Апсны - Абхазия. Буря у берегов абхазии айвазовский картина фото


Гагрская крепость и Сухум-Кале на старых картинах

Какой запечатлели Абхазию русские художники XIX века во время своих путешествий на Кавказ.

Как выглядела гагрская крепость и Сухум-Кале стапятидесятилетней давности, Sputnik сделал подборку картин и рисунков художников XIX века.

Sputnik, Владимир Бегунов.

Гагрская крепость много раз разрушалась, восстанавливалась и была практически полностью уничтожена во время наводнений в 1940-х годах. Сейчас от нее мало что сохранилось. О том, как она выглядела, можно судить по картине Никанора Чернецова "Крепость Гагра в Абхазии". Она написана в 1837 году. В XIX веке Никанор Григорьевич был известным художником, путешествовал по России, Европе, Ближнему Востоку и писал пейзажи многих мест, где бывал. Его брат Григорий тоже был художником. Сам Никанор Чернецов дружил с Пушкиным. Его картина "Дарьяльское ущелье" (1832 год) висела в кабинете Александра Сергеевича.   

У Чернецова есть еще два рисунка: на одном гагрская крепость изображена вблизи, с берега, на втором – развалины храма в Гудауте.

public domaine

Никанор Чернецов "Крепость Гагра в Абхазии" 1837 год

Бывали в Абхазии баталист Илларион Прянишников, оставивший много рисунков обороны Севастополя 1854-1855 годов и портретист Николай Ярошенко, но Абхазию на своих картинах они не запечатлели.

Про визит Репина в Сухум существует легенда. Якобы художник познакомился с местным жителем Бидой Чхамалия и написал два его портрета. Один подарил самому Чхамалия, другой оставил себе. Из двух картин одна, по легенде, утеряна в 1942 году, а вторая хранится в частной коллекции в Финляндии. Однако как-то подтвердить эту информацию или опровергнуть сложно. Во всяком случае, упоминаний о полотне "Красавец абхаз" найти в литературе по Репину не удалось.

Другие абхазские работы художника тоже не известны. О его визите в Страну Души напоминает лишь строчка из переписки: "Сухум мне так понравился, что я даже хотел купить там кусочек земли, но дальность расстояния не позволила мне осуществить этого".

Такие же планы были и у автора "Апофеоза войны" Василия Верещагина, который купил дачу в поселке Нижняя Эшера, но бывал там редко. С мечтой о переселении в Абхазию на постоянное место жительство он расстался по той же причине, что и Репин – Абхазия тогда была слишком оторвана от мира.

Поездка превращалась в долгое и тяжелое путешествие, корреспонденция поступала нерегулярно, что было неприемлемо для всемирно известного художника, чья жизнь состоит из поездок, выставок и переписки с коллегами.

  • Айвазовский Русская эскадра у берегов Абхазии 1840 год

    Айвазовский "Русская эскадра у берегов Абхазии" 1840 год

    public domaine

  • Никанор Чернецов Крепость Гагра 1836 год

    Никанор Чернецов "Крепость Гагра" 1836 год

    © Фото : public domaine

  • Никанор Чернецов Развалины храма в Гудауте 1936 год

    Никанор Чернецов "Развалины храма в Гудауте" 1936 год

    © Фото : public domaine

1 / 3

public domaine

Айвазовский "Русская эскадра у берегов Абхазии" 1840 год

Рисунок Айвазовского "Русская эскадра у берегов Абхазии", сделанный в 1840 году не дает четкого представления о конкретном месте. Если бы не подпись самого художника на листе, его невозможно было бы идентифицировать. На рисунке мы видим только горы, спускающиеся вплотную к морю и эскадру кораблей, идущую вдоль берега. Иван Константинович писал много морских кавказских пейзажей, но сложно сказать, связаны ли какие-то из них с Абхазией.

Сохранились два вида Сухума конца XIX века Петра Верещагина и Льва Лагорио. На обоих можно рассмотреть набережную, усаженную кипарисами – признак Сухум-Кале того времени. Картина Лагорио датирована 1873 годом, полотно Верещагина тоже 1870-х годов. Петр Верещагин не прибывал в родстве с известным художником-баталистом Василием Верещагиным, как можно подумать. У него тоже был брат художник Василий Верещагин, но они были просто однофамильцами. 

В начале ХХ века в Абхазии распространилась фотография, и многие виды того времени можно увидеть на открытках и фотоснимках того времени. А вот абхазские пейзажи XIX века нам известны только по немногочисленным работам художников.

© Фото : public domaine

Петр Верещагин "Сухум-Кале" 1870-ые годы

sputnik-abkhazia.ru

Знаменитые гости Сухума (Сухум, Абхазия)

Многие влюбляются в этот город с первого раза. В 1823 году в Сухуми приезжал поэт Е. П. Зайцевский. Он посвятил Абхазии несколько стихотворений, для него гостеприимная Абхазия стала второй родиной.Вот его строки:Волшебный край! Приют цветов! Страна весны и вдохновений!1823 г. (первое поэтическое упоминание об Абхазии в русской литературе)

Чернецов Н. Г., многие рисунки которого посвящены великолепным видам Сухуми и Абхазии, одним из первых побывал здесь в 1836 г.

По приглашению генерала Н. Н. Раевского в 1839 году в Абхазию приезжал художник И. К. Айвазовский. Он совершил поездку вдоль Черного моря на кораблях «Колхида» и «Силистрия», где создал ряд зарисовок и эскизов, ставшими основой для прославленной картины «Буря у берегов Абхазии». В 1843 году эта картина выставлялась в Лувре, Париж.Айвазовский был единственным русским художником, — которого пригласили участвовать на парижской выставке. Он понимал, что на нем лежит высокая обязанность — представлять в столице Франции, считавшейся тогда центром европейской цивилизации, искусство своей родины.

Помня это, художник отобрал для выставки не одни лишь итальянские виды, а решил выставить наряду с ними картину, в которой парижане увидели бы красоту и мощь русского моря, величие и благородство русского народа.

Художник изобразил на картине тот момент, когда русский военный корабль останавливает черкесскую кочерму и спасает абхазских девушек от ужасов турецкого плена или от возможной гибели среди волн.

Французы полюбили живопись русского художника. В его итальянских видах природа была озарена праздничным светом. Это был такой щедрый праздник света, что перед картиной, на которой был изображен восход солнца, многие выражали сомнение, нет ли за ней свечи или лампы.

Но перед картиной «Буря у берегов Абхазии» не спорили о ее живописных достоинствах. Перед ней зрители становились молчаливей, сосредоточенней и задумывались над ее смыслом. А смысл волновал. Русские спасали жизнь кавказских женщин, возвращали им свободу, возможность жить среди родных. (ни одного изображения этой картины я в интернете не нашла, очень жаль).

В 1889 году художник И. Е. Репин посетил город. Пейзажи Абхазии так восхитили его, что 9 июля 1889 года он написал своему другу В. В. Стасову, известному критику и искусствоведу: «Сухум мне так понравился, что я даже хотел купить там кусок земли, но одумался, что далеко не всегда будешь иметь возможность съездить туда». Он написал картину «Портрет абхаза» на память об Абхазии, и здесь мы видим мужественное лицо человека, который готов отдать и жизнь за одну свободу.

А. П. Чехов тоже не остался равнодушным к необыкновенной природе Абхазии, когда приехал в Сухум в 1888 году. «Если бы я пожил в Абхазии, хотя месяц, то, думаю, написал бы с полсотни обольстительных сказок. Из каждого кустика, со всех теней и полутеней на горах, с моря и с неба глядят тысячи сюжетов». Эти строки А. П. Чехов написал Суворину, после того, как побывал на Сухумской набережной. В 1896 и 1900 годах Чехов посещал Абхазию вместе с А. М. Горьким и А. М. Васнецовым. Писатель посвятил немало страниц чудесным пейзажам, отдал дань честности и гостеприимству абхазского народа.

Художник В. В. Верещагин и врач-терапевт А. А. Остроумов, который построил и подарил городу больницу, подолгу жили в Сухуме.

В Сухуми также отдыхали и жили русские поэты Василий Каменский и Виктор Стражев. В летние месяцы подолгу оставался на своей даче под Сухумом Константин Симонов. К нему на отдых в Гульрипш приезжал Александр Твардовский, чилийский классик Пабло Неруда. По соседству с Симоновым жил поэт Евгений Евтушенко.

Частыми гостями абхазских писателей в Сухуми были Римма Казакова, Белла Ахмадулина, Гарольд Регистан, Яков Козловский, Дмитрий Голубков, Кайсын Кулиев, Михаил Луконин, Георгий Радов, Александр Иванов, Аркадий Арканов и многие другие.

turbina.ru

Абхазия: Айвазовский и море у берегов Абхазии

Парижский Лувр предложил Айвазовскому (первому русскому художнику) выставить свои холсты, и Айвазовский привез „Море в тихую погоду", „Ночь на берегу Неаполитанского залива" и „Бурю у берегов Абхазии"... Успех был полным. „Первый русский в Лувре" очаровал парижан.  искала в Интернете картину с точным названием "Буря у берегов Абхазии", увы, не нашла! Поэтому поставила

Бурное море 1868 54,2х65. Если найду, обязательно добавлю!
 Айвазовский был единственным русским художником, — которого пригласили участвовать на парижской выставке. Он понимал, что на нем лежит высокая обязанность — представлять в столице Франции, считавшейся тогда центром европейской цивилизации, искусство своей родины.

Помня это, художник отобрал для выставки не одни лишь итальянские виды, а решил выставить наряду с ними картину, в которой парижане увидели бы красоту и мощь русского моря, величие и благородство русского народа.

Такой картиной была незадолго до этого написанная «Буря у берегов Абхазии». Айвазовский вспомнил берега Абхазии и бурю на море, которую он наблюдал во время своего путешествия с абхазцем Званба.

Художник изобразил на картине тот момент, когда русский военный корабль останавливает черкесскую кочерму и спасает абхазских девушек от ужасов турецкого плена или от возможной гибели среди волн.

Французы полюбили живопись русского художника. В его итальянских видах природа была озарена праздничным светом. Это был такой щедрый праздник света, что перед картиной, на которой был изображен восход солнца, многие выражали сомнение, нет ли за ней свечи или лампы.

Но перед картиной «Буря у берегов Абхазии» не спорили о ее живописных достоинствах. Перед ней зрители становились молчаливей, сосредоточенней и задумывались над ее смыслом. А смысл волновал. Русские спасали жизнь кавказских женщин, возвращали им свободу, возможность жить среди родных.

Источник  http://see-art.ru/part_2_g10_20

Иван Айвазовский (при рождении - Оганес Айвазян) по происхождению - армянин.

abhasiya.blogspot.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта