Описание картины Сальвадора Дали «Антропоморфный хлеб». Картина дали хлеб


ХЛЕБ САЛЬВАДОРА ДАЛИ | ARTотека еды

хлеб дали 580 х 340

Саль­ва­дор Дали (1904–1989) одна­жды ска­зал: “ Труд­но при­влечь к себе вни­ма­ние даже нена­дол­го. А я пре­да­вал­ся это­му заня­тию вся­кий день и час. У меня был девиз: глав­ное — пусть о Дали гово­рят. На худой конец, пусть гово­рят хоро­шо ”.  И его жела­ние сбы­лось.

Даже спу­стя 25 лет после смер­ти о Дали про­дол­жа­ют спо­рить, его твор­че­ство изу­ча­ют и обсуж­да­ют, а коли­че­ству после­до­ва­те­лей и под­ра­жа­те­лей нет чис­ла. Хотя Дали назы­ва­ют вели­ким испан­ским живо­пис­цем, по про­ис­хож­де­нию он был ката­ло­нец. Навер­ное, с этим свя­за­но его осо­бое отно­ше­ние к еде. О жите­лях Ката­ло­нии —  погра­нич­ной обла­сти меж­ду Фран­ци­ей и Испа­ни­ей —  быту­ет пого­вор­ка, что они верят толь­ко в то, что мож­но пощу­пать или съесть.  Неда­ром Дали гово­рил, что “всё кра­си­вое долж­но быть съе­доб­но”.  Фети­шем Дали, его лич­ным брен­дом на про­тя­же­нии все­го твор­че­ства был хлеб.

корзина с хлебом Дали 700 х 684Одна из пер­вых извест­ных работ худож­ни­ка “Кор­зи­на с хле­бом” была напи­са­на в 1926 году, когда Саль­ва­до­ру было 22 года. Гля­дя на клас­си­че­ский натюр­морт, напо­ми­на­ю­щий рабо­ты ста­рых масте­ров гол­ланд­ской шко­лы, труд­но пред­ста­вить даль­ней­ший  путь худож­ни­ка. Зато не вызы­ва­ет недо­уме­ния выска­зы­ва­ние Дали о том, что его люби­мым живо­пис­цем  был Ян Вер­ме­ер.

Кусок хле­ба. Я изоб­рел колум­бо­во яйцо: хлеб Саль­ва­до­ра Дали. В то же вре­мя я рас­крыл тай­ну хле­ба — он может остать­ся несъе­ден­ным. Насущ­ную вещь, сим­вол пита­ния и свя­то­го бытия, я пре­вра­щу в бес­по­лез­ную, эсте­ти­че­скую. Я сотво­рю из хле­ба пред­мет сюр­ре­а­лиз­ма. <…> Хлеб Дали пред­на­зна­чен не для помо­щи мно­го­дет­ным семьям. Мой хлеб был сугу­бо анти­гу­ман­ным. Он сим­во­ли­зи­ро­вал месть рос­кош­но­го вооб­ра­же­ния ути­ли­тар­но­сти прак­ти­че­ско­го мира. Это хлеб ста­нет ари­сто­кра­тич­ным, эсте­ти­че­ским, пара­но­и­даль­ным, софист­ским, иезу­ит­ским, фено­ме­наль­ным и оше­ло­ми­тель­ным”. Тай­ная жизнь Саль­ва­до­ра Дали, рас­ска­зан­ная им самим (1942).

реконструкция Ретроспективный бюст женщины Дали 600 х 640В 1933 году  для сюр­ре­а­ли­сти­че­ской выстав­ки в Pierre Colle Gallery (Париж) Дали создал скульп­ту­ру “Ретро­спек­тив­ный бюст жен­щи­ны” – бри­ко­лаж фар­фо­ро­во­го бюста жен­щи­ны с бато­ном хле­ба в виде шля­пы, на кото­рую водру­же­на брон­зо­вая чер­ниль­ни­ца — репро­дук­ция кар­ти­ны “Анже­люс” Жана-Фран­с­уа Мил­ле. Вокруг шеи обмо­та­на полос­ка бума­ги с тан­цу­ю­щим маль­чи­ком для бара­ба­на зоотро­па, на  лице кишат муравьи как сим­вол тле­ния, на пле­чах почат­ки куку­ру­зы – паро­дия на совре­мен­ную париж­скую моду. Эпа­таж­ный бюст про­су­ще­ство­вал недол­го. Гово­рят, что выстав­ку посе­тил Пикассо со сво­ей соба­кой. Пес, в бла­жен­ном неве­де­нии о худо­же­ствен­ной цен­но­сти рабо­ты, обо­шел­ся со скульп­ту­рой крайне не почти­тель­но – он попро­сту сожрал батон, водру­жен­ный на бюст.

Сей­час в Фиге­ра­се в теат­ре-музее Саль­ва­до­ра Дали выстав­ле­на рекон­струк­ция этой скульп­ту­ры.

Удли­нен­ная и тон­кая фор­ма хлеб­но­го бато­на для Дали — одно­знач­но фал­ли­че­ская. В 1932 году были напи­са­ны две про­во­ка­ци­он­но-фрей­дист­ские “хлеб­ные кар­ти­ны” – “Антро­по­морф­ный хлеб” и “Фран­цуз­ский батон с дву­мя яйца­ми на блю­де без блю­да, пыта­ю­щий­ся содо­ми­зи­ро­вать кра­юш­ку пор­ту­галь­ско­го хле­ба”, наро­чи­то выпол­нен­ные в палит­ре Ста­рых гол­ланд­ских масте­ров.

Dali Anthropomorphic Bread 800 х 574

Дали Французский батон с двумя яйцами на блюде 600 х 427

 

На кар­ти­нах Дали мож­но уви­деть эре­ги­ро­ван­ный хлеб, бес­силь­ный хлеб, хлеб в любов­ном том­ле­нии, хлеб лас­ка­ю­щий жен­щи­ну и даже хлеб-неви­дим­ку. Он стал  “тор­го­вой мар­кой” худож­ни­ка наря­ду со зна­ме­ни­ты­ми уса­ми.

“Хлеб все­гда был одним из самых ста­рых субъ­ек­тов фети­шиз­ма и навяз­чи­вой иде­ей в моих рабо­тах, пер­вый и един­ствен­ный , кото­ро­му я  более все­го верен ”

- напи­шет он в 1945 году в ката­ло­ге выстав­ки в нью-йор­ской Bignou Galeria.

В 50-е годы начи­на­ет­ся новый этап твор­че­ства худож­ни­ка  — Дали ста­но­вит­ся мисти­ком. Одна из самых зна­чи­тель­ных работ это­го пери­о­да “Мадон­на Порт-Льигата”(1951), образ­цом для кото­рой послу­жи­ла алтар­ная Дали Мадонна Порт-Льигата фрагмент 667 х 851кар­ти­на Пье­ро дел­ла Фран­чес­ка “Мадон­на с мла­ден­цем и свя­ты­ми” (1472).

С одной сто­ро­ны она зна­ме­ну­ет обра­ще­ние Дали к като­ли­циз­му, с дру­гой —  увле­че­ние моле­ку­ляр­ной и кван­то­вой физи­кой, начав­ше­е­ся после взры­ва атом­ной бом­бы. Харак­тер­ны­ми осо­бен­но­стя­ми это­го пери­о­да ста­но­вят­ся паря­щие пред­ме­ты, застыв­шие в хруп­ком “атом­ном рав­но­ве­сии”. Центр кар­ти­ны “Мадон­на Порт-Льи­га­та” – паря­щий ломоть сакраль­но­го хле­ба, пред­став­ля­ю­щий тело Хри­ста. Имен­но хлеб явля­ет­ся цен­тром миро­зда­ния, источ­ни­ком духов­ной силы, дари­те­лем све­та.

Посте­пен­но хлеб как уни­вер­саль­ный сим­вол исче­за­ет из живо­пи­си Дали, но воз­рож­да­ет­ся в раз­лич­ных инстал­ля­ци­ях, кон­струк­ци­ях, объ­ек­тах поп-арта и фото­гра­фи­ях. Пожа­луй, самой при­чуд­ли­вой была идея созда­ния хлеб­ной мебе­ли. В 1969 году Дали позна­ко­мил­ся с извест­ным фран­цуз­ским булоч­ни­ком и пред­при­ни­ма­те­лем Lionel Poilâne. С это­го вре­ме­ни пекар­ня Poilâne ста­ла гото­вить для худож­ни­ка раз­лич­ные арт-объ­ек­ты и скульп­ту­ры из хле­ба, а в 1971 году Дали зака­зал целую хлеб­ную спаль­ню.

хлебная люстра 480 х 640

poilane_chairs хлебная мебель 600 х 460

Свою экс­тра­ва­гант­ную прось­бу худож­ник объ­яс­нил так: хочу про­ве­рить, нет ли в доме мышей. Тем не менее, заказ был выпол­нен. В память об этом собы­тии  пекар­ня Poilâne, кото­рой вла­де­ет уже тре­тье поко­ле­нии семьи, пери­о­ди­че­ски гото­вит из фир­мен­ных буха­нок и баге­тов сту­лья и люст­ру, как для Дали. Хруп­кие арт-объ­ек­ты при­хо­дит­ся менять каж­дые 7–8 лет, посколь­ку хлеб кро­шит­ся и при­хо­дит в негод­ность.

В 1974 году был открыт театр-музей Саль­ва­до­ра Дали, выпол­нен­ный по про­ек­ту само­го худож­ни­ка, кото­рый назва­ли круп­ней­шим сюр­ре­а­ли­сти­че­ским объ­ек­том в мире.  На тер­ри­то­рии музея мож­но уви­деть скульп­ту­ры со зна­ме­ни­ты­ми шля­па­ми-бато­на­ми.

фигура с хлебом музей Дали 600 х 591

стена театра-музея Дали 700 х 525

 

Но более все­го впе­чат­ля­ет орна­мент стен само­го зда­ния – сот­ни акку­рат­но рас­пре­де­лен­ных кера­ми­че­ских буха­нок ката­лон­ско­го хле­ба, тра­ди­ци­он­но выпе­ка­е­мых в виде шля­пы мата­до­ра. Баш­ня Гала­тея, при­со­еди­нен­ная к теат­ру позд­нее, ста­ла послед­ней рези­ден­ци­ей худож­ни­ка.   Здесь же он и был погре­бен со все­ми поче­стя­ми 25 янва­ря 1989 года.

И в завер­ше­нии темы – инстал­ля­ция из эко-музея хле­ба в Ката­ло­нии, вдох­нов­лен­ная рабо­та­ми Саль­ва­до­ра Дали.

эко-музей хлеба Каталония 712 х 526

Кста­ти, может быть имен­но фан­та­зии Саль­ва­до­ра Дали ока­за­лись источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для Тима Бир­ба­у­ма (Tim Bierbaum) и Джо­на Мил­ле­ра (John Miller) – участ­ни­ков скетч-груп­пы Serious Lunch, — кото­рые в кон­це 2012 года выдви­ну­ли идею фото­про­ек­та под назва­ни­ем Baguette-me-nots или, как его окре­сти­ли -“баге­тин­га”, заклю­чав­шу­ю­ся в замене длин­ным фран­цуз­ским хле­бом (багет) любых быто­вых пред­ме­тов, а сде­лан­ные фото выло­жить в сети на все­об­щее обо­зре­ние (ста­тья о попу­ляр­ном сете­вом меме под назва­ни­ем “баге­тинг”).

www.art-eda.info

Описание картины Сальвадора Дали «Корзинка с хлебом»

Описание картины Сальвадора Дали «Корзинка с хлебом»

Дали всё-таки умел потрясать своим искусством. Не даром его признали гением, сразу после первой же выставки. Правда в этом признавались не все, а только те кто смог понять мысль автора и его фантазию.

Но вот с этим полотном удивительная история. Автор дважды возвращался к такого рода композиции. Но только в первый раз он изобразил корзину с хлебом удивительно тонко и в совсем другом реализме. То полотно было написано в 1925 году. И вот ровно через двадцать лет Дали снова возвращается к этой композиции, но только на этот раз всё лаконично строго. Чёрный фон, деревянная скамья, корзинка-плетёнка и в ней хлеб. Но создаётся порой ощущение, что хлеб как бы подсвечен изнутри, настолько он светел. Настолько он пышен и на этом тёмном фоне кажется удивительно ярким и многообразным. Вот это то и сбивает с толку! Казалось бы, что всё тут ясно… и всё же…

Дали часто возвращался к теме хлеба. Он считал этот продукт жизнью тела. Или вообще жизнью мира. Но в этом полотне есть ещё несколько «хитростей». Если присмотреться, то хлеб нарисован с несколько искажённой перспективой. Это говорит только об одном: Дали не забывал своё «я» и даже в более чем реалистичном полотне, где всё детально прорисовано, он не забыл свою манеру письма. А наоборот как бы подписался рисунком. Что то типа: «Да, господа, это написал я.

Хоть и не в моём это стиле, но хлеб то явно из моих других полотен». И тогда получается что это не простой реализм, а напускной, надуманный. В принципе так оно наверно и есть, полотно то писалось в 1945 году, как раз тогда когда Вторая Мировая закончилась (вот вам и чёрный фон), и хлеб снова стал в Европе продаваться в неограниченном количестве. Но именно хлеб был ценен во время войны (а вот и символ мира и жизни).

Дали не перестаёт удивлять даже тогда, когда он явно в другом жанре.

opisanie-kartin.com

Описание картины Сальвадора Дали «Корзинка с хлебом»

06.03.2015

описание картины сальвадора дали корзинка с хлебом

Сальвадор Дали неспроста считается гением. Он прославился после своей первой выставки, где практически все его картины произвели огромное впечатление на публику. Конечно, не каждый человек смог тогда проникнуться фантазией автора и понять его основную идею. «Корзинка с хлебом» – это не единственная работа Дали в подобном стиле. Сначала композиция выглядела иначе. Так, корзинка была изображена очень тонко и искусно. Работу над тем, первым, полотнищем гений закончил в 1925 году, а уже в 1945 году он вновь взялся за кисть, чтобы запечатлеть на холсте подобную композицию. Теперь Дали решил сделать акцент на лаконичности и строгости. Так, на черном фоне была изображена деревянная скамейка, на которой стояла плетеная корзина с хлебом. Причем хлеб получился невероятно светлым. Кажется, что он светится изнутри. Благодаря темному насыщенному фону все предметы выглядят необычно яркими. При взгляде на картину создается двоякое ощущение. Вроде бы, все ясно и понятно. Хотя так ли это?

Тема хлеба была для художника действительно актуальной. Он трепетно относился к этому продукту, считая его жизнью тела и даже всего мира. Если внимательно посмотреть на полотно, можно заметить, что перспектива слегка искажена. Это свидетельствует о том, что даже при создании такого реалистичного полотна Дали оставался верен себе. Хотя все предметы прорисованы четко и детально, нельзя не заметить манеры письма, характерной этому великому художнику. Некоторые именитые критики уверены, что данную картину нельзя отнести к настоящему реализму. Скорее всего, он надуманный. Наверное, это правда, ведь над произведением Дали работал после Второй мировой войны. Это объясняет черный фон и ценность хлеба, который символизирует собой мир и саму жизнь. Дали – действительно гениальный художник, ведь он способен удивлять, работая даже в непривычном для себя жанре.

8-poster.ru

Описание картины Сальвадора Дали «Антропоморфный хлеб»

Описание картины Сальвадора Дали «Антропоморфный хлеб»

Сальвадор Дали сюрреалист, который в свое время будоражил умы людей своего времени. Но и сегодня современники спорят о значении его картин и пытаются разгадать безумную личность художника.

Много среди его работ тех, которые ужасают и поражают всякое воображение. Таковой картиной является “Антропоморфный хлеб”, написанная в 1932 году. Форма у данного хлеба явно фаллическая. О чем думал странный автор, рисуя этот очередной хлебный шедевр.

Он любит рисовать на своих полотнах привычный хлеб в очень броских и вызывающих формах. Каждый, наверняка, слышал такое выражение – хлеб всему голова. Вот только голова, как говорится, может быть разной. В этой картине мы видим всем известный орган, который прикрыт. На конце хлебного изделия висят расплывшиеся часы. Это говорит о том, что время стремительно мчится вперед. И все, что имеет силу сегодня, обязательно станет ненужным и слабым завтра.

Булка хлеба в начале своего пути имеет приятный аромат, от его вкуса человек чувствует настоящее наслаждение. Особенно только что испеченный батон, дарит всему помещению ароматный запах. А во рту начинает выделяться обильная слюна. Но, если не воспользоваться им сегодня по назначению, завтра вкуснейший хлеб почерствеет и станет пресным. Путь жизни такой же, как и у изображенного на полотне.

Вначале он бодр и регулярно готов на подвиги. После этот «герой» старается отсидеться за занавесом теплого одеяла. А далее совсем становиться негодным и пресным. Дали провел эти параллели, и нарисовал свой вульгарный, но правдоподобный шедевр.

Конечно, так сравнить хлебобулочное изделие мог только безумец. Но все мы безумны в этом мире. Сальвадор сумел обнажить свое безумие и теперь о его работах не перестают говорить. Он видел много странных вещей и лишь с некоторыми своими фантазиями поделился с нами. Но время чересчур быстротечно, он увял и не успел очень много.

opisanie-kartin.com

Неподражаемый Сальвадор Дали: nubis162

Сальвадор Дали был и остается одной из самых ярких фигур в двадцатом веке, несмотря на самые противоречивые эмоции и оценки, которые вызывает его творчество, рамки которого простираются не только на сферу искусства, но и на сферу жизни. Еще до того как начали теоретизировать построение имиджа, он начал планомерно создавать образ Сальвадора Дали, который должен был обязательно привлекать внимание публики, шокировать. Не зря же он взял себе девиз: «О Сальвадоре Дали должны говорить, пусть даже и хорошо». Но если сейчас внешние проявления человека зачастую не соответствуют его внутренней сущности, а конструируются в зависимости от того, какой образ надо создать, то поведение Дали напрямую было обусловлено его мировосприятием и характером.  Обычное для нынешнего времени несоответствие демонстрируемого образа реальному заставляет все время искать во всех действиях и заявлениях Дали какой-то подвох. Но поскольку он был не только выдающимся художником, но и выдающимся жизнетворцем, буквальных подтверждений этому найти не удается.

 

При всей кажущейся ненормальности его картин, Сальвадор Дали очень последователен. Свою художественную задачу он формулировал так: реалистически изображать иррациональную мысль. Что очень важно – это именно его личная иррациональная мысль и, следовательно, система используемых им образов – это отражение его сознания и памяти. Большинство часто повторяющихся образов родом из его биографии. Например, особое отношение к еде, которое Жиль Нере в своей книге «Сальвадор Дали» называет «материально-кулинарным атавизмом», связано с его каталонским происхождением. О жителях этого региона, расположенного между Францией и Испанией говорят, что они верят только в то, что можно пощупать или съесть. Применительно к себе Дали подтверждает это утверждение эпиграфом к своей книге мемуаров «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Он звучит так: «Я знаю, что я ем (и что переварю). Не ведаю совсем, что я творю».

  

Натюрмотрт. 1915

Съедобность как одна из ключевых характеристик образов в творчестве Дали и гурманское отношение к еде воплотились в многочисленных образах еды в самых разных картинах и в натюрмортах. В самом начале творческого пути живописная манера Дали очень сильно меняется в зависимости от того, каким стилем он увлекался. Один из ранних натюрмортов (1915 г.) написан в реалистичной манере, хотя то внимание, с которым Дали изображает глянцевитую поверхность фруктов и овощей в тарелке, шелковистый блеск луковицы, лежащей рядом, сияние глазури, покрывающей кувшины, в солнечном свете чем-то напоминает работы импрессионистов.

 

Натюрморт с двумя лимонами. 1926

В «Натюрморте с двумя лимонами» очень заметно влияние Поля Сезанна, которого относят к постимпрессионистам. Дали обобщает форму лимонов до того, что они выглядят так, будто составлены из ровных плоскостей, а складки ткани изображены настолько схематично, что сложно понять, каким именно образом она сложена. Фактура же в натюрморте отсутствует полностью, что вполне согласуется с призывом Сезанна видеть окружающие предметы в первоначальных формах (о фактуре речь не идет вообще).

 

Пуристский натюрморт. 1924

Следующими стилями в арсенале Дали стали кубизм и пуризм. Все предметы на «Пуристском натюрморте», в котором присутствуют и элементы кубизма, состоят из абсолютно чистых, четко очерченных как на чертеже геометрических форм. Ломтик арбуза выглядит как часть диска, левый край бутылки, изображенной в продольном разрезе, частично изображен как цилиндр с прямоугольными краями, однако все предметы еще сохраняют привычные взгляду формы.

 

Натюрморт. 1924

На другом натюрморте того же года (1924) кубистические черты гораздо более явные и предметы лишь с трудом угадываются сквозь нагромождение форм и цветовых пятен.

Постепенно Дали начинает искать свой собственный стиль и формулировать основные его положения. В главе одиннадцатой «Тайной жизни Сальвадора Дали» он выписывает манифест под названием «Моя борьба», где в виде таблицы, с колонками «За» и «Против» он перечисляет основные идеологические принципы своего творчества. Самой первой в списке стоит борьба против простоты за сложность, а кроме нее – против прогресса за постоянство и против абстракции за конкретность. Со сложностью, в общем-то, все ясно, весь сюрреализм как таковой очень далек от простоты, а вот стремление к постоянству и конкретности несколько озадачивает. За фантастическим сочетанием привычных предметов как-то проходит мимо внимания то, что изображены все эти бредовые фантазии средствами реалистической живописи. 

Корзина с хлебом. 1926

Куда более заметно стремление Дали к точности и конкретности на «простых» полотнах вроде «Корзины с хлебом» 1926 года, напоминающей голландский натюрморт. Глядя на это произведение как-то легче верится в то, что одним из любимейших художников Дали был Вермеер. Этот натюрморт – первый в череде картин, где главную роль играет хлеб. В «Тайной жизни» Дали рассказывает, как возник этот «параноидальный» образ:

 «Я доел бобы и посмотрел на хлеб: на столе лежал один кусок. Я уже не мог оторвать от него глаз. Взял его, поцеловал, пососал, надкусил. Кусок хлеба. Я изобрел колумбово яйцо: хлеб Сальвадора Дали. В то же время я раскрыл тайну хлеба – он может оставаться несъеденным. Насущную вещь, символ питания и святого бытия, я превращу в бесполезную, эстетическую. Я сотворю из хлеба предмет сюрреализма. Что может быть легче, чем аккуратно вырезать с тыльной стороны хлеба два отверстия и вставить в них чернильницы? Что может быть более унизительным и прекрасным, чем видеть, как хлеб, вырезанный в корке, служит вставочкой для перьев. А если хочешь вытирать перья прекрасным, довольно свежим мякишем, ничего не стоит заменять хлеб каждое утро.Вернувшись в Париж, я выдвинул новый загадочный лозунг: «Хлеб, хлеб и ничего кроме хлеба». Спрашивали не без юмора, не стал ли я коммунистом? Но уже догадались, что хлеб Дали предназначен не для помощь многодетным семьям. Мой хлеб был сугубо антигуманным. Он символизировал месть роскошного воображения утилитарности практического мира. Этот хлеб станет аристократичным, эстетическим, паранойяльным, софистским, иезуитским, феноменальным и ошеломительным». 

 

Антропоморфный хлеб. 1932

В 1932 году был написан «Антропоморфный хлеб». Батон хлеба, изображенный на этой картине похож одновременно на кусок экскрементов и на возбужденный половой орган, тяжесть которого поддерживается тонкой ниткой. На нем висят мягкие часы, которые Дали изобрел годом ранее при создании картины «Постоянство памяти». Антитеза в принципе достаточно проста: вялые, аморфные, съедобные, растекающиеся часы, напоминающие растекающийся сыр камамбер, и твердый батон. Чернильница, располагающаяся на правом конце батона, превращает всю конструкцию в настольный гарнитур, подставку для письменных принадлежностей – вроде той, о которой Дали писал в своей «Тайной жизни».

 

Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда,пытающийся содомизировать краюшку португальского хлеба. 1932

Сходное противопоставление твердого и мягкого присутствует на картине «Французский батон…», только вместо мягких часов – мягкая яичница. Полное название картины напоминает аналогичные многословные наименования картин вроде «Сна, вызванного полетом пчелы…», которые исчерпывающе описывают сюжет полотна.

 

Два куска хлеба, объясняющиеся в любви. 1940

На фоне этих вызывающе-сексуальных полотен «Два куска хлеба, объясняющиеся в любви» выглядят невероятно лирично и лаконично. На огромном песчаном пространстве, которое  лишь в верхней кромке холста переходит в небо и горы, изображены два куска хлеба, между которыми стоит пешка. Их расположение очень напоминает композицию картины Франсуа Милле «Анжелюс», которой Дали восхищался с детства и неоднократно самыми разными способами интерпретировал в своих картинах (например, «Пара с облаками в головах», «Архитектонический Анжелюс», «Атавизм сумерек»). Об «Анжелюсе» он много писал, и в частности видел в этой картине колоссальное напряжение, считал что пространство, в котором расположены фигуры мужчины и женщины, сумеречно и враждебно. Ничего этого в «Двух кусках» нет. В отличие от многочисленных полотен, в которых действие разворачивается на фоне пейзажа, в этой картине практически отсутствует небо, от него осталась лишь тонкая полоска в самом верху холста, поэтому куски хлеба выглядят уязвимыми и крошечными, хотя две человеческие фигурки на заднем плане еще меньше.

 

Корзинка с хлебом. 1945

После второй мировой войны, а точнее после взрыва атомной бомбы, в картинах Дали появляется «атомный» компонент. Покой, предшествующий взрыву (состояние, которое очень увлекало Дали), мы видим в «Корзинке с хлебом», которая снова выполнена в лучших традициях голландского натюрморта. Еще одной «атомной» чертой, которая появляется во многих его картинах этого времени, было «атомное равновесие». Парящие в пространстве предметы, не соприкасающиеся друг с другом, мы видим на картинах «Атомная Леда», «Дематериализация носа Нерона», «Мадонна Порт-Льигата». Такие же парящие предметы, но не застывшие в пространстве, а движущиеся, мы видим в «Движущемся натюрморте». Это словно подброшенные невидимыми руками предметы вдохновили фотографа Филиппа Хальсмана на создание одного из самых известных фотопортретов Сальвадора Дали.

  

Движущийся натрюрморт. 1956

Натюрмортов в творчестве Дали не так много – сказывается стремление к сложным и монументальным полотнам, но и на других его картинах съедобное так или иначе встречается. Это может быть кусочек бекона (на «Мягком автопортрете»), вареные бобы («Предвидение гражданской войны в Испании»), хлеб, уже как вполне традиционный христианский символ («Ядерный крест», «Мадонна Порт-Льигата»), сырые котлеты («Портрет Гала с двумя бараньими котлетами на плече»), разломленный гранат («Сон, вызванный полетом пчелы…», «Дематериализация носа Нерона»). Смысл они могут иметь самый разный, все зависит от самой картины. Например гранат в «Сне, вызванном полетом пчелы…» можно толковать как образ «Большого взрыва», из которого зародилась жизнь, как начинающую делиться оплодотворенную яйцеклетку, а в «Дематериализации носа Нерона» - как образ атома. Но, так или иначе, все эти продукты намекают на съедобность или на сам процесс поедания. Например, бекон на «Мягком автопортрете» указывает на съедобность оболочки, которая благодаря своему цвету вообще кажется сделанной из шоколада, а телячьи отбивные на плече Гала говорят о стремлении Дали поглотить ее. Журналистам он вообще объяснял этот портрет так: «Я люблю котлеты и люблю свою жену. Не вижу причины не писать их вместе». Процесс поглощения, поедания присутствует в картинах и отдельно от еды. Он может иметь две коннотации: поглощение для удовольствия и поглощение для уничтожения, и часто очень сложно понять, какой именно смысл Дали вкладывает в свои картины. Если в «Осеннем каннибализме» - это абсолютно точно уничтожение, причем элегантное и изысканное, по всем правилам этикета (в руках у этих пожирающих друг друга фигур столовые приборы), то в «Архитектоническом Анжелюсе» это не так очевидно: мягкие тягучие массы перетекают одна в другую, стремясь то ли пожрать друг друга, то ли слиться воедино.

 

Исследовать вселенную Дали – задача непростая. Даже такой сравнительно небольшой ее сегмент как образы еды, и процесса поедания настолько сложен и многогранен, что единственная возможность относительно полно раскрыть его — найти альбом с подробным комментарием к каждой картине, в котором раскрывается все, что Дали вкладывал в изображаемые им образы, расписывается как тот или иной предмет или события связаны с его биографией, где их истоки. Смысл же картины в целом – дело сугубо индивидуальное, если вообще такая категория уместна при анализе работ Дали. Как не уместен и школьный вопрос: что хотел сказать автор? Какой смысл может быть у потока сознания? Его просто нет, он передает лишь состояние автора, а какую-то четко определенную сверхзадачу в нем может найти лишь зритель. Сам Дали в одной из своих многочисленных письменных работ отмечал эту особенность своего творчества: произведение появляется как бы само по себе без какой либо цели, и лишь потом сам художник вместе со зрителями начинает смотреть на него, анализировать и пытаться понять, что же в этом произведении есть. Все как с бессознательным, которое раскрывается через случайные образы, ассоциации, оговорки. Творчество Дали – это наглядная иллюстрация теории Фрейда, которая перевернула сознание людей в двадцатом веке, кардинальным образом поменяла способ восприятия мира, и во многом обусловила направление развития искусства. Все, то, что появилось в искусстве 20 века, уже так или иначе содержится в картинах Дали, и именно поэтому его по праву можно считать гением.

--

Мария Гаврилина, мл. Nicksa

nubis162.livejournal.com

Описание картины Сальвадора Дали «Антропоморфный хлеб»

Описание картины Сальвадора Дали «Антропоморфный хлеб»

Сальвадор Дали сюрреалист, который в свое время будоражил умы людей своего времени. Но и сегодня современники спорят о значении его картин и пытаются разгадать безумную личность художника.

Много среди его работ тех, которые ужасают и поражают всякое воображение. Таковой картиной является “Антропоморфный хлеб”, написанная в 1932 году. Форма у данного хлеба явно фаллическая. О чем думал странный автор, рисуя этот очередной хлебный шедевр.

Он любит рисовать на своих полотнах привычный хлеб в очень броских и вызывающих формах. Каждый, наверняка, слышал такое выражение – хлеб всему голова. Вот только голова, как говорится, может быть разной. В этой картине мы видим всем известный орган, который прикрыт. На конце хлебного изделия висят расплывшиеся часы. Это говорит о том, что время стремительно мчится вперед. И все, что имеет силу сегодня, обязательно станет ненужным и слабым завтра.

Булка хлеба в начале своего пути имеет приятный аромат, от его вкуса человек чувствует настоящее наслаждение. Особенно только что испеченный батон, дарит всему помещению ароматный запах. А во рту начинает выделяться обильная слюна. Но, если не воспользоваться им сегодня по назначению, завтра вкуснейший хлеб почерствеет и станет пресным. Путь жизни такой же, как и у изображенного на полотне.

Вначале он бодр и регулярно готов на подвиги. После этот «герой» старается отсидеться за занавесом теплого одеяла. А далее совсем становиться негодным и пресным. Дали провел эти параллели, и нарисовал свой вульгарный, но правдоподобный шедевр.

Конечно, так сравнить хлебобулочное изделие мог только безумец. Но все мы безумны в этом мире. Сальвадор сумел обнажить свое безумие и теперь о его работах не перестают говорить. Он видел много странных вещей и лишь с некоторыми своими фантазиями поделился с нами. Но время чересчур быстротечно, он увял и не успел очень много.

Описание картины Сальвадора Дали «Антропоморфный хлеб» | источник

sochinenie-o.ru

Хлеб Сальвадора Дали

Знаменитый каталонец Сальвадор Дали известен своим уникальным и невероятно разносторонним творчеством. Его музей в городе Фигейрос изобилует невероятными картинами, скульптурами, мебелью, инсталляциями и барельефами. Но мало кто из обывателей знает, что личной сокровенной любовью великого был хлеб. Нельзя сказать, что хлебобулочные изделия заняли центральное место в его творчестве – эти лавры по праву принадлежат Гале, супруге Дали. Однако главную сущность хлеба – как источника пропитания и, следовательно, жизни – Сальвадор Дали искажал и подавал в каком угодно свете, но только не в прямом и естественном.

Главное убеждение Дали состояло в том, что все красивое должно быть съедобно. Однако своей картиной «Корзина с хлебом», написанной в голландской манере, он решил сообщить миру совсем иную идею. Он говорил: «Я раскрыл тайну хлеба: он всё же может остаться несъеденным. Насущную вещь, символ питания и святого бытия, я превращу в бесполезную, эстетическую. Я сотворю из хлеба предмет сюрреализма». Примерно этой же цели следует и его инсталляция “Ретроспективный бюст женщины” – бриколаж фарфорового бюста женщины с батоном хлеба в виде шляпы, которую венчает массивная чернильница. Хоть скульптура просуществовала недолго (пёс Дали, с которым творец как-то пришел в музей, просто слопал батон, не ведая его художественной ценности), сегодня ее реконструкция по-прежнему может радовать посетителей.

На картинах Сальвадора Дали также можно увидеть самые разные хлеба – и хлеб, олицетворяющий тело Христа, и уставший хлеб, и хлеб похотливый – настолько хлеб стал антропоморфен в творчестве великого художника. Ну а самым, пожалуй, необычным и шокирующим его «хлебным» произведением была хлебная спальня, сделанная по его прихоти: «Хочу проверить, не завелись ли в доме мыши». До сих пор каталонская пекарня Poilâne изготавливает стулья и люстры из хлеба в память о мастере творческого эпатажа.

magend.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта