Иван Айвазовский. Сказка о волне и художнике. Звучащие картины айвазовского


За что мы любим Айвазовского

Рубрика: Арт Опубликовано 28.10.2016   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 2 мин   ·   Просмотры:

ПРОСМОТРЫ: 93

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogoЗа неполные три месяца выставку Айвазовского в Москве посетили уже 350 тысяч человек. А сейчас поднимается ажиотаж вокруг билетов – спекулянты все раскупили. Как сообщили в Третьяковке, из-за перекупщиков теперь нельзя купить билеты онлайн.Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-2

Буря у скалистых берегов.

Айвазовский — человек множества культур. Урожденный Айвазян, Гайвазовский в переписи, Айвазовский по подписи на холсте, он родился в армянской семье, учился в столице Российской империи, а сформировался как художник в Италии под влиянием голландской живописи и английского романтизма. Он всю жизнь путешествовал: был в Америке, в Арктике, на Ближнем Востоке. Крым был для него и домом, и местом постоянного возвращения.

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-3

Девятый вал

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-5

Смотр Черноморского флота 1849г

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-6

Переход евреев через Красное море

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-4

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-7

Кораблекрушение

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-8

Бурное море

Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок».

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-9

Путешествие Посейдона по морю

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-10

Среди волн

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-11

Неаполитанский залив в лунную ночь

«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», — стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-12

Его запомнили еще и как первого мецената, на свои средства проложившего в Феодосии первый водопровод и железную дорогу, строившего картинные галереи и снабжавшего девушек из бедных семей приданым. Он занимался археологией, горячо интересовался литературой, общался с Пушкиным и Гоголем и любил, чтобы каждый вечер у него были новые гости, которым он открывал шампанское с собственноручно нарисованными этикетками.

za-chto-my-lyubim-ayvazovskogo-13

источник

ПРОСМОТРЫ: 93

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

evivid.ru

Живопись России. Айвазовский И.К

Имя художника Ивана (Ованеса) Константиновича Айвазовского (1817—1900 гг.) пользовалось широкой популярностью еще при жизни. Его гениальные произведения заняли почетное место не только в русской и армянской живописи, но и в сокровищнице мирового искусства. Посвятив свой блестящий талант морской живописи, он создал незабываемые поэтические образы моря в самых разнообразных его проявлениях.

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя, позднее разорившегося.

Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе.

Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского «Этюд воздуха над морем» сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью.

Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым. Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств.

В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.

Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.

Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал «Чесменский бой».

Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его «Девятый вал», написанный в 1850 году.

Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.

Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников — Куинджи, Лагорио, Богаевский.

Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.

«Поэт моря»

Источник: http://bibliotekar.ru/rusAyvaz/index.htm 

Картины и этюды. 

Рисунки и наброски.

Описание картин.

Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны.Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями.Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой.Буря на море ночью.Вид на венецианскую лагуну.Вид Петербурга.Волна.Всемирный потоп.Девятый вал.Ледяные горы в Антарктиде.Лунная ночь на Капри.Море. Коктебель.Морской вид.Морское сражение при при Наварине 2 октября 1827 года.Морской пейзаж.На Острове Крит.Неаполитанский залив.Побережье в Амальфи.Побережье. Штиль.Прощание А. С. Пушкина с Черным морем.Пушкин на берегу Черного моря.Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.Радуга.Рыбаки на берегу моря.Синопский бой. Ночь после боя.Спокойное море.Среди волн.Тонущий корабль.Хаос. Сотворение мира.Чесменский бой.Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря).

Похожие записи

design-kmv.ru

Об Айвазовском... любовь, картины... и немного музыки..

Я всегда  любил картины  Айвазовского... Особенно  они мне  понравились в оригинале.  Конечно,  впечатление  от  картин  на экране монитора  несколько  другое,  но  всё  же...

 Предлагаю посмотреть  статью  из интернета,

но сначала  ... для  напоминания  о  море))) ... песня  

 

 

ЛЮБОВЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ И ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ ГЕНИАЛЬНОГО МАРИНИСТА И.К. АЙВАЗОВСКОГО  

 

 

На одном из сайтов увидела подборку картин с пометкой "Самые лучшие картины Айвазовского" и не стала спорить.... Ведь, согласитесь, выбрать понравившиеся работы гениального художника из более чем 6000 очень непросто, да и вообще их лучше смотреть в оригинале. А подборка эта на меня тоже произвела впечатление. Предлагаю ее вашему вниманию, сопроводив историей о большой любви Ивана Константиновича, красной нитью прошедшей через всю его жизнь.

Закат, 1866 (700x528, 326Kb)Закат, 1866

А теперь,  пока  Вы ещё  не   погрузились  в  жизнь  Айвазовского

 Симфония   солнца и моря  в исполнении оркестра  Поля  Мория

 

Marie Taglioni. Неизвестный художник (336x409, 30Kb)

Жены у него было две, а любовь - одна, в документах незарегестрированная.

Влюбился он в 1837 году, когда ему едва сравнялось 20. И кто бы не влюбился? Ею были увлечены все в те годы в Петербурге, где молодой Айвазовский учился в Академии изобразительных искусств. Балерина из Италии Мари Тальони покорила столицу России. Она танцевала через день, не жалея себя, но и этого всем было мало.

Однажды, возвращаясь из академии домой, Айвазовский не заметил несущуюся вскачь упряжку. Успел отбежать, но, потеряв равновесие, упал. В экипаже сидела дама под белой вуалью. Испуганная, она говорила по-французски. Аромат духов, грациозность, изящество - все это вскружило голову пылкому юноше. Пока незнакомка подвозила молодого человека к его дому, он все время бормотал: "Не беспокойтесь, не беспокойтесь". На прощание дама поинтересовалась, как зовут жертву кучерской неосторожности, но сама так и не представилась. Слева портрет Мари Тальони неизвестного художника.

Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами (700x440, 264Kb)Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами

Айвазовский сидел дома и грезил о дивной незнакомке, когда к нему ввалились друзья, огорченные тем, что не смогли раздобыть билеты на "Сильфиду" с божественной Мари Тальони, гастролировавшей в Петербурге. И вдруг на пороге появился посыльный с письмом. Айвазовский вскрыл надушенный конверт, оттуда выпали какие-то билеты... Оказалось - на Тальони, да не на галерку, а в 4-й ряд. Недоумению не было конца...

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами, 1892 (700x441, 308Kb)

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами, 1892

В театре громче всех рукоплескали балерине молодые люди. А потом побежали к артистическому подъезду. Когда появилась Тальони, человеческое море рванулось ей навстречу. Чтобы сдержать толпу, юноши схватились за руки. Добравшись до кареты, Тальони вдруг оглянулась, она узнала Айвазовского. Да, это была она, его прекрасная дама! Она бросила ему букет роз. 100 рублей за один цветок. Он бросился бежать, прижимая к себе драгоценнейший из даров.

Бурное море ночью, 1853 (700x489, 260Kb)Бурное море ночью, 1853

Спустя несколько дней балерина уехала из Петербурга, а Айвазовский, думы которого были только о Тальони, совсем потерял голову. Однако вскоре его назначили на должность живописца Главного морского штаба. Впрочем, заманчивые карьерные перспективы мало занимали влюбленного юношу. Прелестный образ итальянки не померк в его сердце. Он надумал поехать в Венецию, чтобы вновь увидеть Мари. И для этого убедил Художественную академию в том, что ему как маринисту необходима итальянская стажировка.

Буря на море ночью, 1849 (700x575, 368Kb)Буря на море ночью, 1849

Балерины в городе не было. Покрутившись на гондоле вокруг палаццо с темными окнами, Айвазовский решил дождаться ее, употребив время с наибольшой пользой. В ожидании приезда Тальони художник рисовал Венецию. Его картины раскупались, а сам папа Римский Григорий XVI купил для Ватикана его "Хаос". Это был оглушительный успех! Однажды Айвазовскому сказали, что пару его картин купила сама Тальони. Для него это означало, что она вернулась в Италию.

Буря, 1872 (700x580, 357Kb)Буря, 1872

Еще не подумав, как и под каким предлогом покажется Мари, как в гостиницу ему принесли письмо в знакомом голубом конверте, в котором снова обнаружились билеты на "Сильфиду". И снова она - воздушная и грациозная - танцевала на сцене, и снова Айвазовский стоял у артистического подъезда. По дорожке, усыпанной цветами, Тальони побежала к своей гондоле и позвала: "Синьор Айвазовский, ну что же вы, я жду!"

Вид Константинополя и Босфорского залива, 1856 (700x438, 246Kb)Вид Константинополя и Босфорского залива, 1856

В тот вечер они долго катались по Венеции. Для Айвазовского настали счастливые дни. Он жил в ее доме. С утра писал картины, прислушиваясь к звукам музыки из комнат Мари - она репетировала. В полдень за завтраком они встречались, а потом катались по каналам, пьянея от морского воздуха. Айвазовский мечтал, чтобы это продолжалось вечно, но сам же все испортил, не справившись с нахлынувшими чувствами. Он признался ей в любви и сделал предложение выйти за него замуж.

Вход в Севастопольскую бухту, 1852 (700x483, 290Kb)Вход в Севастопольскую бухту, 1852

Разница ли в возрасте в 13 лет, тревога ли, что ее особая привязанность к сцене может встать меж ними, привели к тому, что напряжение между Айвазовским и Тальони росло. Однажды, в день Вербного воскресенья, протягивая ему свою розовую балетную туфельку, Мария сказала:

– Вот этот башмачок растоптал мою любовь! Возьмите его на память и возвращайтесь в Россию. Там ваша жизнь. Свою женщину вы еще встретите.

– Но оставьте мне хотя бы надежду! – в сердцах воскликнул Айвазовский.

– Нет, милый мальчик! Я всей душой привязана к сцене и вряд ли полюблю вас…

Девятый вал, 1850 (700x462, 258Kb)Девятый вал

В день Святой Пасхи к Тальони зашел нотариус и вручил ей дарственную на роскошное палаццо. То был прощальный подарок Айвазовского, рыцаря разбитого сердца.

Айвазовский был убит отказом, и как ни страдал, ни плакал над подаренной Тальони розовой балетной туфелькой, прошло немного времени, и он признал, что великая балерина была права. Его жизнь - в России.

Десант Н.Н.Раевского у Субаши, 1839 (700x474, 294Kb)Десант Н.Н.Раевского у Субаши, 1839

Прошло время, и, как пророчила Тальони, Айвазовский в 30 лет встретил новую любовь. В один из приездов в Петербург он был представлен весьма знатной вдове, имевшей двух дочерей "на выданье". Девушки пожелали учиться живописи у знаменитого художника. Через некоторое время вдова стала замечать, что художник слишком прилежен в занятиях, часто засиживается в ее доме. Вдова уже гадала, какой из дочерей художник отдаст предпочтение. Все это, однако, разрешилось самым неожиданным образом: Айвазовский женился на гувернантке - Юлии Яковлевне Гревс, дочери осевшего в Петербурге англичанина - врача.

Закат на море, 1886 (700x518, 360Kb)Закат на море, 1886

Юлия Гревс была не только юна и красива, но и широко образована. Должность гувернантки, которую она занимала в момент знакомства с Айвазовским, требовала обширных знаний, рекомендаций, знаний и умений как вести себя в светском обществе и владения навыками как передать эти знания своим воспитанницам. Юлия целиком заполнила его существо. Через две недели после встречи он сделал ей предложение.

Обвенчавшись в 1848 году, молодые уехали в Феодосию, где им закатили такой свадебный пир, каких отродясь не видывали на севере: дорогу устилали ковры из живых цветов, джигиты состязались в скачках, перед балконом музыканты сменяли танцоров. А в Феодосийскую бухту вошла эскадра из Севастополя, шесть кораблей встали на рейд и зажгли иллюминацию.

Аю-Даг в туманный день, 1853 (700x427, 225Kb)Аю-Даг в туманный день, 1853

Рождались дети, любимые, без сомнения. Но Юлия всю жизнь чувствовала, что сердце мужа ей не принадлежит. Она безумно ревновала, не зная, к кому. Сетовала на феодосийскую глушь. Тщеславному воображению красавицы рисовались приемы в петербургском салоне. Айвазовский же принял решение навсегда поселиться в Феодосии.

Каждый раз после семейных сцен он доставал из шкатулки башмачок Тальони и горько усмехался, размышляя о том, сколько жертв требует искусство даже от самого удачливого художника.

Корабли в бурю, 1860 (700x469, 246Kb)Корабли в бурю, 1860

Кончилось тем, что Юлия Яковлевна стала чаще уезжать то в Петербург, то в Москву, то в Одессу. Как правило, одна. Там, среди светских друзей, она была как рыба в воде. На двенадцатом году супружеской жизни Юлия Яковлевна оставила Айвазовского, взяв с собой всех четырех дочерей: Александру, Елену, Марию и Жанну. Только время от времени она позволяла им навещать отца.

Ледяные горы в Антарктиде, 1870 (700x563, 322Kb)Ледяные горы в Антарктиде, 1870

Друзья несколько раз пытались помирить Айвазовского с женой, но все оказалось безуспешным. Юлия Гревс продолжала клеветать на мужа, даже писала царю, просила, чтобы он обязал Айвазовского каждый месяц выплачивать ей триста рублей, хотя он и без этого давал ей намного больше. В 1877 году брак был расторгнут. Всем четырем дочерям Айвазовский завещал имения в Крыму (Шейх-Мамай, Баран-Эли, Роман-Эли, Отузы), где они проводили время и где проводили время его внуки.

Неаполитанский залив, 1841 (700x480, 268Kb)Неаполитанский залив, 1841

Шли годы, и на его пути встретилась другая женщина, которую он увидел однажды из экипажа, остановленного похоронной процессией. Хоронили известного в Феодосии купца Саркизова. Вслед за гробом шла вдова - юная армянка поразительной красоты. Через год Анна Никитична Саркизова стала женой Айвазовского. И хотя ему было уже 65 лет, Айвазовский был пылко влюблен в жену и по-настоящему счастлив с ней. Анна Никитична была моложе мужа почти на 40 лет, но природный такт, чуткость, душевная теплота отличали эту молодую, ничему не учившуюся женщину.

Море. Коктебельская бухта, 1853 (700x493, 272Kb)Море. Коктебельская бухта, 1853

Копия Анна Саркисова. И. К. Айвазовский, 1882. (578x650, 75Kb)Анна Саркизова потрясла его своей красотой. А для молодой девушки пожилой живописец представлялся кем-то вроде волшебника. В этом она, впрочем, убедилась, выйдя за него замуж - отказа Анне ни в чем не было. "Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить ее на картинах, - говорил художник. - Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая..."

Ее природный такт и душевная чуткость вытеплили их отношения. Наконец-то в доме художника вновь воцаряются тепло и уют. К тому же в отчий дом возвращается дочь Александра с сыновьями. Теперь Иван Константинович живет и работает, окруженный большим семейством. В год свадьбы без ума влюбленный Айвазовский пишет портрет жены в национальном армянском платье с прозрачной шелковой косынкой на голове. Выразительные темные глаза выдавали в ней ум, благовоспитанность и восточную грацию, мягкая улыбка дополняла спокойную женственность, фигуру обтекала прозрачная шаль, придавая образу легкость и некую загадочность.

На берегу, 1878 (700x459, 275Kb)На берегу, 1878

Анна Никитична стала для 65-летнего художника верной и понимающей помощницей в осуществлении его творческих планов и замыслов. В буквальном смысле хранительницей его самого, семейного очага, и того, что называют родовым гнездом и где внукам И.К. Айвазовского посчастливилось наблюдать «как дед – чародей с густыми бакенами и с чином действительного тайного советника писал волшебные марины свои, писал с быстротой изумительной». Она преклонялась перед искусством своего мужа, понимала его, хотя не посещала музеи и не читала книг по живописи. Дом Айвазовского ожил. В нем собирались друзья, художники, ученики. Детей у них не было.

Ночь. Голубая волна, 1876 (700x700, 424Kb)Ночь. Голубая волна, 1876

И все же иногда он вынимал из шкатулки розовую туфельку и грустил о женщине, которая когда-то отвергла его. Ах, если б знать, что она хоть час, хоть минуту любила его! Это озарило бы прошлое высоким смыслом, сделало бы его печаль светлой. В такие моменты Айвазовского не радовали ни молодая верная жена, ни богатство, ни уважение и почет, которыми на старости лет окружили его земляки.

Прощание, 1869 (700x502, 290Kb)Прощание, 1869

Ранним утром в феодосийском доме Айвазовского зазвонил колокольчик: посыльный принес корзину цветущих ландышей. За первым даром вскоре последовали другие: маки, мимозы, тюльпаны, нарциссы... Было вербное воскресенье, а горожане на праздники вечно задаривали старого художника цветами. Вечером он изъявил желание выпить чай на балконе, который утопал в цветах. Корзина с ландышами лежала на инкрустированном чайном столике.

Айвазовский смотрел на них и ощущал смутную тоску и беспокойство. Ему казалось, будто он их уже где-то видел... Художник поделился этими мыслями с женой. Она - красавица - с улыбкой ответила, что точно такие корзины она видит каждое Вербное воскресенье год за годом. И все хочет спросить, от кого это, да забывает...

Неужели он сам раньше не замечал? Оказывается, нет. Слишком много в доме цветов.

Радуга, 1873 (700x545, 324Kb)Радуга, 1873

От кого же эти ландыши? Здесь нет ни записки, ни визитной карточки, ничего. Как таинственно!.. Художник запомнил лишь посыльного: высок, сед, в потертом сюртуке. Он даже смог бы его нарисовать. Но Анечка постаралась успокоить Ивана Константиновича, мало ли в Феодосии стариков в потертых сюртуках? Наступит следующее Вербное воскресенье, и все прояснится. К чему эта тревога о ландышах? Но Айвазовский так и не успокоился, он был уверен, что тут кроется что-то весьма важное, без чего жизнь его, счастливая и долгая, останется неполной...

Рыбаки на берегу моря, 1852 (700x457, 272Kb)Рыбаки на берегу моря, 1852

В одной из газет на последней странице видит он скромный некролог, озаглавленный: «Скончалась великая Мария Тальони». Балерина ушла из жизни 22 апреля 1884 года в Марселе, не дожив до своего 80-летия одного дня. Темные волны печали тотчас унесли Ивана Константиновича в Венецию, набросив траурную вуаль на образ любимой. И его потянуло к заветной шкатулке, где лежали его ордена и медали. Открыл, достал оттуда розовую туфельку и вновь загрустил по женщине, которая когда-то отвергла его.

Синопский бой 18 ноября 1853г. Ночь после боя, 1853 (700x437, 257Kb)Синопский бой 18 ноября 1853г. Ночь после боя, 1853

Когда умер Айвазовский, Феодосия оделась в траур. Закрылись школы, магазины, базар умолк. Сотни людей плакали навзрыд. Среди шедших за гробом был и старик в потертом сюртуке. Рядом идущим он говорил: "Некому теперь носить посылку от Трубецкого! Итальянка Мари Тальони, выдавшая дочь за князя, умирая, завещала каждый год на Вербное воскресенье посылать Ивану Костантиновичу ландыши. А ежели тот поинтересуется от кого, сказать: от женщины, которая в этот день много лет назад его отвергла, хотя всю свою жизнь любила лишь его одного. Шестнадцать корзин отнес я Ивану Константиновичу, а он так ни разу ни о чем и не спросил. Может, он знал, к чему эти ландыши?"

Штиль, 1885 (700x443, 278Kb)Штиль, 1885

Вернувшись с похорон, Анна Никитична открыла наконец заветную шкатулку мужа, достала розовый башмачок и бросила его в печку, словно убрав последнюю преграду между собой и безгранично любимым человеком, пусть и усопшим. Кто знает, не в ту ли минуту дала она себе обет 25 лет не покидать родного их с Иваном Константиновичем семейного гнездышка. Добровольной затворницей пережила она там и Первую мировую, и революцию, и Гражданскую войну, и голод, и разруху… Она жила замкнуто и нелюдимо и лишь каждый вечер ходила к морю и сидела на скамье, которую феодосийцы вскоре начали называть "скамьей Анны Никитичны Айвазовской".

Штиль. Морской пейзаж с рыбаками, 1887 (700x435, 236Kb)Штиль. Морской пейзаж с рыбаками, 1887

А это полотно - "Вид Венеции со стороны Лидо", не попало в подборку, но было особенно дорого мастеру. На нем он изобразил себя и Марию Тальони в гондоле. С венецианской весны до харьковской зимы – расстояние длиной в 14 лет. Казалось бы, он женат и вроде бы счастлив. И харьковские речки ничем не напоминают каналы Венеции, а домишки – тамошние палаццо, но память поневоле возвращала его к тем временам…

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) - Вид Венеции со стороны Лидо 1855 71х99,5Вид Венеции со стороны Лидо, 1855

 

Завершает  тему  

Мелодия  моря  и тишины...

 

На сегодня  о Айвазовском,  море  и  любви  всё..

.

subscribe.ru

По залам картинной галереи. Из книги «Галерея Айвазовского. Путеводитель» :: Артпоиск

По залам картинной галереи. Из книги «Галерея Айвазовского. Путеводитель».

Зал № 1. Мемориальный отдел

Экспонаты этого отдела отражают основные этапы жизни и деятельности И.К. Айвазовского, рассказывают об истории Феодосийской картинной галереи с момента ее организации до наших дней.

Начать осмотр надо с акварели, изображающей Феодосию тех далеких времен, когда в ней жили родители Айвазовского. Беден и заброшен был тогда этот маленький городок. В 1817 году здесь родился будущий великий художник.

На этой же стене экспонируется фотография домика, в котором родился и жил до той торы, пока не уехал в Петербург, в Академию художеств.

На соседней стене — портреты отца и матери Айазовского и А.И. Казначеева, который помог ему стать художником. Иван Константинович на всю жизнь сохранил к нему глубокую признательность.

Будучи уже в преклонном возрасте, Айвазовский написал автопортрет, на котором мальчик рисует свой родной город. Здесь же представлены рисунки, на которых изображен ребенок, играющий на скрипке или рисующий солдатиков, кораблик, маленький домик, — они тоже выполнены Иваном Константиновичем.

У Айвазовского была не только большая память, уводившая его в далекое прошлое, но и большое сердце. Он очень любил свой маленький городок и не случайно сказал однажды: «Я мог бы жить в любой части мира, но всему предпочитаю Феодосию».

На стене против окон расположены гравюры, изображающие учителей Айвазовского — профессоров Академии М. Воробьева, А. Зауэрвейда, К. Брюллова и великих его современников — А. Пушкина, И. Крылова, М. Глинку, В. Жуковского, творчество которых оказало огромное влияние на формирование и развитие таланта молодого художника.

Далее экспонируются гравированные портреты современников Айвазовского — А. Иванова, Н. Гоголя Ф. Иордана. Айвазовский встречался с ними во время командировки в Италию, где они отметили его редкий талант. Айвазовский был принят как равный в артистической и художественной среде Рима, хотя ему было тогда всего 23 года. Айвазовскому посчастливилось; недаром впоследствии он как-то сказал: «Счастье улыбнулось мне».

Возвращаясь в Россию, писал о своем пребывании за границей: «Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самым лестным поощрением, и внутренне я не мог не гордиться моими успехами в чужих краях, предвкушая сочувственный прием на родине».

Интересны старинные фотографии дома, в котором сейчас находится картинная галерея. Дом сохранился полностью, прежней осталась и планировка его комнат; только вместо обычной бытовой обстановки в них теперь размещены картины И.К. Айвазовского. Фотографии рассказывают о жизни и работе художника в маленькой Феодосии.

Деятельность Айвазовского была удивительно разнообразной — он был и археологом, и архитектором, и педагогом, и поэтом, и музыкантом...

На особом стенде Айвазовский представлен как общественный деятель родного города.

В этом зале помещены гравюры, на которых изображены замечательные люди 60 — 80-х годов — Крамской, Стасов, Третьяков. Они были близки к Айвазовскому и высоко ценили его дарование.

На большом овальном портрете Айвазовский изображен за работой в кругу семьи с молодой женой и первой дочерью в колыбели. Обращает на себя внимание портрет его второй жены — очень красивой женщины, ставшей женой художника, когда ему минуло 60 лет.

В мемориальном отделе находится недавно приобретенная картина «» («Константинополь»). В 1847 году она была подарена Айвазовским вдове А. С. Пушкина Наталье Николаевне. Этим даром художник, видимо, хотел засвидетельствовать свое уважение к памяти великого поэта в связи с десятилетием со дня его гибели.

В мемориальном зале на стенде экспонируются документы, отражающие историю создания и развития Феодосийской картинной галереи. Здесь представлены фотографии с видами выставочного зала, каким он был при жизни Айвазовского, когда состав картин в нем обновлялся, не был постоянным.

Над стендом помещены два портрета Айвазовского: один написан Крамским, второй — самим художником. Они изображают неутомимого мастера на склоне лет.

После смерти И.К. Айвазовского жизнь в его доме замерла, и только после Великой Октябрьской социалистической революции начался новый период в истории картинной галереи. Фотографии показывают, как росла коллекция галереи. Часто устраивались выставки картин, полученных от художников Москвы, Ленинграда и из музеев нашей страны.

На других фотографиях отражена выставочная и экскурсионная деятельность галереи, показано открытие памятника И. К. Айвазовскому в 1930 году. Здесь же представлены материалы, отражающие работу галереи в довоенный период.

А вот две афиши времен Великой Отечественной войны — одна из Краснодара, другая из Еревана, куда были вывезены коллекции Феодосийской галереи.

На фотографиях показано возвращение коллекций галереи в Феодосию, постепенное возрождение города, восстановление дома Айвазовского и открытие картинной галереи 2 мая 1945 года.

В специальной витрине представлена популяризаторская деятельность работников картинной галереи. Здесь и первая, изданная в 1926 году небольшая книжечка под названием «», путеводители, альбомы, монографии, буклеты, листовки, знакомящие читателей с творческим путем великого мастера, с экспозицией картинной галереи, выставками, организуемыми в ней. Последние издания приурочены к 150-летию со дня рождения И. К. Айвазовского. Наглядно видно, какую большую работу по пропаганде искусства проделала галерея Айвазовского за годы Советской власти.

Центральный зал № 2

Этот большой зал называется центральным не только потому, что он велик по сравнению с остальными комнатами дома Айвазовского, а и потому, что экспонаты его отражают основные этапы творческого пути художника.

Здесь представлены и небольшие работы, которые Айвазовский выполнил, будучи учеником академии, и картины, написанные в годы заграничной командировки молодого художника; здесь можно видеть работы Айвазовского периода яркого расцвета его дарования и картины, созданные художником в последние годы жизни. Хорошо начать осмотр с центральной большой картины, названной Айвазовским «» (1898 г.). Ивану Константиновичу было восемьдесят лет, когда он приступил к работе над этой картиной. Написал он ее в течение десяти дней. Это убедительно свидетельствует о неугасимой творческой энергии, сохраненной Айвазовским до глубокой старости, о молодости чувств и блестящем живописном мастерстве, каким он владел в последние годы жизни. Это произведение является как бы итогом большого труда всей жизни художника, вершиной его творчества.

На картине изображено бушующее море. Волны кипят в бешеном водовороте. Черные тучи нависли над горизонтом, но их разорвал ураганный ветер, и луч солнца упал на волны и озарил всю картину радужным сиянием.

Нельзя не восхищаться этим простым и вместе с гем величественным изображением моря. Простота л смелость композиции, реальность образа, легкость, которой написана эта картина, — изумительны.

Недаром В.В. Стасов писал об Айвазовском: « по рождению своему и по натуре был художником совершенно исключительным, живо чувствующим и самостоятельно передающим, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами».

Слева от картины «» находятся четыре больших произведения Айвазовского. Одно из них — «», написанное в итальянской командировке в 1843 году. В этой картине заметно влияние искусства старых мастеров, но вместе с тем видны и черты нового, романтического направления в живописи начала XIX века. Появившись у молодого Айвазовского, они будут доминировать в его творчестве на протяжении всей жизни.

На картине изображена не просто страшная буря. У подножия скалистого берега видны обломки погибшего корабля и борющиеся с разъяренной стихией люди. Это основная и излюбленная тема в творчестве Айвазовского. Из шести тысяч картин, созданных художником, четыре тысячи посвящены изображению бурного моря.

В 1846 году Айвазовский написал картину «». В ней художник показывает умиротворенную природу. Легкий вечерний бриз едва колышет морскую гладь. Над горой всходит полная золотая луна. Она озарила легкие облака на небе, туманную даль и легла на море блестящей лунной дорожкой.

Перед этой картиной невольно вспоминаются пушкинские стихи:

Прозрачна легкая завеса объемлет небо. Все молчит, лишь море Черное шумит...

Отличная зрительная память позволяла молодому художнику писать великолепные итальянские пейзажи. Один из них — «» (слева от картины «»). На этом полотне тоже изображены чуть тронутые золотом легкие облака В туманной дымке тают очертания Везувия и далекий морской горизонт. Но здесь введены в композицию картины и маленькие парусные шхуны, и яркий огонек на палубе, отражающийся в тихом заливе.

На переднем плане темным силуэтом изображен парусный баркас. Несколько поодаль — шхуна с убранными парусами, дальше — городские постройки на берегу моря, еще дальше — дымящийся Везувий, за которым чуть различимая линия горизонта. Такая многоплановость композиции в сочетании с тонким живописным мастерством сообщает картине ту глубину и жизненную правдивость, какие вообще свойственны лучшим произведениям Айвазовского.

В 50-е годы Айвазовский становится зрелым мастером, нашедшим свое понимание природы. Его особенно трельщают яркие сочетания красок при восходе или закате солнца. В русском искусстве первой половины XIХ века только был так же смел, только среди академиков живописи не боялся напряженного колорита, повышенных красочных сочетаний. На картине «» солнечный горячий тон заливает и небо, и землю, отражается в море, и художнику кажется, что на фоне этой природы нельзя изобразить обыденно одетых путников. Всадник и всадница — в ярких восточных одеждах, позы их несколько театральны. Такие же удивительно смелые красочные сочетания мы видим на полотнах, что находятся справа от картины «». Это — «», и «» (с розовой скалой). Природа в них изображена в момент восхода или заката солнца, при ярком, эффектном освещении, что отвечало романтической направленности творчества Айвазовского середины XIX века.

Очень близкие по замыслу мотивы Айвазовский показывает по-разному; ведь никогда не встречается в природе одинаковый восход или закат солнца; в ней Бее меняется в зависимости от влажности воздуха, направления ветра и множества других причин.

В картине «» (1859 г.) показан тревожный закат. Последние лучи солнца прорезают небо и искрятся на волнах. Мрачные башни стоят нг береговых скалах. У их подножия скрывается от воль большая шхуна. Все предвещает бурную ночь.

На картине «» («Коктебель») 1853 года тоже изображен закат солнца. Буря еще не успокоилась, тонкий силуэт Кара-Дага подернут нежной лилова той дымкой; месяц серебрится, поднявшись высоко небе. На якоре, вдали от берега, стоит шхуна, терпящая бедствие. Прозрачные волны бегут к низком песчаному берегу и покрывают его узором легкой пе ны. Эта небольшая прекрасная картина написана применением тонко рассчитанных живописных приемов. Она ярка и блестяща по мастерству выполнена

Высокого мастерства и блеска художник достиг в картине «» (с огоньком) 1864 года.

Бурная ночь. Небо покрыто косматыми тучами ветер разорвал их, и луна озарила феерическим светом взволнованное море. Волны стремительно бегут к прибрежные камни, разбиваются о них и сбегают му ными потоками... Картина полна движения, написана быстро, энергичной кистью. Она передает душевное состояние художника-мастера, взволнованного величием и красотой грозной стихии.

Работая над нею, использовал несколько живописных приемов. Небо написано очень тонким слоем краски, едва покрывающим холст, а края косматых туч втушеваны в темно-синий цвет неба, чем достигается впечатление их объемности и воздушности. Каменистый берег и скалы на переднем плане художник изображает иным приемом — он лепит их жирным, плотным слоем краски, грубыми щетинными кистями, оставляющими борозды в красочном слое. После того, как этот предварительный подмалевок просох, Айвазовский покрыл его тонким слоем жидкой прозрачной краски, чем достиг большой рельефности формы.

Таким же лессировочным слоем написана набегающая на берег волна, так что сквозь воду видны прибрежные камни и песок. Лунные блики на волнах сделаны резкими ударами острой кисточки, и они блестят и сверкают на темной волне, как драгоценные камни.

Интересно сравнить этот ночной пейзаж с картиной «» (1842 г.), написанной молодым художником в итальянской командировке. К этому времени Айвазовский уже стал признанным мастером, о нем говорили как о замечательном маринисте в Италии, во Франции, и все же он продолжал обращаться к классическому искусству мастеров прошлого. Впоследствии он не будет применять в своих работах ни условного построения композиции, ни некоторой искусственности цветовой гаммы, которая чувствуется еще в этом произведении. Но, несмотря на это, картина написана мастерски.

И Везувий, залитый светом восходящей луны, и отражение золотого лунного света в тихих водах залива, и даже этот усиленный ночной сумрак на переднем плане — все это производит яркое и цельное впечатление.

А рядом маленькая картина — «» (1849 г.), исполненная уже на родине, как воспоминание о прекрасной природе Италии. Правдивая и очень простая по композиции, она вызывает в памяти поэтические строки Пушкина:

Близ мест, где царствует Венеция златая, Один ночной певец, гондолой управляя, При свете Веспера по взморию плывет, Ринальда, Готфрида, Эрминию поет...

В основу композиции этой картины положен карандашный рисунок Айвазовского, сделанный им с натуры во время академической командировки.

На этой большой стене только одна картина «Среди волн» осталась в галерее по завещанию Айвазовского, остальные двенадцать поступили в нее после Октябрьской революции.

Так, картины «» (1846 г.), «» (1859 г.), «» (с огоньком, 1864 г.) получены из Центрального государственного музейного фонда в 1926 году; картина «» (1842 г.) поступила из Сольвычегодского музея в 1930 году; тогда же получены «» (1843 г.) — из Русского музея, «» (1849 г.) — из Новгородского, «Неаполитанский залив ночью» (1850 г.) — из Ростовского музея.

В галерее очень много картин, полученных после революции от частных лиц, из разных музеев, музейных фондов и т. д. Коллекция галереи, насчитывавшая в 1900 году 49 работ, завещанных Айвазовским,  1968 году значительно выросла, и сейчас она состоит из 2148 работ, среди которых имеется 130 живописных произведений и 270 рисунков, выполненных Айвазовским.

На противоположной стене главного зала висят три маленькие картины — «» (1837 г.), «» (1839 г.), «» (1838 г.) Они написаны в годы, когда Айвазовский учился в Академии художеств. Тогда более всего его привлекали творчество его любимого учителя и картины замечательного русского художника . На первой картине берег моря изображен в момент надвигающейся бури, когда небо заволокли тучи и лунный свет озаряет рыбаков, одинокого мечтателя, протянувшего руки навстречу буре... В такой манере часто писал свои марины .

Картина «» напоминает работы ; «» рассказывает о самостоятельных творческих поисках, какими отмечено искусство Айвазовского уже на первом этапе, когда он еще учился в Академии художеств.

Картина «» была выполнена в мастерской, по воспоминаниям о бурном море. Свой родной город Феодосию Айвазовский писал с натуры Подобно С. Щедрину, который изображал только тихое море, Айвазовский написал неподвижную гладь Феодосийского залива, ясное небо с легкими облаками и домики древнего города, лепящиеся по прибрежным склонам...

Четыре года спустя в Италии Айвазовский написал «» (1843 г.). В исполнении ее нет уже ни тени робости, неуверенности. Светло и радостно смотрит молодой художник на ясное раннее утро. Он захвачен, очарован прозрачностью воздуха, утренней тишиной и нежностью красочных сочетаний. Своими чувствами он наделяет рыбаков. Оставив работу, они, как зачарованные, смотрят в сияющую даль...

Большая картина «» написана в 1865 году, когда творчество Айвазовского достигло расцвета. По содержанию она напоминает широко известный «», однако по колориту они разные. В картине «» все озарено солнцем, заревом охвачено небо. А тут перед нами ночь, и не раздвинь хоть немного художник косматые тучи, мы не разглядели бы этой страшной катастрофы. Луна — единственная свидетельница кораблекрушения, как это часто бывает в картинах Айвазовского.

Только маленькая группа отважных людей спаслась на обломках погибшего корабля. Высоко поднимаются волны, и не скоро еще утихнет буря. Одинокие в эту страшную ночь, но сильные духом смельчаки продолжают борьбу со стихией.

По сдержанному, мрачному колориту картина эта близка к полотну «» (с огоньком). Тема бури на море вообще довольно часто встречается в творчестве Айвазовского. Но на этот раз тонкость ощущений и мастерство художника проявились с особой силой. Картина написана по воображению, с той свободой и легкостью, какие характерны для импровизационного метода работы Айвазовского. Картина «» выполнена им в несколько дней. Она отражает великолепные черты яркого дарования художника.

Справа от нее помещено большое полотно «» (1892 г.).

Прекрасный летний день, убегают последние облака, в просветах видно голубое небо; оно отразилось в чуть взволнованном море, что придало всей картине необыкновенную легкость и воздушность. На фоне этого чудесного голубого дня совершает свой бессмертный подвиг маленький русский бриг «Меркурий».

Восемнадцатипушечный парусный бриг принял бой с двумя огромными вражескими кораблями, имевшими на борту 184 пушки (десятикратное превосходство в вооружении!), и вышел из него победителем. Командовал бригом капитан А.И. Казарский.

Подвиг брига «Меркурий» вызвал не только восхищение соотечественников, но и признание противника. Один турецкий мичман, участвовавший в сражении, писал: «Если в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок должен все иные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме Славы: оно называется капитан-лейтенант Казарский и бриг «Меркурий».

Это событие, слава о котором облетела весь мир, произошло, когда Айвазовскому было всего 12 лет, но оно, видимо, так запало в душу мальчика, что много лет спустя старый художник написал эту большую, радостную по цвету картину. В Севастополе, на Матросском бульваре, в честь этого события был поставлен памятник, изображающий каравеллу. На постаменте памятника — знаменательная надпись: «Казарскому. Потомству в пример».

Внизу, под этой картиной, помещена небольшая работа, изображающая корабли Черноморского флота на феодосийском рейде. Среди них — флагман В.А. Корнилова, корабль «Двенадцать апостолов».

Корнилов сам привел суда Черноморского флота в Феодосию, чтобы приветствовать Айвазовского в день десятилетия его творческой деятельности и принять участие в празднике, устроенном по этому поводу.

Здесь же помещена картина «Малахов курган» с памятником на месте, где был смертельно ранен адмирал В. А. Корнилов.

В 1839 году Айвазовский получил приглашение участвовать как художник в десантной операции на Кавказском побережье. Созданная им тогда небольшая батальная композиция, изображающая это событие, находится в куйбышевском музее. Картина «Десант в Субаше» является ее большим вариантом. Она помещена на сцене, справа.

На картине изображены русские войска, высаживающиеся под прикрытием пушечного огня с кораблей. На переднем плане в белых шлюпках подходит к берегу командование десантной операции. С портретным сходством написаны замечательные флотоводцы М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, которых старый художник глубоко почитал до конца своих дней.

Подвиги русского флота Айвазовский отражал на своих полотнах в течение всей жизни. Эта тема всегда глубоко волновала художника. Можно без преувеличения сказать, что Айвазовский изобразил все выдающиеся подвиги нашего флота, начиная от Гангутской битвы при Петре I и кончая морскими сражениями, бывшими при его жизни. Батальные полотна Айвазовского находятся в военно-морских музеях, училищах, картинных галереях. В экспозициях Феодосийской галереи они занимают большое, почетное место.

С правой и с левой стороны сцены находятся две замечательные батальные композиции, написанные художником в 1848 году. По форме полотна почти квадратные, по размерам они одинаковы, в композиции их также много общего. На обеих картинах изображены морские сражения. Большое место на них занимает небо, и это сообщает им своеобразное торжественное звучание. Это картины «» и «».

Первое полотно уводит нас в далекое прошлое русского военно-морского флота. Чесменский бой произошел в ночь на 26 июня 1770 года. Силы были неравны — 26 русских кораблей сражались против 63 турецких.

Битва происходила у анатолийских берегов. Чтобы достичь их, корабли русского флота должны были пересечь Балтийское и Северное моря, пройти через Ла-Манш и Атлантический океан, затем Средиземное море, обогнув Францию, Испанию, Италию, Грецию. По тем временам это плавание само по себе было подвигом.

Айвазовский изобразил сражение в глубине Чесменской бухты, где неприятельский флот укрылся на ночь в надежде, что русские корабли не отважатся войти в нее и завязать бой ночью, в незнакомой обстановке. Но русские боевые корабли вошли в бухту. Вперед были посланы брандеры (деревянные суда, наполненные порохом), чтобы создать очаг пожара среди турецких кораблей.

Айвазовский изобразил момент, когда брандер лейтенанта Ильина подошел к неприятельскому судну и поджег его. Пламя взрыва озарило страшную картину. В воздух летят куски палубы корабля, горящие обломки мачт; пламя перекинулось на соседние суда.

Битву довершил огонь русских пушек. Весь турецкий флот был уничтожен.

После Чесменского боя адмирал Спиридов писал в Адмиралтейств-коллегию: «Честь всероссийскому флоту. С 25-го на 26-е неприятельский военный флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили... а сами стали быть во всем Архипелаге... господствующими».

Это была одна из самых выдающихся побед русского флота. И Айвазовский сумел прекрасно воплотить пафос победы в этой одной из своих наиболее ярких батальных картин.

В картине «» изображен летний светлый день, великолепное, нежное палевое небо, легкие голубые волны. Это определяет цветовой строй картины.

Однако и здесь развернулась морская баталия, и словно слышится гром пушек, видны разбитые мачты кораблей, разорванные паруса и снасти.

Айвазовским запечатлено событие, тоже прославившее русский флот. Наваринский бой произошел 8(20) октября 1827 года. В нем союзная эскадра (русских, французов и англичан) истребила две трети турецкого флота и этим самым помогла национальноосвободительной борьбе греческого народа. Основной удар турецкому флоту нанесли русские корабли. Среди них особенно отличился корабль «Азов», который один последовательно уничтожил пять вражеских кораблей.

Айвазовский показывает флагман «Азов» сильно поврежденным. Однако экипаж корабля берет на абордаж турецкое судно, и героические русские моряки переходят на его палубу, чтобы завершить уничтожение вражеского корабля.

Командовал кораблем «Азов» капитан первого ранга М.П. Лазарев, младшими офицерами на нем были П.С. Нахимов и В.А. Корнилов. Их хорошо знал и любил молодой Айвазовский.

Наваринский бой хорошо помнила Франция. В 1896 году русская эскадра, посетив Тулонский лицей, получила от него памятный подарок — бронзовую статуэтку, изображающую французского моряка в походной форме.

В знак благодарности русское морское ведомство послало Тулонскому лицею написанный Айвазовским вариант картины «Наваринский бой». В письме, сопровождавшем подарок, есть такие слова: «Эту картину, написанную нашим знаменитым художником-маринистом профессором Айвазовским, мы посылаем с просьбой принять ее для Тулонского лицея, в знак благодарности и любви к лицею и Франции, а также в память дружеских чувств, соединяющих наши страны. Эта дружба, мы в этом уверены, будет существовать Есегда, так как она основана на действительной близости наших двух наций по духу, на их взаимной симпатии и уважении; союз двух наших стран обеспечивает расцвет их могущества, а также мир и счастье во всем мире». Знаменательные слова! Они звучат по-современному и сейчас, сегодня.

В 1870 году Айвазовский написал картину «». Сверкают, как хрустальные, высокие айсберги, и холодный северный пейзаж выглядит красочным и нарядным. Среди льдов художник поместил русское судно «Восток».

Картина создана Айвазовским через 50 лет после открытия Антарктиды русскими мореплавателями М.П. Лазаревым и Ф.Ф. Беллинсгаузеном и посвящена этому событию.

Иван Константинович передал эту картину в экспозицию археологического музея, построенного в Феодосии самим художником. В тот же музей он передал картину «Приход русских войск в Феодосию» (1871 г.). Она написана к 100-летию со дня первою похода русского флота в Феодосию.

На этой же стене экспонируются две большие картины, также связанные с известными историческими событиями. Вверху — большое полотно «». Картина написана Айвазовским в 1883 году, в ознаменование 100-летия присоединения Крыма к России.

Полотно воспринимается как панорама Феодосии. Айвазовский с детства помнил Феодосию такой, какой она на нем изображена. Город был окружен кольцом средневековых крепостных стен и башен. Они подходили к самому морю, и это придавало особую живописность старой Феодосии. Великолепно написана морская даль, волны, набегающие на плоский берег, тонкое кружево пены на песке. Высокое небо, легкие облака, тонкая дымка тумана вдали, у горизонта — все как будто пригашено в цвете, что бывает обычно в тихий, ясный день. На переднем плане изображены Екатерина II и ее спутники.

Ниже висит картина «». На ней Айвазовский изобразил Феодосию лунной ночью. Но самой луны он не показал, а поднял ее так высоко, что мы видим только лунный свет, который озаряет и город, и старые башни, и корабли в порту, и поезд с искрами, летящими из трубы паровоза.

Картина написана Айвазовским еще до того, как в Феодосии в 1892 году началась постройка порта и железной дороги. Событие эго волновало художника, так как он был инициатором сооружения порта и проведения железной дороги.

Удивительно живым и отзывчивым человеком и чутким художником был Айвазовский. Его занимало все, что происходило вокруг. Он живо откликался своим искусством и на большие дела общегосударственного масштаба, и на повседневные события.

Интересна в этом отношении картина «», которая висит слева от входных дверей. Не такое уж это было значительное событие: в Судаке разразился ливень; в бурный поток превратилось русло сухой речки под горой Алчак. Возможно, что Айвазовский сам наблюдал наводнение, а может быть, художнику рассказали о нем. Как бы то ни было, он загорелся желанием отразить на полотне это событие. И он изображает страшный ливень, потоки воды, уносящие деревья, овец, мажару, какой-то домашний скарб. В серой мгле едва проглядывают очертания тополей, и только вдали виден просвет, в котором чуть заметен солнечный блеск.

Солнечный луч, как часто он то ярко светит, то едва мерцает на картинах Айвазовского! В этом можно видеть отражение оптимизма, жизнеутверждающего мироощущения художника.

Айвазовский был певцом грозной морской стихии. Часто он показывал человека в борьбе с нею, но никогда не изображал гибнущих людей.

Большая картина «» 1892 года написана художником по воспоминаниям его молодости. Флагманский корабль «Мария» П.С. Нахимова сыграл решающую роль при уничтожении турецкого флота в Синопском бою 18 ноября 1853 года. Однажды во время плавания на Черном море, его застигла страшная буря. Эгот момент и изображен Айвазовским на картине. Громадные волны перекатываются через палубу корабля, и чувствуется огромное напряжение экипажа, борющегося с разъяренной стихией. Мрачные тучи опять-таки прорезал яркий луч солнца...

Очень сходна по тону с этим полотном замечательная картина «» (1892 г.). Она характерна для последнего периода творчества Айвазовского. В его искусстве, даже в самых романтических полотнах, и ранее было зерно реалистического мировосприятия. На склоне лет художник как бы отказывается от былых романтических увлечений, его все больше привлекают реальные образы морского пейзажа. Эта тенденция ярко отразилась в картине «». Серый тон словно обволакивает и небо, и дальний горизонт, и оливково-мутные волны, что набегают на плоский берег. Дует суровый норд-ост, море взволнованно, накренились стоящие на рейде корабли, чайки и буревестники тревожно кружат над плоским берегом.

Быть буре. Так выглядит море в холодный осенний день.

Над «Прибоем» помещено еще одно большое полотно — «» (1892 г.). Картина написана мастерски и правдиво передает состояние умиротворенной природы после грозной бури. Печален восход луны. Она освещает разбитый бурей корабль, прибитые к пустынному берегу обломки его мачты.

И уже будучи совсем старым человеком, написал большую картину, что находится на сцене выставочного зала. Он сам назвал ее «От штиля к урагану». Это редкое в творчестве художника полотно, показывающее в аллегорической форме жизненный путь человека: безмятежную молодость, борьбу за существование и катастрофу. На огромном холсте море изображено во всех состояниях: с левой стороны штиль, море спокойно, чуть розовеет светлоголубое небо; в далекий путь провожают молодых путешественников на стоящий на рейде, готовый к отплытию корабль.

В центре картины изображена страшная буря, волны швыряют корабль, он едва различим на горизонте.

В правой части картины художник изобразил бушующее море. Вспышки молний освещают огромные волны и обломки мачт корабля, на которых спасаются два уцелевших путника.

Айвазовский написал картину «» за пять лет до своей кончины, и может быть, создавая ее, он хотел показать силу человека, готового бороться с трудностями до последнего дня своей жизни.

Заканчивая осмотр картин в большом зале, окиньте еще раз взглядом великолепные работы первого двадцатилетия творческой жизни Айвазовского (из них только «» — более позднего времени). Это годы яркого расцвета романтических тенденций в творчестве Айвазовского, когда его искусство развивалось и шло в одном русле с живописью К.П. Брюллова.

В картинах второй половины жизни Айвазовского (70 —90-е годы) проявились черты реализма. Великий маринист не мог остаться в стороне от течения, по которому шло передовое русское искусство того времени. В эти годы создал такие произведения, как «», «» (находится в Третьяковской галерее) и «».

Помимо картин, в этом зале имеется два мраморных скульптурных портрета. Один из них изображает молодого Айвазовского. Он выполнен скульптором Беляевым в традиционном классическом стиле. Второй портрет —работы скульптора Бернштама — изображает художника на склоне лет.

На сцене находятся слепки с бюстов А.С. Пушкина и М.И. Глинки, а также стоит редкий рояль красного дерева. Точно такой рояль был в квартире М.И. Глинки.

При жизни Айвазовского на сцене тоже стоял рояль, и на нем играли такие замечательные музыканты, как Рубинштейн, Спендиаров, — играли не только для художника и его семьи. Здесь устраивались и публичные концерты, на которые приглашались феодосийцы.

В этом зале молодые люди, будущие художники, копировали картины Ивана Константиновича, а их наставник, спускаясь по лестнице с балкона, давал им советы, направлял первые шаги в искусстве.

После осмотра главного выставочного зала посетители через балкон проходят в мастерскую Айвазовского и в жилые комнаты его квартиры. Обстановка комнат полностью утеряна в годы гражданской войны и временной фашистской оккупации Крыма, Сохранился только большой резной шкаф, стоявший при жизни Айвазовского в его мастерской. Этот шкаф работы средневекового итальянского мастера был привезен Айвазовским из Венеции. Он и сейчас стоит на своем прежнем месте.

artpoisk.info

Иван Айвазовский. Сказка о волне и художнике

Айвазовский. Сказка о волне и художнике

Жила-была Волна. Ей очень нравилось жить в огромном Море. На рассвете она становилась розовой и нежилась в тёплых лучах солнца, а в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи. В штормовые дни она была такой же темно-серой, как и низкие тучи, и на голове у неё появлялась шапка белой сердитой пены. Но больше всего ей нравилось тёплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького ребёнка.

Однажды Волна увидела на берегу маленького кудрявого мальчика. Он не боялся ее и готов был играть с нею почти в любую погоду. А иногда он брал скрипку, и она в его руках пела такие красивые и печальные мелодии, что Волна затихала и, слушая его, чуть слышно плескалась у берега. Он смотрел на неё как-то особенно, и Волне хотелось быть для него ещё более красивой, чем прежде.

Мальчик был армянином, и его называли то Ованесом, то Ваней, потому что в городе Феодосии, где он жил, было много и русских, и армян, и греков.

— Я нарисую тебя! — сказал однажды мальчик.

— Попробуй! — засмеялась Волна, качая своей головой в маленькой пенной шапочке. Она-то знала, что это невозможно.

А потом мальчик куда-то пропал. Тихо подползая к берегу и слушая разговоры людей на берегу, Волна узнала, что Ваня уехал далеко-далеко на север, в Петербург, учиться на художника. Ей захотелось посмотреть на этот город. И она тоже отправилась в долгое путешествие. Сколько художников пытались уже сделать это! Но едва они успевали прикоснуться кистью к холсту, как Волна меняла свой облик и цвет, становилась другой. А у мальчика не было даже красок. И рисовал он углём на беленой стене. Волна слышала издалека, как сердито ругали его за это.

Петербург оказался огромным городом. Большие каменные здания стояли по берегам, закованным в гранитные набережные, так что Волна стала маленькой и серой, как все.

Она плескалась у ступенек, которые поднимались к Академии художеств, смотрела на древнейших каменных Сфинксов, привезённых из Египта, удивлялась белым ночам, когда все видно, как днём...

Она часто видела своего друга, который теперь стал совсем взрослым, и теперь его все звали только Иваном или даже Иваном Константиновичем. И он узнал ее и часто-часто стоял на берегу, наблюдая за нею.

Но Волне было тесно в каменных берегах, ей хотелось опять выйти на морской простор. Она обрадовалась, когда услышала, что Иван отправляется в путешествие, и решила сопровождать его. Волна ещё не знала, что путешествий будет очень много. Но даже если бы и знала, это не испугало бы ее: она не могла устать или состариться.

Иван Айвазовский плыл через моря и океаны на больших судах с парусами, а Волна следовала за ним: они уже не могли жить друг без друга. На многих морях, реках и даже океанах любовался на Волну художник.

— Я нарисую тебя! — говорил он.

— Попробуй! — смеялась Волна.

Она по-прежнему была уверена, что ее, такую изменчивую, такую живую, нельзя показать на неподвижной картине. Она гордилась этим, и все-таки ей было немножко грустно.

— Где же твои кисти и краски? — насмешливо журчала Волна.

— Сейчас они мне не нужны, — отвечал художник. — Мне надо хорошенько запомнить тебя, а потом, в мастерской, я закрою глаза, и вновь тебя увижу и сумею изобразить на картине!

И вот Волна все чаще стала слышать, как восхищаются люди Иваном Айвазовским. Они говорили, что он самый лучший «маринист» и никто так, как он, не умеет изобразить море в лунную ночь или на рассвете. Она поняла, что маринист — это художник, который умеет писать море.

Больше всего говорили о картине «Девятый вал». Волна знала, что это означает. Во время штормов в разных морях она часто слышала, что люди считают волны и почему-то думают, что девятая — самая страшная и сильная. Наконец, она тоже увидела эту огромную картину. И даже затихла, остановилась на несколько минут: так она была удивлена.

В центре картины, в бушующем море, художник изобразил обломок громадной мачты, за которую цеплялось несколько людей. Это все, что осталось от большого и казавшегося таким прочным корабля. Наверное, всю ночь их носило посреди безбрежного моря. И вот, наконец, наступил рассвет. Встаёт солнце, хотя его почти не видно сквозь водяную пыль. Вместе с солнцем и теплом появилась надежда на то, что буря вскоре утихнет. Но это только надежда... Над головами крошечных людей поднимается новый девятый вал, огромная волна...

И Волна... узнала в ней себя. На картине она была такая же могучая, просвечивающая на солнце зелёным и голубым цветом, с капельками брызг и хлопьями пены, такая же красивая и... живая!

— Ну, хорошо, — сказала Волна художнику. — Ты кое-чему научился, я не спорю. Но почему все время яркие краски, закаты, рассветы да лунные ночи?.. В нарядной одежде любой покажется красавцем. А ты попробуй написать меня просто, без всяких украшений. Эта задача будет потруднее.

— Да, — отвечал художник. — Ты права. И я научусь этому.

К этому времени Айвазовский опять переехал в Феодосию. Волна видела, как он построил дом, как в своей большой мастерской с огромными окнами писал все новые и новые картины. Бывало даже, что на большую картину ему требовался всего лишь один день.

И вот однажды он пришёл на берег и сказал: — Мне кажется, я сумел. Посмотри. Я назвал эту картину «Чёрное море».

Долго смотрела на себя Волна. Вот она, рядом со своими подругами, мерно поднимаясь и опускаясь, бежит по необозримому морскому простору.

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900), русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Автопортрет (1874 г.)

Памятник Ивану Константиновичу Айвазовскому в Феодосии

Художник сумел показать, как бездонна ее глубина. Ничего, кроме моря и неба. Нет ярких красок. Но есть настоящая красота. И торжественность.

— Да, ты сумел...— тихо прошелестела Волна. — Спасибо тебе. И она благодарно провела своей мокрой ладонью по его ногам.

А потом Иван Айвазовский перестал приходить на берег. И Волна загрустила без своего художника. Люди на берегу говорили между собой, будто он умер. Они говорили ещё, что он был очень добрым человеком, что помогал многим людям, особенно тем, кто хотел стать художником. И что он написал за свою жизнь шесть тысяч картин. Волна не знала, сколько это — «шесть тысяч», но понимала, что очень много, потому что все повторяли это с большим удивлением.

Но, спустя ещё много-много дней, все изменилось. Опять осветились огни его дома и мастерской и каждый день много людей приходили туда и надолго оставались в доме. Потом они шли на берег, и Волна слышала, как люди, с улыбкой наблюдая за ней, говорили друг другу, как замечательно Айвазовский сумел передать ее красоту. И Волне было очень приятно.

И сам художник однажды опять появился перед своим домом и больше уже не уходил. Он сидел на высоком постаменте, держа в руке кисть и глядя в море. Его бронзовое лицо улыбалось, и Волне казалось, что он, как и прежде, разговаривает с ней.

Текст Галины Ветровой.

Презентация

В комплекте:1. Презентация - 35 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Бетховен и звуки океана - Концерт для скрипки, mp3;3. Статья - сопровождающий документ, docx. 

music-fantasy.ru

Анализ творчества Айвазовского на примере картин

Анализ творчества Айвазовского на примере картин - Чесменский бой, Девятый вал и др.

Оглавление:

    Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин "Чесменский бой", написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению.

    После того как в 1770 году произошел Чесменский бой, Орлов в своем донесении в Адмиралтейство-Коллегию писал: "...Честь Всероссийскому флоту. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили... а сами стали быть во всем архипелаге господствующими..." Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. При первом взгляде на картину нас охватывает чувство радостного волнения как от праздничного зрелища - блестящего фейерверка. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них - в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. А сбоку, на переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. А если подойти ближе к картине, мы различим на воде обломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другие детали.

    Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та "музыка боя", без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.

    Романтические черты творчества Айвазовского особенно ярко сказались в картине "Девятый вал", написанной в 1850 году. Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный "девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт.

    Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым - в воде. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

    Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

    Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Ярко отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:

    Так ныне, океан, я жажду бурь твоих -Волнуйся, восставай на каменные грани,Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,Как зов давно желанной брани,Как мощного врага мне чем-то лестный гнев...

    Таким море вошло и в сформировавшееся сознание молодого Айвазовского. Художник сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству.

    В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга". В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, - нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

    По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: "Буря... г. Айвазовского... изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер - без соперников... В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре..."

    В 1898 году Айвазовский написал картину "Среди волн", которая стала вершиной его творчества.

    Художник изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. "Среди волн" как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины "Черное море": если в одном случае изображено взволнованное море, в другом - уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии. Мастерство картины "Среди волн" - плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка. Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина "Среди волн" значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.

    Но картина "Среди волн" не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В последущее время им было создано еще несколько картин, прекрасных по исполнению и содержанию.

    Список использованной литературы:

    1. Иван Константинович Айвазовский. Издательство "Искусство", Москва, 1965 год.
    2. Игорь Долгополов, "Мастера и шедевры". Издательство "Изобразительное Искусство", Москва, 1987 год.

    aivazovsky.narod.ru

    Иван Константинович Айвазовский, «Девятый вал», «Среди волн»

    Живопись XIX в.

    Блестящий русский маринист И. К. Айвазовский прожил в искусстве долгую жизнь. Он много путешествовал, бывал во Франции и в Италии, в Голландии и Англии, на Кавказе и в Малой Азии, в Египте и в Америке. Им написано около шести тысяч картин. Он был известен и признан едва ли не с самых молодых лет. Замечательный английский пейзажист Тернер, восхищаясь его живописью, посвятил ему такие строки:

    Прости мне, художник,Если я ошибся, приняв картинуза действительность, – Но работа твоя очаровала меня,и восторг овладел мною.

    С 1845 г. Айвазовский жил в Феодосии, где был очевидцем военных маневров Черноморского флота, сам нередко участвовал в морских баталиях. С этого времени излюбленной темой его творчества стала тема моря. Своеобразие творчества Айвазовского – в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей.

    Менялись стили и направления, сменяли друг друга поколения художников, но для многих Айвазовский оставался по-прежнему непревзойденным мастером морского пейзажа. Да и в наши дни вряд ли кто-то не знает его картину «Девятый вал». Романтические черты творчества Айвазовского особенно ярко отразились в этой картине, написанной в 1850 г. Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадную волну, готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт. Айвазовский передает силу морской стихии с необыкновенным темпераментом. Его герои находятся во власти судьбы, рока.

    В своих пейзажах Айвазовский завязывает своеобразную интригу: ситуация подается, что называется, «на грани», когда пучина вот-вот поглотит людей или, наоборот, позволит им уцелеть. Зритель сам может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля, как гибли моряки. Автор нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии.

    Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца. Картина написана самыми яркими красками палитры, которая включает широкую гамму желтых, оранжевых, розовых и лиловых оттенков в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым в воде. Яркая, мажорная гамма цветов звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии. Эта картина нашла широкий отклик в сердцах современников и до наших дней остается одной из самых популярных в русской живописи.

    В 1898 г. Айвазовский написал картину «Среди волн», которая стала вершиной его творчества. Художник изобразил бушующую стихию – грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении друг с другом. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. На картине показано лишь бушующее море в момент наиболее грозного состояния морской стихии.

    Художник знал много способов драматизации сюжетов, но не прибегнул ни к одному из них при создании этого произведения. Работа над картиной протекала быстро и легко. Послушная руке Айвазовского кисть накладывала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправляющего однажды положенного мазка. Несмотря на то что после создания данного живописного произведения он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии и завещал ее вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу.

    Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В последующее время им было создано еще несколько картин, не менее прекрасных по исполнению и содержанию.

    jivopis.org


    Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта