Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (картина Босха). Босх картина семь смертных грехов


Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (картина Босха)

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II.

С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)

Jheronimus Bosch Table of the Mortal Sins (top inscription).jpg
Jheronimus Bosch Table of the Mortal Sins (bottom inscription).jpg

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1986
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

dic.academic.ru

Картина «Семь смертных грехов» — Artrue

Тип: доска, масло.Размеры: 120 * 150 см.

Семь смертных грехов. Босх.

Семь смертных грехов. Босх.Семь смертных грехов

Семь смертных грехов

На раннем этапе творчества Босх следует сложившимся традициям в изображении фигур и сцен. В «Семи смертных грехах» некоторая скованность движений персонажей, угловатость складок драпировок свидетельствуют о том, что мастер еще не обрел той виртуозной манеры, которая появилась позднее. Поэтому считается, что эта работа исполнена между 1475 и 1480 годами. Однако определенные детали одежды изображенных вошли в обиход не раньше 1490-х годов, а остроносые туфли носили до 1460-х, так что споры по поводу датировки (и авторства) некоторых сцен продолжаются и по сей день.

Тондо

Смерть грешника
Смерть грешника Смерть грешника

Изображения по углам (тондо), именуемые «четыре последние вещи», которые согласно христианскому учению завершают земную жизнь человека, расширяют картину: они символизируют смерть, страшный суд, рай и ад.

Центральная часть

Большой круг в центре доски представляет собой всевидящее Око Бога как зеркало, отражающее жалкие слабости человеческие. В центре же помещена фигура Иисуса Христа, поднявшегося из гроба.

Фрагмент. БосхФрагмент. Босх

Необычная для голландской живописи композиция сложилась, скорее всего, благодаря специфическому назначению доски. Она могла служила столешницей или другим предметом интерьера.

Грехи

Расположение смертных грехов в форме круга вызывает ассоциации с крутящимся колесом, которое символизирует повсеместность распространяющегося греха. В греховном хороводе земной жизни перед нами проходят представители всех основных классов в сословии: аристократы, духовенство, крестьяне, судьи, лавочники.

Гнев

Драка пары мужчин у таверны символизирует гнев. Мужчина с табуреткой на плечах, по всей видимости, связан с поговоркой: «Быть ему увенчанным трехногим табуретом». Большое значение Босх придает обуви. Она разбросана по всему фрагменту, а две туфли спереди уперлись нос к носу, они тоже поддались гневу.

Гнев. Семь смертных грехов.Гнев. Семь смертных грехов.
Гнев
Гордыня

Гордыня считается тяжелейшим грехом, приведшим к падению ангела, ставшего Сатаной. Гордыню здесь олицетворяет дама в образе горничной, которая не может налюбоваться своей проекцией в зеркале. Зеркало ей держит дьявол.

Гордыня. Семь смертных грехов.Гордыня. Семь смертных грехов. Гордыня
Похоть

В шатре парочка влюбленных символизируют грех похоти. С «Кораблем дураков» в данном эпизоде перекликаются многие детали (инструменты, вишня). На шута замахнулись половником. Это отсылка к нидерландскому выражению «ударить по ягодицам», которое означало распутность.

Похоть. Семь смертных грехов.
Похоть. Семь смертных грехов. Похоть.
Лень

Господин, задремавший у камелька рядом с так и не раскрытой книгой, свершает грех лени, заставляющий пренебрегать служением Господу ради несвоевременного сна — женщина протягивает ленивцу четки, которые тот не собирается принимать.

Лень. Семь смертных грехов.Лень. Семь смертных грехов. Лень. Семь смертных грехов.
Алчность

Судья берет взятку — это алчность. Считается, что этот грех несет за собой тяжкие последствия: лишние заботы, злобу, беспокойство и замкнутость, а так де является причиной страхов, приводит к зависти.

Алчность. Семь смертных грехов.Алчность. Семь смертных грехов. Алчность
Чревоугодие

Мужчина, жадно глотающий все, что ставят перед ним на стол, — образ чревоугодия. В этой сценке — масса знаков, которые впоследствии появятся в картине «Странник». Шляпа со стрелой на стене; свиная ножка в руках обжоры; сова под дверью и пустой кувшин..

Чревоугодие. Босх.Чревоугодие. Босх.
Чревоугодие
Зависть

В сценке можно наблюдать двух собак, которые не смогли поделить кости. А у человека в окне кость есть, но его взгляд прикован к одежде мужчины с соколом.

Зависть. Босх.Зависть. Босх. Зависть

artrue.ru

Иероним Босх Семь смертных грехов и четыре последние вещи: Описание произведения

«7 смертных грехов и 4 последние вещи» – одна из нескольких работ Босха в коллекции музея Прадо. Атрибуция картины давно вызывала вопросы. Несмотря на то, что в любой монографии о творчестве художника «7 смертных грехов и 4 последние вещи» рассматриваются исключительно подробно, сомнения в её принадлежности Босху были всегда. Вальтер Бозинг (2-я пол. ХХ в.) связывает их с несовершенством исполнения: неуклюжие плоские фигуры, почти лишённое перспективы пространство, жёсткие контуры и колорит без полутонов – все эти особенности указывают на то, что, скорее всего, картина не принадлежит кисти мастера. Ранее считали, что лишь два наиболее совершенных фрагмента «7-ми смертных грехов» – «Алчность» и некоторые фигуры в «Зависти» – могли быть написаны рукой Босха, но ему принадлежит общий замысел картины.

С 2010 по 2016 год картина пристально изучалась в рамках проекта «Исследование и сохранение творчества Босха». Новые методы исследования (инфракрасная рефлексограмма, цифровая макросъемка со сверхвысоким разрешением и др.) позволили коллективу проекта заключить, что картина действительно создавалась в эпоху Босха и даже, возможно, в его мастерской, но всё- таки не самим художником лично. «Вероятно, это подражатели», – комментирует происхождение картины координатор проекта Маттеус Ислинк.

Функциональное назначение картины

Необычная форма произведения наталкивает на мысль, что картина предназначалась для практического использования. Правда, не до конца понятно – какого именно. По одной из версий, «7 смертных грехов» могли служить столешницей, по другой – навершием (крышкой) крестильной купели.

Но в действительности картина не использовалась ни в первой, ни во второй функциях. Она выполняла третью – медитативную: когда вместе с другими произведениями Босха «7 смертных грехов» попали в Испанию, король Филипп II, большой поклонник художника, распорядился повесить картину в своей спальне в Эскориале. Разглядывание босховских (или псевдо-босховских) грешников помогало Филиппу осознавать собственные грехи и готовиться к таинству исповеди.

Центральная часть

Центром композиции является Всевидящее Око Божие – несколько концентрических кругов, в наименьшем из которых («зрачке») размещено поясное изображение Иисуса Христа. Следующий круг, прилегающий к «зрачку», содержит предупреждение на латыни Cave cave Deus videt («Берегись, берегись – Бог тебя видит!»).

От центра расходятся лучи, которые делят следующий круг на семь секторов – по числу смертных грехов. Получается, что все они располагаются на сетчатке божьего глаза. Невозможно вообразить более наглядного образа, иллюстрирующего мысль о том, что все грехи человека неизбежно находятся в поле зрения Бога: «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30).

Центральная часть картины может ассоциироваться не только с глазом. Вторая по значимости ассоциация – это крутящееся колесо. На это указывают «спицы» – радиусы в третьем от центра круге. Колесо намекает на повсеместность распространения греха. Грех не зависит от места обитания и социальной принадлежности: на картине есть аристократы и духовенство, судьи и лавочники, крестьяне и простолюдины.

Ira (гнев)

Грех гнева иллюстрируется жанровой сценкой. Перед нами вполне бытовая драка, грубая уличная потасовка. Оба дерущихся снабжены холодным оружием. Есть и более неожиданные детали: один запускает в другого кувшином, а у того на голову надет табурет. Кувшин намекает, что первопричиной драки стали обильные возлияния, а строение на втором плане, скорее всего, – трактир. Предмет мебели, водружённый на голову, отражает популярную в Нидерландах поговорку «Быть тебе увенчанным трёхногим табуретом».

Символической деталью являются разбросанные туфли. Парные изображения обуви в северноевропейской живописи олицетворяли супружескую верность. Здесь туфли, наоборот, разрознены и вот-вот столкнутся «носок к носку», как ругающиеся супруги. Возможно, это намёк, что причиной драки стала супружеская неверность. Тем более, на картине присутствует женщина, пытающаяся сдержать одного из драчунов.

Гнев – не самый страшный из семи грехов. Но «злокачественность» гнева заключена в том, что он порождает другие грехи. Себастьян Брант в «Корабле дураков» (произведении, родственном мироощущению Босха) писал:

Кто прав – становится неправ,Терпенье в гневе потеряв.Впадает в грех, кто был несдержан,Кто гневу быстрому подвержен.И благочестью гнев вредит:Что за молитва, коль сердит?

Superbia (гордыня)

Из всех семи грехов гордыня – самый тяжкий, так как является корнем множества других. Именно гордыня привела к падению Люцифера, ангела света. Гордыня ведёт к тому, что грешник начинает кичиться своими достоинствами перед лицом Бога, забывая, что все они – божий дар.

У гордыни с картины «7 смертных грехов» – женское лицо. Точнее, лица-то героини, олицетворяющей гордыню, мы не видим. Она повернулась к нам спиной, чтобы полюбоваться отражением в зеркале. Дабы зритель не сомневался, что гордиться собственной красотой – грех, «подставкой под зеркало» служит дьявол. Ноту комизма всей сцене добавляет то, что дьявол обряжен в замысловатый чепец горничной. Мораль такова: как только кто-то впадает в грех гордыни и принимается любоваться собой – ему тут же начинает прислуживать лукавый.

Что в этом фрагменте «Семи смертных грехов» особенно замечательно – так это изображение интерьера. Оно не вполне правильное с точки зрения учения о перспективе, зато по-голландски подробное. Сводчатое окно с декоративными решётками, дверной проём, за которым открывается еще одна комната, столик, украшенный вазой с цветами, футляр с украшениями и, наконец, «центральный персонаж» этого фрагмента – деревянный резной буфет с изящной утварью – всё это проникнуто любовным вниманием к предметному миру, тому особому уюту, который так ценило искусство Нидерландов.

Luxuria (похоть)

Этот фрагмент нередко сравнивают с картиной Босха «Корабль дураков». Действительно, многие детали совпадают: игра на музыкальных инструментах (традиционно ассоциирующихся с любовной прелюдией), сосуды с вином, тарелка с вишнями (символом сладострастия). Но если шут в «Корабле дураков» сознательно отвернулся от происходящего, то здесь он – полноправный участник игрищ. По его обнажённым ягодицам некто лупит гиганским черпаком. Возможно, это связано с голландской идиомой «ударить по ягодицам», обозначающей распутство. Этот же грех демонстрируют зрителю обе пары – возлежащая на лужайке и уединившаяся в «Шатре Венеры».

Avaricia (алчность/ корыстолюбие)

Многие исследователи считают «Алчность» наиболее удачным фрагментом «7-ми смертных грехов». Олицетворением алчности у Босха выступает судья-мздоимец, сама профессия которого в общественном сознании ассоциируется со взяточничеством. «Грех алчности, – поясняет автор книги о Босхе Ольга Морозова, – влечёт за собой умножение забот, внутреннюю злобу и замкнутость, провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и неминуемо ведёт к зависти».

Invidia (зависть)

Зависть также причисляется к смертным грехам, поскольку она породжена сомнением в справедливости данного Богом мироустройства. На этом фрагменте завистником выглядит человек с костью в руке, выглядывающий из окна. Он не без зависти смотрит на элеганто одетого сокольничего с птицей в руке. Собаки, делящие кости у ног прохожего, на своём уровне дублируют ту же ситуацию.

Gula (чревоугодие, обжорство)

Слово «gula» буквально переводится с латыни как «горло» или «глотка», а в переносном смысле означает чревоугодие, обжорство. Центральный персонаж еще не обглодал косточку из предыдущего яства, а ему уже несут следующее – запечённую птицу. В расширительном понимании «gula» еще может обозначать сластолюбие – грех, которому подчинены не только обжоры, но также и пропойцы (как персонаж у правого края фрагмента), и любители плотских утех. Не случайно чревоугодник здесь обут в непарную обувь (так же как Странник с картины Босха, хранящейся в Роттердаме): в голландском языке идиома «надеть башмак и тапочку» подразумевала «быть крайне неразборчивым в связях».

Accidia (уныние или лень)

В отношении пола центрального персонажа этого фрагмента «7-ми смертных грехов» мнения расходятся: до сих пор нет единства в том, мужчина это или женщина столь беспечно дремлет у камелька. Монахиня подаёт ему (или ей) четки, давая понять, что пришло время молиться, но всё без толку. Персонаж спит, спит и собака у его ног, а лежащая неподалёку Библия так и остаётся нераскрытой.

4 последние вещи: Смерть, Страшный суд, Рай и АдПереходя от одного фрагмента «7-ми смертных грехов» к другому, зритель не мог не прийти к выводу, что «круговорот греха в природе» неизбежен и постоянен. Однако существующие за пределами круга «Четыре последних вещи» всё-таки кладут конец греху, обозначают его логическое завершение. Эти «четыре вещи» – это смерть, страшный суд, рай и ад.

Скорее всего, эти фрагменты были дописаны позднее композиции в центре. Линда Харрис полагает, что «7 смертных грехов» были изначально спроектированы как столешница, которую нужно рассматривать, обходя её по кругу. Но с добавлением «4-х последних вещей» картина получила вертикальный вектор и стала более подходящей для того чтобы быть повешенной на стену.

Смерть. Вокруг умирающего собрались священник, псаломщик и монахини, в ногах стоит его сын, в то время как невестка со служанкой в соседней комнате уже делят наследство. Ситуативно этот фрагмент похож на картину Босха «Смерть скупца». И там, и тут есть смерть в виде скелета с косой, ангел и чёрт, состязающиеся за душу умирающего. Распятие, повернутое священником в сторону зрителей, напоминает каждому: покайтесь, ибо смерть неизбежна.

Страшный суд. Здесь всё в рамках традиции: в день Суда Христос будет восседать на троне в окружении трудящих ангелов, в то время как умершие восстанут из земли и будут судимы в соответствии со своими делами. Оригинальная деталь одна – небольшая сфера, на которую опираются ноги Христа. На ней изображён городской пейзаж и присутствующие на небе одновременно луна и солнце.

Рай. В верхней части композиции «Рая» Христос сидит с книгой в руках в окружении ангелов. На переднем плане расположена группа из еще трёх ангелов с музыкальными инструментами – кажется, это единственное живописное упоминание музыкальных инструментов у Босха, окрашенное позитивно (в большинстве случаев музыка, наоборот, ассоциируется с грехом и адскими мучениями, как, например, в «Саде земных наслаждений»). Апостол Пётр у райских ворот приветствует вновьприбывшего, а в это время черт пытается похитить его золотоволосую спутницу, но ему препятствует крылатый ангел.

Ад. В сцене ада «7 смертных грехов» находят своё логическое разрешение. Эпоха Босха была убеждена в том, что наказание за каждый конкретный грех будет не только неотвратимым, но и таким же конкретным. Например, обнажённые мужчина и женщина внизу композиции олицетворяют грех гордыни и наказание за него: к детородным органам мужчины тенет клюв хищная птица, а у женщины в паху разместилась огромная жаба. Левее и выше них изображен грех любострастия: любовников на огромной алой постели демоны растаскивают в разные стороны, а к ним готовится присоединиться фантастическое черный ящер. В центре истязают тех, кто был подвержен зависти, чревоугодию и лени. Собаки треплют завистников. Перед обжорой вместо привычных ему блюд – «аппетитные» змея, ящерица и жаба. Ленивца лупят по заднице молотком. В котле с надписую «Алчность» закипают жадины и сквалыги, а черти подкидывают в котел деньги вперемешку с экскрементами. Выше и ниже котла распластаны еще двое грешников, мучимых разнообразными темными сущностями.

Внизу и вверху картины изображены развевающиеся свитки со словами из ветхозаветной книги Второзаконие. Верхняя надпись гласит: «Ведь они народ, лишённый ума, они ничего не в силах понять! А будь поумнее – прозрели бы, догадались бы, что их ждёт!». На нижнем свитке написано: «…сокрою лице Мое от них и увижу, каким будет их конец…»

Анна Вчерашняя

artchive.ru

Иероним Босх. Семь смертных грехов

Май 27th 2010 -

Семь смертных грехов и четыре последние вещи

1475—1480, Прадо, Мадрид. Иероним Босх. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken) (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи  “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.

В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку, всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)

Центральная часть  — Всевидящее Око Божье, в зрачке которого — Христос, показывающий на раны, тем самым смотрящего

В этой картине практически нет случайных или ненужных деталей, всё взаимосвязано и подчинено некоей мысли — и ни прибавить, ни отнять. Как бог в центре всего мироздания и мира человека верующего, так и глаз этот — в центре картины.  «Cave, cave, Deus videt» — гласит надпись во втором круге:  «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Вот главная нравоучительная мысль, видимо раньше нравы были много проще, художник не скрывает её, ставит в центр, возвеличивая.  Впрочем, эта надпись — не последняя. На картине 2 штандарта, на которых - цитаты из текста Ветхого Завета (книга Второзакония 32:28-29 и 32: 20), лично мне показалось (не поленился, полез, нашёл перевод) — они поясняют: почему собственно нужно бояться. Сверху:

28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. 29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!

Снизу:

32:20 И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности.

В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов — по числу грехов, можно видеть жанровые сценки, иллюстрирующие каждую из греховных страстей. Даже в этой близости «греховного» круга к стилизованному Оку Божьему, есть своя мысль:  греховное — всегда на глазах у господа, всегда в центре его внимания, его не скрыть, не спрятать, за него отвечать. И было бы даже скучно, нравоучения и поучения — что хорошего, если бы не гротескные, полные грубоватого юмора житейские сценки, больше похожие на карикатуры — по одной на каждый грех и внизу, как и положено — подпись: с чем дело имеем.

Смерть (Death). Иероним Босх.

Вот умирающий. Смерть на пороге.  Ангел-хранитель — слева, за спиной. Рядом  —  священники, смею надеяться — врач.  Но зло всегда рядом, попирая смердящим  задом и святость (ангел) и благочестие и саму жизнь

Ад (Hell)(низ, левый угол). Иероним Босх.

Страшный суд (Last Judgement) (верх, правый угол). Иероним Босх.

Рай (Paradise)Небесные врата(низ, правый угол). Иероним Босх.

В Книге Притчей говорится:

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:— глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, Притч 30:13— сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,— лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. Притч 19:5— Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Притч 1:8; 23:22навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Втор 6:8; Притч 3:3— Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: Притч 3:23— ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, Пс 118:105; 2Петр 1:19— чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Притч 2:16;7:5; Сир 26:13

Зависть (Invidia) Иероним Босх.

Эта миниатюра — зависть. Парочка, поджав губы, смотрит на мужичка с птичкой, видимо хотят такую же, тем временем кто-то с завистью смотрит на их дочь. Даже у собак, под ногами которых две кости, смотрят  на третью, в руках хозяина. Слаще завсегда то, что имеет другой. Кстати: на работягу, волокущего мешок, никто не смотрит — чему тут завидовать?

Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Список восходит к восьми помыслам Евагрия Понтийского:Есть восемь основных помыслов, которыми объемлются все [другие] помыслы. Первый помысел - чревоугодия, а за ним [следует] помысел блуда; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый - гнева; шестой — уныния; седьмой — тщеславия, а восьмой — гордыни. От нас не зависит то, чтобы все эти помыслы досаждали или, наоборот, не тревожили нас; однако от нас зависит то, чтобы они задерживались или, наоборот, не задерживались в нас, чтобы они приводили или не приводили в движение страсти.

Чревоугодие (Обжорство) (лат. Gula). Иероним Босх.

Эта миниатюра о чревоугодии. Бедно в комнате, очаг на полу, лохмотья... Казалось бы: вот он, главный грешник — ненасытный толстяк в центре но всё так просто. Все, все кто есть в комнате либо с пищей, либо с жаждой набить утробу, а значит — грешны.

Они были переведены в католических молитвах следующим образом:Gula (обжорство)Fornicatio (блуд, похоть)Avaritia (алчность)Tristitia (отчаяние)Ira (гнев)Acedia (уныние)Vanagloria (тщеславие)Superbia (гордыня)

Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia) Иероним Босх.

Кого видим? Женщину, занятую рассматриванием себя, любимой, в зеркале. Почти пряничный рисунок, правда? Только зеркало держит кто? А вот он — демон, и держит -  и в этой пряничной благости почти неразличим. Детали, детали, детали — их много, они важны у Босха.

В 590 году папа Григорий Великий пересмотрел список, сведя отчаяние к унынию, тщеславие к гордыне, добавив похоть и зависть, и убрав блуд. В результате получился следующий список, используемый и Папой Григорием I и Данте Алигьери в Божественной комедии:luxuria (похоть)gula (обжорство)avaritia (алчность)acedia (уныние)ira (гнев)invidia (зависть)superbia (гордыня)Концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Фомы Аквинского (XIII век). В XIV веке было создано мнемоническое правило SALIGIA, по первым буквам латинских названий грехов (superbia, avaritia, luxuria, invidia, gula, ira, acedia)

Блуд (Похоть)(лат. Luxuria). Иероним Босх.

Далее перед нами — похоть и сладострастие: две пары, занятые собой, их силятся развлечь некто вроде клоунов, надо понимать они сюда тоже попали неслучайно - нечего, понимаешь, бесовские пляски плясать.

В католической церкви к смертным грехам относятся:Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia)Зависть (лат. Invidia)Чревоугодие (Обжорство) (лат. Gula)Блуд (Похоть)(лат. Luxuria)Гнев (Злоба) (лат. Ira)Алчность (Жадность) (лат. Avaritia)Уныние (Праздность) (лат. Acedia)

Уныние (Праздность) (лат. Acedia). Иероним Босх.

Лень и/или уныние показывает следующая сцена. Иллюстрация, на мой вкус, не очень понятная — монашка пытается воззвать к исполнению долга  обленившегося священника, а тот уснул, и кошка рядом с ним тоже спит. И никто не шелохнётся и ничего  не боится.

Смертный грех разрушает любовь в сердце человеческом тяжким нарушением Закона Божия; он отвращает человека от Бога… Смертный грех, нарушая в нас основной жизненный принцип, которым является любовь, вызывает необходимость новой инициативы милосердия Божия и обращения сердца, совершающегося обыкновенно в рамках таинства Примирения…

Смертный грех — это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечет за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечет исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно. — Катехизис Католической церкви.

Гнев (Злоба) (лат. Ira). Иероним Босх.

Православная святоотеческая традиция включает в список смертных грехов 8 греховных страстей:чревоугодие,прелюбодеяние,сребролюбие,гнев,печаль,уныние,тщеславие,гордыня.Подробное рассмотрение данных страстей сделан святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями»

Алчность (Жадность) (лат. Avaritia). Иероним Босх.

Эта миниатюра — картинка суда, либо чиновник, принимающий решение. Тут уж всё ясно — алчность, ненасытность, жадность главный грех. Присмотреться — точно, один из просителей в «случайно» и невзначай повёрнутую ладонь кладёт монетку. Ну и за кем будет решение, есть сомнения?

Источник:http: ( в сокращении и дополнении)//www.liveinternet.ru/community/2281209/post127067250

Метки: Страшный суд

.

alchevskpravoslavniy.ru

Картина Иеронима Босха "Семь смертных грехов и Четыре последние вещи"

Картина Иеронима Босха 'Семь смертных грехов и Четыре последние вещи' фото

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)

Картина Иеронима Босха "Семь смертных грехов и Четыре последние вещи"

vilingstore.net

Иероним Босх. "Семь смертных грехов (столешница)" 1480-1485

Ерун Антонисон ван Акен или Иероним Босх. Известный нидерландский художник эпохи Северного Возрождения.До наших дней сохранились 25 картин и 8 рисунков этого живописца. Наиболее известная картина — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи».Подобно Данте Алигьери из «Божественной комедии», который спустился в Чистилище и познал все его круги, Иероним Босх воссоздал на своем полотне грехи человека, согласно религиозным канонам своего времени. Картина написана излюбленной техникой художника – алла прима, когда первые мазки масляной краски создают окончательную фактуру полотна.

8.1.Семь смертных грехов (столешница) (1480-1485) (120 х 150) (Прадо, Мадрид).jpgСемь смертных грехов (столешница) (1480-1485)

Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла.Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II, расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные,а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов.

Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).

8.5.Деталь. Блуд.jpg8.5.Деталь. Блудпохоть — две влюбленные парочки, охваченные страстью;

8.4.Деталь. Гордость.jpg8.4.Деталь. Гордостьгордыню — женщина, жадно всматривающаяся в зеркало, служившее излюбленной аллегорической демонстрацией Босха тщеславию и гордыне, т. к. оно считалось инструментом дьявола;

8.3.Деталь. Зависть.jpg8.3.Деталь. Завистьзависть — выражена в косых взглядах пожилых супругов на своего соседа, который сделал дорогую покупку

8.2.Деталь. Обжорство.jpg8.2.Деталь. Обжорствочревоугодие — толстый человек, который пожирает все, что есть на столе и никак не может насытиться;

лень — невыполнение своих обязанностей священником, к которому на исповедь пришла прихожанка; алчность — подкуп судьи, от решения которого зависит судьба человека;гнев — изображен в виде драки двух мужчин и женщины, которые изрядно выпили перед этим;

Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев.Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары.

Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.

8.8.Смерть скупого.jpgСмерть скупого

8.7.Деталь. Рай и апостол Пётр у врат райских.jpgРай и апостол Пётр у врат райских.

8.6.Деталь. Мучения грешников в аду.jpgМучения грешников в аду

Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку:всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)

http://opisanie-kartin.com/

kolybanov.livejournal.com

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (картина Босха) Википедия

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» (нидерл. Zeven Hoofdzonden) — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Описание

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, d[omi]n[u]s videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех уныния; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (вор стаскивает монету), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, рай и ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Втор. 32:20)

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1986
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
⚙️   Тематические сайты

wikiredia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта