Театр-музей Сальвадора Дали. Картина дали линкольн
Театр-музей Сальвадора Дали – в гостях у гения. Часть 2 -
Сальвадор Дали хотел создать такой музей, попадая в который, каждый посетитель чувствовал бы себя немного безумным, потерявшимся и оторванным от реальности. Хотел – и создал. Зайдя в большой холл сюрреалистических лабиринтов Дали, сразу и не знаешь, куда идти. А все потому, что внутри уже не действуют привычные всем законы. Например, пожелал мастер, чтобы здание, снаружи кажущееся трехэтажным, внутри стало пятиэтажкой – и пожалуйста. И это при том, что главный холл музея – просторнейшее помещение, наполненное светом и воздухом.
Что особенно привлекает в большом холле, так это необычная картина с девушкой, состоящая из квадратов разных оттенков. Полотно называется «Обнаженная Гала, смотрящая на море». Сегодня, в век компьютерных технологий, никому не нужно объяснять, что такое пиксели. Однако во времена Дали понятия пиксель-арт (вид цифрового искусства, когда художник рисует по клеточкам) еще не существовало. Но разве это преграда для настоящего гения? Ему ничего не стоило его изобрести. Так Сальвадор Дали стал первым, кто использовал цифровой метод в изобразительном искусстве.
Однако не только в этом вся соль картины. Вблизи это действительно Гала, а перед ней действительно море. А вот издалека… Да, да, это – Авраам Линкольн – 16-й президент США (ну, тот парень, который еще на пятерке долларов изображен). Вот только увидеть Линкольна можно лишь с далекого расстояния, поэтому посетители сначала замечают только Галу. Но чтобы не искать нужный ракурс, можно пойти на хитрость: достаточно посмотреть на полотно через объектив фотоаппарата или камеры, и вуаля – на вас с портрета смотрит старый добрый Авраам.
В главном зале музея много всего интересного, поэтому все в основном смотрят по сторонам или на знаменитый купол, а надо бы еще не забыть смотреть под ноги. Прямо в центре павильона находится… могила хозяина. Ее местоположение можно обнаружить по плитке другого оттенка. Да-да, Сальвадор Дали похоронен прямо здесь. Как правило, в большом зале театра-музея часто бывает много людей, поэтому плиту под ногами никто не замечает.
Вы спросите, нормально ли это, что люди вот так вот просто изо дня в день бродят по мощам известного художника? Вроде бы да. Дали сам пожелал, чтобы его похоронили здесь. Да и вообще, очень сложно говорить о понятии «нормальности», когда находишься в гостях у безумного гения. Сама крипта расположена в цокольном этаже, где также представлены ювелирные работы мастера (не забывайте, что Дали – это не только картины, но еще и скульптуры, инсталляции и ювелирные изделия). Так что спуститься туда обязательно стоит.
В небольшом и темном помещении, прощемившись между туристами, делающими снимки из категории «Смотрите, какой я модный у трупа Дали!», можно рассмотреть надгробную плиту, которая всего в нескольких строках расскажет о знаменитом человеке кое-что малоизвестное. Вы знали, что он был маркизом? Оказывается, титул был пожалован художнику уже в преклонном возрасте: король Испании решил наградить престарелого гения за его многочисленные заслуги. Вообще история с погребением Дали какая-то темная. В завещании он указывал, что желает быть похоронен в замке Побуль, вместе с Галой, но в последний момент якобы передумал и попросил мэра Фигераса оставить его тело в музее. Как там было на самом деле – неизвестно, но упокоился мэтр сюрреализма именно в своем театре.
Рассказывая о музее Дали, никак нельзя обойти стороной целую комнату-иллюзию, которая находится на первом этаже. Диван в виде губ знаком многим – его не раз копировали производители мебели, а также его снимков полно в Интернете.
Но не все знают, что это только часть большой трехмерной инсталляции, которая вместе с камином в виде носа и картинами-глазами образует портрет американской актрисы Мей Уэст.
Вот только увидеть композицию в «собранном виде» можно лишь с определенного ракурса: поднявшись по лесенке к специальной круглой линзе. Зал Мей Уэст – одно из самых популярных мест в музее Дали, поэтому здесь всегда есть очередь к верблюду, под которым эта самая линза и расположена.
Но не волнуйтесь, скучать в очереди не придется. В зале есть еще много чего интересного, главное – смотреть по сторонам, потому что Дали – в мелочах. Например, ванная комната здесь расположена в самом неожиданном месте – на потолке. Ну, а чего вы хотели – это же Дали…
На этом, пожалуй, закончим с темными комнатами и пройдемся по светлым залам музея. Говоря о Дали, нельзя не вспомнить одну из его самых известных картин с растекающимися часами. Она называется «Постоянство памяти». Гала когда-то предрекла, что никто не сможет забыть это полотно, увидев его хотя бы раз, и оказалась права. Почему-то именно «Мягкие часы», как еще называют эту картину, вспоминаются одними из первых, когда речь заходит о работах художника (а ведь это далеко не единственная картина Дали, на которой встречаются часы).
Оригинал «Постоянства памяти» находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Но разве мог музей Дали обойтись без одного из самых легендарных экспонатов? Едва ли. Именно поэтому, бродя по залам, не забудьте заглянуть в спальню художника. Вот она – всем известная картина, только здесь она представлена в форме гобелена.
Ну, и еще одну картину не обойдем стороной – «Сферическая Галатея». Да, здесь, как и на многих художественных работах Дали, изображена Гала (хотя кто в их отношениях был Пигмалионом, можно еще поспорить). Но каким способом! Лицо женщины образовано объемными сферами. Картина была написана в тот период, когда художник увлекался наукой (в особенности теорией ядерного распада). Словом, это была своего рода попытка совместить мир психологии с миром физики. Получилось… эффектно.
Продолжение следует…
www.travel-more.com
|
yarokuznetsov.livejournal.com
Театр- Музей Сальвадора Дали. Фигерас. Испания. 2010 г.
Экскурсию в музей нам предлагали за 70 евро, но мы решили ехать самостоятельно, чтобы не быть ограниченными во времени и привязанными к группе. Тем более, что в музее не водят экскурсии. По задумке Дали, каждый посетитель должен самостоятельно окунуться в глубины собственного подсознания с помощью образов, созданных им в театре. Почему театр-музей? Потому что, в 1961 году по предложению муниципалитета города Фигерас, где родился Дали, здание городского театра было решено переделать в музей художника. Музей открылся в 1974 г. и достраивался до середины 1980-х гг. Дали активно участвовал в процессе создания своего музея. Яйцо, хлеб, атом водорода, часы - постоянно повторяющиеся образы в творчестве Дали.
Фасад Театра - Музея. Водолаз – символ погружения в глубины подсознания, которое ждет посетителей музея.
Перестройку начали с возведения грандиозного прозрачного многогранного купола архитектора Эмилио Переса Пинейро.
Позолоченные манекены в стиле ар деко приветствуют посетителей, приглашая в музей, полный таинственных намеков (партер бывшего театра).
Здесь установлено «Дождливое такси»- экспонат, созданный Дали ко Всемирной выставке сюрреализма в Париже 1938 года. Внутри машины капает дождь, но только тогда, когда желающий управлять стихией бросит монетку. Над «кадиллаком» величественно возвышается мифологическая героиня Эсфирь. Шел однажды испанский художник Сальвадор Дали по городу. Было холодно и дождливо. Промок до нитки. А мимо в теплых сухих такси проезжали довольные люди. Дали смотрел - и завидовал. Так завидовал, что решил отомстить. А месть оказалась очень даже своеобразной: придумал он такси, в котором в солнечный день дождь льет на пассажиров. А рядом поместил мифологическую царицу Эсфирь - символ мести. Ну а сверху, чтобы совсем запутать зрителя, поместил лодку Гала (почему Гала? Думаю потому, что Гала присутствует вообще везде. Любовь, однако…)
Тот же внутренний двор с видом фонарей Парижского метро по проекту Эктора Гимара (модерн).
Взгляд во дворик из окон второго этажа.
Сцена бывшего театра превращена в громадный зал, потолком которого стал гигантский шарообразный купол.
Громадный задник для сцены, созданный Дали к балету «Лабиринт» (1941 г).
Здесь же огромная картина с цифровым эффектом (приглядитесь- это пиксели): обнаженная Гала спиной на расстоянии 18 метров превращается в портрет Авраама Линкольна.
Это зал Мэй Уэст. Американская актриса, драматург, сценарист и секс-символ, одна из самых скандальных звёзд своего времени (1893-1980), лицо которой Дали превратил в трехмерное пространство (комнату), где картины на стене- глаза, комод – нос, диван- губы.
Чтобы воспринять оптическую игру в целом, нужно подняться на лестницу с верблюдом и посмотреть в линзу.
Здесь же, за фанерной стеной находится «Рай», который можно увидеть только заглянув в отверстие: кровать в райских кущах- видимо таков рай в представлении влюбленного в свою Галу Дали.
На потолке зала размещена ванная комната. Что бы это значило?Зал «Дворец ветра» на втором этаже по названию картины на потолке. В 1919 году в этом месте проходила первая персональная выставка Дали (в 14 лет!!!).
«Изящные» ступни принадлежат Дали и Гала.
В зале: Уменьшенная копия скульптуры, посвященной Ньютону и его Закону тяготения, установленной на улице, рядом с музеем.
Фигуры на постаментах из опрокинутых статуй «Ника Самофракийская» с портретами Дали и Гала.
Спальня. Дали оформил этот зал, как собственное жилье.
Над кроватью гобелен «Постоянство памяти» со знаменитыми «текучими часами».
Мотив, часто повторяющийся в творчестве художника и эксплуатирующийся в сувенирах. Я купила ложечку, насыпаю ею сахар- вспоминаю музей Дали.
Башня Галатеи- последняя из новых пристроек к музею. Человек, собранный из электронных плат и микросхем, лежит в стеклянном гробу и, надо полагать, олицетворяет уход из мира земного.
Брось монетку, и раскладная перегородка над его головой раскроется. Она предназначалась для входа на сцену со стороны двора, но так и осталась в макете.
В центре зала магнитом притягивает к себе «Корзинка с хлебом» (1945 г.) на стене и золотая корзинка с золотым хлебом под стеклом. Дали о своей картине: «Эта типично реалистическая работа, как оказалось, больше всего остального удовлетворила мою фантазию».
Автограф Дали на стеклянной двери.
«Ретроспективный женский бюст (1933 г.), копия 1970 г.
Проем лестницы, ведущей на третий этаж.
Один из характерных образов Дали- выдвижной ящик, символизирует сознание и дань Зигмунду Фрейду.«Венера Милосская с ящиками» (1936), копия 1964 г.
«Орел из Вальса» с головой китайца в груди. Дар команды акробатов - кастельерос из города Вальса.
В отдельном помещении представлены ювелирные изделия, выполненные по эскизам Дали.
В 1999 г. фонд «Гала - Сальвадор Дали» выкупил их у американцев, и теперь они вместе с эскизами услаждают взор зрителей. Ведь Дали считал, что только зрители вдыхают в ювелирные изделия жизнь и позволяют им выполнять свою миссию- услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение.
Внимание! Это сердце бьется!!!
Рядом экспонируется коллекция номерных медалей с именами Дали и Гала, инкрустированных в ювелирные изделия.
Возле театра находится площадь Гала – Сальвадор Дали с летним кафе и разнообразными объектами.Каменный фонтан, превращенный Дали в фонарь в виде атома водорода.
Памяти Мейсонье (художника, восхищавшего Дали).
Памятник Ньютону.
Памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу- снова яйцо и атом водорода.
Имейте ввиду, что я показала далеко не все! Очень надеюсь, что своим рассказом я многим дала повод начать мечтать о посещении Музея Дали в Фигерасе и в конце-концов осуществить эту мечту.Чуть не забыла! Самостоятельная поездка в Фигерас обошлась нам в 34 евро: 23 - билет на электричку туда и обратно, 11 - билет в музей.
vitushkinam.livejournal.com
Музей Сальвадора Дали. Сюрреалистичный лабиринт.
Неправильное здесь все и начинается прямо с порога. Вернее даже до него. Уже на подходе, как только в поле зрения попадает здание музея, сразу становится понятно, что это именно он. Спутать театр-музей самого экстравагантного художника Испании с каким-то другим зданием совершенно невозможно, настолько необычный у него внешний вид. Но на этом удивительные метаморфозы пространства и форм только начинаются. Театр-музей, построенный Сальвадором Дали, является совершенным воплощением внутреннего мира художника, отражением его переживаний, комплексов, сексуальной нереализованности и тяги к самовосхвалению. Отношение к творчеству Дали в большинстве своем неоднозначное, но большиство сходится во мнении, что художник был неординарной личностью и создавал незаурядные творения.2. Дом Сальвадора Дали начинается с необычного фасада, украшенного крестьянским хлебом и увенчанного огромными яйцами. Такой комплект в сочетании с сочным терракотовым цветом стен смотрится более чем экстравагантно и кардинально отличается от всей архитектуры в округе, которая на его фоне смотрится унылым серым пятном. Таким же ярким был и сам Сальвадор Дали. Художник рос очень избалованным ребенком. Родители, виня себя в смерти первого сына, позволяли второму все. В одной из книг Дали писал: чтобы насладиться всеобщим беспокойством о его здоровье и пищеварении, он раскладывал свои какашки по дому в самых неожиданных местах. А в 8 лет специально писался в постель, чтобы отец купил ему красный трехколесный велосипед. Общение с другими людьми у него строилось совершенно иначе. Будущий художник был очень внушаемый, мечтательный, робкий и безнадежно непрактичный ребенок, необъяснимо путающий фантазии и реальность. Отношения с собственной сексуальностью были у Дали непростыми всю жизнь. Он стал единственным художником, кто сделал мастурбацию главной темой своего творчества. Юноша страдал полным набором сексуальных комплексов — от беспокойства о размерах своего пениса до страха вступить в связь с женщиной и опасений, что он импотент и скрытый гомосексуалист. Всю свою жизнь он непрерывно эксплуатировал образ "сумасшедшего гения". Как человек он был реален, но его разум был вне этой реальности. Однажды Дали спросили: "Что такое сюрреализм?" и он ответил ставшей знаменитой фразой: "Сурреализм - это Я!".
3.
4. Вход в театр-музей расположен со двора и если вы попали внутрь без очереди, то считайте, что вам сказочно повезло. Это место чрезвычайно популярно среди туристов и на входе практически всегда стоит внушительная очередь, которая порой растягивается до сотен метров. Добавьте сюда жаркое испанское солнце и станет очевидно, что творчество Дали откроется только по-настоящему целеустремленному и выносливому зрителю. По этой причине оптимальным временем для посещения музея является зимнее время года.
5. Местные торговцы быстро сориентировались, превратив место выстраивания очереди в небольшой коммерческий проект. На узкой улочке полно сувенирных лавок и в каждой есть холодильник с мороженым, которое в жару идет на расхват. Здесь же пристроился и уличный музыкант. Судя по музыкальному инструменту, а особенно по репертуару и суровому лицу, он выходец из России или возможно Украины. Исполняемые им мелодии до боли знакомы любому советскому человеку: песенки из мультфильмов, кинофильмов и какие-то всем известные шлягеры. Дабы не обидеть европейского слушателя иполнитель дипломатично проигрывает музыку, знакомую и этому контингенту. Надо отдать должное, играл мужичок очень хорошо.
6. Внутренние фасады здания музея не такие кричащие как внешние, но и здесь взгляду открываются невероятные элементы оформления. Здесь и сюрреалистичная инсталляция в виде головы с телевизором во лбу и все теми же яйцами.
7. И памятники французскому живописцу Мейсоне, расположенные на тракторных шинах. Таких скульптур тут во дворике две - одна повыше, другая пониже. Все их было исполнено три штуки.
8. И знаменитая инсталляция "Лестница в небо", давно ставшая отправной точкой для вдохновления в творчестве многих художников и дизайнеров.
9. За входной группой скрывается внутренний дворик музея, имеющий овальную форму, немного напоминающую все то же яйцо. В центре установлена внушительных размеров инсталляция, главным элементом которой является великолепный Кадиллак, когда-то подаренный художником своей жене и музе - девушке с русскими корнями по имени Гала, - урожденная Елена Дьяконова-Девулина. Дали любил хвастаться, что таких машин всего шесть в мире и они принадлежали только исключительным личностям. По словам хужожника одна из них принадлежала Аль Капоне, вторая Франклину Рузвельту, третья - Кларку Гейблу, а четвертую он подарил Гале.
Внутри автомобиля благодаря системе трубок идет дождь на радость улиткам, живущим в салоне. Поскольку это музей, то дождь идет не постоянно, а после того, как бросишь монетку в специальную прорезь. На капоте автомобиля установлена статуя царицы Эсфири работы австрийского скульптора Эрнста Фукса, тянущая за собой колонну из все тех же шин для трактора.
10. Сама же колонна увенчана лодкой "Гала", названной в честь супруги. С днища лодки свисают огромные капли. По одной из теорий эти капли - презервативы, наполенные синей краской, что вполне похоже на правду, учитывая сложные взаимоотношения художника и жены. Гала не хранила ему верность, была крайне развратна, на грани нимфоманства, и любила проводить время в утехах с молодыми любовниками.
Стены внутреннего дворика обильно увиты плющом и украшены золотыми статуями "Рабами Микеланджело", подозрительно напоминающими статуэтку "Оскар". Верхний ярус украшен умывальниками, которые по версии у Дали ассоциировались с ангелами.
11. Пройдя внутренний дворик, посетитель попадает в помещение старого театра постройки 40-х годов 19 века и сгоревшего почти до тла в 1939 году, на руинах которого позже и был построен музей. В 1960 году Дали принял решение, что все его самые экстравагантные творения дожны находиться под одной крышей в его родном городе Фигерасе. Получив останки здания от местного муниципалитета, Дали приступил к реализации самого масштабного проекта своей жизни. На создание музея ушло 14 лет и практически все сбережения художника, пожертвования друзей и горожан и мунициапльные субсидии. Дали лично руководил процессом, обтачивая каждую деталь будущего лабиринта сюрреализма. Потраченные усилия были не напрасны. Город приобрел достопримечательность с мировой известностью, а Дали стал одним из немногих гениев, признанных при жизни. Музей фактически стал прижизненным памятником художнику.
Дали задумывал свой музей таким образом, чтобы посетитель, попав в его сюрреалистические лабиринты, чувствовал себя немного сумасшедшим, оторванным от реальности, затерянным где-то вне времени в закоулках безумного мира, созданного гением художника. Нужно признать, что эта задумка удалась автору сполна. Мистические и архитектурные метамарфозы начинаются с первых шагов. Кажущееся снаружи трехэтажное строение внутри таинственным образом трансформируется в пятиэтажное здание, в котором пространство организованно совершенно не так, как мы привыкли. Здесь внутри действуют другие законы - законы Дали. Главный холл музея - просторное помещение, наполненное светом с причудливой игрой теней. Здесь нет прямых углов. Стены представляют собой параноидальное столкновение плоскостей.
12. Потолок тоже скошен и в нем встроена еще одна мистификация музея - сферический стеклянный купол, названный "Геодезическим" и напоминающий глаз мухи - любимого насекомого Дали, образ которого он часто использовал в своих работах в качестве символа паранои. Дали очень заботился о куполе.
13. По его замыслу купол должен был стать главной деталью музея. Со временем невероятный купол музея стал чем-то бóльшим. Из главного элемента музея он вырос в символ города Фигерас.
14. Одна из многочисленных скульптурных инсталляций Дали. Если присмотреться в позе раскинувшей руки фигуре прослеживается библейская тема, а вкомпозиции присуствует тот же традиционный каталонский хлеб, что и на фасаде музея. Художник никогда не не делал что-то просто так, как может показаться на первый взгляд. Каждая деталь в его творениях имеет свой собственный смысл и ее присуствие не случайно. Понять сакральный смысл работ Дали дано не многим, а в отдельных случаях никому, кроме гения их создавшего.
15. Еще одна метамарфоза - портрет обнаженной Галы, смотрящей в море, при удалении от него на 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна.
16. На первый взляд посетителю вполне может показаться, что музей построен совершенно хаотично, с полным отсуствием какой-либо системы, а грани реальности стерты. Но это не так. Здесь все на своих местах. Экспонаты объединены общей идеей. Все пространство разделено на несколько зон, соответсвующих различным периодам в творчестве художника, весь его творческий путь: от исканий в молодом возрасте в стиле кубизма, импрессионизма, футуризма, до творений, созданных в последние годы жизни.
17. "Вилла Пепита". 1922 г.
18. Эскиз для картины "Битва при Тетуане". 1962 г.
19. Одно из центральных мест в экспозиции музея занимает зал Мэй Уэст с масштабной трехмерной инсталляцией - настоящим прорывом в области бытового дизайна. Все экспонаты расположены в строгом порядке так, что образуют лицо женщины - портрет американской актрисы Мэй Уэст, по имени которой этот зал и назван. Интересен образ самой актрисы, вдохновившей Дали на это творение. Так же как и его супруга, американка до самой старости крутила романы с молодыми любовниками и провести параллель между двумя женщинами не сложно.
20. Чтобы увидеть композицию так как ее задумывал автор нужно подняться по лесенке к верблюду, установленному тут же в комнате и посмотреть в линзу, подвешенную у него на животе, отстояв при этом длинную медленную очередь.
21. Линза довольно мутная, кроме того, эффект не совсем тот, что ожидаешь. Тем не менее картинка обретает совершенно иной вид - композиция трансформируется в женское лицо, обрамленное волосами. Кстати, в качестве волос используется парик, заказанный Дали у местного мастера, самый большой из когда-либо изготавливавшихся в мире.
22. Кроме композиции, в зале по периметру расположены другие экспонаты - сюрреалистичные картины и скульптуры. В зале царит полумрак и рассмотреть работы можно только благодаря продуманной подсветке.
23. "Оторинологическая голова Венеры". 1964 г.
24.
25. Здесь же в отверстие в фанерной стене можно увидеть "Рай". Видимо по мнению Дали именно так должны выглядеть райские кущи.
26. Ретроспективный бюст женщины. Эту немыслимую композицию Дали создал в 1933 году из совершенно несочетаемых элементов - объектов своего фетиша и объектов своего же страха. С одной стороны хлеб, кукурузные початки милое лицо и обнаженная грудь создают образ плодородия, но с другой стороны муравьи и удлиненная фалическая форма хлеба намекают на сексуальную подоплеку.
В музее представленая официальная копия композиции, воссозданная в 1974 году. Оригинал же находится в настоящий момент в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
27. В одном из залов можно увидеть работы, посвященные иудаизму и Израилю. Примечательно, что между еврейством и Дали общим было лишь наличие у художника друзей-евреев. Однако художник определенно хорошо был знаком со священным текстом. Этой теме была посвящена серия из 25 литографий с общим названием "Алия 1968".
28. "Земля молока и меда"
29. "Пионеры Израиля"
30.
31. Один из автопортретов Дали, на котором он изобразил себя, рисющим портрет своей супруги Галы.
32. Между этажами песетителей ведет сюрреалистичная лестница причудливой формы.
33. Кроме произведений самого Дали в музее выставлено небольшое количество работ других художников. В частности представлена коллекция "каменных" портретов Антони Пичота. Вход в эту галерею открывается через рот антропоморфного лица. Антони Пичот долгое время был другом Сальвадора Дали и после его смерти возглавил музей.
34. Картины Пичота написаны в такой уникальной технике, что при их просмотре не покидает ощущение их трехмерности, настолько реально проработан их объем. Порой кажется, что это и не картины вовсе, а барельефы. Эффект сохраняется даже на фотографии.
35.
36.
37.
38.
Музей оставляет сильнейшее и крайне противоречивое впечатление. Чтобы проникнуться им нужно по нескольку раз обойти его залы, снова и снова возвращаясь к представленным здесь работам. Понимание и проникновение в некотрые творения Дали не приходят сразу. Для кого-то потребуется какое-то время, а для кого-то это понимание не придет никогда. Но однажды прикоснувшись к миру Сальвадора Дали, вы совершенно точно не забудете его уже никогда и вполне возможно захотите вернуться сюда снова, чтобы еще раз ощутить на себе стирание граней реальности и попытаться еще глубже проникнуть в мир фантазий и иллюзий сумасшедшего гения.
Понравилась запись? Расскажи друзьям!
Я на других ресурсах:
neshitoff.livejournal.com
Театр-музей Сальвадора Дали « Блог «Интересная жизнь» — сделаем мир ярче!
Находится в городе Фигерасе (Испания). В свое время Дали выкупил здание старого музея и сделал из него оплот своего искусства. Здесь же он и похоронен. Кстати, полное имя Дали - Сальвадор Фелипе Хасинто Дали и Доменеч маркиз де ПубольЗдание легко узнать по большому стеклянному куполу, находящемуся над холлом музея:Кроме того повсюду по стенам разбросаны "хлебные крошки" - символ добра и процветания:Уже перед входом можно почувствовать, что вы сейчас попадете в мир сюрреализма. На фасаде стоит водолазный костюм, в котором Дали как-то выступал:Да и во дворе скульптуры соответствующие:Во дворе - знаменитое "Дождливое такси", в котором по преданию идет дождь:В центральном холле сразу оказываешься в окружении работ Дали. Вот портрет Линкольна (если не очень понятно, что нарисовано - отодвиньтесь подальше от монитора):Стены украшены различными аппликациями:Вообще Дали очень любил картины, на первый взгляд не очень понятные и составленные из чего попало. Вот "Тореадор". Найдите здесь лицо тореадоро в шляпе и галстуке и морду быка:А вот портрет Бетховена, написанный ползающим по бумаге осьминогом:Конечно полно и более привычных работ, хотя тоже необычных. Вот "Мягкий автопортрет":Многие произведения связаны с женой Дали - Галой:Народу в музее огромное количество. Туристические автобусы только успевают подъезжать-уезжать.Кстати белая плита по центру зала - и есть могила Дали. Так его похоронили согласно завещанию быть в самом центре событий и слышать, что говорят. К склепу есть вход и снизу:Отдельная история - портрет Мэй Уэст, под который выделена целая комната, точнее - портрет и состоит из целой комнаты:Причем смотреть на все это надо через специальную линзу, к которой ведет лестница. В результате получается лицо. Кстати этот девятиметровый парик внесен в Книгу рекордов Гинесса:А над всем этим на потолке находится еще одна мини-комната:Мне понравилась большая кровать, оформленная дракончиками и с золотистым скелетом в углу:Сбоку от музея стоит большая башня из телевизоров. Причем нижний - настоящий. Башня возведена для установленя связи с Космосом. И когда связь появится, нижний телевизор заработает. По крайней мере так говорил Дали.Да и на окрестных улочках хватает замысловатых фигур:В общем, - сходить стоит. Можно поразвивать свое воображение.
interesting-life.ru
Турблог » Путешествие в Барселону. Часть 5: Дали
Путешествие в Барселону. Часть 5: Дали
15.08.2012
ДАЛИ для меня это не просто имя, это — мистификация, разрушение общепринятых догм и стандартов, провокация, и в то же время, высочайший художественный профессионализм, гармония, индивидуальность. «Сюрреализм — это я!»- говорил Дали. И это не так далеко от истины, как может показаться. Поэтому, отправляясь в Каталонию, я не могла не запланировать поездку в театр-музей в Фигерасе.Эта поездка начиналась рано утром, т.к. Фигерас находится в 140 км от Барселоны+ 100 км от Салоу до Барсы, дорога была достаточно длинная. Но по пути наш гид Наталья ( кстати она наша соотечественница, 10 лет живет в Испании), очень красочно и эмоционально рассказывала о жизни и творчестве Дали.
"Памяти Ньютона" скульптура олицетворяющая науку, находится на улочке рядом с музеем
Не нагружая Вас излишней информацией скажу, что Дали с детства отличался эксцентричностью, любовью к эффектным выходкам и костюмам, нравилось ему шокировать и провоцировать публику, быть в центре внимания. Очень часто он играл и заигрывал с окружающими, понимая, что от него ждут безумств. Дали никогда не разочаровывал ничьих ожиданий!
Один из трех памятников, посвященных живописцу Мейсонье, находится перед зданием музея ( постамент выполнен из автомобильных шин)
В 1961 году Дали начал сам создавать свой музей ( это уникально, сам автор создавал экспозицию, расставлял по залам все свои произведения). Музей располагается в здании муниципального театра, которое было частично разрушено бомбежками Второй мировой войны. Все залы музея пронумерованы Дали с 1-18-22, хотя, это не по Дали, рекомендовать просмотр в определленной последовательности.
"Обелиск телевидения" Вольфа Фостеля и дальше инсталляция Дали -- гигантская голова с телевизором во лбу
» Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому, что я, прежде всего театральный художник; во-вторых,потому, что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен, а вы знаете, что я католик до мозга костей; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы,»- говорил Дали.
Площадь Гала-Сальвадор Дали с фасадом Театра-Музея и памятником каталонскому философу Франсеко Пужольсу ( на заднем плане атом водорода-- элемент образной системы Дали)
Музей был открыт 28 сентября 1974 года, но вплоть до своей смерти в 1989 году Дали менял и дополнял экспозицию. Музей стал последним шедевром и абсолютным венцом творчества Сальвадора Дали.
"Великая Эсфирь" Эрнста Фукса и знаменитый кадиллак во внутреннем дворике
Поразительный внутренний двор- сад под открытым небом, на месте партера муниципального театра. В центре двора возвышается скульптура Эрнста Фукса «Великая Эсфирь», которая тянет цепями колонну Трояна из автомобильных шин — дань римскому императору, выходцу из античной Испании. И конечно, кадиллак., создающий композицию «дождливого такси», если бросить копеечку, то в машине начинает идти дождь и водитель, и два его пассажира( все манекены) мокнунут на радость зрителям.
Колонна Траяна из автомобильных шин, мраморный бюст Франсуа Жирардона и "далинизированный" "раб" Микеланджело, вместе с лодкой Гала и черным зонтом, являются составными частями величайшего, по мнению Дали, сюрреалистического памятника в мире
Со стен старого театра посетителей приветствуют манекены, чередующиеся с обугленными балками, гротескными чудовищами, барельефами из серии «Искусство и ремесла»…
Стены старого театра
«Начнем дом с крыши, как поступали великие зодчие Возрождения, первым делом придумывая купол,»-говорил, Дали. Поэтому подымаясь из двора на бывшую сцену муниципального театра, мы попадаем в уникальное место, зал, увенчанный поразительным прозрачным куполом, ставшим символом музея и всего Фигераса.
Купол, построенный архитектором Эмилио Перес Пинейро
Часть зала под куполом
" Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна" Это первое оцифрованное живописное изображение
Пианино в зале под куполом
Следующий зал, это Зал сокровищ, названный так самим Дали.Он весь обшит красным бархатом, будто шкатулка для драгоценностей. В этом зале находятся важнейшие из экспонатов Музея и произведения наиболее ярко выражающие дух творчества Дали.
Корзинки с хлебом
«Корзинка с хлебом» — это важнейшая картина для Дали. «Полгода моей задачей было овладеть утерянной техникой старых мастеров, достичь предвзрывной неподвижности предмета. Это самая строго выдержанная картина с точки зрения геометрической композиции». Эта картина стала иллюстрацией «Плана Маршала», программы американской помощи послевоенной Европе. Хлеб, горбушка хлеба повторялись, как символ жизни во многих картинах Дали.
Портрет Гала ("Галарина") 1945г
Наверно настал момент написать, тем, кто не знает, кто такая Гала. Гала( в переводе с фр.»праздник»ударение на последний слог) — это еще одна русская женщина Елена Дьяконова, ставшая женой великого испанского художника Дали( у Пикасо жена была тоже русская). Однако в отличие от жены Пикасо, Гала была совсем необыкновенной женщиной, которую нельзя судить обычными мерками.
Еще одни портрет Гала в зале сокровищ: Атомная леда, 1949
Они познакомились в 1929 году, когда Дали пригласил поэта Поля Элюара с женой (Гала) (Брак Гала с Полем был не совсем обычным, Поль любил показывать своим друзьям фото обнаженной жены, Гала, запросто заводила любовников) и их одиннадцатилетней дочерью к себе в дом в рыбацкую деревню Кадакес. Дали было —25, ей— 35. Гала сразу поняла, что перед ней гений. А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали «историческую фразу»: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга». И все. Поль Элюар с дочерью уехал, а Гала осталась с Дали на 53 года до своей смерти в 1982 году, кстати Дали пережил ее только на 7 лет.
И еще один портрет Гала в Зале сокровищ
Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: «Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла…»
Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, 1933
До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной популярности. Она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».
Гала
Из парижанки, находившей удовольствие в развлечениях богемы, Гала превратилась в няньку, секретаря, менеджера гения-художника, а затем и в хозяйку огромной империи, которую сама и создала,имя которой — Дали. Дали ее боготворил, обожал, дышал ею, подписывал свои картины: Гала, Дали, позже прощал молодых любовников, подарки им, она на всегда осталась его МУЗОЙ.
Картина из зала сокровищ
И еще немного картин Сальвадора Дали.
Ранние работы Дали очень напоминают стиль Пикасо
Портрет
Необычные камни у необычного Дали
Серия картин, посвященных войне Израиля в 1948 году
Из этой же серии
Тоже из серии войны на ближнем востоке
А эта картина мне понравилась особенно, для меня одна из лучших
Картина "Аллегория весны", 1978г. обрамленная альпаргатами с лентами
И опять Гала , картина: Галатея сфер,1952
Поэзия Америки, 1943
Работа 1973 года
Одна из многих картин в Театре-Музея с оптическим обманом, две картины в одной, как переливающийся календарик, только это полотно художника
Нельзя не сказать о тех экспонатах, которые составляют славу и известность этому Музею-Театру во всем мире — это и гротескные инсталляции, причудливые фигуры, статуи, головы с шеей из чайных ложек, различные оптические композиции и картины,исчезающие изображения, мебель, безумные авангардные композиции на лестнице, например такая
На лестнице
Вход в зал с лестницы
Я просто перечислю некоторые названия залов, например, зал «Дворец ветра»,с впечатляющим панно на потолке, зал «Рыбные лавки» с ранними работами Дали, Зал монотеизма «Башня Галатеи», и один из наиболее известных залов Мэй Уэст( американская актриса). В этом зале можно увидеть трансформацию двухмерного изображения в трехмерное пространство.
Уменьшающая линза, подвешенная к верблюду, позволяет нам увидеть лицо Мей Уэст, на самом деле это большая комната с диванчиком-губы,нос с аляповатыми часами--ноздрями, глаза -- картины с видами Парижа и Сены, волосы же ее висят, как шторы
Вот как это выглядит без линзы. Кстати этот красный диванчик-губы стал символом не только Дали, а всего авангардизма и сюрреализма.
Зал Мэй Уэст
И конечно ювелирные работы Дали, это не просто украшения, порой это целые технологичные, инженерные проекты. Все изделия выполнены только из драгоценных металлов и камней. В зале практически нет света, только слегка подсвечены экспонаты.
Потир жизни
И опять Гала
Это еще один разрекламированный и миллионы раз повторенный ювелирный шедевр
И необычные по замыслу и оригинальности эскизы ювелирных украшений
А это кольцо, выполненное по предыдущему эскизу
Одно из ювелирных сердец Дали
Знаменитый слоник Дали
Обратите внимание на верхние ягодки грозди винограда
А теперь крупнее
Крест, с открывающейся дверкой-камнем
В этом Театре-музее и похоронен Сальвадор Дали. Под основным этажом здания находится склеп, маленькая комната, где хранится могила Сальвадора Дали. В Театре-Музее Дали его похоронили против воли (он хотел обрести покой в замке Пуболь, рядом с Гала). Здесь он был захоронен 25 января 1989г., два дня спустя после смерти.
Это обычная белая плита в стене, охраняемая шестью жезлами-кадуцеями из серии "Дали Д,ор"
Вот один из них
Говоря о Дали нельзя заканчивать на столь грустной ноте. Поэтому, я наконец объясню всем, кто следил за моими повествованиями о путешествии в Испанию, Барселону, что изображено на фотографии главной на всех 5 частях .
Это здание Музея-Театра в Фигерасе, с знаменитым стеклянным куполом "глаз мухи", золотыми манекенами и яйцами на крыше, а также особенными "украшениями" на всех стенах
А это "украшение" на стенах, увеличенное, угадали, что это????
Вот теперь на этой оптимистично-провакационной ноте и можно закончить рассказ о Сальвадоре Дали. Я пыталась передать Вам ту атмосферу, которая царит в Театре-Музее Сальвадора Дали, прочувствовать изыски его нестандартного мышления, выдающегося художника, странного человека, Великого Испанца, как его называют на родине.
Будете в Барселоне, обязательно посетите Дали, не пожалеете, «вывих мозга» я Вам гарантирую!
tourblog.by
Музей Сальвадора Дали и замок его жены | Fresher
Один из самых известных уроженцев Испании (или Каталонии, кому как ближе) наряду с архитектором Антонио Гауди и художником Пабло Пикассо, несомненно является маркиз де Пуболь, более известный как Сальвадор Дали. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Про биографию, жизнь и творчество маркиза писать не буду, ибо для этого есть Википедия. В своем родном городе – Фигейрасе – Дали создал театр-музей имени себя. Это самый большой в мире сюрреалистический предмет, расположенный в здании бывшего Муниципального театра 19-го века, разрушенном в конце Гражданской войны в Испании. Сальвадор Дали создал свой музей на развалинах этого театра.
«Где же еще, как не в моем родном городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, показалось мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; в в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы».
Предлагаю немного прогуляться по Театру-музею
Под названием Театр-музей Дали объединены два музейных комплекса: первый располагается в здании сгоревшего театра и был создан самим Сальвадором Дали по его собственному проекту. Его помещения образуют уникальный художественный ансамбль, в котором каждый элемент является неотделимой частью целого. Второй представляет собой череду залов, созданных в процессе различных работ по расширению Театра-Музея.
Здание театра-музея
Через проулочки к кассам
Очередь. Минут на 50 минимум.
Уже внутри музея. Внутренний двор
Узнали Авраама Линкольна?
Телеграмма, им написанная
И его усыпальница. Место погребения. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.
Какая-то не очень понятная композиция
Но посмотрим сверху через стекло
Картина, как он рисует картину своей супруги
Я так думаю здесь изображен Дон Кихот
Одна из самых знаменитых его картин (не оригинал, естественно)
Ну а как же не нарисовать себя в таком ракурсе?
В музее, помимо картин, есть большая коллекция различных украшений, сделанных им. К сожалению, у меня сел аккумулятор, поэтому только это…
Говоря о Сальвадоре Дали, невозможно не упомять про его супругу – Елену Дмитриевну Дьяконову. Родившаяся в Казани, Елена отправляется в Швейцарию в 1912 году для лечения от туберкулеза. В 1929 году, уже будучи замужем, Гала (с ударением на второй слог, так ее назвал муж) знакомится с Дали. Как говорится, любовь с первого взгляда.
Она стала единственной женской моделью и главным сюжетом вдохновения художника, который не прекратил её восхвалять и представлять её как живой миф и современную икону. Со своей стороны, Гала взяла в свои руки дела мужа и смогла заставить их приносить плоды.
В 1968 году художник купил для Галы замок в маленьком поселке Púbol (провинция Жироны), который он не мог посещать без предварительного письменного разрешения его жены.
Назвать это замком довольно сложно, но все же…
По старым улочкам…
Зашли на территорию замка
Вход
Одежда Сальвадора Дали
Нет, это не Георгиевская ленточка. Это флаг Каталонии
Могила
Машина мужа
Хороший сад
А вид какой открывается чудесный!
Ну и как же без этого каталонца с сумасшедшим взглядом и причудливыми усами?
Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!
• Рубрика: достопримечательности, искусство, путешествия, экскурсии
www.fresher.ru