Иероним ван Акен Босх, «Воз сена». Описание картины иероним босх воз сена


Воз сена Картина Иеронима Босха Центральная часть алтаря

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Триптих сохранился до нашего времени в двух версиях — из Прадо и Эскориала. Обе версии неплохо сохранились, обе подверглись масштабной реставрации, а потому мнения учёных относительно того, какая из них — оригинал, расходятся. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Но в любом случае изображения на внешних створках явно выполнены кистью кого-то из подмастерьев или учеников Босха. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием. Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны. Возможно, картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: Мир - это стог сена: каждый хватает, сколько сможет. Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним.

Основное внимание уделено одному из смертных грехов — погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия "стяжательство", "корысть", "жадность"), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Владыки светские и духовные, следующие за возом в чинном порядке, не вмешиваются в свалку и распрю за сено лишь оттого, что это сено и так принадлежит им, — они повинны в грехе гордыни. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведет за руку мужчину в некоем подобии цилиндра на голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы; набитый соломой кошель у него на боку указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путем, впрок не пойдут. Справа несколько монахинь накладывают сено в мешок под наблюдением сидящего за столом монаха, чье объемное брюхо свидетельствует о чревоугодии. Влюбленные пары на верху воза предположительно воплощают грех любострастия, в чем-то противоположного алчности, поскольку погоня за чувственными наслаждениями предполагает скорее расточение земных благ, чем их сбережение и накопление. Можно отметить некое "сословное различие" между целующейся в кустах парой простолюдинов и музицирующими любовниками из более изысканного общества. Все эти подробности призваны усилить основную тему — торжество алчности.

Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Есть в этом и ещё один нюанс; поскольку сено — товар дешевый, оно символизирует никчемность и ничтожность земных благ. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 года на фламандских гравюрах. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях — например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол "Лживый", в иерархии демонов "отвечающий" за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди "разного звания", разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова "hooi" — "сено" и "ничто"). "В конечном счете, всё обернется "hooi" — так звучал припев песни того времени. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. В XVI веке "сено" несло в себе такие понятия, как "ложь" и "обман", а выражение "отвезти сена кому-либо" означало высмеять или обмануть его. На верху воза, изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Босховская игра со словом "сено" полна смысловых подтекстов.

История искусства. Далее →

smallbay.ru

Живопись Босх Иероним ван Акен, «Воз сена», описание картины

Живопись XV-XVI вв.

Годы жизни и творчества Иеронима Босха пришлись на закат эпохи Возрождения в Нидерландах. Это было тяжелое, напряженное время. Богатое государство неизбежно привлекало внимание соседних стран; французские, английские, испанские и немецкие феодалы стремились завладеть страной. Жизнь в Нидерландах становилась лихорадочной и страшной. Власть принадлежала трибуналам инквизиции, сжигавшим на кострах «ведьм», «колдунов» и «еретиков». Страхи времени порождали новые вспышки суеверий и предрассудков, наполняя людей тревогой. В это время в провинциальном городке Герцогенбосхе и работал один из самых загадочных мастеров в истории искусства, взявший себе «творческое имя» по имени родного города.

Картины Босха отражают его саркастическое отношение к людям. Кажется, что все ужасы и пороки, весь трагизм времени он перенес на свои полотна. Босх населял свои картины злобными фантастическими существами: рыбами с конскими ногами, причудливыми пресмыкающимися и хвостатыми чудовищами, рядом с которыми мечутся в страхе крошечные и слабые фигурки беспомощных людей. Резкие и мрачные сочетания цветов усиливают впечатление трагизма происходящего, а виртуозная техника художника придает убедительность и достоверность самым причудливым существам.

Одна из наиболее значимых работ Босха – картина «Корабль дураков», по времени создания относящаяся к среднему периоду его творчества. Эта картина, как и подавляющее большинство произведений художника, глубоко символична, пронизана очевидными и скрытыми символами. Во времена Босха корабль традиционно символизировал «Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани» – и на корабле Босха вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини, являя собой намек на упадок нравов как среди мирян, так и в Церкви. Чревоугодие, вожделение, распутство дополняют букет пороков, а сова, символ зла, сидящая на пустившей побеги мачте, подчеркивает его полноту. Верховодит на этом корабле шут, роль которого, согласно авторскому замыслу, – сатирическое обличение обычаев и нравов того времени.

Творчество Босха тесно связано с народными суевериями, фольклором. Согласно старой фламандской пословице, «мир – стог сена, и каждый берет из него то, что удается ухватить». Эту пословицу Босх положил в основу своей картины «Воз сена». В ней на фоне мирного и вполне реального пейзажа изображен лежащий на повозке большой стог сена (символ жизни), увлекаемый чертями в преисподнюю. Вокруг него суетятся люди, гонимые алчностью, жаждой наживы и удовольствий. Каждый стремится захватить кусок сена, и многие гибнут за него. Толпу, спешащую за повозкой, составляют не только простолюдины, но и император, и даже сам папа – глава католической церкви. Монахини несут охапки сена жирному монаху.

Создавая эту картину, Босх сильно рисковал. Поздними исследователями было установлено, что изображенный в композиции Папа Римский – не кто иной, как современник художника Папа Александр VI, небезызвестный Родриго Борджиа, а окруженный пышной свитой император – это, вероятно, Максимилиан I.

Творчество Босха трудно связать с общим развитием нидерландской живописи, настолько далек мир его образов от представлений других художников этого времени. Мировоззрение живописца проникнуто пессимизмом моралиста, бичующего пороки погрязшего в грехах мира.

jivopis.org

«Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет»Босх. СТОГ СЕНА.

 Хочу обратить ваше внимание на одну   из вершин творений  Босха

                                                               "ВОЗ СЕНА" 1500-1502г

              Триптих мне понравился своим моральным аспектом,он очень подходит для нашего времени.

НЕ мы ли с вами идём за этим возом,чтобы и себе урвать немного сена из копны?

Триптих Воз сена.Босх.

Прежде,чем приступить к анализу,хочу вернуться к

     МОРАЛЬНОЙ АЛЛЕГОРИИ КАРТИНЫ

                 В нидерландской народной песне (около 1470 г.) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Есть в этом и ещё один нюанс; поскольку сено — товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ.

              Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях — например, остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто.

                 Воз сена имеет ещё одно метафорическое назначение. В XVI в. «сено» несло в себе такие понятия, как «ложь» и «обман», а выражение «отвезти сена кому-либо» означало высмеять или обмануть его

ВНЕШНИЕ СТВОРКИ ТРИПТИХА

              На внешней стороне боковых створок (триптих закрыт) — Странник, идущий по дороге.

                  Мы видим скромную  скромную, почти будничную сцену: устало бредет по дороге истощенный оборванный странник,с плетёным коробом за спиной; зловеще-мрачный пейзаж, окружающий его, неприветлив и вселяет тревогу.

                  Слева внизу лежат череп и груда костей; по пятам за этим странником бежит, норовя укусить его, уродливая собачонка; мостки, на которые он собирается ступить, треснули и вот-вот подломятся.

               В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне.

                 На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укреплённым на конце колесом — на нём было принято выставлять тела казнённых преступников.          

 Путь станника пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа.

                     Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем).

               Пляшущие крестьяне — образ иной, моральной опасности; подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей. 

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Возможно, картина иллюстрирует старинную нидерландскую пословицу:

                Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет.

Мы видим на фоне пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI).

       Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него.

За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием

 Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны

                    Рассмотрим картину в деталях. В левом нижнем углу повидавший жизнь старец говорит своему внуку: вот мир. 

       На переднем плане на лиловой площадке мирная компания: традиционная пара беседующих «святых», это Елизавета с мальчиком у ноги и Мария с младенцем, которого моет служанка. Таз и кувшины с водой, как символы чистоты, очищения.                       Здесь же поросенок, но не знак обжорства и нечистоты, а домашнее животное, предназначенное для еды. Об этом говорит и насажанная на вертел жарящаяся свинья. Висящая сбоку рыба должна значить еду материальную и знак христианских добродетелей в стародавние чистые, безгрешные времена.

            О мире и покое говорит свернувшаяся у костра спящая собачка. На краю этой площадки, на фоне расширяющейся направо темной стены разворачивается мир греха, обмана и обжорства. Справа в кресле восседает аббатиса необъятных размеров и жирным лицом. В руке стакан вина.

                Притворно богомольная монашенка, другая несет где-то ухваченный клок сена, третья -набивает сеном мешок, четвертая развлекается с волынщиком. «Видимо, рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви», - умилительно пишет.

Безусловно, судя по размерам аббатисы, не уступающих мешку.

                  Вверху, на белом облаке в холодном синем небе обнаженный Христос в красной накидке сзади, с державой в одной руке и с крестом в другой, в желтом ореоле испускает белые лучи вниз.

                    Затем синее небо сменяется светлой полосой, а дальше простирается темно-синяя, в фиолетовое (повторяя небо) полоса холодного гористого безжизненного ландшафта земли и, наконец, земного рая на сене

               Расположившаяся на возу компания «беспечных баловней судьбы» заслуживает пристального внимания. Они расположены на возу, - имеют все блага жизни в достатке. Находятся выше линии реальной жизни, на холодном пустынном фоне первых дней творения, безлюдной земли. 

   Как раз в центре его расположено древо познания добра и зла, около которого разыгрывается на наших глазах как бы библейская сцена современных Адама и Евы.

                 Атака, естественно, ведется на розовую Еву. Справа от нее музицирует сатана, принявший вид безобразного серафима, слева - дает урок черно-красный знаток музыки, одеянием похожий на жуликоватого лекаря с переднего плана.

                  Молодой человек сидит с лютней в ногах у девушки. Ангел в подчеркнуто умильной, набожной позе за спиной нового Адама просит Бога укрепить его силы. За деревом соглядатай с кувшином - сосудом грехов и сам такой же сосуд. Вся эта нежная сцена рая на земле говорит, что, даже имея все богатства мира, невозможно противиться взаимному влечению молодых и не впасть им в грех.                

                 Далее - воз сена, а вокруг монахи и монашенки, воины в шлемах, крестьяне, ремесленники, мантии ученых - все колошматят и убивают друг друга, пытаются ухватить руками, вилами, крючками с повозки клок сена, а захваченное - отнять друг у друга. 

 

                       За стогом чинно шествуют папа, король, император и их приближенные. Дело не в том, что в силу своего положения они обеспечены всем. Художник утверждает, что эти люди свободны от греха корысти: они не рвут сено со стога и не душат друг друга. Художник соотносит их с безгрешными Елизаветой и Марией.

                Воз увлечет за собой в ад только тех, кто добивается благ неправедными путями. Сено везут всякие страшилища, но наиболее полно выписаны огромные крыса и рыба: непристойность, распутство, лжепророки - грехи, сопутствующие корысти. 

ЛЕВАЯ СТВОРКА

Грехопадение Адама и Евы.

              Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия — низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение, изгнание из Рая. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа, изображающего Рай.

                  Библейский эпизод грехопадения Босх изображает вполне традиционно: вокруг древа познания добра и зла объявилась змея — это дьявол, искуситель рода человеческого, начиная с прародительницы Евы. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. В сцене с Архангелом Ева стоит, отвернувшись от врат Рая, словно готовясь принять свою земную судьбу или, может быть, прозревая цепь будущих последствий первородного греха.

              Силы добра представлены Христом на небесах и единственным ангелом за спиной нового Адама в качестве пассивного лица - просителя за него перед Христом. Получается, что силы добра в человеке в борьбе с искушениями могут опереться только на собственные силы.

ПРАВАЯ СТВОРКА-Это изображение Ада.

Это огромная промышленная зона, технически оснащенная всеми орудиями мук. 

            В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Это круглое сооружение выглядит  пародией Вавилонской башни, предназначенной для осуждённых душ, — от этого и предостерегает Босх род человеческий.

                           Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XII в. ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ.

                              Один из эпизодов — переход через мост — фигурирует в качестве одного из мотивов и на картине Босха. На подъёмном мосту, ведущем в башню, десяток бесов истязают несчастного грешника, посаженного верхом на корову. У Тунгдала вести корову по узкому подобно бритвенному лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим иные      святотатства, чем, вероятно, и объясняется потир, зажатый в руке босховского персонажа.

            Распростёртый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.

ВЫВОД

                        Странник и мудрец говорит: «Чтобы понять жизнь, нужно самому соприкоснуться с реальностью, на себе испытать ее беды. Человека осаждают всяческие соблазны, но только в его собственной власти устоять, не впасть в грех и уже здесь, на земле, не расплачиваться за содеянное муками душевными и физическими»

Присмотревшись к героя этого триптиха нашла так много общего с современностью.

      Как много у нас баловней судьбы. Им не нужно бороться за сено на возу,они чинно шествуют в сторонке. Воз и так принадлежит им.Это всем остальным нужно копошиться и драться за место под солнцем.

Источники.

http://nearyou.ru/bosch/seno.html

http://www.artniderland.ru/n-bosch/seno.php

http://www.pureinsight.ru/content/view/1710/46/

http://www.russian-globe.com/N51/Sandomirsky.Bosch.VozSena.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/

maxpark.com

Воз сена (триптих Босха) - Gpedia, Your Encyclopedia

«Воз сена» («Воз с сеном») — триптих Иеронима Босха. Считается первой из больших сатирико-нравоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка.

Триптих сохранился до нашего времени в двух версиях — из Прадо и Эскориала. Обе версии неплохо сохранились, обе подверглись масштабной реставрации, а потому мнения учёных относительно того, какая из них — оригинал, расходятся. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Но в любом случае изображения на внешних створках явно выполнены кистью кого-то из подмастерьев или учеников Босха.

Центральная часть

На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием. Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.

Возможно, картина иллюстрирует старинную нидерландскую пословицу:

Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет.

Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним. Основное внимание уделено одному из смертных грехов — погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия «стяжательство», «корысть», «жадность»), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Владыки светские и духовные, следующие за возом в чинном порядке, не вмешиваются в свалку и распрю за сено лишь оттого, что это сено и так принадлежит им, — они повинны в грехе гордыни. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведёт за руку мужчину в некоем подобии цилиндра на голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы; набитый соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут. Справа несколько монахинь накладывают сено в мешок под наблюдением сидящего за столом монаха, чьё объёмное брюхо свидетельствует о чревоугодии.

Влюблённые пары на верху воза предположительно воплощают грех любострастия, в чём-то противоположного алчности, поскольку погоня за чувственными наслаждениями предполагает скорее расточение земных благ, чем их сбережение и накопление. Можно отметить некое «сословное различие» между целующейся в кустах парой простолюдинов и музицирующими любовниками из более изысканного общества. Все эти подробности призваны усилить основную тему — торжество алчности.

Аллегории

Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. В нидерландской народной песне (около 1470 г.) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Есть в этом и ещё один нюанс; поскольку сено — товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 г. на фламандских гравюрах. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях — например, остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» — «сено» и «ничто»). «В конечном счёте, всё обернётся „hooi“» — так звучал припев песни того времени.

Воз сена имеет ещё одно метафорическое назначение. В XVI в. «сено» несло в себе такие понятия, как «ложь» и «обман», а выражение «отвезти сена кому-либо» означало высмеять или обмануть его. На верху воза, изображённого на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Босховская игра со словом «сено» полна смысловых подтекстов.

Левая створка

Левая створка триптиха посвящена теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия — низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение, изгнание из Рая. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа, изображающего Рай. Иконографическим новшеством является то, что Босх связал грехопадение прародителей, Адама и Евы, с низвержением восставших ангелов.

Библейский эпизод грехопадения Босх изображает вполне традиционно: вокруг древа познания добра и зла объявилась змея — это дьявол, искуситель рода человеческого, начиная с прародительницы Евы. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. В сцене с Архангелом Ева стоит, отвернувшись от врат Рая, словно готовясь принять свою земную судьбу или, может быть, прозревая цепь будущих последствий первородного греха, поскольку справа, вокруг воза с сеном, развёрнута всеобъемлющая панорама человеческого безумия. Удлинённость пропорций и S-образный изгиб, характерные для босховской трактовки обнажённого женского тела, явственно говорят о живучести готических традиций в искусстве Северного Возрождения.

Правая створка

Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму». В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Это круглое сооружение выглядит инфернальной пародией Вавилонской башни, предназначенной для осуждённых душ, — от этого и предостерегает Босх род человеческий.

Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XII в. ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ. Один из эпизодов — переход через мост — фигурирует в качестве одного из мотивов и на картине Босха. На подъёмном мосту, ведущем в башню, десяток бесов истязают несчастного грешника, посаженного верхом на корову. У Тунгдала вести корову по узкому подобно бритвенному лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим иные святотатства, чем, вероятно, и объясняется потир, зажатый в руке босховского персонажа. Распростёртый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.

Внешние створки

Внешние створки. 135 х 90 см «Путник» («Странник», «Пилигрим»)

Внешние створки триптиха по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел.

Занимая весь передний план, возникает фигура изнурённого, обтрёпанного немолодого человека с плетёным коробом за спиной; зловеще-мрачный пейзаж, окружающий его, неприветлив и вселяет тревогу. Слева внизу лежат череп и груда костей; по пятам за этим странником бежит, норовя укусить его, уродливая собачонка; мостки, на которые он собирается ступить, треснули и вот-вот подломятся. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укреплённым на конце колесом — на нём было принято выставлять тела казнённых преступников.

Путь босховского пилигрима пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Пляшущие крестьяне — образ иной, моральной опасности; подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей. Босховский персонаж приводит на память «Обывателя» (в голландской литературе — Elckerlijk, в немецкой — Jedermann), чьё духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени.

Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине, «Блудный сын».

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Бозинг В. Босх = Bosch / пер. с нем. — М.: Арт-Родник, 2008. — С. 45—50. — 96 с. — ISBN 978-5-88896-058-5.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974

См. также

www.gpedia.com

Описание картины Иеронима Босха «Смерть и скупец»

Описание картины Иеронима Босха «Смерть и скупец»

Эта картина была создана художником из Нидерландов. Она имеет достаточно прямолинейное название «Смерть скупца».

Основной чертой изображения является стиль размещения рисунка в пространстве. Картина сильно вытянута вертикально, что создает впечатление алтарного рисунка. Подходит и тематика. Что касается пропорций, то тут еще важно заметить, что картина не рассматривалась отдельно. Она как бы входила в цикл-триптих, где кроме нее размещались еще «Корабль дураков» и «Аллегория чревоугодия и любострастия». Они имели одни и те же размеры, поэтому могли размещаться на алтарной створке.

Важно отметить, что схожей была также и тематика триптиха. Все изображения повествовали о грехах человека, о его настоящей сущности. На этой картине мы видим, как Ангел-хранитель поддерживает человека, умирающего в своей постели. Ангел всячески пытается повернуть голову умирающего так, чтобы его взор был направлен на распятие, но тот никак не хочет отвлечься от своих мирских проблем. А какими могут быть его проблемы? Все достаточно банально: человек скуп, и даже сейчас ему не хочется прощаться со своими деньгами. Он продолжает тянуться к мешку с драгоценными и так горячо любимыми накоплениями. Но это не его деньги, это золото, которое умирающему протягивает сам бес. Он уже радостно выглядывает из-под пола. Интересно, что в самом сундуке умирающего, где лежат его деньги, уже толпятся бесы. А вот и другой демон: этот, по всей видимости, занимает намного высшую должность, ведь его плечи покрывает мантия, а сбоку прикреплен меч. Именно такой власти лишается человек на смертном одре. Ее он больше никогда не обретет. Эту иллюстрацию в то время можно было встретить в книге «Искусство умирать», которая не единожды перепечатывалась и переиздавалась не только в Нидерландах, но и в соседней Германии.

opisanie-kartin.com

Описание картины Иеронима Босха «Стог сена» Картины художников

Описание картины Иеронима Босха «Стог сена»

В пору заката Возрождения и расцвета инквизиции общество было наполнено тревожными предрассудками и суевериями. Художники, творившие в эти мятежные времена, как могли, старались прояснить взгляд на мир. Иероним Босх пишет с 1500 по 1502 гг. масштабный по количеству фигур триптих «Стог сена».

Центральное полотно триптиха вдвое шире боковых створок. Но все они объединены в один сюжет. Слева – «Грехопадение» – на разных планах картины рассказана библейская история изгнания из рая.

Середину триптиха занимает «Стог сена», или представление художника о мирской жизни. Согласно нидерландской поговорке мир являет собой стог сена, и человек хочет ухватить от него, сколько унесет. Как раз этот образ лег в основу композиционного центра всего полотна.

Высокий стог сена лежит на повозке, которую тянут в преисподнюю странные звероподобные

существа. Босх искусно пишет фантастических служителей Дьявола. Их обличья подобны волчьим, рыбьим, львиным и медвежьим головам, однако ноги остаются человеческими. Вокруг сена мельтешит людская толпа. Увлеченные жадностью, они дерутся за вожделенное сено. Кто-то падает, попадая под колеса повозки, другие хотят пробраться к ней с помощью лестницы. За возом следует многоликая толпа, где видны крестьяне, горожане и даже сам император с папой Римским.

На переднем плане сидит фигура растолстевшего служителя церкви. Несколько покорных монахинь подносят ему свою добычу.

На возе сидят влюбленные парочки в компании с музицирующим чертом. С другой стороны от них – молящийся ангел. Он взывает к Всевышнему на облаках смилостивиться над падшими людьми. Ведь всех их ждет ад, который изображен на правой створке полотна.

Босх создал прекрасную нравоучительную картину. В качестве главного символа которой выступает сено как аллегория никчемности земных богатств.

Прислал: Кузьмина Юлия . 2017-10-08 22:23:02

opisanie-kartin.iusite.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта