Hieronymus Bosch Иероним Босх Картина Корабль дураков 1490. Картина иероним босх корабль дураков


Корабль дураков (картина Босха) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Корабль дураков» (фр. La Nef des fous) — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Иеронима Босха. Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория чревоугодия и сладострастия».

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом хлеб, висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному поросёнку, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

ru.bywiki.com

Описание картины Иеронима Босха «Корабль дураков» Картины художников

Описание картины Иеронима Босха «Корабль дураков»

Босх — мрачновато готический художник Эпохи Северного Возрождения с головой полной удивительных и странных мыслей, которые выливались на полотна гротескными и демоническими образами вкупе с нравоучительными тенденциями.В то время как Церковь считалась единственной и непоколебимой догмой, а священнослужители представителями высшей знати, Босх в открытую насмехался над ними всеми вместе взятыми.

Это наглядно можно увидеть на его картине «Корабль Дураков». Корабль — традиционный символ Церкви в древние века, наполнен разными людьми. В центре, среди народа, сидит монах и монахиня, играющая на лютне. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук. Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. Кому-то плохо от чрезмерно выпитого вина, кто-то объедается до икоты, а кто-то настолько отупел, что гребет черпаком как будто веслом, пытаясь ускорить движение корабля. Рулевой этого корабля — шут

в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. На весь этот шабаш, из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова.

Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Лютня — аллегория женского полового органа, Майское Дерево и сова — символы зла, ереси и дьявола в Средние века. Картина ясно дает понять всем, кто на нее смотрит, что будущего у этого корабля нет, т. к. он никем не управляем, люди беспокойны и рано или поздно перевернут корабль, он медленно пойдет ко дну. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, абсолютно не заботясь о спасении их душ. Все фигуры на картине вызывают антипатию, они плоские и уродливые, будто неумелые маски, а неустойчивость и эфемерность корабля подчеркивает бессмысленность всего происходящего.

Картина «Корабль Дураков» была верхней частью триптиха, который, к сожалению, не сохранился до наших дней, лишив удовольствия созерцать очередное творение смелого и прогрессивного, мрачного гения иронии и сарказма, Иеронима Босха.

Прислал: Макарова Анна . 2017-10-08 22:00:28

opisanie-kartin.iusite.ru

Корабль дураков (картина Босха) - это... Что такое Корабль дураков (картина Босха)?

«Корабль дураков» (фр. La Nef des fous) — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Иеронима Босха. Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова.

Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Здесь верховодит шут; по замыслу его роль — сатирическое обличение обычаев и нравов того времени. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность; «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками, и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин; её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни, и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного.

Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. Вероятно, и Босх был знаком с этой сатирой, но вряд ли она послужила ему творческим стимулом — в Средние века корабль был одной из самых распространённых метафор. Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486 г. в Харлеме, и потому возникает искушение представить картину Босха, вероятно, читавшего её, как пародию.

В Лувре хранится рисунок с одноимённым названием и композицией. Его трудно принять за эскиз или набросок: слишком велика его законченность. Возможно, лист предназначался для перевода в гравюру, например, под названием Schlaraffenschiff (Корабль лентяев).

Картина была передана в дар Лувру Камиллой Бенуа в 1918 году и в настоящее время находится в 10-м зале на 2-м этаже галереи Ришельё в Лувре. Код: R.F. 2218.

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Ссылки

biograf.academic.ru

Иероним Босх. Корабль дураков. - Журнал обо всём

«Корабль дураков»Принято считать, что Иероним Босх родился около 1450 года. Настоящее его имя Иероним Антонис ван Акен, однако некоторые свои работы художник подписывал «Босх». Дед и отец художника были живописцами, мать происходила из семьи резчика по дереву, и мальчик с самого раннего детства приобщился к профессиональным художественным традициям семьи. Босх несомненно был знаком с богословской литературой, знал жития святых, описания их видений. Кроме того, он был в курсе последних достижений наук, наслышан об алхимии, астрологии, народной медицине. Одним словом, это был образованнейший человек своей эпохи. Для нас же главное, что живописец Иероним Босх претворял все, что знал и видел, в своеобразные, гротескные художественные образы. В имеющихся архивах Босх впервые упомянут как «Иероним-живописец» в 1480 году. Сохранилась и запись 1481 года о его браке с Алейд ван Мервей, происходившей из знатной семьи. Этот брак принес художнику благосостояние, возможность не зависеть в своем творчестве от воли заказчиков и добиться славы самого оригинального голландского мастера. Отношение к Босху резко менялось на протяжении веков. В первое время наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.

Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и XX веков. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках. В последние же годы он стал едва ли не самым популярным и загадочным заподноевропейским художником прошлого. О нем написаны десятки книг, ряд авторов видят в Босхе предшественника современного сюрреализма. 

 

 

 

Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем - знаки сатаны. Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль? Картина исполнена, видимо, около 1500 года: ее сохранность не очень хороша, пострадал задний план полотна. Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа.

Фрагмент

 

 Корабль Дураков

Марфа Всеволодовна Замкова

Библиотекарь.Ру

 

kolybanov.livejournal.com

«Корабль дураков» картина Иеронима Босха

Картина «Корабль дураков» считается одной из самых известных картин великого нидерландского художника Иеронима Босха (1460-1516). Предположительно произведение было создано между 1490 и 1500 годами. Смысл данной картины трактуется в двух версиях, однако эти версии не сильно различаются. По одной версии - это произведение было написано под вдохновением от сатирической поэмы Себастиана Бранта "Корабль дураков", в котором описывается, как корабль с дураками отчалил в страну дураков. По другой версии - это аллегорическая тема, которая направлена на осмеяние существующей церкви.

Сам корабль символизирует церковь, которая пришла в настоящий упадок и так возгордилась своей непогрешимостью, что стала вести распутную жизнь и погрязла во всех существующих грехах. Упадок нравов, как мы можем увидеть на картине, у церкви просто зашкаливает. Беспутства монахов, которые зачастую купались в роскоши, ничего при этом не делая, были наглядными и даже не скрывались от людей, которые были вынуждены ходить в такие религиозные заведения, чтобы обратить свои мольбы к Богу.

Корабль, который является аллегорической церковью, по мнению всех в ней сидящих, везёт их в рай. Но на самом деле, и именно это и подразумевал Иероним Босх, корабль дураков, у которого нет ни руля, ни капитана (руль - сломанная ветка, капитан - шут) отправляет всех пассажиров прямиков в ад.

Корабль дураков в произведении художника символизирует не просто дурость и глупость всех служителей церковного культа, а настоящее зло. Сама картина, которая является частью несохранившегося триптиха, наполнена символами и аллегориями, зашифрованными знаками и посланиями. Так здесь присутствуют традиционные для живописи времён Босха символы любострастия - кувшин с вином, игра на лютне, блюдо с вишнями. Кроме этого здесь же присутствуют и аллегории обжорства, которое также было характерно для "аскетичных" монахов. Аллегорическая картина, намекающая на царящую бездуховность и безбожие, безусловно, является одним из самых знаковых работ в искусстве Босха. Картина с её вечными символами - есть отражение реальности, которую можно применить и к современному миру.

В настоящее время картина Иеронима Босха «Корабль дураков» представлена в Лувре.

 

 

Источник  http://art-assorty.ru/5395-korabl-durakov-bosch.html

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Hieronymus Bosch Иероним Босх Картина Корабль дураков 1490

Hieronymus Bosch. Иероним Босх. Картина «Корабль дураков» 1490 - 1500 -е годы. Музей Лувр, Hieronymus Bosch. Иероним Босх. Картина «Корабль дураков» 1490 - 1500 -е годы. Музей Лувр, Париж.

Еру н Анто нисон ван А кен (более известный как Иеро ним Босх ) Еру н Анто нисон ван А кен (более известный как Иеро ним Босх ) около 1450— 9 августа 1516 Нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В родном городе Босха — Хертогенбосе — открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.

Картина «Корабль дураков» - произведение зрелого Босха, созданное примерно между 1490 и 1500 годами. Картина «Корабль дураков» - произведение зрелого Босха, созданное примерно между 1490 и 1500 годами. «Корабль дураков» , без всякого сомнения, является сатирой, точный смысл которой, однако, не совсем ясен. На картине «Корабль дураков» , монах и две монашки беззастенчиво развлекаются с крестьянами в лодке, имеющей шута в качестве рулевого. Возможно, это пародия на корабль Церкви, ведущий души к вечному спасению, а может, обвинение в похотливости и невоздержанности в адрес духовенства. Монах и монашка - главные персонажи этой безумной пирушки в открытом море. Обе мачты пустили побеги и обросли листвой, как деревья. Общество веселится напропалую, бросив судно плыть по течению. Возможно, Босх вдохновлялся сатирической поэмой Себастиана Бранта ("Корабль дураков"), опубликованной в 1494 году, которая рассказывает, как корабль с дураками отчалил в страну дураков. Собственно, знаменитая картина «Корабль дураков» многими искусствоведами считается вершиной зрелого периода в творчестве мастера. Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию» , олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Грех любострастия символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Здесь верховодит шут; по замыслу его роль — сатирическое обличение обычаев и нравов того Здесь верховодит шут; по замыслу его роль — сатирическое обличение обычаев и нравов того времени. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность; «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками, и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рёйнерта» , на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин; её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни, и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного.

Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков» , ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. Вероятно, и Босх был знаком с этой сатирой, но вряд ли она послужила ему творческим стимулом — в Средние века корабль был одной из самых распространённых метафор. Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486 г. в Харлеме, и потому возникает искушение представить картину Босха, вероятно, читавшего её, как пародию.

present5.com

Символика картины «Корабль дураков», Иероним Босх, 1490-1500

Корабль символизирует Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Однако, происходящее на корабле, явный намёк автора на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. Девагеларе, исследователь творчества Босха, считает, что эта картина - «сатира на моральную распущенность духовенства, позволяющего кораблю Церкви плыть без руля и ветрил, пренебрегшего своим долгом спасения душ - пловцов рядом с лодкой».

Передача про картину Босха «Корабль дураков». Авторская программа Паолы Волковой «Мост над бездной». www.youtube.com Сайт, посвященный Иерониму Босху: биография, техники, символы, загадки художника.<br> hieronim.ru Иеронимус Босх. Жизнь, творчество художника Босха

Лютня символизирует женский половой орган, а игра на ней обозначает разврат.

Блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином - символы разврата, любострастия, распутства.

Блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином - символы разврата, любострастия, распутства.

Действия монаха и двух монашек символизируют грех любострастия. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не понимая, что Корабль Церкви превратился в Корабль Зла, без руля и ветрил, влекущий души в Ад.

Сова, взирающая на происходящее из ветвей Майского Дерева, как и перевернутый сосуд на копье, - знак сатаны.<br>

Сова, взирающая на происходящее из ветвей Майского Дерева, как и перевернутый сосуд на копье, - знак сатаны.

Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым Майским Деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты. Некоторые считают, что здесь изображен куст орешника, привязанный к шесту. Орех и орешник – символы похоти.

Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте, другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом.

Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом.

Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом.

Перевернутый полумесяц. Полумесяц – мусульманский знак, знак неверных, знак ереси, и шире – знак дьявола.

В Лувре хранится рисунок с одноимённым названием и композицией. Его трудно принять за эскиз или набросок: слишком велика его законченность. Возможно, лист предназначался для перевода в гравюру, например, под названием Schlaraffenschiff (Корабль лентяев). upload.wikimedia.org

Рты персонажей широко раскрыты, но не только потому, что они поют во все горло, - они заняты весьма своеобразным и требующим полного сосредоточения делом: на шнуре подвешена краюха хлеба – традиционное ярмарочное развлечение, – надо укусить хлеб, не касаясь его руками. Символизирует моральную распущенность духовенства и мирян.

единственный дурак по профессии – шут, единственный, кому следовало бы балагурить, скоморошествовать, дурачиться, ведет себя серьезней остальных. Нахохлился, отвернулся, пьет из своего стакана. Его функции исполняют другие. Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости.

Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. krotov.info Cебастьян Брант - Корабль дураков

www.thinglink.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта