Айвазовский и Севастополь. Крым картина айвазовский
И.К. Айвазовский. Ялта. 1838
опубликовано: июнь 2015
И.К. Айвазовский. Ялта. 1838. Холст, масло. 47 x 67 см |
Одной из ранних работ молодого художника стала картина «Ялта», написанная в 1838 году, на ней небольшой приморский городок изображен со стороны моря.
На фоне небес, на вершине возвышающегося над морем Поликуровского холма, выделяется высокая стройная колокольня храма Иоанна Златоуста, первого каменного сооружения города, возведенного под руководством архитектора К. Эшлимана по проекту Г. Торричелли. Ее высота над уровнем моря составляла 45 метров. Церковь была построена в 1837 году и освящена в тот же год, 16 сентября. На следующий день к только что построенному молу причалила яхта «Полярная звезда», на борту которой в Ялту прибыл Николай I с семьей. Императора очаровал вид, открывающийся от собора. 23 марта 1838 года царь подписал приказ о присвоении Ялте статуса уездного города.
В картине нет определенного сюжета и тщательно продуманной композиции, однако для того времени полотно стало необычным и даже новаторским. В движении все – волны, разыгравшиеся у самого берега, парусные шхуны на море, лучи закатного солнца, подсвечивающие движущиеся облака и городские постройки на прибрежном холме, люди, наблюдающие за пристающим к берегу баркасом, борющимся с натиском волн.
Сам Айвазовский признавался, что, рисуя, он занимался изучением атмосферных перемен, наблюдал игру света и тени на морских волнах, горных вершинах, деревьях. По цветовому решению и композиционному строю полотно напоминает работы Сильвестра Щедрина, чья живопись оказала большое влияние на раннее творчество будущего знаменитого мариниста. Колорит картины оживляют яркие пятна одежды людей, изображенных на первом плане.
Примечательно, что первым владельцем картины, написанной молодым Айвазовским, стал Светлейший Князь генерал-фельдмаршал М. С. Воронцов.
автор описания: irmasirin
Крымская живопись Айвазовского
Ялтинские картины Айвазовского
krymkrymkrym.ru
Семь малоизвестных фактов из жизни великого Айвазовского — Крымский Журнал
Факт № 1. Три мелодии для Глинки
С детских лет Айвазовский любил музыку, сам играл на скрипке народные мелодии. Вспоминая об этом, он нарисовал себя со скрипкой, причём сам художник-мальчик сидит на полу, а скрипку держит на коленях — так обычно держат смычковые инструменты на Востоке.
Айвазовский не раз играл на вечерах у Глинки. Три мелодии, услышанные им от Айвазовского, Глинка включил в оперу «Руслан и Людмила». В «Записках» Глинки читаем: «Айвазовский сообщил мне три татарских напева, впоследствии два из них я употребил для лезгинки, а третий для Andante сцены Ратмира в 3-м акте оперы «Руслан и Людмила».
Имение Айвазовского в Судаке находилось рядом с дачей композитора Спендиарова. И два этих великих человека часто засиживались до глубокой ночи: Айвазовский играл на скрипке, Спендиаров аккомпанировал на рояле.
Факт № 2. «Я женился как истинный артист»
Айвазовский был женат дважды. Обстоятельства его первой женитьбы, в 1848 году, были весьма необычны. В один из своих приездов в Петербург он был представлен знатной вдове, имевшей двух дочерей на выданье. Девушки пожелали учиться живописи у знаменитого художника. И через некоторое время вдова стала замечать, что художник слишком часто засиживается в её доме, не только даёт девушкам уроки живописи, но и устраивает музыкальные вечера, играя на скрипке под аккомпанемент гувернантки её дочерей. Вдова уже гадала, какой из дочерей художник отдаст предпочтение (тайно надеясь, что руку и сердце предложат ей самой). Однако назревавший финал оказался таким, какого никто и не предполагал: Айвазовский вскоре женился на гувернантке — Юлии Гревс. Айвазовский писал в одном из писем: «Правда, я женился как истинный артист, то есть влюбился как никогда. В две недели всё было кончено. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так я и женился. Мы по необходимости лето проводим здесь и только 10 или 5 августа пустимся в Крым на постоянное жительство». Увы, именно нежелание Айвазовского жить в столице стало причиной того, что Юлия Яковлевна ушла от него спустя 12 лет, успев, однако, за это время родить ему четырёх дочерей.
Со своей второй женой, красавицей Анной Саркисовой-Бурназян, Айвазовский познакомился на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Спустя год они поженились. Анна Никитична была на 40 лет моложе мужа и пережила его на 44 года — она умерла в Симферополе во время немецкой оккупации Крыма.
И. К. Айвазовский. Среди волн. 1898 г. muzei-mira.com Эту масштабную картину (её площадь 12 кв. м) 81-летний художник написал всего за 10 дней. Колорит этой удивительной картины меняется в зависимости от освещения, и волны могут быть то серебристыми, то синими, то изумрудными. Когда картина была закончена, Айвазовский пригласил всех домашних посмотреть своё новое произведение. «Обратившись к моему отцу, корабельному инженеру, «поэту корабельных форм», как его иногда называли, Иван Константинович спросил его мнение. Выразив своё восхищение морем, отец добавил: «Непонятно только, почему эта скорлупа с людьми держится на поверхности?» Айвазовский был очень рассержен замечанием моего отца, повернулся и вышел. Но утром, проходя через зал в «большой дом», мы увидели, что на картине, среди волн, нет лодки. Учитывая замечания специалиста-инженера, художник её записал», — вспоминал внук художника, Константин Арцеулов.
Факт № 3. Подарок разбойника
Айвазовского любили и богатые и бедные, и подчас эта любовь проявлялась довольно неожиданным образом. Однажды, когда Айвазовский работал в мастерской в своём имении Шах-Мамай, визит ему нанёс… легендарный крымский разбойник Алим. Этот неуловимый местный Робин Гуд (всё награбленное у толстосумов он раздавал нуждающимся) якобы сказал Айвазовскому следующее: «Все тебя знают и хвалят. Давно хотел видеть тебя. Говорят, картины пишешь. Можно ли посмотреть?» Айвазовский показал Алиму свои картины да ещё и пригласил необычного гостя выпить кофе. Алим сердечно поблагодарил Айвазовского, пообещав непременно побывать на его свадьбе (художник обмолвился, что вскоре собирается жениться). И выполнил своё обещание: когда новобрачные подъезжали к Шах-Мамаю, им наперерез выехал всадник — это был Алим. Он поздравил жениха и невесту, подарив последней дорогой шёлковый турецкий платок, пожелал счастья — и умчался прочь.
Факт № 4. 8о курганов
Айвазовский всерьёз интересовался археологией. В 1853 году он официально обратился с письмом-заявкой в Министерство уделов за разрешением начать в Феодосии археологические раскопки. Получив разрешение, Айвазовский вместе с археологом Сибирским приступил к работе. Раскопки первых четырёх курганов не дали результатов, а вот пятый курган, на мысе Ильи, поразил исследователей своими находками. Ими было открыто женское погребение IV века до н. э. Как писал сам художник: «Эта находка даёт надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!» Айвазовский отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.
Всего же в течение лета 1853 года Айвазовский раскопал 80 курганов. Золотые серьги, найденные Айвазовским во время раскопок в 1853 году, датируются 330–300 годами до н. э. и выполнены в так называемой микротехнике: на каждой помещена многофигурная композиция. Известные ювелиры Петербурга и Парижа пытались сделать копию украшения, но тщетно. Даже знаменитый Карл Фаберже, пытавшийся повторить «Феодосийские серьги», потерпел неудачу.
В 1871 году на средства, полученные от выставки своих картин в Петербурге, Айвазовский построил на холме Митридат, неподалёку от дома, в котором он родился, здание для Музея древностей (до этого коллекция музея размещалась в небольшой турецкой мечети). С именем Айвазовского связана и судьба музея в ХХ веке. В 1925-м его перевели в бывший дом художника (где музей размещался до 1988 года), соединив с картинной галереей в одно учреждение. Здание на холме Митридат было разрушено во время Великой Отечественной войны — предположительно, от попадания корабельного снаряда.
Дом Айвазовского, ставший после его смерти картинной галереей. Источник фото: humus.livejournal.comФакт № 5. Третья в стране
Феодосийская картинная галерея стала третьей в стране. До её открытия в России были доступны для посещения только два художественных музея: Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. И Третьяковская галерея, и Русский музей были открыты для народа на десяток лет позднее.
Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале, украшенном государственным и морским флагами России, были размещены 23 картины. А также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки — любимого поэта и любимого композитора Айвазовского. Балконы галереи украшали модели прославленных кораблей русского военно-морского флота и чучела морских птиц.
Сейчас Картинная галерея Айвазовского находится в самом центре Феодосии. А в 1845 году, когда Иван Константинович только приступал к её строительству (собственно, художник строил дом для себя, а галереей он стал потом), то выбрал для этого пустынное место на окраине города, на берегу моря.
Айвазовский в кругу родных. Слева направо: Константин Арцеулов (сидит на руках своего отца, зятя Айвазовского, К. Н. Арцеулова), И. К. Айвазовский, внук Михаил Латри (сидит), внуки Александр Латри и Николай Арцеулов (стоят в матросской форме). Источник фото:aivazovskia.blogspot.com
Факт № 6. Географический деятель
Природу России изображали выдающиеся русские поэты, писатели и художники. Крым же многие годы оставался малоизвестной окраиной страны — и творчество Айвазовского познакомило русское общество с этим полуденным краем. Не случайно на заседании Академии художеств, посвящённом 50-летию творческой деятельности Айвазовского, исследователь и путешественник, вице-председатель Русского географического общества Семёнов-Тян-Шанский, обращаясь к художнику, сказал: «Русское географическое общество давно признало Вас выдающимся географическим деятелем, первым русским самобытным художником того моря, которое в русских летописях носит название «Русского моря» (так в X–XII веках называли Чёрное море. — Ред.)». И действительно, помимо огромного художественного значения, картины Айвазовского представляют большую познавательную ценность. Если бы можно было расположить крымские картины Айвазовского в определённой географической последовательности, то вслед за ними можно было совершить своеобразное путешествие вдоль берегов Крыма.
Факт № 7. Любимый внук
Айвазовский подарил родному городу и миру не только, скажем так, ценности материального характера. Константин Арцеулов, легендарный крымский лётчик, первым в России победивший штопор (в 1916-м он научился выводить самолёт из этого гибельного положения) был младшим, любимым внуком Айвазовского, сыном одной из дочерей художника, Жанны Ивановны. Костя рано начал писать маслом и в десять лет уже рисовал морские пейзажи с парусниками и людьми. Дед охотно правил его работы, а иногда и подписывал. Покупатели подчас не замечали подмены, что доставляло Айвазовскому большое удовольствие.
Родители Арцеулова разошлись, когда он был ещё маленьким, и детство Костя провёл в доме своего деда, там он жил до самой смерти Айвазовского. Костя был единственным, кому Иван Константинович разрешал заходить в свою мастерскую во время работы, — всем остальным домочадцам это было строжайше запрещено. Но пойти по стопам деда Константину всё же было не суждено — победила любовь к небу (свой первый планер Арцеулов построил ещё в 13 лет), и Академии художеств он предпочёл лётную школу.
В 1933 году знаменитого лётчика репрессировали и сослали в Архангельск. Реабилитировали в 1937-м. В авиацию он не вернулся, зато вернулся к рисованию — стал художником-иллюстратором. Арцеулов оформил более 50 книг, выполнял иллюстрации для журналов «Техника — молодёжи», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Уже на склоне лет Арцеулов писал: «По моему мнению, профессии художника и лётчика близки друг другу, потому что во многом требуют от человека одних и тех же врождённых или приобретённых черт и качеств: чувства пространства, движения в нём, темпа и ритма его, глазомера и тонкого чувства цвета, наблюдательности, аналитического отношения к обстоятельствам в работе, романтизма и предприимчивости, эмоциональности и глубокого знания своего ремесла».
Золотые серьги, найденные Айвазовским во время раскопок в 1853 году. Они датируются 330–300 годами до н. э. и выполнены в так называемой микротехнике: на каждой помещена многофигурная композиция. Известные ювелиры Петербурга и Парижа пытались сделать копию украшения, но тщетно. Даже знаменитый Карл Фаберже, пытавшийся повторить «Феодосийские серьги», потерпел неудачу. Источник фото: www.hermitagemuseum.orgВы знаете, что…
…знаменитый памятник Айвазовскому возле картинной галереи, «позирующий» на всех видовых открытках Феодосии, появился там 1 мая 1930 года.
Это был первый памятник художнику в России, созданный на народные средства, собранные по всероссийской подписке.
Открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году — к 100-летию со дня рождения Айвазовского, — и к этой дате он уже был готов. Но революция заставила взять паузу, во время которой памятник целых 13 лет хранился в Ленинграде, в подвале Академии художеств.
journalcrimea.ru
Айвазовский и Севастополь
опубликовано: июль 2015
Севастопольская тема занимает особое место в творчестве И. К. Айвазовского. Город черноморской славы и героический русский флот навсегда поселились в сердце великого мариниста.
Несколько полотен художник посвятил доблестной защите военной твердыни на Черном море в Крымской войне. В октябре 1853 года Турция объявила России войну. На стороне турок в марте 1854 года выступили англичане и французы, а в сентябре франко-англо-турецкие войска осадили Севастополь с севера. Оборона города продолжалась 349 дней. Война до основания разрушила город, но прославила на весь мир его защитников.
Художник несколько раз приезжал в Севастополь, беседовал с участниками битв, устраивал выставки своих работ, поддерживая дух воинов. Зарисовки и эскизы он делал и во время посещения осажденного города.
irmasirin
И.К. Айвазовский. Севастополь. 1845. Бумага, сепия, белила. 19 x 30 см
И.К. Айвазовский. Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846. Холст, масло. 121 x 191 см
И.К. Айвазовский. Севастопольский рейд. 1852. Холст, масло. 28 х 38,5 см
И.К. Айвазовский. Вход в Севастопольскую бухту. 1852. Холст, масло. 28,2 х 39,3 см
И.К. Айвазовский. Севастополь. 1852-1853. Холст, масло
И.К. Айвазовский. Взятие Севастополя. 1855. Холст, масло. 59 х 84 см
И.К. Айвазовский. Осада Севастополя. 1859. Холст, масло. 32,5 x 72 см
И.К. Айвазовский. Вид Севастополя. 1882. Дерево, масло. 11 x 25 см
И.К. Айвазовский. Смотр Черноморского флота в 1849 году, 1886
И.К. Айвазовский. Флот в виду Севастополя. 1890. Холст, масло. 71 x 124
И.К. Айвазовский. Малахов курган. 1893. Холст, масло. 71 x 84 см
И.К. Айвазовский. Эскадра Черноморского флота перед выходом на Севастопольский рейд. 1895. Холст, масло. 96 х 150 см
Крымские мотивы в картинах Айвазовского
krymkrymkrym.ru