Полиция нашла похищенные в Тарусе картины Айвазовского и Поленова. Украденная картина айвазовского


На аукционе Sotheby's выставят украденную картину Айвазовского — Российская газета

Русские торги Sotheby's в Лондоне окажутся сенсационными еще до первого удара молотка, возвещающего продажу. Причиной стало полотно Айвазовского "Вечер в Каире" (1870), о котором некоторое время назад разгорелся спор между... нынешними собственниками и семьей из России, которая заявила о том, что похожая картина была украдена в Москве в 1997 году.

У этой картины Айвазовского судьба сложилась так же нелегко, как и у ее прежних хозяев. Где-то в 1940-х, уже после войны, контр-адмирал Иван Носенко, немало сделавший для становления советского военного и гражданского флота, купил ее у известного коллекционера Дедова. Носенко занимал в 1954- 1956 годах исключительно ответственный пост министра. И не просто какой-то банальной отрасли, а министерства судостроительной промышленности. Одно это говорит о доверии, которым пользовался нарком. А хобби у министра было для тех времен необычным для людей его профессии и ранга. Коллекционер Носенко выставлял принадлежащие ему работы Айвазовского, Маковского, Саврасова на огромных выставках на Кузнецком. В 1956-м Носенко скоропостижно скончался. Все наследство перешло к жене Тамаре и детям.

Один из сыновей Носенко, Юрий, не без помощи, как рассказывают, отца продолжил свою карьеру в органах безопасности. Шел в гору, ездил в загранкомандировки. В одной из которых вдруг перебежал к американцам. Сколько вреда нанес предатель - не тема этой статьи.

Суровый приговор, вынесенный перебежчику, коснулся и памяти его отца. Даже верфи, названные в честь Носенко-старшего, были переименованы, упоминания о нем вычеркнуты из учебников и энциклопедий. Жаль...

А сын после долгих приключений и даже отсидки в американской тюрьме был принят на работу в ЦРУ и благополучно скончался в 2008 году, перешагнув 80-летний рубеж.

Знал ли Юрий, что в 1997-м квартира его матери была ограблена, и все полотна, включая и стоившего тогда больше 120 тысяч долларов Айвазовского, исчезли? Кража не была раскрыта. Дело оказалось темным: старенькая Тамара Носенко не дала никаких показаний.

Возникает мысль, а не было ли то похищение спланировано теми, кто хотел бы переправить полотна куда-то подальше за океан? Или это слишком непростое предположение? Обычная кража. Хотя, конечно же, по чьей-то наводке.

Картина исчезла, чтобы всплыть почти два десятилетия спустя. Кто ее хозяин? Кажется, и это останется тайной.

Знаю, что у многих прекрасных полотен "жизнь" складывается чрезвычайно загадочно. С детства был влюблен в картину великого Дейнеки "Футболисты". Чтобы посмотреть на нее, не надо было ходить ни в какую галерею: мускулистые герои висели и зимой, и летом у друзей в соседней неотапливаемой даче. Но умер хозяин огромной коллекции, ушла его приятнейшая жена. А родственники, несмотря на все мои призывы, раздававшиеся в первой половине 1990-х, все никак не ехали из Питера. Я неумело заколачивал двери, навесил здоровые замки.

Да, вы правильно поняли. "Футболистов" украли. И поиски их ни к чему не привели. И лишь годы спустя мой близкий петербургский друг и наследник коллекции вдруг огорошил меня: "Дейнека нашелся". Оказалось, что немалых размеров полотно хранилось у кого-то, неизвестно кого, где-то в подмосковном гараже. А потом всплыло в Германии. Имя (немецкого?) владельца неизвестно. Подтверждение слов моего безвременно ушедшего товарища я нашел в не слишком тиражном специализированном журнале для любителей живописи.

Так что судьбы у картин такие разные. Ни "Вечер в Каире", ни "Футболистов" везучими не назовешь. И все же даже на их примере прослеживается некая закономерность. Исчезнувшие - не пишу похищенные - картины имеют обыкновение появляться на свет божий. Раньше они всплывали "через два поколения", теперь еще быстрее. Может быть, ни Айвазовский, ни Дейнека не потеряны для своей родины, России. Сколько стоят теперь "Футболисты", сказать не могу, в 1993-м их оценивали в 30 тысяч долларов. Начальная оценка Айвазовского, превратившегося в самого "кассового" российского художника, - полтора-два миллиона фунтов. Все-таки жаль, что картина добралась до "Сотбис". Есть лишь крошечная надежда, что она привлечет внимание соотечественников. Пусть и олигархов.

О судьбе картины Айвазовского "Вечер в Каире" не было ничего известно почти 20 лет. Фото: Иван Айвазовский

Путешествие Айвазовского из Египта в Лондон

Жанна Васильева

"РГ" попросила прокомментировать ситуацию Михаила Каменского, директора отделения Sotheby's в России.

В новостных лентах появилось сообщение, что "российское бюро Интерпола направило в правоохранительные органы Великобритании запрос с требованием снять картину Айвазовского с торгов, поскольку она была похищена". Sotheby's отказался это сделать. Но совсем не в интересах аукционного дома продавать картину, которая заявлена как украденная...

Михаил Каменский: Не просто не в интересах. Это невозможно.

Тогда что произошло?

Михаил Каменский: Предыстория такова. В 2013 году мои коллеги предложили семье коллекционеров из Европы выставить на торги работу Айвазовского "Вечер в Каире", которая была приобретена ими в Европе же, в 2000-м. Работу сопровождало заключение эксперта из Третьяковской галереи, подтверждавшее ее подлинность. Вещь была куплена абсолютно легально. Когда мы договорились, что работа появится на торгах Sotheby's, нам предоставили все документы, подтверждающие добросовестность владения. Мы также попросили владельцев составить провенанс картины.

Владельцы залезли в Интернет и, к своему изумлению, обнаружили публикации 1997, 1998 и начала 2000-х годов, где шла речь об ограблениях коллекционеров в Москве. И в этих статьях упоминалась работа Айвазовского с тем же названием.

Коллекционеры, как люди законопослушные и добросовестные, немедленно оповестили нас о своих находках. И мы начали уточнять историю работы. Понятно, что если бы эта работа оказалась краденой, то, естественно, мы должны были бы ее задержать и способствовать восстановлению справедливости.

Я в Москве обратился в Министерство культуры РФ с запросом, числится ли такая картина Айвазовского в базе данных культурных ценностей, находящихся в розыске, и получил отрицательный ответ. Кроме того, мы узнали, что есть еще одна база произведений, находящихся в розыске, - в МВД России. Мы и туда обратились с запросом. В антикварном отделе МУРа было найдено много карточек с описанием похищенных картин Айвазовского. На одной из них, где не было ни фотографии, ни детального описания работы, упоминалась работа Айвазовского "Вечер в Каире".

Иначе говоря, речь шла о той же работе?

Михаил Каменский: Это как раз вопрос, который мы задавали. Работы совпали по названию. Но у любого художника, прожившего долгую плодотворную жизнь, обычно много работ с одним и тем же сюжетом и одним и тем же названием. Правда, известно, что Айвазовский не так уж много писал картин, связанных с Египтом, но тем не менее оснований утверждать, что это одна и та же работа, не было ни у нас, ни у следователей.

Мы, естественно, все рассказали владелице. Она заключила контракт с московским адвокатом. Тот направил запрос в МВД и получил официальную повестку, чтобы нынешний владелец явился на допрос. Прилетев из Европы в Москву, вместе с адвокатом они пришли на допрос. Были предъявлены документы, которые доказывали, что нынешний владелец является добросовестным законным владельцем. Также была приложена экспертиза ГТГ.

Все, что можно было спросить, было спрошено, и все, что знали, владельцы рассказали. После чего мы получили письменный ответ Следственного управления РОВД Краснопресненского района Москвы, который подтверждал, что следствие не располагает информацией, которая могла бы стопроцентно идентифицировать похищенную вещь с той, что находится в Лондоне.

Этот документ послужил основанием решения Sotheby's поставить картину на торги. Мы предприняли все возможные действия, чтобы прояснить ситуацию.

Аукцион Sotheby's пытается обелить себя, доказывая всем, что представленная работа Айвазовского не была украдена. Фото: EPA

История проверок длилась два года?

Михаил Каменский: Да, с 2013 года.

Представители семьи Носенко увидели фотографию картины "Вечер в Каире" и, по их мнению, эта работа и была та самая, которая была похищена из их квартиры

Тогда откуда взялся иск российского Интерпола?

Михаил Каменский: Информация о вещах, которые ставятся на торги, выкладывается на наш сайт. Там-то представители семьи Носенко увидели фотографию картины "Вечер в Каире" и, по их мнению, эта работа и была та самая, которая была похищена из их квартиры. Они, естественно, возмутились и стали писать заявления в МВД и министерство культуры. Несколько дней назад мы получили письмо из министерства культуры, в котором было написано, что вещь является краденой и ее просят снять с торгов. Одновременно по линии Интерпола лондонская полиция получила письмо аналогичного содержания. Но ни одно из этих писем не было международным следственным поручением. Иначе говоря, это не тот документ, который по существующему регламенту является основанием для того, чтобы лондонская полиция эту вещь арестовала. Поскольку ни в одном документе не было аргументов, которые позволили бы однозначно утверждать, что эта та самая похищенная вещь.

Но вряд ли семья Носенко разделяет эту точку зрения?

Михаил Каменский: Мы вступили в контакт с семьей Носенко. Переговоры были очень непростые. Судите сами. На сегодняшний день есть стопроцентно добросовестный владелец, живущий в Европе, и есть другой предполагаемый добросовестный владелец, живущий в Москве. Если мы по просьбе одной стороны снимаем картину с аукциона, то другая сторона, живущая в Европе, имеет все права подать против нас и против тех, кто инициировал снятие с торгов, многомиллионный иск. Мы рассказали об этом семье Носенко и предложили им компромиссное решение. Суть его в том, что они не возражают против продажи этой картины, а все претензии переносят на те деньги, которые будут выручены в результате продажи.

Они согласились?

Михаил Каменский: Да. Есть соглашение между семьей Носенко и добросовестным владельцем о том, что вещь продается, следствие не прекращается. Если эта вещь будет продана, то на эти деньги они будут претендовать либо на основании мирового соглашения, либо решения следственных или судебных органов.

Иначе говоря, деньги будут заморожены?

Михаил Каменский: Да. Пока стороны не договорятся. Либо не будет другого правомочного решения... В любом случае Sotheby's следует духу и букве закона и, естественно, уважает права собственников, как российских, так и зарубежных.

Семья - это внуки наркома Носенко?

Михаил Каменский: Скорее всего, внуки и правнуки.

Насколько часто приходится сталкиваться с такими ситуациями?

Михаил Каменский: Если говорить о мировом арт-рынке и крупнейших аукционных домах, то, может быть, раз в несколько лет. Рутинные процедуры подготовки вещи к торгам, ее экспертиза - достаточно тонкий фильтр.

rg.ru

Из Новосибирской картинной галереи похищена картина Айвазовского

Из Новосибирской картинной галереи похищена картина Айвазовского
Из Новосибирской картинной галереи похищена картина Айвазовского Архив NTVRU.com

Полотно известного российского художника-мариниста Ивана Айвазовского "Корабль на мели", которое была написана в 1872 году, похищена из Новосибирской картинной галереи. Как сообщил в понедельник РИА "Новости" прокурор Центрального района города Юрий Кондратьев, кража была совершена рано утром в субботу.

Преступник забрался на балкон второго этажа здания картинной галереи. Разобрав и вынув оконные стекла, вор проник в помещение. Сработала внутренняя сигнализация. Однако к тому времени, когда приехала милиция, преступник уже покинул место преступления. В помещении он находился не больше одной минуты. Поэтому сыщики предполагают, что работал профессионал.

По факту кражи возбуждено уголовное дело. Сотрудники милиции предполагают, что кража совершена по заказу. Стоимость картины на крупных европейских аукционах оценивается в 80 тыс. долларов США.

Айвазовский написал более 7 тыс. картин - в основном на морскую тему. В последние годы его картины стали пользоваться популярностью среди коллекционеров. Цены на картины Айвазовского сильно возросли.

При, этом эксперты в этой области считают, что картина скорее всего из России не будет вывезена, так как интерес к работам Айвазовского проявляют именно российские коллекционеры.

В отношении охранников будет возбуждено уголовное дело

В отношении вневедомственной охраны Центрального района, под охраной которой находится новосибирская картинная галерея, будет подан гражданский иск в связи с кражей полотна Айвазовского, передает "Известия.Ru" .

Картина, как и все экспонаты галереи, была застрахована. Но ее директор Сергей Дубровин настроен весьма решительно. Сумма иска пока не названа, но, судя по реакции сотрудников картинной галереи на случившееся, она не ограничится денежной компенсацией.

"Это первая кража в новосибирской галереи за все 45 лет ее существования. Тем более похищение шедевра такого уровня - огромное горе для нашей коллекции, - сказал директор галереи Сергей Дубровин. - "Корабль на мели" - одна из трех картин Айвазовского, которыми располагает галерея. Она поступила к нам в 1958 году из "Русского музея". У меня нет сомнения, что картина похищена целенаправленно по заказу кого-то из коллекционеров. Айвазовский сейчас очень в моде, а наша картина представляла собой особенную художественную ценность, как это полотно зрелого мастера-мариниста. Несомненно, ее похитили профессионалы".

Поисками шедевра сейчас занимаются все силовые структуры области. По предположениям правоохранительных органов, пока картину активно ищут, вряд ли она появится на аукционах или в музеях. Вполне возможно, картина на долгие осядет в частной коллекции и ее видеть только один человек, по заказу которого она была похищена.

Айвазовского воруют достаточно часто

Более четырех месяцев продолжалось следствие по делу о похищении картин русских художников из Государственного музея искусств в Ташкенте, среди которых была и картина Айвазовского.

Кража произошла в ночь на 11 октября 2001 года. Тогда из музея искусств были похищены пять картин русских художников XVIII-XIX веков. Неизвестные злоумышленники вырезали из подрамников полотна Айвазовского "Закат в степи", Тропинина "Портрет Оболенской", Брюллова "Турчанка", Крамского "Портрет девушки с красным бантом" и этюд Сурикова "Стрельчиха" к картине "Утро стрелецкой казни".

Следствие долго не могло выйти на след похитителей. Правоохранительные органы признаются, что обнаружить картины удалось совершенно случайно. Во время облавы 17 января в одной из криминальных квартир-явок оперативники обнаружили сумку со свернутыми рулонами, которые и оказались похищенными картинами. Страховая стоимость картин составляла 8 млн. долларов, оценочная стоимость - около 2 млн. долларов.

Прошлым летом из помещения Российского географического общества в Санкт-Петербурге было также похищено полотно Айвазовского. Неизвестный преступник украл картину, вырезав из рамы холст размером 1,5 метра на 2 метра.

Вор воспользовался тем, что в Обществе проводилась выставка. Вход в здание, расположенное в переулке Гривцова в центре города, был свободным. Картина "Солнечное затмение в Коктебельской бухте" была написана художником в 1851 году. Она до сих пор не найдена.

www.newsru.com

Почему картину Айвазовского снимают с лондонского аукциона?

«МК» узнал подробности скандального дела

31.05.2015 в 19:28, просмотров: 25817

Только недавно в Третьяковке прошли обыски — и тут новый скандал, но уже в Лондоне. В центре детективного сюжета — картина Ивана Айвазовского «Вечер в Каире», выставленная на торги Сотбис 2 июня. МВД считает, что она была похищена в 1997 году из частной коллекции в Москве. «МК» удалось выяснить подробности запутанного дела. 

Почему картину Айвазовского снимают с лондонского аукциона?

Работу "Вечер в Кире" Сотбис рассчитывает продать за 1,5-2 млн фунтов стерлингов, несмотря на вопросы МВД и Интерпола

«Вечер» для миллионера

Картина Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» — один из топ-лотов русских торгов дома Сотбис, намеченных на 2 июня. Редкий, «сухопутный», пейзаж, которому пророчили стать звездой лондонских торгов. Закатный вид на Каир с задорными танцовщицами в центре композиции, написанный после участия художника в церемонии открытия Суэцкого канала, оценен в £1,5–2 миллиона, но мог быть продан в разы дороже. Ведь картину «Вид Константинополя и Босфора» в 2012-м тот же Сотбис оценил в £1,2–1,8 млн, а продал за £3,2 млн — работа стала самым дорогим произведением мариниста. При удачном раскладе «Вечер в Каире» мог бы побить мировой рекорд. 

Случится ли это после официального заявления МВД о том, что картина может быть криминальной и ее необходимо снять с торгов? К расследованию уже подключилось российское бюро Интерпола. На призыв российских правоохранителей наверняка откликнутся лондонские сыщики. В ответ Сотбис заявил, что снимать полотно с торгов не будет. «МК» стали известны детали скандальной истории. 

Как мы выяснили, некогда полотно «Вечер в Каире» могло принадлежать судостроителю, любимцу Сталина, ныне похороненному в Кремлевской стене Ивану Носенко. Он собирал живопись и после смерти в 1956 году оставил значительную коллекцию наследникам — супруге Тамаре и сыновьям Юрию и Владимиру. Старший Юрий, секретный агент КГБ, который лично допрашивал Ли Харви Освальда, в 1964-м якобы переметнулся на сторону ФБР (позже выяснилось, что, возможно, был похищен американцами; он скончался в 2008-м в США). Младший Владимир стал дипломатом и подолгу не бывал дома. И в 1997 году квартиру Носенко ограбили — вынесли работы Айвазовского, Саврасова, Маковского и Шишкина. Среди похищенного самое ценное полотно — «Вечер в Каире» кисти феодосийского мариниста. 

Резонансное преступление произошло вечером 13 января 1997 года. Дома была вдова судостроителя, 80-летняя пенсионерка Тамара Георгиевна. Ждала внучку, тоже Тамару, с продуктами. Но вместо нее заявились бандиты. «МК» описал громкое дело в номере от 14 января 1997 года.

Из «МК» от 14.01.1997: «Напугав бабушку, грабители (оба, судя по внешнему виду, кавказцы) начали снимать со стены картины. И в этот момент в дверь снова позвонили: молодая девушка добралась наконец до квартиры бабушки. После нескольких безуспешных попыток внучка решила открыть своим ключом. Когда же девушка наконец проникла в коридор, бандиты сзади набросились на нее, связали несчастной руки и приказали сидеть тихо».

Тамара Георгиевна не смогла оправиться от шока — скончалась несколько месяцев спустя. 

Пресненский ОВД завел уголовное дело. Оно много лет не двигалось с мертвой точки. Пока в 2013 году сын Тамары Георгиевны, дипломат Владимир Носенко, не обнаружил на аукционе Сотбис картину с хорошо знакомым ему названием «Вечер в Каире». О находке он сообщил в соответствующие инстанции. В результате лот сняли с торгов. Но спустя два года Сотбис вновь выставил «Вечер в Каире» на продажу. И Носенко вновь узнал в ней с детства знакомую работу.

— Да, это наша картина, — уверено заявили в телефонном разговоре с «МК» Владимир Носенко и его дочь Тамара, невольно ставшая свидетелем и жертвой ограбления много лет назад. 

От разъяснений семья отказалась. «МВД во всем разберется», — заявил Владимир Носенко.

Репродукция картины из каталога выставки Союза художников на Кузнецком Мосту, найденный "МК".

Картины-двойники?

Мы связались с главой Сотбис в России Михаилом Каменским, и оказалось, что у аукционного дома есть веская причина выставлять «Вечер в Каире» на торги, несмотря на сомнительную ситуацию. Более того, в Сотбис знают об уголовном деле по краже у Носенко и считают, что в Лондоне на торгах выставляется совсем другая картина. 

фото: Михаил Ковалев

Михаил Каменский.

Доказательство — документ, выданный аукционному дому в ОВД по Пресненскому району. Подписанный в ноябре 2014 года старшим следователем, майором юстиции С.С.Антоновым ответ на запрос Сотбис сообщает, что «в материалах уголовного дела отсутствует описание, фотографии и какие-либо другие официальные документы, которые могли бы дать возможность сравнить картину, похищенную в 1997 году у потерпевшей Носенко Т.Г., с картиной, представленной на аукционе Сотбис в 2013 году».

Проще говоря, проверить, тот это Айвазовский, с Большой Бронной, или какой-то другой, нет возможности. Сравнивать не с чем. Фотографий картины у Носенко почему-то нет. А без них экспертизу невозможно провести. Это подтвердили «МК» два независимых специалиста.

— Без рентгенограмм, подробной, фактурной съемки доказать, что это та самая работа, нельзя, — считает специалист по творчеству Айвазовского, научный сотрудник Центра Грабаря Наталья Игнатова. — Снимка на фоне картины в качестве доказательства мало. По общему виду невозможно доказать, та эта картина или нет, можно спорить до бесконечности — одни будут доказывать, что это копия, другие — что оригинал. Айвазовский написал шесть тысяч произведений. Он возвращался на протяжении всей жизни к теме Египта — даже я всех вещей не знаю. Сочувствую пострадавшим, но обнадежить не могу. 

— Доказать, что картина принадлежит Носенко, если нет фотографий, нет никаких шансов. Юридически это безнадежное дело. Показания свидетелей — это долгий и скользкий путь, — уверен искусствовед, коллекционер, время от времени выступающий консультантом аукционных домов Валерий Дудаков. 

На все вопросы «МК» глава Сотбис в России Михаил Каменский ответил официальным письмом. Точно такой же текст получило Минкультуры РФ — накануне торгов ведомство направило запрос в аукционный дом за подписью главы Департамента культурного наследия Михаила Брызгалова, где высказывались подозрения о криминальном прошлом картины и просьба снять ее продаж. Вот что ответил Сотбис:

«Работа И.К.Айвазовского, включенная в каталог торгов 2 июня 2015 года, лот 23, никогда ранее в каталогах Сотбис не воспроизводилась. В ходе обязательной проверки лотов, предшествующей каждым торгам, сотрудники Сотбис должным образом убедились в том, что «Вечер в Каире» не числится в базе разыскиваемых культурных ценностей Министерства культуры России и международном регистре разыскиваемых произведений искусства Art Loss Register. В рамках проверочных мероприятий по этой картине Сотбис отправил запрос в ГУ МВД России по г. Москве. В полученном ответе подтверждается, что ведомство не располагает информацией о том, что включенная в торги Сотбис картина Айвазовского является краденой. Из этого документа также следует, что следствие не располагает информацией, позволяющей сравнить эту картину с похищенной в 1997 году картиной. Также следствие не располагает подтверждением того, что похищенная картина с аналогичным названием являлась подлинником работы И.К.Айвазовского, а также того, что на момент похищения потерпевшая имела этот подлинник в наличии.

В Сотбис не поступало никаких официальных обращений от каких бы то ни было частных лиц, заявлявших, что включенная в торги Сотбис картина является краденой. В настоящее время мы пытаемся узнать, существует ли по поводу этой картины дополнительная информация. Также сообщаем, что картина И.К.Айвазовского «Вечер в Каире» была куплена за пределами России в 2000 году».

На деле официальные обращения были, но не от частных лиц, а от Минкультуры и теперь вот МВД. 31 мая официальный представитель министерства Елена Алексеева сделала публичное заявление насчет намерений правоохранителей снять с торгов, предположительно, похищенную из московской квартиры картину. Но случится ли это — еще вопрос.

Как сообщил «МК» Михаил Каменский, «между нынешним владельцем картины, добросовестным приобретателем, и Носенко подписано соглашение о том, что семья не будет возражать против продажи полотна». То есть, когда спорную картину продадут, стороны будут претендовать на деньги от продажи полотна.

А вот согласятся ли с этим договором правоохранители, российские и британские, еще не известно.

По следам Айвазовского

Бесспорно, работа Айвазовского представляет музейную ценность и является национальным достоянием. Если именно она была украдена в Москве, то, возможно, незаконно вывезена из страны, и у МВД есть все основания для разбирательства.

Но если нет фотографий и невозможно провести идентификацию, то что позволяет сыщикам считать, что «Вечер в Каире», выставленный на торги Сотбис, — это то самое похищенное из московской коллекции полотно?

Давайте разбираться. Существует ли две картины «Вечер в Каире» или нет? Информации о судьбе пейзажа крайне мало. Что с полотном происходило до 2000 года, когда нынешний владелец приобрел его, аукционный дом не ответил. Дело сложное, но не безнадежное. Итак, что мы имеем? 

Во-первых, название картины — «Вечер в Каире». И на Сотбис, и в коллекции Носенко картина фигурирует именно под этим именем. 

Во-вторых, год создания. Тамара Георгиевна указала в уголовном деле — 1871-й. Картина, выставленная на Сотбис, датирована 1870-м — год указан рядом с подписью автора. Неувязочка. Но погрешность может объясняться забывчивостью 80-летней пенсионерки — после шока она и в других показаниях путалась. 

В-третьих, размер холста — здесь информация разнится. В статье газеты «Купеческая гавань» (№04 24/01/1997), посвященной громкому преступлению на Большой Бронной, указан один размер картины «Вечер в Каире» — 110х132 см. В материале «МК» от 1997 года другой — 110 х135. Размер работы, выставленной на Сотбис, — 110х134 см. Но тут, опять же, мог сыграть роль человеческий фактор. К тому же стоит учесть, что грабители вырезали картину из рамы, а позже, получается, вставили в новую. Так что если верны данные «МК» за 1997-й, то понятно, куда пропал один сантиметр. 

Наконец, сюжет. В журнале «Антикварная торговля» (№8) за 1997 год, в рубрике «Внимание, розыск!» украденная у Носенко картина описывается так: «На фоне старинной крепости изображены танцующие женщины». Их легко заметить и на картине, выставленной Сотбис, — девушки приковывают внимание всех собравшихся у крепости в вечерний час.

И главное — происхождение, на языке антикваров — провенанс. О картине из коллекции Носенко известно, что одно время она находилась в собрании коллекционера Н.И.Дедова, но в начале 40-х годов он продал ее Ивану Носенко. Об этом сообщает обозреватель «Купеческой гавани» Олег Разумовский. И вот совпадение — Сотбис указывает ту же коллекцию Дедова в провенансе. Кроме этого, известно, что картина последний раз публично выставлялась в 1950 году. На сайте Сотбис имеется скан 42 страниц каталога, где изображен интересующий нас сюжет. Подпись Сотбис сообщает, что это каталог выставки в Третьяковке. О похищенной у Носенко картине известно, что она в 1950-м выставлялась в галерее Союза советских художников на Кузнецком Мосту (страница из каталога той выставки есть в распоряжении «МК») и, возможно, в Третьяковке. Не случайно ведь «Купеческая гавань» пишет: «О значении этого полотна в творческом наследии художника-мариниста можно судить по тому, что эксперты Третьяковской галереи не смогли назвать его стоимости, посчитав картину бесценной». 

Тот же сюжет в каталоге выставки Третьяковки 1950 год, опубликованная на Сотбис.

Кажется, совпадений достаточно, чтобы снять с торгов лот до выяснения всех обстоятельств. 

И если МВД стопроцентно признает в картине Сотбис полотно, украденное у семьи Носенко, всплывет еще один вопрос, точнее, статья — о незаконном вывозе полотна Айвазовского за рубеж.

Так как же картина — допустим, даже не имеющая никакого криминального происхождения — оказалась в Лондоне?

— Либо контрабандой, либо вывезти официально, дав взятку эксперту, который выдал заключение, где написано, что это не Айвазовский, а не имеющая ценности картина неизвестного художника, — уверен составитель нашумевших «Каталогов подделок произведений живописи» и каталога «Внимание, розыск!» Владимир Рощин, который сейчас возглавляет организацию по розыску культурных ценностей. — Ведь всем известно, что такого рода картины вывозятся с двумя экспертизами — одна для аукциона, где написано, что это шедевр, другая — для таможни, где значится, что это неизвестный художник. Контрабанда произведений искусства поставлена на поток. Наши специалисты регулярно находят на разных западных аукционах похищенные картины, опубликованные в наших каталогах. А сколько случаев мы не успели напечатать! По российским законам произведения старше 100 лет вывозить нельзя. Однако на Запад регулярно уходят картины из России. В том числе похищенные. 

■ ■ ■

Что в сухом остатке? 

К пострадавшим от грабителей Носенко прибавилась еще одна жертва — нынешняя владелица (а нам известно, что это дама) спорного полотна. Покупая картину, она наверняка не знала, что имеет дело с украденным произведением.

Эта история — урок для всех обладателей семейных коллекций. Нужно относиться к своим сокровищам внимательно. Иметь подробное досье на каждый предмет, знать его историю. То же касается коллекционеров, покупающих раритеты на торгах или в галереях.

Будем надеяться, что прецедент прибавит чистоты арт-рынку, а дом Сотбис достойно выйдет из сложной ситуации, как делал на своей протяжении 250-летней истории.

Мнение эксперта

Расставить точки над «i» в криминальном скандале мы попросили уважаемого искусствоведа, собирателя со стажем, председателя «Клуба коллекционеров изобразительного искусства» Валерия Дудакова. Сейчас он уже улетел в Лондон на сессию торгов.

Валерий Дудаков

— С появлением в Сотбис Джоанн Викери и Михаила Каменского в качестве представителя русского отделения все, что касается чистоплотности работы этой организации, встало под сомнение. В начале 1990-х годов мы с Саввой Ямщиковым отобрали на Сотбис для Российского фонда культуры две работы Виктора Зарубина — оплатил картины барон Эдуард фон Фальц-Фейн. Я не очень приветствовал эту покупку. Зарубин — второстепенный художник, ученик Куинджи, можно было бы что-то получше подарить фонду. Работы были торжественно вручены в Лондоне Раисой Максимовной Горбачевой, членом президиума фонда, информация пошла в эфир. А после выяснилось, что эта работа была украдена из чеченского музея. Но тогда были другие руководители, был Питер Баткин, и картину немедленно вернули владельцам. Нечто подобное произойти с Джоанной Викери не может, потому что в Сотбис командуют не искусствоведы, а бухгалтеры. Если эта работа попала в каталог, значит, они всячески заинтересованы, чтобы вещь принесла ту прибыль, на которую они рассчитывают. А у Айвазовского прибыль будет высокая. Новое поколение беспринципно, не соблюдает юридические нормы и не чтит уголовное право. Сегодня действия Сотбис на грани криминала. 

— Каков, на ваш взгляд, процент сомнительных произведений русского искусства на мировых аукционах?

— Процент недостоверных работ — допустим, приписываемых художнику — составляет 5–7%. Фальсифицированные картины — с точки зрения авторства или провенанса — встречаются реже. Хотя последнее время их все больше. 

— Каковы масштабы контрабанды русского искусства?

— Начиная с 1996 по 2008 год он был достаточно велик, сейчас сокращается. Это время было самым благоприятным для контрабанды и фальсификации. Все просто — кризис. Сейчас резко упали цены на русское искусство, произошел отток покупателей, способных купить дорогостоящие работы. Проще продать эти вещи в России, где цены упали тоже, но вполне сравнимы с европейскими. Экономика диктует правила игры. 

— Как вывозят картины с криминальным прошлым?

— Первый вариант — экспертное заключение. Третьяковская галерея раньше давала ложные заключения, что работа не представляет ценности и не является оригиналом. Гладкова, Валяева давали раньше. (Лидия Гладкова — завотделом техно-технологической экспертизы, до сих пор служит в музее, Мария Валяева — ныне бывший ведущий сотрудник ГТГ. — Авт.) 

— Кстати, Татьяна Ермакова, кабинет которой обыскивали недавно, была замечена?

— Никогда не слышал. А вот про Елену Баснер — да. Так вот, с заключением можно легально вывезти. Второй — официально добиться разрешения на вывоз, доказав, что полотно не является национальным достоянием. Есть подзаконный акт, что можно вывезти работу старше ста, если она не представляет ценности. Третье — виповские каналы. Это дипломаты, миллиардеры, чиновники — люди, которых не досматривают на таможне. Таких достаточно. Бесчисленное количество уловок — все не знаю, контрабандой никогда не занимался. 

— Институт экспертизы — коррумпирован, если судить по количеству дел с участием искусствоведов. Как бороться с ложными заключениями? Может, отдать право на заключения оценщикам, чьи клиенты в случае проблем получат компенсацию в страховой компании? 

— Нет, не думаю. Экспертиза — дело профессионалов. Ответственность для экспертов, конечно, должна быть. Сейчас много уголовных дел по их душу. Только поздновато спохватились. Надо было начинать бороться с конца 1990-х, когда был разгул криминала. Сейчас это будет менее эффективно, так как спадает оборот культурных ценностей. При этом нужно понимать, что экспертиза — это принципы, которые должен соблюдать профессионал. Первое — прослеживание провенанса от момента написания работы до всех передвижений по собраниям. Второе — сравнение с эталонными образцами, а это привилегия музейных работников, которые имеют доступ к таковым. Третье — химико-технологический анализ, исследование всех фрагментов красочного слоя, которое поможет датировать произведение, покажет, допустим, когда сделаны белила и мог ли их использовать художник. Четвертое — радиоуглеродный анализ. Пятое — ультрафиолетовый рентген. И решающий момент — общий анализ всех факторов знатоком, опытным, насмотренным человеком, который имел дело с эталонными образцами. История знает таких первоклассных специалистов: Федоров-Давыдов по части русского искусства первой трети ХХ века, Игорь Грабарь, Виктор Лазарев, занимавшийся итальянским Возрождением. 

КСТАТИ

Иван Айвазовский — самый похищаемый художник в России. Об этом свидетельствует российский рейтинг, составленный на основе данных Интерпола. Вот некоторые случаи хищения работ Айвазовского:

1993 год — из квартиры петербургского коллекционера пропало 13 картин мариниста. В том же году из санатория «Узкое» исчез «Морской вид» кисти феодосийского мастера.

1995 год — из квартиры реставратора Эрмитажа вынесено 30 полотен, в том числе кисти Ивана Константиновича. Тогда же из Волгоградского музея изобразительных искусств исчезли акварели Айвазовского и Лагорио.

1998 год — из Дома приемов экономического общества в Москве похищены работы Айвазовского «Парусник в море» и Пелевина «Дед и внук на рыбалке».

2000 год — ограблен московский коллекционер, пропали марина Айвазовского, пейзаж Жуковского и автопортрет Репина.

2001 год — коллекция картин (Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Ивана Шишкина), антиквариат и ювелирные изделия на сумму 50 млн долларов украдены из загородного дома президента «Русского золота» Александра Таранцева. В том же году у собирателя из Петербурга украли работы Айвазовского («Константинополь при лунном свете»), Лентулова («Дом в лесу»), Родченко («Абстракция»), Марка Шагала («Хасид» и «Центральный парк Нью-Йорка») и два натюрморта И.Машкова (одна из картин Шагала и работы Машкова найдены и возвращены владельцу).

2012 год — из квартиры петербургского коллекционера Владимира Мухина, пока тот отдыхал на даче, похитили десять картин (Айвазовского, Шильдера, Дубовского, Боголюбова, Мещерского, 16 икон и два пасхальных яйца Фаберже). Пострадавший оценил ущерб в 60 миллионов рублей.

Самое громкое дело закрутилось в лихие 90-е, в годы разгула антикварной преступности, а разрешилось в середине 2000-х. Речь о краже, совершенной 13 мая 1992 года в Сочинском художественном музее. Ночью преступники отключили сигнализацию и вынесли 14 полотен. Взяли самое ценное: шедевры Ивана Айвазовского, Аполлинария Васнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Василия Поленова, Бориса Кустодиева. В том же году при МВД РФ был создан отдел по борьбе с хищениями культурных ценностей — его сотрудники более трех лет вели безрезультатные поиски, пока одна из картин не всплыла в столице, в Измайловском парке культуры и отдыха. Сотрудники МУРа задержали двоих мужчин, пытавшихся сбыть этюд Васнецова. В результате операции обнаружили еще три полотна из сочинской коллекции — Кончаловского, Сверчкова и Орловского. А в 1996 году сыщики Скотленд-Ярда сняли с аукционов Сотбис и Кристис заявленные под другими названиями работы Айвазовского «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море» — шедевры из сочинского музея. В лондонских запасниках обнаружились еще два украденных полотна — Поленова и Святославского. Выяснилось, что ничего не подозревавший владелец купил их на аукционе Буковски в Хельсинки. Подключились финские детективы: они обнаружили на Буковски две работы, Каменева и Петрова-Водкина, и выяснили, куда отправились остальные, уже проданные, — в Германию, США и Россию. Лишь судьба одного полотна так и осталась неизвестной, картины Бориса Кустодиева «Крыши». Новые владельцы со скрипом, но отдали картины в сочинский музей — 13 из 14 шедевров вернулись домой.

Иван Айвазовский - Автопортрет, 1874 год

www.mk.ru

Полиция нашла похищенные в Тарусе картины Айвазовского и Поленова: Искусство: Культура: Lenta.ru

Полиция нашла похищенные из музея в Тарусе картины Ивана Айвазовского и Василия Поленова. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на МВД России.

«В результате проведения оперативно-разыскных мероприятий задержаны 31-летний и 33-летний мужчины — жители города Калуги, один из которых — ранее судимый. У них изъяты картины И.К. Айвазовского "Море у острова Капри" и В.Д. Поленова "Голова иерусалимского еврея"», — уточнила представитель МВД Елена Алексеева.

Третью картину — полотно неизвестного художника «Распятие с предстоящими и святым Франциском Ассизским» — полицейские обнаружили в одном из столичных ломбардов.

Работы находились в расположенной в Тарусе картинной галерее — филиале Калужского музея изобразительных искусств. Мужчины в масках и солнцезащитных очках 9 июля проникли в помещение, угрожая предметом, похожим на пистолет, директору и искусствоведу галереи, злоумышленники связали их скотчем и похитили картины.

Общая стоимость трех полотен оценивается в сумму более 7,5 миллиона рублей. По факту ограбления было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 162 Уголовного кодекса РФ («Разбой, совершенный в особо крупном размере»).

Поиски картин вели работники Главного управления уголовного розыска МВД России и сотрудники УМВД России по Калужской области.

В Тарусской картинной галерее представлены образцы русского искусства XVIII-XX веков, в том числе работы Л.Ф. Лагорио, И.К. Айвазовского, C.И. Светославского, перевезенные из Третьяковской галереи. Около 200 экспонатов передал музею коллекционер Ракицкий.

2 июня 2015 года на аукционе Sotheby's в Лондоне другая картина Ивана Айвазовского под названием «Вечер в Каире» должна была быть выставлена на продажу. Работа считалась похищенной, по просьбе продавца полотно сняли с торгов. В декабре 2013-го из Киргизского национального музея изобразительных искусств украли картину Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму», однако через месяц похитители вернули картину.

lenta.ru

Украденная 40 лет назад картина Айвазовского снята с торгов в Швейцарии. 29.09.2017

Портрет сюжета

  • ДМИТРОВСКИЙ КРЕМЛЬ
  • АЙВАЗОВСКИЙ
  • РЕВЕЛЬ
  • АУКЦИОННЫЙ ДОМ
  • ОЦЕНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ
  • 1845
  • АУКЦИОННЫЙ
  • 1976
  • ДМИТРОВСКИЙ
  • АУКЦИОННЫЕ ТОРГИ
  • ВОЛК
  • ИНТЕРПОЛ
  • ОЦЕНОЧНЫЙ
  • ШВЕЙЦАРСКАЯ СТОРОНА
  • НЦБ
  • РУССКИЙ ХУДОЖНИК
  • МОРСКОЙ ШТАБ
  • ШВЕЙЦАРСКИЙ
  • ИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
  • ЖИВОПИСЕЦ

Архив

Смотреть за сегодня
2012
2011
2010
2009
2008
Украденная 40 лет назад картина Айвазовского снята с торгов в Швейцарии НТВ 23:17

29.09.2017, 21:17       1 комментарий       Россия пытается вернуть картину русского художника Ивана Айвазовского, которая сейчас снята с аукционных торгов в Швейцарии. Полотно под названием "Море" было похищено из Дмитровского кремля во времена СССР.       Возвращение картины Айвазовского в Дмитровском музее называют не иначе как чудом. Больше 40 лет она вместе с еще десятью работами считались безвозвратно утерянной. Но место для украденного шедевра хранили до последнего момента.       Коллекция из сотен мировых шедевров, среди которых было и полотно Айвазовского, тогда хранилась в здании Успенского собора Дмитровского кремля.

Швейцарская прокуратура занялась русской живописью Коммерсант.ру 20:02

Айвазовского "Вид на Ревель" оказалась под следствием       Прокуратура кантона Цюрих начала расследование в связи с попыткой продажи через аукционный дом Koller картины Ивана Айвазовского "Вид на Ревель" ("Море"). Ранее полотно, похищенное еще в 1976 году, дважды выставлялось на аукционы, проходя при этом соответствующие проверки, которые не обнаруживали его сходство с объявленной в розыск картиной.       Официальный представитель МВД Ирина Волк сообщила, что с аукциона Koller была снята написанная художником Иваном Айвазовским в 1845 году картина "Вид на Ревель" (оригинальное название "Море"). По ее словам, картина была похищена из собрания музея-заповедника "Дмитровский кремль" еще в 1976 году.

Похищенная картина Айвазовского всплыла на швейцарском аукционе BFM.ru 15:17

Ревель", украденный в Подмосковье более 40 лет назад, сняли с торгов, сообщили в МВД России. Сейчас идет работа по возвращению картины на родину. Любопытно, что о ее местонахождении СМИ писали еще два года назад Иван Айвазовский, "Море", 1845. Фото: Public domain       Похищенную в СССР картину Айвазовского сняли с торгов в Швейцарии. Об этом сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.       Картину "Вид на Ревель", написанную в 1845 году, выставил аукционный дом Koller. Оригинальное название работы - "Море". Полотно оценили в 1 млн долларов. По словам Волк, полотно похитили из собрания музея-заповедника "Дмитровский кремль" в 1976 году.

Похищенная в РФ картина Айвазовского найдена на аукционе в Швейцарии Телеканал Звезда 12:10

Похищенная в 1976 году картина Айвазовского обнаружена на швейцарском аукционе. Об этом сообщает официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.       Фото: И.К. Айвазовский "Вид на Ревель" 1845       Картина русского художника Ивана Айвазовского снята с аукциона торгового дома KOLLER в Швейцарии. Оценочная стоимость произведения составляет более 1 млн долларов.       "НЦБ Интерпола МВД России при участии Министерства культуры Российской Федерации установили местонахождение похищенного произведения искусства, представляющего особую ценность для культурного наследия РФ", - сказала Волк.       В МВД РФ также отметили, что в настоящее время ведутся работы по возвращению произведения обратно в Россию.       Отмечается, что картина была выставлена под названием "Вид на Ревель".

Похищенную в России картину Айвазовского нашли на швейцарском аукционе Редакция портала "Русский мир" 29.09.2017 Русский мир 11:51

Швейцарский аукционный дом Koller снял с торгов украденную картину Ивана Айвазовского "Вид на Ревель" (Море), сообщает РИА "Новости". Она была похищена из музея-заповедника "Дмитровский кремль" еще в 1976 году. Ее эстимейт составляет более одного миллиона долларов.       В Министерство внутренних дел России поступила информация о том, что на территории Швейцарии на торги выставлена картина Айвазовского "Вид на Ревель" (1845). Сотрудники ведомства тут же связались с руководством аукционного дома Koller, после чего шедевр сняли с торгов. Сейчас ведется работа по возвращению полотна великого мариниста в Россию. Информация о том, кто являлся владельцем картины, не поступала.

В Швейцарии сняли с аукциона похищенную в России картину Айвазовского Российская газета 11:48

На аукционе в Швейцарии обнаружена картина Айвазовского "Море", которая была похищена из собрания музея-заповедника "Дмитровский кремль" в России в 1976 году.       Ее сняли с торгов аукционного дома Koller, сообщает ТАСС со ссылкой на официального представителя МВД РФ Ирину Волк.       По ее словам, местонахождение картины установили НЦБ Интерпола МВД России при участии Минкультуры РФ. Сейчас ведется работа по возвращению картины в Россию.

Похищенную в СССР картину Айвазовского нашли в Швейцарии РосБизнесКонсалтинг 11:41

Картину 1845 года "Вид на Ревель" сняли с торгов аукционного дома Koller, заявили в МВД. Ее похитили из музея Дмитровского кремля в 1976 году       Картина Ивана Айвазовского "Вид на Ревель"       Власти установили, что похищенная из музея-заповедника "Дмитровский кремль" в 1976 году картина Ивана Айвазовского "Вид на Ревель" выставлена на аукционе в Швейцарии. Ее оценочная стоимость составляет более $1 млн. МВД по каналам Интерпола обратилась к швейцарской полиции, картину сняли с торгов, говорится в сообщении официального представителя министерства Ирины Волк.       Она отметила, что картину собирались продать на торгах аукционного дома Koller.

Похищенная в России картина Айвазовского "Море" снята с торгов в Швейцарии Эхо Москвы 11:03

Об этом сообщает МВД. Место нахождения произведения искусства установили Интерпол при участи Министерства культуры России. Картина была похищена из собрания музея-заповедника "Дмитровский Кремль" в 1976 году

На аукционе в Швейцарии нашли похищенную в 1976 году картину Айвазовского ТВ Центр 10:55

Местонахождение установили НЦБ Интерпола МВД России при участии Минкульта России. Картина уже снята с торгов.       Картина Айвазовского "Море", которая была похищена в 1976 году, обнаружена. Ее выставили на торгах аукционного дома Koller в Швейцарии.       Как сообщила TVC.ru официальный представитель МВД России Ирина Волк, картина уже снята с торгов.       По ее словам, местонахождение "похищенного произведения искусства, представляющего особую ценность для культурного наследия России", установили НЦБ Интерпола МВД России при участии Министерства культуры нашей страны.

Похищенная в 1976 году картина Айвазовского найдена на аукционе в Швейцарии ТАСС 10:44

Айвазовский + ТАСС       МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Похищенная в России картина Айвазовского "Море" снята с торгов аукционного дома в Швейцарии, сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.       "НЦБ Интерпола МВД России при участии Министерства культуры Российской Федерации установили местонахождение похищенного произведения искусства, представляющего особую ценность для культурного наследия РФ", - сказала Волк.       По ее словам, были получены данные, что на территории Швейцарии на торгах аукционного дома Koller выставлена картина И. К. Айвазовского "Вид на Ревель", написанная в 1845 году. Оригинальное название картины - "Море".       "Произведение было похищено из собрания музея-заповедника "Дмитровский кремль" в 1976 году.

МВД: В Швейцарии сняли с торгов картину Айвазовского, похищенную в России Росбалт 10:43

В Швейцарии сняли с торгов картину Ивана Айвазовского, похищенную в РФ, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.       Были получены данные, что на территории Швейцарии на торгах аукционного дома KOLLER выставлена картина И.К. Айвазовского "Вид на Ревель", написанная в 1845 году (оригинальное название - "Море"). Полотно было похищено из собрания Музея-заповедника "Дмитровский кремль" в 1976 году.       В ходе взаимодействия по каналам Интерпола со швейцарскими партнерами похищенная культурная ценность оценочной стоимостью более 1 млн долларов США была снята с аукционных торгов. В настоящее время совместно со швейцарской стороной проводится работа, направленная на возвращение картины в Россию.

Похищенная более 40 лет назад картина Айвазовского найдена на аукционе в Швейцарии Говорит Москва 10:41

Картина "Море" ("Вид на Ревель"). Репродукция на аукционе       Как сообщила официальный представитель МВД, работу известного художника с торгов сняли. Сейчас ведется работа по возвращению ее в Россию.       Речь идет о картине под названием "Вид на Ревель", написанной в 1845 году. Ее оригинальное название "Море", а оценочная стоимость составляет более миллиона долларов.

На швейцарском аукционе выставили похищенную картину Айвазовского Лента.ру 10:37

Перейти в "Мою Ленту"       Картина Айвазовского "Вид на Ревель"       Картина Ивана Айвазовского, похищенная в 1976 году, найдена на аукционе в Швейцарии. Об этом в пятницу, 29 сентября, сообщается на сайте МВД России.       "Были получены данные, что на территории Швейцарии на торгах аукционного дома KOLLER выставлена картина Ивана Константиновича Айвазовского "Вид на Ревель", написанная в 1845 году (оригинальное название - "Море")", - рассказала официальный представитель ведомства Ирина Волк

В Швейцарии сняли с торгов похищенную в России картину Айвазовского Газета.ru 10:35

И.К. Айвазовский. "Вид на Ревель" (1845)       С торгов в Швейцарии сняли картину Ивана Айвазовского "Вид на Ревель" (оригинальное название - "Море"). Об этом сообщает МВД России.       "Были получены данные, что на территории Швейцарии на торгах аукционного дома Koller выставлена картина И.К. Айвазовского "Вид на Ревель", написанная в 1845 году (оригинальное название - "Море"). (Картина) оценочной стоимостью более миллиона долларов была снята с аукционных торгов", - сказала официальный представитель МВД России Ирина Волк.       По ее словам, произведение было украдено из собрания музея-заповедника "Дмитровский кремль" в 1976 году.

В Швейцарии сняли с торгов картину Айвазовского, похищенную в России РИА Новости 10:12

В ШВЕЙЦАРИИ СНЯЛИ С ТОРГОВ КАРТИНУ АЙВАЗОВСКОГО, ПОХИЩЕННУЮ В РОССИИ - МВД РФ       РИА НОВОСТИ

webground.su

вернут ли Украине картины художника?

В Феодосийской картинной галерее имени Ивана Айвазовского к 200-летию живописца представили экспозицию с его известными произведениями. Однако за время аннексии Крыма коллекция уменьшалась: картины на время вывозили в музеи соседней России. В 2016 году крымский министр культуры Арина Новосельская сообщила, что в московскую Третьяковку передали 38 картин Айвазовского. И хотя в последствии, как утверждают крымские чиновники, картины вернулись в Феодосию, Министерство культуры Украины заявило, что это нарушение статьи 5 Гаагской Конвенции от 1954 года, которая запрещает вывозить ценности с оккупированных территорий.

Пресс-секретарь Министерства культуры России Ирина Казначеева с иронией относится к украинским претензиям на наследие Ивана Айвазовского:

– Приятно удивлены, что президент Украины Петр Порошенко все время пропагандирует русскую классику: то Александра Сергеевича Пушкина с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым продекламирует, то про русского художника с армянскими корнями Ивана Константиновича Айвазовского вспомнит.

Иван Айвазовский. Волна. 1889 год Иван Айвазовский. Волна. 1889 год

Старший научный сотрудник Феодосийской картинной галереи имени Ивана Айвазовского Ольга Гутман также настаивает, что великий маринист был исключительно русским художником.

Считаю абсолютно правильным называть его русским художником

– Некоторое время тому назад, когда вышел новый учебник истории искусств Украины, там и Владимир Боровиковский значился украинским художником, Василий Тропинин и так далее. В момент, когда Крым принадлежал Украине, Иван Айвазовский тоже стал украинским художником – но, конечно, он учился в Петербургской академии художеств, воспитываясь в традициях русской школы живописи. Считаю абсолютно правильным называть его русским художником».

Иван Айвазовский. Берег моря ночью. 1837 год Иван Айвазовский. Берег моря ночью. 1837 год

Научный сотрудник Национального музея «Киевская картинная галерея» Марьяна Кружкова считает, что Россия не вправе заявлять о своих правах на наследие Ивана Айвазовского.

Вопрос не в том, где учился мастер, а какое оставил наследие

– Русская школа живописи существует с 18-го века и, разумеется, к ней принадлежали почти все художники того времени, вне зависимости от национальности и религии – поляки, армяне, украинцы. Но ведь вопрос не в том, где учился мастер, а какое оставил наследие. Украина потратила огромные усилия, чтобы создать картинную галерею имени Ивана Айвазовского в Феодосии, отреставрировать множество работ. Поэтому нынешняя позиция России не ясна нам по содержанию, зато вполне закономерна, учитывая политическую конъюнктуру. Русская школа изобразительного искусства до 1917 года – не то же, что российская после 2014-го.

Иван Айвазовский. Парусник у берегов Крыма в лунную ночь. 1858 год Иван Айвазовский. Парусник у берегов Крыма в лунную ночь. 1858 год

Заместитель министра культуры Украины Тамара Мазур рассказывает о борьбе за картины мариниста на международной арене.

Единственное, что мы можем делать, – фиксировать факты нарушений и добиваться штрафов в международных судах, одновременно требуя возврата ценностей

– Мы занимаемся проблемой незаконного вывоза работ Ивана Айвазовского в Россию уже больше года, сообщали ЮНЕСКО о грубых нарушениях международного законодательства. Однако практики реагирования на подобные злоупотребления в мире нет, прецедент создается прямо сейчас. Единственное, что мы можем делать, – фиксировать факты нарушений и потом добиваться штрафов в международных судах, одновременно требуя возврата украинских культурных ценностей через систему Интерпола. В таком случае картины, оказавшиеся на выставке за границей, будут арестованы, но нужно настаивать и на возвращении их из российских музеев. Кстати, россияне заявили в ЮНЕСКО, что картины Ивана Айвазовского вернутся в Крым после выставки в Москве – но вместо этого их отправили в Санкт-Петербург. Увы, Россия не устает врать даже в мелочах.

Тамара Мазур также отметила, что ЮНЕСКО будет взаимодействовать по крымским культурным ценностям именно с Киевом, а не с Москвой – что можно назвать успехом украинской дипломатии.

Доцент кафедры международного права и международных отношений Национального университета «Одесская юридическая академия» Дмитрий Коваль предлагает не надеяться, что Россия добровольно – или даже принудительно – вернет картины.

За Украину вопрос с картинами Айвазовского никто не решит

– Если австралийские потомки Ивана Айвазовского захотят устроить у себя выставку его картин из Крыма, им, конечно, придется иметь дело с властями Украины, а не России. Что бы там ни говорили россияне, для международного сообщества Крым остается временно оккупированной территорией Украины. Однако говорить о возврате картин из-под российского контроля не приходится. Международное право призвано лишь помогать странам в поиске компромиссов по конфликтным вопросам. За Украину с Россией вопрос с картинами Ивана Айвазовского никто не решит – попросту отсутствует международный механизм возврата культурных ценностей с оккупированных территорий. Комиссия по таким случаям, согласно статьи 5 Гаагской Конвенции от 1954 года, так и не была создана.

(Над текстовой версией материала работал Владислав Ленцев)

ru.krymr.com

Швейцарцы не спешат возвращать похищенную картину Айвазовского в наш музей

По информации источника, знакомого с ситуацией, швейцарская прокуратура встала на сторону нынешнего владельца картины и сняла ограничения на дальнейшие действия с ней

Ранее картина Айвазовского была снята со швейцарского аукциона Koller по запросу национального бюро Интерпола МВД России. Позиция наших органов, поддержанная Минкультом, состоит в том, что этот «Вид на Ревель» на самом деле называется «Море» и картина эта была похищена из собрания Музея-заповедника «Дмитровский кремль» в 1976 году.

Но одной лишь такой аргументации для Швейцарии недостаточно. Для истребования картины из незаконного пользования нужны железобетонные доказательства и четкое прохождение юридической процедуры. Что, вероятно, долго, дорого и не гарантирует успеха. Источник, знакомый с ситуацией, со ссылкой на владельца аукциона Кирила Коллера (Cyril Koller) рассказал на форуме ARTinvestment.RU, что 24 октября швейцарский прокурор снял ограничения с картины, а Минкульт вряд ли будет истребовать картину.

Теперь, как говорят, у Минкульта основная надежда остается «на добровольный патриотичный дар картины нынешним собственником». Напомним, что на последних торгах (с которых «Ревель» и сняли) оценка аукционного дома для этой картины Айвазовского составляла $480 000–670 000. В 2006 году, в период ажиотажного роста цен на рынке русского искусства, этого Айвазовского купили за $1 262 000. Сейчас же, по нашим оценкам, ее рыночная цена составляет скорее $300 000–350 000.

История с картиной еще не закончилась. Но уже понятно, что её быстрого и триумфального возвращения в Россию, на что многие надеялись, ожидать больше не стоит.

Источник: forum.artinvestment.ru

Что еще почитать по теме на AI: Украденного в СССР Айвазовского сняли с торгов в Швейцарии.

artinvestment.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта