Самая загадочная картина Рембрандта "Ночной дозор". Картина рембрандта ночной дозор


Самая загадочная картина Рембрандта "Ночной дозор": vakin

Ночной дозор. 1642NachtwachtХолст, масло. 363 × 437 смГосударственный музей, Амстердам. WikiMediaКликабельно - 14 168 × 11 528 пикселей

Картина имела и другое название - «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»

История заказа картины

Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Заказчики заплатили 1600 флоринов.Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.

Заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами.

Еще бы! Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они — неизвестно.

Замысел художника

Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа).

Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.

Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

«Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.

Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.

Судьба ночного дозора или дневного?

Картине не повезло с самого начала. Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.

Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.

Вскоре он понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел типичное, знаменитое «Fecit Rembrandt» («работал Рембрандт»; подпись гениального ван Рейна). Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор»

Он еще более убедился в подлинности найденного им сокровища, когда на колонне кордегардии, около которой собрались стрелки, обнаружился щиток с именами членов корпорации. Но каково же было удивление реставратора, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная Рембрандтом сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении.

Копия "Ночного дозора" кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины. WikiMediaКликабельно - 5400 × 4227 пикселей.

О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее.

Копия "Ночного дозора" кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины. WikiMediaКликабельно - 5400 × 4227 пикселей.

Утраченные фигуры

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера.

Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт.

После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Заодно его наконец расчистили, и “Ночной дозор” снова стал “дневным”. В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст в двух местах. Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой.

В 1990-м еще один безумец обрызгал полотно кислотой, но и тут все более или менее обошлось: пострадал только слой лака.

Какие загадки хранит ночной дозор?

Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном.

Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г. Самая манящая среди загадок "Дозора" - изображение странной девочки в золотом наряде.

WikiMediaКликабельно - 4695 × 5787 пикселей.

Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать "Ночной дозор" счастливым семьянином, а закончил вдовцом.

Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.

На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.

Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно - это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier").

Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.

Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет!

Что хотел этим выразить художник, который "ставил" свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины?

В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.

Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну.Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.

Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене.

Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили.

Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. На сцене такой Капитан обычно корчил страшные рожи и угрожающе размахивал оружием, но в конце концов ретировался. Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания.

Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси.

Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.

Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.

Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.

Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.

В своей картине "Ночной дозор" Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.

Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) - это и есть заказчики убийства.

Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.

Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.

Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан.

Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».

Автор Алина АлексееваИсточники -maxpark.comВикипедияhttp://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0188/p0188.htmhttp://michel.hiblogger.net/1353413.htmlhttp://www.russianmedik.com/forums/topic/2509?mobile=1http://www.maranat.de/agr_02_08.html

vakin.livejournal.com

Рембрандт, картина "Ночной дозор" (1642)

«Ночной дозор» — известная картина художника Рейна Ванн Рембрандта. Полотно скрывает огромное количество тайн, не видимых глазу простого зрителя. Так в чем секрет картины, какие тайны несет шедевр?

Рембрандт «Ночной дозор»

Бытует мнение, что картина Рембрандта «Ночной дозор» (1642) — «начало конца». После создания последней благосостояние автора резко пошло под откос. Документальные подтверждения данного положения вещей отсутствуют, поэтому нелогично обвинять картину во всех бедах.

Слава автора действительно регрессировала. Виною тому можно считать изменение модных тенденций, которыми восхищалось тогдашнее общество. Публика, владеющая огромными состояниями, устала от темной цветовой гамы, угрюмых тонов. Последним дуновением моды становится изображение роскоши жизни, используя яркие цвета.

Автор картины «Ночной дозор» зажил славу успешного коммерческого художника после заключения семейного союза с дочерью бургомистра – Саскией Эйленбюрх. Брак открыл двери домов бюргеров, владеющих высоким достатком. Кузен жены художника помогал ему подыскивать богатых клиентов, располагающими возможностями отдать немалые деньги за создание необходимой картины.

Рембрандт и СаскияРембрандт и Саския картина «Блудный сын в таверне» (1635)

Новоиспеченная жена художника вскоре умерла (1642). Параллельно мастер закончил работу над «Ночным дозором». Смерть супруги стала огромной душевной трагедией, негативно повлияла на карьерную деятельность Рембрандта. Художник потерял богатых покровителей.

После смерти жены состояние художника ухудшилась. Ушли признание, слава, деньги. Еще одна трагедия – кончина сына. Большинство полотен художника позднего периода творчества опираются на сюжеты Библии. Четкая датировка отсутствует.

Неизвестно, что столь кардинально изменило судьбу мастера, отняв фактически все: завершение работы над легендарным полотном или семейные проблемы, скосившие художника. «Ночной дозор» — переломный момент жизни Рембрандта.

Картина по сегодняшний день хранит огромную тайну. Многие искусствоведы мира ломают голову над полотном, но прийти к общему мнению не могут. Сюжетная линия полотна хранит множество секретов. По самым скромным подсчетам, число тайн, неточностей изображения превышает сотню.

Единого мнения относительно позиции, кто написал картину «Ночной дозор», у исследователей творчества Рембрандта нету. Одни считают, что картиной автор пытался донести скрытый смысл, зашифровав в полотне множество тайн, другие склоны верить, что это просто творение, созданное без скрытого смысла, контекста.

История картины

История картины Рембрандта «Ночной дозор» носит исторический подтекст. Поводом для создания полотна стал визит французской королевы династии Медичи (представительница королевской семьи посетила столицу Голландии в 1838). Стрелковая корпорация приняла решение украсить квартиру, служившую штабом, огромными портретными изображениями. Все роты должны были сделать групповой четкий портрет.

Шесть мастеров кисти получили заказ создания портретов. Рембрандту поручили воссоздать групповой портрет роты Франса Кока (капитана), насчитывающей 16 человек. Стоимость заказа составляла приблизительно 1600 золотых флорин.

Портрет – живописное изображение мушкетеров (ополченцев) одного из районов города. Период войны, продолжавшейся 30 лет, Европа переживала относительно тяжело. Жители окрестностей собственными силами создавали территориальные ополчения, именуемые полками. Создавались последние с целью защиты имущества, имений, домов простых граждан.

Ночной дозорНочной дозор

Заказ художник выполнил довольно плохо. Вместо портретного изображения имела место полноценная картина, найти себя на которой было весьма сложно. Последнее стало возможной причиной резкого снижения популярности автора.

Кроме заказчиков, заплативших по 100 флоринов каждый, картина изображает еще 18 людей. Кто они, откуда взялись – по сей день остается загадкой.

Некоторые исследователи склонны верить, что среди множества ипостасей картины есть изображение самого Рембрандта. Автопортрет – человек, стоящий между двух мушкетеров. Правда, изображается там лишь очертания лица, шляпы, уха.

Суть картины сводится к фрагментарному изображению истории убийства лейтенанта Рейтенбурга Ван Виллема. Жесты, позы участников полотна, если изучить картину детально, выдают организаторов убийства.

Контекст картины

Контекст картины «Ночной дозор» является загадкой, разгадать которую исследователи пытаются несколько столетий подряд. Тайна полотна напрямую связана с неимением достаточного количества достоверных исторических сведений. Голландский историк, искусствовед 19 века потратил десятки лет, подтверждая факт проведения парада ополченцами к приезду Марии Медичи (1639).

Королева изображена подобно девочке-ребенку: низкий рост, пропорционально маленькие части тела. Лицо передает черты Саскии – жены Рембрандта. Художник начинал написание «Ночного дозора», имея счастливую полноценную семью, завершил – убитым горем вдовцом. Изображение жены здесь последнее, созданное при жизни.

Девочка-королева привязала к поясу белого петуха, большие лапы которого направлены вверх. Указанная деталь символически сравнивается с провизионными запасами отряда. Возможно, скрещение когтей птицы – гвардейский городской герб.

Описание картины «Ночной дозор» Рембрандта Ван Рейна с полной достоверной расшифровкой деталей сегодня отсутствует. Девочка – однозначно основной персонаж полотна. Ее выделяет даже цветовая гамма. Лейтенант, изображенный светлым тоном, игра внешних лучей, символический персонаж королевы, излучающий внутренний свет – вся суть такой расстановки света остается загадкой.

ДевочкаДевочка

Девочка держит кубок – символ благосклонности, удачи. Возможно, светлый наряд – пародия маскотты (живого оберега, служащего талисманом стрелкам). Полотно имеет еще один кубок-талисман. Его держит мальчик (угол слева). Такое расположение символизирует ускользающую удачу, отвернувшуюся от солдат.

Кок держит печатки – символ растерянности. Комедийности сцене добавляет факт наличия у него обеих правых перчаток. Относительно значения данного символа искусствоведы расходятся во мнениях.

КоротышкаКоротышка

Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков). Одет персонаж в шишак испанского кроя – деталь гардероба, никогда не использующуюся голландцами. Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу. Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил». Хорошо, что все живы остались. Изображающаяся героической ситуация фактически является саркастическим высмеиванием тогдашних порядков.

Где находится картина «Ночной дозор»

Шедевр хранится в Голландском государственном музее города Амстердама. Хотя в 18-м веке полотно было обрезано (особенно пострадала левая часть), картина продолжает завораживать посетителей своей красотой, таинственностью. Расшифрованные символические послания – лишь малая часть того, над чем трудятся искусствоведы всего мира.

Также интересно

  • Альберто Джакометти Альберто Джакометти

    Одной находкой, важной находкой, в мире искусства стало больше. На этот раз была обнаружена работа…

  • Без названия 2004 арт-маньяки

    Сумасшествие, наваждение или умышленные действия по давно задуманному плану? Как расценить действия арт-маньяка, испортившего полотно…

  • бенкси Бэнкси – что в имени твоём

    Вернее, кто скрывается под этим именем? Над этим вопросом не первый год задумывается мировая арт-общественность.…

surzhyk.org

Картина "Ночной дозор" Рембрандта. Описание картины, фото

Картина "Ночной дозор" Рембрандта стала переломной в творчестве художника. А кроме того, она скрывает немало тайн, которые до сих пор пытаются разгадать искусствоведы. Выставлено это произведение в Голландии в государственном музее.

Поэтому, к сожалению, не каждый может увидеть это замечательное творение, которое создал Рембрандт - "Ночной Дозор". Фото, изображающее эту картину, никогда не передаст всю красоту и неповторимость созданного шедевра, а лишь представляет обычную копию.

Роковое произведение автора, практически сломавшее его жизнь

Довольно многие старинные произведения великих авторов выглядят сегодня намного темнее, чем в то время, когда создавались. Копоть от каминов и практически постоянно зажженных свечей оказывали свое негативное влияние на многие шедевры.картина ночной дозор рембрандта

"Ночной дозор" - это одна из самых известных работ, и написана она была известным художником в тысяча шестьсот сорок втором году. Изначально имела совсем другое название. Сам творец назвал ее "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема Ван Рейтенбюрга".

До этой картины Рембрандт Ван Рейн славился своим великолепным мастерством, и к нему достаточно часто обращались многие очень богатые люди с разнообразными заказами. Но это произведение полностью изменило его жизнь. И, к сожалению, известный творец закончил свои последние дни влача жалкое существование. Порой ему приходилось выполнять свою работу просто за кусок хлеба или тарелку еды.

Какое впечатление производит картина на первый взгляд, или Ее первая загадка

В роковом произведении, которое создал Рембрандт Ван Рейн ("Ночной дозор"), есть персоны, изображенные именно на переднем плане. Это капитан, идущий в черном костюме и с красной перевязью. А также лейтенант, шагающий рядом с ним, который одет в золотистый камзол. И сразу же удивляет впечатление разгульного балагана происходящего вокруг. Все это как-то очень плохо вяжется с ее серьезным названием "Ночной дозор".рембрандт ночной дозор описание картины

Оказалось, что так произведение обозначили гораздо позже, аж в девятнадцатом веке. Когда картина уже изрядно потемнела от прошедшего времени. Глядя на ее темный колорит, никому и в голову не пришло, что художник Ван Рейн, как выяснилось, изображал солнечный день. И только в тысяча девятьсот сорок седьмом году, когда реставрировалась картина "Ночной дозор" Рембрандта, специалисты обратили внимание на то, как падают тени у персонажей.

Так и выяснилось, что на самом-то деле это дневной дозор. И описанное действие происходит около полудня. Однако это не единственный секрет, присутствующий в произведении. Шедевр, который создал Рембрандт – "Ночной дозор" - описание картины и дальнейшее ее исследование раскроет еще несколько загадок.

Популярная стилистика написания картин семнадцатого века

В семнадцатом веке были очень популярны групповые портреты. Определенный коллектив скидывался равными долями и оплачивал работу художника. Но каждый хотел быть увековечен на равных правах с коллегой. Ну и конечно, крупным планом. Заказ от стрелковой роты Рембрандт Ван Рейн получил, поскольку очень славился мастерством портретной живописи.рембрандт ночной дозор описание

Каждый член обратившейся группы заказчиков внес свою долю в оплату работы Ван Рейна. И сейчас, глядя на картину, можно легко догадаться, почему его клиенты остались недовольны. Если не считать капитана с лейтенантом, шагающих на переднем плане, все остальные фигуры кажутся второстепенными. Какой-то массовкой на заднем плане. Конечно, они остались обижены, платили-то все поровну.

Безутешное горе художника и последующие неприятности

Недовольство заказчиков бросило очень серьезную тень на статус Рембрандта. Ему перестали давать заказы. Он оказался непопулярен и не востребован для богатой публики. Для любого художника это было бы серьезным ударом. А для Ван Рейна оказалось двойным. Так как именно в тот год, когда была написана картина "Ночной дозор", Рембрандта постигло неутешное горе - умерла его жена Саския.рембрандт ночной дозор фото

Богатство супруги позволяло ему жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Теперь же, когда Саския умерла, а заказчики отвернулись, карьера творца пошла на спад. И остаток жизни он прожил на деньги кредиторов, работая, как сейчас принято говорить, за еду и жилье.

Рембрандт. " Ночной дозор". Описание картины или ее очередная загадка

До конца, в общем-то, так и непонятно, почему художник отступил от канонов и пошел против своих заказчиков. Есть версия, что виной всему больное воображение Рембрандта Ван Рейна. У него было страшное заболевание – сифилис. А по другой версии, картина отражает заказное убийство прежнего капитана роты, место которого занял Кок в черном. А некоторые эксперты считают, что эта картина - дружеская шутка над неопытными членами роты.

Дело в том, что к моменту, когда была написана картина, стрелковые роты были уже чисто номинальными. В них вступали зажиточные граждане, чтобы иногда с честью выходить на парад. Для жителей того времени было очевидно, что именно то, как изображены эти мушкетеры, явно показывает, что с мушкетами они обращаться не умеют.

Маленькая карлица в золотистом наряде и с лицом любимой супруги

Таким образом, пародия и сатира этой картины не вызывают сомнений. Единственное противоречие вызывает золотистая карлица, являющаяся композиционным центром, который представляет данная картина "Ночной дозор" Рембрандта Ван Рейна.рембрандт ван рейн ночной дозор

Несмотря на маленький рост девочки, она имеет взрослое лицо жены художника Саски. Достаточно хорошо видно, что она буквально излучает свет. Никто не знает о замысле Рембрандта, поэтому насчет этой девочки строится масса различных догадок. Возможно, согласно моде тех времен, мастер хотел совместить в одном персонаже сразу несколько смыслов. Светящийся ангел, потому что жена его была музой и помогала ему во всем. Девочка, так как военных всегда сопровождали маленькие прелестницы, нанимающиеся к ним за обычные провианты.

Пародия на фривольное поведение

Если присмотреться, то на поясе этой девочки можно увидеть висящую курицу. Это тоже не просто так, а с определенным смыслом. Вообще, на гербах стрелков Голландии того времени часто изображали хищных птиц со скрещенными лапками, таких как соколы или ястребы.

Поэтому здесь художник Рембрандт, картины которого всегда полны глубокого смысла, показывает куриные лапки. То ли издевается, то ли намекает на распространение фривольного поведения. Поскольку эти птицы были символом девиц легкого поведения.

Люди, серьезно изучающие великие шедевры

художник рембрандт картины

Людям, далеким от искусства, вся эта символика может показаться несколько притянутой за уши, но искусствоведы всерьез изучают все мельчайшие детали картин, чтобы разгадать послания творца. Ведь живопись - это символьный язык. Поэтому имеет огромное значение не только, кто изначально изображен на шедевре, но и как именно это сделал художник.

Так и картина, которую нарисовал Рембрандт - "Ночной дозор". Описание ее и изучение было выполнено очень опытными специалистами и именно поэтому помогло раскрыть многие ее загадки. Любыми вторыми, третьими и четвертыми смыслами и отличаются великие произведения от простых картин, которые продаются в переходах.

В произведении есть и другие загадки. Искусствоведы насчитывают около сотни вопросов, на которые пока все еще нет ответов. Несомненно, только одно - именно "Ночной дозор" стал роковой картиной для Рембрандта Ван Рейна.

fb.ru

Самая загадочная картина Рембрандта "НОЧНОЙ ДОЗОР"

  Мне хотелось бы вернуться к творчетву РЕМБРАНДТА Ха́рменс ван Рейна 1606-1669гг и познакомиться поближе с одной из самых знаменитых его картин

                                                            "НОЧНОЙ ДОЗОР"

 Рембрандт "Ночной дозор"1642 год.

             Картина имела и другое название.«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»

                                                                        ИСТОРИЯ ЗАКАЗА КАРТИНЫ

               Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Заказчики  заплатили 1600 флоринов.

                   Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.

              Заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами.

                        Еще бы! Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они — неизвестно.                   ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА

                     Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа).

                                Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.

          Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

                     «Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.

     Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет.

                          Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.

                                                           СУДЬБА НОЧНОГО ДОЗОРА или Дневного?

       Картине не повезло с самого начала.

                          Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.

   Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.

                                  Вскоре он понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел типичное, знаменитое «Fecit Rembrandt» («работал Рембрандт»; подпись гениального ван Рейна). Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор»

    Он еще более убедился в подлинности найденного им сокровища, когда на колонне кордегардии, около которой собрались стрелки, обнаружился щиток с именами членов корпорации. Но каково же было удивление реставратора, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная Рембрандтом сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении.

          О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее.

                   

Утраченные фигуры

               Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

                     Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера.

                     Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт.

                                             После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Заодно его наконец расчистили, и “Ночной дозор” снова стал “дневным”.                                В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст в двух местах. Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой.

                 В 1990-м еще один безумец обрызгал полотно кислотой, но и тут все более или менее обошлось: пострадал только слой лака.

                                                       КАКИЕ ЗАГАДКИ ХРАНИТ НОЧНОЙ ДОЗОР?

            Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном.

                      Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г. Самая манящая среди загадок "Дозора" - изображение странной девочки в золотом наряде. 

 

                          Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать "Ночной дозор" счастливым семьянином, а закончил вдовцом.

                          Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.

           На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.                

            

         Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно - это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier").

         Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.

                             Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет!

                       Что хотел этим выразить художник, который "ставил" свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины? 

                 В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста. 

                  Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну.

              Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.

       Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене. 

               Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили.

                Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. На сцене такой Капитан обычно корчил страшные рожи и угрожающе размахивал оружием, но в конце концов ретировался. Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания. 

                                       Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси.

                 Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.   

Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.

 

                         Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.

       Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.

       В своей картине "Ночной дозор" Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.

                        Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) - это и есть заказчики убийства.

                     Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.

                     Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.

                     Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан.

                     Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».

Источники.

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0188/p0188.htm

http://michel.hiblogger.net/1353413.html

http://www.russianmedik.com/forums/topic/2509?mobile=1

http://www.maranat.de/agr_02_08.html

maxpark.com

"Ночной дозор" - картина Рембрандта

17 век ознаменовался расцветом голландской школы живописи, что было связано с зарождением среднего класса и отсутствием жесткого диктата церкви. Именно последнее обстоятельство привело к тому, что вместо полотен на религиозные сюжеты живописцы стали писать картины, изображающие сценки из жизни своих современников, натюрморты и пейзажи. Кроме того, многие цеха и организации горожан стали заказывать групповые портреты. В частности, полотно Рембрандта “Ночной дозор” — картина, написанная по просьбе членов Стрелкового общества Нидерландов. Сегодня она признана одним из шедевров мировой живописи, а некоторые ее фрагменты интерпретируются знатоками и специалистами, изучающими историю искусств, самым разным способами.

Автор картины “Ночной дозор”: биография

Рембрандт ван Рейн родился в 1606 году в городе Лейдене. Он получил образование в Латинской школе, действующей при местном университете, а параллельно с этим посещал занятия по живописи, которые проводил известный художник Якоб ван Сваненбюрх. В возрасте 17 лет юноша отправился в Амстердам и 4 года брал уроки у Питера Ластмана, на которых он познакомился с Яном Ливенсом. Закончив обучение, молодые люди решили основать мастерскую в Лейдене, и за несколько лет им удалось добиться определенных успехов.

описание картины Рембрандта

В 1631 году Рембрандт вернулся в Амстердам, женился на дочери бургомистра города Леуварден и стал писать портреты состоятельных амстердамцев. Однако счастливая семейная жизнь продлилась всего 10 лет: в 1641-м художник похоронил любимую супругу, оставшись с годовалым сыном на руках.

Заказчики “Ночного дозора”

Спустя год после этой утраты Рембрандт получил крупный заказ от восемнадцати стрелков под командованием Франса Баннинга Кока - написать групповой портрет их роты, за который ему обещали, а впоследствии и уплатили 1600 флоринов. Сегодня это полотно известно как “Ночной дозор” — картина, которая считается предтечей таких направлений живописи, как реализм и импрессионизм. К сожалению, современники, включая заказчиков, не оценили это произведение по достоинству, и оно стало причиной охлаждения публики к художнику, что в конечном итоге привело его к нищете.

картина “Ночной дозор” фото

“Дневной дозор”

Что же изображено на данном полотне, содержание определенных фрагментов которого уже более века вызывает споры у специалистов и любителей живописи? Прежде всего, нужно сказать, что картина “Ночной дозор”, фото которой можно увидеть практически во всех буклетах, посвященных творчеству Рембрандта, изображает сцену подготовки к параду. Это значит, что действие происходит днем. Так почему же художник пожалел красок и изобразил сумерки? Эта загадка долгое время не давала покоя исследователям. Однако разгадка оказалась очень простой, так как при реставрации стало ясно, что недостаток освещенности — это не художественный прием, а обычная копоть. Кроме того, было установлено, что название “Ночной дозор” полотно получило лишь в 19 веке. Как бы то ни было, сегодня этот шедевр Рембрандта предстает перед посетителями Государственного музея Амстердама в своем изначальном виде и неизменно вызывает восхищение у ценителей изобразительного искусства.

автор картины “Ночной дозор”

Размер полотна

Размеры творения Рембрандта, выполненного по заказу роты стрелков гражданского ополчения, составляет 437 на 363 см. Однако было установлено, что полотно, сегодня известное как “Ночной дозор”, — картина, представляющая лишь большую часть оригинала, изначально имеющего значительно большие параметры. Дело в том, что по неизвестным причинам фрагмент, изображающий Якобса Дирксена де Рой и Яна Брюгмана, впоследствии был вырезан. К счастью, сохранилась копия, сделанная в 17-м веке Герритом Люнденсом, позволяющая судить о том, как оригинал выглядел до повреждения.

“Ночной дозор”: описание картины

На полотне изображена группа мушкетеров под предводительством капитана Кока, который облачен в черный камзол и жестикулирует, отдавая приказ лейтенанту ван Рейтенбюргу. За спиной последнего находится мушкетер Ян Лейдекерс Класен, а на заднем плане в цилиндре изображен копейщик Ян Оккерсен. Еще одна фигура, обращающая на себя внимание, — это облаченный в красный камзол Ян ван дер Хеде, заряжающий мушкет. Всех этих людей окружает множество других персонажей, часть из которых вообще не имеет отношения к стрелкам. Например, и по сей день вызывает споры фигура девочки в роскошном золотистом платье, так как не ясно, с какой целью художник изобразил ребенка среди вооруженных мужчин. Это еще раз подтверждает мнение, что “Ночной дозор” — картина, полная загадок.

Дальнейшая судьба полотна

Когда Рембрандт представил картину стрелкам-членам ополчения, они не могли скрыть своего разочарования, поскольку то, что они увидели, не соответствовало представлениям о групповом портрете, существующим на тот момент. В частности, заказчики надеялись, что они будут изображены примерно так, как сегодня фотографы предлагают расположиться школьникам на традиционных снимках по случаю окончания учебного года. Однако вместо этого художник вручил им полотно, на котором было полно неизвестных персонажей, а некоторые стрелки оказались на заднем плане, и их фигуры почти не заметны. Таким образом, картина, которая признана шедевром всеми, кто уже около 200 лет изучает творчество Рембрандта, не нашла признания у современников. Более того, долгие годы она провисела в одном из дальних углов ратуши, пока ее - в плохом состоянии - не обнаружил художник Ван Дейк, разглядевший под слоем пыли имя автора.

творчество Рембрандта

“Ночной дозор”: легенды и мистификации

Сегодня нередко можно натолкнуться на настолько странное описание картины Рембрандта, что остается только удивляться невежеству людей, которые их выдумывают. Например, некоторые псевдо-исследователи недавно высказали версию, что все жесты персонажей указывают на двух знатных амстердамцев, изображенных на левом (от зрителей) краю полотна, которые заказали убийство лейтенанта ван Рейтенбюрга. Более того, они уверяют, что именно эта попытка Рембрандта разоблачить убийц вызвала гнев преступников, и они сделали все, чтобы ввергнуть художника в нищету. Однако надо сказать, что упомянутый офицер ушел из жизни лишь в 1657 году, и художник никак не мог знать о том, что ждет ван Рейтенбюрга через 15 лет после создания “Ночного дозора”.

“Ночной дозор” описание картины

3D-модель “Ночного дозора”

Творчество Рембрандта, который после написания картины, изображающей стрелков ополчения, перестал получать заказы и умер в нищете, вновь заинтересовало любителей живописи лишь в 19 веке. Сегодня работы и даже наброски, выполненные этим художником, продаются на аукционах за баснословные деньги, а его полотна считаются украшением коллекций крупнейших музеев мира.

Несколько лет назад российские скульпторы М. Дронов и А. Таратынов решили создать 3D–модель “Ночного дозора”. Она представляет собой 22 бронзовые фигуры в человеческий рост, повторяющие в мельчайших подробностях облик персонажей знаменитого полотна. Сегодня эта работа украшает площадь Рембрандта в Амстердаме и пользуется огромной популярностью у туристов.

“Ночной дозор” картина

Когда кто-либо желает рассказать про “Ночной дозор”, описание картины, каким бы полным и подробным оно ни было, не может передать то впечатление, которое охватывает всех, кто оказывается перед этим шедевром в зале Государственного музея Амстердама. А всем остальным остается разглядывать фотографии или ждать, когда 3D-модель “Дозора” снова привезут в Россию.

fb.ru

Самая загадочная картина Рембрандта "НОЧНОЙ ДОЗОР"

  Мне хотелось бы вернуться к творчетву РЕМБРАНДТА Ха́рменс ван Рейна 1606-1669гг и познакомиться поближе с одной из самых знаменитых его картин

                                                            "НОЧНОЙ ДОЗОР"

 Рембрандт "Ночной дозор"1642 год.

             Картина имела и другое название.«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»

                                                                        ИСТОРИЯ ЗАКАЗА КАРТИНЫ

               Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Заказчики  заплатили 1600 флоринов.

                   Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.

              Заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами.

                        Еще бы! Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они — неизвестно.                   ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА

                     Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа).

                                Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.

          Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

                     «Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.

     Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет.

                          Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.

                                                           СУДЬБА НОЧНОГО ДОЗОРА или Дневного?

       Картине не повезло с самого начала.

                          Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.

   Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.

                                  Вскоре он понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел типичное, знаменитое «Fecit Rembrandt» («работал Рембрандт»; подпись гениального ван Рейна). Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор»

    Он еще более убедился в подлинности найденного им сокровища, когда на колонне кордегардии, около которой собрались стрелки, обнаружился щиток с именами членов корпорации. Но каково же было удивление реставратора, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная Рембрандтом сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении.

          О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее.

                   

Утраченные фигуры

               Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

                     Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера.

                     Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт.

                                             После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Заодно его наконец расчистили, и “Ночной дозор” снова стал “дневным”.                                В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст в двух местах. Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой.

                 В 1990-м еще один безумец обрызгал полотно кислотой, но и тут все более или менее обошлось: пострадал только слой лака.

                                                       КАКИЕ ЗАГАДКИ ХРАНИТ НОЧНОЙ ДОЗОР?

            Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном.

                      Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г. Самая манящая среди загадок "Дозора" - изображение странной девочки в золотом наряде. 

 

                          Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать "Ночной дозор" счастливым семьянином, а закончил вдовцом.

                          Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.

           На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.                

            

         Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно - это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier").

         Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.

                             Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет!

                       Что хотел этим выразить художник, который "ставил" свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины? 

                 В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста. 

                  Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну.

              Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.

       Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене. 

               Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили.

                Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. На сцене такой Капитан обычно корчил страшные рожи и угрожающе размахивал оружием, но в конце концов ретировался. Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания. 

                                       Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси.

                 Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.   

Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.

 

                         Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.

       Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.

       В своей картине "Ночной дозор" Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.

                        Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) - это и есть заказчики убийства.

                     Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.

                     Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.

yablor.ru

Картина «Ночной дозор» — Artrue

Дата создания: 1642 год.Тип: картина маслом.Местонахождение: Рейксмюсеум, Амстердам.

Ночной дозор. Рембрандт.Ночной дозор. Рембрандт.

Ночной дозор

Синопсис

Одна из величайших картин в портретном искусстве 17-го века была создана Рембрандтом на пике славы в Амстердаме. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. Свое популярное название работа получила в конце 18-го века, из ложного предположения о том, что события сцены происходят ночью. На самом деле, приглушенный свет был вызван преждевременным потемнением многослойного лака. Огромный успех Ночной дозор получил благодаря тому, что представлял милицейский портрет нетривиально, делая стандартные образы невероятно динамичными, что выигрышно выделялось на фоне барочных портретов, изображавших служителей закона, выстроившимися ровными рядами или сидящими на банкете. Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Подобный нестандартный подход мастер ранее демонстрировал со знаковым «Уроком анатомии доктора Тульпа«.

Урок анатомии доктора ТульпаУрок анатомии доктора Тульпа

Размеры

Полотно известно своими колоссальными размерами (примерно 3.6 на 4.2 метра). Стоит отметить, что ее ранние версии и наброски были значительно меньше по габаритам и имели множество расхождений с картиной 1642 года.

Неточное название

Реставрация картины в 1946–1947 годах показала, что события портрета разворачиваются в дневное время, а солнце освещает фигуры с левого верхнего угла. Традиционное название, датируемое 18-ым веком, соответственно, является некорректным, но абсурдным педантизмом являются предложения изменить его в наше время.

Ключевые показатели

Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане. Она служит композиции как своего рода изобразительный талисман и несет дорогой рог гильдии на поясе, а также мертвую птицу, которая является эмблемой мушкетеров. Также, традиционным символом для них является дубовый лист, который можно увидеть на шлеме.

Ночной дозор. Деталь картины.Ночной дозор. Деталь картины.

Большое количество дополнительных деталей дополняет композицию и дает почву для размышлений и построений различных теорий. «Ночной дозор» известен немалым числом интерпретаций и трактовок некоторых символов

Портрет ополченцев

Милицейские компании проводимые в 16-м веке связаны с голландской войной за независимость, но во времена Рембрандта, эти служители закона не были необходимой военной мощью, да и фигуры на картине скорее вооружились, чтобы позировать художнику, а не использовать ружья и копья по прямому назначению. Вероятно, одна из тем этого ролевого портрета является тема «гражданина с оружием в руках».

Заключение

Представленная картина одного из величайших голландских реалистов, создавшего еще один проникновенный и мощный групповой портрет, совмещая атмосферную работу с освещением, с привнесением новых подходов к решению стандартных задач.

artrue.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта