Технологическая карта урока «Творчество Иеронима Босха на примере картины «Семь смертных грехов». Картина семь смертных грехов босх
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (картина Босха) Вики
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» (нидерл. Zeven Hoofdzonden) — картина нидерландского художника Иеронима Босха.
Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.
Описание[ | код]
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, d[omi]n[u]s videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех уныния; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (вор стаскивает монету), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, рай и ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Втор. 32:20)
Литература[ | код]
- Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
- Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
- Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
- Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
- История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
- Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
- Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
- Г. Мартин. Босх. М., 1992
- К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1986
- Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
ru.wikibedia.ru
Считаете ли вы себя грешным человеком? Семь смертных грехов.Иероним Босх( 1450 -1516)
Продолжаем глубже вникать в творчество Иеронима Босха.Сегодня познакомимся с чрезвычайно интересной картиной Семь смертных грехов.Сюжет картины настраивает зрителя на размышления.
Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II, расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II.
С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в музей Прадо.
Монастырь Эскорил.История монастыря начинается с 1557года.
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475—1480
РАЗБОР КАРТИНЫ
В центре полотна мы видим нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.
Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".
Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным. Широкая полоса, идущая вокруг этого зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.
И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам.
Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
Начертанные на развевающихся свитках слова:
«Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»
и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»
Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.
В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку "всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)"
Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ.
На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) - одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё.Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры.
ГОРДЫНЯ.
Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ Женщина любуется собой, глядя в зеркало, педлагаемое демоном. Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон.
В центре — сцена, показываюшая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ.
В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты. Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения".
Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда".
В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти.
ЛЕНЬ(уныние) Женщина, пришедшая к священнику(или монахиня), пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам)
О ЧРЕВОУГОДИИ, ненасытности говорит эта сцена. Взъерошенный, полный человек ест и не может насытиться. Ребёнок просящий есть, худой человек, которого не приглашают к столу, бедная обстановка комнаты говорят: ненасытность приводит к бедности и эгоизму.
Шестой смертельный грех - АЛЧНОСТЬ,ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки.
ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь,красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются"
Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" с которыми каждый встретится в конце жизни (по выражению проповедников того времени.)Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата
Смертное ложе.
Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач. Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.
Страшный суд.
Четыре тубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.
АД.
Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.
Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам.В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини.Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению.Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожет демон, несущий сферу.
РАЙ. Небесные врата(низ, правый угол)
Небесные врата... У входа Св Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши.
Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже.
Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела.Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.
Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские.
Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, окарикатуренные по манере изображения.
По-видимому, пока жив хоть один человек, концепция семи смертных грехов не устареет. Но вот, насколько важно не допускать в себя эти грехи, решать каждому в отдельности.
Верующим людям проще – они следуют морали своей религии, стараются не грешить, а если грешат, то после духовного наказания получают отпущение грехов.
Неверующих хранит только желание остаться человеком, не навредить своему разуму и не отягчить что-то зыбкое, называемое совестью. Но совесть основана на страхе перед осуждением, а за что осуждать человека, живущего как все?
Хочется пожелать всем побыстрее разобраться со своими грехами без жалости к себе любимому и сделать это – из простого чувства самосохранения.
Как вы считаете?
Актуальна ли картина Босха в наше время?
Что выдумаете о семи смертных грехах?
Источники.
http://smallbay.ru/article/bosch5.html
http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post127067250/
http://spasi-i-sohrani.com/start.php?m=greh
http://www.nearyou.ru/bosch/seven.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%A7%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8_%28%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B0%29
maxpark.com
Семь смертных грехов и четыре последние вещи — WiKi
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» (нидерл. Zeven Hoofdzonden) — картина нидерландского художника Иеронима Босха.
Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, d[omi]n[u]s videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех уныния; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (вор стаскивает монету), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, рай и ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Втор. 32:20)
ru-wiki.org
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (картина Босха)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 ноября 2014; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 ноября 2014; проверки требуют 9 правок.«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» — картина нидерландского художника Иеронима Босха.
Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех уныния; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20)
|
Литература[ | ]
- Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
- Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
- Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
- Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
- История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
- Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
- Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
- Г. Мартин. Босх. М., 1992
- К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1986
- Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
encyclopaedia.bid
Вступительное слово учителя | Сегодня мы продолжим разговор о эпохе Возрождения, а именно о Северном возрождении. К Северному Возрождению относится культура и искусства стран, расположенных к северу от Италии. К ним можно отнести Германию, Францию, Нидерланды. Ярким представителем Нидерландской живописи является Иероним Босх. Средневековый шизик-живописец, больная психика которого рисовала такое, от чего до сих пор у вполне здоровых людей срывает крышу. А.А.Яворивов Художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима Босха Антония; Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской; В 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую; Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене; В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе(353ч.) В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери, и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. В конце жизни он выполнял заказы для бурдгунского двора, что говорит о его признании современниками. Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. | Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо. Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (вор стаскивает монету), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» | Заданиев тетрадях запишите в столбик все представленные грехи и попробуйте найти им противоположные качества – добродетели. Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ. На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет, чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета. Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ. Интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце, не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок, даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия. Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали "отцом всех грехов". В центре — сцена, показывающая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ. В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты. Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения", "низкие и бесстыдные песни", праздношатающихся потешников. Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда". В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти. ЛЕНЬ(уныние) Женщина, пришедшая к священнику, пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам). Подумайте, почему лень отнесена к смертному греху? ЧРЕВОУГОДИЕ. Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречаться такие постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни, публичного дома и сарая. Монахиня потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец тянет к нему руку, требуя своей доли. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен. Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер. Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется, что это своего рода нечто вроде уклада жизни, и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке, к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное. АЛЧНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки. Насколько этот сюжет актуален сегодня? ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь, красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли. Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются ". Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние. Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" с которыми каждый встретится в конце жизни: СМЕРТЬ, СТРАШНЫЙ СУД, АД, НЕБЕСНЫЕ ВРАТА СМЕРТЬ. Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач. Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом. Страшный суд (верх, правый угол) Четыре трубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад. Ад (низ, левый угол - увеличить) Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам. Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния). Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам. В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини. Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению. Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытает и угрожает демон, несущий сферу. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Вступительное слово учителя | Сегодня мы продолжим разговор о эпохе Возрождения, а именно о Северном возрождении. К Северному Возрождению относится культура и искусства стран, расположенных к северу от Италии. К ним можно отнести Германию, Францию, Нидерланды. Ярким представителем Нидерландской живописи является Иероним Босх. Средневековый шизик-живописец, больная психика которого рисовала такое, от чего до сих пор у вполне здоровых людей срывает крышу. А.А.Яворивов Художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима Босха Антония; Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской; В 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую; Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене; В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе(353ч.) В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери, и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. В конце жизни он выполнял заказы для бурдгунского двора, что говорит о его признании современниками. Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. | Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо. Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (вор стаскивает монету), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» | Заданиев тетрадях запишите в столбик все представленные грехи и попробуйте найти им противоположные качества – добродетели. Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ. На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет, чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета. Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ. Интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце, не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок, даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия. Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали "отцом всех грехов". В центре — сцена, показывающая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ. В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты. Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения", "низкие и бесстыдные песни", праздношатающихся потешников. Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда". В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти. ЛЕНЬ(уныние) Женщина, пришедшая к священнику, пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам). Подумайте, почему лень отнесена к смертному греху? ЧРЕВОУГОДИЕ. Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречаться такие постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни, публичного дома и сарая. Монахиня потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец тянет к нему руку, требуя своей доли. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен. Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер. Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется, что это своего рода нечто вроде уклада жизни, и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке, к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное. АЛЧНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки. Насколько этот сюжет актуален сегодня? ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь, красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли. Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются ". Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние. Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" с которыми каждый встретится в конце жизни: СМЕРТЬ, СТРАШНЫЙ СУД, АД, НЕБЕСНЫЕ ВРАТА СМЕРТЬ. Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач. Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом. Страшный суд (верх, правый угол) Четыре трубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад. Ад (низ, левый угол - увеличить) Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам. Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния). Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам. В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини. Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению. Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытает и угрожает демон, несущий сферу. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Семь смертных грехов (картина Иероним Босх)
Иероним Босх (ок. 1460 -1516)
Семь смертных грехов 1475-80гг., дерево, масло, 120 x 150 см.
музей Прадо, Мадрид, Испания
"Семь смертных грехов" — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Работа упоминается в литературе как настольная, наверное потому, что сцены в центре должны рассматриваться под разными углами. Так ли это — не установлено. Однако, точно известно, что испанский король Филипп II распорядился хранить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Центральная круглая композиция этой картины напоминает глаз — Всевидящее око Бога, наблюдающее за грешным человечеством, в зрачке которого изображена фигура Христа, предупреждающего и благословляющего на добрые дела. Христос окружен кругом золотых лучей . Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".
Дальше следует представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие(похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) и зависть. Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой. Можно посмотреть крупнее,( вращение против часовой стрелки; так задумал Босх)
Выше и ниже круга в центре картины - два текста Ветхого Завета из книги Второзакония (32:28-29 и 32: 20).
28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. 29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!
32:20 И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности.
Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.
Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" (по выражению проповедников того времени) : Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата
В центре — Христос, в золотом ореоле радужной оболочки "всевидящего глаза Бога" . И надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".
Ниже — cемь смертных грехов, расположенные по кругу.
1. Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ. На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) - одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё. Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры.
Канонический список семи смертных грехов был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим и включал: гордыню, зависть, алчность(жадность), чревоугодие, похоть(сладострастие), уныние(другие источники предлагают лень), гнев.
Библия, хотя и не приводит точного перечня грехов, но в ветхозаветных Десяти Заповедях, данных Богом Моисею на горе Синай, предостерегает от их совершения.
Босх выбрал тот порядок грехов, какой был принят в его время.
2. Слева видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ Женщина любуется собой, глядя в зеркало, педлагаемое демоном. Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон.
3. В центре — сцена, показываюшая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ. В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты. Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения", "низкие и бесстыдные песни" праздношатающихся потешников. Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда". В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти. (нам, сегодняшним, трудно это понять)
4. ЛЕНЬ(уныние) показывает сцена слева. Женщина, пришедшая к священнику(или монахиня), пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам)
6. Шестой смертельный грех - АЛЧНОСТЬ,ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки.
7. ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь,красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли. Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются ".
5. О ЧРЕВОУГОДИИ, ненасытности говорит центральная сцена. Взъерошенный, полный человек ест и не может насытиться. Ребёнок просящий есть, худой человек, которого не приглашают к столу, бедная обстановка комнаты говорят: ненасытность приводит к бедности и эгоизму.
Смертное ложе (верх, левый угол)
Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач. Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.
Страшный суд (верх, правый угол)
Четыре тубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.
Ад (низ, левый угол - увеличить)
Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.
Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния). Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам. В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини. Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению. Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожет демон, несущий сферу.
Небесные врата(низ, правый угол)
Небесные врата... У входа Св Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши.
Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже.
Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела. Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.
intersed.com.ru