О сюрреализме Сальвадора Дали. Картина вознесение дали


Сальвадор Дали сюрреализм | Журнал Пробудження

Сальвадор Дали

«Сон разума рождает чудовищ»,— утверждал великий Гойя, любимый художник одного из самых знаменитых мастеров XX века — испанского живописца и графика, эссеиста и дизайнера Сальвадора Дали. Думается, эта глубокая формула Гойи может в известной степени быть ключом, открывающим тайны «загадочного», «мистического», «фантастического», как его называют, маэстро Дали. В начале 1920-х годов он стал одним из зачинателей сюрреализма, а впоследствии не без основания говорил: «Сюрреализм — это я».

Новое искусство утверждало преобладание сновидений и бессознательного над разумом и познанием. В картинах Дали обрели зримую плоть категории «бессознательного» (К. Юнг), «подсознания» (3. Фрейд), «агонии бытия» (М. Унамуно). Хаос образов, парадоксальное смещение смыслов, которыми наполнены работы Дали, выражают «безумие» мира сего, пораженного жестокостью и извращенной чувственностью. Лишь война и эротика, по мнению Дали, волнуют людей. Вместе с тем художник бросает вызов самодовольству здравого смысла, безвкусице массовой культуры, всеядному гурманству толстосумов.

Сон вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения

Чтобы хоть как-то организовать этот бессмысленный, абсурдный поток бытия, воссоздать образ мира, где все подвержено разложению, художнику необходима огромная сила трезвого ума. «Единственная разница между мной и сумасшедшим заключается в том, что я не сумасшедший»,— скажет Дали. «Параноидально-критическим» назовет он свой творческий метод, подчеркивая этим определением, что сознание пораженного тяжким недугом мира поверяется трезвым критическим умом. Сомнение в реальности реального, как говорил теоретик сюрреализма А. Бретон.

«Живопись,— утверждает Дали, — это ручная фотография конкретной иррациональности и воображаемого мира вещей». Художник должен достоверно запечатлеть свои сновидения, так как именно эта не контролируемая ничем извне, спонтанная жизнь человеческого «Я» представляется художнику-сюрреалисту подлинной реальностью. Парадоксальное соединение ирреального и натуралистического — одно из кардинальных свойств искусства Дали.

Податливое сооружение с вареными бобами (Предчувствие гражданской войны)

Еще одна его особенность — упование на «случай», непредсказуемость и «чудо», которые только и могут как-то соединить несоединимое, достоверность и вымысел, «поэзию и правду». Вот картина «Искушение святого Антония». Она написана по просьбе кинорежиссера- авангардиста Луиса Бюнюэля как эскиз для задуманного им фильма по роману Мопассана «Милый друг». Фигуры лошадей, слонов, надвигающиеся на зрителя на отвратительных паучьих ножках, — олицетворение чувственности.

Искушение святого Антония

Композиции «хаоса» С. Дали строго продуманы, он блистательный «конструктор» (Ф. Г. Лорка), в его полотнах всегда строгая архитектоника, внутреннее равновесие. В то же время он создает подлинно художественные выразительные образы. Их отличает красота линий, динамичность рисунка. Я вспоминаю свою встречу с картинами С. Дали в Галерее Тейт в Лондоне. Они красивы и ужасны одновременно, их парадоксальность буквально потрясает.

Каждая деталь больших полотен, выписанных с тщательностью средневекового мастера, подобна слову в тексте: если ее не понять, будет ущемлен и смысл целого. Нередко работы Дали содержат «цитаты» из картин Сурбарана, Эль Греко, Веласкеса, Фермера и других мастеров. Тесная связь живописи с текстовой природой искусства позволяет говорить о нем как о «средневековом» мастере и тем самым о связи его творчества с религией. Его картины как бы изобразительный комментарий к «Апокалипсису»: здесь и «Вавилонская блудница» — прельщение плотью, и «Всадник на рыжем коне» — ужасы войны, и даже то, как «времени больше не будет».

Постоянство памяти

Ф. Г. Лорка, в слове создавший образы, близкие живописи Дали, писал: «Я все глубже чувствую талант Дали. Он, по-моему, уникум; и у него спокойствие и ясность суждения в отношении того, что он считает по-настоящему волнующим. Он ошибается — ну и что? Он живой. С его обескураживающей детскостью соединяется его острейший ум в такой необычной смеси, совершенно неповторимой и чарующей. Что меня всего больше трогает в нем сейчас — это неистовство его конструктивизма (читай — созидание), когда он намеревается творить из ничего и так напрягает свою волю и бросается навстречу шквалам с такой верой и с такой силой, что кажется невероятным. Нет ничего драматичнее, чем эта телесность и эти поиски жизни ради самой жизни… ему надо держать штурвал и нести веру в небесную геометрию. Он трогает меня. Дали вызывает во мне такое же чистое чувство (да простит меня наш Господь Бог), как заброшенный в Вифлеемском дворике Иисус-младенец, под соломой постельки которого уже таится росток распятия».

Метаморфозы Нарцисса

Дали глубоко национален. В его творчестве легко улавливается влияние средневековой и более поздней испанской живописи и философии. Велико влияние Мигеля де Унамуно (1864—1936), мыслителя, утверждавшего, что «печаль» и «скорбь» — свидетельство зависимости личности от абсолюта, а «из собственного глубинного ничто человек черпает новые силы, дабы стремиться быть всем».

В огромном наследии С. Дали — им создано около 1200 только станковых картин — менее десяти непосредственно религиозных сюжетов. Среди них особенно известны «Христос святого, «Распятие» и «Тайная вечеря».

Христос святого Иоанна на кресте

«Христос святого Иоанна на кресте» — это и Христос-Логос Иоанна Богослова («В начале было Слово…»), и обращение к современности. Изображенное на картине распятие представляет собой увеличенный во много раз крест, принадлежавший папе Иоанну XXIII. Духовным исканиям художника были близки его миротворчество и призывы к объединению церквей. Распятие возносится над всей землей, красивой и спокойной. Тихое озеро, рыбаки у берега, прекрасный дворец вдалеке — это известные евангельские образы, но они и символы хранимой жизни. Светлый треугольник, в который вписано распятие, пронзает сонную успокоенную мглу — это свет мира.

Распятие

«Распятие», или «Восьмигранные гиперкубы», раскрывает другую грань в духовном пути художника — его веру в жизнеутверждающую, даже можно, пожалуй, сказать, спасительную силу совершенной формы сакрального числа. Распятие строгих геометрических форм воплощает число восемь, олицетворяющее земную гармонию; Христос же, символизирующий плотиновское Единое, вместе с восьмеркой образует абсолютную, небесную девятку. Возле распятия, изображенного в интерьере дома Дали, написана Гала — жена художника, облаченная в тяжелые «сурбарановские» золотистые одеяния. Если в первом распятии Христос предстает в своей божественной природе, то во втором — его человеческая ипостась.

Образы «небесной геометрии» Дали черпал в средневековых богословских сочинениях. В его картинах они воплощают надежду на существование абсолютных, вечных ценностей, противостоящих абсурду и хаосу.

Тайная вечеря

Поистине вершина творчества художника — великолепное полотно «Тайная вечеря». Здесь и «воздух», и свет, и конструкция; и сон, и явь, и одежда, и сомнение. В центре большого горизонтального полотна изображен Христос. Он в трех ипостасях. Как Сын, пришедший на землю, он сидит за столом со своими учениками. Но приглядитесь: он погружен по пояс в воду — крестится водой, или духом святым, и тем самым воплощает вторую ипостась троицы. Над ним призрачно высится мужской торс — словно часть композиции «Вознесение» — возвращение к Богу-Отцу. Апостолы, низко склонившие головы к столу, молитвенно сложили руки — они словно поклоняются Христу или спят? Как известно из Евангелия, Христос просил учеников не спать, пока он молит Бога: «Эту чашу мимо пронеси». Универсальность этой идеи очень точно выразил один поэт:«Не спи, не спи, художник.Не предавайся сну.Ты — вечности заложник,У времени в плену».

Картина гармонична и светла, сочетания сине-голубых, желто-золотистых красок близки к цветовому строю рублевской «Троицы». Трудно представить, что это создал тот же художник, в чьей душе одновременно зреют кошмарные образы ада.

Г. Гессе писал о подобных духовных исканиях: «И эта сила, которая заставляет человека мечтать о высших его возможностях, которая снова и снова уводит его прочь от животного, — это, должно быть, всегда одна и та же сила, как бы мы ни именовали ее, — сегодня религией, завтра разумом, послезавтра как-то еще».

Пожалуй, как никто другой Сальвадор Дали остро почувствовал и выразил в своем искусстве ту последнюю грань (дальше — гибель, «конец света»), к которой приблизился сегодня «этот безумный, безумный, безумный мир». Лишь вечные духовные ценности, по мысли художника, такие, как разум, добро, красота, могут быть духовной опорой человека.

Автор: Е. Завадская.

P. S. Духи вещают: А еще любопытно, что некоторые картины Сальвадора Дали вызывают в моей голове определенные ассоциации. Например, смотрю на картину «Сон вызванный полетом пчелы» а в голове Сергей Лазарев слезы в моем сердце играют. Странно так, может создатель этой песни тоже любил Сальвадора Дали?

waking-up.org

Несколько картин с выставки Сальвадора Дали

Выкладываю несколько репродукций с посещенной недавно выставки - это картины, к которым я вернулась, чтобы еще раз на них посмотреть; располагаю их в хронологическом порядке, в экспозиции на выставке они слегка перетасованы.

Две ранние работы, вторая редко встречается в альбомах репродукций:

1. Автопортрет с рафаэлевской шеей (1921)

1 Автопортрет 1921

2. Вид Кадакеса с обратной стороны (1921)

2 Вид Кадакеса 1921

Следующая работа написана под впечатлением стиля Пабло Пикассо, мастерскую которого в Париже он посетил в 1926 году.

3. "Барселонский манекен" (1926-27)

3 Барселонский манекен 1926

"Барселонский манекен" - неожиданно большая картина, 198 x 148 см, и вживую - очень впечатляющая."Портрет Гала с бараньими ребрышками" удивляет размером, ибо вопреки (моим, во всяком случае) ожиданиям она меньше любой из своих репродукций - это миниатюра на дереве в пышной резной раме, живописная поверхность составляет всего 6,8 х 8,8 см.

4. "Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, удерживающими равновесие на ее плече" (1933)

4 Гала 1933 framed

5. "Странности" (1935) - небольшая и необъяснимо притягивающая, настоящий магнит для глаз; небо на картине на самом деле черное, белесые полосы - это, увы, блики.

5 Странности 1935

Следующие две картины на выставке буквально светились - контраст с темным фоном стен и соответствующее освещение дало потрясающий эффект.

6. "Фигура и драпировка на фоне пейзажа" (1935)

6 Фигура и драпировка 1935

7. "Сюрреалистическая композиция с невидимыми фигурами" (1936)

7 Композиция 1936

8. "Женские фигуры, воспроизводящие шхуну в движении" (1940) - эта невероятно прекрасная картина любопытна еще и тем, что была написана в год отъезда Дали и Галы в США в связи с оккупацией Парижа.

8 Фигуры 1940

9. "Нос Наполеона, превращенный в беременную женщину, которая гуляет как грустная тень среди древних руин" (1945) - женщина видна в верхнем портрете на фоне песчаной пустыни, но в этом разрешении, пожалуй, рассмотреть ее будет сложно:

9 Нос 1945

10. "Внутриатомное равновесие пера лебедя" (1947)

10 Перо лебедя 1947

11. "Гала, созерцающая Corpus Hypercubus" (1954)

11 Гала 1954

...которого на выставке не было:

11-1 1954 Corpus Hypercubus

12. "Вознесение святой Цецилии" (1955)

12 Св Цецилия 1955

13. "Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии двух метров в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра", этюд (1962) - о, эти названия! Вряд ли кому-то, кроме Дали, можно было бы позволить давать такие названия картинам, они звучат как пространные названия глав в старых романах.

13 Тигр 1962

14. "Галлюциногенный тореро" (1968-70) - показываю в двух вариантах: эскиз, представленный на выставке, и окончательный вариант, которого на выставке не было:

14 Тореро 1968-70

14-1 1968-70

15. "Стереоскопия с "Менинами" Веласкеса" (1975-76) - предполагается, что с некоторого расстояния эти картины должны восприниматься как единое целое - но для этого нужно, чтобы между смотрящим и картиной никто не стоял.

15 Менины stereo 1975-1976

"Менины" ("Las Meninas" - исп. "фрейлины") - картина Диего Веласкеса, другое ее название "Семья Филиппа IV".

15-1 velasquez las meninas

16. "Рассвет, утро, день и вечер" (1979) - одна из работ Дали, источником вдохновения для которых стала картина Жана Франсуа Милле "Анжелюс" (фр. L’Angélus, 1857-59).

16 1979

Поза женщины на картине Дали воспроизводит фигуру крестьянки с картины Милле. Дали признавался, что поза крестьянки трансформировалась в его сознании, соединилась с образом самки богомола, то есть с фрейдистским понятием "матери-пожирательницы", и приобрела архетипический смысл. Начиная с 1930-х годов художник обращался к этому образу более десяти раз, таже мотив "Анжелюса" становился темой статей и эссе Дали, называвшего шедевр Милле "поразительной, загадочной и многозначительной картиной, самой богатой подсознательными идеями из всех, что когда-либо были написаны".

16-1 millet angelus

В начале 1980-х годов Дали создает свои последние работы, в которых он обращается к своим кумирам - Микеланджело и Веласкесу.

17. "Без названия. Со скульптуры головы Джулио Медичи", (1981-82).

17 1981-82

18. "Гала, созерцающая явление инфанта Бальтасара Карлоса" (1981).

18 1981

Среди графических работ был бесподобный эскиз куба в перспективе к картине "Расщепление атома" ("Дематериализация носа Нерона", 1947), но в сети я его не нашла, так что пусть здесь будет хотя бы окончательный вариант в цвете (просто чтобы обозначить тему, самой картины на выставке не было):

19 Атом 1947

Из обширного собрания графики ограничусь этим эскизом к портрету (1969):

20 Гала 1969

Все живописные работы, много графики и даже личные фотографии Дали с выставки можно посмотреть здесь - О выставке Сальвадора Дали в Пушкинском.

=====

Дополнительные ссылки: очень большая галерея работ Сальвадора Дали, и еще много разного и интересного на сайте, посвященном жизни и творчеству Дали.

Другие выставки, которые я посетила в тот же день:

О выставке "Датские мастера 1800-1850", здесь много картин.

Два портрета Лоренцо Лотто.

olga-galo.livejournal.com

Описание картины Сальвадора Дали «Искушение Святого Антония»

Описание картины Сальвадора Дали «Искушение Святого Антония»

Эта картина родилась благодаря Альберту Левину, продюсеру киноленты «Милый друг». Для фильма требовался образ святого, который постоянно подвергался различным искушениям.

Участие в конкурсе принял многие художники и живописцы того времени, а членами жюри являлись выдающиеся деятели искусства и творческая элита. Победу в конкурсе одержал не Сальвадор Дали, а эмигрант из Европы.

Святой Антоний – это отшельник, живший в IV веке. Как известно, его довольно часто мучали кошмарные видения, которые приходили к нему по ночам. Как правило, аскета подвергали мучениям или искушениям грозные демоны или соблазнительные женщины.

Данный сюжет был достаточно популярен в эпоху Средневековья и Ренессанса, затем про образ Святого Антония чуть позабыли и вспомнили снова в середине XX века. Однако Сальвадор Дали представил классический библейский сюжет в своем неповторимом стиле и образе, которым он и отличается от других великих художников.

В этой картине легко прослеживается некое среднее измерение между небом и землей, которое четко проявляется в длинных и тонких ногах слонов. Фигура главного персонажа, Святого Антония, находится в левом углу, а центральное место полотна занимают те самые искушения, которым подвергается отшельник.

Первым в этой веренице является вздыбленный конь, символизирующий чувственное наслаждение и непревзойденную мощь. Далее следуют слоны на тонких и длинных ногах: у первого на спине чаша Желания с обнаженной фигурой женщины, у второго – обелиск, а у последних на спинах находится архитектурная композиция в стиле Палладио.

На заднем плане картины «Искушение Святого Антония» виднеется Эскориал, который является символом гармоничного сочетания духовного и мирского порядка.

Именно с этой картины, по мнению многих исследователей и экспертов, берет начало новая ветвь творчества великого художника, Сальвадора Дали. Это направление является синтезом трех элементов: спиритуализма, классической живописи и атомной эры.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта