Ночной дозор (картина). Картина ночной дозор рембрандта


Загадки картины Рембрандта "Ночной дозор".

    Рембрандт "Ночной дозор"1642 год.Картина имела и другое название.«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»

   Эта, самая знаменитая работа Рембрандта. Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек.

    За несколько десятилетий до того стрелки-стражники составляли значительную дружину добровольцев, помогавших защищать страну от угрозы испанского вторжения, но к 40-м годам многое изменилось: теперь в стрелковые общества объединились почтенные зажиточные горожане.

    Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.

  «Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.

     Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет.

   Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

     Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.

             

        Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой).

     Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются.Есть и другое объяснение.

    Вообще, курица символизировала девиц легкого поведения, а то, что она дохлая и с подрезанными крыльями, означает что она не может, да и просто не в состоянии избавиться от своей пагубной страсти.

Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

    Не понятно, почему капитан в правой руке в перчатке держит ещё одну правую перчатку, и многое другое…

 

Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи.

Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга.      

    Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.

 

Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство

его неумения обращаться с оружием.

    Лейтенант Виллем ван Рейтенбург, в качестве жертвы, изображен на переднем плане картины в золотисто-белом наряде, обращая внимание зрителя на детали одежды, а также оружие, которое тот держит в своей руке, Рембрандт делает акцент на некоторые личные черты характера лейтенанта.Например на то, как и под каким углом лейтенант ночной стражи держит короткое копье, а также то, каким образом изображен наконечник у этого копья.     По замыслу Рембрандта, наконечник копья в левой руке лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга иносказательно изображает его гениталии, а также его неуемную любовь к женскому полу.      Кстати, на рентгене картины было видно, что Рембрандт несколько раз увеличивал размер острия копья.

Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.

  В своей картине "Ночной дозор" Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга.

Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.

 Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) - это и есть заказчики убийства.

     Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта.

К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.

   Но яркая,живая,завораживающая картина Рембранта притягивает взор многих поколений.

   Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».

maxpark.com

Описание картины Рембрандта Ночной дозор, 1642

Описание картины Рембрандта Ночной дозор, 1642

Рота ополченцев отправляется в поход. Мушкетеры пришли в движение, подбадриваемые барабанной дробью, вспугнувшей уличного пса: разворачивается знамя, оружие приводится в боевую готовность. Острые пики вздыбились, ополчение готово отправиться в бой. Среди солдат люди разного возраста, социального положения, уровня доходов. Всех объединяет патриотический порыв.

Тщательно выписанные лица героев монументального полотна создают ощущение достоверности и полной реалистичности происходящего. Выполняя обычный для того времени заказ, предполагающий создание статичного группового портрета, автор разрушает границы жанра. Для него важно не только внешнее сходство героев, но и внутреннее настроение каждого из них. Полотно можно изучать несколько месяцев, открывая все новые связи, взаимоотношения героев. Полна работа и загадок.

Сотни версий выдвигают искусствоведы относительно присутствия на картине маленькой девочки с ангельской внешностью и военными атрибутами в одежде. Скорее всего, яркая фигура понадобилась автору, чтобы уравновесить цветовую композицию, также это может быть символическим изображением талисмана ополченцев. Известно, что смысловая нагрузка картины не пришлась по душе заказчикам, поначалу они даже отказывались оплачивать заказ, а когда оплатили, варварски обрезали полотно, чтобы разместить его в зале для пиров и собраний.

При всей сложности содержания, картина не лишена парадности и торжественности. Мушкетеры не просто готовы к бою, они словно позируют художнику, приведя себя в полный порядок. Декорацией выступает триумфальная арка: с одной стороны, напоминая о былых победах, с другой стороны, предвосхищая грядущую славную победу.

Концентрируя свет на лицах и руках изображенных солдат (один из любимых приемов автора), мастер добивается глубины изображения характеров и судеб.

Три главных цвета определяют колорит картины: золотисто-желтый, красный и черный. Талантливое взаимодействие этих цветов придает работе энергию, иллюзию движения и драматизм.

Трудно предположить, каким на самом деле был свет в работе, копоть сальных свечей за три века покрыли работу слоем копоти, а реставрация ликвидировать этот налет полностью не смогла. Зрителю остается лишь догадываться о том, как выглядела картина в момент ее представления заказчику.

Сегодня этой работе отведен целый зал музея. Юные голландцы целыми классами приходят сюда, чтобы послушать историю создания величайшего шедевра их гениального земляка.

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

Ночной дозор (картина) — википедия орг

История картины

  Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[1].

Во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов. Она хранилась в свёрнутом виде в хранилище, устроенном в пещерах горы св. Петра[en] в Маастрихте.

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Загадки картины

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

  "Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

Персонажи

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсен Сведенрейк (Elbert Willemsen Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

  Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

В кинематографе

В музыке

  • Песня «The Night Watch» группы King Crimson из альбома Starless and Bible Black (1974) посвящена картине.
  • Песня «The Shooting Company of Captain Frans B. Cocq» из альбома The Dream Sequencer (2000) голландского прогрессив-рок-проекта Ayreon исполняется от лица прапорщика со знаменем и повествует о создании картины.

Интересные факты

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов[4].

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра[5].

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении.

См. также

Литература

  • Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Егорова К. Портрет в творчестве Рембрандта. Москва : Искусство, 1975. - 234 с.
  • Тарасов Ю. «Ночной дозор Рембрандта» - кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, 2014, вып. 1, с. 114-122.
  • Шварц Г. Ночной дозор: о картине Рембранта. Амстердам: Гос. музей Ваандерс, 2003. - 48 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
  • Bikker J. The night watch. Amsterdam: Rijksmuseum, 2013. - 62 с.

Примечания

Ссылки

www-wikipediya.ru

Ночная стража Картина Рембрандта

Живопись эпохи барокко Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Ночная стража» или «Ночной дозор». Размер картины 379,5 x 453,5 см, холст, масло. Перед нами - главная группа "полотна в большом зале «Дома стрелков», на котором юнкер фон Пурмерландт в качестве капитана (в последствии - Франс Баннинг Кок, бургомистр Амстердама) отдаёт приказ своему лейтенанту, герру фон Влердингену (Виллему ван Рюйтенбурху) построить роту бюргеров" - эта заметка того времени точно определяет тему изображения стрелков, этого группового портрета ночной стражи; одной из тех, организованных на полувоенных началах, стрелковых гильдий, которые продолжали традиции республиканской бюргерской самообороны и старых (ещё средневековых) стрелковых братств после завоевания и укрепления нидерландской свободы. «Рембрандт изображает прежде всего действие. Он исходит из общего, не из отдельного. То, что является нам из тени, это - действие в пространстве, то есть - событие» (Искусствовед Курт Баух).

В чём заключается революционное смысловое значение картины? Оно выражено в объединении изолированных отдельных фигур в спаянную общность самостоятельных индивидуумов, в переходе от традиционной сцены представления реалистической группы, где персонажи существуют независимо друг от друга, к романтически-возвышенному, превращающемуся в легенду коллективу. Бюргерское самоутверждение преображено здесь в «важное государственное событие», современность наполнена дыханием большой истории. Скрытая раздвоенность между романтико-героической тенденцией такого толкования и реставративными убеждениями стремящейся к обогащению буржуазии определяет «старый, старомодный пафос» этой инсценировки: «Солдат немыслим без роскоши и пафоса униформы, поэтому амстердамские бюргеры изображены в старинных и красочных нарядах, подчёркивающих необычность, небуржуазность действия. Они лишь играют роль солдат». Кроме того: «Общность этих стрелков, их действие воплощены в двух главных фигурах, в образах обоих офицеров и их действии. Это именно рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рюйтенбурха ...» (Курт Баух).

Рембрандт проявляет в этом огромном полотне чрезвычайную поэтическую и обощающую силу, «так как оно настолько живописно, энергично и сильно, что по мнению некоторых все другие картины в сравнении с этой выглядят как игральные карты» (Самуэль ван Хоогстратен, 1678). Силу, в которой едва ли можно предположить дополнительную символическую проникновенность в духе искусства того времени (согласно высказанной в стихах Хоогстратеном тенденции). Не исключено, что под впечатлением трагедии Йоста ван Вондела «Гейсбрехт ван Амстел» (первое представление в 1638), здесь одновременно сделан намёк на триумфирующее гражданское и военное величие Амстердама (в этом случае чёрный цвет означает мудрость, жёлтый - свободу, красный - месть; перчатка символизирует победу, а вся группа на переднем плане - торжествующую власть).

Подобное толкование специфической художественной структуры картины не отменяет её смыслового значения, наоборот, подтверждает это значение в его героической романтике, несколько неопределённой и странной весёлости, в настроении выступления - как позднее, поэтически окрашенное, исторически уже запоздавшее «олицетворение триумфа той республиканской Голландии, которая в жестокой борьбе за свою независимость стала победительницей. В этом монументальной картине ещё чувствуются отголоски героической эпохи нидерландской революции».

История искусства периода барокко. Далее →

smallbay.ru

Интересные факты о картине Рембрандта «Ночной дозор».

Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор».  Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме. Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Написана картина была в 1642 году. Рембрандту ее заказал отряд гражданского ополчения Нидерландов, который хотел повесить полотно в парадном зале Стрелкового общества. Заказчиками выступали восемнадцать человек. Сумма гонорара была поделена между ними. Как правило, при написании парадных портретов, на них изображались исключительно заказчики. При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре. Получившаяся картина не устроила заказчиков. Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать. По этой причине, художнику долго не хотели отдавать положенные деньги, но,  в конце концов, ему было уплачено 1600 флоринов. Правда, картину так и не повесили в парадном зале нового здания, а определили на другое место. Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка.

Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени. Данная композиция построена тоже на контрастах. Из темного дворика солдаты стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока должны были выходить под развевающимися флагами на площадь, залитую солнцем. Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии. Её покрывал толстый слой старого лака и копоти, который появился после того, как картина провисела в различных залах Стрелкового общества. В результате, исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью, и дали полотну название «Ночной дозор». Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка. Но данная работа Рембрандта уже вошла в искусство под  новым названием, так что теперь полотно известно под двумя именами.

Рембрандт нарушает каноны живописи еще раз, когда из статичного парадного портрета создает полотно насыщенное движением. На картине всё находится в движении: капитан Франс Баннинг Кок отдает приказ лейтенанту и сопровождает его взмахом руки; прапорщик начинает разворачивать походное знамя; барабанщик выбивает дробь, за что на него начинает набрасываться собака, маленький мальчик убегает. Люди на заднем плане тоже находятся в движении.

Картина содержит много загадок, над которыми исследователи ломают голову до сих пор. Рембрандт изобразил лишних 16 человек, но кто некоторые из них остается загадкой. На полотне два ярких пятна: фигура лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга и девочка в золотистом платье. Многие исследователи предполагают, что она является талисманом отряда, потому что ее фигура окружена многочисленными признаками мушкетеров. У мушкетера, который находится с ней рядом, на шлеме присутствуют дубовые листья. У самой девочки на поясе прикреплены пистолет и курица (хотя раньше эмблемой стрелков были лапки хищных птиц, например, ястребов или соколов – еще одна загадка!). В левой руке она держит рог для вина. Еще одна загадка: капитан Франс Баннинг Кок делает взмах левой рукой без перчатки, при этом саму снятую перчатку он держит в правой руке. Вопрос возникает лишь тогда, когда при внимательном осмотре выясняется, что перчатка в руке правая…

Когда  исследователями проводилась  рентгенограмма, выяснилось, что больше всего на полотне переделывалась фигура лейтенанта Виллема ванн Рёйтенбюрга. Рембрандт никак не мог выбрать направление, на которое будет указывать алебарда лейтенанта.

Над фигурами капитана и лейтенанта изображен в цилиндре стрелок Ян Оккерсен. Многие исследователи сходятся во мнении, что за его правым плечом Рембрандт изобразил самого себя.

На всех людей полотно производит разное впечатление. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза. Из нее вырезали кусок хоста, наносили более десяти ударов ножом, и даже обливали серной кислотой. Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме. Ценители искусства, желающие увидеть картину в первозданном виде, могут посетить Лондонскую Национальную галерею, где хранится копия полотна, сделанная  Герритом Люнденсом в семнадцатом веке.

автор статьи Евгения Митусова

 

 

 

 

 

 

Похожие записи

design-kmv.ru

РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН. «НОЧНОЙ ДОЗОР»

Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор»

(«Выступление отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока»)1642 г. Холст, масло. 363 × 437 см, Рийксмузеум, Амстердам

Рембрандт был не только великим художником, но и человеком театра, предтечей кинематографа.

Питер Гринуэй

Когда в 2006 году весь мир пышно отмечал четырехсотлетие со дня рождения Рембрандта, ни одному из его произведений не досталось столько внимания, сколько «Ночному дозору». В Рийксмузеуме картину представлял культовый английский кинорежиссер Питер Гринуэй, работавший в то время над собственным «Ночным дозором» - одноименным кинофильмом (не путать с российским блокбастером!) и книгой, в которых отстаивал совершенно фантастическую детективную версию создания знаменитого произведения.

У Гринуэя картина Рембрандта зазвучала и пришла в движение: войдя в специально обустроенное для презентации помещение, посетители слышали выстрелы, крики, собачий лай, барабанную дробь. Тут же на десятках экранов мелькали   «ожившие» герои «Ночного дозора». Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма. В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигуры…

Не всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина - апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму.

Картину считают переломной для Рембрандта. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно, именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама.

Франс Хальс. Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана. 1633 г.

Групповой портрет был в Голландии 17-го столетия очень популярным, но, на нынешний взгляд, скучноватым жанром. Каждый из членов какой-либо гильдии, будь то стрелки, врачи, суконщики или попечители приюта, платил художнику равную сумму, чтобы быть увековеченным наравне с собратьями по цеху во время дружеской пирушки, парада, делового собрания. Ни одна фигура в таком портрете не должна была помещаться на задний план или загораживаться, не приветствовались даже перспективные сокращения. Эти жесткие рамки неминуемо сковывали художников, и лишь таким мастерам как старший современник Рембрандта Франс Хальс удавалось преодолеть статичность и искусственность композиции традиционного группового портрета. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы...

Рембрандт ван Рейн. «Урок анатомии доктора Тульпа». 1632 г.

Но что же мы видим в «Выступлении отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока»? Является ли вообще групповым портретом картина, на которой без помех можно рассмотреть только возглавляющего шествие капитана, шагающего рядом с ним лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга и еще нескольких человек? Многие мушкетеры почти не видны за спинами сограждан, зато помимо восемнадцати членов отряда на холсте изображено больше десятка никому не ведомых личностей. Причем портретное сходство иногда столь условно, что сам капитан Кок не узнал себя и просил живописца Хельста подправить полотно (к счастью, Хельст отказался это сделать). Вызывает смущение и неясность сюжета: по какому случаю собрался отряд? Похоже, стрелки подняты по тревоге, и неожиданный приказ о выступлении породил смятение в их рядах: они на ходу заряжают ружья, разворачивают знамя…

Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором), и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».

Геррит Лунденс. Копия картины «Ночной дозор». Сер. 17-го в.

Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца, и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее. Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы. В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес, и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рийксмузеум. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».

Подлинный  колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор»  был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для  него зале. К немалому смущению искусствоведов, вдохновенно воспевших сумрачную  красоту ночной сцены, оказалось, что действие происходит при солнечном свете. Однако  после сенсационных открытий реставраторов картина не возвратилась к своему первоначальному названию, и  это, пожалуй, не случайно.  Ведь сами  по себе славные мушкетеры капитана Кока  мало интересовали художника. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24,28 и 34).

Настоящий герой картины  -  осененная  героическим духом, объединенная общим  движением  толпа, образующая нерасчленимое единство. Несколько раз повторяющиеся,  почти параллельные  диагонали, которые слева образованы  пикой, древком знамени и стволом мушкета,  а справа -  пиками, оружейными стволами и ободом барабана,  с двух сторон захватывают боковое пространство, и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть  более мощного людского потока. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении  алебарда лейтенанта Рейтенбурга выводят картину из плоскости холста: отряд идет  прямо на зрителя. Эта картина -  моментальный снимок энергичного марша, а отнюдь не  групповой портрет, и короткое, как барабанная дробь, название  -  Nachtwacht, Night Watch, Nachtwache, Ночной дозор –  очень подходит ему.

Картина  слывет загадочной.  Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над  этим полотном.  Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г.

Самая манящая  среди загадок «Дозора» - изображение странной девочки  в золотом наряде. Она кажется карлицей:  ростом с ребенка, но с  лицом  молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать «Ночной дозор» счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.

Рембрандт ван Рейн. Портрет Саскии. 1633 г.

Но есть и множество других, более прозаических  толкований:  эта девочка – «маскот», т.е. живой талисман отряда, или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. На поясе у девочки подвешена  тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно -  это скрытая шутка, основанная на  игре слов: на голландском языке  слова «коготь» («klauw») и  мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.

Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет! Что хотел этим выразить художник, который «ставил» свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины? Представим себе, что девочки нет на холсте: композиционное равновесие картины сразу нарушается, без контраста с легкой фигуркой этой светлой малышки крупные мужские фигуры теряют масштаб, сцена утрачивает монументальность, в самой атмосфере картины пропадает какая-то струна - все словно гаснет и становится обыденным. Похоже, фигурка девочки с женским лицом и есть ключ ко всему полотну…

В сюжете и деталях «Ночного дозора» многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.

Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора», историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Им открываются интереснейшие вещи: ритмические соответствия линий, закономерности в, казалось бы, беспорядочном распределении света и тени. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Подобно тому, как на рембрандтовском полотне запечатлен момент, когда беспокойная толпа превращается в организованный отряд, так и в построении картины внутренняя гармония непостижимым образом берет верх над внешним хаосом форм, линий, световых пятен. В этом абсолютном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта.

17-century-ru.livejournal.com

Ночной дозор (картина) - это... Что такое Ночной дозор (картина)?

«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанная в 1642 году.

История картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[1].

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Загадки картины

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

"Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Не понятно, почему капитан в правой руке в перчатке держит ещё одну правую перчатку, и многое другое...

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его алебарды, задающей направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

Персонажи

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсзон Сведенрейк (Elbert Willemszn Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

В кинематографе

См. также

Примечания

dic.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта