Вышел онлайн-путеводитель по "Саду земных наслаждений" Босха. Иероним босх сад земных наслаждений виртуальный тур по картине
Сад земных наслаждений
«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха — криптоживопись, которую можно не только разглядывать, но и «читать». Святые и грешники, боги и монстры, книги, ноты, ягоды и ягодицы — все здесь выполняет функции букв, сложив которые в том или ином порядке, можно получить послание из XVI века. Не стоит недооценивать их важность, ведь иногда единственной буквы достаточно, чтобы «сад» превратился в «ад» или наоборот.
Давайте попытаемся разобраться с основными образами знаменитого триптиха. И смыслами, которые, возможно, вложил в них Иероним Босх.
Сад земных наслаждений. Иероним Босх. 1500-е
Сад земных наслаждений. Левая створка. Иероним Босх. 1500-е
Левая створка
1. Фонтан жизни
Источник, дарующий жизнь всему сущему, скомпрометирован у Босха совой — символом тьмы, духовной слепоты и ереси. Должно быть, таким образом художник визуализирует популярную в те годы идею о том, что всякая жизнь — греховна.
Некоторые искусствоведы усматривают здесь астрологические коннотации. Розовый хитиновый фонтан — это Рак, сова — символ темного «несчастливого» Сатурна. Сатурн в Раке — зловещий астрологический прогноз, ассоциировавшийся во времена Босха с Судным днем.
2. Адам и Ева
Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Если Ева еще не вкусила запретного плода, то не имеет понятия о таких категориях, как Добро и Зло. И, по идее, должна не ведать стыда. Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными.
3. Хищники и жертвы
На левой створке триптиха кто-то то и дело кого-то ест. Лев не возлежит рядом с агнцем, как положено в Эдемском саду, а обедает — намеренная нестыковка с библейским каноном.
4. Утки-лебеди
Слева от источника жизни плавают утки, считавшиеся во времена Босха «низкими тварями», поскольку они «погружаются в грязь по самые глаза». Справа — царственный лебедь, непорочный символ Братства Богоматери, в котором Босх состоял до самой смерти. Не исключено, что это противопоставление. Впрочем, лебедь движется в ту же сторону, что и презренные земноводные. Возможно, утки и лебедь, напротив, воплощают идею райской терпимости: фонтан дает жизнь всему — и возвышенному, и земному.
5. Птицы
Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается пернатой очередью, выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души, не познавшей бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент. Если рассуждать логически, подобный дуализм ничуть не свидетельствует о принадлежности Босха к еретическим сектам (на чем настаивают некоторые биографы). Зло должно было существовать уже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Адаму и Еве было бы нечего познавать.
6. Полумесяц
Конструкция из двух округлых плоскостей, скрепленных поперечной осью — образ, который встречается у Босха довольно часто (см. самоходные уши на правой створке). Расшифровать его смысл никому из вменяемых исследователей до сих пор не удалось. Однако венчающий скрепу-ветвь полумесяц — недвусмысленный символ. Во времена Босха полумесяц прочно ассоциировался с врагами христианской веры.
Центральная часть
Сад земных наслаждений. Центральная часть. Иероним Босх. 1500-е
1. Голые и смешные
Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
2. Ягоды
В зависимости от культурного или религиозного контекста, разные ягоды могли иметь различный смысл. К примеру, ежевика была символом чистоты Девы Марии, а земляника — знаком праведности и трудолюбия. Однако в целом, гигантские ягоды, очевидно, выступают у Босха аллегорией распущенности — в первую очередь, сексуальной. Должно быть слово «клубничка» вызывало в средневековых Нидерландах те же ассоциации, что и у нас сейчас.
Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.
3. Фонтан вечной молодости
Большинство исследователей сходится в том, что фонтан в центральной части триптиха — это эзотерический источник вечной молодости, а причудливые сооружения вокруг него обозначают четыре стороны света. В пользу этой теории говорят символы ложной веры и греха (вроде пустой яичной скорлупы или огромных ягод), щедро «разбросанные» Босхом, чтобы подчеркнуть свое отношение к алхимии как к ереси.
4. Круг зверей
Кавалькада всадников, восседающих на козерогах, тельцах, львах и других (экзотических и не слишком) животных — это, очевидно, сатирическое изображение еще одной лженауки и полуереси — астрологии. Круг животных (по-гречески — «зодиак») движется против часовой стрелки. То есть, по мнению Босха, противоестественным образом.
5. Пернатое Зло
И снова птицы отдуваются у Босха за присущие человеку пороки — на этот раз, в контексте видового разнообразия. Тут и знакомая нам по левой створке «грязная» утка. И удод, о котором современники Босха говорили, что он «греховнее, нежели сам дьявол», поскольку рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями. И вездесущая сова, которая в данном случае — еще и очевидный фаллический символ.
6. Прозрачная сфера
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны!».
7. Критика духовенства
Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. «Извлечение камня глупости»). В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг.
8. Рыба
Нет сомнений, что рыба, встречающаяся на картинах Босха не реже, чем его вездесущие совы, всегда несет важную смысловую нагрузку. Однако, символ этот настолько универсален, что о смысле, вложенном автором в какую-то конкретную рыбину — живую, мертвую, летучую или разумную — остается только гадать. В Средние века изображение рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста. В конце концов, рыба могла означать просто рыбу.
Правая створкаСад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Иероним Босх. 1500-е
1. Меланхоличное чудовище
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Кажется, его ничуть не тревожит тот факт, что его древесное тело высохло и растрескалось, а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов. Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
2. Птицеголовый монстр
По общепринятому мнению, птицеголовый монстр — это Дьявол, пожирающий души грешников. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. На голове у Дявола — горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес.
Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище — это безжалостное время. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим, отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кувшины на ногах Кроноса — это котурны, как у актеров, игравших в греческих трагедиях.
3. Музыкальный ад
Во времена Босха в Нидерландах было в ходу выражение «похоть — это музыка плоти». К музыке было принято относится как к легкомысленному развлечению, предваряющему любовные утехи. Полифоническую музыку считали греховным проявлением, а ее исполнение в церкви — изощренной формой ереси. Похоже, Босх разделял мнение католического престола, поскольку превратил музыкальные инструменты в пыточные орудия — точь-в-точь, как это делают в наше время некоторые музыканты-авангардисты.
4. Тройка, семерка, туз
Обнаженная девушка с игральной костью на голове, отрубленная кисть с кубиком на пальцах, перевернутый карточный стол, беременный демон, судя по всему, предлагающий партию в нарды. Смысл этого фрагмента очевиден: грешникам, предававшимся такому пороку как азартные игры, придется в День Страшного Суда буквально бросить кости. К слову, если приглядеться, среди разбросанных на земле карт можно разглядеть тройку и туза. Семерку Иероним, должно быть, припрятал в рукаве.
5. Задницы
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Обусловлено это тем, что задница была едва ли не главной героиней средневекового нидерландского фольклора. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Словом, это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет. И во времена Босха, и сейчас неприятности валятся отнюдь не на наши головы.
6. Лестницы
Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением. То есть, лестницы у Босха выполняют те же функции, что и птицы, рассохшиеся пни или пустые кувшины — символизируют порок.
7. Ножи
Ассоциации, которые связаны с ножами, не нуждаются в сложных трактовках: мученическая смерть, пытки, воздаяние за грехи. Куда больший интерес вызывает клеймо «М», которым помечены клинки «Сада земных наслаждений». По мнению некоторых исследователей, «М» может означать начальную букву в слове «мир» — «mundus». А может и имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы.
8. Свинья
Грешник, обнимающийся со свиньей в монашеском головном уборе, — еще один сатирический выпад в сторону католической церкви, чью жадность Иероним Босх неустанно критиковал в своих картинах. На коленях у него документ, скрепленный печатями, еще один персонаж (с символизирующей ересь жабой на плече) прикрывает печатью голову. Нужно полагать, это индульгенции, торговлю которыми Босх, не без оснований, считал мошенничеством.
9. Коньки
Часто встречающиеся у Босха персонажи на коньках, скорее всего, имеют инфернальное происхождение: согласно средневековым представлениям, нижний круг ада представляет собой замерзшее озеро. Кроме того, коньки, возможно, ассоциировались у художника с праздностью. К примеру, один из «конькобежцев» с триптиха «Искушение святого Антония» держит в клюве бумагу, на которой начертано слово «лень».
Автор: Андрей Зимоглядовисточник
socialego.mediasole.ru
Адское Наслаждение: Рай, Ад и Иероним Босх
Художник Иероним Босх (приблизительно 1450 — 1516) был богат и пользовался огромным уважением. Его произведения поражали и восхищали зрителей. К последнему десятилетию жизни Босха художники делали сотни копий с его картин и рисунков и писали собственные, навеянные его композициями. Слава Босха продолжала расти и достигла своего апогея примерно к 1600 году. А затем его почти забыли: воцарившиеся классицизм и академизм не оставили места гротеску.
В ХХ веке о знаменитом Саде земных наслаждений (1503) и о самом Иерониме Босхе заговорили вновь. Историки искусства поочередно навешивали на него ярлыки еретика, алхимика, авангардиста и приверженца свободной любви. В 1965 году британский психолог Р.И.Хемфилл предположил у него шизоидное расстройство личности.
Большой тур: от Хертогенбоса до Мадрида
Европу охватила босхианская лихорадка, тому причина — 500-летняя годовщина со дня смерти художника. Многочисленные торжества пройдут в его родном городе Ден-Боc (разговорное название Хертогенбоса). Приехавшие туда смогут принять участие в дискуссиях на самые разные темы — от пива до монашеской жизни или истории психиатрии, а также совершить путешествие по раю и аду, проплыв по древним извилистым каналам города, восхититься видами с 25-метровой высоты собора Святого Иоанна, понаблюдать за необычной лодочной флотилией с фантастическими образами из произведений Босха и увидеть его животных, которые появятся на сцене в голландском премьерном спектакле об Иерониме Б. И конечно, всех ожидают выставки, на которых обязательно нужно побывать. И. С.
Иероним Босх. Видения генияМузей Северного Брабанта, Хертогенбос До 8 мая Празднования начались в феврале с открытия крупной ретроспективы в Хертогенбосе. В показ включено 17 из 24 картин и триптихов Босха, выставка представляет собой итог девятилетнего исследовательского проекта, посвященного творчеству художника. Среди самых ярких произведений на ней — поздняя работа мастера, триптих Воз сена (1515), прибывший из Национального музея Прадо (впервые за 450 лет он покинул испанскую столицу). Еще две картины из Прадо были отозваны мадридским музеем обратно после 11-часового изучения их голландскими специалистами, которые пришли к выводу, что авторство этих работ не принадлежит Босху.
Босх. Выставка столетияНациональный музей Прадо, Мадрид 31 мая – 11 сентября Не отправленный в Нидерланды триптих Сад земных наслаждений — самая известная работа художника и гвоздь показа в Прадо. На выставке Босха в этом музее она, несомненно, займет достойное место. Ряд ключевых произведений художника попал в Испанию благодаря исторически сложившемуся интересу к нему испанских коллекционеров из числа аристократии, включая короля Филиппа II, который собрал значительную коллекцию картин Босха. На выставке в Прадо будет около 60 его произведений.
Начо КарбонельГородской музей Хертогенбоса 18 июня – 11 сентября За творческие исследования в области промышленного дизайна испанец Начо Карбонель получил две премии и был номинирован на премию «Дизайн года», присуждаемую лондонским Музеем дизайна. Его работа Стул для влюбленных вызвала огромный интерес; она представляет собой два сиденья, соединенных туннелем, который дает возможность сидящим на них влюбленным быть и на людях, и уединяться. Это первая в Нидерландах ретроспектива Карбонеля, чье творчество охватывает как скульптуру, так и дизайн и демонстрирует его тесное родство с Босхом и Дали.
Небеса и ад (и земля)Городской музей Хертогенбоса 24 сентября 2016 – 15 января 2017 Отдавая дань уважения Саду земных наслаждений, четыре современных художника разрабатывают босхианские темы в цикличном «триптихе» на тему рая, ада и земли. Видео голландского художника Габриэля Лестера, снятое в Индии, дополнено видео швейцарской художницы Пипилотти Рист Homo sapiens sapiens (2005), в котором изображен рай до грехопадения человека, и ужасающей инсталляцией Fucking Hell (2008) британцев Джейка и Диноса Чепменов, она состоит из девяти стеклянных витрин с тысячами крохотных фигурок, совершающих или участвующих в омерзительных действиях.
Иероним Босх родился примерно в 1450 году в Хертогенбосе в провинции Брабант, что в южной части нынешних Нидерландов, далеко от важных в то время крупных центров искусства и политики: Брюгге, Брюсселя и Гента. Он был третьим сыном в семье посредственного живописца Антониса ван Акена, который сам был сыном посредственного художника Яна ван Акена родом из немецкого города Ахен. Обучение юного Босха проходило в семейной мастерской и, что важнее, в местной католической школе. Именно школа дала ему не только основы религиозных знаний, но и приучила к самодисциплине и осторожному критическому мышлению.
Восхождение по социальной лестнице
После женитьбы около 1480 года на Алейт ван дер Меервенне, дочери состоятельного портного, социальный статус Босха повысился. Наследство жены, включавшее дом на рыночной площади и многочисленную недвижимость за городом, позволили художнику обзавестись собственной мастерской. В 1488 году он становится членом общества избранных — Братства Богоматери, в которое входили представители религиозной и политической элиты Хертогенбоса.
Для капеллы братства в главной городской церкви Святого Иоанна Босх создал две небольшие картины и витраж и с этих пор стал регулярно получать солидные заказы от членов братства и их родственников. У братства были связи по всей стране, поэтому вскоре к Босху начали поступать заказы и из других городов. К примеру, высокопоставленный чиновник из Антверпена Питер Шейве заказал ему триптих Поклонение волхвов (около 1496/97), который теперь хранится в Музее Прадо в Мадриде.
Приблизительно в 1495 году Иерун ван Акен сменил имя на Иероним Босх (латинизированная форма имени плюс краткая форма названия родного города). В следующие несколько лет он создал свои самые прославленные работы — крупномасштабные триптихи.
Пожалуй, наиболее знаменитый из них — Сад земных наслаждений из Прадо. Исследователи считают, что работа была написана к бракосочетанию одного из могущественных аристократов того времени, графа Генриха III Нассау-Бреды с Луизой-Франсуазой Савойской. Триптих был задуман как своего рода руководство к успешному брачному союзу и как предупреждение о том, что может случиться, если не следовать религиозным нормам и морали. И кроме того, он был призван развлекать придворное общество.
Забавное и причудливое
Первые записи своих впечатлений от произведений Босха оставил Антонио де Беатис, секретарь кардинала Людовика Арагонского. Он увидел Сад земных наслаждений во время визита во дворец Генриха III в Брюсселе в 1517 году, через год после смерти художника, и описал его как «картины на фантастические темы… где одни люди выходят из морских раковин, другие извергаются из журавлей… есть всякого рода птицы и животные, как в жизни, вся работа забавная и причудливая».
Примерно 80 лет спустя Хосе де Сигуэнса, библиотекарь и духовник испанского короля Филиппа II, написал морализаторский комментарий к произведению. Он истолковал изображения людей, животных и растений через тему смертных грехов, как символ мимолетности и быстротечности всего земного. И хотя толкования Беатиса и Сигуэнсы могут показаться противоположными, на самом деле это две стороны одной медали. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare — обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай.
По мнению Сигуэнсы, Босх знал, что его уже обогнали Альбрехт Дюрер, Микеланджело, Рафаэль и другие художники. «Поэтому он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Он создал новый стиль с элементами шутовства и гротеска, подобные которым можно обнаружить в декоре готических построек и на полях средневековых богослужебных книг. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки.
Дитя эпохи Возрождения, он обладал силами и талантом, чтобы идти своим путем; это позволило ему толковать религиозное искусство в независимой манере, невозможной в Средние века. В образах Босха отсутствуют гармония и красота, а любое чувственное удовольствие может быть обманчиво. Зритель должен уметь соотносить их со своим внутренним миром: как распознать, что есть хорошо и поэтому достойно подражания, а что есть зло, презренное и смехотворное? Только таким путем можно познать подлинно великое: отвечая на эти вопросы, переживая духовное обновление и становясь в результате интеллектуально и духовно прекрасным.
Сад земных наслаждений (1503) представляет собой четыре взаимосвязанных сюжета. Картина мира на третий день Творения, когда на земле еще нет ни людей, ни животных, украшает две внешние створки триптиха; рай и сцена встречи Адама и Евы помещены на левую внутреннюю створку;в центральной части изображен фальшивый рай человечества перед Всемирным потопом; а на правой внутренней створке Босх создал жуткую картину ада / ©Museo Nacional del Prado , Madrid/TASCHEN
Встреча Адама и Евы
Христос, который представляет Еву Адаму, — редко изображаемая сцена. Этот момент после сотворения Евы и до соединения Адама и Евы в брачном союзе — аллюзия на таинство брака. Христос дает божественное согласие на их союз, идеальные отношения между мужчиной и женщиной, подняв правую руку. Адам, очнувшийся ото сна, переходит от духовного созерцания Бога к открытому восхищению Евой, ее мягкой, тонкой грацией.
До Всемирного потопа
Человечество до Всемирного потопа изображено в центральной части. Священноначалие, гармония и праведная жизнь рая, показанные на левой створке, нарушены — перевернуты вверх ногами, как и люди, стоящие на головах. Рыбы здесь летают, птицы плавают, а плоды так велики, что могут хватать и пожирать людей.
Всеобщее безрассудство
Некоторые исследователи утверждают, что на центральной панели изображено утопическое общество, но при внимательном изучении оказывается, что это фальшивый рай. Изобилие гигантских плодов, которые хватают руками, поедают и которыми восхищаются люди, символизирует распутство и прелюбодеяние. Это подтверждает изображение обнаженных мужчины и женщины, открыто трогающих интимные части тела друг друга. Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Отсюда мораль: самодисциплина и возвышенные удовольствия имеют большую ценность, чем безнравственные поступки. Подлинная радость в этом произведении кроется не в том, что изображено, а в пути, который оно указывает.
«Гостиница зла»
В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Это название, часто упоминаемое в литературе того времени, относится к борделям и притонам, где посетители предавались всевозможным порокам вроде светской музыки, азартных игр, алкоголя и продажной любви, которые в любом сочетании ведут к греху. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал, и любой верующий должен избегать порочного места. Чтобы показать презренность и хаос зла, художник создает образы, сочетающие предметы и живых существ. Так, дьявол в рыцарском облачении с птичьей головой и крыльями бабочки держит лестницу, по которой в гостиницу взбираются две погибшие души, у одной из фигур стрелой проткнута ягодица.
Человек-дерево
Босх не указывает конкретно на грешника. Вместо этого он демонстрирует абсурдность греха, изображая разные существа, например человека-дерево. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. рядом). Фигура смотрит через плечо на свой зад — слишком ясный символ нечистоты греха и зловония ада. На его голове, самой большой части тела, красуется диск, по которому похотливые грешники и дьявол прогуливаются вокруг волынки, символа мужского полового влечения.
www.theartnewspaper.ru
Вышел онлайн-путеводитель по "Саду земных наслаждений" Босха – Москва 24, 12.02.2016
Иероним Босх "Сад земных наслаждений", 1503–1515
В Сети появился гид по "Саду земных наслаждений" Иеронима Босха. Теперь детали самой загадочной картины Северного Возрождения можно изучить в высоком разрешении.Картина "Сад земных наслаждений" стала популярной с момента своего создания. Хотя полотно написано на религиозный сюжет, создавалось оно не для церкви и сильно отличалось от канонических традиций. Автор смог разнообразить сюжет фантастическими деталями и необычными подробностями, о трактовке которых споры среди культурологов и искусствоведов идут уже более 500 лет.
Прогулку по живописному пространству дополняют музыкальное сопровождение и стикеры с пояснениями к сюжету. Вся информация дублируется в аудиоформате: пока зритель будет изучать детали в макроувеличении, закадровый голос расскажет о персонажах и символике произведения. Видеоролик начинается с описание внешних створок триптиха, где изображена полупрозрачная сфера – библейский сюжет сотворения мира, – с текстом из Ветхого Завета.
На левой створке триптиха главной темой становится библейский сюжет сотворения Адама и Евы. По центральной части все произведение получило свое название: здесь изображены земные наслаждения, за которые грешники обречены на страшные муки ада, которому отведена правая часть картины.
Этот гид был приурочен к 500-летию со дня смерти великого нидерландского художника, которое отмечается в 2016 году. Также в ближайшее время ожидается выход фильма голландского режиссера Питера ван Хюйсте "Иероним Босх. Отмеченный дьяволом". Официальной датой смерти Босха считается 9 августа 1516 года.
Видео: youtube/пользователь: mdediegof
"Оживление" произведений искусства стало популярным музейным трендом, привлекающим внимание к истории искусства. Ранее музей Сальвадора Дали во Флориде создал виртуальный мир художника, по которому можно было прогуляться, используя онлайн-приложение. Другим примером стала картина Валенита Серова "Девочка с персиками", которую государственная Третьяковская галерея "оживила" для выставки к 150-летию художника.
Видео: youtube/пользователь: Третьяковская галерея
Видео: youtube/пользователь: The Dali Museum
www.m24.ru
Иероним Босх. Триптих «Сад земных наслаждений» (1490—1510). Источник: wikimedia
На ягодицах грешника из «Музыкального ада» Иеронима Босха (триптих «Сад земных наслаждений») можно рассмотреть ноты странной мелодии. Американской студентке удалось расшифровать эту музыку и исполнить её.
Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick), студентка Оклахомского христианского университета: «Я решила переписать эту мелодию по правилам современной музыкальной нотации, предположив, что тональность нижнего голоса — до мажор, как это было принято в средневековых хоралах».
Амелия пишет, что вместе с другом Люком они изучали картину Босха, как «внезапно к великому нашему удивлению, обнаружили на попе одного из истязаемых грешников адскую музыку, которой без преувеличения уже более 600 лет» (картина датируется 1490—1510 годами). На запись трека у неё ушло примерно полчаса. После того как пост в Tumblr собрал 50 тысяч лайков, Амелия сообщила, что в её расшифровке содержатся ошибки, и она вместе с музыкальным факультетом университета в Оклахоме работает сейчас над новой, более точной интерпретацией музыки с ягодиц.
Расшифровка нот с ягодиц в соответствии с правилами современной музыкальной нотации, выполненная Амелией. Источник.
Иероним Босх. Триптих «Сад земных наслаждений». Фрагмент правой створки («Музыкальный ад»). Ягодицы грешника с нотами выделены красным овалом. Источник: wikimedia
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. Правая створка получила название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой. Википедия
Иероним Босх. Триптих «Сад земных наслаждений». Фрагмент правой створки («Музыкальный ад»). Источник: wikimedia
Иероним Босх. Триптих «Сад земных наслаждений». Фрагмент правой створки («Музыкальный ад»). Источник: wikimedia
У Амелии Хэмрик быстро появились последователи. Уильям Эсензо aka Wellmanicuredman, независимый артист и композитор, сделал для адской песни хоровую аранжировку и сочинил для неё текст, в котором содержится, например, следующая строчка: «Наши задницы поют, пока мы горим в чистилище».
Полная версия стихов Уильяма: butt song from hell this is the butt song from hell we sing from our asses while burning in purgatory the butt song from hell the butt song from hell butts Британская Daily Mail не могла пройти мимо столь интригующего события, в публикации указано, что это первая расшифровка мелодии за 600 лет. Это не так. Ещё в 2003 году композицию De jordiska fröjdernas paradis, созданную на основе нот с ягодиц, исполнила шведская команда Vox vulgaris. Композиция вышла на диске ансамбля The shape of medieval music to come.
| Партнёры ООО «АС-Проект» Одна из ведущих проектных компаний Удмуртии и Приволжского федерального округа. АС-Проект выполняет все виды проектных работ и предпроектный анализ участков под застройку. Архитектурное ателье «Плюс» Одна из крупнейших частных проектных организаций в Удмуртии. Более 25 лет «Архитектурное ателье „Плюс“» работает с объектами любого масштаба — проектирует и разрабатывает жилые дома, торгово-развлекательные и многофункциональные комплексы, офисные здания.
Поставка, монтаж и сервисное обслуживание автоматических, секционных, откатных, сдвижных и раздвижных ворот в Удмуртии и соседних регионах. Имея собственное производство, компания «Мир Ворот» является официальным дилером компаний Hormann.
Поставка, монтаж новых и реконструкция старых кровель, фасадов, надстройка мансардных этажей. Двери, напольные и стеновые покрытия от эконом до элиткласса (Италия). Группа компаний «СтеклоСтиль» Подбор, расчет, производство и поставка любых видов стекла и цельностеклянных конструкций. Более 200 видов любого стекла в наличии на складе для облицовки стен и потолков, оформления кухонных фартуков и мебели, перегородок для офиса, дома и других дизайнерских проектов. Алюмдизайн СПб Продажа, изготовление и монтаж фасадов, зимних садов, перегородок, дверей, автоматических ворот, шлагбаумов. Архитектурное бюро «РК Проект» Проектирование и реконструкция жилых и общественных зданий и сооружений, интерьеров. Реализованные объекты расположены в Удмуртии, Татарстане, Пермском крае, Ямало-Ненецком АО, Казахстане, Чехии. Бюро основано в 1998 г. Директор — Александр Николаевич Зорин, член Правления Союза архитекторов России. АО «Прикампромпроект» Полный цикл проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения. sk-djut.ru Производство любых изделий из натурального и искусственного камня. В том числе по эскизам заказчика. |
tehne.com
История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха
В 2016 году сложно назвать художника, чье имя звучало бы чаще, чем Иеронима Босха. Он скончался 500 лет назад, оставив после себя три десятка картин, где что ни образ, то загадка. Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии.
«Сад земных наслаждений» Босха (картинка увеличивается по клику)
Сюжет
Начнем с того, что ни одно из имеющихся на сегодня толкований работы Босха не признано единственно верным. Все, что мы знает об этом шедевре, — от времени создания до названия — гипотезы исследователей.
Названия всех картин Босха придуманы исследователями его творчества
Триптих считается программным для Босха не только из-за смысловой нагрузки, но и за счет многообразия и изощренности персонажей. Название ему дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений.
На левой створке — история о сотворении первых людей и их коммуникации с Богом. Создатель представляет Еву ошеломлённому Адаму, который до сего дня скучал в одиночестве. Мы видим райские пейзажи, экзотических животных, необычные образы, но без перегибов — лишь как подтверждение богатства фантазии Бога и многообразии живых существ, созданных им.
По всей видимости, не случайно, что выбран именно эпизод знакомства Адама и Евы. Символически это начало конца, ведь именно женщина нарушила табу, соблазнила мужчину, за что вместе они отправились на землю, где, как оказалось, их ждут не только испытания, но и сад наслаждений.
Однако за все приходится рано или поздно платить, о чем говорит правая створка, которую еще называют музыкальным адом: под звуки многочисленных инструментов чудовища запускают пыточные машины, где страдают те, кто еще недавно беззаботно фланировали по саду наслаждений.
С обратной стороны створок — сотворение мира. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1:1−2).
Своим творчеством Босх, по всей видимости, пропагандировал благочестие
Изображение на обратной стороне створок
Грех-хедлайнер в триптихе — сладострастие. В принципе, было бы логичнее назвать триптих «Сад земных искушений» как прямую отсылку к греху. То, что кажется идиллией современному зрителю, с точки зрения человека рубежа XV—XVI вв.еков было очевидным примером того, как себя нельзя вести (иначе — на правую створку, будь любезен).
Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны».
Ад же изображен максимально кровожадно и недвусмысленно. Жертва становится палачом, добыча — охотником. Самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Все это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире.
Босх помогал копиистам воровать его сюжеты
Кстати, не так давно студентка Христианского университа Оклахомы Амелия Хэмрик расшифровала и переложила для фортепиано нотную запись, которую разглядела на теле грешника, лежащего под гигантской мандолиной в правой части картины. В свою очередь, Уилльям Эсензо, независимый артист и композитор, сделал для «адской» песни хоровую аранжировку и сочинил слова.
Контекст
Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости, и все произведения Босха — тема греха. Это вообще был тренд в то время. Простому обывателя ведь фактически невозможно не грешить: тут имя господа всуе скажешь, там выпьешь или съешь лишнего, попрелюбодействуешь, соседу позавидуешь, в уныние впадешь — как тут остаться чистеньким?! Поэтому люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили, и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом — на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
Через несколько десятилетий после смерти Босха началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Увлечение длилось несколько десятилетий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Сюрреалисты называли себя наследниками Босха
«Семь смертных грехов» Питера Брейгеля Старшего
С приходом сюрреализма Босха достали из хранилищ, сдули пыль и переосмыслили. Дали объявил себя его наследником. Восприятие образов с полотен Босха серьезно изменилось, в том числе и под влиянием теории психоанализа (куда же без Фрейда, когда речь заходит о высвобождении подсознательного). Бретон и вовсе считал, что Босх «записывал» на полотне любой образ, который приходил ему в голову — фактически вел дневник.
Интересен вот еще какой факт. Свои картины Босх писал в технике a la prima, то есть клал масло не несколькими слоями, дожидаясь, пока каждый из них просохнет (как делали, собственно, все), а одним. В итоге картину можно было написать за один сеанс. Эта техника стала очень популярной намного позднее — среди импрессионистов.
Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников. Мы видим, что его картины полны символизма из противоположных лагерей: христианских, еретических, алхимических. Но что на самом деле зашифровал Босх в таком сочетании, мы уже никогда, по всей видимости, не узнаем.
Судьба художника
Говорить о так называемой творческой карьере Босха довольно непросто: мы не знаем оригинальных названий картины, ни на одном из полотен не указана дата создания, да и подпись автора — скорее исключение, чем правило.
Наследие Босха не сказать, чтобы многочисленное: три десятка картин и дюжина рисунков (копии всего собрания хранятся в центре имени художника в его родном городе Хертогенбосе). Славу в веках ему обеспечили в основном триптихи, их которых до наших дней сохранилось семь, в том числе и «Сад земных наслаждений».
Босх родился в семье потомственных художников. Сложно сказать, сам ли он выбрал этот путь или выбирать не приходилось, но, по всей видимости, работать с материалами он учился у отца, деда и братьев. Первые публичные работы он выполнял для Братства Богоматери, членом которого являлся. Ему как художнику поручали задания, где нужно было орудовать красками и кистями: роспись всего и вся, оформление праздничных шествий и обрядовых таинств и т. п.
В какой-то момент заказывать полотна у Босха стало модно. Список клиентов художника запестрел такими именами, как правитель Нидерландов и король Кастилии Филипп I Красивый, его сестра Маргарита Австрийская, венецианский кардинал Доменико Гримани. Они выкладывали круглые суммы, вешали у себя полотна и устрашали гостей всеми смертными грехами, намекая, конечно, при этом на благочестие хозяина дома.
Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Босх вышел из этой ситуации специфически. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов! Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Все же это были люди другой психологии. Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.
Все его наследие по родственникам раздала супруга после смерти художника. Собственно, больше раздавать после него было нечего: по всей видимости, все земные блага, которые у него были, куплены на деньги жены, происходившей из богатого купеческого рода.
Рекомендовано вам
diletant.media