Рембрандт Харменс ван Рейн. Картины рембрандт ван рейн
Рембрандт ван Рейн - Художники
- Художники
- "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
- Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
- Художники
- "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
- Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
- Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно…
- Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: "Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь…
- Делакруа так начинает исторический очерк о художнике: "Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству". "Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим…
- Блистательному, самобытному художнику XIX - начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен…
- И.Е. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". "Большой русский художник - и с русской душой", - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: "Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в…
- Творчество Тьеполо продолжало великие традиции венецианской живописи. Но только в двадцатом столетии он вновь получил то признание, которого заслуживает. Сегодня искусство Тьеполо считается самым значительным явлением в живописи позднего барокко. Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его…
- Французский критик Эдмон Абу писал в 1855 году: "Месье Коро - единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он неподражаем. Ни один художник не наделен таким стилем и не умеет лучше передать…
- Тинторетто (настоящее имя - Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто - "маленький красильщик". Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих…
- Маковский - один из популярнейших русских художников-жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени. Владимир Егорович Маковский родился 7 февраля 1846 года в семье Егора Ивановича…
- (1401 - ок. 1429) Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Не будет преувеличением сказать, что наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо дал решающий импульс развитию ренессансного искусства. "...Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим…
- П. Элюар называл Руссо большим художником, который "заставил жить тучи и листья на деревьях и в то же время умел писать мечту". "К счастью для нас, - добавлял Элюар, - Руссо был убежден, что он должен показывать то, что он видит.…
- Известный критик Поль Юссон писал в 1922 году о Модильяни: "После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более интимным и обычно лишенным какой-либо исключительности. ...Этот художник носит в себе…
Рембрандт ван Рейн
«Рембрандт ван Рейн»Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена.
"Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на городскую или государственную службу, чтобы потом он мог оказывать им помощь. Но вскоре обнаружилась природная склонность мальчика к искусству живописи и рисования, так что родители вынуждены были взять его из школы и, чтобы развивать дальше его талант, отдали его живописцу для обучения первоначальным правилам. Потом они решили перевести его к Якобу Изаксу ван Сваненбурху, чтобы мальчик учился у него дальше. Там он оставался три года и сделал такие успехи и так усилилась любовь его к искусству, что всех приводили в восторг работы юноши, обещавшего стать замечательным живописцем. Отец тогда счел за лучшее отдать его для дальнейшего усовершенствования к уже известному художнику Питеру Ластману, жившему в Амстердаме.
Здесь он пробыл около шести месяцев, стал совершенно самостоятельным мастером, а вскоре - одним из величайших художников своего века. Так как его произведения чрезвычайно нравились гражданам Амстердама, он получал бесчисленные заказы на картины и портреты, и всем очень хотелось, чтобы он переселился из Лейдена в Амстердам, что он и сделал в 1630 году и в 1647 году пребывал еще там".
Во время учебы у Ластмана в 1623 году Рембрандт близко сошелся с художником Яном Ливенсом, ставшим его другом и спутником на многие годы. Несколько месяцев он занимался и у известных художников того времени братьев Яна и Якоба Пинасов.
Вместе с Ливенсом Рембрандт вернулся в Лейден, где проработал с 1625 до 1631 года. Некоторое время у художников даже была общая мастерская.
Испытав сильное влияние караваджизма, уже в ранних, небольших по формату вещах: "Принесение во храм" (около 1628-1629), "Симеон во храме" (1631) художник уделяет особое внимание эмоционально-психологическим возможностям светотени.
«Рембрандт ван Рейн»Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта становится портрет. Кроме живописи Рембрандт также занимался офортом, технику которого значительно усовершенствовал.
В 1631-м или начале 1632 года Рембрандт приезжает в Амстердам. Художник приобретает известность, написав "Урок анатомии доктора Тюльпа".
Художник создает групповой портрет. Медики окружили доктора Тульпа, препарирующего руку покойника. Заинтересованные, живые лица, индивидуальная реакция каждого участника этого урока анатомии делает картину психологически достоверной, яркой, новаторской.
Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера.
В 1634 году Рембрандт женился на племяннице Хендрика Саскии ван Эйленбург, дочери бургомистра из богатого фрисландского рода. Эта женитьба доставила ему самую избранную клиентуру столицы Голландии.
К 1639 году преуспевающий художник вместе с женой приобрел в Амстердаме великолепный дом. Их дети умерли во младенчестве, Титуса, родившегося в 1641 году, отец похоронит за год до своей смерти.
К тридцатым годам относится целый ряд портретов жены Саскии. Она была самой любимой моделью художника. Так, на картине "Флора" Рембрандт изобразил Саскию незадолго до рождения их сына Титуса. Не менее интересен "Автопортрет с Саскией" (1634). Поднимая бокал и обратившись к тем, кто смотрит на картину, художник как бы предлагал зрителям разделить его безмерную радость и счастье.
Саския послужила моделью и для знаменитой "Данаи", а в одном из слуг художник изобразил самого себя.
"Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. Мягкие, в отсветах шторы, поблескивающие металлические предметы как бы обволакивают светом обнаженную фигуру на постели... Здесь мы видим девушку, заточенную в башню по приказу отца; к ней под видом золотого дождя проникает Зевс и соблазняет ее.
Действительно, не вызывает сомнений, что любовник-невидимка приближается; слуга недоумевает, а девушка знаками приглашает возлюбленного разделить с нею ложе. Позолоченный херувим в ручных оковах взирает сверху почти обезумев от горя; почему - этого мы, верно, никогда не узнаем" (Д. Маннеринг).
В 1642 году умерла любимая Саския. Именно в эту пору Рембрандт пишет самую знаменитую свою картину "Ночной дозор". Рассказывает Н.А. Лившиц:
"Корпорация амстердамских стрелков в 1642 году заказала Рембрандту групповой портрет членов гильдии. Это был почетный и выгодный заказ... Рембрандт решил эту задачу полностью в духе XVII века, и притом середины столетия; он представил себе слитную, динамическую сцену, в которой все участники занимают свое место, подчиняясь сложному, но единому ритму. На первом плане он написал в полном свету высокую, как бы движущуюся на зрителя, фигуру капитана стрелков Баннинга Кока, одетого в черное и красное; рядом с ним - лейтенант, на котором ярко-желтый кафтан сверкает напряженным локальным пятном. Эти фигуры резко противопоставлены другим, отодвинутым в полумрак и постепенно тающим в глубине. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины).
"Ночным дозором" ее назвали главным образом потому, что потемневший лак в течение долгих лет скрывал под темной пеленой ее истинные краски (теперь этот лак снят). Но в "Ночном дозоре" и до сих пор остаются не вполне понятные фигуры и неистолкованные детали; в этой громадной картине с ее сложными внутренними контрастами, символами и намеками выразилась вся пылкость воображения, вся свобода и независимость искусства Рембрандта, вступившего в период творческой зрелости.
Однако заказчики, трезвые, положительные и опасающиеся всяких неожиданностей, не желали мириться ни со сложностью, ни с дерзостью рембрандтовского замысла и были крайне разочарованы.
«Рембрандт ван Рейн»Многие имели основание жаловаться на то, что (хотя они заплатили равную цену) их лиц в картине невозможно рассмотреть; однако недоволен был и Баннинг Кок; он демонстративно заказал свой портрет Бартоломеусу ван дер Хельсту.
С этого момента от Рембрандта отшатнулось большинство богатых заказчиков. Сдвиг в общественных вкусах, особенно рано сказавшийся в крупнейшем центре страны, привел к тому, что величайший национальный гений Голландии оказался на положении непопулярного художника; его глубокое, передовое искусство продолжали ценить лишь немногие".
В память о жене Рембрандт написал знаменитую картину "Давид и Ионафан" (1643), своеобразную сцену прощания двух людей, расстающихся навеки. Свое отношение к жене художник выразил и в портрете "Святое семейство" (1645). Поразительно, что художник пользуется светлыми красками, таким образом выражая свое убеждение, что жизнь и смерть едины и все люди когда-нибудь соединятся на небесах.
В картине "Святое семейство" взамен громогласности красок и бравурности эмоций популярного "Автопортрета с Саскией на коленях" воцарилась сдержанность полутонов, полутень и благоговейная тишина. В колыбельке младенца Иисуса узнается маленький сын художника Титус, но Мария, заботливо склоненная над ним, - уже не подобие резвой Саскии. Малокровную белокурую буржуазку сменила сильная смуглая девушка крестьянского вида, чарующая не хрупкостью облика, а проникновенностью выражения.
После смерти жены художник нанял няню для Титуса - вдову Гертье Диркс. Как рассказывает Д. Маннеринг: "В 1649 году она подала на Рембрандта в суд за нарушение договора, а спустя год оказалась в тюрьме, причем на содержании художника. Была ли то щедрость с его стороны или, напротив, он нарочно упрятал Гертье за решетку, этого нам не суждено узнать.
Свидетельница судебной распри - молодая служанка Хендрикье Стоффельс, поступившая в работницы к Рембрандту около 1647 года.
«Рембрандт ван Рейн»Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной. С нежностью выписанное лицо на картине "Вирсавия" и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. Есть основания полагать, что она была верной спутницей Рембрандта и пользовалась его доверием.
В 1654 году Хендрикье забеременела, и местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию".
Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. "Хендрикье из Рансдорпа с редкой самоотдачей вживается в жизненную драму новой рембрандтовской "Вирсавии", очарование которой - в полном отсутствии самолюбования... - отмечает О. Петрочук. - Хендрикье словно бы всем украшениям на свете предпочитает скромное обручальное кольцо, которое ввиду "незаконности" брака с художником носила не на пальце, а на шее, что можно видеть в наиболее психологически полном ее изображении - "Хендрикье у окна". В нем вместилась вся горькая и счастливая участь молодой женщины, подобно легендарным Вирсавии и Данае, озаренной любовью стареющего гения - тоже в своем роде царя и бога, только от живописи.
Постепенно - от портрета к портрету - застенчивая служанка как бы осознает мощь своего обаяния во всей его цельности и полноте. Только неизменно прячет то в рукава, то под шалью, то за рамой окна свои крупные, загрубелые от работы, но гибко женственные руки, как бы стыдясь их вида".
В начале пятидесятых годов художник создает один шедевр за другим: "Вирсавия" (1654), "Портрет Яна Сикса" (1654), "Польский всадник" (1655-1657), "Титус за чтением". Именно в пятидесятые годы Рембрандт, являющийся величайшим мастером офорта, создает многие из лучших своих произведений: "Христос, исцеляющий больных" (так называемый "Лист в сто флоринов", около 1649), "Три креста" (1653-1660), портреты Лутмы (1656) и Харинга (1655), "Поместье весовщика золота" (1651).
Однако денежные дела шли все хуже.
«Рембрандт ван Рейн»Кредиторы все более притесняли Рембрандта за растущие долги, а церковники порицали за незаконное сожительство с Хендрикье. В 1656 году прошла опись имущества художника, а вскоре в гостинице "Королевская корона" происходит его распродажа. В 1660 году был продан дом.
Титус и Хендрикье создают компанию и приглашают Рембрандта работать для них, чтобы "их" картины не попали в руки кредиторов. Пришлось перебраться на окраину Амстердама. Именно там на бедной улице Канал Роз прошли последние десять лет жизни мастера. Но художник не пал духом и в последнее десятилетие жизни создает такие шедевры, как "Заговор Юлия Цивилиса" (1661), "Синдики" (1662).
Как верно отмечает Л.Д. Любимов: "Знаменитые "Синдики", портрет синдиков (то есть управляющих корпорацией суконщиков), - несомненно, самый совершенный из всех когда-либо написанных групповых портретов. Зная после опыта "Ночного дозора", что свет в его власти, Рембрандт сосредоточивает его в этой картине равномерно, без "озорства", раскрывая душевную "подвижность" каждого персонажа и объединяя их всех глубоко насыщенной поразительной красочной гаммой в единое, неразрывное и величественное целое".
Лучшей картиной этого периода стало "Возвращение блудного сына" (1669). Ю.И. Кузнецов пишет:
"К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение - "Возвращение блудного сына". Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим - идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь, - находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и технических приемов, которые выработал художник за долгие десятилетия творчества.
Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состояние и покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение.
Безмерная светлая радость этих двоих - старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом и раскаянием, прячущего лицо на груди отца, - составляет главное эмоциональное содержание произведения. Молча, потрясенные, застыли невольные свидетели этой сцены.
Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доминируют золотисто-охристые, киноварно-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы...
Только умудренный огромным жизненным опытом человек и великий, проделавший большой путь художник мог создать это гениальное и простое произведение.
В "Возвращении блудного сына" ничего не происходит и ничего не произносится - все было сказано, передумано, выстрадано и прочувствовано давным-давно, в годы долгого ожидания, но есть радость встречи, тихой и светлой..."
Хендрикье умирает в 1663 году. К 1666 году у Титуса ван Рейна дела пошли настолько хорошо, что он сумел оплатить и недавние свои, и застарелые отцовские долги, да еще в придачу одарить отца новыми холстами и печатным станком. Но недолго радовался художник успехам сына. В 1668 году туберкулез унес Титуса.
"Во вторник, 8 октября 1669 года, погребен ван Рейн, художник с Розенграхт, напротив Долгоф...", - гласит последний из документов, относящихся к жизни Рембрандта, - запись в церковной книге Вестеркерк.
- Люди и биографий — Художники
- "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
- Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
Рейтинг — 10128, Статистика просмотров сегодня — 3
the100.ru
Рембрандт Харменс ван Рейн: биография и творчество
Немало художников явилось свету за долгие годы формирования общества. Одним из таких открытий стал голландский живописец, чье имя известно как Рембрандт Харменс ван Рейн. Этот художник стал культовой личностью, а его картины хорошо известны во всем мире.
Рембрандт появился на свет 15 июля 1606 года. Он родился в голландском городе Лейдене в состоятельной семье. Его семья была многодетной и внимания, как повелось, не хватало, но подросток нашел свое укрытие в стенах латинской школы, которая располагалась при университете города Лейдена. Он бы мог стать прекрасным ученым, но зарождавшаяся страсть к живописи окутала парня, не позволяя и думать более не о чем, как о картинах.
Когда Рембрандту стукнуло 13 лет, его отдали на учебу к известному живописцу исторических полотен Якобу ван Сваненбюрху. Этот художник стал первым учителем парня, однако учеными по настоящий день неизвестно, насколько сильно повлиял Сваненбюрх на творчество Рембрандта. Следующим эпизодом жизни молодого художника стал 1623 год, когда парень уехал в Амстердам, чтобы учиться у Питера Ластамана.
Ластман был молодым художником, который в недалеком прошлом стажировался в Италии, а его специализацией были мифологические, исторические и библейские сюжеты. В 1727 году Рембрандт вернулся в родной город, чтобы создать собственную художественную мастерскую со своим близким другом Яном Ливенсом. Ближайшие несколько лет подарили художнику из Лейдена истинную славу.
Однако самые первые предпосылки к славе и успеху застали художника еще в Амстердаме. Групповой портрет, который назывался «Урок анатомии доктора Тульпа» был написан в 1632 году. Эта картина долгое время обсуждалась в обществе, так как она передавала классическую живопись того времени через совершенно иную призму.
В 1634 году молодой художник решает обручиться с состоятельной дамой Саскией ван Эйленбюрх из Амстердама. Этот брак открыл дорогу Рембрандту в новое общество, где было, безусловно, значительно больше возможностей. На этом временном отрезке Рембрандт создавался картины, где основным лицом выступала его супруга. Одним из таких полотен является написанная в 1635 году картина «Блудный сын в таверне».
Были и другие картины в этом временном промежутке, но особой славы они не настигли за исключением одного полотна «Пир Валтасара». В 1641 году у Рембрандта родился сын, но буквально спустя год этот сын остался его единственным дарованием, так как любимая супруга скончалась. Во время работы творческой мастерской в Лейдене, к Рембрандту обратился секретарь принца Оранского.
Этот человек являлся высокопоставленной личностью, являясь при этом выдающимся поэтом и меценатом. Его звали Константин Гюйгенс. Этот человек обратился к Рембрандту с заказом нескольких полотен религиозного смысла для принца Оранского. Также Гюйгенс помог молодому художнику связав его с богатыми личностями того времени.
Секретарь принца Оранского подчеркнул, что картина Рембрандта «Иуда, возвращающий тридцать сребреников» является, в своем роде, гениальной. Многие искусствоведы сегодня подчеркивают, что картины голландского художника оказались под влиянием итальянской живописи того времени. Рембрандт пересмотрел многие культовые картины, переписав их с созданием особой атмосферы и своего стиля.
Такими картинами стали «Даная», которая была написана в 1636 году. Картина «Похищение Европы» была переписана с учетом голландских пейзажей, а полотно «Похищение Ганимеда» получило более ироничную трактовку исторического мотива. Таким образом, Рембрандт не просто создавал картину – он преображал старое полотно в своем авторском видении.
В 1642 году Рембрандт получил заказ на написание группового портрета мушкетеров Амстердама. Картина получила название «Ночной дозор». Из последних картин Рембрандта стоит выделить полотно «Матфей и ангел», а также «Синдики». Эти две картины были написаны в 1661-1662 годах. Великий художник ушел из жизни 4 октября 1669 года. На тот момент ему было 63 года.
Подводя черту, следует сказать, что Рембрандт был поистине выдающимся художником. Это личность, которая создала новое течение живописи и продемонстрировала собственное откровение миру, через призму картины. Произведения Рембрандта, и по сей день, интересны публике, и выставляются в мировых музеях и галереях.
hogen-mogen.ru
Биография — Рембрандт Харменс ван Рейн
Просмотров: 44270Харменс ван Рейн Рембрандт, голландский живописец
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669) — голландский живописец, художник и офортист.Творчество Рембрандта проникнуто рвением к глубочайшему, философскому постижению реальности и внутреннего мира человека со всем богатством его искренних переживаний. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину становления голландского искусства XVII в., воплотив в блистательно персональной и абсолютной художественной форме высочайшие высоконравственные идеалы, веру в красоту и величавость обычных людей.Художественное наследие Рембрандта отличается необыкновенным разнообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт был превосходным мастером рисунка и офорта. Рембрандт родился в семье мельника. По прошествии недолгого обучения в Лейденском университете (1620) он предназначил себя искусству. Обучался живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (приблизительно 1620-23) и П. Ластмана в Амстердаме (1623). Предположительно 1625-31 работал в Лейдене. Картины Рембрандта так называемого лейденского периода отмечены поисками творческого самостоятельности, однако в них еще сказывается влияние Ластмана и утрехтских караваджистов (см. Караваджизм; "Принесение во храм", приблизительно 1628-29, Кунстхалле, Гамбург). В картинах "Апостол Павел" (приблизительно 1629-30, Германский национальный музей, Нюрнберг) и "Симеон во храме" (1631, Маурицхёйс, Гаага) Рембрандт впервые использовал светотень как способ усиления одухотворённости и эмоциональной выразительности образов. В эти же годы Рембрандт настойчиво работал над портретом, изучая мимику человеческого лица (серия автопортретов и портретов членов семьи художника).В 1632 Рембрандт переехал в Амстердам, где немного спустя женился на состоятельной патрицианке Саскии ван Эйленбюрх. 30-е гг. - годы домашнего счастья и большого художественного успеха Рембрандта. Картина "Урок анатомии врача Тюлпа" (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник по-новому разрешил делему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он получил более чем достаточно заказов, в его мастерской работали многочисленные воспитанники. В заказных портретах зажиточного бюргерства Рембрандт кропотливо передавал внешний облик лица, одежду, украшения ("Портрет бургграфа", 1633, Картинная галерея, Дрезден), то и дело модели получали меткую социальную характеристику.Более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких людей (автопортрет, 1634, Лувр: "Улыбающаяся Саския", 1633, Картинная галерея, Дрезден), в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности. Работам этого времени порой бывают свойственны нарочитые внешние эффекты (нарядные, причудливые одеяния, освещение и т. п.). Искания этого периода завершил знаменитый "Автопортрет с Саскией" ("Весёлое общество"; около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, отличающийся живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой.В композициях 30-х гг. на религиозные темы ("Жертвоприношение Авраама", 1635, ГЭ) чувствуется влияние приёмов итальянского барокко, проявляющееся в мелодраматической трактовке и идеализации образов, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место занимают выполненные Рембрандтом в 30-х гг. мифологические композиции, в которых живописец бросал решительный вызов классическим канонам и традициям ("Похищение Ганимеда", 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взоров художника явилась монументальная композиция "Даная" (1636, ГЭ) , в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами итальянского возрождения. Обнажённую фигуру Данаи, далёкую от традиционных идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а вожделенно-телесной, безупречной красоте образов итальянских мастеров противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного человеческого ощущения. Главным средством смысловой характеристики и эмоциональной выразительности стали в картине свет и тень. В 30-х гг. Рембрандт более чем достаточно работал и в технике офорта. Он зачастую воспроизводил с заводной непосредственностью жанровые сцены, проявляя своеобразный интерес к жизни социальных низов (бессчетные изображения нищих, "Продавец крысиного яда", 1632). Прибегая к разным техническим способам, Рембрандт создал в таковой промежуток карандашные рисунки, меткие по характеристике, смелые и обобщённые по манере. Спор, назревавший между искусством Рембрандта и притязаниями голландского буржуазного сообщества, мало-помалу утрачивавшего свои демократические устои, проявился в 1642, когда картина "Ночной дозор" (Рейксмюсеум, Амстердам) вызвала протесты клиентов. Вместо традиционного группового портрета Рембрандт создал героически- приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, по существу - историческую картину, пробуждающую память об освободительной борьбе голландского народа. В 40-х гг. поступление заказов Рембрандта сокращается, в его мастерской остаются лишь наиболее преданные ученики. Жизненные обстоятельства осложняются смертью Саскии.Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, схожей близости ("Давид и Ионафан", 1642, "Святое семейство", 1645, - оба в ГЭ). Колорит картин Рембрандта 40-х гг. становится более эмоциональным, нарядным и звучным. Всё большее значение как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу (монументальный графический лист "Христос, исцеляющий больных", или так называемый "Лист в сто гульденов", около 1642-46; полный воздушной и световой динамики пейзаж "Три дерева", офорт, 1643). 50-е гг., годы тяжких жизненных испытаний, открывают период творческой зрелости художника.В это время Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта - Хендрикье Стоффельс; "Сын Титус за чтением", 1657, Музей истории искусств, Вена; "Бургомистр Ян Сикс", 1654, собрание Сикса, Амстердам). Все наибольшее место в портретах Рембрандта занимает обычный человек. Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих олицетворением жизненной мудрости и духовного богатства (так именуемый "Портрет жены брата художника", 1654, ГМИИ; "Портрет старика в красном", около 1652-54, ГЭ). Рембрандт сосредоточивал внимательность всего лишь на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом. Находящийся вокруг фигуры полутьма содействует передаче эмоциональной углублённости образов. Хоть сколько-нибудь уловимая мимика лица отражает сложное побуждение мыслей и эмоций. То лёгкие и прозрачные, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Наблюдая за светотеневой игрой, созерцатель как бы следит за постепенным развитием переживаний изображённых.В середине 50-х гг. Рембрандт обрёл зрелое живописное мастерство. Стихии цвета и света, независящие и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то меркнущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную изобразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их тёплым человеческим чувством. В 1656 Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, всё его имущество реализовано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стеснённых условиях провёл остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Рембрандта представляет собою единение всех многогранных исканий художника. Созданные Рембрандтом в 60-х гг. композиции на библейские темы как бы подводят результат его размышлениям о смысле человеческой жизни. Он обращается к наиболее драматическим эпизодам, выражающим столкновение тёмных и светлых человеческих начал ("Ассур, Аман и Эсфирь", 1660, ГМИИ; "Падение Амана", или "Давид и Урия", 1665, ГЗ). Эмоционально- насыщенная, тёплая палитра, гибкая пастозная манера письма, интенсивная игра тени и света, заливающего основные фигуры и погружающего другие в воздушную темноту, непростая фактура красочной плоскости, переливающейся и мерцающей наподобие драгоценных камешков, - все эти изощрённые живописные средства служат выявлению сложных и противоречивых коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Жестоким драматизмом и героикой проникнута картина Рембрандта "Заговор Юлия Цивилиса" (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм), которых являются иносказательным прославлением восстания нидерландских провинций. Заказанная амстердамским магистратом картина не была принята заказчиками. Прохладное непонимание голландского бюргерства обрамляло Рембрандта в последние годы его жизни. Невзирая на постигшие Рембрандта тяжкие жизненные удары - погибель Хендрикье и Титуса, художник с удивительным самообладанием противостоял испытаниям, продолжая творческие искания и работая над углублением мастерства.В последний год жизни он приступил к созданию своего гениального монумент, полотна - "Возвращение блудного сына" (около 1668-69, ГЭ), воплотившего всю художественную и морально-этическую проблематику позднего Рембрандта. С удивительным профессионализмом воссоздаёт в ней живописец целую палитру сложных и глубочайших человеческих чувств. Требовательно отобранные художественные средства картины подчинены выявлению ее главной идеи - красоты человеческого осмысливания, сострадания и прощения. Кульминационное усилие эмоций и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах, скупых лаконичных жестах отца и упавшего на колени отпрыска, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре композиции и гаснущего в затенённом пространстве фона. Призывом к глубочайшей человечности, утверждением духовной общности людей закончил своё творчество великий голландский художник.
Лит.: [И. Линник], Рембрандт ван Рейн. [Альбом], М., 1956; Е. Ротенберг, Рембрандт Гарменс ван Рейн, [М., 1956]; Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в. [Сб.], М., 1970; Рембрандт Гарменс ван Рейн. Картины художника в музеях Советского Союза. [Альбом, авт. вступит. статей В. Ф. Левинсон-Лессинг и К. С. Егорова], Л., 1971; В. Н. Лазарев, Рембрандт-портретист, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974; К. С. Егорова, Портрет в творчестве Рембрандта, М., 1975; Rosenberg J., Rembrandt. Life and work, 4 ed., Oxf., 1980.
Картины: Рембрандт, Харменс ван Рейн
Рембрандта, копиистРембрандт, Харменс ван Рейн (школа)
Родительская категория: Биография Категория: Краткая биографияwww.art-drawing.ru
Описание картины Рембрандта ван Рейна «Саския Флора»
Великий и талантливый художник Рембрандт ван Рейн написал несметное количество уникальных произведений искусства, которыми по сей день восхищаются художники, искусствоведы и истинные ценители живописи.
“Саския Флора” считается одной из самых загадочных, обаятельных и романтических натур художника. Она была написана маслом на холсте в 1634 году. Здесь чётко прослеживается перо и индивидуальность творца, которого можно отличить на фоне других, не менее талантливых личностей.
Это портрет его дамы сердца, на которой он женился в этом же году.
Саския представлена во всех своих прелестях: молодость, цветение, невинность, романтичность и лёгкость натуры. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо. Богатая одежда того времени показана в полном соответствии с эпохой, цветы, которыми украшена голова добавляют праздничности и торжественности образу. Солнечный свет дополняет всю гамму красок, позволяя им переливаться в новых и неожиданных вариациях. Здесь нет ничего, чтобы отворачивало от восприятия образа, наоборот, хочется смотреть, смотреть и смотреть.
В наше время вряд ли можно встретить столь чистое и невинное создание, мысли, которой открыты нашему взору как на ладони. Любимая жена внесла в обыденную и скучную жизнь Рембрандта лучик света, который круто перевернул его настроение и состояние души. Она муза, которая его вдохновляла на шедевры живописного искусства, которые стали грандиозным открытием для всего мира. Он любил наряжать свою жену в бархат, парчу, жемчуга и кричал окружению и миру, какой подарок ему преподнесла судьба.
Автор много раз изображал Саскию, но эта картина превосходит все его творения вместе взятые.
Картина находится в Государственном Эрмитаже в городе Санкт-Петербурге, любой желающий может насладиться творением великого мастера с большой буквы этого слова.
opisanie-kartin.com