Фокусник (картина). Анализ картины фокусник босх
Описание картины Иеронима Босха «Фокусник»
Картина «Фокусник» фламандского художника Иеронима Босха, к большому сожалению, не сохранилась. Сегодня можно любоваться лишь копиями этого произведения. Наиболее точной из них признана работа, которая размещена в музее города Сен-Жермен-ан-Ле.
Дата написания оригинала также неизвестна, лишь предположительно относясь к раннему творчеству Босха. Этому соответствуют нескладные фигуры и нарушение перспективного сокращения, соответствующие незрелости мастера.
Картина является примером извечной сатиры, напоминающей о том, как слепая вера и глупость губят людей. Сюжет этой сценки имеет две трактовки. Одни исследователи называют предупреждением о мошенниках и укором тем дуракам, которые готовы поверить хитрым и ловким проходимцам. Возле щербатой каменной стены расположились фокусник и любопытствующие зеваки.
На столе видны подручные средства шарлатана, дурачащего доверчивую публику. Не сразу можно различить у левого края стола лягушку, над которой в изумлении склонился один из зрителей. Фокусник только что убедил его и остальную публику, будто она волшебным образом выпрыгнула прямо изо рта мужчины. Таким образом, полностью завладев вниманием толпы, шарлатан даёт возможность другому пройдохе или, возможно, своему же напарнику опустошать карманы простофиль. Театрализованный обман выражен символами совы – прообраз дьявольских козней, и собачки в костюме шута.
Другие прослеживают в извлечении лягушки обращение к церковному обряду изгнания дьявола. С этой точки зрения, «Фокусник» не просто юмористическая сценка, а насмешка над священнослужителями, подобно фальшивому волшебнику, дурачащие головы прихожанам.
Часто «Фокусник» расценивают как сатиру на фокусников-мошенников и глупых разинь, готовых довериться любому проходимцу. В извлечении лягушки искусствоведы выдвигают предположение о высмеивании церковного обряда изгнания дьявола.
Картина приобретает антирелигиозный протест, становится пародией на священнослужителей, дурачащих наивных прихожан. Эту версию подкрепляют платье фокусника, напоминающее кардинальскую сутану, а наряд воришки – монаха-доминиканца.
opisanie-kartin.com
Иероним Босх Фокусник: Описание произведения
Оригинал картины Иеронима Босха «Фокусник» не сохранился, однако произведение дошло до нас в нескольких копиях, наиболее точную из которых можно посмотреть в Муниципальном музее пригорода Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. Копия имеет прямоугольную форму, но специалисты почти не сомневаются, что оригинальная композиция была вписана в круг, т.е. имела форму тондо (от итал. rotondo – круглый), наподобие «Извлечения камня глупости» – другой известной картины Босха. Круг, по своей сути, напоминает выпуклое средневековое зеркало или линзу: всё, что попадает в его пределы, приобретает искажённые пропорции и формы, но при этом становится очень наглядным.Датировка
Традиционно «Фокусника» относили к раннему периоду творчества Босха – между 1475 и 1480 гг. Считалось, что несколько неловко написанные фигуры и неправильное перспективное сокращение (особенно заметное в изображении стола) говорят о неуверенности руки начинающего мастера. Весьма примитивный рисунок, с одной стороны, может указывать на авторскую неопытность. Но, с другой стороны, и во времена творческой зрелости Босх часто прибегал к намеренной архаизации и примитивизации приёмов изображения, так что вопрос с датировкой «Фокусника» остаётся открытым. Дендрохронологический анализ сен-жерменской копии указывает, что она создана около 1502 года.
Сюжет
На фоне выщербленной каменной стены, верхняя часть которой поросла травой, шарлатан в черном цилиндре и красном плаще дурачит доверчивую публику. Зрители монолитной группкой расположились у другого края стола и с изумлением глядят, как фокусник извлекает изо рта одного из зевак лягушку. Но вот юноша, обнимающий свою спутницу, замечает неладное и указывает на это пальцем: стоящий рядом человек в монашеской одежде, прикидывающийся слепым, запустил руку в карман «поглотителя лягушек» и пытается вытянуть оттуда кошелёк. Вероятно, это сообщник фокусника и всё представление рассчитано на то, чтобы усыпить бдительность публики и воспользоваться её доверчивой рассеянностью.
Фокусник зажимает в пальцах миниатюрный шарик, на столе видны еще несколько шариков и напёрстки. Из прикреплённой к поясу фокусника корзинки выглядывает голова совы – привычной для Босха аллегории зла и дьявольских козней. Лягушки (одна сидит на столе, другая – виднеется во рту у «жертвы» фокусника) тоже рассматривается как символ порока. Сложнее трактовать символическое значение собаки (некоторые полагают, что это обезьянка) под столом и аиста, поглотителя лягушек, темный силуэт которого виден в левом верхнем углу.
Над кем насмехается Босх?Чаще всего «Фокусника» трактуют как жанровую сценку, сатира которой направлена и на фокусников-мошенников, и в еще большей степени – на доверчивых разинь, готовых поверить любому ловкому проходимцу. Некоторые специалисты проводят параллели между извлечением лягушки фокусником и церковной процедурой изгнания дьявола. При таком подходе картина «Фокусник» приобретает антиклерикальный смысл, становится сатирой на священнослужителей, почём зря дурачащих доверчиваю паству. Эта идея подкрепляется и теми аргументами, что платье фокусника похоже на красную кардинальскую сутану, а «униформа» его сообщника напоминает об одежде монахов-доминиканцев. Возможно, Босх обличает здесь продажу индульгенций – отпущение грехов за деньги.
Загадочный человек в зелёном
Специалисты заметили, что персонаж в зеленом головном уборе и такого же цвета плаще (он стоит почти у середины стола и смотрит прямо на зрителя) появляется и на других работах Босха, например, в «Распятой мученице». Предполагают, что он писался с кого-то из реальных знакомых Босха, но вряд ли этот человек был художнику другом, поскольку на картинах он показан скорее в негативном ключе.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Описание картины Иеронима Босха «Фокусник» Картины художников
Картина «Фокусник» фламандского художника Иеронима Босха, к большому сожалению, не сохранилась. Сегодня можно любоваться лишь копиями этого произведения. Наиболее точной из них признана работа, которая размещена в музее города Сен-Жермен-ан-Ле.
Дата написания оригинала также неизвестна, лишь предположительно относясь к раннему творчеству Босха. Этому соответствуют нескладные фигуры и нарушение перспективного сокращения, соответствующие незрелости мастера.
Картина является примером извечной сатиры, напоминающей о том, как слепая вера и глупость губят людей. Сюжет этой сценки имеет две трактовки. Одни исследователи называют предупреждением о мошенниках и укором тем дуракам, которые готовы поверить хитрым и ловким проходимцам. Возле щербатой каменной стены расположились фокусник и любопытствующие зеваки.
На столе видны подручные средства шарлатана, дурачащего доверчивую публику. Не сразу можно различить у левого края стола лягушку, над которой в изумлении
склонился один из зрителей. Фокусник только что убедил его и остальную публику, будто она волшебным образом выпрыгнула прямо изо рта мужчины. Таким образом, полностью завладев вниманием толпы, шарлатан даёт возможность другому пройдохе или, возможно, своему же напарнику опустошать карманы простофиль. Театрализованный обман выражен символами совы – прообраз дьявольских козней, и собачки в костюме шута.
Другие прослеживают в извлечении лягушки обращение к церковному обряду изгнания дьявола. С этой точки зрения, «Фокусник» не просто юмористическая сценка, а насмешка над священнослужителями, подобно фальшивому волшебнику, дурачащие головы прихожанам.
Часто «Фокусник» расценивают как сатиру на фокусников-мошенников и глупых разинь, готовых довериться любому проходимцу. В извлечении лягушки искусствоведы выдвигают предположение о высмеивании церковного обряда изгнания дьявола.
Картина приобретает антирелигиозный протест, становится пародией на священнослужителей, дурачащих наивных прихожан. Эту версию подкрепляют платье фокусника, напоминающее кардинальскую сутану, а наряд воришки – монаха-доминиканца.
Прислал: Большакова Ольга . 2017-10-08 22:22:21
opisanie-kartin.iusite.ru
Фокусник (картина) — википедия орг
Исследователи творчества Иеронима Босха отзываются о картине, как о довольно примитивном рисунке и решении фона в виде стены, что может говорить о том, что это одна из первых его картин. В этой работе уже прослеживаются характерные и определяющие черты творчества художника — высмеивание и выставление на показ человеческих пороков в виде сатирических сцен[2].
Сцена с фокусником могла быть задумана Иеронимом Босхом, как отсылка к карте таро — маг. Доводом этому служат изображения алхимических и астрологических символов в других его картинах, а также персонажей из карт таро, что попали в Европу с Египта и Индии в XIV веке[3].
Сюжетом картины художник выбрал древнее занятие разного рода мошенников — фокус с наперстками. В то время, как все присутствующее устремили взгляды на фокусника — его сообщник в толпе ворует кошелек. Иероним Босх изобразил аллегорический символ на столе и во рту склонившегося над столом — лягушку. Это земноводное включали в картины, где нужно было передать какой либо порок или высмеять церковные ритуалы (к примеру, экзорцизм). Одежда фокусника наводит на аналогию с красной мантией папских кардиналов, а стол с предметами для фокусов — церковный алтарь[1].
Каждого из толпы у стола художник наделил индивидуальными чертами и занятым собственным делом. Склонившийся над столом — это зажиточный горожанин, изо рта которого выглядывает лягушка, как символ порока и греховности. Мужчина, что ворует у него деньги — изображен в одежде члена ордена доминиканцев. Мужчина в чёрной одежде открыто флиртует с женщиной в красном головном уборе, положив одну руку на её плечо, а вторую — на грудь. Монахиня пристально наблюдает за действиями фокусника, а рядом стоящий с ней мужчина в зелёной одежде — смотрит на зрителей. Как было замечено исследователями творчества Иеронима Босха — лицо мужчины в зелёной одежде встречается и на других полотнах. Колорит жанровой сцены построен на сопоставлении друг-другу таких цветов, как: белый, красный, чёрный, а также незначительными оттенками коричневого, синего и зелёного[4].
www-wikipediya.ru
Босх в интерпретации современников - Калейдоскоп
Современная интерпретация "Земного рая" Иеронима Босха
Биограф Иеронима Босха – Линда Харрис – считает, что ее герой обладал даром предвидения. В своих картинах, уверена она, Босх предсказывал будущие войны, эпидемии и экологические катаклизмы. Что-то подобное предсказывали многие: не нужно быть антропологом, чтобы понимать – болеть и воевать люди будут до тех пор, пока не вымрут. Однако Босх не просто предвидел «апокалипсис сегодня», он в точности знал, как этот апокалипсис будет выглядеть. Достаточно вглядеться в его картины попристальней, чтобы убедиться: Босх достоин войти в историю не только как великий живописец, но и как автор пугающе конкретных прозрений.
Мировая геополитика
На первый взгляд, картина «Фокусник» - незатейливый образчик жанровой живописи. Катала дурачит простака посредством старого как мир трюка с «наперстками». Пока тот зачарованно следит за руками, уличный воришка «подрезает» его кошелек. Один из зевак, воспользовавшись тем, что всеобщее внимание приковано к столу фокусника, щупает девицу. За происходящим с живым интересом наблюдают сова, специально обученная собачка и переодетый монахиней Путин – у него здесь явно свой интерес.
Кручу-верчу, мирового господства хочу: Босх в точности предсказал, как будет выглядеть в наше время всякая геополитическая заварушка. Тут и очередной секс-скандал, и дрессированные лоббисты, и молчаливое покровительство духовенства. Но главное – суть. Пока «на сцене» показывают фокусы с кредитами, санкциями и прочими гипнотическими реструктуризациями, кто-нибудь у кого-нибудь что-нибудь отжимает: самое интересное всегда происходит за кулисами.
Сальвадор Дали
Некоторые считают, что картины Иеронима Босха были для Сальвадора Дали могучим источником вдохновения. Другие полагают, что Сальвадор попросту заимствовал у Босха персонажей, сюжеты и интонации. Куда любопытней теория, согласно которой Босх не только предвосхитил появление сюрреализма в живописи, но и предсказал пришествие его главного героя.
К примеру, некоторые горячие головы видят недвусмысленный намек во фрагменте «Сада земных наслаждений». Это ключ, бородка которого напоминает латинскую “S”, а общий силуэт – букву “D”. Впрочем, зачем искать инициалы, если на левой «райской» створке триптиха Босх нарисовал самого Дали.
Прибрежный камень и ящерки складываются в снисходительно-дружеский шарж, посредством которого Босх как бы говорит своему наследнику: «Ты, конечно, и сам с усами, но все сюрреалистические чудеса (включая тебя самого) я видел еще в XV веке». В целом это можно считать напутствием. Босх видел в Дали достойного преемника. В противном случае, поместил бы его на правую створку.
ГМО
Клубника размером с амбар, синичка-переросток, летучая сельдь, которая произвела бы впечатление на Хемингуэя и Спилберга. Все то, чем вскоре будут гордиться современные генетики, у Босха колосилось, кишело и плескалось уже 500 лет тому. Как и полагается истовому католику, едва ли он был в восторге от идеи подправить замысел творца. В том, что сегодня генетика отрастила гигантскую кукурузину и меряется с другими науками за статус главнейшей, Босх явно видит приметы завтрашнего апокалипсиса. «Не убий, не укради, не модифицируй», - предостерегает он потомков, живописуя последствия, вызванные поеданием трансгенов.
Все "генетически модифицированные продукты" - с центральной части триптиха "Сад земных наслаждений".
Реалити-шоу
Голые люди за стеклом? Каким-то непостижимым образом – через годы, через расстоянья – Иероним Босх не только увидел расцвет реалити-ТВ, но и предугадал название одного из первых и самых резонансных шоу.
Вообще, «Сад земных наслаждений» - это довольно подробное отображение современного телевидения, можно сказать, полная сетка вещания. Левая створка триптиха – это эфир официальных имперских телеканалов. Здесь царят благолепие и процветание, и если кто-то кого-то ест, то исключительно ради укрепления национальной идеи, восстановления исторической справедливости и тому подобных богоугодных задач. Центральная часть – развлекательный сегмент с интеллектуальными аттракционами вроде «Дома 2», «Последнего героя» и «Адской кухни». Ну а правая створка – это, конечно, новости и сериалы телекомпании HBO.
Ипотечный кризис-2007
Если посмотреть на картину «Искушение святого Антония», на заднем плане можно разглядеть вполне современные здания. Не иначе, это высотки Уолл-стрит, а Антоний – святой человек, который лишь однажды поддался соблазну и взял ипотеку. Вы можете видеть, как в отдалении судебные приставы выносят имущество Антония – лестницу, тряпки, спутниковую антенну. Но и этого мало: Антоний со всех сторон окружен кредиторами – один из них даже пришел с молотком. Антоний – задумчив, в его глазах читаются вопросы: «где я ошибся?», «когда все пошло не так?». В самом деле, рынок недвижимости казался таким устойчивым. И только Босх в ХVI веке знал, чем все обернется. К слову, теме финансового кризиса посвящены многие работы Иеронима Босха. Поэтому его герои столь скудно одеты и часто обитают в дуплах.
Евровидение
Верно, группа “Lordi” и Кончита Вюрст перещеголяли самые смелые фантазии Иеронима Босха. Но в целом, направление, в котором будет развиваться главный песенный конкурс планеты в третьем тысячелетии, художник предсказал довольно точно: парад-алле типичных конкурсантов «Евровидения» можно обнаружить едва ли не в каждой его работе.
Что касается правой створки «Сада земных наслаждений», так называемого «Музыкального ада», ее искусствоведы трактуют неверно. Принято считать, что музыкальные инструменты, выполняющие функции пыточных орудий, появились у Босха, поскольку в его времена церковь считала грехом всякую полифоническую музыку. Это не так. «Распятие на арфе», заключение в барабан, флейта, размещенная там, где ей самое место, – все это коллективная мечта о воздаянии вполне конкретным финалистам. Это не то, чего Босх боялся сам или хотел напугать потомков. Это то, чем он грезил.
Автор: Андрей Зимоглядов
https://artchive.ru/artists/65~Ieronim_Boskh/stories
alindomik.livejournal.com
Совы Босха - Irchy's Nest
Разглядывая картины Иеронима Босха, на глаза мне то тут, то там, много раз попадались совы. На прошлой неделе я послушала лекцию, посвященную его творчеству, на которой всплыла тема символизма, и захотелось рассмотреть сов Босха поближе.Для босховских современников его картины имели гораздо больший смысл, чем для нас с вами. Творчество Босха изобилует разными символами, которые несли для средневекового человека вполне определенную информацию. Значение многих из них уже давно утеряно, и даже те символы, которые нам очевидны, могут трактоваться по-разному: с религиозной или мистической точки зрения. Несмотря на своеобразное мышление Босха, Церковь признавала его работы и не считала их еретическими. Ну, не буду растекаться мыслию по древу, все это вы и так можете прочитать в Википедии или на сайте, посвященном Босху.
Что касается живых существ - в основном, на картинах Босха присутствует библейский бестиарий "нечистых" животных: жаба, свинья, заяц, змея. Ну и, конечно, сова, которую Босх изображал сову на многих своих картинах. Иногда он вносил её в контекст к персонажам, которые вели себя коварно, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова, как ночная птица, служит злу и символизирует безжалостность и духовную слепоту всего земного.
Итак, давайте рассматривать этих коварных пташек на картинах гения. Начнем с фрагмента триптиха "Сад земных наслаждений"(около 1460-1516), центральная часть - Сова и чертополох.
Еще одна сова находится в самом гнезде разврата.
И еще одна сова в центральной части триптиха скромно присела на веточку чертополоха (?) и почти неприметна на фоне этого забавного котика.
На левой створке этого же триптиха мы тоже можем увидеть сову - она прячется в Фонтане жизни.
Всего на этом триптихе насчитала четырех сов, показанных выше. Вот они:
Сова сидит на голове монахини на картине "Концерт в яйце"(1475-1480)
Сову мы видим и в центральной части триптиха "Искушение Святого Антония" (1495-1515) - она присела на голову существа с пятачком.
Еще одна сова прячется в расщелине колонны в центральной части триптиха.
Какой же "Корабль дураков" (1490-1500) без совы. Вон она, притаилась наверху в кроне дерева.
"Святой Иероним молится" (1476-1500). Сова - немой свидетель этой молитвы, притаилась на коряге и наблюдает.
"Фокусник" тоже не обошелся без совы. Сова в кармане!
Сова сидит на ветке, наблюдая возвращение блудного сына ("Путник", около 1500 г.)
Есть у Босха и картины, в которых сова - главный герой. Например, "Гнездо сов".
"Человек-дерево", увенчанный совой.
И замечательный рисунок про "Слышащий лес и зрячее поле".
Интересно, правда? :) Если где-то еще остались нерассмотренные мною босховские совы - дайте знать. Рассмотрим! :)
Ещё: Будка Дюрера в Москве
irastrange.livejournal.com
Фокусник (картина) - Gpedia, Your Encyclopedia
Фокусник (нидерл. De goochelaar) — картина нидерландского художника Иеронима Босха. Относительно времени написания нет единого мнения и потому датой называют период с 1475 по 1502 год. Работа относится к самым ранним в творчестве художника. Находится в коллекции Муниципального музея в городе Сен-Жермен-ан-Ле[1].
История создания
Исследователи творчества Иеронима Босха отзываются о картине, как о довольно примитивном рисунке и решении фона в виде стены, что может говорить о том, что это одна из первых его картин. В этой работе уже прослеживаются характерные и определяющие черты творчества художника — высмеивание и выставление на показ человеческих пороков в виде сатирических сцен[2].
Сцена с фокусником могла быть задумана Иеронимом Босхом, как отсылка к карте таро — маг. Доводом этому служат изображения алхимических и астрологических символов в других его картинах, а также персонажей из карт таро, что попали в Европу с Египта и Индии в XIV веке[3].
Сюжет картины
Сюжетом картины художник выбрал древнее занятие разного рода мошенников — фокус с наперстками. В то время, как все присутствующее устремили взгляды на фокусника — его сообщник в толпе ворует кошелек. Иероним Босх изобразил аллегорический символ на столе и во рту склонившегося над столом — лягушку. Это земноводное включали в картины, где нужно было передать какой либо порок или высмеять церковные ритуалы (к примеру, экзорцизм). Одежда фокусника наводит на аналогию с красной мантией папских кардиналов, а стол с предметами для фокусов — церковный алтарь[1].
Каждого из толпы у стола художник наделил индивидуальными чертами и занятым собственным делом. Склонившийся над столом — это зажиточный горожанин, изо рта которого выглядывает лягушка, как символ порока и греховности. Мужчина, что ворует у него деньги — изображен в одежде члена ордена доминиканцев. Мужчина в чёрной одежде открыто флиртует с женщиной в красном головном уборе, положив одну руку на её плечо, а вторую — на грудь. Монахиня пристально наблюдает за действиями фокусника, а рядом стоящий с ней мужчина в зелёной одежде — смотрит на зрителей. Как было замечено исследователями творчества Иеронима Босха — лицо мужчины в зелёной одежде встречается и на других полотнах. Колорит жанровой сцены построен на сопоставлении друг-другу таких цветов, как: белый, красный, чёрный, а также незначительными оттенками коричневого, синего и зелёного[4].
Примечания
- ↑ 1 2 Морозова О. В. Босх Брейгель Дюрер. — ОЛМА Медиа Групп, 2013. — С. 35. — 304 с. — ISBN 9785373051446.
- ↑ О. В. Морозова. БОСХ. — Галерея гениев. — М: ОЛМА Медиа Групп, 2008. — С. 31. — 128 с. — ISBN 978-5-373-01295-9.
- ↑ Rose-Marie Hagen, Rainer Hagen. What Great Paintings Say, Vol 1. — Taschen, 2003. — С. 73. — 494 с. — ISBN 9783822821008.
- ↑ М. Гордеева. Босх Иероним / Великие художники Т.34. — М: Директ-медиа, 2014. — С. 6-7. — 49 с. — ISBN 9785747500112.
Ссылки
Картина на сайте Муниципального музея Сен-Жермен-ан-Лен
www.gpedia.com