Ленин в Смольном (картина). Дали ленин картина
Изобразительное искусство СССР. Лениниана, часть I
Часть первая, с 1917 по 1940-й годы
Лениниана – пример сотворенного мифа в искусстве. Черты мифологизации были еще очень тесно связаны с конкретным переживаемым моментом. История канонического же образа Ленина в советском изобразительном искусстве восходит к концу 20-х годов, когда начинается организованное и целенаправленное формирование «культа личности». Первоначально именно на нем отрабатывается сама «культовая» модель «большого стиля» – и лишь впоследствии в этой модели Ленина заменяет Сталин.1924 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В. И. Ленин на фоне Кремля»
Не пропадало ничего, ни один эскиз, ни один набросок... :)
1925 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В. И. Ленин на фоне Смольного»
1925 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В. И. Ленин на фоне Смольного»
1922 Андреев Николай Андреевич (1873-1932) «В.И.Ленин»
1927 Парамонов Александр Никитич (1874–1949) «Ленин на охоте»
1934 Юон Константин Федорович (1875-1958) «Первое появление В.И. Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 года»
1927-1933 Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) «В. И. Ленин у прямого провода»
1929 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «Выступление В.И.Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года»
Изменения, связанные как с созданием этой модели, так и с последующим замещением легко прослеживаются в смене двух главных иконографических образцов ленинианы в 30-е годы. Первоначальную модель образа «вождя» в эстетике «большого стиля» создает Александр Герасимов в картине «Ленин на трибуне» (1930), где Ленин вдохновенно и пророчески вещает с высоты, как бы паря над толпой.1929-1930 Герасимов Александр Михайлович (1881-1963) «В. И. Ленин на трибуне»1920-е Уфимцев Виктор Иванович (1899-1964) «В.И. Ленин» коллаж
1930 Лабас Александр Аркадьевич (1900-1983) «Приезд Ленина в Петроград» из серии «Октябрь»
Однако этот образ Ленина как «вождя» постепенно исчезает, сменяясь (особенно в послевоенные годы) целым рядом других – восходящих к другому иконографическому источнику конца 20-х – начала 30-х годов. Этим источником является картина Исаака Бродского «Ленин в Смольном» (1930), где Ленин скромно сидит и пишет что-то на клочке бумаги. Именно она, по-видимому, послужила образцом для создания канонического образа Ленина в живописи поздней сталинской эпохи.1930 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В.И. Ленин в Смольном»Нет, это две разные картины, ведь как мы помним, производство было безотходным :)
1930 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «Владимир Ильич Ленин в Смольном»
1933 Бродский Исаак Израилевич (1884–1939) «В. И. Ленин на трибуне 1 мая 1920 года»
1933 Пчелин Владимир Николаевич (1869-1941) «Историческое решение о вооруженном восстании на заседании ЦК РСДРП (б) 23 (10) октября 1917 года»
1934 Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) «Портрет В.И.Ленина»
1934 Сокольский Николай Михайлович (1900-1970) «Портрет Ленина»
1935-1936 Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964) «В.И.Ленин на II съезде Советов среди крестьян-делегатов»
1938 Дейнека Александр Александрович (1899-1969) «В. И. Ленин на прогулке с детьми»
Ленин недолго оставался главным персонажем. Вот «первая ласточка»:
1938 Сварог Василий Семёнович (1883-1946) «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках в 1923 году».
1939 Финогенов Константин Иванович (1902-1989) «Ленин на испытании электроплуга Фаулера в октябре 1921 года»
И снова «двойной портрет». Пока скромно, за плечом товарища по партии :)
1940 Владимирский Борис Еремеевич (Иеремеевич) (1878-1950) «В.И.Ленин и И.В.Сталин в Смольном»
1940-е Васильев Пётр Васильевич (1899-1975) «В. И. Ленин и И. В. Сталин за беседой»
1940-е Васильев Пётр Васильевич (1899-1975) «В.И.. Ленин, И.В. Сталин и Ф.Э. Дзержинский. 1918 год»
продолжение следует...
rama909.livejournal.com
Мифы о вождях — Блоги — Эхо Москвы, 08.04.2014
Исторический музей, некоторое время назад получивший в свое распоряжение здание бывшего Музея Ленина вместе с его фондами, решил эти фонды частично представить публике. Причем в значительной мере – и те фонды, которые публике не демонстрировались вообще, или если и демонстрировались, то только где-нибудь в начале 20-х годов.
Итак, новая выставка прослеживает формирование мифа вождя, мифологии власти. Причем прежде всего – визуального мифа, который, как и в целом миф пропагандистский, успел претерпеть за время советской власти немалые изменения.
Самые ранние изображения деятелей тогда еще РСДРП, то есть из начала 1900-х годов, принадлежали им самим – многие умели, и даже любили рисовать друг на друга карикатуры и шаржи.
Разумеется, эти картинки не публиковались, а попадали со временем в спецхран. Что же до работ авторов уже профессиональных, то и здесь не всем удавалось избежать такой же судьбы. Уже после смерти Ленина Комиссия по увековечению памяти предложила художникам сдать сделанные с натуры наброски в Институт Ленина.
Впрочем, в результате эти наброски как раз сохранись (хотя в Музее Ленина, к примеру, неоднократно производились «чистки»).
Вот, например, эскизные работы Ивана Пархоменко (ученик Репина). На них даже помечена точная дата: ноябрь 1921 года. Хоть это и холст-масло, речь идет о портретах с натуры – автор владел импровизационной техникой без предварительного рисунка. (Остается добавить: автор писал многих советских деятелей, причем весьма натуралистично. Что в конце концов стоило ему отсидки в 1928-1930 годах. Правда, это еще не был настоящий разворот репрессий – в конце концов выпустили и только выслали из Москвы на Украину.)
В том же 1921 году рисовал Ленина с натуры и Филипп Малявин. Через год Малявин эмигрирует.
А вот это 1918 год. Рисует с натуры скульптор Георгий Алексеев. (В дальнейшем он станет участником плана монументальной пропаганды, ему принадлежит, в частности, авторство рельефа на фасаде бывшей Городской думы, ставшей Музеем Ленина. Его судьба будет благополучной.)
Вот еще один любопытный прижизненный портрет с натуры, 1920 год. Его автор – авантюрная кузина Уинстона Черчилля Клэр Шеридан (светская дама увлекалась скульптурой).
Но уже очень скоро возникает цензура. Причем сразу по двум линиям. Прежде всего речь идет о самом подходе авторов и о сюжетах. Ведь на раннем этапе художники, что называется, «себе позволяли». Точнее, работали без оглядки на должную торжественную монументальность образа и на политическую целесообразность.
Вот, например, работа Михаила Авилова – «Ленин и Троцкий в Смольном накануне Октября» (известная история о прибытии Ленина в Петроград в гриме и с перевязанной щекой). Написана еще в 1923 году, когда в ходу была документальная достоверность. Ничего не поделаешь – выглядит явно юмористической.
Автор под репрессии не подпал – тихо ушел в преподавание и создание работ военно-исторического характера вроде «Поединка Пересвета с Челубеем», даже получал премии и звания. А вот работе не повезло – сначала перестала нравиться по настрою, потом «лишним» окончательно стал изображенный Троцкий. В конце концов, в начале 50-х годов, во время генеральной чистки музея Ленина, картину просто приговорили к уничтожению. Однако – коль скоро мы ее сейчас видим – музейщики работу все-таки припрятали.
Почтенный передвижник Владимир Пчелин взял сюжетом покушение на Ленина. В экспозиции представлены наброски, включая изображение пистолета «браунинг». (Картина была написана, существуют ее воспроизведения в каталогах. Интересно, где оригинал сейчас — в ГИМе только авторское повторение? Автор же в дальнейшем отметился полотном «Передача семьи Романовых Уралсовету», пребывающей и ныне в Екатеринбурге.)
Еще один автор с драматичной судьбой – Мария Денисова-Щаденко. (Судя по немногим сохранившимся работам, скульптор очень сильный. Муж – высокий советский военный чин и член ЦК – запрещал ей работать, вплоть до вышвыривания работ с балкона известного «Дома на набережной». В конце концов покончила с собой – по слухам, спрыгнув с того же балкона. Во всяком случае, самоубийство – официальная версия. Однако в архивах Наркомата обороны сохранились и такие рапорты начальства ее мужа: «Состояние здоровья тов. Щаденко чрезвычайно неблагополучно, по-моему, у т. Щаденко в любой момент может произойти припадок буйного помешательства. Прошу безотлагательно освободить тов. Щаденко от работы в Академии и передать его в руки врачей.» Не передали, так что возможно всякое.)
Вот две ее работы — 1927 и 1930 года. Мария, по имеющимся данным, имела возможность видеть Ленина, так что скульптуры тоже можно отнести к документальным.
Излишне живой могла, наверно, показаться и статуя Ивана Шадра – проект памятника (недаром же автор успел поучиться у Бурделя и Родена). Однако памятник все же установили в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС, увеличив в высоту до 11 метров (демонтировали в 1991 году).
Наверно, первой работой, подвергшейся откровенной конфискации, был вот этот портрет работы Ильи Гринмана (ученик Репина). 1923 год. Сначала в психологизме портрета не усмотрели ничего неправильного и даже выпустили к 10-летию революции репродукцию тиражом 45 тысяч экземпляров. Потом спохватились, признали портрет «не имеющим никакого сходства с Лениным» и разослали от имени Политконтроля ОГПУ депешу о задержании тиража (отловить нераспроданными удалось около 16 тысяч экземпляров). Оригинал же работы сохранился и сейчас находится в ГИМе.
(Автор в том же, 1927 году эмигрировал. Жил и работал во Франции, во время Второй мировой погиб в концлагере.)
Следующая работа — «Ленин в эмиграции в 1905 году» Эмиля Визеля — на ту юбилейную выставку вообще не была допущена. Хотя создавалась в рамках конкурса к 10-летию Октября, на который Наркомпрос даже ассигновал 160000 рублей. И хотя чуть раньше репродукция уже была опубликована журналом «Красная новь». Очевидно, образ растерянного эмигранта с чемоданчиком выглядел недостаточно солидным, а фон в виде театральных афиш – слишком легкомысленным.
(Вот зачем уже шестидесятилетнему тогда барону Эмилю Оскаровичу фон Визелю, потомку по отцовской линии австрийских баронов, а по материнской – французских аристократов, бежавших от французской же революции, вообще понадобилось участвовать в этом конкурсе – труднопостижимо. Легче объяснить, почему, в отличие от представителей других линий семьи, он остался в России – к моменту революции был хранителем музея Императорской академии художеств и считал себя ответственным за его собрание.
Дальнейшее банально. В 30-х годах пожилого художника со всей большой семьей из трех поколений выслали в Казахстан. Его сын позже был арестован и погиб в лагере. Эмилю же Визелю с супругой разрешили через некоторое время вернуться в Ленинград – чтобы умереть там в блокаду.)
А работа в результате выставлена Историческим музеем впервые.
А между тем «правильный» образец живописной ленинианы уже был создан в 1924 году. Вот она, работа Исаака Бродского – «Ленин на фоне Кремля».
Сам автор комментировал ее так: «Ленин не нуждается ни в условной героизации, ни в нарочитой монументальности, ни в особых ракурсах. Он велик сам по себе.»
Ха-ха, это здесь-то нет «особых ракурсов»? Слукавил автор. Фигура на немалых размерах работе вертикального формата поставлена почти встык к нижнему краю рамы и доходит почти до верхнего. А оба берега реки, с нею самой посередине, умещаются в полотно так, что фигура их полностью заслоняет. Но никакой монументальности, разумеется.
Однако вскоре «прокололся» и Бродский. Вот с этой огромной работой, размером три с половиной на пять с половиной метров, изображающей торжественное открытие в Петрограде в 1920 году II конгресса Коминтерна. Подсчитано, что на ней 600 персонажей, из которых около 200 опознаны как исторические лица. В процессе предварительной работы на самом конгрессе автор сделал около 120 портретных набросков с натуры.
И все усилия, вся четырехлетняя работа над полотном могли сразу пойти псу под хвост. Ибо некоторые делегаты Коминтерна взяли и заняли не ту позицию.
Кое-что автор успел отловить еще в процессе. И… некоторые лица заменить. Вот, к примеру, в президиуме седоволосая дама в зеленом. Это Клара Цеткин. Вот только на самом деле она в президиум конгресса не входила. А входил другой представитель Германии, Пауль Леви. Который год спустя из компартии вышел – соответственно, вылетел и с полотна.
Показанная публике в 1924 году картина имела большой успех. Но недолго. Как нетрудно догадаться, лишними на ней вскоре оказалось уже свои, советские персонажи – Радек, Троцкий, Бухарин… Короче, полотно смотали и убрали в спецхран. И эта вторая линия цензуры втягивала все больше работ по мере разворачивания репрессий.
Что, однако, не положило конец успешной карьере художника. Потому что образцовым было признано сделанное Бродским вскоре изображение Сталина – воплощение «спокойной уверенности» и «силы духа». Писан портрет по фотографии – и знал бы автор, что сама фотография уже была отцензурирована: с нее убрали изображения соратников.
А вот работу «Ленин в Смольном», которую как раз хвалили профессионалы и приобрела Третьяковка, тогдашняя политизированная публика не приняла – дескать, вождь недостаточно героичен и показан «в обывательской обстановке».
Зато не промахнулся и уловил смену вех Александр Герасимов. К 60-летию Ленина он пишет работу, которую иначе и не обозначить, как «ленинизм – наше знамя». (Здесь, кстати, еще хорошая живопись – все-таки учился когда-то у Коровина и Серова. Куда скучнее и суше будут более поздние герасимовские работы, вроде монументального изображения Сталина и Ворошилова в Кремле, более известного как «Два вождя после дождя». Зато – пост президента Академии художеств СССР и аж четыре Сталинских премии.)
Быстро эволюционируют в ленинской теме и скульпторы. Вот академист Матвей Манизер – начав с проекта скорее бытового, он затем догадывается поместить вождя на броневик.
А между тем в искусстве наползает и нарастает подчеркивание роли Сталина. Уже упомянутый Михаил Авилов, так проколовшийся с «Лениным и Троцким в Смольном», своего «Сталина на смотре частей Первой конной» вообще пишет так, чтобы никаких узнаваемых лиц в картине больше не было, только вождь и восторженная масса. А поскольку в монументальной композиции автор знал толк (недаром учился когда-то в академии в мастерской Франца Рубо), то и смог так закрутить по дуге конный строй, чтобы взгляд зрителя концентрировался на хоть и поставленном сбоку, но все равно центральном персонаже.
И все чаще в работах конца 20-х – начала 30-х годов Ленин и Сталин появляются вместе – само воплощение преемничества.
Константин Финогенов, изображая Ленина и Сталина вместе на радиостанции Новая Голландия в 1917 году, не грешит против факта – такое событие действительно было. Но композиционно, светом, выделяет именно сталинскую фигуру. (Свою Сталинскую премию он получит не за это, а позже – за серию рисунков «Сталин в годы Отечественной войны».)
А вот художник Василий Корочкин (взявший псевдоним «Сварог»), когда пишет в 1933 году «Штаб Октября», уже откровенно врет. Из участников подготовки переворота у него остаются в основном те, кто успел отправиться в мир иной, не став предварительно «врагом народа» — Свердлов, Дзержинский, Урицкий… Но главное – центральной фигурой композиции и здесь оказывается Сталин, что исторической правде не соответствует.
Автора подвергли критике – но вовсе не за отход от фактов, а за «чрезмерную экспрессивность». Ибо «даже в критические моменты лидеры партии сохраняли спокойную уверенность».
Вообще осторожность в показе исторических персонажей, начавшаяся еще с первых процессов против «врагов народа», на несколько десятилетий приводит к тому, что рядом с Лениным и Сталиным уже просто не изображают никого из живущих в момент написания картин – кто знает, не придется ли иначе завтра работу переписывать или убирать в запасники. Свердлов — Дзержинский, Дзержинский — Свердлов – вот почти и весь набор дозволенных соратников. Остальное пространство можно заполнить абстрактными матросами или крестьянами. Николай Осенев следует тому же правилу уже в самом конце 40-х (а позже вообще перейдет от греха подальше на пейзажи).
Но как ни остерегались авторы – а попались и они. Уж на что, казалось бы, опытен был глава Ленинградского союза художников Владимир Серов – в картине «Ленин провозглашает советскую власть на II Всероссийском съезде Советов» все сделал по правилам: Сталин поближе к выступающему Ленину, Дзержинский и Свердлов там же, но вторым рядом. Вот репродукция этого полотна на старой марке.
И тут 1953 год, а дальше — «оказался наш отец…». Хорошо хоть, ту работу 1947 года еще раньше отправили с глаз подальше в Китай в дар тамошним товарищам. А художник Серов принимается за новый вариант, где Сталина уже не будет. (Вовремя перековавшийся автор при новом режиме еще возрастет в должностях. Считается, что это он, желая подставить Московский союз художников, спровоцировал известный скандал с Хрущевым в Манеже. В конце концов благополучно упокоился на Новодевичьем.)
Но ведь совсем без образа вождя нельзя! И официальная пропаганда принимается выковывать новый образ Ленина – «самый человечный человек», «дедушка Ленин», продвинутый гимназист — «Не таким путем надо идти…» и так далее. В отличие от монументального борца за народное счастье, здесь он все чаще предстает в камерной семейной обстановке. В родительском доме среди братьев и сестер.
С Надеждой Константиновной в Шушенском, а позже и в Горках.
У шалаша в Разливе.
Среди студентов ВХУТЕМАСа.
То на охоте, то на детской елке.
В общем, пришлось вновь включить творческую фантазию. А ведь есть приемы проще – обходиться абстрактной символикой.
Вот и пример все на той же выставке – китайское вышитое панно, подарок Сталину к 70-летию от Мао Цзе Дуна. Орел – и стихотворный текст: «Вот качнулась ветвь под могучим орлом, он над рощей кленовой поводит крылом, день и ночь он свершает далекий полет и парит в высоте – ему страх незнаком». И подойдет в любой обстановке и любому вождю.
Ну, а выставка, где еще множество всего, будет открыта в выставочном корпусе ГИМа аж до января.
echo.msk.ru
Маленький смешной помощник | ART1
История канонического образа Ленина в советском изобразительном искусстве восходит к концу 20-х годов, когда начинается организованное и целенаправленное формирование "культа личности". Первоначально именно на нем отрабатывается сама "культовая" модель "большого стиля" – и лишь впоследствии в этой модели Ленина заменяет Сталин.
Исаак Бродский. Ленин в Смольном. 1930Изменения, связанные как с созданием этой модели, так и с последующим замещением, можно прослеживаются в смене двух главных иконографических образцов ленинианы в 30-е годы. Первоначальную модель образа "вождя" в эстетике "большого стиля" создает Александр Герасимов в картине "Ленин на трибуне" (1930), где Ленин вдохновенно и пророчески вещает с высоты, как бы паря над толпой. Однако этот образ Ленина как "вождя" постепенно исчезает, сменяясь (особенно в послевоенные годы) целым рядом других – восходящих к другому иконографическому источнику конца 20-х – начала 30-х годов. Этим источником является картина Исаака Бродского "Ленин в Смольном" (1930), где Ленин скромно сидит и пишет что-то на клочке бумаги. Именно она, по-видимому, послужила образцом для создания канонического образа Ленина в живописи поздней сталинской эпохи.
Можно отметить три основных варианта образа Ленина в послевоенной советской живописи. Первый – молодой Ленин; юноша с книгами и с взором, обращенным в будущее, дающий клятву пойти другим путем; “предтеча” Сталина, как бы еще не знающий, но уже провидящий будущего "мессию" и призывающий "сделать прямыми пути ему".
Второй – взрослый Ленин; "помощник" Сталина (подлинного, но пока тайного создателя партии и руководителя революции). Так, например, у Иосифа Серебряного в картине, посвященной лондонскому съезду социал-демократов (на котором и была создана большевистская партия), Ленин присоединяется к кружку, уже образовавшемуся вокруг молодого Сталина. В картине Виктора Орешникова, посвященной штабу революции в Смольном, Ленин выступает в роли секретаря, пытающегося как-то разобраться с толпой посетителей, устремленных к находящемуся на заднем плане Сталину, потому что именно он царственным жестом руки, возложенной на план города, руководит восстанием в Петрограде.
Иосиф Серебряный. На V (Лондонском) съезде РСДРП. 1947Третий, самый законченный, образ – старый Ленин, герой бидермайера, персонаж жанровой живописи и графики. Это "всесоюзный староста", предшественник Калинина, беседующий с простыми людьми, просителями, крестьянами-ходоками; “маленький человек” среди "маленьких людей", выступающих в роли детей с их незамысловатыми просьбами и жалобами, открытый и доступный для всех, помогающий в простых бытовых делах (как своеобразный народный святой Николай Угодник). Наконец, это Ленин, достигший последнего элегического приюта, находящийся на заслуженном отдыхе "среди природы" в Горках, дышащий свежим воздухом и слушающий птиц или разговаривающий на скамейке с уже настоящими маленькими детьми. В обоих случаях это Ленин, исполнивший свою историческую миссию "предтечи" и "помощника", занявший свое скромное место после открытого явления истинного вождя – Сталина – и потому как бы вновь впавший в блаженное райское детство.
В этой же эстетике бидермайера в живописи конца 40-х годов иногда переосмысляется и история революции, и тогда Ленин предстает в роли трикстера – комического двойника Сталина. Его роль здесь снижена с помощи Сталину в руководстве революцией до общения с простыми людьми. Так, он беседует с матросами (также выступающими в роли детей) в Смольном, юмористически щурится, говорит "так-так-так-так-так", "а скажите-ка, батенька". Здесь еще более заметна фольклорная основа его образа – хитрость загадок и побасенок, мудрость пословиц и поговорок.
Любопытно то, что этот образ Ленина как "маленького человека" существует именно в живописи ленинградской школы (у Серебряного, Орешникова, Серова). Сама по себе обращенность преимущественно к ленинской (а не сталинской) тематике объясняется, разумеется, ролью самого города как "колыбели революции". Однако в трактовке образа Ленина можно увидеть и проявление общей инфантильности ленинградского искусства, его провинциальной склонности к эстетике бидермайера. В московской школе живописи, – наследующий традиции Александра Герасимова, образ Ленина появляется редко, но если появляется (например, у Виктора Цыплакова в картине "У Смольного в дни Октября"), то трактуется как образ "вождя". В ленинградской школе образ Ленина – всегда бытовой, принципиально дегероизированный, чаще всего сентиментальный или юмористический; и именно этот образ в конце 40-х годов окончательно принимается в качестве официального.
Алексей Варламов. Ленин с детворой. 1950С конца 50-х годов история советского искусства словно начинается заново, и Ленин, после ХХ съезда занявший место Сталина во главе мифологического пантеона, вновь возвращается в традиционный "большой стиль". Этот "большой стиль", типичным представителем которого можно считать Дмитрия Налбандяна, постепенно соединяет обе традиции сталинской живописи – традицию Александра Герасимова и традицию Исаака Бродского, героический пафос образа "вождя" и гуманизм образа "самого человечного человека". Тем не менее в условиях новой эпохи "лениниана" Налбандяна, ориентированная на иконографические образцы тридцатилетней давности, становится скорее маргинальным явлением.
Параллельно в обращенном к "шестидесятнической" интеллигенции раннем "суровом стиле" (например, у Анатолия Левитина) развивается совсем другая трактовка образа Ленина: Ленина-интеллигента, мыслителя, стоящего перед мучительным выбором, своеобразного Христа в пустыне. Это индивидуальное, иногда экзальтированное и почти мистическое переживание образа Ленина – нравственных страданий человека, взявшего на себя "все грехи мира" ("моления о чаше" или "крестных мук").
Поздний "суровый стиль" (Михаил Божий в живописи, Дмитрий Бисти в графике) становится частью, причем главной частью, официального искусства, нового "большого стиля". Образ Ленина, сохраняя внешнюю стилистику раннего "сурового стиля", утрачивает здесь искренность индивидуального переживания, становится анонимным, риторическим, монументальным – причем в значительно большей степени, чем у Налбандяна. Ленин все чаще изображается на фоне кремлевских часов (символизирующих историческое время), огромной карты (означающей мировое пространство) – пока, наконец, прямо не изображается идущим по земному шару "повелителем вселенной". Такое усиление героического пафоса, рожденное искренним стремлением передать величие, в станковой живописи 70-х годов создает сюжетное перенапряжение и в итоге приводит риторику "большого стиля" к бесчеловечности и монструозности.
Дмитрий Бисти. Ленин на броневике. 1970Примерно то же происходит и со стилистикой "ленинианы". Первоначально аскетическое упрощение формы постепенно приобретает характер формального декоративного приема, который, все более и более усиливаясь, приводит к превращению максимально стилизованного изображения Ленина (например, его профиля) в элемент орнамента. Таким образом, благодаря этой формализации, образ Ленина лишается всякого сюжетного содержания. Одновременно – благодаря упрощению, стандартизации и "инструментализации" изображения – он превращается в предмет массового производства, бесконечного автоматического тиражирования. В 70-е годы из области станковой живописи Ленин окончательно переходит, с одной стороны, в область мозаики и маркетри, становясь привычным элементом оформления любого общественного интерьера, с другой – в область тиражной графики (в частности плаката).
Одновременно со стилизацией изображения происходит максимальная автоматизация восприятия образа Ленина – превращение его в своего рода иероглиф, чистый знак, мгновенно узнаваемую торговую марку. Таким образом, образ Ленина переходит в пространство идеологической рекламы, где подвергается дальнейшему и еще более формализованному манипулированию, выхолащиванию и тавтологизации (демонстрируемой, правда, уже за пределами собственно официального советского искусства).
Неизвестный автор. Ленин (мозаика)Последний шаг, логически завершающий развитие образа Ленина, делает эмигрантское концептуальное искусство – в частности, соцарт. У Комара и Меламида ленинский профиль помещен рядом с маркой кока-колы. Так происходит доведение стратегии позднего социалистического реализма до полного и окончательного абсурда, обнажение приема и закрытие темы.
Таким образом, дважды начинаясь в советской живописи как феномен героического "большого стиля", образ Ленина дважды внутренне преображается и низводится – в культуре сталинской эпохи в эстетику бидермайера, в культуре брежневской эпохи в стилистику декоративно-прикладного искусства.
Loading...
art1.ru
В.И. Ленин. Открытки с репродукциями картин советских художников.
Центральный музей В.И. Ленина (выпуск второй) Изд. «Советский художник», 1980, 43 коп.1.
МИХАЙЛОВСКИЙ A.M. В. И. Ленин
2.
БРОДСКИЙ И. И. В. И. Ленин на фоне Смольного
3.
ИВАНОВ В. С. В. И. Ленин на субботнике в Кремле
4.
ШИРОКОВ Е. Н. Встреча В. И. Ленина с членами Исполкома IV конгресса Коминтерна (М. Кашен, К. Цеткин, Б. Кун, С. Катаяма)
5.
ВИШНЯКОВ О. Н.В. И. Ленин на революционной сходке студентов в Казанском университете 4 декабря 1887 года
6.
МОРАВОВ А. В.В. И. Ленин в самарском марксистском кружке
7.
ЧЕПЦОВ Е. М.В. И. Ленин и А. М. Горький на о. Капри
8.
Кукрыниксы: КУПРИЯНОВ М. В. КРЫЛОВ П. Н. СОКОЛОВ Н. А. В. И. Ленин в Разливе
9.
СКУБКО С. М. В. И. Ленин в вагоне поезда
10.
СОКОЛОВ М. Г.В. И. Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года
11.
НАЛБАНДЯН Д. А.В. И. Ленин в 1919 году
12.
БРОДСКИЙ И. И. Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии на Западный фронт 5 мая 1920 года
13.
БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ В. К.Дом-музей В. И. Ленина в Горках
14.
ПАРХОМЕНКО И.К.Портрет В,И, Ленина, 1921(на обложке)
Сопроводительная к комплекту открыток статья:"...Многочисленные художественные произведения, посвященные В. И. Ленину, играют огромную пропагандистскую и воспитательную роль, помогают глубже понять и сохранить в наших сердцах вечно живой и любимый образ великого вождя.Образ вождя революции волнует творческое воображение художников. Многие художники нашей страны обращаются в своем творчестве к ленинской теме. Работа эта почетная, но очень сложная и ответственная. О большой ответственности художника, избравшего темой своей работы образ Ленина, писала Н. К. Крупская: «Надо относиться с большой осторожностью к картинам, изображающим Ильича......Можно установить по ряду воспоминаний внешние реакции Ильича (быстро ли ходил, как держал руку, как смеялся и пр.), но, чтобы дать живой образ Ильича, этого мало. Для этого надо как можно лучше изучать его произведения... Ленинские сборники, даты жизни, письма к родным, ряд многочисленных фото дают возможность хорошо изучить Ленина как человека и революционера» (А. Шефов. Центральный музей В. И. Ленина. М., 1967, с. 8—9).. Ценные указания И. К. Крупской, верного друга и соратника В. И. Ленина, помогли многим художникам в работе над образом Владимира Ильича.Надежда Константиновна часто бывала в Центральном музее В. И. Ленина и принимала самое активное участие в отборе произведений, посвященных В. И. Ленину, для экспозиции музея. Она постоянно давала советы художникам А. М. Михайловскому, А. В. Моравову, М. Г. Соколову, Ф. А. Модорову, П. В. Васильеву и другим, помогала в выборе тематики новых произведений. И сегодня в музее наряду с картинами, созданными в последние годы, можно видеть лучшие произведения мастеров старшего поколения — это картины «В. И. Ленин в самарском марксистском кружке» А. В. Моравова, «В. И. Ленин и А. М. Горький на о. Капри» Е. М. Чепцова, «В. И. Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года» М. Г. Соколова, «В. И. Ленин» А. М. Михайловского. Среди недавних поступлений музея следует назвать портрет В. И. Ленина 1921 года работы известного художника И. К. Пархоменко. Художник встречался с В. И. Ленинымв его рабочем кабинете в Кремле, делал зарисовки и писал маслом этюды с натуры. После 1924 года портрет В. И. Ленина работы И. К. Пархоменко находился в зале заседаний Совнаркома.Этот портрет — один из немногих прижизненных портретов В. И. Ленина — представляет большую историческую и художественную ценность.В данном издании представлена известная работа одного из основоположников Ленинианы в живописи художника И. И. Бродского «В. И. Ленин на фоне Смольного». «Октябрь 1917 года дал мне, — писал художник в своей автобиографии, — как и другим художникам, принявшим революцию и целиком отдавшим свое творчество пролетариату, возможность в целом ряде портретов и композиций отразить величие нашей эпохи, спокойно и просто, языком реалистического искусства поведать о великих делах и днях пролетарской революции, о ее вождях, героях и рядовых бойцах».Идея работы над картиной была подсказана художнику старым коммунистом Сергеевым, который рассказал: «Я его увидел однажды поздней питерской осенью в пальто и кепке. Ильич шел уверенной, крепкой походкой и вдруг остановился...Все, что окружало в этот момент Ленина, отдавало глубокой стариной. И собор и строго классический Смольный. Сквозь осеннюю мглу в этом уголке старой России он смотрел далеко вперед, наш дорогой Ильич, и видел другую Россию, видел Страну Советов в лесах коммунистической стройки» (И. А. Бродский. И. И. Бродский. М., 1973, с. 295—297).В комплект репродукций включены работы Героев Социалистического Труда Д. А. Налбандяна и М. В. Куприянова, П. Н. Крылова и Н. А. Соколова, произведения О. Н. Вишнякова, В. С. Иванова, Е. Н. Широкова и других. Показать В. И. Ленина в период бурной революционной эпохи, поднявшего народные массы на борьбу за освобождение, — таков замысел художников, раскрывающих различные стороны многогранной деятельности вождя. Художники, работающие над ленинской темой, постоянно обращаются в музей, получают консультации, сведения и материалы.Примером такой работы может служить история создания картины художника О. Н. Вишнякова «В. И. Ленин на революционной сходке в Казанском университете 4 декабря 1887 года».Молодой тогда художник очень серьезно взялся за работу над картиной, которая стала его дипломной работой. Художник познакомился с архивными материалами о студентах — участниках этого события.Документальные и изобразительные материалы, воспоми¬нания, беседы с современниками помогли художнику при работе над картиной. О. Н. Вишняков убедительно и достоверно воспроизвел на полотне важный исторический эпизод — одно из первых политических выступлений В. Ульянова. Это произведение хорошо было принято общественностью и сейчас экспонируется в музее. Близкий и родной образ Владимира Ильича Ленина находит все новое и новое воплощение в произведениях мастеров искусства.А. ШЕФОВ..."
ussr-postcards.livejournal.com
Ленин в Смольном (картина) - это... Что такое Ленин в Смольном (картина)?
«В. И. Ленин в Смольном» — картина известного советского живописца И. И. Бродского, исполненная художником в 1930 году и изображающая В. И. Ленина в момент работы над запиской в одном из помещений Смольного в первые недели советской власти.
История
Для своей картины Бродский избирает конкретное время и обстановку, что должно убедительно говорить о правдивости и почти документальности созданного образа.
Этой же цели подчинена вся композиция работы, включая мельчайшие детали. Она тщательно продумана Бродским и безупречно отвечает замыслу картины.К моменту написания картины Бродский уже имел большой опыт работы над образом Ленина, начиная от натурных зарисовок до создания таких полотен, как «Ленин на фоне Кремля» (1923), «Ленин на трибуне» (1925), «Ленин на фоне Смольного» (1925), «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929) и других, став признанным мастером этой темы в молодом советском искусстве. В новой картине художник ставит перед собой задачу передать не только портретное сходство, но и донести до зрителя характерные черты облика Ленина в напряжении повседневной работы. Фигура написана почти в натуральную величину, это позволяет зрителю увидеть себя рядом с вождем. Так же достоверно и тщательно изображен кабинет. Его скромная, почти аскетичная обстановка, не соответствующая масштабу принимаемых Лениным решений, должна говорить об ответственности большевистской власти. Колорит картины сдержан, выдержан в мягких охристых тонах и приближен к реальной цветовой гамме. Скрупулёзность в изображении Бродским деталей интерьера и костюма помогают усилить достоверность изображения и подчеркнуть историческую значительность момента. Написанная спустя шесть лет после смерти Ленина, картина призвана канонизировать образ вождя мирового пролетариата[1].
После своего появления картина «Ленин в Смольном» стала одним из самых популярных произведений, посвященных образу вождя революции. Она неоднократно экспонировалась на крупнейших художественных выставках, воспроизводилась в печати, в том числе массовыми тиражами в виде цветных репродукций. Бродским были сделаны несколько авторских повторений картины, незначительно отличавшихся от первого варианта размерами[2][3].
См. также
Примечания
Литература
- Заслуженный деятель искусств И. И. Бродский. Каталог посмертной выставки. — Л.: Государственный Русский музей, 1941.
- Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. — М.: Искусство, 1970. — Т. 1.
- Бродский И. А. Исаак Израилевич Бродский. — М.: Изобразительное искусство, 1973.
- Исаак Израилевич Бродский. 1884-1939. Каталог выставки. — Л.: Искусство, 1984.
dal.academic.ru
Ленин в картинах - Самый загадочный блогер России
Продолжаю знакомить вас с выставкой "Миф о любимом вожде", проходящую в бывшем Центральном музее В.И.Ленина. И сегодня мы посмотрим некоторые картины, среди которых выделяются карандашные наброски современников Ленина, непосредственных участников событий01. П.Н.Лепешинский - "Совет партии", 1900-е. Слева направо: В.И.Ленин, Ф.В.Ленгник, Г.В.Плеханов, П.Б.Аксельрод, Ю.О.Мартов. Ну, судя по рисунку, ребята неплохо посидели в пивной вырабатывая революционные тезисы02. Э.Э.Эссен - "Плеханов в калоше отплывает к меньшевистскому берегу", 1903
03. Ленин тащит брёвнышко на субботнике в Кремле
04. И.В.Симаков - "В.И.Ленин. Петроград. Июнь 1917-го года", 1917
05. Ф.А.Малявин - "В.И.Ленин. Москва. Рабочий кабинет Ленина в Кремле. Ноябрь 1921", 1921
06. И.К.Пархоменко - "Зарисовка левого ботинка В.И.Ленина. Москва.Рабочий кабинет В.И.Ленина в Кремле, 9 - 10 ноября, 1921 года", 1921
07. В.И.Ленин. Петроград. 19 июля 1920 года. С автографом В.И.Ленина
08. И.П.Королёв - "В.И.Ленин у Смольного", 1939
09. А.И.Харшак - "Раскол на II съезде РСДРП", 1969
10. В.Н.Югай - "В.И.Ленин и Н.К.Крупская в Шушенском", 1969
11. В.А.Серов - "Ходоки у Ленина"
12. О.Н. Вишняков - "Семья Ульяновых", 1961
13. К.Ф.Юон - "Есть такая партия!", 1934. I Всероссийский съезд Советов проходил в июне 1917 года в Петрограде. На съезде большинство делегатов принадлежало к меньшевистско-эсеровскому блоку. Они отвергли предложение большевиков о создании советского правительства. Картина Юона зафиксировала исторический момент, когда в ответ на утверждения министра почты и телеграфа Временного правительства И.Церетели, что в России нет партии, которая одна согласилась бы взять власть, Ленин с места произнёс ставшие историческими слова: "Есть! Есть такая партия!" "По залу прокатился гул, - вспоминала стенографистка А.Никифоровская - всё пришло в движение. Многие повставали с мест, чтобы увидеть, кто бросил эту реплику".
14. М.М.Берингов - "Выступление В.И.Ленина в Михайловском манеже в 1917 году", 1923
15. И.И.Бродский - "В.И.Ленин на фоне Кремля", 1924. Бродский был одним из первых художников писавших Ленина с натуры
16. Заключённый И.Бродский - "Портрет В.И.Ленина". Выполнен на бумаге графическим способом из слов и цитат из произведений и биографии В.И.Ленина. Вот так причудливо сплетается колода карт
17. И.И.Бродский - "II Конгресс Коминтерна (Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во Дворце Урицкого), 1924. На полотне изображено около 600 реальных людей- участников Конгресса
18. В.Н.Пчелин - Этюд к картине "Покушение на В.И.Ленина", 1925
19.
20. В.А.Серов - "Выступление В.И.Ленина на II Всероссийском съезде Советов", 1955
21. А.В.Моравов - "Приезд В.И.Ленина в Петроград 16 (3) апреля 1917 года", не позднее 1933
22. "Портрет В.И.Ленина" - подарок XXVII съезду КПСС от трудящихся советской Литвы, 1986. Художник Б.Грушас, мастер Ф.Пакутинскас
23. Истин В.Ф. - Портрет В.И.Ленина, набранный текстом из биографии Ленина, 1987
Продолжение следует...
Начало экскурсии по выставке:
Миф о любимом вожде. Личные вещи В.И.Ленина
tushinetc.livejournal.com
Картины из Музея В. И. Ленина
26 comments — :
Хорошая подборка, несколько действительно знакомых, но большинство вижу впервые вроде бы.
Видимо есть еще Открытки с Выпуском 2:-)Но у меня этого набора нет. Имеющийся набор 1976 года издания.
Другими глазами
Странно, но заметила за собой, что картины эти сейчас я рассматривала по другому, нежели в пионерские свои годы. Скорее оценивала работу художника, а не фигуру вождя... Впрочем, что же странного - то: поди взрослая тетя уже, а не глупая пионерочка))
Re: Другими глазами
Я в детстве был один раз в Музее В. И. Ленина.Картин явно не запомнил.Они были, но какие именно не помню.Зато в память врезался настоящий автомобиль!!:-)Меня все интересовало, как это авто затащили на 2-й этаж
Re: Другими глазами
разобрали, как на стоянках в Японии наши разбирают по запчастям, пронумеровывают и собирают в России. Элементарно.
Вот думаю, как это он ухитрялся в шалаше жить, у костра греться и в белоснежэной рубашке остаться? Это кукрыниксы "Ленин в розливе".
Это же не фото, а картина.
Так видел художник!:-)Вот рыбу тоже ловит в рубашке и галстуке!
Re: Это же не фото, а картина.
Это из той же оперы, когда Медведев изображён на рыбалке в пиджаке на фото :) Ну явно постановочное.
Чистая рубашка -- фигня, я знаю много людей, которые даже в лесу по нескольку дней умудряются сохранять чистые рубашки.Но вот зачем в шалаше у костра галстук?.. :-)
Да уж, стереотип: разве можно показать ВОЖДЯ без галстука!;))
На "П. В. Васильев. В.И.Ленин в редакции газеты "Вперед"" без галстука
вы бы еще спросили куда Зиновьев делся.А вообще у Ленина,естественно, как и у всякого нормального человека, была прислуга.
Эти нестыковки в детстве не ошущались, а сейчас смешно. Герои в белых воротничках у костра не бываютъ, однозначно.
бывают. просто приготовили заранее чемодан одежды и используют постепенно.
Что бы хорошо выглядеть в обществе лягушек и аистов? Смешно.
Художники +5!Не плюйте в прошлое
А кто здесь плюёт?
Да нет же, мы любя)
Большинство помню по своему детству. Открытки. Плакаты.
Неужели большинство до сих пор не понимает, что всё опубликованное про так называемого ленина - сплошное враньё?
Это картины, уважаемый!
Да-да, и Ленина не было! Ленин — это Сталин в молодости! Так говорят историки Носовский и Фоменко.
Ну зачем же Вы так с нашими нежными пионерскими чувствами? (с)
А в октябре 1917 г. он сбрил усы и бороду для конспирации. И есть ведь известное документальное фото. Но на всех картинах и в кинофильмах он все равно с бородой.
Это уже канон.Если картины, где Ленин дореволюционный, он без галстука.Потом обязательно с галстуком!
По старинному русскому обычаю, надо бы сжечь весь это мусор вместе с тушкой старика Крупского, пеплом зарядить пушку и выстрелить в ту сторону откуда пришел.
gerat.livejournal.com