соблюдения правил и определенного плана;
  • Ready-made. В качестве своего произведения определенный объект или предмет, созданный не им самим и не имеющий никакой художественной ценности («Колесо от велосипеда», «Фонтан», «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана).

сказочный сюрриализм Яцека Йерка

(Сказочный сюрриализм Яцека Йерка)

Очень часто картины художников-сюрреалистов характеризуют как абсурдные, полностью лишенные всякой логики и полные противоречий произведения, которые все-таки совершили революцию во взаимоотношениях человеческого разума с окружающей нас действительностью. Сюрреалисты считали, что только искусство способно сделать разум человека абсолютно свободным.

Известные художники-сюрреалисты

Предшественником и идейным основателем сюрреализма в живописи исследователи считают творчество нидерландского художника Иеронима Босха (XVI век), загадочные картины которого показали интерес творческой личности к фантазиям, нереальным изображениям и деформированной реальности («Аллегория чревоугодия и любострастия», «Извлечение камней глупости», триптих «Страшный суд).

Сальвадор Дали Постоянство времени

(Сальвадор Дали "Постоянство времени")

Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. Его работы, основанные на теории Фрейда о человеческом подсознании, служили формальным и визуальным языком для передачи его снов, фантазий и галлюцинаций окружающим людям. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Его знаменитые картины – «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т.д.

Макс Эрнст День и Ночь

(Макс Эрнст "Луара")

Немецким идеологом стиля сюрреализм считается художник, график и скульптор Макс Эрнст. Это признанный мастер коллажа и фроттажа, в работах которого сосредоточено большое внимание на творчестве людей с нарушенной психикой. Его работы: «Плеяды или Приближение половой зрелости», «Целебес», «Сомнительная женщина», «Царь Эдип», «Кастор и Полукас», «Око безмолвия».

Фрида Кало Две Фриды

(Фрида Кало "Две Фриды")

Известная художница, работавшая в стиле сюрреализма Фрида Кало (Мексика), её работы имеют особую смысловую наполненность, эмоциональность и яркость. Её произведения отличает большое количество автопортретов: «Маленькая лань», «Две Фриды», «Сломанная колонна», «корни», «Что дала мне вода».

Ив Танги Я увидел три города

(Ив Танги "Я увидел три города")

Французский сюрреалист Ив Танги, сменивший огромное количество разных профессий, некоторое время был моряком, что объясняет присутствие в его картинах темы моря, подводных обитателей. Его работы характеризуются некоторой мрачностью, романтизмом, использованием мягких, плавных линий, изображение облаков, морской волны, клубов дыма: «Завтра», «Ветер», «Рука в облаках», «Превращение», «Шторм».

В Бельгии способствовал развитию сюрреалистического направления в живописи художник Поль Дельво, центральной тематикой его картин было обнаженное женское тело, часто изображал скелетов, наиболее известные полотна: «Спящая Венера», «Деревня русалок», «Зеркало», «Леда», «Пигмалион». Также известный бельгийский художник сюрреалист Рене Магритт, его произведения «Дитя человеческое», «Влюбленные», «Фальшивое зеркало».

Русский сюрреализм

Александр Тышлер Директор погоды

(Александр Тышлер "Директор погоды")

Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада. Тем не менее, в некоторых произведениях художников можно найти некоторые предпосылки для их сюрреалистического восприятия. Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана.

Наиболее тесно с таким направлением в живописи как сюрреализм была связана группа последователей и учеников Казимира Малевича под названием УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Исследователи отмечают, что все позднее творчество Малевича (на примере картины «Три девушки») можно смело отнести к сюрреалистическому направлению.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

О символике Сальвадора Дали. / Статьи / Паблик / Мария Иванова-Очерет

Паблик → Статьи

О символике Сальвадора Дали

 

 

Сюрреализм - модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру.

Для Сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом.

Теоретик и основоположник С. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную сверхреальность. В основе Сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны.

 

В период между двумя мировыми войнами Сюрреализм стал самым распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира.

Теперь хотелось бы сказать об одном из самых известных представителей сюрреализма – Сальвадоре Дали.

Имя Дали стало фактически синонимом понятия сюрреализм, 

ведь не даром сам художник утверждал – «Сюрреализм – это Я!». 

Сальвадор Дали.фото

Сальвадор Дали

 

Вообще о появлении Дали в сюрреализме рассказать лучше, чем сделал это он сам, невозможно: 

«Но вот случилось то, чему суждено было случиться, — явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской “волей к власти”, он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности».

Сюрреализм Дали не различал каких-либо отдельных сторон бытия: все, что соприкасалось с его сюрреалистическим творчеством, превращалось в нечто новое. Дали не делал исключений ни для чего: он писал любовь и сексуальную революцию, историю, технику, общество, религию. Границ для него не было: области, которые затронул Дали, простирались от кулинарного искусства до науки. И во всем этом он находил такие образы, которые шокировали человечество — абсолютно все, что изображала кисть этого истинного сюрреалиста, превращалось в причудливые, невиданные ранее образы.

Дали, как и другие сюрреалисты, развивал свое творческое «Я» с помощью традиционных для сторонников этого течения методов. Однако он воспринял новую философию в ее радикальном проявлении, чего долгое время не могли понять обычные люди. Впрочем, такой протест со стороны обывателей вполне предсказуем: Дали был чрезвычайно жесток со всеми идеями и принципами человечества, его резкое отношение чувствовали на себе все люди, которые когда-либо общались с гением. Критике со стороны художника подвергались действия политиков, произведения художников старой школы, семья, нормы морали… Его творчество можно считать наиполнейшим проявлением сюрреалистических идей — они, доведенные до парадоксальности, способны были разрушить любую стену на своем пути, будь то понятие о красоте, правила поведения, общепринятые истины и аксиомы.

Сальвадор Дали — человек, который показал, что сюрреализм был в то время не просто направлением в искусстве с задекларированными в журналах принципами. Для многих он стал способом мышления и бытия вообще.

 Создав свой собственный, сюрреалистичный мир, Дали наполнил его фантасмагоричными существами и мистическими символами. Эти символы, отражающие навязчивые идеи, страхи и объекты фетиша мастера, «переезжают» из одной его работы в другую на протяжении всей творческой жизни.

Символика Дали не случайна (как не случайно все в жизни, по мнению мастера): интересуясь идеями Фрейда, сюрреалист придумал и использовал символы для того, чтобы подчеркнуть скрытый смысл своих работ.

Чаще всего — для обозначения конфликта между «твердой» телесной оболочкой человека и его мягким «текучим» эмоционально-ментальным наполнением. Мы остановимся на некоторых из символов в произведениях художника.

 

 

Ликующий Ангел. Сальвадор Дали

Скульптура "Ликующий Ангел". Сальвадор Дали

 

 

Ангелы

 

Способность этих созданий общаться с Богом волновала Дали. Ангелы для него — символ мистического, возвышенного союза. Чаще всего на картинах мастера они появляются рядом с Гала, которая была для Дали воплощением благородства, чистоты и связи, дарованной небесами.

 

 

Постоянство памяти. Фрагмент. Сальвадор Дали

"Постоянство памяти". Фрагмент. Сальвадор Дали

 

Муравьи

 

Страх перед тленностью жизни возник у Дали еще в детстве, когда он со смесью ужаса и отвращения наблюдал, как муравьи пожирают останки умерших мелких животных. С тех пор и на всю жизнь муравьи стали для художника символом разложения и гнили. Хотя некоторые исследователи связывают муравьев в работах Дали с сильным выражением сексуального желания.

 

Пылающая женщина. Сальвадор Дали

Скульптура "Пылающая женщина". Сальвадор Дали

 

 

Выдвижные ящики

 

 

Человеческие тела на многих картинах и объектах Сальвадора Дали имеют открывающиеся ящики, символизирующие память, а также мысли, которые часто хочется спрятать. «Тайники мысли» — понятие, позаимствованное у Фрейда и означающее тайну скрытых желаний.

 

Космический слон. Сальвадор Дали

 

 

Слоны

 

Огромные и величественные слоны, символизирующие доминирование и власть, у Дали всегда опираются на длинные тонкие ноги с большим количеством коленных чашечек. Так художник показывает неустойчивость и ненадежность того, что кажется незыблемым.

Скульптура "Космический слон". Сальвадор Дали

 

Постоянство памяти. Дали

"Постоянство памяти". Фрагмент. Сальвадор Дали

Мягкие (расплавленные) часы

 

Дали говорил, что жидкость — это материальное отражение неделимости пространства и гибкости времени. Однажды после еды, рассматривая кусочек мягкого сыра камамбер, художник нашел идеальный способ выразить изменчивое восприятие человеком времени — мягкие часы. Этот символ сочетает в себе психологический аспект с необыкновенной смысловой выразительностью.

 

Морской еж

По мнению Дали, морской еж символизирует контраст, который можно наблюдать в человеческом общении и поведении, когда после первого неприятного контакта (подобному контакту с колючей поверхностью ежа) люди начинают узнавать друг в друге приятные черты. В морском еже этому соответствует мягкое тело с нежным мясом, которым так любил лакомиться Дали.

 

Улитка и ангел. Сальвадор Дали

Скульптура "Улитка и ангел". Сальвадор Дали

 

Улитка

 

Подобно морскому ежу, улитка символизирует контраст между внешней суровостью и жесткостью и мягким внутренним содержимым. Но в дополнение к этому Дали был восхищен очертаниями улитки, изысканной геометрией ее раковины. Во время одной из велосипедных вылазок из дома, Дали увидел на багажнике своего велосипеда улитку и надолго запомнил очарование этого зрелища. Будучи уверенным, что улитка оказалась на велосипеде не случайно, художник сделал ее одним из ключевых символов своего творчества.

 

Носорог

 

 

Сальвадор Дали и носорог. Фото

Сальвадор Дали и носорог. Фото

Носорог – один из самых интересных символов в творчестве художника. В начале 50-х годов малоизвестный фламандский поэт Эммануэль Лютен сделал Дали неожиданный подарок — рог носорога. Дали, никогда прежде не видевший и не державший в руках это чудо, стал теперь его владельцем. Должно быть, это знак – решил художник. Рог носорога вошел в список символов и маниакальных увлечений Дали, появившись в двух картинах 1950 года: второй вариант "Мадонны Порт-Льигата" и "Дезинтеграция носорога". Затем, 5 июля 1952 года Дали осознал, что его необъяснимое предчувствие в связи с подарком начинает сбываться: он заметил, что Христос, над изображением которого он тогда работал, "состоит" из носорожьих рогов. "Потрясенный своим открытием, я упал на колени, как настоящий безумец", — записал Дали в дневнике. Он вдруг стал находить рога носорогов во многих своих картинах, даже в созданных гораздо раньше. Дали понял: форма носорожьего рога — это геометрическая основа изображения любого объекта.

Впервые Дали применил свое открытие в картине "Юная девственница, удовлетворяющая себя рогами собственного целомудрия" (1954). Дали без труда отводил от себя обвинения, что на картине рога имеют фаллическую форму. "Рог носорога происходит от единорога, символа непорочности", — говорил он Рейнольду Морзу. "Парадоксально, но эта столь эротичная картина — самая целомудренная".

Рога носорогов вновь предстают в работе того же года "Обнаженный Дали, созерцающий пять правильных фигур, превращающихся в корпускулы, среди которых неожиданно появляется Леда Леонардо, с набором хромосом лица Галы". Здесь рога соседствуют с новым символом — молекулой ДНК, очередным увлечением Дали. Воспроизведение головы Галы в картине (едва узнаваемой) представляет собой водоворот молекул и носорожьих рогов, окруженных разноцветными частицами.

 

 

 

 

 

Параноико-критическое исследование "Кружевницы" Вермеера". Сальвадор Дали

Параноико-критическое исследование "Кружевницы" Вермеера". Сальвадор Дали

 

 

Приблизительно тогда же, когда молекулы ДНК заполнили полотна Дали, его озарило, что "Кружевница" Вермера также состоит из рогов носорога. К великому удивлению служительниц Лувра, где художнику разрешили сделать копию, на его полотне оказалось изображение разлетающихся носорожьих рогов. Позже Дали прокомментировал: "Эти рога — единственные в царстве животных — сконструированные в точности, как и на этой картине, в соответствии с совершенной логарифмической кривой. Это логарифмическое совершенство направляло руку Вермера, когда он писал "Кружевницу".

Новооткрытая носорогомания Дали привела к очередному кинопроекту, сменившему "Телегу плоти". Он получил название "Удивительная история "Кружевницы" и носорога". Некоторые кадры фильма сделаны между 1954 и 1961 годами, в том числе и в зоопарке "Венсан", но фильм не был закончен. 

 

"Рождество" Сальвадор Дали

"Рождество" Сальвадор Дали

 

Библия и Рождество

 

Мало кто знает, что Дали писал и картины религиозной тематики. У Дали есть целых две работы, посвящённые Рождеству. 

Первая – одна из иллюстраций художника к Библии. Иллюстрировании Библии по праву можно считать одной из самых масштабных работ Дали. Работа была выполнена по заказу итальянского миллиардера Джузеппе Альбаретто, с которым Дали познакомился в 1956 году. Джузеппе Альбаретто, ревностный католик, надеялся, что работа над иллюстрациями к Библии заставит Дали обратиться к религии. Художник взялся за смелый проект с энтузиазмом. Как ни странно, иерархи католической церкви благословили неожиданный выбор иллюстратора нового издания Библии.

Рождество здесь изображено гением сюрреализма в довольно условной, но всё же близкой к классической манере. Зритель ясно угадывает фигуры Марии, Иосифа и Младенца в яслях. Однако не стоит забывать, что данная работа является прежде всего иллюстрацией к тексту. 

 

 

 

 

Рождество. Сальвадор Дали

Рождество". Сальвадор Дали

 

Полностью самостоятельная же картина на данную тему написана Дали в 1946 году и в ней нет и следа традиционных канонов. Как известно, Дали стремился в своем творчестве переосмыслить христианские темы рождества, земного пути Иисуса Христа, распятия и воскресения и вцелом очень часто обращался к христианской символике. Вспомним многочисленные вариации художника на тему распятия, картины с изображением Мадонны, ангелов и так далее. Его картина «Рождество» также посвящена религиозной теме рождения Спасителя.

Однако сторонний наблюдатель, не знакомый с названием полотна, может даже не понять, что на нем изображено: он увидит арку, проломленную посередине, внутри арки зимний пейзаж, растущие на кирпичах разрушающегося архитектурного сооружения ели с Вифлеемскими звездами посередине каждой из них. Полукружие сторон арки напоминают правую и левую части лица. Висящие же по обеим сторонам арки елочные украшения являются глазами какого-то живого существа, возможно, самого Бога. Другие украшения архитектурного сооружения напоминают губы, нос и подбородок. Сама тема полукруга и прямой линии напоминает образ женского и мужского начал, а также стихию их соединения в рождении нового живого существа.

Таким образом, мы сталкиваемся с образами глубоко символичными, Дали использует как известные символы Рождества (образ Вифлеемской звезды, елку как символ воскресения вечной жизни, образ зимы, ведь именно зимой приходит Рождество), так и созданные им самим (сюда относится образ человеческого лица в полукружии арки). Интересно также, что многие символы повторяют им дважды: например, две елки, две Вифлеемских звезды. Данную особенность можно трактовать по-разному. Например, мы можем предположить, что под двумя елками и двумя звездами дали подразумевает божественную и человеческую природу Иисуса Христа или величие Бога и человека на земле.

 

подготовила искусствовед К.И. Подлипенцева

www.maria-art.com

Картины Сальвадора Дали как истинное отображение сюрреализма

Никого не могут оставить равнодушными картины Сальвадора Дали. Кто-то восхищается, кто-то не поддерживает его творчества. Неравнодушие – этого и добивался гений. Он хотел расщепления разума – зрителей его картин. И его стремления были достигнуты.

 

Урожденный испанец сразу пошел наперекор общественному мнению. В 14 лет перед ним предстал выбор: вести бедный образ жизни, стучась в двери к богатым и предлагая услуги художника; или стать зажиточным нотариусом, как его отец, и самому диктовать условия. Конечно же, он пошел не по стопам своего отца. После изгнания из монастырской школы, мать отдает молодого Дона Сальвадора в художественную школу, где он часто рисует обнаженные натуры.

Отец, в надежде, что с сына выйдет что-то путное, продолжает всячески способствовать подавлению его желания стать художником. Он подкладывает Сальвадору книгу, на которой изображены части мужского тела, поврежденные различными болезнями. Секс с гниением производят на его тонкую натуру такое впечатление, что отвращает его надолго от любых, даже самых невинных, контактов с противоположным полом. Именно этот факт отобразится на всех знаменитых картинах Сальвадора Дали. Образ разлагающихся насекомых будет означать для прогрессивного искусствоведения разложение буржуазного искусства. И, в дальнейшем, именно он вводит в эстетический обиход термин «тухлятина».

 

В 1921 году умирает мать, единственная женщина, потакавшая всем его причудам. И через несколько лет он изображает ее в виде мадонны со святым сердцем, подписывая: «Иногда мне нравится плевать на портрет моей матери». Что опять вызывает бурю эмоций. В 1926г. происходят два судьбоносных события: во-первых, его выгоняют с академии за пренебрежительное отношение к преподавателю живописи, во-вторых, он отправляется в путешествие во Францию. Здесь-то и знакомится со своим кумиром испанцем Пикасо.

 

В 1926, проживая в Париже, он высказывает знаменитую мысль: «Я так прилежно осваивал азы сюрреализма, что очень скоро стал единственным настоящим сюрреалистом». И, с полной уверенностью, говорит: «Сюрреализм – это я». А далее настает новая эпоха в его творчестве, когда он  знакомится с Еленой Дьяконовой – Гала (означающее праздник). В жизни маркиза де Пуболя действительно настает праздник.

Она становится самой лучшей и послушной натурщицей, которая воспринимает его как гения. Ведет все его дела, а он погружается полностью в творчество. На одной из его картин, Гала предстает в образе мифической женщины с ликом Христа.

 

Для сюрреализма, который Дали исповедует, нет ни политики, ни эстетики, ни интима, ни истории, ни техники, ничего другого. После смерти Галы, Дали напишет одну единственную слабую картину с названием «Мы придем позднее к 5 часам».

 

В 1983 году старость берет вверх над его гениальным разумом, и сердце останавливается без десяти семь. Именно то время, которое он писал на своих стекающих часах. Картины всемирно признанного художника Сальвадора Дали можно разделить на эпохи:

  1. Раннее творчество: 1914-1926гг
  2. От неокубизма к пресюрреализму: 1926–1929гг
  3. Сюрреализм — это Я!:  1929–1934гг
  4. Параноидально – критический метод: 1934–1937гг
  5. Американский этап: 1938–1949гг
  6. Ядерный мистицизм: 1949–1962гг
  7. Последние штрихи:1963–1983г

Олеся Николаева

 

 

civility.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта