Иван Айвазовский – великий маринист. Картина айвазовского марина
Репродукция картины "Марина" Ивана Айвазовского
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ивана Айвазовского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Ивана Айвазовского на натуральном холсте.
Иван Костантинович Айвазовский – наиболее выдающийся художник - армянин XIX века Ованнес Айвазян. Предки Айвазовского были из галицийских армян, которые переселились в Галицию из Турецкой Армении в XVIII веке. Сохранилось также семейное предание о том, что среди его предков были турки: отец художника рассказывал ему, что прадед художника по женской линии был сыном турецкого военачальника и , будучи ребенком, при взятия Азова русскими войсками в 1696 году был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил.
Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. Самостоятельно научился играть на скрипке. На художественные способности мальчика первым обратил внимание феодосийский архитектор Яков Кох. Он дарил ему бумагу, карандаши, краски , учил мастерству, помог поступить ему в феодосийское уездное училище. Затем Айвазовский закончил симферопольскую гимназию и был принят за казенный счет в императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно. Несмотря на это, по совету профессора Александра Ивановича Зауервейда он сумел подготовить к выставке Академии художеств несколько картин. Таннер пожаловался на самовольность Айвазовского императору Николаю I, по распоряжению царя все картины были сняты с выставки, несмотря на восторженные отзывы критиков.
Конфликт удалось нейтрализовать благодаря Зауервейду, в класс которого через полгода и был определен начинающий молодой художник для занятий морской военной живописью.В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Там он помимо создания морских пейзажей занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии. В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург , получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.
В 1840 году отправился в Рим. За свои картины итальянского периода получил Золотую медаль Парижской Академии художеств. В 1842 году отправился в Голландию, оттуда – в Англию, Францию, Португалию, Испанию. Во время путешествия корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул в Бискайском заливе. В парижских газетах даже появилось сообщение о его гибели. После четырехлетнего путешествия осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Россию и стал живописцем Главного морского штаба, а с 1947 года – профессором петербургской Академии художеств, состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штудгарда. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.
С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством. На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей, за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.
В 1848 году Иван Константинович женился. Его женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца.Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича.Спустя год они поженились.
Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ивана Айвазовского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
марина * описания картин
Огромная картина имеет своим сюжетом взволнованную морскую поверхность, собственно, полотно так и называется — «Среди волн». Выражением идеи художника является не только колорит и композиция, но и самый сюжет: море, море как чуждая и опасная человеку стихия. Описание картины Среди волн Ивана Айвазовского →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Еще одна из многих и многих сотен картин Айвазовского, изображающих разбушевавшуюся стихию. Корабли на маринах могут занимать центральное место или второстепенное. Здесь разворачивается непонятное действие, детали неясны, главное в картине — сам корабль. Кренящийся парусник. Описание картины Ночь Голубая волна Ивана Айвазовского →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Удивительная по простоте и грубоватому изяществу картина Николая Константиновича Рериха изображает корабли с заморскими визитерами, плывущими по летнему зеленому краю. Это берег моря — за холмами новые земли. Описание картины Заморские гости Николая Рериха →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
В этой трагической картине Айвазовский с красками угадал. Великолепные сочетания серовато-голубых, изумрудно-зеленых и серого неба — не то, что темные облака. Эта буря даже праздничная. Отчасти. Описание картины Буря на море Ивана Айвазовского →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Дурное дело пытаться описывать картины сюрреалистов, но свои впечатления — почему бы и нет? Однако в случае с «Постоянством памяти» Дали интересен не только сюжет картины, но и история ее создания. Описание картины Постоянство памяти Сальвадора Дали →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
И-ван Кон-стан-ти-но-вич Ай-ва-зов-ский на-ри-со-вал о-чень длин-ну-ю кар-ти-ну «От штиля к урагану», и неплохо вышло, доложу я вам! Впечатление несет некие ассоциации с панорамами, но такого разнообразия морской стихии в фотопанораме не найти, а если найдете — вам точно каюк :) Описание картины От штиля к урагану Ивана Айвазовского →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Сколько у Айвазовского картин под названием «Море» из не менее чем семи тысяч, большей частью изображающих то самое море? В данном случае марина более персонифицирована: Морской вид при лунном свете. Это — «вид» — обычно не шторм, но нечто более спокойное. Описание картины Морской вид при лунном свете Ивана Айвазовского →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Большая волна из серии ста видов Фудзи Кацусики Хокусая растиражирована не менее, чем известное фото Че Гевары или губы Мэй Уэст. Шикарная, стильная гравюра, полная ритма и движения. Описание картины Большая волна Кацусики Хокусая →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Девятый вал — это волна, которая больше, выше и сильнее прочих. От него бывают неприятности. И.К. Айвазовский изобразил эти самые неприятности со всей силой кипучего своего таланта и со всем мастерством, воспитанным на итальянских прибрежных водах. Описание картины Девятый вал Ивана Айвазовского →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
1001kartina.su
Марина, Библиотека статей для художников
Марина (итал. marina, от латинского marinus - морской) — 1) морской вид или картина (а также pисунок, либо гравюра), изображающая море.; 2) жанр изобразительного искусства, в котором основным является отображение морской стихии в разных состояниях, а также воплощение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. Является разновидностью пейзажа. Художников пишущих марины называют маринистами. Яркий представитель этого жанра — И. К. Айвазовский (1817—1900), написавший около 6000 картин на морскую тему.Во Франции существует официальное звание художника Морского флота, присваиваемое министром обороны выдающимся художникам-маринистам. Звание может быть присуждено не только художникам, но также фотографам, иллюстраторам, гравёрам и скульпторам.
Знаменитые представители этого жанра: К. Ж. Берне (Франция), Кацусика Хокусай (Япония), У. Тёрнер (Англия), Х. В. Месдаг (Голландия), И.К. Айвазовский (Россия), А.П. Боголюбов (Россия).
Из истории развития жанра:
Голландские живописцы изображали море в его различных ипостасях: это были и безмятежная водная гладь, и бурлящая стихия. Так же, море служило фоном для парусников, плывущих на фоне умиротворяющего заката, или же напротив, участвующих в морских баталиях. Кроме этого, морская стихия иногда наделялась особым смыслом, олицетворяя бурное «море житейское» или стихию любви и страсти. Именно такую роль играли в голландской живописи «картины в картинах» – морские пейзажи, изображённые в жанровых полотнах, где, например, молодая женщина читает любовное письмо, а по пейзажу, висящему за её спиной на стене комнаты, можно домыслить сюжет: спокойно или бурно складываются её любовные отношения. Небольшие по размеру картины голландцев отличались тонкостью цветовой гаммы.
Первой мариной можно считать картину Корнелиса Антониса с изображением португальского флота (ок. 1520, Лондон, Морской музей). Первая "Буря" (созданная вне какого-либо исторического контекста) написана Питером Брейгелем Старшим (Вена, Музей истории искусств). Она стала последней картиной Брейгеля - необычайно смелая работа для живописи того времени. Над вздыбленной синей пучиной моря реют нежно-белые чайки. Они обещают кораблям близость желанного берега. И всякий волен предположить в брейгелевской Буре аллегорию грядущей свободы.
В Рим из Неаполя вместе с Сальватором Роза, чьи марины оказали влияние на творчество Темпеста, пришло новое направление. Сохранились сведения, что самостоятельную работу Роза начал с исполнения маленьких пейзажей, которые писал, бродя по горам или плавая в рыбачьих лодках вдоль берегов Неаполитанского залива. Эти мотивы он постоянно включал в свои работы. Стихийная сила природы, ее эпическая мощь воплощены в видах морского побережья с парусными лодками, скалами, руинами замков, живо написанными стаффажными фигурками рыбаков, моряков придают. Пейзажи и марины Розы передают характерные особенности неаполитанской природы. Художник придает ей романтизированный облик, вводя образы закутанных в плащи таинственных путников, бродяг, солдат, изображая старые постройки, горные потоки, сухие деревья, острые уступы скал, пещеры.
Аккуратно прописанные до мелочей работы Луки Карлевариса, а также работы ван Виттела определили собственную венецианскую форму морского пейзажа, получившую развитие в ведутах Каналетто и Гварди. Однако сами Каналетто и Гварди не были маринистами - их сюжетом стала Венеция и омывающее ее Адриатическое море (правда, Гварди иногда изображал большое море). Во Франции традиции Клода Лоррена и классического пейзажа продолжил Клод Жозеф Берне (1714-1789) — крупный маринист, произведения которого очень ценил Дидро. Его привлекала в пейзажах Берне их правдивость. В 1754–1762 по заказу короля мастер написал серию картин Порты Франции (Марсель, Тулон, Ла Рошель и др.; все 15 картин принадлежат Лувру, но выставлены в Морском музее Парижа). В работе над этим циклом значительное место еще отведено натурным этюдам Голландские художники оказали значительное влияние на Брукинга, Скотта, Монами, Джона Крома. Об одной гравюре ван де Велде с изображением моря Уильям Тёрнер скажет: "Она сделала меня художником". Выросший близ устья Темзы, художник с детства полюбил море и парусники. Его первая работа маслом — «Рыбаки в море» (1796, Лондон, Галерея Тейт) — открывает длинную череду картин, посвященных морской стихии. Уже в этом раннем произведении, выполненном под сильным влиянием голландской марины XVII века, выделена тема противоборства человека и природы. В последствие, Тернер станет одной из наиболее ярких фигур в романтической пейзажной живописи XIX века в жанре марины. В 1825 из Франции Бонингтон вместе с Делакруа отправился в Лондон, чтобы изучать творчество Уильяма Тёрнера и английскую историческую школу живописи. Туда же едут Эжен Изабе и Поль Юэ. Эжен Изабе в 1824 дебютировал в Салоне своими маринами, в этом жанре он работал на протяжении всей жизни (порты, сцены на берегу, штормы на море, сцены рыбной ловли) и исполнил лучшие свои произведения. Исполненные с ювелирной тщательностью в масле или гуаши, эти работы напоминают голландскую живопись XVII в. Позже спокойный или разбушевавшийся ЛаМанш вдохновит основателя реализма в живописи Гюстава Курбе на серию "морских пейзажей". В последнее десятилетие своей жизни он пишет прекрасные морские пейзажи, изображая то спокойную и безмятежную водную гладь ("Море у берегов Нормандии", 1867, ГМИИ, Москва), то как бы на мгновение приостановившую свое могучее движение волну ("Волна", 1870, Лувр, Париж). Разнообразная цветовая гамма марин меняется в зависимости от освещения, но неизменным остается стремление художника подчеркнуть объемность и материальность реального мира, наполненного светом и воздухом. Примерно в то же время, в Голландии вносит свой вклад в развитие жанра морского пейзажа один из лучших живописцев-маринистов Месдаг Хендрик Виллем (23.2.1831, Гронинген, ‒ 10.7.1915, Гаага). Он пишет преимущественно в реалистическом стиле наполненные воздухом пейзажи, в которых запечатлел различные состояния морской стихии, суровую жизнь рыбаков. Дальнейшее развитие жанр марины получил с появлением нового направления в живописи – импрессионизма. Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, особенно картина «Море в Дьеппе» (1835г.) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, - это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениям и насыщенными красками, а клал вибрирующие мазки.
Импрессионистов заинтересовало изучение такого явления как атмосфера. Эта перестановка акцентов была подготовлена Тёрнером и привела художников к фиксированию, по словам Бодлера, "атмосферных состояний в соответствии с местом, временем и ветром"; она совершается в творчестве голландца Йонгкинда и художника, которого он называл "королем небес", — Эжена Будена. Затем атмосферные явления превращаются в радужные туманы на картинах Синьяка и Сера. Фовисты воспевали синеву моря желтыми акцентами парусов, красными мачтами и трехцветными флагами. Марке широко применял текучую акварель, а Дюфи - оригинальный колорит. Море появляется и в сюрреалистических работах Магритта, очаровывает Пермеке и Никола де Сталя.Не лишним будет упомянуть и тот факт, что последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаге — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей.
Среди работ японских мастеров самым известным на Западе стало творчество Кацусика Хокусай - японского художника укиё-э, иллюстратора, гравёра. Хокусай — первый из мастеров японской гравюры, выделивший в своем творчестве пейзаж как самостоятельный жанр. В отличие от средневекового японского пейзажа, который изображал не своеобразие определенного ландшафта, а обобщенные черты природы, художник запечатлел в своих произведениях величественный образ Японии. Восхищение художника мощным величием природной стихии выразилось в пейзаже «Волна» (точное название ее «В морских волнах у Канагава»), входящем в серию «36 видов Фудзи». Огромные волны вздымают ввысь юркие лодки рыбаков, которые, кажется, ничуть не испуганы этим буйным неистовством океана. Динамичность гравюр, их чистый, насыщенный колорит, удивительная тонкость цветовых переходов, с помощью которых написана вода и воздушное пространство, делают работы Хокусая реалистичными и выразительными.
В русской живописи марины появились в 19 веке. Море стало образом свободы. «Свободной стихией», неподвластной никому и ничему, называл море А. С. Пушкин. Выдающимися маринистами были И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов.Маринист мировой величины И. К. Айвазовский еще в период своего обучения в академии Художеств испытал особое влияние французской марины классицизма (его учителем был, в том числе, французский маринист Ф. Таннер). Однако, постепенно избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добился в своих работах подлинной живописной свободы. И уже в 1840-х годах эмоциональность его марин с тяготением к пафосу и героике подарила ему мировую известность. Айвазовский был приверженцем романтического в изображении величия морской стихии в различных её состояниях: от штиля дл шторма, а так же отваги сражающихся с ней людей. Ярким примером может служить его картина «Девятый вал» (1850г.), где ему мастерски удалось передать впечатление «безбрежного» морского пространства. В ранних своих работах Айвазовский тяготел к более насыщенной яркой цветовой гамме, которая аостепенно сменилась стремлением к тональному единству. В своих лучших поздних работах, таких как «Черное море» (1881 г.), художник, пользуясь тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию.
Так же, говоря об этом маринисте, не лишим будет упомянуть тот факт, что Айвазовский, будучи живописцем Главного морского штаба, лично участвовал в ряде военных маневров Черноморского флота, и создал немало патетических батальных полотен.
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.
С картинами И. К. Айвазовского вы можете ознакомиться в нашей галерее. Выдающийся художник-маринист А. П. Боголюбов начал заниматься живописью ещё будучи кадетом Морского кадетского корпуса в Петербурге. А в 1850 г. стал вольнослушателем в Петербургской академии художеств. Там под влиянием творчества И.К. Айвазовского он создал ряд марин в духе романтизма. Среди них "Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями" была отмечена в 1852 г. малой золотой медалью. С дальнейшим же развитием себя как мариниста Боголюбов уходит от романтизма в работах, отдавая всё больше предпочтения рисованию с натуры и реализму. В 1860-х гг. художник совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда из его произведений окончательно исчезает романтический налет в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется другая нота - эпическая. Он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня. А впечатления от службы на флоте помогали Боголюбову в написании батальных полотен, благодаря которым он стал известен, как признанный мастером русской батальной марины. Наиболее яркий расцвет творчества художника падет на 80-90-е гг. В это время Боголюбов приходит к созданию своеобразного стиля картины, который можно назвать этюдом-картиной. Примером может служить его работа «Тулон. Франция» (1880г.)Так же следует отметить, что творчество художника Боголюбова было неразрывно связано с передовым идейно-реалистическим искусством лучшей части русских художников-передвижников.
paintingart.ru
Женщины Айвазовского: альтернативный взгляд
Мифы и правда. Бывает, что исследователи творчества ох и не любят иных возлюбленных художника (впрочем, это касается, не только художников: к примеру, Наталье Гончаровой немало достается от биографов Пушкина). Бэллу считают ясной звездой и музой Марка Шагала, а в сторону второй его жены Вавы звучат весьма нелестные эпитеты. Об Айвазовском, напротив, говорят, что счастье он обрел во втором браке, а вот первая супруга быстро проявила меркантильность натуры.Популярная версия, что Юлия, заполучив богатого мужа, желала блистать в свете, в которой ей более не приходилось служить, имеет право на жизнь, конечно. Однако есть некоторые нюансы. «Светская Юлия» всерьез помогала мужу в его археологических изысканиях: сама занималась просеиванием земли из гробниц, вела учет находкам, отправляла их в Петербург. Она хотела разделить с ним его жизнь и судьбу, еще не понимая, что главное место в его сердце отдано не женщине, а морю и мольберту.
Часто Юлию Гревс упрекают в том, что, дескать, заскучала вертихвостка в глуши, художник хотел работать, а она блистать на приемах… Ему идеально работалось в родной Феодосии, она же требовала вывозить ее в Петербург или хотя бы Одессу. Об этом нам сообщает большинство биографий Айвазовского. Но сама ли Юлия хотела блистать? Напомним, что она родила Айвазовскому четырех девочек. Юлия знала толк в воспитании юных барышень и своих воспитала как истинных леди. Дочери Юлии и Ивана Айвазовских изучали языки, играли на фортепиано, танцевали, занимались музыкой и литературой. Феодосия же в те годы была бедным захудалым приморским городком. Девушки подрастут, и где они будут искать партию? Среди рабочих? Рыбаков?
Возможно, она хотела не сама «блистать», а предоставить такую возможность детям? Юлия удачно вышла замуж, а ведь у нее даже приданого не было. Но она это сделала в Петербурге. А есть ли шанс в Феодосии отыскать сразу четырех достойных мужей? Вряд ли в этом городке таится еще хотя бы один Айвазовский, не то что четверо. Впрочем, слава художника гремела так, что знатные гости стали приезжать к ним сами. Но Айвазовский в любой момент мог «велеть заложить лошадей» — то есть попросить гостей на выход (подробности здесь, в пятой истории). Весьма своеобразное гостеприимство, чтоб рассчитывать на бурную светскую жизнь дома и на нескончаемый поток женихов. Словом, почему бы не увидеть в первой жене Айвазовского не просто алчную пустышку, стремящуюся к светским развлечениям, а мать, желающую удачно выдать замуж своих дочерей? К тому же, Юлия в Феодосии начала болеть, и доктора ей советовали сменить климат на более мягкий. Одесса подходила, да и столь нужное Айвазовскому море в Одессе тоже есть. Но художник не желал слышать ни о каком другом доме, кроме как в родном своем городе.
Также стоит обратить внимание на потрясающую работоспособность Айвазовского, что очень хорошо для потомков: в нашем распоряжении около 6 тысяч картин, на большинстве из которых его великолепное море. Жена же, по всей вероятности, хотела бы тоже получать часть внимания мужа. Маленькая говорящая деталь: они поженились 15 августа 1848 года в Феодосии, а уже 27 сентября Айвазовский представлял в Москве свою выставку. В медовый месяц, нетрудно предположить, вниманием Айвазовского владела не только новоиспеченная жена, но и шедевры, которые предстояло представить публике. Может быть, слова «в две недели всё было кончено», которыми Айвазовский описал свою стремительную женитьбу, — не только о временном промежутке между знакомством и свадьбой?
Художник неоднократно после расставания с Юлией пытался возобновить отношения, но она не соглашалась. Однако после женитьбы Айвазовского на Анне Саркизовой Юлия засыпала все инстанции жалобами на него. Она требовала признать Айвазовского многоженцем и считала, что их брак до сих пор действителен. Возможно, так и не смогла отпустить и забыть мужа?
Отметим безупречное поведение Айвазовского по отношению к бывшей жене и детям в финансовом отношении: им не приходилось нуждаться, он даже сам подыскивал арендаторов для подаренного Юлии поместья.
artchive.ru
Ночные марины
Лунная ночь на Капри.
1841. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В 1840 году Айвазовский в числе других пенсионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Португалию. Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос. Сотворение мира. (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Побережье. Штиль. (1843) и многие другие. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника.
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью. В.С. Кривенко очень хорошо передал свои впечатления от работы Айвазовского над большим полотном, оживавшим под кистью мастера: "…По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд - истинное наслаждение". Это, конечно, было возможно благодаря глубокому знанию разнообразных технических приемов, какими пользовался Айвазовский.
Картина Лунная ночь на Капри относится к ночным маринам Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью. Образы ночной природы Айвазовского - одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.
"На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся... Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!.. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!" (из записей Уильяма Тернера, посвященных одному из пейзажей Айвазовского).
Неаполитанский залив.
1841. Холст, масло. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф, Россия.
Максимилиан Волошин. 1907.Священных стран Вечерние экстазы. Сверканье лат Поверженного Дня! В волнах шафран, Колышутся топазы, Разлит закат Озерами огня.
Как волоса,Волокна тонких дымов,Припав к земле,Синеют, лиловеют,И паруса,Что крылья серафимов,В закатной мглеНад морем пламенеют.
Излом волны Сияет аметистом, Струистыми Смарагдами огней... О, эти сны О небе золотистом! О, пристани Крылатых кораблей!.
Море. Коктебель.
1853. Холст, масло. Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина.
Айвазовский — виртуоз кисти, постигший все тонкости изображения марин и достигший вершин славы. Его шедевры украшают лучшие собрания мира и являются гордостью нашей отечественной школы живописи. Художник, создавший этот поток шедевров, обязан не только своему таланту и трудолюбию. Прежде всего создание мира его образов определено родиной - Феодосией, где с детства он привык видеть и научился любить море. В Феодосии он провел лучшие годы своей жизни.
«Перед ним родное Черное море. В тишину весеннего полдня врывается рокот прибоя. Вспененное, яростное море гонит седые валы, и они с ревом вздымаются и рассыпаются у прибрежных камней. Только крик чаек, грохот и стоны суровой стихии вспугивают разомлевшую от майского зноя тишину... Художник как зачарованный глядит на ярчайшую гамму красок, рожденную весной, морем и солнцем. Он весь, весь до конца отдается этой вечной музыке, повторяющейся из года в год миллионы лет» (из рассказа И.B. Долгополова).
Айвазовский посещает Ялту, Гурзуф и другие места родного Крыма. В 1853 году он пишет одну из выразительных и совершенных картин Море. Коктебель. Она создана в тех же лучших романтических традициях, что и картина Девятый вал. Действие происходит в Коктебельской бухте (Гурзуф).
Справа, вдали уступами возвышается овеянный легендами Кара-Даг, большую часть холста занимает высокое небо и взволнованное море. Картина залита яркими лучами заходящего солнца. Небо кажется легким, воздух прозрачным и влажным. Волны, чередой набегающие на берег, виртуозно прописаны лессировками. Романтический строй произведения усиливают борющийся с волнами корабль, трепещущий на ветру красный вымпел и серп зарождающегося на небе месяца. В этой картине художник достиг подлинного мастерства и большой артистичности в манере исполнения.
Морской вид.
1867. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского, Воронеж, Россия.
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность.
У Айвазовского был длительный творческий опыт, и поэтому, когда он писал свои картины, на его пути не вставали трудности технического порядка, и его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежести первоначального художественного замысла.
Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.
Наконец, он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогло ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.
Синопский бой. Ночь после боя.
1853. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт Петербург, Россия.
Особое место в наследии Айвазовского занимают произведения, посвященные подвигам русского флота, составившие его своеобразную историческую летопись, начиная от сражений времен Петра I и кончая современными художнику событиями Крымской войны 1853-1856 годов и Русско-турецкой 1877-1878 годов за освобождение Балкан. С 1844 года Айвазовский состоял живописцем Главного Морского штаба.
18 ноября 1853 г., во время Крымской войны 1853-1856 гг., состоялось морское сражение между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте. Турецкая эскадра Осман-паши вышла из Константинополя для десантной операции в районе Сухум-кале и сделала остановку в Синопской бухте. Русский Черноморский флот имел задачу воспрепятствовать активным действиям противника. Эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова (3 линкора) во время крейсерского дежурства обнаружила турецкую эскадру и заблокировала ее в бухте. Была затребована помощь из Севастополя. К моменту битвы в составе русской эскадры было 6 линкоров и 2 фрегата, а в составе турецкой - 7 фрегатов, 3 корвета, 2 пароходофрегата, 2 брига, 2 транспорта. Русские имели 720 орудий, а турки - 510. В результате боя, продолжавшегося 4 ч, весь турецкий флот (за исключением парохода "Таиф") был уничтожен. Турки потеряли убитыми и утонувшими свыше 3 тыс. чел., около 200 чел. попали в плен (включая командующего флотом). Русские потеряли 37 чел. убитыми и 235 ранеными. Победой в Синопской бухте русский флот получил полное господство в Черном море и сорвал планы высадки десанта турок на Кавказе.
Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Это были картины Морское сражение при Синопе 18-го ноября 1853 года и Синопский бой. Ночь после боя.
Выставку посетил адмирал Нахимов; высоко оценив труд Айвазовского, особенно картину Синопский бой. Ночь после боя. Он сказал: "Картина чрезвычайно верно сделана".
Посетив осажденный Севастополь, Айвазовский написал также ряд картин, посвященных героической обороне города.
Среди волн.
1898. Холст, масло. Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина.
В непрерывном общении с морем - символом свободы, простора - прошла долгая и славная жизнь мастера. И море, то спокойное, то волнующееся или бурное, щедро дарило его неисчерпаемым богатством впечатлений. Картину Среди волн, которая была вершиной его творчества, Айвазовский написал, когда ему исполнилось 80 лет.
«Над бездной мечутся седые яростные валы. Они необъятны, в гневе рвутся ввысь, но черные, свинцовые тучи, гонимые штормовым ветром, нависают над пучиной, и здесь, как в зловещем адском котле, властвует стихия. Клокочет, бурлит, пенится море. Искрятся гребни валов. Ни одна живая душа, даже вольная птица, не смеет зреть разгул бури... Безлюдно...
Tолько великий художник мог увидеть и запомнить этот поистине планетарный миг, когда веришь в первозданность бытия нашей Земли. И сквозь грохот и рев шторма тихой мелодией радости пробивается луч солнца, и где-то вдали брезжит узкая полоска света» (И.B. Долгополов).
Художник изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. Среди волн как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины Черное море: если в одном случае изображено взволнованное море, в другом - уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии. Мастерство картины Среди волн - плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка.
Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина Среди волн значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.
До глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский был полон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не восьмидесятилетний многоопытный мастер, написавший шесть тысяч картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства. Для живой деятельной натуры художника и сохранившейся непритупленности чувств характерен его ответ на вопрос одного из друзей: какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей. "Ту, - не задумываясь, ответил Айвазовский, - что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать…"
В его переписке последних лет есть строки, говорящие о глубоком волнении, сопутствовавшем его труду. В конце одного большого делового письма в 1894 году имеются такие слова: "Простите, что пишу на кусочках (бумаги). Пишу большую картину и ужасно озабочен". В другом письме (1899): "Я очень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить…" Он был в том возрасте, когда ясно сознавал, что время его истекает, но он продолжал работать со все возрастающей энергией.
Источник: www.tanais.infowww.my-article.net
Иван Айвазовский – великий маринист
Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае, не только у нас, а и в истории искусства вообще.
И. Н. Крамской
В нашем сознании имя прославленного живописца связано с морем. О нем существует большая литература – книги, альбомы, статьи. Однако его личность, как и творчество, еще не раскрыта до конца.
И. Айвазовский. «Автопортрет». Тушь, перо. 1830–1840–е.
Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии в армянской семье 17 июля 1817 года. Уже в раннем детстве мальчик проявил исключительные способности к рисованию и музыке. Двадцати лет он с большой золотой медалью окончил Петербургскую Академию художеств и в 1840 году направлен в Италию для усовершенствования. Через четыре года Айвазовский – европейски известный художник, почетный член нескольких академий – с триумфом возвращается в Россию.
С почестями встретили мастера в Петербурге. Он удостоен звания академика, живописца Главного Морского штаба. Однако его не прельщала беспримерная слава. Многие были изумлены решением молодого академика уехать в Феодосию. «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», – заявил царь, узнав о его отъезде из столицы.
И. Айвазовский. «Амальфи». Тушь, перо. 1842.
Айвазовский верил в демократические идеалы, его сердце было с Россией, которую для него олицетворяли декабристы, Пушкин, Гоголь, Белинский, Глинка. С некоторыми из них художника связывали дружеские отношения.
Но ведь не случайно Стасов отмечал, что всем следует помнить о патриотизме Айвазовского. Сыновняя любовь мастера к России была одновременно проявлением тех чувств, которые он питал к Армении. Эти чувства побудили его создать ряд полотен, изображающих победу русского оружия над турками в ожесточенных морских сражениях.
И. Айвазовский. «В бурю». Масло. 1899.
В родной Феодосии живописец построил на берегу моря дом, где трудился до конца жизни, оставив потомкам около шести тысяч картин. Безусловно, не все из них равноценны. Главное в наследии Айвазовского – марины, где воплощен могучий образ моря. Почти ежегодно художник устраивал выставки произведений в различных городах России, Европы и Америки. Он прославил русскую школу живописи за границей. Был удостоен французского ордена Почетного легиона, других зарубежных наград. Его автопортрет помещен во флорентийской галерее Уффици.
Айвазовский прошел академическую школу, оставаясь в душе поэтом. Уже в ранних вещах достиг удивительной жизненности, эмоциональности, не свойственных, пожалуй, никому в такой степени, выработал оригинальную живописную манеру. Палитра художника с годами становилась все более светлой, экономной. Умение видеть в самом прозаическом поэзию выдавало в нем личность романтическую.
И. Айвазовский. «Лунная ночь». Масло. 1840.
Живописец с детства страстно любил море, чувствовал его дыхание, норов. При этом никогда не писал с натуры. Уникальная зрительная память, виртуозное мастерство позволяли ему легко справляться с любой живописной задачей. Он чувствовал себя перед холстом так же, как стихотворец перед чистым листом бумаги. И, давая свободу воображению, вдохновенно творил поэмы о море.
Стихия Айвазовского-мариниста – буря. Он часто писал кораблекрушения, людей, борющихся с волнами, помогающих друг другу. В широко известных полотнах «Девятый вал», «Радуга», «Буря у мыса Айя» он воспел смелость и волю человека. Исполнял огромные полотна в полнокровной, сочной гамме красок, отличавшихся броской романтической красотой. Критики не раз оценивали ее как надуманную. Но таков творческий метод Айвазовского, обусловленный во многом народно-поэтическим восприятием природы. Вот почему самые драматические изображения «бурь» призваны не поразить, устрашить зрителя, а наполнить его сердце глубокой любовью к жизни, природе. На «сказочность» его мировосприятия проницательно указывал Ф. М. Достоевский. «В его буре есть упоение, – писал он, – есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре».
И. Айвазовский. «На острове св. Лазаря. Венеция». Масло. 1843.
Внимательно вглядываясь в марины художника, можно почувствовать, что, изображая морскую стихию, водное пространство, он, по сути дела, передает жизнь света. Свет для него – созидательная сила, символ жизни. Такое восприятие света традиционно для армянской культуры. Недаром живописец как-то сказал: «Те картины, в которых главная сила – свет солнца, надо считать лучшими». В последних полотнах мастера свету придано особенно сильное звучание. Он изливается на природу из невидимого источника, прорезая тьму мощным снопом.
Своеобразно цветовое мышление Айвазовского. На полотне он дает иногда удивительное, поражающее декоративным великолепием сочетание красной, синей, зеленой, желтой красок. Глядя на его марины, зачастую забываешь о сюжете и воспринимаешь их как гимн цвету.
В творчестве выдающегося мариниста воплотились такие черты, как жизнелюбие, мечтательность, любовь к колористическому богатству. Кроме красот России, Украины, Кавказа, Айвазовский неоднократно обращался и к природе Армении. В 1868 году, путешествуя по Закавказью, писал горные ландшафты, озеро Севан, Арарат и Араратскую долину. Эти вещи положили начало пейзажу в армянском искусстве.
И. Айвазовский. «Буря у мыса Айя». Масло. 1875.
Он был горячим патриотом своего народа. В бытность за границей Айвазовский часто посещал братство мхитаристов на острове Святого Лазаря близ Венеции, где встречался с братом Габриэлом. Это сообщество, существующее и поныне, основал в начале XVIII века армянский просветитель Мхитар Себастаци, который сделал его центром по изучению армянской истории, культуры, собрал богатейшую библиотеку и древлехранилище (матенадаран), окружил себя учениками. Знакомство Айвазовского с этой «маленькой Арменией» означало для него приобщение к чаяниям народа, веками страдавшего под османским игом. Здесь художник прошел школу гуманистических, свободолюбивых идей. Интересно, что у мхитаристов не раз находил приют великий английский поэт Байрон, участвовавший в борьбе за освобождение Греции от турецкого ига.
Айвазовский работал не покладая рук. Бывали дни, когда он создавал по нескольку картин. «Иметь, чтобы помогать» – таков девиз художника. Большую часть средств, которые приносили многочисленные полотна, тратил на благотворительные цели. Айвазовский основал в Феодосии картинную галерею, художественное училище, историко-археологический музей, содействовал сооружению железной дороги. Помогал нуждающимся жителям многих городов России, студентам петербургской Академии художеств, Красному Кресту, ветеранам обороны Севастополя и семьям погибших в Крымской войне. Во время военных действий находился в Севастополе, на передовой, воодушевляя русских солдат.
И. Айвазовский. «Вид Ялты». Масло. 1860–1870–е.
Живописец живо интересовался жизнью разбросанных по всему миру соотечественников. С его помощью строились армянские школы и типографии, издавались литературные труды. Он оказывал материальную поддержку людям искусства, обеспечивал кровом соотечественников, чудом спасшихся от гибели и добравшихся до Феодосии. Вот малоизвестный случай из жизни художника. В 1857 году он вместе с братом посетил Константинополь, где гостил у главного архитектора дворцовых сооружений С. Паляна. Айвазовский подарил ему один из своих пейзажей. Тот преподнес картину султану. Восхищенный султан попросил заказать мастеру несколько десятков полотен с видами Босфора. В надежде принести пользу живущим в Турции армянам Айвазовский выполнил заказ. В 1874 году его наградили высшим турецким орденом. Однако в конце жизни живописцу суждено было испытать страшное потрясение. В 1895 году османские власти учинили резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян. Разрушались и сжигались многочисленные памятники древней культуры. Старый художник написал и выставил в Москве, Одессе, других городах картины, посвященные этой трагедии. Он швырнул в море полученный когда-то орден и заявил турецкому консулу: «Передайте своему кровавому хозяину – пусть и он выбросит мои картины, мне не жаль». Сгусток гнева и боли являет собой начатое 2 мая 1900 года – в последний день жизни живописца – полотно «Взрыв турецкого корабля».
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.chernorukov.ru
Дата добавления: 30.11.2013
www.km.ru
Картины Айвазовского | FakeOFF
Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами
Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами
Очень ценная статья и для зрителя, и для профессионального художника.
За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?
Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?
Иван Константинович Айвазовский. Буря у скалистых берегов.
Секретные краски , волна Айвазовского, лессировка
Иван Крамской писал Павлу Третьякову: Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок . Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.
Знаменитая волна Айвазовского представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными.
Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.
Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи.
Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды .
К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу . Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, рассказывает искусствовед Барсамов. Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме .
Что же до вопроса откуда краски? , известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы Mеwes . Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.
Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь.
На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений , стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского Неаполитанский залив в лунную ночь .
Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.
Главное начать, или В темпе Айвазовского
Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть освещал небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.
Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину Среди волн . При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего Медного змия 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).
В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал Явление Христа народу 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь . Столь разные таланты, разные способы творить каторжный труд и радостное любование жизнью не могли долго держаться рядом.
Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.
Айвазовский у мольберта.
Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее , из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.
Творчество как радость
Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) радостна, а не мучительна. По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд истинное наслаждение , это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.
Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской.
При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.
Пленэр VS мастерская
О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. Предпочитал , пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей на натуре считал впитывать происходящее.
Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Но копирование хоть чьих-то картин, хоть природы представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.
Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е
Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.
О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:
С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, (он) тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже
Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.
День пасмурный сегодня, сказал Айвазовский, и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.
Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.
Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.
На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца
Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889
Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм
Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь .
Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море.
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849
Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892
Иван Константинович Айвазовский. Корабль Императрица Мария во время шторма. 1892
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841
Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Но процитируем слова мецената Алексея Томилова он критикует картины Айвазовского: Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины ( ) красуется воздух и вода .
Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач передача световоздушной массы. В работах Айвазовского на первом месте свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.
Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его Девятый вал .
Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал.
Как смотреть на картины Айвазовского
Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. К примеру, когда его упрекали, что Лунная ночь не закончена, от утверждал, что если зритель обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует .
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839, 101 136.5 см.
Константин Айвазовский не из тех художников, которые теряют вдохновение в процессе и бросают работы неокончеными. Но однажды такое случилось и с ним он не дописал полотно Взрыв корабля (1900). Помешала смерть. Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества.
Она позволяет понять, что художник считал главным на картине, с проработки каких элементов начинал работу. Мы видим, что Айвазовский начал с корабля и пламени взрыва того, что возьмет зрителя за душу. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.
Иван Константинович Айвазовский. Взрыв корабля. 1900
Иван Константинович Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841
Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.
Фрагмент картины Ивана Айвазовского Корабль среди бурного моря (Эрмитаж).
Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна. Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров. Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.
Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.
fakeoff.org