Гала Дали. Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова. Жена Сальвадора Дали. Картина гала дали
Музей Сальвадора Дали в Испании
Одной из важнейших достопримечательностей не только Испании, но и всего мира, наравне с прославленными музеями Прадо и Соломона Гуггенхайма, считается знаменитый музей-театр Сальвадора Дали. Он является одним из самых посещаемых поклонниками гениального сюрреалиста мест. В нем представлены бесценные произведения Сальвадора Дали - скульптуры, голографии, инсталляции, а также великолепные двойные спектроскопические картины. Всем ценителям сюрреализма обязательно стоит посетить музей Сальвадора Дали в Испании хотя бы однажды.
История создания музея-театра. Как все начиналось?
Музей Дали в Фигерасе был открыт по инициативе мэра города. Он был основан в старом здании муниципального театра постройки середины 19 столетия, которое было практически разрушено в годы Гражданской войны. Сальвадор Дали самостоятельно выбрал место для своего музея и помогал в разработке проекта здания. Восстанавливалось и преображалось строение театра в течение 14 лет. На его реставрацию ушли практически все личные сбережения Дали, а также пожертвования друзей, простых горожан и правительские субсидии. В результате старый заброшенный театр превратился в здание, имеющее неповторимое сюрреалистическое оформление.
Экстерьер музея-театра Дали
Гигантские куриные яйца украсили крышу музея, символизируя новую жизнь, развитие, благополучие и достаток. На входе в здание расположился скафандр, знаменующий погружение в подсознание. А рядом были помещены скульптуры, держащие на голове хлеб. Так, по задумке творца, эта полезная пища, насущная вещь и символ святого бытия, превращалась в эстетический предмет сюрреализма. Своих посетителей музей-театр Сальвадора Дали впервые принял 28 сентября 1974 г. Впоследствии это помещение стало местом постоянной экспозиции произведений знаменитого сюрреалиста. По сей день огромное количество туристов и поклонников творчества великого мастера мистификаций посещает музей с яйцами. Сальвадор Дали создал свой "театр" так, что у зрителя появляется возможность проследить динамику взглядов. Посетители могут увидеть его творческие метания, насладиться работами в стиле импрессионизма, кубизма, футуризма и, конечно, сюрреализма.
Музей Сальвадора Дали в Испании. Особенный интерьер неповторимого здания
Внутри музей представляет собой настоящий лабиринт комнат, переходов и двориков. Сам Сальвадор Дали знал все потайные ходы и иногда выступал в роли гида, показывая гостям своим экспозиции. Интерьер музея максимально отражает внутренний мир художника. Все произведения автора размещены так, как хотел Дали. В центре "лабиринта" расположена статуя, которая называется "Леда с лебедем" - портрет жены и музы сюрреалиста, Галы. Остальное пространство поделено на отдельные комнаты, в которых представлены произведения разных стилевых направленностей.
Необычные скульптуры музея-театра
На месте бывшего партера Дали разместил две интереснейшие скульптуры - лодку, принадлежащую его музе, Гале, и свой "Кадиллак" - "Дождливое такси", внутри которого "произрастает" плющ и немного мокро.
Одним из самых интересных произведений Дали, представленных в музее-театре, является картина "Исчезающие образы". На этом полотне изображено два образа. Сначала зритель видит девушку, занятую чтением письма. Позади нее на стене висит карта. Этот образ явно соотносится со знаменитой картиной "Девушка с письмом" Вермеера. Когда взгляд привыкает, на полотне становится отчетливо видным портрет Веласкеса. По мнению автора, всего лишь одно полотно показывает двух крупнейших представителей мира искусств - Веласкеса и Вермеера Дельфтского.
Невероятные голографические эксперименты знаменитого сюрреалиста
Музей Сальвадора дали в Испании предоставляет возможность увидеть великолепные трехмерные изображения. Одним из самых известных и интересных голографических экспериментов Дали является портрет американской актрисы Мэй Уэст. Он был воплощен мастером в виде самой настоящей комнаты. В ней размещены предметы мебели и декора, в том числе камин, софа в форме губ, тумба, картины с изображениями видов Сены и Парижа. Эти вещи необычайным образом превращаются в красивое лицо Мэй Уэст. Чтобы увидеть эту оптическую иллюзию, необходимо подняться по лестнице и посмотреть через особую линзу.
Новые поступления в коллекцию музея-театра
С 14 января 2014 г. музей Сальвадора Дали в Испании представляет картину под названием "Призрачная повозка". Фонд "Fundación Dalí" приобрел ее у частного коллекционера, пожелавшего сохранить анонимность. Это произведение особенное - оно отражает важный сюрреалистический период в жизни и творчестве автора. Эта небольшая картина была написана маслом на доске из красного дерева в 1933 году. На ней изображена двухколесная повозка, движущаяся к населенному пункту. А центральное место всей композиции занимает бескрайняя каталонская равнина. Картина передает особое спокойствие и настраивает на размышления. Она выполнена в спокойной желто-коричневой цветовой гамме.
Адрес и рабочие часы музея Дали
Если вы хотите посетить "театр" Дали и воочию увидеть великие произведения гениального творца, приезжайте по адресу: г. Фигерас, площадь Гала-Сальвадор Дали, 5. Работает музей-театр в весенне-летний период так: с 01.03 по 01.06. - с 9:30 до 18:00, с 01.07 по 01.09 – с 9:00 до 20:00. Осенью и зимой режим приема посетителей меняется. С 01.10 по 30.10 музей функционирует с 09:30 до 18:00, а начиная с 01.11 и по 28.02 – с 10:30 до 18:00. Помните, что прием посетителей прекращается за 45 минут до конца рабочего дня. Музей не работает в праздники – 25.12 и 01.01., а также закрыт по понедельникам с 01.10 и по 31.05.
Цены на билеты
Обычные категории граждан могут приобрести билет в музей Сальвадора Дали в Фигерасе за €12. Но предусмотрена и система скидок – студентам билет обойдется в €9, пенсионерам, безработным и группам (более 25 человек) - €8. Важно: оплатив проход в основной музей, вы сможете также бесплатно увидеть поразительную выставку украшений, которая располагается в соседнем здании. Мы не рекомендуем вам посещать это место в группе, а также приезжать в обеденное время – с 13:00 до 14:00, тогда, когда здание заполняют туристы из экскурсионных групп. Советуем вам приезжать в музей с утра, купить путеводитель и спокойно наслаждаться произведениями великого мастера сюрреализма.
fb.ru
«Она встала между мной и безумием…» - Сальвадор Дали и Гала - Художники
Летнее утро 1929 года. Испания. Белоснежный Кадакес залит солнцем. В первом этаже дома напротив пляжа молодой художник не находит себе места, чувствуя какую-то тревогу. Охваченный лихорадкой неуемной фантазии, он наряжается в какие-то фантастические одеяния, словно готовясь к чему-то чрезвычайно важному. Он видит свое отражение в зеркале: разодранная перекошенная рубашка и брюки покрыты липкой смесью неопределенного цвета и запаха, которую он собственноручно приготовил. На шее жемчужное ожерелье. Букет красной герани заткнут за ухо. Он готов. Но к чему? Церковные часы бьют одиннадцать. Он подходит к окну. Силуэт женщины, сидящей на пляже спиной к нему, поражает. «Я сразу узнал ее обнаженную спину. Ее тело еще хранило юношеские очертания. Разлет плечей, крепкие мускулы спины таили некую атлетическую напряженность, но хрупкость силуэта, нежная линия бедер, тонкая талия делали ее крайне желанной... Как же это могло случиться? Ведь вчера я говорил с ней целый час, но так и не узнал ее...» - написал Сальвадор Дали в своей автобиографии.
Имя женщины, сидевшей на пляже, - Елена Дмитриевна Дьяконова, она же мадам Элюар, жена французского поэта. В Париже ее звали Гала.
«С тех пор, - читаем в мемуарах Дали, - она никогда не покидала моего воображения. Она осталась навеки единственным образом женской любви, эта маленькая русская девочка, закутанная в белые меха. Она сидела в глубине саней, запряженных в тройку лошадей, и пристально смотрела на меня... Ощущение стремительного бега тройки контрастировало с мягкой безмятежностью ее лица, чудесная гармония которого напоминала Мадонну Рафаэля. Была ли это Гала? Да, это была именно она».
Сальвадор Дали и Гала
Значит, вот к чему он готовился с самого утра! Сальвадор бросается к двери, но собственное отражение в зеркале останавливает его. «У тебя вид дикаря, - сказал я себе, - быстро сорвав с себя вонючие одежки, я с остервенением вымылся и, оставив на шее ожерелье, заткнул за ухо цветок герани». На пляже Гала была уже не одна, рядом муж и друзья - художники. На Сальвадора нападает приступ истерического смеха, не позволяющий ему выговорить ни слова... Гала молча смотрит на него. Взгляд ее Элюар называл пронзающим, как сверло». Никто не знает, что в эту минуту на фоне «самого космического в мире пейзажа» начинается одна из самых фантасмагорических историй любви.
Несколькими днями позже Гала говорит ему: «Мой дорогой мальчик, мы никогда больше не расстанемся». Еще через несколько дней Элюар уезжает в Париж, а Гала остается в Кадакесе с Дали. Изначально их разделяло многое: происхождение, жизненный опыт, возраст, но пути, шедшие в разные стороны, вдруг сделали резкий поворот и сошлись...
В апреле прошлого года я была в Кадакесе и, беседуя с Катрин Моор, владелицей музея Дали, часто встречавшей Галу, спросила о ней. Катрин пустилась в сложные объяснения, но потом ограничилась одной фразой: «Без Галы у мира не было бы Дали».
Сальвадор Дали. Моя обнаженная госпожа, наблюдающая свою собственную внешность, крыльцо трех макушек одной колоны, балдахин и архитектурные превращения. 1945. Дерево. Масло.
Елена Дмитриевна Дьяконова родилась в Казани в 1893 году в семье адвоката. В начале века семья переезжает в Москву и попа¬дает в круг столичной интеллигенции. Среди подруг Елены - Марина и Анастасия Цветаевы. Девочка увлекается литературой, языками. В 18 лет она едет лечиться в Швейцарию, в санатории знакомится с молодым поэтом Элюаром. Возвращается в Москву влюбленной. Переписка и расстояние все более разжигают взаимное чувство. В 1916 году Елена отправляется во Францию к тому, кого считала единственной любовью. Россию она больше не увидела.
Не довольствуясь ролью любимой жены, она всемерно способствует литературной карьере мужа: пишет предисловие к его первому сборнику стихов. Элюар в это время увлекается сюрреализмом с его философией свободной любви, сменой рафинированных наслаждений. В поисках острых ощущений поэт меняет подруг, затем старается вовлечь в этот круг жену. Поначалу Гала уязвлена поведением мужа, затем, - может быть, из чувства протеста — пускается в те же игры и смелостью своего поведения вскоре превосходит Элюара. Скандальный любовный треугольник, где третьим был художник Макс Эрнст, делается притчей во языцех всего Парижа.
Встретив в 1929 году Дали, Элюар, проникается симпатией к молодому художнику. Пленившись оригинальностью его натуры, обещает заехать в Кадакес, чтобы посмотреть его работы в мастерской. Так происходит встреча Галы и Дали. Гале 36 лет, она уже не та пылкая и наивная девушка, что приехала из России 13 лет назад. Она в расцвете сил и красоты. Общение с литературно-художественной элитой Парижа рафинировало ее ум, врожденная незаурядность и сила характера сделали ее одной из самых заметных женщин Парижа.
Сальвадор Дали. Атомная Леда. 1949. Холст. Масло
Позже она ответит на вопрос, что побудило ее столь резко изменить жизнь: «Я сразу поняла, что передо мной гений». Каким же чутьем надо обладать, чтобы увидеть в странном, истерически смеющемся мальчике, подающем надежды живописце - гения?! В тот период он сам себя ощущал некой аморфной массой, требующей жесткой формы. Описывая их решающий разговор, состоявшийся в Кадакесе меж виноградников и скал, Дали иллюстрирует свой рассказ: на рисунке женщина, выступающая гордо и уверенно, с окрыленным телом и окрыленными ногами. Словно греческая богиня Ника, ведет она за собой нетвердо ступающего человека. «Она встала между мной и безумием. Она увидела во мне исполнение предначертанной ей миссии».
«Гала стала солью моей жизни, моим путеводным маяком, моим вторым Я... Она открыла мне принцип наслаждения. Суть жизненных явлений. Она научила меня, как надо одеваться, как надо спускаться по лестнице, не падая при этом по 36 лет, как не терять ежеминутно деньги, как есть курицу, не давясь костями, как распознавать врагов... Она научила меня принципу пропорций, который до этого дремал в моем мозгу. Она была самим Ангелом Равновесия».
Гала и Дали едут в Париж. Она окружает художника коллекционерами, знатоками и ценителями живописи. Создается целый клуб меценатов под названием «Зодиак», где каждый обязан купить в год по картине Дали. Вскоре в молодом художнике уже никто не может узнать хрупкого, болезненного, робкого и неуверенного в себе юношу. Его образованность, причудливое мышление выливаются в необычайно образное, завораживающее слушателей красноречие. Он охотно объясняет свою живопись как вдохновленный Галой «параноико-критический метод». В нем выкристаллизовывается тот самый загипнотизировавший всю планету «человек- оркестр». Он становится одним из самых дорогих и преуспевающих художников Парижа...
Где бы они с Галой ни бывали, точкой притяжения остается их первый, купленный на первый крупный гонорар дом. Сначала он был маленькой рыбацкой хижиной в Порт-Лигате — месте, которое Дали считал самым красивым пейзажем на земле. Постепенно дом отстраивался и превращался в благоустроенную резиденцию. Благодаря заботам Галы каждый предмет, каждый элемент интерьера имел особое значение и, казалось, передавал частицу внутреннего мира художника. «Без Галы, — пишет секретарь Дали Робер Дешам, — весь дом превратился бы в склад нелепых предметов, черепов, корней деревьев, и лес пуговиц, подвешенных на ниточках, свешивался бы с потолка...»
Гала вводит строгий распорядок дня. В утренние часы, когда Дали за мольбертом, она читает ему вслух, а он «полуслушает-полурисует» и иногда просит почитать ему стихи по-русски, наслаждаясь мелодикой русской речи. После обеда — обязательный для Дали отдых, затем прогулки на лодке за мыс Кап Креус. Чаще супруги жили одни, месяцами общаясь только с местными рыбаками, — только они вспоминали о Гале с почтительной нежностью. «Сухая, черствая, злая», — нередко читаем мы в воспоминаниях людей из общества.
Сам Дали считал ее женой- матерью, советчицей, другом, управляющей делами, натурщицей, богиней, ангелом-хранителем. Он до такой степени считал ее своей создательницей, что дал ей право подписывать свои произведения и сам подписывал их двойным именем: Гала Дали. Он до такой степени боялся потерять ее, что уже на закате жизни, чтобы удержать ее, неуемную в страстном желании быть красивой, желанной и молодой, подарил ей замок Пуболь, недалеко от Порт-Лигата, и обязался не показываться там, дабы не мешать ее уединению с молодыми людьми...
Он обессмертил Галу более чем на ста полотнах, лицо ее бесчисленно повторяется в росписях стен и картинах самого безумного • и завораживающего музея мира — «Музей театра Дали» в Фигерасе, и с экрана, где плывут сюрреалистические кадры фильма об этом музее, мы слышим надтреснутый голос этого седовласого Дон-Кихота: «Гала, моя Галлиссима!»
Они прожили вместе 54 года, после ее смерти в 1982 году он ушел в заточение в замок Пуболь, отказывался видеть друзей, принимать пищу, говорить с людьми. Он угас семь лет спустя, но перестал жить в день смерти Галы.
Алла Алпатова
artageless.com
старинные фотографии обожаемой музы Сальвадора Дали – Zagge.ru
За каждым великим человеком всегда стоит великая женщина. У испанского живописца Сальвадора Дали сильной женщиной была Гала, русская леди, которую он боготворил. За исключением младшей сестры Сальвадора, Гала была единственной женской моделью и главным источником вдохновения для художника.
Гала (настоящее имя Елена Дьяконова), уроженка Казани, была противоречивой фигурой, но несмотря на это, стала женой, отличным другом и преданным помощником Сальвадора Дали. Когда они впервые встретились, ей было 36 лет, ему — 25. В то время она была жената на поэте Поле Элюаре, к тому же, не скрывая, являлась любовницей художника Макса Эрнста. В 1929 году, когда Гала и её муж нанесли визит молодому Сальвадору, знакомство было подобно удару молнии: её внешность совпала с образом неизвестной русской девушки, которую Дали часто видел в своих снах. Кроме того, в глазах художника Гала олицетворяла идеал той элегантной женщины, которую Сальвадор всегда искал. В 1932 году они зарегистрировали свой брак, но религиозная церемония состоялась на 20 лет позже — в 1958 году.
Во время совместной жизни Гала не только дарила сильный заряд вдохновения художнику, но и была его менеджером: продвигала его, находила покупателей его картин, убеждала его писать образы, которые были бы более понятны зрителю. Но в поздние годы супруги начали нередко ссориться. В конце 60-х Сальвадор купил для неё замок Пуболь, в котором Гала жила отдельно от мужа, и который художник сам мог посещать лишь по её письменному разрешению.
Гала скончалась в 1982 году в возрасте 87 лет. Сальвадор Дали пережил свою музу на 7 лет, но его жизнь после смерти Галы не стала прежней, став больше похожей на медленное угасание.
Оценить статью:
Загрузка...Также читайте нас на нашем канале в Яндекс.Дзене
Другие статьи на нашем сайте:
zagge.ru
Гала Дали. Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова. Жена Сальвадора Дали.
Сальвадора Дали вдохновляли извращения его жены. Она умела вызывать в мужских сердцах безумную страсть, не признавала верности, не знала границ в плотских наслаждениях, не ведала стыда. А привязанность к ней мужчин отдавала мазохизмом.
Многие мужчины мечтают о женщине, которая любила бы их бескорыстно и преданно, как мать, страстно желала обладать им, могла понять и поддержать морально в трудную минуту. Сальвадору Дали повезло — в своей жене он обрел мать, любовницу и друга в одном лице. Неспроста его жена Елена Дьяконова взяла себе новое имя Галá (ударение на последнем слоге, как у любого французского слова), что означает в переводе «праздник», «торжество». Для многих мужчин она стала тем фейерверком, который преображает ночь, а для Дали она была еще и источником вдохновения, Кастальским ключом.
Дама из ручки
С юных лет Сальвадор отличался от своих сверстников. Он смотрел на мир огромными голубыми глазами, его нежное личико обрамляли русые локоны… Мальчик напоминал ангела, скорбящего о судьбах мира, или Маленького принца, деликатно прикоснувшегося к заповедной тайне. Знакомые родителей говорили о малыше так: «О, это совершенно необыкновенный ребенок: не шалит, как его сверстники, может подолгу бродить в одиночестве и думать о чем-то своем. Очень застенчив. А недавно, представьте себе, влюбился и уверяет, что это на всю жизнь!»
Дело в том, что однажды один из друзей, навещавших родителей Сальвадора, перевернул жизнь мальчика, подарив ребенку авторучку. Это была необычная ручка: в стеклянном шарике мальчик мог любоваться прекрасной дамой, которая в пушистой шубке ехала куда-то на санях, а сверху на нее медленно падали хлопья снега. Эта ручка стала для Сальвадора настоящей реликвией. «Вырастет — забудет», — полагали старшие. Но Сальвадор не забывал о своем наивном, греющем сердце сокровище никогда.
Встреча с богиней
В сентябре 1929 года местом, где жил и творил молодой Дали, был поселок Кадакес, расположенный неподалеку от города Порт-Аьигата. Художник уже был известен в обществе своей эксцентричностью, паническим страхом перед женским полом, и, конечно же, необычной манерой живописи. В 25-летнем возрасте Сальвадор оставался девственником, предпочитая флирту и ухаживаниям чтение сочинений Фридриха Ницше.
Люди, общавшиеся с ним в этот период, говорили, что Дали — человек «с большими странностями». Его реакции были неожиданными и не свойственными взрослым людям. Внешний вид художника также вызывал пересуды. Худой юноша с закрученными вверх усами и набриолиненными волосами приковывал к себе взгляды прохожих. Сальвадор Дали носил рубашки из шелка невероятных расцветок, браслеты из фальшивого жемчуга и экстравагантные сандалеты — все это доливало масло в огонь, сплетни о нем не стихали.
Жизнь Дали изменила неожиданная встреча. Однажды он пригласил своих друзей погостить у него вместе с женами. В ожидании гостей — супругов Магрит и Элюар — художник изготовил духи, используя клей, козлиные испражнения и лавандовое масло. Именно этим ароматом он надеялся произвести на своих друзей незабываемое впечатление. Уже нанеся на свои волосы эту ужасную смесь, художник случайно выглянул в окно и остолбенел. Там стояла девушка, которая, как показалось Дали, волшебным образом сумела покинуть свое заточение, девушка из его авторучки, образ которой он свято хранил в своей душе все эти годы.
Сальвадор тут же отказался от своей шокирующей идеи духов — любовь порой способна возвращать рассудок людям. Он смыл с себя нанесенную жидкость, надел оранжевую рубашку и украсил свое ухо цветком герани. После этих приготовлений он, наконец, пошел встречать гостей. «Знакомьтесь, Дали, — произнес Поль Элюар, показывая на девушку, которая произвела фурор в душе художника. — Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях…» — эти мысли, подобно снежному вихрю, проносились в сознании художника. Он опять утратил самообладание (а вместе с ним и дар речи), забыл о рукопожатии и мог лишь хихикать да пританцовывать вокруг своей дамы сердца.
Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать — кисти выпадали из его пальцев. Все мысли Дали были сосредоточены на жене его друга.
Богиня, которой поклонялся Дали, не отталкивала его, принимая ухаживания как должное. Они много гуляли вдвоем в горах, оставив мужа дома. Но однажды, разрываемый противоречивыми чувствами, Дали накинулся на любимую и попытался задушить ее. «Что ты хочешь от меня, отвечай?! Что ты хочешь, чтобы я с тобой сделал?!» — так кричал он в Гала. «Покончи со мной!» — прозвучал ответ. Дали решил, что она просит убить ее, и потянул к обрыву. Но непостижимая, порочная Гала имела ввиду совсем не то.
Юность Гала
Елена Дьяконова была исключительной женщиной, обаятельной и расчетливой. Она, как магнит, притягивала к себе мужчин и умела их удержать. Ее первый брак был заключен с молодым поэтом Эженом Гренделем вопреки воле его родителей. Елене никогда не нравилось ее имя, и она просила знакомых называть ее Гала. Для своего супруга она также придумала красивый псевдоним — он стал называться Поль Элюар. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы ему не встретилась эта удивительная женщина? Ее интересовала не только поэтическая слава, она хотела сделать своего мужа состоятельным, респектабельным человеком. Именно поэтому они переехали в Париж, где Гала быстро познакомилась с парижским бомондом и завела полезные связи в литературных и издательских кругах.
Спустя некоторое время у них уже имелся собственный особняк, Гала могла позволить себе жить в свое удовольствие, ее украшениям из драгоценных камней завидовали многие парижские модницы. «Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями» — так писала она в своем дневнике.
И действительно, посещая какой-либо светский раут, Гала производила сенсацию. Элегантные наряды от Шанель, умение вести себя в обществе, непреодолимое очарование ставили ее на недосягаемый пьедестал. Вскоре у нее завязался роман с художником из Германии Максом Эрнстом. В то время в свете были популярны идеи свободной любви, и о чувствах Гала и Макса муж узнал в числе первых. Однако даже не это, а знакомство и общение с Дали, разрушило их брак.
Начало совместной жизни
Развод с Полем Элюаром состоялся в 1934. Но и здесь Гала проявила редкую душевную чуткость, официально оформив отношения с Дали лишь после смерти бывшего супруга. Элюар не винил свою жену в измене, он до последнего вздоха не верил, что та разлюбила его, и надеялся, что однажды жена все же вернется под его кров. Но надеждам этим не суждено было сбыться.
Дали и Гала поселились в Париже. У художника начался период огромного творческого подъема, он писал картины, не отдыхая, но не чувствуя особого физического или нервного утомления. Он писал легко — как дышал. И картины его завораживали, меняли представления о мире. Свои картины он подписывал так — «Гала-Сальвадор Дали». И это справедливо — она была тем источником, из которого он черпал свои силы. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», — так говорила ему Гала. И он соглашался с этим.
Все бытовые заботы взяла на себя Гала, предоставив художнику творить, не отрываясь на обыденность. К продаже своих картин он также не имел никакого отношения — этим занималась она. В число ее добрых друзей входило множество тонких ценителей искусства, и она знакомила их с работами Дали. Одной из их первых побед было получение чека за картину, которую художник еще не написал. Сумма на чеке стояла солидная — 29 000 франков.
Сальвадор и Гала не знали нужды, они могли позволить себе подразнить публику странными выходками. Это провоцировало слухи, которые выводили из себя людей, имеющих иной склад характера. Так, о Дали говорили, что он извращенец, болен шизофренией. И действительно, его длинные усы, выпученные глаза невольно наталкивают на мысль, что гениальность и сумасшествие идут рука об руку. Но эти слухи лишь забавляли влюбленных.
Гала часто позирует своему мужу — она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери или Елены Прекрасной. Периодически интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм — это Я!» — говорил он, уподобившись королю-Солнце.
Но вот пришла старость…
Жизнь Гала была бы безоблачной до самых последних дней — если бы не старость!.. Женщина, привыкшая блистать, не могла смириться с морщинами, дряблостью кожи, поэтому пыталась помешать естественному процессу старения, принимая витамины, проходя курсы омоложения, делая пластические операции.
Диеты и молодые любовники тоже шли в ход, но и они не могли помочь ей на склоне лет. Одним из ее любовников был Джефф Фенхольт, исполнитель роли Мессии в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда».«Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», — откровенничала Гала при общении с журналистами. Когда интервью брали у Дали, он придерживался той же линии поведения: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Была ли такая позиция искренней — нам этого уже не узнать.
На закате лет
На склоне лет Гала несколько отдалилась от Дали. Он купил ей средневековый замок - Пуболь, где она наслаждалась последними радостными днями со своими юношами. Но когда она сломала шейку бедра, альфонсы, конечно же, бросили свою госпожу, и она осталась в одиночестве. Гала умерла в клинике в 1982 году.
Гала попросила Дали похоронить ее в Пуболе, однако один из испанских законов запрещал перевозить тела погибших без специального разрешения властей. Закон был принят еще во времена, когда в Европе бушевала эпидемия чумы, и уже порядком устарел, но за его нарушение, тем не менее, Дали светила тюрьма. Его это не останавливало.
Обнаженное тело возлюбленной Сальвадор оборачивает в одеяло и садит в «Кадиллак», как живую. С ними отправляются верный водитель Артуро и сестра милосердия. На случай, если авто остановят служители правопорядка, договорились сказать им, что Гала умерла в дороге.
Путь занял немногим более часа: «Кадиллак» прибыл в Пуболь, когда все уже было готово для погребения. В 6 часов вечера 11 июня 1982 года Гала Дали была захоронена в гробу с прозрачной крышкой в склепе замка в Пуболе после короткой церемонии в узком кругу.
С уходом Гала странности художника стали проявляться еще сильнее. Он навсегда оставил холст и кисти и мог целыми днями ничего не есть. Если его пытались уговорить, развлечь беседой, Дали становился агрессивен, плевал в медсестер, иногда даже кидался на них. Но он не бил женщин — только царапал им лицо ногтями. Казалось, он утратил дар членораздельной речи — мычание художника никто не мог понять. Теперь уже все были уверены в том, что безумие полностью овладело сознанием гения.
Без своей музы Дали прожил еще семь лет. Но можно ли эти годы назвать жизнью? Слишком большим оказался счет, который предъявила художнику судьба за его гениальные прозрения.
Когда же приступы не терзали художника, он просто сидел у окна с закрытыми ставнями и часами смотрел в пустоту.
Дали похоронили в Театре-музее в Фигерасе. Свое состояние и работы художник завещал Испании.
costablanca.ee
любовь на грани помешательства • Фактрум
Влюбленные женились около 50 раз. В пылу чувств Сальвадор буквально отрекся от всего, что было ему дорого, заявив, что Гала ему милее матери, денег и даже милее Пикассо, служившего источником неисчерпаемого вдохновения.
Фактрум рассказывает о том, как два удивительных человеческих гения встретились и полюбили друг друга.
Русская и испанская душа
Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила навсегда
Знакомство Галы и Сальвадора произошло неожиданно, эта встреча изменила их жизнь. Сальвадору было 25, он был невинен и читал труды Ницше. Жил он тогда в поселке Кадакес, который располагался недалеко от города Порт-Аигата. Художник пригласил в гости две семейные пары: Магрит и Элюар. Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила его раз и навсегда. «Знакомьтесь, это моя русская жена Гала, я много рассказывал ей о ваших работах», — произнес Поль. Бедный Сальвадор утратил дар речи и мог только крутиться вокруг своей дамы сердца.
Художественный образ Галы в произведении ДалиПотом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать — кисть не желала оставаться в руке. Все мысли Дали были лишь о жене его друга.
Жить вместе
Развод Галы и Элюара состоялся спустя 9 лет после ее знакомства с Дали. Но муза художника оформила с ним отношения лишь после смерти первого супруга, проявив редкую чуткость.
Дали и оцелот БубуНи капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту
Гала и Сальвадор поселились в Париже. Картины, написанные в этот период, поражали своей легкостью. Они меняли мир и представления о том, каким должен быть художник и его произведения. Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту: Гала взяла на себя все, что было ежедневным и обыденным. Она же занималась продажей картин. Однажды Гала выручила 29 000 франков за полотно, которое еще не было написано: таков был авторитет Дали среди ценителей.
Известно, что у художника в качестве домашних животных жили оцелот и муравьед.
Сальвадор Дали и муравьедПублика была в восторге и изумлении от различного рода чудачеств со стороны известной пары. Длинные усы и выпученные глаза Сальвадора лишь подтверждали тот факт, что рядом с гениальность всегда рядом идет сумасшествие.
Публика была в восторге от чудачеств со стороны известной пары
Гала часто позирует своему мужу, она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери, и Елены Прекрасной. Порой интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм — это Я!» — говорил он.
Читайте также: Семь потрясающих фильмов о реальных историях любви
Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:Поделиться
Класснуть
www.factroom.ru
Русская муза Сальвадора Дали
Гала и Сальвадор Дали
Елена Дьяконова или Гала - единственная женская модель, главный сюжет вдохновения и эффективный продюсер Сальвадора Дали...
Это был странный брак безумного художника и русской «Атомной Леды». Гала, так по-европейски называла себя Елена, с ударением на второй слог, была сражена страстной любовью молодого гения с первого взгляда. Ей было 36, ему 25. Она стала его Музой, Божественной Еленой, Галатеей Безмятежной. Это её образ Сальвадор Дали переносит на свои самые знаменитые картины — женщина «с красным омаром на голове» и «с отбивными на спине». Она до конца своих дней была его путеводной звездой, вдохновительницей и вечной спутницей непревзойденного таланта.Сальвадор Дали и Гала (Елена Дьяконова)
Первая встречаЕлена Дьяконова родилась в Казани 26 августа 1894 года. Довольно рано оставшись без отца, девочка воспитывалась отчимом. Мама звала её по-своему — Галина. В 18 лет она познакомилась со своим первым мужем — французским поэтом Полем Элюаром. Встреча произошла в швейцарском санатории, где Елена лечилась от туберкулеза, а молодой поэт - … от поэзии. Тонкость натуры девушки и её пылкость потрясают влюбленного француза, он называет её Галой - Gala (от фр. «торжество, праздник»), через пять лет молодые люди становятся мужем и женой. Годом позже в молодой семье появляется дочь Сесиль.
Гала в образе Леды
В 1921 году чета знакомится с известным художником немецкого авангарда Максом Эрнстом. Гала позирует ему и становится его любовницей. Через год Макс переезжает в дом Элюара и «шведская семья» живет открыто, ничуть не заботясь о тайне своих отношений.В 1929 году Гала с мужем впервые посетили дом испанского художника Сальвадора Дали. Встреча Галы и молодого гения была для обоих «ударом молнии», любовью с первого взгляда. Через три года, после смерти Элюара, влюбленные поженились. Гала бросила не только мужа, но и дочь. Был ли это расчет или неистовое чувство? История все расставила по местам.
Главный сюжет вдохновения
Об их любви написаны сотни книг, сняты фильмы, ходят легенды. С точки зрения обывателя это были странные отношения: Гала была не просто музой знаменитого художника, она стала частью его самого, его творчества. Он неистового писал её портреты, Гала - единственная модель и главный сюжет вдохновения, он словно растворился в этой женщине. «Моя возлюбленная, моя «оливета» (оливка), моя муза», — так нежно и самозабвенно называл каталонец жену. Гала была его вечной любовью на века, он ложился с её именем и вставал с первой мыслью о ней.
Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка
Властная и манящая, она постоянно поддерживала градус его творчества. Искусствоведы склоняются к мысли, что, скорее всего, Дали не оставил бы потомкам всех тех шедевров своего гения, которыми мир сегодня наслаждается, если бы не встретил свою русскую загадку. Гала железной волей организовывала рабочий процесс Мастера, продвигала его творчество. Сегодня это называется продюсированием.В посвящении к своей автобиографии «Дневник одного гения» Сальвадор Дали напишет: «Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей Святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее Безмятежной». Настоящее признание в любви на века.
Зрелая любовь
В жизни любой семьи любовь проходит испытания. Выпали они и на долю этой звёздной пары. Гала направляла энергию мужа в творчество, сама же реализовывала свою ненасытную чувственность на стороне. Современники отмечают, что эта русская обольстительница часто добивалась чувственной любви с красавцами-юношами, позировавшими Дали для его полотен. Художник был тоже ненасытен, только в своем творчестве. Странные отношения странной пары. Супруги устраивали свои знаменитые «хэппенинги», эротические скандальные зрелища. Гала в них участвовала, Сальвадор наблюдал со стороны. Скромный и закомплексованный муж и яркая, энергичная жена. Из парижской аристократки Гала превратилась в няньку, сиделку, секретаря, менеджера и настоящую властную хозяйку огромной империи знаменитого Дали.
Пройдя с ним от безвестности и нищеты, возведя его на недосягаемый Олимп, Гала стала «хищницей», по меткому выражению одного американского журналиста. Дали писал о секрете своего успеха так: «метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала - а она одна - единственная на всем свете».
Шли годы и Гала начала стареть. Чем старше она становилась, тем больше ей хотелось любви молодых мужчин. Осталось много разбитых судеб, опаленных этой неистовой страстью. Средневековый замок Пуболь, подаренный Сальвадором Дали на её день рождения в 74 года — решение усложнившихся семейных отношений. Гала не разрешала мужу навещать её без письменного уведомления. В 1982 году, в возрасте 88 лет неистовая Гала умерла в своем замке. Последние семь лет без жены стали для Дали настоящим адом. Он быстро угасал. Пожар, случившийся в 1984 году, в котором художник чуть не погиб, лишил его способности творить. Умер Сальвадор Дали 23 января 1989 года. Без Галы он пишет только одну свою работу.
Русская загадка
На долю «русской принцессы» Елены Дьконовой выпало счастье быть музой трех великих гениев своей эпохи — французского поэта Элюара, немецкого художника-авангардиста Эрнста и величайшего испанского маэстро Сальвадора Дали. Она любила и была любима. Страстно, неистово, почти безумно. Именно эта любовь увековечила её имя в веках, запечатлела на полотнах испанского гения. Неважно, какой она осталась в памяти людей — серым кардиналом, беспутной развратницей или ведьмой, плетущей интриги.
«Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», - так написал Сальвадор Дали на флаге одной из своих картин. Для него она осталась Музой, любовью всей жизни.
Источник: Женский клуб
rupo.ru
Сальвадор Дали и Гала: праздник длиной в жизнь
Редко какой женщине удается стать для мужа одновременно матерью, любовницей и другом. А ей блестяще удалось проделать это дважды!
Сальвадор Дали и Гала
Елена Дьяконова знала, что делала, когда взяла себе имя Гала, что в переводе с французского означает «праздник». Праздник, увлекший в омут безумной страсти не одного гения…
Вот юному Сальвадору шесть лет. Он похож на Маленького принца из сказки Экзюпери. Большие грустные глаза, пепельные локоны, странная блуждающая улыбка. Все знакомые его родителей говорят: «О, это совершенно необыкновенный ребенок: не шалит, как его сверстники, может подолгу бродить в одиночестве и думать о чем-то своем. Очень застенчив. А недавно, представьте себе, влюбился и уверяет, что это на всю жизнь!»
А было так. Кто-то из взрослых подарил мальчику авторучку: в стеклянном шарике ее оправы можно было увидеть красивую даму с развевающимися волосами. Подобно Снежной Королеве она мчалась в санях по ослепительно белому снегу, и звездная пыль оседала на ее прелестной шубке… Ручка стала главным сокровищем мальчика. «Вырастет — забудет», — отмахнулись взрослые. Но он не забыл.
Богиня Кадакеса
Сентябрь 1929 года. Небольшой каталонский поселок Кадакес, что в нескольких километрах от Порт-Аьигата. Здесь живет начинающий художник Сальвадор Дали, известный своими странными картинами и пристрастием к философии Ницше. Ему 25 лет, но он все еще девственник и даже более того — панически боится женщин.
Соседи поговаривают, что молодой человек «с большими странностями», болезненно застенчив, то засмеется невпопад, то заплачет, боясь в одиночку перейти улицу. Он очень худ, носит длинные, закрученные вверх усы, смазывает волосы бриолином на манер танцоров аргентинского танго, одевается в шелковые рубашки диких расцветок, дополняя наряд уродливыми сандалетами и браслетами из фальшивого жемчуга…
Той осенью Дали пригласил к себе погостить художника Магрита с женой Жоржет и супругов Элюар. Он уже предвкушал, как шокирует гостей, выйдя к ним, благоухая «ароматом козла», для чего еще с утра заготовил «духи» из клея, сваренного из рыбьих голов, козлиного помета и нескольких капель лавандового масла. Но неожиданно из окна он увидел молодую женщину, с интересом рассматривавшую его жилище. Она была в белом платье, а ее черные как смоль волосы развевались по ветру. Он тут же вспомнил авторучку из детства и поразился сходству двух женщин. Неужели это Она?..
Он быстро смыл с себя козлиный «аромат», надел ярко-оранжевую рубашку и, заложив за ухо цветок герани, выбежал навстречу гостям. «Знакомьтесь, Дали, — произнес Поль Элюар, показывая на женщину в белом. — Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях», — лихорадочно пронеслось в голове художника. Вместо того чтобы пожать женщине руку, он лишь глупо захихикал, пританцовывая вокруг нее…
С той минуты Дали потерял покой — он влюбился до безумия. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, — напишет он много лет спустя в своей книге «Тайная жизнь». – Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Дали не мог больше работать, его неодолимо влекло к этой женщине.
Она поощряла его неумелые ухаживания, несмотря на присутствие мужа. Все чаще они уходили далеко в горы гулять вдвоем. Он называл ее богиней. Однажды, стоя на краю глубокого ущелья, Дали внезапно набросился на нее и начал душить. «Что ты хочешь от меня, отвечай?! Что ты хочешь, чтобы я с тобой сделал?!» — исступленно кричал он, все туже сжимая пальцы на ее шее. — «Взорвите меня», — неотрывно глядя в глаза, прохрипела ему в ответ женщина. И потрясенный Дали вдруг почувствовал, что он мужчина…
Femme fatale
Елена Дьяконова — Гала
Но кто же была эта незнакомка? О, эта женщина умела создать вокруг себя ореол загадочности из ничего! Бывшая русская подданная, Елена Дьяконова терпеть не могла свое имя и с юности просила называть себя Гала, с ударением на втором слоге. Находясь на лечении в одном из швейцарских санаториев, она разбила сердце начинающему французскому поэту Эжену Гренделю. Он скоропалительно женился на ней вопреки воле родителей, считавших брак с «какой-то русской девочкой» полнейшим мезальянсом.
Но девочка обладала поистине фантастическим даром: у нее было чувство на талант. И неизвестно, узнал бы мир великого поэта Поля Элюара, если бы не его женитьба. Молодая жена придумала ему звучный псевдоним, вдохновила на цикл стихотворений и, поселившись в Париже, быстро обрела полезные связи в мире искусства.
Она жаждала не только славы для мужа, но и денег. В своем дневнике того периода Гала откровенно формулирует планы на будущее: «Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». И очень скоро к огромной старинной кровати, единственному подарку родителей Поля на свадьбу, добавятся шикарный особняк, куча нарядов и драгоценностей.
По воспоминаниям современников, Гала не была красива, но было в ней что-то притягательное, что всегда отличает «роковую женщину» от простой светской красотки. Добавьте к этому безукоризненный стиль и уверенность в своих чарах.
Когда Гала появлялась в каком-нибудь артистическом салоне в костюме от Шанель и с неизменной колодой карт в сумочке (она любила предсказывать будущее и выдавала себя за медиума), взгляды всех мужчин были обращены только к ней. Не устоял перед «колдовской славянкой» и немецкий художник Макс Эрнст. Ратуя за свободную любовь, Гала не считала нужным скрывать роман от мужа. Вскоре это уже был «любовный треугольник».
Ко времени первой встречи с Сальвадором Дали, Гала было 36 лет, а брак с Элюаром давно стал чистой формальностью…
«Сюрреализм — это я!»
В 1934 году Гала разведется с Полем Элюаром, но из жалости к нему официально оформит свои отношения с Дали только после смерти поэта. (Последний, к слову сказать, до конца своих дней надеялся, что Гала вернется к нему, и был готов ей простить все что угодно.)
А пока они с Сальвадором поселяются в Париже, и Гала приступает к главному делу своей жизни — созданию «бренда Дали». Она сразу интуитивно почувствовала масштаб его дарования и поняла, что он несравненно выше дарования Элюара. Что касается художника, то можно было решить, что это Гала «взорвала его»: она не только открыла ему прелести плотской любви, но и дала мощный заряд вдохновения.
Отныне Дали пишет фантастические картины одну за другой, подписывая их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали», как будто речь идет об одном лице. Она внушила ему, что он гений. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», — говорила Гала. И он, как ребенок, верил каждому ее слову.
Гала оградила Дали от всего, что мешало ему работать, взвалив на свои плечи и быт, и продюсерские функции. Она предлагала работы мужа галереям, уговаривала своих богатых приятелей (а среди них были такие знаменитости, как Стравинский, Дягилев, Хичкок, Дисней, Арагон) вкладывать деньги в творчество Дали.
Результат не заставил себя долго ждать. К Сальвадору еще не пришла всемирная слава, а он уже получил чек на 29 тысяч франков за еще не написанную картину. А к его жене — титул главной Музы.
Дали и Гала, 1964 год
С этого момента супруги начинают буквально купаться в роскоши и не устают поражать публику эксцентрическими выходками. О Дали говорят, что он извращенец, шизофреник и капрофаг. Его знаменитые усы и выпученные безумные глаза знает весь мир. О Гала в прессе не перестают злобно судачить: «Семейная пара Гала-Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских.
Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся в верха хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума». Но влюбленным нет до этого никакого дела!
Дали без устали рисует свою Гала то в образе Богоматери, то Елены Прекрасной, а то и… женщины с отбивными на спине. Когда спрос на его живопись начал падать, Гала тут же подбросила ему идею создавать дизайнерские вещички, и «далимания» повторилась с новой силой: богачи со всего мира принялись раскупать странные часы, слонов на длинных ногах и красные диваны в форме губ.
Теперь уже не было нужды убеждать Дали в его гениальности, потому что он как никогда верил в себя. Верил настолько, что даже рассорился со своим другом Бретоном и другими сюрреалистами, безапелляционно заявив однажды: «Сюрреализм -это Я!»
«Видишь, я не плачу»
Несмотря на то, что всю жизнь Дали называл свою жену не иначе как «божественной», она все-таки была земной женщиной. А еще никому из простых смертных не удавалось избежать старости. После 70-ти Гала начала безудержно стареть. Пришла очередь пластических операций, новомодных витаминов, бесконечных диет и молодых любовников в большом количестве. Одним из них был певец Джефф Фенхольт, исполнявший главную роль в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», — уверяла она, впервые затащив молодого красавца в свою постель.
Отвечая на недвусмысленные вопросы журналистов, Дали придерживался той же «легенды»: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Но что он чувствовал на самом деле? Этого не знал никто.
Наконец, Гала попросила Дали купить для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии, а мужа принимала лишь изредка, посылая заранее приглашение в надушенном конверте…
Все закончилось в 1982 году, когда Гала сломала шейку бедра при падении. Вскоре она умерла. В последние дни в клинике старая женщина, страдающая от сильной боли, покинутая всеми молодыми любовниками, была на грани безумия и все время старалась спрятать деньги под матрас…
Сальвадор Дали надел на покойную жену ее самое красивое алое шелковое платье, большие солнцезащитные очки и, усадив как живую на заднее сиденье «кадиллака», повез к месту последнего приюта — в их семейный склеп в Пуболе. Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и тихо похоронили. Дали не пришел на погребение, а лишь несколько часов спустя заглянул в склеп, чтобы произнести всего одну фразу: «Видишь, я не плачу»…
Очевидцы говорили, что с уходом Гала не стало и прежнего Дали. Он больше не писал, мог подолгу не есть, часами громко кричал, плевал в медсестер и царапал им ногтями лицо. Безумие окончательно овладело его разумом. Его нечленораздельное мычание никто не понимал.
Он пережил Гала почти на семь лет, но это была уже не жизнь, а медленное угасание. Гала-концерт кончился, огонь вдохновения погас, и художник погрузился в серые будни, которые больше всего не любил в жизни. Он мог часами сидеть в столовой замка, в которой все ставни на окнах в любое время дня были плотно закрыты…
Согласно завещанию Сальвадора Дали не похоронили, а выставили забальзамированное тело под «геодезическим куполом» в фамильном склепе подле Гала.
А чуть поодаль установили желтую лодку, носящую имя жены художника. В свое время Дали привез ее из Кадакеса, где он впервые встретил свою «черноволосую даму из детства» и был так сюрреалистически счастлив.
Источник: «Интервью» апрель 2010
Дали. Атомная Леда
Дали. Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело. 1945
Дали. Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече.1933
personallife.ru